Рабочая программа 1 класс. Математика по УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) по теме

Глушкова Елена Ивановна

В рабочей программе есть пояснительная записка, цели и задачи курса, его место в учебном процессе, планируемые результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математика

Пояснительная записка

Программа разработана на основе сборника программ для начальных классов «Школа России». – М.: «Просвещение», 2011.

Учебник, по которому работают учащиеся:

 Моро М.И., С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика.1 класс в 2ч. – М.: «Просвещение», 2011.

Место предмета в учебном плане:

Рабочая программа рассчитана на 4 учебных часа в неделю, что составляет 132 учебных часа в год.

Цели курса:

- математическое развитие младших школьников;

- формирование системы начальных математических знаний;

- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности;

Задачи курса:

- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать, объяснять количественные и пространственные отношения);

- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

- развитие пространственного воображения;

- развитие математической речи;

- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

- формировать умение вести поиск информации и работать с ней;

-развитие познавательных способностей;

- воспитание стремления к расширению математических знаний;

- формирование критичности мышления;

- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса:

  1. Учебник: Моро М.И., Бантова М.А. , С.В. Степанова.  Математика.1 класс в 2ч. – М.: «Просвещение», 2011.
  2. М.И. Моро, С.И. Волкова. Рабочая тетрадь «Математика»  в 2ч. – М.: «Просвещение», 2011.
  3. М.Г.Ракитина. Тесты. Дидактические материалы. – 8-е изд. – М.: «Айрис-пресс», 2009.
  4. В.Н.Рудницкая. Тесты по математике. – М.: «ЭКЗАМЕН», 2013.
  5. Л.Ю.Самсонова. Устный счёт. Сборник упражнений. – М.: «ЭКЗАМЕН», 2012.
  6. Т.Н. Ситникова, И.Ф.Яценко. Поурочные разработки по математике.1 класс. – М.: «ВАКО»,  2012.
  7. Л.Ф. Тихомирова. Математика в начальной школе (развивающие игры, задания, упражнения).– М.: ТЦ  «Сфера», 2001.  
  8. Электронное приложение к учебнику М.И Моро.
  9. Разрезной счётный материал по математике.
  10. Наборы предметных картинок, цифр, геометрических фигур.  
  11. Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия.

Планируемые результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

— Целостное восприятие окружающего мира.

— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

 — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

 — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

 — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты

— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.

— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

 — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

Раздел программы

Кол-во часов  по теме

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Дата

План

Факт

1

Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления

Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. Счет предметов. Сравнение групп предметов.

Называть числа в порядке их следования при счёте. Отсчитывать из множества предметов заданное количество (8—10 отдельных предметов). Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько. Моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию и описывать расположение объектов с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за. Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее).

2-3

Пространственные и временные представления. Вверху, внизу, слева, справа. Раньше, позже, сначала, потом

4

Отношения «столько же», «больше», «меньше»

5-6

«На  сколько больше?», «На сколько меньше?»

7

Странички для любознательных. Закрепление.

8

Проверочная работа

9

Числа от 1 до 10.Число 0

Нумерация

28ч

Названия, обозначения, последовательность чисел. Много. Один.

Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности, а также место числа 0 среди изученных чисел. Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта. Писать цифры. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

Упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с использованием мерок). Различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную. Различать, называть многоугольники (треугольники, четырехугольники и т. д.). Строить многоугольники из соответствующего количества палочек. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами. Сравнивать любые два числа и записывать результат сравнения, используя знаки сравнения «>», «<», «=». Составлять числовые равенства и неравенства. Упорядочивать заданные числа.
Составлять из двух чисел числа от 2 до 5 (4 — это 2 и 2; 4 — это 3 и 1). Отбирать загадки, пословицы и поговорки. Собирать и классифицировать информацию по разделам (загадки, пословицы и поговорки). Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы. Измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах. Чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах). Использовать понятия «увеличить на …, уменьшить на …» при составлении схем и при записи числовых выражений. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

10

Число и цифра 2.

