Доклад "Формирование регулятивных учебных действий при обучении решению текстовых задач"
учебно-методический материал (математика, 3 класс) по теме

Лысова Вера Фёдоровна

Доклад на заседании ШМО учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlyamo_uchit_nach_kl.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование регулятивных учебных действий

при обучении решению текстовых задач  

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил пути развития начальной школы и установил требования к итогам обучения, которые сформулированы к трем  

группам результатов: личностным, метапредметным и предметным.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (УУД): регулятивные, познавательные и коммуникативные.

В начальной школе математика является основой развития познавательных действии, в первую очередь логических, включая планирование, систематизацию и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий, формирование элементов системного мышления, выработку вычислительных навыков. Особую роль при этом играет формирование общего умения решать задачи как УУД. Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями. В обучении решению текстовых задач заложены также большие возможности для формирования всех видов УУД, в том числе и регулятивных, о чем и пойдет речь в данной статье.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися их учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий);

прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта);
  • оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
  • В современной методике процесс решения текстовой задачи рассматривается как переход от словесной модели к математической. При выполнении любого задания (тем более при решении текстовой задачи) важно осознание учеником предстоящей деятельности с точки зрения ее учебного смысла. Школьник должен задуматься о значении, о цели, что он делает, понять, зачем это необходимо. Поэтому уже первые шаги в решении задачи позволяют развивать такое регулятивное действие, как определение цели предстоящей деятельности.

Для этого при первом знакомстве с текстовыми задачами учащимся можно предложить план, в соответствии с которым они определяют цель своей деятельности.

  1. Прочитать задачу, выделить условие и вопрос (требование).
  2. Найти в условии данные и искомые.
  3. Построить вспомогательную модель задачи
  4. Обдумать план решения задачи.
  5. Записать решение.
  6. Проверить решение задачи.
  7. Написать ответ.

         Заметим, что формирование данных действии осуществляется сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно.

После определения требования задачи, составления плана ее решения, записи решения наступает этап проверки. На нем формируются такие регулятивные УУД, как контроль и оценка своей учебной деятельности и деятельности одноклассников. Учащимся нужно не только обосновать правильность своего решения, но и оценить решение одноклассников (формирование таких действий особенно эффективно при решении задач несколькими способами).

Практика показывает, что при формировании действия контроля и оценки своей деятельности полезны задания, где из предложенных схем, краткой записи нужно выбрать такие, которые соответствуют данной задаче.

Том, Гек и Джо заполнили водой 5 одинаковых пустых банок и собрали в них 15 литров воды. Сколько литров воды они смогут собрать, заполнив 9 таких же банок?

5  шт. -15 л                  5 шт. -15 кг

9 шт. -? л                     ? шт. -9 кг    (10)

    Такая работа требует от учащихся, с одной стороны, умения контролировать свои действия, а с другой стороны, способствует усвоению этого важного регулятивного действия.

При решении текстовых задач ученикам приходится самостоятельно ориентироваться в имеющихся знаниях, ставя перед собой вопрос: «Владею ли я теми знаниями, которые необходимы для решения задачи? Необходимы ли мне новые знания и умения?» Для этой деятельности нужны такие регулятивные учебные действия, как прогнозирование, коррекция и волевая саморегуляция.

При работе над формированием таких регулятивных действий целесообразно использовать текстовые задачи с готовыми решениями, где из предложенных решений следует выбрать правильное и обосновать правильность выбора.

Том, Гек и Джо заполнили водой 5 одинаковых пустых банок и собрали в них 15 литров воды. Сколько литров воды они смогут собрать, заполнив 9 таких же банок?

Выберите выражение, которое является математической моделью этой задачи.

9: (15:5)             15:5Х9  

Таким образом, в процессе обучения решению текстовых задач можно формировать все виды регулятивных УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку и волевую саморегуляцию. Для этого нужны специальные задания. Поэтому при подготовке к уроку, отбирая или специально конструируя задания, учитель должен учитывать не только логику предметного содержания, но и характер того или иного УУД, которое формируется на данном этапе.

Можно сделать вывод, что, овладев регулятивными УУД на уроках математики, учащиеся переносят их и на другие предметы: на уроках русского языка легко определяют цель задания, при написании изложения — составляют точный план, при работе с деформированным текстом — контролируют и оценивают свою деятельность, не затрудняясь, корректируют и исправляют ошибки в заданиях типа «Найди и исправь ошибки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы по обучению решению текстовых задач

Проблеме преемственности в воспитании, обучении, образовании посвящено значительное число исследований.Как научить ребенка приступать к анализу задачи, составлению плана решения и только потом к ее ре...

Формирование регулятивных учебных действий при обучении решению текстовых задач

В начальной школе математика являет­ся основой развития познавательных действии, в первую очередь логических, включая планирование, систематизацию и структурирование знаний, перевод с одного языка на ...

Обучение решению текстовых задач

Основной задачей школьного курса математики всегда являлось обучение решению текстовых задач.Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей.С начала и до конца обучения в школе математиче...

Обучение решению текстовых задач.

Обучение решению текстовых задач начинается с первого класса. Они необходимы для того, чтобы сформировать у учащихся важные для обыденной жизни знания....

формирование регулятивныхУУД при обучении решению текстовых задач

В статье рассматривается понятие регулятивные универсальные действия; приемы формирования регулятивных УУД при решении текстовых задач....

Обучение решению текстовых задач как ресурс формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы

Конспекты уроков для 3 класса по темам:1. Решение текстовыъ задач.2. Решение задач. Закрепление.3. Решение задач на движение.4. Решение задач. Закрепление изученных видов.Могут быть использованы для к...

Формирование у младших школьников логических универсальных учебных действий при обучении решению задач.

Формирование у младших школьников логических универсальных учебных действий при обучении решению задач....