рабочая программа по математике 1 класс
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

Стародымова Валентина Викторовна

рабочая программа по математике 1 класс 4 часа в неделю

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                            математика

                                                                                 1  класс

           

Составил(а) учитель

начальных классов

Стародымова  Валентина  Викторовна

село Чёрная Слобода

Содержание

  1. Паспорт рабочей программы
  2. Пояснительная записка
  3. Содержание   учебного курса
  4. Учебно-тематический план
  5. Перечень   учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
  6. Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)
  7. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
  8. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися
  9. Список литературы

  1. Паспорт рабочей программы

Тип программы

Программа общеобразовательных учреждений

Статус программы

Рабочая программа учебного курса

Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова «Математика». 1-4 классы (УМК «Школа России»), 2011 год, издательство «Просвещение».

Категория обучающихся

Учащиеся 1 класса

Сроки освоения программы

1 год

Объём учебного времени

132 часа

Форма обучения

очная

Режим занятий

4 часа в неделю

  1. Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Основными целями начального обучения математике являются:

-формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умений устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения между объектами);

-формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

-развитие основ логического, знаково-символического, алгоритмического мышления, пространственного воображения и речи младших школьников;

-формирование универсальных учебных действий, позволяющих учащимся ориентироваться в различных предметных областях знаний и усиливающих мотивацию к обучению; умений вести поиск информации, фиксировать её разными способами и работать с ней; развитие коммуникативных способностей, критичности мышления, умений аргументировано обосновывать и отстаивать свои суждения, оценивать и принимать суждения других, навыков самоконтроля и самооценки.

-развитие творческих способностей.

Основные формы работы на уроке: индивидуальная;  парная;  групповая.

Основные технологии: проблемное обучение, игровая технология, объяснительно-иллюстративная, обучение развитию критического мышления, ИКТ.

Методы обучения:  словесный, исследовательский; частично – поисковый; эвристический; ситуационный; видеометод; учебная дискуссия; упражнения; практический метод; познавательные игры; обучающий контроль.

  1. Содержание   учебного курса (1 класс)

Подготовка к изучению чисел.  Пространственные  представления. (8 часов)

Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.). Пространственные  представления,  взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа левее, правее), перед, за, между, рядом. Направления движения: слева направо, справа налево, верху вниз, снизу вверх. Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, (меньше) на …

Числа  от 1 до 10. Число 0.  Нумерация. (28 часов)

Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет реальных предметов и их изображений,  движений, звуков и др. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете. Число 0. Его получение и обозначение. Сравнение чисел. Равенство, неравенство. Знаки > (больше), < (меньше),= (равно).

Состав чисел 2, 3, 4, 5. Монеты в  1 р., 2 р., 5 р., 1 к., 5 к., 10 к. Точка. Линии: кривая, прямая. Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр.

Решение задач в одно действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов). Сравнение длин отрезков (на глаз, наложением, при помощи линейки с делениями); измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.

Сложение и вычитание. (56 часов)

Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс), – (минус), = (равно).

Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1 – 2 действия без скобок.

Переместительное свойство сложения. Приемы вычислений: а) при сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел; б) при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание с числом 0. Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного. Решение задач в одно действие на сложение и вычитание.

Числа от 1 до 20. Нумерация. (12 часов)

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел. Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. Сравнение чисел с помощью вычитания. Единица времени: час. Определение времени по часам с точностью до часа.

Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними. Единица массы: килограмм.

Единица вместимости: литр. 

Табличное  сложение и вычитание.(22 часа)

Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше чем 10, с использованием изученных приемов вычислений. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Решение задач в 1– 2 действия на сложение и вычитание.

Итоговое повторение. (6 часов)

Числа от 1 до 20. Нумерация. Сравнение чисел. Табличное сложение и вычитание. Геометрические фигуры. Измерение и построение отрезков. Решение задач изученных видов.

  1. Учебно-тематический план

п/п

Дата

Наименование раздела и тем

Д\З

исх

кор

Подготовка к изучению чисел.  Пространственные  представления.(8 часов)

Счёт предметов.

 

Пространственные представления. Сравнение групп предметов. Взаимное расположение предметов.

Простейшие пространственные и временные представления.

Отношения «столько же», «больше», «меньше».

На сколько больше (меньше)?

На сколько больше(меньше)?

Повторение изученного.  

Повторение и обобщение изученного.  

Числа  от 1 до 10. Число 0.  Нумерация. (28 часов)

Понятия «много», «один». Письмо цифры 1.

Числа 1, 2. Письмо цифры 2.

Число 3. Письмо цифры 3.

Знаки +,-,=. «Прибавить», «вычесть», «получится».

Число 4. Письмо цифры 4.

Длиннее. Короче. Одинаковые по длине.

Число 5. Письмо цифры 5. 

