Рабочая программа по математике в 4 классе по УМК ПНШ.
методическая разработка по математике (4 класс) на тему
Расчитана на 4 ч в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 50.22 КБ |
matematika_tematicheskoe_planirovanie.docx | 66.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Щедровская основная общеобразовательная школа
Утверждена приказом директора МБОУ Щедровская ООШ _______ /Огула Л. А./ Приказ № ____ От «____» __________ 20__ г. | Рассмотрена и рекомендована к утверждению МС школы Протокол № ____ От «__»__________ 20__г. |
Рабочая учебная программа
по математике
(наименование учебного предмета/курса)
для 4 класс
(ступень образования/класс)
2013-2014 учебный год
(срок реализации программы)
Составлена на основе авторской программы Чекина А.Л. «Математика» ,2007 образовательной программы «Перспективная начальная школа»
(УМК «Перспективная начальная школа»).
(наименование программы)
Программу составила: Полякова Татьяна Васильевна.
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
с. Шедровка
2013г
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по математике разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по математике Сборник « Программы четырёхлетней начальной школы М. Академкнига/Учебник 2006г и авторской программы А. Л. Чекина
« Математика» УМК «Перспективная начальная школа». Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания образования по литературному чтению.
При составлении программы руководствовались приказом Минобразования Ростовской области № 610 от 14.07.2011 «Об утверждении Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)», приказом ОО Чертковского района № 218 от 27.06.2011 «О формировании учебных планов в общеобразовательных учреждениях в 2011-2012 учебном году», «Положением об учебной рабочей программе», утверждённым приказом № 56 от 19.08.2011 по МОУ Щедровской ООШ.
Цель курса: ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающих весь материал обязательного минимума начального математического образования и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п., а также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.
Рабочая программа реализует следующие задачи обучения:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
- создание благоприятный условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка, соответствующих его возрастным особенностям и возможностям;
- формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных отношений, творческой деятельности;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни и для решения новых конкретных учебных задач;
- формирование основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирования),
- формирование способов организации учебной деятельности (планирование, самоконтроль, самооценка и др.).
Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей формулой: через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного. При этом ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают четыре
арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.
Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
Отличительной чертой настоящего курса является значительное увеличение изучения геометрического материала и изучения величин. Изучение же арифметического материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.
Роль учебного курса: в программу курса включены вопросы, позволяющие заложить прочный фундамент как для продолжения изучения математики в старших классах и предметов естественнонаучного цикла.
Рабочая программа для 4 класса ориентирована на использование следующих учебников:
1. Чекин, А. Л. Математика. 4 класс: учебник: в 2 ч. / А. Л. Чекин. - М.: Академкнига/ Учебник, 2008.
2. Юдина, Е. П. Математика в вопросах и заданиях. 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / Е. П. Юдина. - М.: Академкнига / Учебник, 2008.
3. Чекин, А. Л. Математика. 4 класс: метод, пособие для учителя / А. Л. Чекин, - М.: Академкнига / Учебник, 2006.
Место предмета в базисном учебном плане
С учётом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований по окружающему миру согласно учебного плана МБОУ Щедровской ООШ, программа устанавливает примерное распределение учебного времени :
136 ч в год ,4 часа в неделю. Из них запланировано 2 часа на проведение административных контрольных работ: в начале года и в конце учебного года.
№ | Содержание | Количество часов |
1. | Натуральные и дробные числа | 16 |
2. | Действия над числами и величинами | 32 |
3. | Величины и их измерение | 22 |
4. | Элементы геометрии | 24 |
5. | Арифметические сюжетные задачи | 24 |
6. | Элементы алгебры | 18 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные работы (кол-во часов) |
1. | Повторение | 3 | 1 |
2. | Задачи на разностное и кратное сравнение | 5 | |
3. | Действия над числами. Нумерация и сравнение чисел. Величины и их измерение. | 11 | |
4. | Задачи на «куплю-продажу». | 5 | |
5. | Деление с остатком. | 14 | |
6. | Задачи на движение. | 6 | 1 |
7. | Объём. | 9 | |
8. | Задачи на работу. | 6 | |
9. | Геометрические фигуры. | 12 | |
10. | Деление столбиком. | 8 | 1 |
11. | Действия над величинами. | 9 | |
12. | Движение нескольких объектов. | 7 | |
13. | Работа нескольких объектов. | 5 | |
14. | Покупка нескольких товаров. Решение задач. | 10 | 1 |
15. | Логика | 4 | |
16. | Геометрические фигуры и тела. | 9 | |
17. | Повторение. | 12 | 1 |
Итого | 136 | 5 |
Содержание тем учебного курса
1. Натуральные и дробные числа (16 ч)
Новая разрядная единица - миллион (1000000). Знакомство с нумерацией чисел класса миллионов и класса миллиардов.