11

Число и цифра 3.

12

Знаки «+», «-», «=»

13

Число и цифра 4.

14

Отношения «длиннее», «короче».

15

Число и цифра 5.

16

Числа от 1 до 5. Состав числа 5.

17

Странички для любознательных.

18

Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч.

19

Ломаная линия.

20

Закрепление изученого.

21

Знаки « >», « < », « = »

22

Равенство, неравенство.

23

Многоугольник.

24

Числа 6 и 7. Письмо цифры 6.

25

Числа 6 и 7. Письмо цифры 7.

26

Числа 8 и 9. Письмо цифры 8.

27

Числа 8 и 9. Письмо цифры 9.

28

Число 10.

29

Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10».

30

Проект «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках»

31

Единица длины  сантиметр.

32

Увеличить на… Уменьшить на…

33

Число 0

34

Сложение и вычитание с числом 0.

35

Повторение пройденного «Что узнали, чему научились»

36

Проверочная работа.

37

 Числа от 1 до 10.

Сложение и вычитание

28ч

Защита проектов.

Моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним числовые равенства. Читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма).

Выполнять сложение и вычитание вида:  ± 1,  ± 2.

Присчитывать и отсчитывать по 2.

Работать на простейшей вычислительной машине, используя её рисунок.
Работать в паре при проведении математических игр: «Домино с картинками», «Лесенка», «Круговые примеры».

Выделять задачи из предложенных текстов.

Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание; задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.

Выполнять сложение ми вычитание вида  ± 3.

Присчитывать и отсчитывать по 3. 

Дополнять условие задачи одним недостающим данным

Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых условиях.

Контролировать и оценивать свою работу.

38

Сложение и вычитание вида []+1;

[] - 1.

39

Сложение и вычитание вида []+1 +1; [] - 1 - 1.

40

Сложение и вычитание вида []+2; []- 2.

41

Слагаемые. Сумма.

42

Задача. Структура задачи. Запись решения и ответа задачи.

43

Составление задач на сложение и вычитание по рисунку и  решению.

44

Таблицы сложения и вычитания с числом 2.

45

Присчитывание и отсчитывание по 2.

46

Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

47

Страничка для любознательных.

48

Что узнали. Чему научились.

49

Странички для любознательных.

50

Сложение и вычитание вида []+3; []- 3.

51

Прибавление и вычитание числа 3.

52

Закрепление изученного. Сравнение длин отрезков.

53

Таблицы сложения и вычитания с числом 3

54

Присчитывание и отсчитывание по 3.

55

Решение задач на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

56

Решение задач.

57

Страничка для любознательных

58

Что изучили. Чему научились.

59

Что изучили. Чему научились.

60

Закрепление изученного.

61

Закрепление изученного.

62

Проверочная работа.

63

Закрепление изученного.

64

Закрепление изученного.

65

Числа от 1 до 10. Сложение вычитание  (продолжение)

28ч

Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7,8,9.

Выполнять вычисления вида: ± 4.

Решать задачи на разностное сравнение чисел.

Применять переместительное свойство сложения для случаев вида  + 5,  + 6,  + 7,  + 8,  + 9.

Проверять правильность выполнения сложения, используя

другой приём сложения, например приём прибавления по частям ( + 5 =  + 2 + 3).

Сравнивать разные способы сложения, выбирать наиболее удобный.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

Использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств.

Выполнять вычисления вида: 6 –  , 7 – , 8 – , 9 – ,

10 – , применяя знания состава чисел 6, 7, 8, 9, 10 и знания о связи суммы и слагаемых.

Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10.

Наблюдать и объяснять, как связаны между собой две
простые задачи, представленные в одной цепочке.

Взвешивать предметы с точностью до килограмма.

Сравнивать предметы по массе. Упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) массы.

Сравнивать сосуды по вместимости.

Упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности.

Контролировать и оценивать свою работу и её результат

66

Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов).

67

Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов).

68

Сложение и вычитание вида []+4; []- 4.

69

Закрепление изученного.

70

На сколько больше? На сколько меньше?

71

Решение задач.

72

Таблицы сложения и вычитания с числом 4.

73

Решение задач.

74

Перестановка слагаемых.

75

Применение переместительного свойства сложения для случаев вида [] + 5, 6, 7, 8, 9.

76

Таблицы для случаев вида [] + 5, 6, 7, 8, 9.

77-78

Состав чисел в пределах 10. Закрепление.

79

Что узнали. Чему научились.

80

Закрепление изученного. Проверка знаний.

81

Связь между суммой и слагаемыми.

82

Связь между суммой и слагаемыми.

83

Решение задач.

84

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

85

Вычитание вида 6 - [], 7 - []

86

Закрепление приёма вычислений вида 6 - [], 7 - []. Решение задач.

87

Вычитание вида 8 - [], 9 - []

88

Закрепление приёма вычислений вида 8 - [], 9 - []. Решение задач.

89

Вычитание вида 10 - [].

90

Килограмм.

91

Литр.

92

Проверочная работа.

93

Числа от 1 до 20. Нумерация.

12 ч

Названия и последовательность чисел от 11 до 20.

Образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц.

Сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счёте. Читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи. Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Выполнять вычисления вида 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 14 – 4, 18 – 10, основываясь на знаниях по нумерации. Составлять план решения задачи в два действия. Решать задачи в два действия. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

94

Образование чисел второго десятка

95

Запись и чтение чисел второго десятка

96

Дециметр

97

Сложение и вычитание вида 10 +7, 17 – 7, 17 - 10

98

Что узнали. Чему научились

99

Проверочная работа

100

Закрепление изученного. Работа над ошибками.

101

Повторение, Подготовка к решению задач в два действия.

102

Повторение, Подготовка к решению задач в два действия.

103

Составная задача.

104

Составная задача.

105

Числа от 1 до 20

Сложение и вычитание (продолжение)

22ч

Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток

Моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы.

Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.  Моделировать приёмы выполнения действия вычитание с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Собирать информацию: рисунки, фотографии клумб, цветников, рабаток. Наблюдать, анализировать и устанавливать правила чередования формы, размера, цвета в отобранных узорах и орнаментах, закономерность их чередования. Составлять свои узоры. Контролировать выполнение правила, по которому составлялся узор. Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по этапам и в целом, оценивать результат работы.
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.

106

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида

[] +2, [] +3

107

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида[] + 4

108

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида [] + 5

109

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида [] + 6

110

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида [] + 7

111

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида [] +8, []+9

112

Таблица сложения.

113

Таблица сложения.

114

Странички для любознательных.

115

Что узнали. Чему научились

116

Общие приемы табличного вычитания с переходом через десяток.

117

Вычитание вида 11 - []

118

Вычитание вида 12 - []

119

Вычитание вида 13 - []

120

Вычитание вида 14 - []

121

Вычитание вида 15 - []

122

Вычитание вида 16 - []

123

Вычитание вида 17 - [], 18 - []

124

Итоговая контрольная работа

125

Что узнали. Чему научились

126

Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты»

127

Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе»

6 ч

Чтение, запись, сравнение чисел

128

Сложение и вычитание чисел

129

130

Закрепление изученного. Решение задач

131

Геометрические фигуры

132

Измерение отрезков в см, дм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по математике УМК"Школа России" 2 класс

Рабочая программа составлена согласно положения школы. Соответствует ФГОС....

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа для 3 класса по математике М.И. Моро УМК "Школа России"...

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 1 класс

Изучение математики имеет особое зна­чение в развитии младшего школьника. Приобретенные им зна­ния, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом для дальнейшего обучения э...

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по математике входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, авторы Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степ...

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по математике (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....