Числа от 1 до 5. Состав числа 5. 

Странички для любознательных.

Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок. Луч. 

Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины. 

Закрепление. Числа от 1 до 5.  

Тест № 1  

Работа над ошибками.

Знаки: > (больше),  < (меньше), = (равно).

Равенство. Неравенство. 

Многоугольники. 

Числа 6, 7. Письмо цифры 6. 

Закрепление. Письмо цифры 7.

Числа 8, 9. Письмо цифры 8. 

Закрепление. Письмо цифры 9. 

Число 10. Запись числа 10. 

Числа от 1 до 10. Закрепление.

Защита проектов  «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках». 

Сантиметр.  

Тест № 2.

Работа над ошибками.

Увеличить на… Уменьшить на…

Число 0.

Сложение и вычитание с числом 0. 

Странички для любознательных. 

Что узнали, чему научились.

            Сложение и вычитание. (56 часов)

 + 1, - 1. Знаки +, -, = (плюс, минус, равно).

 +1 +1,  -1 – 1. 

 +2,  – 2. Приём вычислений.

Слагаемые. Сумма.

Задача (условие, вопрос).

Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку. 

 ± 2. Составление и заучивание таблиц.

Присчитывание и отсчитывание по 2. Закрепление. 

Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц ( с одним множеством предметов).

Странички для любознательных.

Что узнали, чему научились. 

Повторение и обобщение изученного.  

 + 3,  – 3. Приёмы вычислений.

 + 3,  – 3. Приёмы вычислений.

Измерение и сравнение отрезков.

 ± 3. Составление, заучивание таблиц.

 Математический диктант № 1

Работа над ошибками.

Присчитывание и отсчитывание по 3. Закрепление. 

Решение задач.

Решение задач.

Странички для любознательных.

Что узнали, чему научились. 

Тест № 3 итоговый за I полугодие.

Итоговая проверочная работа за I полугодие.

Работа над ошибками.

Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). 

Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). 

 + 4,  – 4. Приёмы вычислений.

Закрепление. Решение задач и примеров.

На сколько больше? На сколько меньше?

Закрепление. Решение задач и примеров. 

 ± 4. Составление и заучивание таблиц.

Закрепление. Решение задач и примеров.

Перестановка слагаемых и её применение для случаев  +5,  +6,  +7,  +8,  +9. 

Перестановка слагаемых и её применение для случаев  +5,  +6,  +7,  +8,  +9.

 +5,  +6,  +7,  +8,  +9 (таблица).

Закрепление (сложение и соответствующие случаи состава чисел). 

Закрепление. Решение задач и примеров. 

Закрепление. Решение задач и примеров. 

Странички для любознательных. 

Что узнали, чему научились. 

Что узнали, чему научились. 

Повторение изученного.  

Повторение и обобщение изученного.  

Закрепление. Связь между суммой и слагаемыми. Решение задач.

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

 6 - , 7 - . Состав чисел 6, 7. 

6 - , 7 - . Состав чисел 6, 7. Закрепление. 

8 - , 9 - . Состав чисел 8, 9. 

Подготовка к введению задач в 2 действия.

Вычитание вида 10 - .

Учимся работать по таблице. 

Килограмм.

Литр.

Что узнали, чему научились.

Проверим себя и свои достижения.

 Тест № 4.

Работа над ошибками.

Решение задач и примеров. 

Решение задач и примеров.

             Числа от 1 до 20. Нумерация. (12 часов)

Названия и последовательность чисел.

Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц.

Запись и чтение чисел. 

Дециметр.

Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации.

Закрепление. Подготовка к изучению таблицы сложения в пределах 20.

Странички для любознательных. 

Что узнали, чему научились. 

Повторение. Подготовка к введению задач в 2 действия.

Повторение. Подготовка к введению задач в 2 действия.

Ознакомление с задачей в 2 действия.

Ознакомление с задачей в 2 действия. 

           Табличное  сложение и вычитание.(22 часа)

Общий приём сложения однозначных  чисел с переходом через десяток.

Сложение вида  + 2,  + 3.

Сложение вида  + 4.

Сложение вида  + 5 

Сложение вида  + 6.

Сложение вида  + 7.

Сложение вида  + 8,  + 9.

Таблица сложения. 

Страничка для любознательных. 

Что узнали, чему научились. 

Общий приём вычитания с переходом через десяток.

Вычитание вида 11 - .

Вычитание вида 12 - .

Вычитание вида 13 - .

Вычитание вида 14 - .

Вычитание вида 15 - . 

Вычитание вида 16 - .

Вычитание вида 17 - , 18 - .

Странички для любознательных.

Что узнали, чему научились. 

Тест № 5 итоговый за 1 класс.

Работа над ошибками.

Проверим себя и свои достижения.        

Защита проектов «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».