Понятие доли и дроби. Запись доли и дроби с помощью упорядоченной пары
натуральных чисел: числителя и знаменателя. Дробная черта как отличительный знак записи дроби. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.
2. Действия над числами и величинами (25 ч)
Алгоритм письменного умножения многозначных чисел столбиком.
Предметный смысл деления с остатком. Ограничение на остаток как условие однозначности. Способы деления с остатком. Взаимосвязь делимого, делителя, неполного частного и остатка. Деление нацело как частный случай деления с остатком.
Алгоритм письменного деления с остатком столбиком. Случаи деления многозначного числа на однозначное и многозначного числа на многозначное.
Сложение и вычитание однородных величин.
Умножение величины на натуральное число как нахождение кратной величины.
Деление величины на натуральное число как нахождение доли от величины.
Умножение величины на дробь как нахождение части от величины.
Деление величины на дробь как нахождение величины по данной ее части.
Деление величины на однородную величину как измерение.
3. Величины и их измерение (18 ч)
Единица времени — секунда. Соотношение между минутой и секундой (1 мин = 60 с), часом и секундой.
Понятие об объеме. Объем тел и вместимость сосудов. Измерение объема тел произвольными мерками.
Общепринятые единицы объема: кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр. Соотношения между единицами объема, их связь с соотношениями между соответствующими единицами длины.
Литр как единица объема и вместимости. Сосуды стандартной вместимости. Соотношение между литром и кубическим сантиметром, между литром и кубическим дециметром.
4. Элементы геометрии (19 ч)
Диагональ многоугольника. Разбиение многоугольника на несколько треугольников. Разбиение прямоугольника на два равных треугольника. Площадь прямоугольного треугольника как половина площади соответствующего прямоугольника.
Определение площади треугольника с помощью разбиения его на два прямоугольных треугольника.
Знакомство с некоторыми многогранниками (призма, пирамида) и телами вращения (шар, цилиндр, конус).
5. Арифметические сюжетные задачи (19 ч)
Текстовые задачи на пропорциональную зависимость величин: скорость - время - расстояние; цена - количество - стоимость; производительность - время работы - объем работы. Задачи на вычисление различных геометрических величин: длины, площади, объема. Алгебраический способ решения арифметических сюжетных задач.
Знакомство с комбинаторными и логическими задачами.
6. Элементы алгебры (14 ч)
Буквенные выражения. Знакомство с понятием переменной величины. Буквенное выражение как выражение с переменной (переменными). Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной (переменных).
Уравнения. Корень уравнения. Понятие о решении уравнения. Способы решения уравнений: подбором, на основе зависимости между результатом и компонентами действий, на основе свойств истинных числовых равенств.
Основные содержательные линии
Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие пяти основных содержательных линий: арифметической геометрической, величиной, алгоритмической (обучение решению задач) и алгебраической.
Арифметическая линия прежде всего представлена материалом по изучению чисел. В 3 классе изучаются целые числа от 0 до 999999.
- Арифметические действия над числами изучаются на следующей теоретической основе и в такой последовательности:
- Сложение (систематическое изучение начинается с 1 полугодия 1-го класса) определяется на основе объединения непересекающихся множеств и сначала выполняется на множестве чисел от 0 до 5. В дальнейшем изучаются свойства сложения, которые используются при проведении устных и письменных вычислений. Сложение многозначных чисел базируется на знании таблицы сложения однозначных чисел и на поразрядном способе сложения.
- Вычитание (систематическое изучение начинается со 2 полугодия 1-го класса) изначально вводится на основе вычитания подмножества из множества, причем происходит это, когда учащиеся изучили числа в пределах первого десятка. Далее устанавливается связь между сложением и вычитанием, которая опирается на идею обратной операции. На основе этой связи выполняется вычитание с применением таблицы сложения, а потом осуществляется переход к рассмотрению случаев вычитания многозначных чисел, где главную роль играет поразрядный принцип вычитания, возможность которого базируется на соответствующих свойствах вычитания.
