Рабочая программа по математике для 1 класса
рабочая программа по математике (1 класс) по теме
Рабочая программа по математике для 1 класса УМК Перспектива
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pz_mat.docx | 41.07 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
начальная общеобразовательная школа № 53
Принята на заседании методического объединения МАОУ НОШ № 53 | Согласована Заместитель директора по УВР | Введена в действие приказом от Директор МАОУ НОШ № 53
|
Рабочая программа
по математике
для 1 класса
учителя начальных классов
Гавриленко Натальи Ефимовны
г. Калининград, 2013
1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторской программы по математике Л. Г. Петерсон, УМК «Перспектива»
Курс разработан в соответствии с ООП НОО МАОУ НОШ № 53 и учебным планом школы.
На изучение предмета в начальной школе отводится 540 ч: в 1 классе 132 ч. Вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Занимательная математика»
Цель модуля :
формирование у учащихся основ умения учиться;
развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике
создание для каждого ребёнка возможности достижения высокого уровня математической подготовки.
Соответственно задачами данного курса являются:
1) формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
2) приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
3) формирование специфических для математики качеств мышления, в частности, логического, алгоритмического и эвристического мышления;
5) формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
2.УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов |
1. | Свойства предметов (цвет, форма, размер, материал и др.). Сравнение предметов по свойствам. Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник | 4 |
2. | Группы предметов или фигур: составление, выделение части, сравнение. Знаки = и ≠ | 4 |
3. | Сложение и вычитание групп предметов | 4 |
4. | Связь между частью и целым. Пространственно-временные отношения: выше – ниже, спереди ─ сзади, слева ─ справа, раньше ─ позже и др. Порядок. Счёт до 10 и обратно | 4 |
5. | Числа и цифры 1 ─ 4. Состав¸ сложение и вычитание в пределах 4. Отношения: шире ─ уже, толще ─ тоньше и др. Шар, конус, цилиндр. Числовой отрезок | 8 |
6. | Числа и цифры 5 ─ 6. Состав, сложение и вычитание в пределах 6. Равенство и неравенство чисел. Знаки > и < | 6 |
7. | Точки и линии. Области и границы. Компоненты сложения и вычитания | 5 |
8. | Числа и цифры 7 ─ 9. Состав, сложение и вычитание в пределах 9. Отрезок и его части. Ломаная линия, многоугольник. Выражения. Таблица сложения | 15 |
9. | Число 0. Сложение, вычитание и сравнение с нулем. Части фигур. Соотношение между целой фигурой и ее частями. Равные фигуры | 4 |
10. | Задача. Решение задач на нахождение части и целого. Взаимно обратные задачи | 4 |
11. | Разностное сравнение чисел. Решение задач на разностное сравнение | 6 |
12. | Величины. Длина, масса, объем. Свойства величин. Составные задачи на нахождение целого (одна из частей не известна) | 10 |
13. | Уравнения с неизвестным слагаемым, вычитаемым, уменьшаемым, решаемые на основе взаимосвязи между частью и целым | 7 |
14. | Укрупнение единиц счёта. Число 10: состав, сложение и вычитание в пределах 10. Составные задачи на нахождение части (целое не известно) | 6 |
15. | Счёт десятками. Круглые числа. Дециметр. Счёт десятками и единицами. Название и запись чисел до 20 | 7 |
16. | Нумерация двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел (без перехода через десяток) | 6 |
17. | Квадратная таблица сложения. Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через десяток) | 4 |
18. | Повторение | 2 |
Внутрипредметный модуль «Занимательная математика» - 22 часа | ||
19. | 2 четверть | 5 |
20. | 3 четверть | 9 |
21. | 4 четверть | 8 |
ИТОГО | 128 |
Числа и арифметические действия с ними (70 ч). Группы предметов или фигур, обладающих общим свойством. Составление группы предметов по заданному свойству (признаку). Выделение части группы.
Сравнение групп предметов с помощью составления пар: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на … порядок.
Соединение групп предметов в одно целое (сложение). Удаление части группы предметов (вычитание). Переместительное свойство сложения групп предметов. Связь между сложением и вычитанием групп предметов.
Аналогия сравнения, сложения и вычитания групп предметов со сложением и вычитанием величин.
Число как результат счёта предметов и как результат измерения величин.