                   Итоговое повторение. (6 часов)

Итоговая контрольная работа.

Работа над ошибками.

Чтение, запись и сравнение чисел.

Сложение и вычитание чисел.

Решение задач.

 Математический диктант № 2

Работа над ошибками.

Решение задач.

Геометрические фигуры.

ИТОГО: 132 часа

        

  1. Перечень   учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

1.Учебники.

«Математика» 1 класс Авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова, В. Г. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Часть 1 и 2, Москва «Просвещение» 2011 год.

2.Рабочие тетради  по математике 1 класс №1 и №2.

М. И. Моро, М. А. Бантова , издательство«Просвещение», 2012  год.

3. Контрольно-измерительные материалы. Математика. 1 класс. Сост. Т. Н. Ситникова.- М.: Вако.

4.Приложение к учебнику на электронном носителе (диск).

5 Тематические презентации.

6.Демонстрационные пособия.

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;  Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

— Целостное восприятие окружающего мира.

— Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

 — Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

 Метапредметные результаты

— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

 — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 — Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты

— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

 — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.

Требования к учащимся в конце обучения в 1 классе по программе «Математика»:

Нумерация:

Обучающиеся должны знать:

названия и последовательность чисел в натуральном ряду от 0 до 20 (с какого числа начинается этот  ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);

Обучающиеся должны уметь:

Читать, записывать и сравнивать числа в пределах двадцати; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно). Группировать числа по заданному или установленному правилу.

Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел, величин, их упорядочения. Сравнивать числа с использованием знаков.

Арифметические действия:

Обучающиеся должны знать:

названия и обозначение действий сложения и вычитания;

таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания;

название компонентов и результата каждого действия;

связь между суммой и слагаемыми.

Обучающиеся должны уметь:

Решать задачи в одно действие. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия и ход его выполнения.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.

Прогнозировать результат вычисления. Моделировать изученные зависимости. Находить и выбирать способ решения, выбрать удобный способ. Планировать ход решения задачи. Действовать по плану, объяснять ход решения. Использовать геометрические образы для решения задачи. Наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия, вопроса.

Геометрические фигуры:

Иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, отрезок, линия и ломаная,   в т.ч.  треугольник, четырехугольник, многоугольник.

Обучающиеся должны уметь:

Строить заданный отрезок на клетчатой бумаге.

Выделять существенные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры, используя понятие «длина», «сантиметр».

 

  1. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

четверть

   Дата

Кор. дата

Номер урока

                Изучаемая тема

          Вид работы

 

20

Точка.  Прямая линия.  Отрезок.  Ломаная линия. Многоугольники. Неравенства.

Тест  1  

30

Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках.

Проект.

31

Счет 0-10. Сантиметр

Тест  2.

52

Числа 1-10.Сложение и вычитание

Математический диктант № 1

58

Итоговый за первое полугодие

Тест 3 

59

Итоговая за I полугодие

Проверочная работа

90

Числа 1-10. Сложение и вычитание

Тест 4.

124

Итоговый за 1 класс

Тест 5

126

Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты

Проект.

127

Итоговая за 1 класс

Контрольная работа.

130

Итоговый за 1 класс

Математический диктант № 2

Количество контрольно-измерительных работ

Период обучения

Количество часов

Математические  диктанты

Контрольные работы

Проверочные работы

Диагностические работы (тесты)

1-4 четверти

132

2

1

1

5

  1. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися

В 1 классе оценивание знаний цифрами 1,2,3,4,5 не производится.

Словесная оценка – краткая характеристика результатов учебного труда школьника. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание.  Особенностью словесной оценки являются её содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

  1. Список литературы

1. Учебники.

«Математика» 1 класс Авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова, В. Г. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Часть 1 и 2, Москва «Просвещение» 2011 год.

2. Рабочие тетради  по математике 1 класс №1 и №2.

М. И. Моро, М. А. Бантова ,издательство«Просвещение», 2012 год.

3. Проверочные работы. Математика 1 класс. С. И. Волкова. Издательство «Просвещение» 2013 год.

4. Рабочие программы. Начальная школа .1 класс УМК «Школа России», издательство «Планета», 2013. Авт.-сост.М. В. Буряк, под  ред. Е. С. Галанжиной.

5. Контрольно-измерительные материалы. Математика. 1 класс. Сост. Т. Н. Ситникова.- М.: Вако.

6. Математика. Методические рекомендации. 1 класс: пособие для учителя. С. И. Волкова, С. В. Степанова, М. А. Бантова, Г, В. Бельтюкова.- М.: Просвещение, 2012год.

ЭОР:

Презентации по темам уроков (сайты учителей начальной школы, училка ком, прошколу точка ру, завучинфо, методисты, и др.)

Тематические видеоролики

Детские тематические презентации

Модем для выхода в Интернет и работе онлайн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...