- Умножение (систематическое изучение начинается со 2-го класса) вводится как сложение одинаковых слагаемых. Отдельно вводятся случаи умножения на 0 и на 1. Деление (первое знакомство с ним начинается во 2-м классе на уровне предметных действий, а систематическое изучение — начиная с 3-го класса) вводится как действие, результат которого позволяет ответить на вопрос: сколько раз одно число содержится в другом? Далее устанавливается связь деления и вычитания, а потом — деления и умножения. В дальнейшем (в 4-м классе) операция деления будет рассматриваться как частный случай операции деления с остатком.
Геометрическая линия
В 3-4-м классах изучаются:
- виды треугольников (прямоугольные, остроугольные и тупоугольные, разносторонние и равнобедренные),
- многоугольники.
- вводится понятие высоты треугольника,
- решаются задачи на разрезание и составление фигур, на построение симметричных фигур,
- рассматривается куб и его изображение на плоскости.
- изучаются площади треугольников и многоугольников (в 4-м классе)
Линия по изучению величин
В 3-4-м классах рассматриваются единицы длины и массы - километр, миллиметр, грамм, тонна. Происходит знакомство с новыми величинами: величиной угла, площадью и объемом. Основным итогом работы по изучению величины «площадь» является вывод формулы площади прямоугольника.
Линия по обучению решению арифметических сюжетных (текстовых) задач (условно названа «алгоритмической») является центральной для данного курса. Ее особое положение определяется тем, что настоящий курс имеет прикладную направленность, которая выражается в умении применять полученные знания на практике. При этом важно не только научить учащихся решать задачи, но и правильно формулировать их, используя имеющуюся информацию. Под решением задачи понимается запись (описание) алгоритма, дающего возможность выполнить требование задачи.
Описание алгоритма решения задачи допускается в трех видах:
1) по действиям (по шагам) с пояснениями;
2) в виде числового выражения, но без пояснений;
3) в виде буквенного выражения (в некоторых случаях в виде формулы или в виде уравнения), с использованием стандартной символики.
Алгебраическая линия традиционно представлена такими понятиями, как выражение с переменной, уравнение.
Текущий контроль уровня усвоения учащимися учебного материала осуществляется в виде контрольных, самостоятельных работ, тексты которых находятся в специальном сборнике (Захарова О.А. Проверочные работы по математике).
В основе оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в устной, так и в письменной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работа для текущего контроля состояла из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются условные вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. За такую работу выставляется отметка:
"5" - работа выполнена без ошибок;
"4" - одна ошибка и 1-2 недочета; 2 ошибки или 4 недочета;
"3" - 2 -3 ошибки и 1 -2 недочета;3 - 5 ошибок или 8 недочетов;
"2" - 5 и более ошибок.
Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся выбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока. Ученику выставляется отметка:
"5" - работа выполнена без ошибок;
"4" - 1 -2 ошибки;
"3" - 3 -4 ошибки.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий по геометрии, а затем выводится итоговая отметка за всю работу:
"5" - работа выполнена без ошибок;
"4" - 1 ошибка или 1 -3 недочета, при этом ошибок не должно быть в задаче;
"3" - 2-3 ошибки или 3 -4 недочета, при этом ход решения задачи должен быть верным;
"2" - 5 и более ошибок.
При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
-неправильный ответ на поставленный вопрос;
-неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
-при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
-неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
-при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
-неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
-медленный темп выполнения задания, не являющейся индивидуальной особенностью школьника;
-неправильное произношение математических терминов.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки (отметки)
Ошибки:
-незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания и используемых в ходе его выполнения;
-неправильный выбор действий, операций;
-неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
-пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
-несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
-несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
-неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначения величин);
-ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
-неверные вычисления в случае, когда цель задания - не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
-наличие записи действий;
-отсутствие ответа к заданию или ошибки к записи ответа.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу
«Математика» к концу четвертого года обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
- использование натуральных чисел для счета предметов, для упорядочивания предметов, для измерения величин;
- название и запись чисел до класса миллиардов включительно;
- ряд целых неотрицательных чисел, его свойства и геометрическую интерпретацию;
- основные принципы построения десятичной системы счисления;
- дробные числа, их математический смысл и связь с натуральными;
- смысл операций сложения, вычитания, умножения и деления;
- взаимосвязи между изученными операциями;
- существующую зависимость между компонентами и результатом каждой операции;
- измерение вместимости с помощью выбранной мерки;
- связь вместимости и объема;
- стандартные единицы объема (кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр);
- связи метрической системы мер с десятичной системой счисления;
- особенности построения системы мер времени;
- существование многогранников (призма, пирамида) и тел вращения (шар, цилиндр, конус);
- отличительные признаки сюжетной арифметической задачи;
- различные способы краткой записи задачи;
- различные способы записи решения задачи;
- рациональный и нерациональный способы решения задачи;
- решение задач с помощью уравнений;
- задачи с вариативными ответами;
- алгоритмический подход к пониманию сущности решения задачи;
- комбинаторные и логические задачи.
