ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ А.Л. Чекин, Р. Г. Чуракова 3 класс пнш
рабочая программа по математике (3 класс) по теме
Программа разработана на основе Стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.doc | 385.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ
А.Л. Чекин, Р. Г. Чуракова
3 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Предлагаемый начальный курс математики имеет следующие цели.
•Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических (включая знаково-символические), а также аксиоматику, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий.
•Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.
•Освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.
•Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Таким образом, предлагаемый начальный курс математики призван ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, содержащийся в примерной программе по математике в рамках Стандарта. Дать ему первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т. п. А также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей формулой: «через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного». При этом ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром. Все это означает, что знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или псевдореальной (учебной) ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. В свою очередь, такая акцентуация дает возможность добиться необходимого уровня обобщений без многочисленного рассмотрения частностей. Наконец, понимание общих закономерностей и знание общих приемов решения открывает ученику путь к выполнению данного конкретного задания даже в том случае, когда с такого типа заданиями ему не приходилось еще сталкиваться.
Логико-дидактической основой реализации первой части формулы является неполная индукция, которая в комплексе с целенаправленной и систематической работой по формированию у младших школьников таких приемов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, приведет ученика к самостоятельному «открытию» изучаемого математического факта. Вторая же часть формулы носит дедуктивный характер и направлена на формирование у учащихся умения конкретизировать полученные знания и применять их к решению поставленных задач.
Отличительной чертой настоящего курса является значительное увеличение той роли, которую мы отводим изучению геометрического материала и изучению величин, что продиктовано той группой поставленных целей, в которых затрагивается связь математики с окружающим миром. Без усиления этих содержательных линий невозможно достичь указанных целей, так как ребенок воспринимает окружающий мир, прежде всего, как совокупность реальных предметов, имеющих форму и величину. Изучение же арифметического материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.
Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие пяти основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач) и информационной (работа с данными). Что же касается вопросов алгебраического характера, то они рассматриваются в других содержательных линиях, главным образом, арифметической и алгоритмической.
Арифметическая линия
Особенностью изучения арифметических действий в настоящем курсе является строгое следование математической сути этого понятия. Именно поэтому при введении любого арифметического действия (бинарной алгебраической операции) с самого начала рас-
сматриваются не только компоненты этого действия, но и в обязательном порядке его результат. Если не введено правило, согласно которому по известным двум компонентам можно найти результат действия (хотя бы на конкретном примере), то само действие не определено. Без результата нет действия! По этой причине мы считаем некорректным рассматривать, например, сумму до рассмотрения сложения. Сумма указывает на намерение совершить действие сложения, но если сложение еще не определено, то каким образом можно трактовать сумму? В этом случае вопрос остается без ответа.
Арифметические действия над числами изучаются на следующей теоретической основе и в такой последовательности.
• Сложение (систематическое изучение начинается с первого полугодия 1 класса) определяется на основе объединения непересекающихся множеств и сначала выполняется на множестве чисел от 0 до 5. В дальнейшем числовое множество, на котором выполняется сложение, расширяется, причем это расширение происходит с помощью сложения (при сложении уже известных учащимся чисел получается новое для них число). Далее изучаются свойства сложения, которые используются при проведении устных и письменных вычислений. Сложение многозначных чисел базируется на знании таблицы сложения однозначных чисел и поразрядном способе сложения.
• Вычитание (систематическое изучение начинается со второго полугодия 1 класса) изначально вводится на основе вычитания подмножества из множества, причем происходит это, когда учащиеся изучили числа в пределах первого десятка. Далее устанавливается связь между сложением и вычитанием, которая базируется на идее обратной операции. На основе этой связи выполняется вычитание с применением таблицы сложения, а потом осуществляется переход к рассмотрению случаев вычитания многозначных чисел, где основную роль играет поразрядный принцип вычитания, возможность которого базируется на соответствующих свойствах вычитания.
• Умножение (систематическое изучение начинается со 2 класса) вводится как сложение одинаковых слагаемых. Сначала учащимся предлагается освоить лишь распознавание и запись этого действия, а его результат они будут находить с помощью сложения. Отдельно вводятся случаи умножения на 0 и на 1. В дальнейшем составляется таблица умножения однозначных чисел, используя которую, а также соответствующие свойства умножения, учащиеся научатся умножать многозначные числа.
• Деление (первое знакомство во 2 классе на уровне предметных действий, а систематическое изучение начиная с 3 класса) вводится как действие, результат которого позволяет ответить на вопрос: сколько раз одно число содержится в другом? Далее устанавливается связь деления и вычитания, а потом – деления и умножения. Причем, эта последняя связь будет играть основную роль при обучении учащихся выполнению действия деления. Что касается связи деления и вычитания, то ее рассмотрение обусловлено двумя причинами: 1) на первых этапах обучения делению дать удобный способ нахождения частного; 2) представить в полном объеме взаимосвязь арифметических действий I и II ступеней. В дальнейшем (в 4 классе) операция деления будет рассматриваться как частный случай операции деления с остатком.
Геометрическая линия выстраивается следующим образом.
В третьем классе изучаются виды треугольников (прямоугольные, остроугольные и тупоугольные; разносторонние и равнобедренные), равносторонний треугольник рассматривается как частный случай равнобедренного, вводится понятие высоты треугольника, решаются задачи на разрезание и составление фигур, на построение симметричных фигур, рассматривается куб и его изображение на плоскости. При этом рассмотрение куба обусловлено двумя причинами: во-первых, без знакомства с пространственными фигурами в плане связи математики с окружающей действительностью будет потеряна важнейшая составляющая, во-вторых, изучение единиц объема, предусмотренное в четвертом классе, требует обязательного знакомства с кубом.
При этом следует иметь в виду, что знакомство практически с любым геометрическим понятием в данном учебном курсе осуществляется на основе анализа соответствующей реальной (или псевдореальной) ситуации, в которой фигурирует предметная модель данного понятия.
Линия по изучению величин
В третьем классе, кроме продолжения изучения величин «длина» и «масса» (рассматриваются другие единицы этих величин – километр, миллиметр, грамм, тонна), происходит знакомство и с новыми величинами: величиной угла и площадью. Рассмотрение величины угла продиктовано желанием дать полное обоснование традиционному для начального курса математики вопросу о сравнении и классификации углов. Такое обоснование позволит эту величину и в методическом плане поставить в один ряд с другими величинами, изучаемыми в начальной школе. Работа с этими величинами осуществляется по
традиционной схеме: сначала величина рассматривается в «доизмерительном» аспекте, далее вводится стандартная единица измерения, после чего измерение проводится с использованием стандартной единицы, а если таких единиц несколько, то устанавливаются соотношения между ними. Основным итогом работы по изучению величины «площадь» является вывод формулы площади прямоугольника.
Линия по обучению решению арифметических сюжетных (текстовых) задач (условно мы ее называем алгоритмической) является центральной для данного курса. Ее особое положение определяется тем, что настоящий курс имеет прикладную направленность,
которая выражается в умении применять полученные знания на практике. А это, в свою очередь, связано с решением той или иной задачи. При этом для нас важно не только научить учащихся решать задачи, но и правильно формулировать их, используя имеющуюся информацию. Особое внимание мы хотим обратить на тот смысл, который нами вкладывается в термин «решение задачи»: под решением задачи мы понимаем запись (описание) алгоритма, дающего возможность выполнить требование задачи. Сам процесс выполнения алгоритма (получение ответа задачи) важен, но не относится нами к обязательной составляющей умения решать задачи (получение ответа задачи мы относим, прежде всего, к области вычислительных умений). Такой подход к толкованию термина «решение задачи» нам представляется наиболее правильным.