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 9. Наглядное изображение чисел совокупностями точек, костями домино, точками на числовом отрезке и т. д. Предыдущее и последующее число. Количественный и порядковый счёт. Чтение, запись и сравнение чисел с помощью знаков , , >, <.
Сложение и вычитание чисел. Знаки сложения и вычитания. Название компонентов сложения и вычитания. Наглядное изображение сложения и вычитания с помощью групп предметов и на числовом отрезке. Связь между сложением и вычитанием. Зависимость результатов сложения и вычитания от изменения компонентов. Разностное сравнение чисел (больше на ..., меньше на ...). Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.
Состав чисел от 1 до 9. Сложение и вычитание в пределах 9. Таблица сложения в пределах 9 («треугольная»).
Римские цифры. Алфавитная нумерация. «Волшебные» цифры.
Число и цифра 0. Сравнение, сложение и вычитание с числом 0.
Число 10, его обозначение, место в числовом ряду, состав. Сложение и вычитание в пределах 10.
Монеты 1 к., 5 к., 10 к., 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.
Укрупнение единиц счёта и измерения. Счёт десятками. Наглядное изображение десятков с помощью треугольников. Чтение, запись, сравнение, сложение и вычитание круглых десятков (чисел с нулями на конце, выражающих целое число десятков).
Счёт десятками и единицами. Наглядное изображение двузначных чисел с помощью треугольников и точек. Запись и чтение двузначных чисел, представление их в виде суммы десятков и единиц. Сравнение двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. Аналогия между десятичной системой записи чисел и десятичной системой мер.
Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20 («квадратная»). Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.
Работа с текстовыми задачами (20 ч). Устное решение простых задач на смысл сложения и вычитания при изучении чисел от 1 до 9.
Задача, условие и вопрос задачи. Построение наглядных моделей текстовых задач (схемы, схематические рисунки и др.).
Простые (в одно действие) задачи на смысл сложения и вычитания. Задачи на разностное сравнение (содержащие отношения «больше (меньше) на …»). Задачи, обратные данным. Составление выражений к текстовым задачам.
Задачи с некорректными формулировками (лишними и неполными данными, нереальными условиями).
Составные задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение в 2—4 действия. Анализ задачи и планирование хода её решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Арифметические действия с величинами при решении задач.
Геометрические фигуры и величины (14 ч). Основные пространственные отношения: выше — ниже, шире — уже, толще — тоньше, спереди — сзади, сверху — снизу, слева — справа, между и др. Сравнение фигур по форме и размеру (визуально).
Распознавание и называние геометрических форм в окружающем мире: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Представления о плоских и пространственных геометрических фигурах.
Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Точки и линии (кривые, прямые, замкнутые и незамкнутые). Области и границы. Ломаная. Треугольник, четырёхугольник, многоугольник, его вершины и стороны.
Отрезок и его обозначение. Измерение длины отрезка. Единицы длины: сантиметр, дециметр; соотношение между ними. Построение отрезка заданной длины с помощью линейки.
Составление фигур из частей и разбиение фигур на части.
Объединение и пересечение геометрических фигур.
Величины и зависимости между ними (10 ч). Сравнение и упорядочение величин. Общий принцип измерения величин. Единица измерения (мерка). Зависимость результата измерения от выбора мерки. Необходимость выбора единой мерки при сравнении, сложении и вычитании величин. Свойства величин.
Измерение массы. Единица массы: килограмм.
Измерение вместимости. Единица вместимости: литр.
Поиск закономерностей. Наблюдение зависимостей между компонентами и результатами арифметических действий, их фиксирование в речи.
Числовой отрезок.
Алгебраические представления (14 ч). Чтение и запись числовых и буквенных выражений в 1—2 действия без скобок. Равенство и неравенство, их запись с помощью знаков >, <, = .
Уравнения вида а + х = b, а – х = b, x – a = b, а х = b, решаемые на основе взаимосвязи между частью и целым.
Запись переместительного свойства сложения с помощью буквенной формулы: а + b = b + а.
Запись взаимосвязи между сложением и вычитанием с помощью буквенных равенств вида: а + b = с, b + а = с, с – а = b.
Математический язык и элементы логики (2 ч). Знакомство с символами математического языка: цифрами, буквами, знаками сравнения, сложения и вычитания, их использование для построения высказываний. Определение истинности и ложности высказываний.
Построение моделей текстовых задач.
Знакомство с задачами логического характера и способами их решения.