- названия компонентов всех изученных арифметических действий (операций), знаки этих действий, законы и свойства этих действий;
- таблицы сложения и умножения однозначных чисел;
- особые случаи сложения, вычитания, умножения и деления;
- правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок;
- термины, связанные с понятием «уравнение» (неизвестное, корень уравнения);
- свойства некоторых геометрических фигур (прямоугольника, квадрата, круга);
- единицы длины, площади, объема, массы, величины угла, времени и соотношения между ними;
- « термины, связанные с понятием «задача» (условие, требование, данные, искомое, решение, ответ);
• условные обозначения, используемые в краткой записи задачи.
Уметь:
- называть и записывать любое натуральное число до 1000000 включительно;
- сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
- сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
- сравнивать дробные числа с натуральными и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
- выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;
- выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел;
- вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;
- выполнять изученные действия с величинами;
- решать уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий и на основе использования свойств равенств;
- определять вид многоугольника;
- определять вид треугольника;
- изображать и обозначать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки);
- изображать и обозначать окружности (с помощью циркуля);
- измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки;
- находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;
- вычислять площадь прямоугольника;
- выражать изученные величины в разных единицах;
- распознавать и составлять текстовые задачи;
- проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;
- записывать решение задачи по действиям и одним выражением;
- выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;
- проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);
- измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
- решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара при расчете между продавцом и покупателем (с использованием калькулятора при проведении вычислений);
- вычислять площади земельных участков прямоугольной формы с проведением необходимых измерений.
Требования к уровню подготовки, оканчивающих
начальную школу
- В результате изучения математики ученик должен
- знать/понимать:
- последовательность чисел в пределах 100 000;
- таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
- таблицу умножения и деления однозначных чисел;
- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
- уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
- представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- пользоваться изученной математической терминологией;
- выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;
- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);
- выполнять вычисления с нулем;
- вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них);
- проверять правильность выполненных вычислений;
- решать текстовые задачи арифметическим способом (не более двух действий);
- чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;
- распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
- вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
- сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
- сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
- определения времени по часам (в часах и минутах);
- решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
- оценки величины предметов на глаз;
- самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).
Материально-техническое обеспечение:
Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся
Учебно-методическое обеспечение для учителя
- Чекин А. Л. Математика: 4 кл.: Учебник. В 2-х ч. — М.; Академкнига/ Учебник, 2010 г.
- Юдина Е. П. Математика: Тетради для самостоятельной работы №1, №2. 4 кл. — М.: Академкнига/Учебник, 2010 г.
- Чекин А. Л. Математика: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2009 г.
- Захарова О. А. Математика: Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся. – М.: Академкнига/Учебник, 2008 г.
Учебно-методическое обеспечение для учащихся
Чекин А. Л. Математика: 4 кл.: Учебник. В 2-х ч. — М.; Академкнига/ Учебник, 2012г.
ТСО:
Классная доска. Таблица умножения. Таблица « Объёмные и плоские геометрические фигуры». Персональный компьютер.
Интеренет-ресурсы
Сайт работников образования , сайт прошколу. ру.
Список литературы:
- Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32
- Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г.. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
- Письмо Министерства Образования и Науки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
- Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2005
- Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В.
- Чекин А. Л. Математика: 4 кл.: Учебник. В 2-х ч. — М.; Академкнига/ Учебник, 2010 г.
- Юдина Е. П. Математика: Тетради для самостоятельной работы №1, №2. 4 кл. — М.: Академкнига/Учебник, 2010 г.