Во-первых, это согласуется с современным «математическим» пониманием сути данного вопроса, во-вторых, ориентация учащихся на «алгоритмическое» мышление будет способствовать более успешному освоению ими основ информатики и новых информационных технологий. Само описание алгоритма решения задачи мы допускаем в трех видах: 1) по действиям (по шагам) с пояснениями, 2) в виде числового выражения, которое мы рассматриваем как свернутую форму описания по действиям, но без пояснений, 3) в виде буквенного выражения (в некоторых случаях в виде формулы или в виде уравнения) с использованием стандартной символики. Последняя форма описания алгоритма решения задачи будет использоваться только после того, как учащимися достаточно хорошо будут усвоены зависимости между величинами, а также связь между результатом и компонентами действий.
Что же касается самого процесса нахождения решения задачи (а в этом смысле термин «решение задачи» также часто употребляется), то мы в нашем курсе не ставим целью осуществить его полную алгоритмизацию. Более того, мы вполне осознаем, что этот процесс, как правило, содержит этап нестандартных (эвристических) действий, что препятствует его полной алгоритмизации. Но частичная его алгоритмизация (хотя бы в виде четкого усвоения последовательности этапов работы с задачей) не только возможна, но и необходима для формирования у учащихся общего умения решать задачи.
Для формирования умения решать задачи учащиеся в первую очередь должны научиться работать с текстом и иллюстрациями: определить, является ли предложенный текст задачей, или как по данному сюжету сформулировать задачу, установить связь между данными и искомым и последовательность шагов по установлению значения искомого. Другое направление работы с понятием «задача» связано с проведением различных преобразований имеющегося текста и наблюдениями за теми изменениями в ее решении, которые возникают в результате этих преобразований. К этим видам работы относятся: дополнение текстов, не являющихся задачами, до задачи; изменение любого из элементов
задачи, представление одной и той же задачи в разных формулировках; упрощение и усложнение исходной задачи; поиск особых случаев изменения исходных данных, приводящих к упрощению решения; установление задач, которые можно решить при помощи уже решенной задачи, что в дальнейшем становится основой классификации задач по сходству математических отношений, заложенных в них.
Информационная линия, в которой рассматривается разнообразная работа с данными, как это и предусмотрено стандартом, распределяется по всем содержательным линиям. В нее включены вопросы по поиску (сбору) и представлению различной информации, связанной со счетом предметов и измерением величин. Наиболее явно необходимость в таком виде деятельности проявляется в процессе работы над практическими задачами (по всему курсу), задачами с геометрическими величинами (по всему курсу) и задачами с недостающими данными (3 класс, 1 часть и далее). Фиксирование результатов сбора предполагается осуществлять в любой удобной форме: в виде текста (протокола), с помощью табулирования, графического представления.
Особое место при работе с информацией отводится таблице. Уже в 1 классе учащиеся знакомятся с записью имеющейся информации в виде таблицы (речь идет о «Таблице сложения»), и осознают удобство такого представления информации. При этом учащиеся принимают непосредственное участие в построении такой таблицы. Во 2 классе эта работа продолжается очень активно. Наряду с построением и использованием «Таблицы умножения» учащиеся знакомятся с возможностью использовать таблицу для осуществления краткой записи текстовой задачи. Они учатся читать готовые таблицы и заполнять таблицы полученными данными.
Наряду с заданиями, в которых работа с таблицей носит очень важный, но все же вспомогательный характер, предусмотрены и специальные задания по работе с таблицами (см. соответствующее приложение). В 3 классе к уже знакомым учащимся видам «стандартных» таблиц добавляется еще одна очень важная таблица, а именно «Таблица разрядов и классов». Все виды работ с таблицами продолжают активно действовать, но при этом появляются задания, связанные с интерпретацией табличных данных, с их анализом для получения некоторой «новой» информации. В 4 классе учащимся приходится много работать с таблицами, что обусловлено спецификой изучаемого материала: большой объем времени отводится рассмотрению задач с пропорциональными величинами, характеризующими процесс движения, работы, изготовления товара, расчета стоимости. Традиционно решение таких задач, как правило, сопровождается табличной записью.
Еще одной удобной формой представления данных является использование диаграмм. При этом используются как диаграммы сравнения (столбчатые или полосчатые), так и структурные диаграммы (круговые). Первое упоминание о диаграмме дается на страницах учебника 3 класса: изучается специальная тема «Изображение данных с помощью диаграмм». При этом появление диаграмм сравнения как средства представления данных подготовлено введением такого понятия, как «числовой луч». Именно горизонтальное расположение числового луча (что является наиболее привычным расположением) привело к тому, что из двух возможных типов расположения диаграммы сравнения (вертикального или горизонтального) мы в основном используем горизонтальное их расположение (полосчатые диаграммы). Но при этом не следует думать, что вертикальные (столбчатые) диаграммы чем-то принципиально отличаются от горизонтальных. Эта мысль доводится и до понимания учащихся: они работают с вертикальными и горизонтальными диаграммами на общих основаниях. Преимущество горизонтальных диаграмм проявляется еще и в том, что на страницах учебника их можно расположить более компактно.
Знакомство учащихся со структурной диаграммой, которая представлена в круговой форме, происходит (и может произойти) только после того, как будет введено понятие доли и учащиеся научаться делить круг на заданное число равных частей. Умение распознавать и строить круговой сектор, площадь которого составляет определенную долю (половину, четверть, треть и т. д.) от площади соответствующего круга, и является той базой, которая лежит в основе работы с круговой диаграммой. В явном виде эта работа проводится только в 4 классе, но подготовительная работа, связанная с использованием круговых схем, начинается уже во 2 классе.
Алгебраический материал в настоящем курсе не образует самостоятельной содержательной линии в силу двух основных причин: во-первых, этот материал, согласно требованиям нового стандарта, представлен в содержании курса в очень небольшом объеме (в явном виде лишь в тех вопросах, которые касаются нахождения неизвестного компонента арифметического действия), а во-вторых, его направленность главным образом носит пропедевтический характер. Однако мы считаем, что по той роли, которая отводится этому материалу в плане дальнейшего успешного изучения курса математики, он вполне мог бы быть представлен более широко и мог бы претендовать на образование самостоятельной содержательной линии.
В 3 классе рассматриваются уравнения с неизвестным множителем, неизвестным делителем, неизвестным делимым и так же выводятся соответствующие правила.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа», курс математики представлен в предметной области «Математика и информатика» (вариант 1), изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю, 136 часов (34 учебных недели).
Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
Понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
Математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
Владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факт); способность характеризовать собственные знания по предмету, формировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.
Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать- решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать входе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Математика» к концу 3-го года обучения
Личностные результаты.
Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте позволит научится или получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания посредством системы заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д.
Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:
- подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;
- владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:
а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек и т.п.), рисунков, схем;
б) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно;
в) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;
- проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;
- выполнять действия по заданному алгоритму;
- строить логическую цепь рассуждений;
Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
• читать и записывать все числа в пределах первых двух классов;
• представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых;
• сравнивать изученные числа на основе их десятичной записи и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, <, =);
• производить вычисления «столбиком» при сложении и вычитании многозначных чисел;
• применять сочетательное свойство умножения;
• выполнять группировку множителей;
• применять правила умножения числа на сумму и суммы на число;
• применять правило деления суммы на число;
• воспроизводить правила умножения и деления с нулем и единицей;
• находить значения числовых выражений со скобками и без скобок в 2–4 действия;
• воспроизводить и применять правила нахождения неизвестного множителя, неизвестного делителя, неизвестного делимого;
• выполнять сложение и вычитание многозначных чисел «столбиком»;
• выполнять устно умножение двузначного числа на однозначное;
• выполнять устно деление двузначного числа на однозначное и двузначного на двузначное;
• использовать калькулятор для проведения и проверки правильности вычислений;
• применять изученные ранее свойства арифметических действий для выполнения и упрощения вычислений;
• распознавать правило, по которому может быть составлена данная числовая последовательность;
• распознавать виды треугольников по величине углов (прямоугольный, тупоугольный, остроугольный) и по длине сторон (равнобедренный, равносторонний как частный случай равнобедренного, разносторонний);
• строить прямоугольник с заданной длиной сторон;
• строить прямоугольник заданного периметра;
• строить окружность заданного радиуса;
• чертить с помощью циркуля окружности и проводить в них с помощью линейки радиусы и диаметры; использовать соотношение между радиусом и диаметром одной окружности для решения задач;
• определять площадь прямоугольника измерением (с помощью палетки) и вычислением (с проведением предварительных линейных измерений); использовать формулу площади прямоугольника (S = a · b);
• применять единицы длины – километр и миллиметр и соотношения между ними и метром;
• применять единицы площади – квадратный сантиметр (кв. см или см2), квадратный дециметр (кв. дм или дм2), квадратный метр (кв. м или м2), квадратный километр (кв. км или км2) и соотношения между ними;
• выражать площадь фигуры, используя разные единицы площади (например, 1 дм2 6 см2 и 106 см2);
• изображать куб на плоскости; строить его модель на основе развертки;
• составлять и использовать краткую запись задачи в табличной форме;
• решать простые задачи на умножение и деление;
• использовать столбчатую (или полосчатую) диаграмму для представления данных и решения задач на кратное или разностное сравнение;
• решать и записывать решение составных задач по действиям и одним выражением;
• осуществлять поиск необходимых данных по справочной и учебной литературе.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• использовать разрядную таблицу для задания чисел и выполнения действий сложения и вычитания;
• воспроизводить сочетательное свойство умножения;
• воспроизводить правила умножения числа на сумму и суммы на число;
• воспроизводить правило деления суммы на число;
• обосновывать невозможность деления на 0;
• формулировать правило, с помощью которого может быть составлена данная последовательность;
• понимать строение ряда целых неотрицательных чисел и его геометрическую интерпретацию;
• понимать количественный смысл арифметических действий (операций) и взаимосвязь между ними;
• выполнять измерение величины угла с помощью произвольной и стандартной единицы этой величины;
• сравнивать площади фигур с помощью разрезания фигуры на части и составления фигуры из частей; употреблять термины «равносоставленные» и «равновеликие» фигуры;
• строить и использовать при решении задач высоту треугольника;
• применять другие единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный километр, ар или «сотка», гектар);
• использовать вариативные формулировки одной и той же задачи;
• строить и использовать вариативные модели одной и той же задачи;
• находить вариативные решения одной и той же задачи;
• понимать алгоритмический характер решения текстовой задачи;
• находить необходимые данные, используя различные информационные источники.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к продолжению образования, достигнут необходимый уровень их математического развития:
• Осознание возможностей и роли математики в познании окружающей действительности, понимание математики как части общечеловеческой культуры.
• Способность проводить исследование предмета, явления, факта с точки зрения его математической сущности (числовые характеристики объекта, форма, размеры, продолжительность, соотношение частей и пр.).
• Применение анализа, сравнения, обобщения, классификации для упорядочения, установления закономерностей на основе математических фактов, создания и применения различных моделей для решения задач, формулирования правил, составления алгоритма действия.
• Моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл арифметических действий, математических отношений и зависимостей, характеризующих реальные процессы (движение, работа и т. д.).
• Выполнение измерений в учебных и житейских ситуациях, установление изменений, происходящих с реальными и математическими объектами.
• Прогнозирование результата математической деятельности, контроль и оценка действий с математическими объектами, обнаружение и исправление ошибок.
• Осуществление поиска необходимой математической информации, целесообразное ее использование и обобщение.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Числа и величины (10 ч)
Нумерация и сравнение многозначных чисел.
Получение новой разрядной единицы – тысячи. «Круглые» тысячи. Разряды единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч. Класс единиц и класс тысяч. Принцип устной нумерации с использованием названий классов. Поразрядное сравнение многозначных чисел.
Натуральный ряд и другие числовые последовательности.
Величины и их измерение.
Единицы массы – грамм, тонна. Соотношение между килограммом и граммом (1 кг = 1000 г), между тонной и килограммом (1 т = 1000 кг), между тонной и центнером (1 т = 10 ц).
Арифметические действия (46 ч)
Алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел «столбиком».
Сочетательное свойство умножения. Группировка множителей. Умножение суммы на число и числа на сумму. Умножение многозначного числа на однозначное и двузначное. Запись умножения «в столбик».
Деление как действие, обратное умножению. Табличные случаи деления. Взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления. Решение уравнений с неизвестным множителем, неизвестным делителем, неизвестным делимым. Кратное сравне-
ние чисел и величин.
Невозможность деления на 0. Деление числа на 1 и на само себя.
Деление суммы и разности на число. Приемы устного деления двузначного числа на однозначное, двузначного числа на двузначное.
Умножение и деление на 10, 100, 1000.
Действия первой и второй ступеней. Порядок выполнения действий. Нахождение значения выражения в несколько действий со скобками и без скобок.
Вычисления и проверка вычислений с помощью калькулятора.
Прикидка и оценка суммы, разности, произведения, частного.
Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.
Текстовые задачи (36 ч)
Простые арифметические сюжетные задачи на умножение и деление, их решение. Использование графического моделирования при решении задач на умножение и деление. Моделирование и решение простых арифметических сюжетных задач на умножение и деление с помощью уравнений.
Составные задачи на все действия. Решение составных задач по «шагам» (действиям) и одним выражением.
Задачи с недостающими данными. Различные способы их преобразования в задачи с полными данными.
Задачи с избыточными данными. Использование набора данных, приводящих к решению с минимальным числом действий. Выбор рационального пути решения.
Геометрические фигуры (10 ч)
Виды треугольников: прямоугольные, остроугольные и тупоугольные; разносторонние и равнобедренные. Равносторонний треугольник как частный случай равнобедренного. Высота треугольника.
Задачи на разрезание и составление геометрических фигур.
Знакомство с кубом и его изображением на плоскости. Развертка куба.
Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге и с помощью чертежных инструментов.
Геометрические величины (14 ч)
Единица длины – километр. Соотношение между километром и метром (1 км = 1000 м).
Единица длины – миллиметр. Соотношение между метром и миллиметром (1 м = 1000 мм), дециметром и миллиметром (1 дм = 100 мм), сантиметром и миллиметром (1 см = 10 мм).
Понятие о площади. Сравнение площадей фигур без их измерения.
Измерение площадей с помощью произвольных мерок. Измерение площади с помощью палетки.
Знакомство с общепринятыми единицами площади: квадратным сантиметром, квадратным дециметром, квадратным метром, квадратным километром, квадратным миллиметром. Другие единицы площади (ар или «сотка», гектар). Соотношение между еди-
ницами площади, их связь с соотношениями между соответствующими единицами длины.