Работа с информацией и анализ данных (2 ч). Основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал, назначение, расположение, количество. Сравнение предметов и групп предметов по свойствам.
Таблица, строка и столбец таблицы. Чтение и заполнение таблицы. Поиск закономерности размещения объектов (чисел, фигур, символов) в таблице.
Сбор и представление информации о единицах измерения величин, которые использовались в древности на Руси и в других странах.
Внутрипредметный модуль «Занимательная математика» представлен в следующих темах:
1.Математика – это интересно. Как люди научились считать. Интересные приемы устного счёта.
2.Логические загадки. Задачи в стихотворной форме.
3.Математические ребусы. Учимся отгадывать ребусы.
4. Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи. Игра «Весёлый счёт».
5.Конструирование предметов по точкам с использованием числовой последовательности. Проверка работы.
Таким образом курс ориентирован на развитие у учащихся логического и алгоритмического мышления. Большое внимание уделяется сравнению анализу и обобщению.
4. Планируемые результаты освоения курса
Личностные
1. Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.
2. Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.
4. Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.
5. Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
6. Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции; вера в себя.
Метапредметные результаты
1. Освоение начальных умений проектной деятельности.
2. Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
3. Опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера.
4. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
5. Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средствИКТ. . 6. Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
К концу 1 класса обучающиеся научатся
последовательность чисел от 1 до 100,
таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания (на уровне автоматизированного навыка);
названия компонентов сложения и вычитания;
общ принятые единицы измерения этих величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр.
распознавать простейшие геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, шар, куб.
в простейших случаях продолжать заданную закономерность, находить нарушение закономерности;
Получат возможность научится
объединять совокупности предметов в одно целое, выделять часть совокупности, сравнивать совокупности с помощью составления пар;
устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатами действий сложения и вычитания;
читать, з писывать и сравнивать числа от 1 до 100, строить их графические модели;
выполнять устное сложение и вычитание чисел в преде лах 100 без перехода через разряд;
практически измерять величины длину, массу, объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и т. д.),
решать уравнения вида a + x = b, a - x = b, х - а = b (на уровне навыка);
решать задачи на нахождение целого и части, на разностное сравнение, на нахождение большего или меньшего числа (в прямой и косвенной форме);
в простейших случаях продолжать заданную закономерность, находить нарушение закономерности;
В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
самоконтроль — при введении нового материала ,
взаимоконтроль — в процессе его отработки,
обучающий контроль — в системе обучающих самостоятельных работ,
тематический контроль — при проведении диагностических работ в течение учебного года,
итоговый мониторинг образовательных достижений.
Материально-техническое обеспечение программы (1 класс)
Для учащихся | Для учителя |
Петерсон Л.Г. Математика.Учебник. 1 класс. В 3-х частях Изд-во «Ювента». Петерсон Л.Г. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. 1 класс. В 2-х частях Изд-во «Ювента»( по вариантам) Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Построй свою математику: Блок-тетрадь эталонов для 1 класса. Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Информатика. Рабочая тетрадь. 1 класс. Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Информатика. Тетрадь проектов. 1 класс. | Петерсон Л.Г. Математика.Учебник. 1 класс. В 3-х частях Изд-во «Ювента». Петерсон Л.Г. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. 1 класс. В 2-х частях Изд-во «Ювента». Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики. 1 класс Изд-во «Ювента». Петерсон Л.Г. Математика: Методические рекомендации. 1 класс. Изд-во «Ювента». Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Информатика. Учебник. 1 класс. Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Информатика. Рабочая тетрадь. 1 класс. Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Информатика. Тетрадь проектов. 1 класс. |
Технические средства обучения:
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Компьютер, мультимедиа - проектор, экран
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по математике.
- Электронное приложение к учебнику математики Л.Г. Петерсон. Компьютерная программа-эксперт
- Список литературы
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство "Просвещение"
- Ковалева Г. С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях.
- Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.
- Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях.
Издательство "Просвещение - Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». Издательство "Просвещение"
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Издательство "Просвещение"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
Рабочая программа по математике 4 класс. Учебник: 1.Дорофеев Г. В. Математика, учебник 4 класс/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. -М.: Просвещение,2014.
Аннотацияк календарно-тематическому планированиюпо математике 4 Б класса 1. Количество часов: 136 часов, 4 часа в неделю.2. Учитель: Валиулли...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...