- Чекин А. Л. Математика: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2009
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ п./п. | Раздел | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока Форма урока | Основные виды учебной деятельности | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измерители | Информационное сопровождение | Дом. задание | |
По плану | факт | ||||||||||
1 | Повторение изученного в 3 классе | 3.09 | Повторение изученного в 3 классе | 1 | Комбинированный | Таблица умножения. Нумерация трехзначных чисел. Числовое выражение | Уметь читать и записывать шестизначные числа; выполнять кратное сравнение между разрядными единицами,; вычислять значение выражения на порядок действий со скобками; сравнивать значение двух выражений; выполнять умножение в столбик на однозначное или двузначное число; вычислять периметр и площадь прямоугольника. | Фронтальный опрос | Повторение . нумерация чисел больше 100 Festival. 1 september.ru | У. № 10 | |
2 | 4.09 | Повторение изученного в 3 классе | 1 | Комбинированный | Распознавание геометрических фигур, изображение их в тетради. Периметр многоугольника | Уметь измерять с помощью палетки площадь прямоугольника; чертить квадрат с данной стороной; методом подбора определять длину и ширину прямоугольника по известной площади; формулировать задачу по краткой записи | Индивидуальный опрос | С.10 №17 | |||
3 | 6.09 | Работа над ошибками. Повторение изученного в 3 классе | 1 | Комбинированный | Единицы длины, массы, времени. Числовое выражение и его значение. Устные вычисления с натуральными числами | Уметь формулировать задачу по данному решению; формулировать задачу по данной диаграмме; решать арифметические задачи; формулировать задачи на разностное сравнение, в условии которой одно из данных является результатом кратного сравнения | Работа в парах | С 11 № 21 | |||
4 | 5.09 | Входная контрольная работа | 1 | Контрольная работа | Входная контрольная работа | ||||||
5 | Действия над числами | 10.09 | Когда неизвестен результат разностного сравнения | 1 | Комбинированный | Устные вычисления с натуральными числами. Отношения «больше на …» «меньше на …» | Уметь решать задачи на разностное сравнение; записывать с помощью математических выражений действия, выполненные героем учебника; выбирать верный вариант решения задачи | Презентация « Устный счёт» | С 14 №26 | ||
6 | 11.09 | Когда неизвестен результат кратного сравнения | 1 | Комбинированный | Устные вычисления с натуральными числами. Отношения «больше на …» «меньше на …» «больше в …» «меньше в …» | Уметь формулировать задачу по краткой записи; решать задачи на кратное сравнение | Фронтальный опрос | С 15 №33 | |||
7 | 12.09 | Когда неизвестен результат кратного сравнения | 1 | Комбинированный | Индивидуальные карточки по теме урока | ||||||
8 | Решение задач | 13.09 | Учимся решать задачи | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Уметь составлять краткую запись задачи, заполняя таблицы; решать задачи с опорой на схему; выполнять чертеж к составной задаче; вычислять периметр прямоугольника. | Индивидуальный опрос | С21 № 50,51 | ||
9 | 17.09 | Самостоятельная работа по теме: « Решение задач» | 1 | Контроль знаний и умений | Самостоятельная работа | Инд. задания по теме урока | |||||
10. | Действия над числами | 18.09 | Поупражняемся по теме урока: «Вычисление в столбик» | 1 | Комбинированный | Письменные вычисления с натуральными числами | Знать алгоритм умножения столбиком многозначного числа на трехзначное число Уметь формулировать алгоритм умножения столбиком; выполнять умножение столбиком; устанавливать соответствия между записями | Фронтальный опрос | С24 №56 | ||
11 | 19.09 | Алгоритм умножения столбиком | 1 | Комбинированный | Письменные вычисления с натуральными числами | Уметь выполнять умножение столбиком многозначного числа; выполнять вычисления числового выражения | Индивидуальный опрос | С24 №57 | |||
12. | Нумерация и сравнение чисел | 20.09 | Тысяча тысяч или миллион | 1 | Комбинированный | Название, последовательность и запись многозначных чисел. Классы и разряды | Знать, как называется число, которое получается в результате увеличения 1000 в 1000 раз. Уметь формулировать задачи, при вычислении которой получилось бы число 1000000; называть и записывать соседей числа 1000000 | Практическая работа | Презентация « Устный счёт» | С29 №74 | |