Определение площади прямоугольника непосредственным измерением, измерением с помощью палетки и вычислением на основе измерения длины и ширины.
Сравнение углов без измерения и с помощью измерения.
Работа с данными (20 ч)
Таблица разрядов и классов. Использование «разрядной» таблицы для выполнения действий сложения и вычитания. Табличная форма краткой записи арифметической текстовой (сюжетной) задачи. Изображение данных с помощью столбчатых или полосчатых диаграмм. Использование диаграмм сравнения (столбчатых или полосчатых) для решения задач на кратное или разностное сравнение.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
• Моделирование ситуаций арифметическими и геометрическими средствами.
• Осуществление упорядочения предметов и математических объектов (по длине, площади, вместимости, массе, времени).
• Описание явлений и событий с использованием величин.
• Распознавание моделей геометрических фигур в окружающих предметах.
• Обнаружение математических зависимостей в окружающей действительности.
• Разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка).
• Выполнение геометрических построений.
• Выполнение арифметических вычислений.
• Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
• Планирование решения задачи, выполнение задания на измерение, вычисление, построение.
• С равнение разных способов вычислений, решения задачи;
выбор рационального (удобного) способа.
• Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.
• Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления), решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.
• Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислениях) характера.
• Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
• Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных наблюдений, опросов, поисков.
СИСТЕМА ЗАДАНИЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ УУД
Условные обозначения
У (ч. 1) – 29 (2), 30 (1) и т. п. – указание на то, в какой части учебника, на каких конкретно страницах и под каким номером есть задания, отвечающие заявленному требованию;
У (ч. 1) – 29 (2) , 30 (1) – полужирный шрифт указывает на задания повышенной трудности.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или соседу по парте.
Задания типа «Помоги Мише узнать, сколько метров в 5 километрах».
У (ч. 1) – 48 (154), 52 (171), 90 (294);
У (ч. 2) – 21 (47), 38 (96), 43 (114), 52 (143), 65 (179), 78 (224, 225), 80 (229), 81 (233), 99 (291), 102 (297), 110 (321), 112 (329), 114 (337), 124 (379), 143 (438).
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т. д.
Задания типа «Проверь правильность решения данной задачи с помощью обратной».
У (ч. 1) – 7 (2, 3), 14 (27, 28), 17 (41), 38 (119), 40 (126), 52 (175), 66 (221), 74 (241), 76 (246), 82 (272), 83 (274, 275), 85 (281), 126 (416);
У (ч. 2) – 7 (1), 11 (17), 14 (26), 21 (46, 47), 22 (50), 46 (123), 49 (133), 73 (210–212), 74 (216), 76 (219), 102 (297), 119 (355).
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
Задания типа «Составь задачу, решением которой является произведение 125 · 4. Вычисли и запиши ответ составленной задачи. Сравни свой ответ с ответом соседа по парте».
У (ч. 1) – 80 (265), 103 (349, 350), 111 (386), 118 (400), 121 (408),
141 (469);
У (ч. 2) – 12 (21), 36 (89), 76 (219), 106 (308), 137 (419).
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:
1. Подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков.
У (ч. 1) – 12 (22), 13 (23), 36 (110), 38 (119), 40 (126), 42 (132), 48 (154), 48 (154), 50 (163), 52 (171), 54 (180), 56 (193, 194), 74 (239), 75 (244), 86 (283), 87 (284), 88 (286), 94 (311), 96 (316), 102 (343), 104 (351), 106 (362), 112 (387), 126 (416), 128 (426), 130 (432), 132 (437, 438), 134 (447);
У (ч. 2) – 10 (11), 15 (30), 26 (62), 28 (68), 30 (75), 35 (87), 37 (95), 39 (103), 41 (110), 44 (116, 117), 46 (123), 55 (149), 67 (186), 69 (195), 84 (243), 85 (246), 87 (252), 89 (261), 99 (291).
2. Владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений.
а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек и т. п.), рисунков, схем:
У (ч. 1) – 11 (21), 12 (22), 16 (39), 18 (45), 20 (54, 55), 21 (56– 58), 22 (59, 60), 23 (61, 62), 25 (67), 26 (71, 72), 27 (73, 74), 28 (75), 50 (165), 55 (191), 58 (203, 204), 62 (211), 63 (214), 67 (224), 68 (226), 69 (227), 70 (228), 73 (237), 98 (326), 99 (329), 101 (341), 105 (358), 108 (373, 375, 376), 109 (377, 379), 110 (380–382), 111 (383, 384), 113 (390, 391), 114 (392), 115 (395, 396), 116 (397), 117 (398), 119 (401, 402), 120 (403, 406), 121 (407, 408), 122 (409, 410), 123 (411), 124 (412), 125 (414), 125 (415), 128 (425), 131 (434–436), 135 (448);
У (ч. 2) – 9 (8), 12 (21), 23 (53), 24 (54), 52 (143), 53 (144–146), 54 (147, 148), 56 (155), 58 (162), 59 (165), 59 (166), 62 (171, 172), 63 (173), 64 (175), 77 (223), 79 (228), 95 (281), 104 (303), 105 (306), 106 (307), 111 (323), 113 (331), 115 (339), 122 (370), 124 (378–380), 126 (386), 127 (387, 388), 128 (390–392), 129 (394), 130 (395, 396), 131 (398), 138 (421), 139 (425), 140 (427, 428), 141 (429);
б) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно:
У (ч. 1) – 7 (4), 8 (7, 8), 9 (9, 11), 18 (46), 19 (48–53), 25 (66, 68– 70), 26 (71, 72), 101 (342), 105 (359–361), 108 (374, 376), 109 (377), 114 (393), 115 (394), 118 (399), 121 (408), 126 (417, 418), 127 (419, 422, 423), 127 (421), 129 (427, 429, 430), 133 (440, 441), 133 (442), 136 (450, 453– 456), 137 (458–461), 137 (463), 139 (407), 140 (468);
У (ч .2) – 34 (84), 56 (153), 57 (156–160), 59 (164), 61 (170), 123 (372– 377), 131 (397), 133 (401, 402), 141 (430, 431), 142 (432, 434–436);
в) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий:
У (ч. 1) – 7 (3), 46 (144–148), 48 (158), 49 (162), 51 (169–170), 53 (176– 177), 56 (192), 77 (252), 78 (254, 255, 258), 80 (262, 266), 92 (299), 139 (416);
У (ч. 2) – 36 (91), 38 (97, 98), 40 (105, 106), 45 (118, 119), 47 (125), 49 (131), 65 (179), 116 (347), 118 (352).
3. Проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ).
У (ч. 1) – 10 (16), 11 (20), 29 (77), 33 (96), 35 (108), 39 (124), 41 (130, 131), 44 (137, 138, 139, 140, 141), 65 (220)
У (ч. 2) – 15 (30), 37 (95), 43 (114), 44 (116), 46 (122), 82 (236), 90 (267), 91 (269), 116 (342), 135 (409).
4. Строить объяснение в устной форме по предложенному плану.
У (ч. 1) – 19 (47), 23 (62), 28 (75), 64 (215), 66 (221), 79 (261), 81 (267);
У (ч. 2) – 17 (35), 42 (113), 43 (114).
5. Использовать (строить) таблицы, проверять по таблице.