13. | 24.09 | Разряд единиц миллионов и класс миллионов | 1 | Комбинированный | Название, последовательность и запись многозначных чисел. Классы и разряды | Знать понятия: разряд миллионов и класс единиц Уметь записывать числа в таблицу разрядов; представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых; записывать в порядке возрастания все разрядные слагаемые, которые относятся к разряду единиц миллионов; читать и записывать девятизначные числа | Практическая работа | С29 №75 | |||
14. | 25.09 | Когда трех классов для записи числа недостаточно | 1 | Комбинированный | Название, последовательность и запись многозначных чисел. Классы и разряды | Знать понятие класс миллиардов Уметь записывать и читать самое маленькое десятизначное число; читать и записывать десятизначные числа | Практическая работа | С 30 №78 | |||
15. | 26.09 | Поупражняемся в сравнении чисел и повторим пройденное по теме «Нумерация и сравнение чисел» | 1 | Комбинированный | Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков ><= | Знать классы и разряды четырехзначных чисел Уметь записывать «круглые» тысячи, выполнять их сложение и вычитание; дополнять число до «круглых» тысяч | Работа в парах | Презентация « Устный счёт» | С 32 №88 | ||
16. | 27.09 | Может ли величина изменяться? | 1 | Комбинированный | Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости | Знать понятия: величина, постоянная величина, переменная величина Уметь выбирать величины, которые являются переменными (постоянными); приводить примеры величин; чертить геометрические фигуры | Индивидуальный опрос | С35 №95 | |||
17. | 1.10 | Всегда ли математическое выражение является числовым? | 1 | Комбинированный | Использование свойств арифметических действий при выполнении действий | Знать понятие – буквенное выражение Уметь вычислять значение буквенного выражения с переменной; сравнивать числовое и буквенное выражение; записывать сочетательное свойство сложения (умножения) в виде буквенного выражения | Фронтальный опрос | С 38 №106 | |||
18. | Величины и их измерение | 2.10 | Всегда ли математическое выражение является числовым? | 1 | Комбинированный | Уметь вычислять значение буквенного выражения с переменной; записывать, используя буквенные выражения, равенства, в которых выражено правило умножения числа на сумму и правило умножения числа на разность | Фронтальный опрос | Презентация « Устный счёт» | С 38 №108 | ||
19. | 3.10 | Зависимость между величинами | 1 | Комбинированный | Установление зависимости между величинами. Вычисление периметра прямоугольника | Знать, что периметр квадрата зависит от длины его стороны Уметь указывать пары величин, в которых одна величина зависит от другой; приводить примеры двух величин, которые не зависят друг от друга; доказывать, что площадь квадрата однозначно зависит от его периметра; чертить прямоугольники по данным сторонам; вычислять периметр и площадь прямоугольников | Фронтальный опрос | С 40 № 113 | |||
20. | 4.10 | Поупражняемся в нахождении значений зависимой величины | 1 | Комбинированный | Уметь заполнять таблицы; записывать формулы, которые показывают зависимость между величинами; вычислять значение величин; решать задачи; вычислять периметр равностороннего треугольника | Фронтальный опрос | С43 №124 | ||||
21 | 8.10 | Самостоятельная работа по теме «Числовые выражения». | 1 | Контроль знаний и умений | Самостоятельная работа | ||||||
22 | Величины и их измерение. Решение задач | 9.10 | Работа над ошибками. Стоимость единицы товара, или цена | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Знать понятия: цена, количество, стоимость Уметь соотносить название единицы количества товара и наименование товара; объяснять смысл наименований цены; вычислять цену; формулировать условие задачи по краткой записи | ТЕСТ | С45 №129 | ||
23 | Решение задач | 10.10 | Стоимость единицы товара, или цена | 1 | Комбинированный | Уметь решать задачи на нахождение цены, стоимости, количества товара; формулировать условие задачи по данному решению; чертить схему к условию задачи | Фронтальный опрос | С46 №132 | |||
24 | 11.10 | Когда цена постоянна | 1 | Комбинированный | Установление зависимости между величинами, характеризующими процессы «купли – продажи». Решение текстовых задач арифметическим способом | Уметь решать задачи, когда цена постоянна; решать задачи разными способами; формулировать задачу по краткой записи | Индивидуальный опрос | Презентация « Устный счёт» | С48 № 140, 141 | ||
25 | 15.10 | Учимся решать задачи Самостоятельная работа по теме « Задачи на куплю –продажу» | 1 | Комбинированный Контроль знаний и умений | Решение текстовых задач арифметическим способом | Уметь формулировать условие задачи по краткой записи, по данной диаграмме, по схеме; решать задачи разными способами | Фронтальный опрос | С 50 №147 | |||
26 | Действия над числами | 16.10 | Работа над ошибками. Деление на целое и деление с остатком | 1 | Комбинированный | Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами | Знать алгоритм деления с остатком Уметь выполнять деление с остатком; записывать решение задачи в виде одного выражения; сравнивать записи деления; выбирать из данных чисел те, которые делятся без остатка | Фронтальный опрос | С 53 №153, 154 | ||
27 | 17.10 | Неполное частное и остаток | 1 | Комбинированный | Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами | Знать понятия: неполное частное, остаток; что если делитель умножить на неполное частное и к полученному результату прибавить остаток, то в итоге получится делимое Уметь выполнять деление нацело и с остатком; выбирать верную запись деления с остатком; составлять примеры на деление с остатком | Индивидуальный опрос | С 55 № 161, 162 | |||
28. | 18.10 | Остаток и делитель | 1 | Комбинированный | Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами | Знать, что остаток должен быть меньше делителя Уметь проверять верность равенства; выбирать равенства, которые можно преобразовать в соответствующие случаи деления с остатком; составлять равенство, с помощью которого можно выполнить только один случай деления с остатком; выписывать все остатки, которые могут получиться при делении на 2. | Работа в парах | Презентация « Устный счёт» | С 57 №167, 168 | ||
29 | 22.10 | Когда остаток равен нулю | 1 | Комбинированный | Работа в парах | №172 | |||||
30 | 23.10 | Когда делимое меньше делителя | 1 | Комбинированный | Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами | Знать, что если при делении с остатком делимое меньше делителя, то неполное частное равно 0, а остаток равен делимому Уметь проверять правильность выполнения деления с остатком; выполнять деление с остатком на 10; составлять и записывать случаи деления с остатком, когда делимое равно остатку; | Индивидуальный опрос | С 61 №186 | |||
31 | 25.10 | Работа над ошибками. Деление с остатком и вычитание. | 1 | Комбинированный | Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами | Иметь представление, как деление с остатком можно выполнить с помощью вычитания Уметь сравнивать запись деления с остатком и запись вычитания одного и того же числа несколько раз; записывать решение задачи с помощью деления с остатком; выполнять деление с остатком с помощью вычитания | Фронтальный опрос | С 62 №194 | |||
32 | 24.10 | Итоговая контрольная работа за 1 четверть. | 1 | Контроль знаний и умений | Контрольная работа | ||||||
33 | 29.10 | Какой остаток может получиться при делении на 2? | 1 | Комбинированный | Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами | Знать понятия: четные и нечетные числа; что число 0 относится к четным числам Уметь выбирать четные и нечетные числа; определять, какие числа получаются в результате арифметических действий | Индивидуальный опрос | Презентация « Устный счёт» | С64 № 204, 205 | ||
34. | 30.10 | Поупражняемся в вычислениях. | 1 | Комбинированный | Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами | Индивидуальный опрос | №220 ,№222. | ||||
35 | Действия на числами | 31.10 | Запись деления с остатком столбиком | 1 | Комбинированный | Устные и письменные вычисления с натуральными числами | Знать алгоритм деления с остатком столбиком Уметь записывать деление с остатком столбиком; по записи деления в столбик называть делимое, делитель, неполное частное и остаток; решать задачи на деление с остатком | Фронтальный опрос | С70 №232, 233 | ||
36 | 1.11 | Способ поразрядного нахождения результата деления. | 1 | Комбинированный | Устные и письменные вычисления с натуральными числами | Знать способ поразрядного нахождения результата деления Уметь объяснять способ поразрядного нахождения результата деления; определять цифру разряда десятков частного в данных частных; решать задачи | Индивидуальный опрос | ||||
37 | 12.11 | Поупражняемся в делении столбиком | 1 | Комбинированный | Письменные вычисления с натуральными числами | Уметь выполнять деление в столбик; записывать решение задачи в виде одного выражения; сравнивать запись деления в столбик с умножением в столбик; сравнивать запись деления с остатком в строчку и запись деления в столбик | Практическая работа | С74 №246 | |||