У (ч. 1) – 14 (27–31), 15 (32–37), 29 (79), 31 (89), 32 (91), 39 (123), 40 (126), 42 (132, 133, 134), 43 (135), 45 (142), 49 (159), 51 (167), 52 (174), 60 (206, 208), 61 (209), 62 (210), 63 (212), 64 (217), 65(218), 66 (223), 70 (229), 71 (232), 103 (347), 107 (367);
У (ч. 2) – 14 (29), 18 (41), 24 (55), 25 (56), 29 (70), 31 (77). 32 (79), 33 (82, 83), 51 (140), 64 (176), 70 (200), 72 (208), 76 (221), 79 (227), 84 (244), 88 (257), 89 (263), 92 (275), 94 (280), 97 (288), 98 (290), 101 (293, 294), 103 (301), 105 (305), 111 (326), 113 (333), 121 (368), 134 (404), 143 (437, 438).
6. Выполнять действия по заданному алгоритму.
У (ч. 1) – 64 (217), 65 (219), 66 (222), 71 (230, 231), 72 (233);
У (ч. 2) – 7 (2), 9 (7), 22 (48), 48 (127), 70 (199), 72 (207), 73 (210– 212), 120 (365), 121 (366), 136 (410).
7. Строить логическую цепь рассуждений.
У (ч. 1) – 12 (22), 18 (46), 72 (235), 75 (242), 76 (247);
У (ч. 2) – 17 (35), 37 (94), 39 (107), 41 (110), 42 (113), 44 (116), 46 (123), 50 (135), 54 (147), 87 (252), 96 (286), 118 (354).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Концептуальные и теоретические основы
УМК «Перспективная начальная школа»
Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте "Перспективная начальная школа" (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения).– М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник.
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник.
3 класс
Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.
Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях. 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1. – М.: Академкнига/Учебник.
Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях. 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 2. – М.: Академкнига/Учебник.
Захарова О.А. Математика в практических заданиях. 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 3.– М.: Академкнига/Учебник.
Захарова О.А. Практические задачи по математике. 3 класс. Тетрадь. – М.:Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика: 3 класс: методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.
Захарова О.А. Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся. 1–4 классы: Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник.
№ | раздел | часы |
Числа и величины | 10 | |
Арифметические действия | 46 | |
Текстовые задачи | 36 | |
Пространственные отношения. Геометрические фигуры | 10 | |
Геометрические величины | 14 | |
Работа с данными | 20 |
Календарно-тематическое планирование
раздел | № уро-ка | дата | Тема урока | Кол-во часов | Вид контроля | Характеристика учебной деятельности | Материально- техническое обеспечение | ||
план | факт | освоение предметных знаний (базовые понятия) | универсальные учебные действия | ||||||
Первое полугодие | 64 | ||||||||
Повторение | 4 | ||||||||
3 | Начнем с повторения. Сравнение чисел. Решение задач. | 1 | индивидуальная, работа в паре | Поразрядное сравнение чисел. Табличные случаи умножения. Решение задач. | Познавательные: использование самостоятельно выполненных схем и рисунков; свойств арифметических действий. Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. Познавательные: использование материальных объектов, схем, рисунков; проведение сравнения, классификации, выбор эффективного способа решения. | Таблицы, схемы | |||
3 | Начнем с повторения. Геометрические фигуры. | 1 | коллективная | Окружность, диаметр. Прямой угол. Геометрические фигуры | |||||
6 | Начнем с повторения. Сравнение именованных чисел. | 1 | коллективная | Сравнение именованных чисел. «Круглые» числа. Табличные случаи умножения. Решение задач. | |||||
3 | Самостоятельная работа «Повторение» | 1 | Самост. Раб. | Табличные случаи умножения. Составные задачи на сложение и вычитание. Периметр. Уравнение | Раздаточный материал | ||||
Умножение и деление | 8 | ||||||||
2 | Умножение и деление. | 1 | Коллективная индивидуальная | Взаимосвязь между арифметическими действиями. | Познавательные: подведение по понятие (формулирование правила); использование материальных объектов, схем, рисунков; таблиц; построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. | Таблица умножения | |||
2 | Табличные случаи деления | 1 | Табличные случаи умножения и деления | ||||||
3 | Учимся решать задачи | 1 | Распознавание, решение и составление простых задач на умножение и деление | ||||||
3 | Плоские поверхности и плоскость. | 1 | Практическая работа | Плоские и искривленные поверхности. Грани. | Познавательные: использование материальных объектов, схем, рисунков; самостоятельно выполненных схем и рисунков; построение объяснения в устной форме по предложенному плану; построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. | Схемы, таблицы | |||
4 | Изображения на плоскости | Коллективная индивидуальная | Наглядное изображение. Изображение предметов способом обведения границ. | ||||||
4 | Куб и его изображение | 1 | Работа в паре | Куб. Прием построения изображения куба на плоскости. | таблица | ||||
3 | Входная контрольная работа | Проверка усвоения программного материала за 2 класс | |||||||
4 | Работа над ошибками Поупражняемся в изображении куба | 1 | индивидуальная | Куб. Прием построения изображения куба на плоскости. | |||||
Класс тысяч | |||||||||
1 | Счет сотнями и «круглое» число сотен. | 1 | тест | Устная и письменная нумерация. Сравнение чисел на основе нумерации. Новая разрядная единица – тысяча, 10 сотен. | Познавательные: использование материальных объектов, схем, рисунков; проведение сравнения, классификации, выбор эффективного способа решения; построение объяснения в устной форме по предложенному плану; использование таблиц. | Наглядные пособия | |||
1 | Десять сотен; или тысяча | Коллективная индивидуальная | Новая разрядная единица – тысяча, 10 сотен. | Наглядные пособия | |||||
6 | Разряд единиц тысяч. | 1 | Коллективная индивидуальная | Разряд единиц тысяч. Устная нумерация четырехзначных чисел | Познавательные: проведение сравнения, классификации, выбор эффективного способа решения; использование таблиц. | ||||
1 | Названия четырехзначных чисел | Коллективная индивидуальная | Познавательные: подведение по понятие (формулирование правила); проведение сравнения, классификации, выбор эффективного способа решения; использование таблиц. Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. | ||||||
6 | Разряд десятков тысяч | 1 | Разряд десятков тысяч - пятый порядковый номер в системе разрядов | Наглядные пособия | |||||
6 | Разряд сотен тысяч | 1 | Арифметичес кий диктант | Разряд сотен тысяч – шестой порядковый номер в системе существующих разрядов | |||||
6 | Класс единиц и класс тысяч | 1 | Коллективная индивидуальная | Понятие «класс». Устная нумерация. | Наглядные пособия | ||||
6 | Таблица разрядов и классов. | 1 | Коллективная индивидуальная | Таблица разрядов и классов. Запись чисел. | |||||
6 | Поразрядное сравнение многозначных чисел | 1 | Коллективная индивидуальная | Поразрядный способ сравнения чисел. Решение олимпиадных заданий. | Познавательные: проведение сравнения, классификации, выбор эффектив. способа решения; использование таблиц. Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. | ||||
1 | Поупражняемся в вычислениях и сравнении чисел | Ариф. диктант | |||||||
6 | Самостоятельная работа «Класс тысяч» | 1 | Самост. раб | Сложение и вычитание многозначных чисел. Сравнение | Раздат. мат | ||||
Сложение и вычитание столбиком | 11 | ||||||||
5 | Метр и километр | 1 | тест | Единицы измерения длины. Километр. Соотношение между километром и метром. Преобразование единиц измерения длины. Сложение именованных чисел. | Познавательные: подведение по понятие (формулирование правила); использование свойств арифметических действий; таблиц. Личностные: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. Личностные: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. . | Таблицы ИКТ | |||
1 | Килограмм и грамм | 1 | Коллективная индивидуальная | Единицы измерения массы. Грамм. Соотношение между килограммом и граммом. Преобразование единиц измерения массы. Сложение именованных чисел. | таблица | ||||
1 | Килограмм и тонна | 1 | Коллективная индивидуальная | Единицы измерения массы. Тонна. Соотношение между килограммом и тонной. Преобразование единиц измерения массы. Сложение именованных чисел. | таблица | ||||
1 | Центнер и тонна | 1 | Арифмет. дик | Единицы измерения массы. Центнер и тонна. Соотношение между центнером и тонной. Преобразование единиц измерения массы. Сложение именованных чисел. | таблица | ||||
3 | Контрольная работа за 1-ю четверть | 1 | Повторение. Вычисление и сравнение величин. | ||||||
6 | Таблица и краткая запись задачи | 1 | Коллективная индивидуальная | Краткая запись задачи. Таблица. | Познавательные: использование материальных объектов, схем, рисунков; таблиц. | ||||
2 | Алгоритм сложения столбиком | 1 | Коллективная индивидуальная | Алгоритм сложения столбиком. Решение примеров с многозначными числами на сложение столбиком | схемы | ||||
2 | Алгоритм вычитания столбиком | 1 | Коллективная индивидуальная | Алгоритм вычитания столбиком. Решение примеров с многозначными числами на вычитание столбиком | Познавательные: проведение сравнения, классификации, выбор эффективного способа решения; построение объяснения в устной форме по предложенному плану; использование таблиц; выполнение действий по заданному алгоритму. Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. | схемы | |||
3 | Составные задачи на сложение и вычитание | 1 | Проверочная работа | Логическая структура составных задач на сложение и вычитание. Решение составных задач. | Познавательные: использование материальных объектов, схем, рисунков; таблиц. Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. | ||||
2 | Поупражняемся в вычислениях столбиком | 1 | Коллективная индивидуальная | Повторение изученного материала. Решение олимпиадных заданий | |||||
2 | Самостоятельная работа Сложение и вычитание столбиком | индивидуальная | Сравнение величин. Алгоритмы сложения и вычитания столбиком | ||||||
Свойства умножения | 9 | ||||||||
2 | Умножение «круглого» числа на однозначное | 1 | Работа над ошибками | Способ умножения «круглого» числа на однозначное | Познавательные: формулирование правила; построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: контролирование своей деят-ти по ходу или результатам выполнения задания. | ||||
2 | Умножение суммы на число | 1 | тест | Распределительное свойство, связывающее действия умножения и сложения. | Познавательные: использование свойств арифметических действий. | ||||
2 | Умножение многозначного числа на однозначное | 1 | Работа в паре, группе | Способ умножения многозначного числа на однозначное. Вычисления с помощью калькулятора | Познавательные: использование свойств арифметических действий; построение объяснения в устной форме по предложенному плану. Коммуникативные: взаимодействие (сотрудничество) с соседом по парте, в группе. | ||||
2 | Запись умножения в строчку и столбиком. | 1 | Коллективная индивидуальная | Запись умножения столбиком. Вычисления с помощью калькулятора | Познавательные: построение объяснения в устной форме по плану. Регулятивные: контролирование своей деят-ти по ходу или результатам выполнения задания. | ||||
2 | Сочетательное свойство умножения | 1 | Коллективная индивидуальная | Сочетательное (ассоциативное) свойство умножения. Работа с геометрическим материалом | Познавательные: подведение по понятие (формулирование правила).. Личностные: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. | ||||
2 | Группировка множителей | 1 | Коллективная индивидуальная | Свойство группировки множителей. Работа с геометрическим материалом | |||||
2 | Умножение числа на произведение | 1 | Ариф. дикт | Сочетательное свойство умножения | |||||
2 | Поупражняемся в вычислениях | 1 | Коллективная индивидуальная | Закрепление вычислительных навыков. Решение олимпиадных заданий | Познавательные: использование свойств арифметических действий. Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. | ||||
2 | Самостоятельная работа « Свойства умножения» | 1 | Умножение суммы на число. Умножение числа на произведение. Запись умножения столбиком | Раздаточ ный материал | |||||
Задачи на кратное сравнение | 11 | ||||||||
2 | Кратное сравнение чисел и величин | 1 | Работа над ошибками | Кратное сравнение чисел и величин. Действие деления | Познавательные: подведение по понятие (формулирование правила). Познавательные: использование схем, рисунков; самостоятельно выполненных схем. | ||||
3 | Задачи на кратное сравнение | 1 | Коллективная индивидуальная | Два вида сравнения: разностное и кратное. Решение задач на разностное и кратное сравнение величин | |||||
1 | Поупражняемся в сравнении чисел и величин | 1 | Ариф. дикт | Закрепление полученных знаний. Решение олимпиадных заданий | |||||
5 | Сантиметр и миллиметр. Миллиметр и дециметр | 1 | тест | Единицы измерения длины. Миллиметр. Соотношения между миллиметром и сантиметром. | Познавательные: подведение по понятие (формулирование правила); использование таблиц. Коммуникативные: взаимодействие (сотрудничество) с соседом по парте. Коммуникативные: взаимодействие с соседом по парте, в группе. | ||||
5 | Миллиметр и дециметр | 1 | Соотношения между миллиметром и дециметром | таблица | |||||
5 | Миллиметр и метр | 1 | Коллективная индивидуальная | Единицы измерения длины. Миллиметр и метр. Соотношения между миллиметром и метром | таблица | ||||
1 | Поупражняемся в измерении и вычислении длин | Практическая работа | |||||||
6 | Изображение чисел на числовом луче | 1 | Работа в паре, группе | Понятие о числовом луче. Изображение чисел на числовом луче | линейка | ||||
6 | Изображение данных с помощью диаграмм | 1 | Коллективная индивидуальная | Графическая конструкция. Диаграмма сравнения | ЦОР | ||||
6 | Диаграмма и решение задач | 1 | Ариф. дикт | Диаграммы в плане решения задач. Решение задач с помощью диаграмм | Познавательные: использование материальных объектов, схем, рисунков; самостоятельно выполненных схем и рисунков. | ||||
6 | Учимся решать задачи | 1 | Коллективная индивидуальная | Решение задач с использованием диаграмм. Решение олимпиадных заданий | Коммуникативные: взаимодействие в группе. | ||||
3 | Самостоятельная работа Задачи на кратное сравнение | Кратное сравнение чисел и величин. Числовой луч. Задачи на кратное сравнение | Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. | Раздаточ ный материал | |||||
Исследование треугольников | 13 | ||||||||
5 | Как сравнить углы. Как измерить угол | 1 | коллективная, работа в паре | Сравнение углов по величине. Использование стандартной единицы измерения углов – градуса. | Познавательные: использование материальных объектов, схем, рисунков; самостоятельно выполненных схем и рисунков. Коммуникативные: взаимодействие (сотрудничество) с соседом по парте, в группе. Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. | Транспор тир | |||
5 | Поупражняемся в измерении и сравнении углов | 1 | тест | Задача на кратное сравнение. Сравнение величин. | Наглядные пособия | ||||
4 | Прямоугольный треугольник | 1 | коллективная, работа в паре | Виды треугольников. Прямоугольные треугольники | Наглядные пособия | ||||
4 | Тупоугольный треугольник | 1 | коллективная, работа в паре | Виды треугольников. Тупоугольные треугольники | |||||
3 | Контрольная работа за первое полугодие | 1 | |||||||
4 | Остроугольный треугольник | 1 | Работа над ошибками | Виды треугольников. Остроугольные треугольники | треугольник | ||||
4 | Разносторонний и равнобедренный треугольники | 1 | Классификация треугольников, основанная на сравнении длин сторон данного треугольника. Разносторонние треугольники. Равнобедренные треугольники | ||||||
4 | Равнобедренный и равносторонний треугольники | 1 | Коммуникативные: сотрудничество с соседом по парте. | Наглядные пособия | |||||
3 | Составные задачи на все действия | 1 | индивидуальная | ||||||
Второе полугодие | |||||||||
4 | Составные задачи на все действия» | индивидуальная | Сравнение углов. Стороны треугольника. Составная задача | ||||||
3 | Составные задачи на все действия | 1 | работа в паре | Равносторонний треугольник – частный случай равнобедренного треугольника | |||||
4 | Поупражняемся в построении треугольников | 1 | работа в паре | Решение составных задач на все действия | |||||
3 | Самостоятельная работа «Исследование треугольников | 1 | работа в паре | ||||||
Умножение на двузначное число | 9 | ||||||||
2 | Умножение на однозначное число столбиком | 1 | Способ умножения с переходом через разряд | Наглядные пособия | |||||
2 | Умножение на число 10 | 1 | коллективная, работа в паре ариф. дик | Поразрядный способ умножения на двузначное число | Познавательные: подведение по понятие (формулирование правила); использование материальных объектов, схем, рисунков. Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные: взаимодействие (сотрудничество) с соседом по парте, в группе. | ||||
2 | Умножение на «круглое» двузначное число | 1 | тест | Умножение столбиком. Умножение на «круглое» двузначное число | |||||
2 | Умножение числа на сумму | 1 | Распределительное свойство умножения относительно сложения. Решение задач с помощью умножения числа на сумму | Познавательные: формулирование правила; проведение сравнения, классификации, выбор эффективного способа решения | Наглядные пособия | ||||
2 | Умножение на двузначное число | 1 | Умножение на двузначное число – частный случай умножения | Познавательные: построение объяснения в устной форме по плану; использование таблиц; построение логической цепи рассуждений. | Наглядные пособия | ||||
2 | Запись умножения на двузначное число столбиком | 1 | коллективная, индивидуальная | Повторение поразрядного способа умножения на двузначное число с использование записи в строчку. Умножение на двузначное число столбиком. | Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. Личностные: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. | ||||
2 | Запись умножения на двузначное число столбиком | 1 | Повторение поразрядного способа умножения на двузначное число с использование записи в строчку. Умножение на двузначное число столбиком. | Личностные: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. | схемы | ||||
2 | Поупражняемся в умножении столбиком и повторим пройденное | 1 | Ариф. дикт | Умножение столбиком. Решение задач, олимпиадных заданий | Познавательные: использование материальных объектов, схем, рисунков; таблиц; выполнение действий по заданному алгоритму. Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. | ||||
2 | Самостоятельная работа «Умножение на двузначное число» | 1 | Умножение на 10 и «круглые» двузначные числа. Запись умножения столбиком | Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. | Раздаточный материал | ||||
Свойства деления | 12 | ||||||||
2 | Как найти неизвестный множитель | 1 | Работа над ошибками | Правило нахождения неизвестного компонента – множителя | Познавательные: подведение по понятие (формулирование правила) | ||||
2 | Как найти неизвестный делитель | 1 | Правило нахождения неизвестного компонента – делителя | Познавательные: формулирование правила; использование таблиц. | |||||
2 | Как найти неизвестное делимое | 1 | Правило нахождения неизвестного компонента – делимого | Познавательные: подведение по понятие; использование таблиц. | |||||
2 | Учимся решать задачи с помощью уравнения | 1 | Арифмет. диктант | Решение задач с помощью уравнений | Познавательные: использование самостоят. выполненных схем и рисунков; таблиц. Коммуникативные: взаимодействие с соседом по парте, в группе. Личностные: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. | ||||
2 | Деление на число 1 | 1 | Тест | Свойство деления. Деление на число 1 | |||||
2 | Деление числа на само себя | 1 | коллективная, индивидуальная | Свойства деления. Деление числа на само себя | |||||
2 | Деление числа 0 на натуральное число | 1 | коллективная, индивидуальная | Свойства деления. Деление числа 0 на натуральное число | |||||
2 | Делить на 0 нельзя! | 1 | Правило умножения на число 0 | Познавательные: формулирование правила; построение объяснения в устной форме по предложенному плану; построение логической цепи рассуждений. | |||||
2 | Деление суммы на число | 1 | Ариф. Дик. | Закон деления относительно сложения. Обучение умению различать, в какой части равенства предлагается разделить сумму на число, а в какой – сложить частное | Познавательные: подведение по понятие (формулирование правила); использование свойств арифметических действий; проведение сравнения, классификации, выбор эффективного способа решения; выполнение действий по заданному алгоритму; построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. Личностные: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. | ||||
2 | Деление разности на число | 1 | Свойства деления. Распределительный закон | ||||||
2 | Поупражняемся в использовании свойств деления и повторим пройденное | 1 | Повторение свойств деления. Решение олимпиадных заданий | ||||||
2 | Самостоятельная работа «Свойства деления» | Индивидуальная работа | Уравнение как способ решения задачи. Частные случаи деления | ||||||
Измерение и вычисление площади | 21 | ||||||||
3 | Какая площадь больше? | 1 | Работа над ошибками | Нахождение площади фигуры. Сравнение площадей. | Познавательные: использование материальных объектов, схем, рисунков; построение логической цепи рассуждений. Личностные: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. | Таблицы, схемы | |||
5 | Квадратный сантиметр | 1 | коллективная, индивидуальная | Единицы измерения площади. Квадратный сантиметр. | Познавательные: подведение по понятие (формулирование правила); использование материальных объектов, схем, рисунков; самостоятельно выполненных схем и рисунков. | ||||
5 | Измерение площади многоугольника | 1 | Ариф. дик | Измерение площади многоугольника | |||||
5 | Измерение площади с помощью палетки | 1 | тест | Палетка – инструмент для измерения площади. | палетка | ||||
3 | Поупражняемся в измерении площадей и повторим пройденное | 1 | коллективная, индивидуальная | Закрепление навыка измерения площади | |||||
2 | Умножение на число 100 | 1 | коллективная, индивидуальная | Соотношения. Умножение на число 100 | Личностные: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. Познавательные: использование таблиц; выполнение действий по заданному алгоритму. . Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. Познавательные: использование заданий материальных объектов, схем, рисунков; таблиц. Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные: взаимодействие (сотрудничество) с соседом по парте, в группе. . | ||||
6 | Квадратный дециметр и квадратный сантиметр | 1 | коллективная, индивидуальная | Единицы измерения площади. Квадратный дециметр. Соотношение между квадратным сантиметром и квадратным дециметром | Наглядные пособия | ||||
6 | Квадратный метр и квадратный дециметр | 1 | коллективная, индивидуальная | Единицы измерения площади. Квадратный метр. Соотношение между квадратным метром и квадратным дециметром | Наглядные пособия | ||||
5 | Квадратный метр и квадратный сантиметр | 1 | Ариф. дикт | Единицы измерения площади. Соотношение между квадратным метром и квадратным сантиметром | |||||
3 | Контрольная работа за 3 четверть | 1 | |||||||
3 | Задачи с недостающими данными | 1 | коллективная, работа в паре | Формирование умения распознавать задачи с недостающими данными. Решение задач с недостающими данными | схемы | ||||
3 | Как получить недостающие данные | 1 | Ариф. дик | Формулирование задач. Формирование умения получать недостающие данные | |||||
2 | Умножение на число 1000. | 1 | тест | Умножение на число 1000. Единицы измерения площади. | Познавательные: проведение сравнения, классификации, выбор эффективного способа решения, использование таблиц. Личностные: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. | ||||
5 | Квадратный километр и квадратный метр | 1 | Квадратный километр. Соотношение между квадратным километром и квадратным метром | Наглядные пособия | |||||
5 | Квадратный миллиметр и квадратный сантиметр | 1 | Единицы измерения площади. Квадратный миллиметр. Соотношение между квадратным миллиметром и квадратным сантиметром | ||||||
5 | 4 четв | Квадратный миллиметр и квадратный дециметр | 1 | Единицы измерения площади. Соотношение между квадратным миллиметром и квадратным дециметром | |||||
5 | Квадратный миллиметр и квадратный метр | 1 | Единицы измерения площади. Соотношение между квадратным миллиметром и квадратным метром | ||||||
3 | Поупражняемся в использовании единиц площади | 1 | Нахождение площади. Единицы измерения площади. Равенство. Разностное сравнение. Кратное сравнение | ||||||
3 | Вычисление площади прямоугольника | 1 | Решение задач на нахождение площади | схемы | |||||
3 | Поупражняемся в вычислении площадей | 1 | Закрепление навыков нахождение площади и периметра прямоугольника | Познавательные: построение логической цепи рассуждений. | |||||
3 | Самостоятельная работа Измерение и вычисление площади | Площадь многоугольника. Соотношение между различными единицами измерения площади | |||||||
Решение задач | 6 | ||||||||
3 | Задачи с избыточными данными | 1 | Формирование умения распознавать задачи с избыточными данными. Решение задач с избыточными данными | Познавательные: использование таблиц. Познавательные: подведение по понятие (формулирование правила). Личностные: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. | |||||
3 | Выбор рационального пути решения | 1 | Выбор рационального пути решения с двух основных точек зрения | ||||||
3 | Разные задачи | 1 | Ариф. дик | Задачи, описывающие процесс купли-продажи | Познавательные: использование таблиц. Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. Личностные: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. | ||||
3 | Разные задачи | 1 | коллективная, работа в группе | Задачи, описывающие процесс купли-продажи | |||||
3 | Учимся формулировать и решать задачи | 1 | Закрепление навыков формирования и решения задач | ||||||
3 | Самостоятельная работа решение задач
| 1 | индивидуальная | Задачи с недостающими и избыточными данными. Выбор рационального пути решения | Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. | Раздаточный материал | |||
Деление | |||||||||
3 | Увеличение и уменьшение в одно и то же число раз | 1 | Правило деления на числа 10, 100, 1000 | Познавательные: подведение по понятие (формулирование правила) | схемы | ||||
2 | Деление «круглых» десятков на число 10 | 1 | Способ выполнения деления «круглых» десятков на число 10 | Познавательные: использование материальных объектов, схем, рисунков; таблиц. Личностные: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. | |||||
2 | Деление «круглых» сотен на число 100 | 1 | Способ выполнения деления «круглых» десятков на число 100 | ||||||
2 | Деление «круглых» тысяч на число 1000 | 1 | Способ выполнения деления «круглых» десятков на число 1000 | ||||||
2 | Устное деление двузначного числа на однозначное | 1 | Случаи деления двузначного числа на однозначное | ||||||
2 | Устное деление двузначного числа на двузначное | 1 | Случаи деления двузначного числа на двузначное | Познавательные: использование св-в арифметических действий; построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: контролирование деят-ти по ходу или результатам выполнения задания. . | |||||
2 | Поупражняемся в устном выполнении деления и повторим пройденное | 1 | Повторение изученного. Решение олимпиадных заданий | ||||||
3 | Построение симметричных фигур | 1 | Понятие о симметричных фигурах. Построение симметричных фигур с помощью чертежных инструментов | Линейка, циркуль | |||||
3 | Составление и разрезание фигур | 1 | Наглядные пособия | ||||||
3 | Равносоставленные и равновеликие фигуры | 1 | Ариф. дик | Познавательные: использование материальных объектов, схем, рисунков; самостоятельно выполненных схем и рисунков. | |||||
3 | Высота треугольника | 1 | тест | ||||||
3 | Считаем до 1000000 | 1 | коллективная, индивидуальная | Письменная и устная нумерация. Сравнение чисел. Выполнение действий в выражениях со скобках и без скобок | Познавательные: проведение сравнения, классификации, выбор эффективного способа решения; использование таблиц. Коммуникативные: взаимодействие (сотрудничество) с соседом по парте, в группе. Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. | ||||
6 | Действия первой и второй ступени | 1 | коллективная, индивидуальная | Порядок действий в выражениях со скобками и без скобок. | |||||
6 | Действия первой и второй ступени | 1 | коллективная, индивидуальная | Порядок действий в выражениях со скобками и без скобок. Решение всех видов задач | |||||
1 | Измеряем. Вычисляем. Сравниваем | 1 | Повторение изученных ранее величин | ||||||
6 | Итоговая контрольная работа | 1 | индивидуальная | Задача, описывающая процесс купли-продажи. Сравнение величин. Периметр и площадь прямоугольника | |||||
6 | Работа над ошибками. Геометрия на бумаге в клетку | 1 | индивидуальная | Повторение основных вопросов геометрического содержания | |||||
3 | Как мы научились формулировать и решать задачи | 1 | коллективная, индивидуальная | Закрепление навыков формулирования задач. Решение задач всех видов | Познавательные: использование таблиц. Личностные: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. Личностные: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. | ||||
2 | Самостоятельная работа Деление | 1 | Разные случаи деления | ||||||
6 | Числовые последовательности | 1 | коллективная, индивидуальная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: литературного чтения. Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чураковой Класс: 1 «А» Тема урока: Джанни Родари "Приключение Чиполлино"Система РО Л.В.Занкова
Работа над сказкой развивает интерес к чтению через знакомство со сказкой, вызывает у детей положительные эмоции, воображение, фантазию, формируеть навык грамотного, внимательного чтения,...
Рабочая программа по литературному чтению ПНШ , Н. А. Чуракова, 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению ПНШ , Н. А. Чуракова, 4 классвключает в себя пояснительную записку, календпрно - тематическое планирование расчитанное на 4 часа в неделю...
Рабочая программа по литературному чтению авторы: Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская, 2 класс ПНШ
Рабочая программа по литературному чтению авторы: Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская , 2 класс ПНШ...
Рабочая учебная программа по математике 4 класс Авторы: А.Л. Чекин, Р.Г. Чуракова для УМК системы «Перспективная начальная школа»
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта, примерной программы по мате...
Рабочая программа по МАТЕМАТИКЕ Авторы: А.Л. Чекин, Р.Г. Чуракова для УМК системы «Перспективная начальная школа»
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учето...
Конспект урока на тему: «Перестановка слагаемых» (1 класс А.Л. Чекин, Р.Г. Чуракова)
Знакомство с переместительным законом сложения...