38. | 13.11 | Вычисления с помощью калькулятора | 1 | Комбинированный | Устные и письменные вычисления с натуральными числами | Знать клавиши на калькуляторе «М=» и «МR» Уметь выполнять вычисления на калькуляторе; вычислять значение выражений, используя возможность запоминания промежуточного результата с помощью клавиши «М=» и воспроизведения этого результата с помощью клавиши «МR» | Фронтальный опрос | С76 № 252 | |||
39. | Величины и их измерение. Решение задач | 14.11 | Час, минута и секунда | 1 | Комбинированный | Единицы времени | Знать, сколько секунд в 1 минуте Уметь выражать минуты и часы в секундах; располагать в порядке возрастания данные временные промежутки; решать задачи с определением времени, продолжительности; вычислять стоимость телефонного разговора | Индивидуальный опрос | Презентация « Время. Единицы времени» www. Testsoch. com | С 78 № 262 | |
40. | 15.11 | Кто или что движется быстрее? | 1 | Комбинированный | Единицы скорости | Иметь представление о скорости передвижения различных тел Уметь определять, кто или что движется быстрее; располагать средства передвижения по порядку от самого быстрого к самому медленному; приводить примеры и сравнивать скорость передвижения животных | Фронтальный опрос | С 80 № 279 | |||
41. | 19.11 | Длина пути в единицу времени, или скорость | 1 | Комбинированный | Единицы длины | Знать понятие скорость Уметь определять скорость движения; выбирать верные записи скорости; переводить метры в секунду в метры в час; располагать скорости в порядке возрастания; решать задачи на определение скорости движения | Фронтальный опрос | С 81 № 274 | |||
42 | 20.11 | Учимся решать задачи | 1 | Комбинированный | Установление зависимости между величинами, характеризующими процессы: пройденный путь, время, скорость. Решение текстовых задач арифметическим способом | Уметь решать задачи на определение скорости движения; решать задачи разными способами; записывать решение задачи буквенным выражением | Фронтальный опрос | Pedsovet. Su Презентация | С 85 № 290, 289 | ||
43. | 21.11 | Какой сосуд вмещает больше? | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Знать понятие вместимость Уметь решать задачи на нахождение вместимости; сравнивать вместимости двух бассейнов | Индивидуальный опрос | Презентация « Устный счёт» | С 87 №298, 299 | ||
44. | Величины и их измерение. | 22.11 | Литр. Сколько литров? Вместимость и объем | 1 | Комбинированный | Единицы вместимости | Знать единицы объема – литр Уметь решать задачи на нахождение объема, выраженного в литрах Знать понятия: вместимость и объем Уметь сравнивать объемы различных тел; проводить практическую работу; сравнивать объемы геометрических фигур; называть геометрические тела и фигуры; выполнять кратное сравнение объемов 2-х кубов | Фронтальный опрос Практическая работа | С 88 № 303 С 90 № 307 | ||
45. | 26.11 | Кубический сантиметр и измерение объема | 1 | Комбинированный | Единицы вместимости | Знать единицы объема: Кубический сантиметр и измерение объема Уметь измерять объем в кубических сантиметрах; описывать практическую работу по измерению объема металлического шарика; определять объем в кубических сантиметрах изображенной на рисунке фигуры | Индивидуальный опрос | С 93 № 316 | |||
46. | 27.11 | Кубический дециметр и кубический сантиметр | 1 | Комбинированный | Единицы вместимости | Знать единицы объема Уметь выражать в кубических сантиметрах кубические дециметры; выполнять сложение и вычитание величин; находить объем тела в кубических сантиметрах и кубических дециметрах; располагать величины в порядке возрастания; выполнять кратное сравнение 2 объемов | Фронтальный опрос | С 95 № 325, 326 | |||
47. | 28.11 | Кубический дециметр и литр Литр и килограмм | 1 | Комбинированный | Единицы вместимости | Знать единицы объема Уметь решать задачи на нахождение объема; переводить кубические дециметры в литры Знать единицы: литр, килограмм Уметь определять объем 1 грамма воды; находить, какую часть литра составляет 1 грамм воды; определять, что легче: 1 литр воды или 1 литр бензина | Практическая работа | С 96 № 332 | |||
48. | Решение задач | 29.11 | Разные задачи: арифметические и комбинаторные | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Уметь решать задачи на нахождение объема; разными способами; решать комбинаторные задачи | Практическая работа | С 99 № 344 | ||
49. | 3.12 | Поупражняемся в решении задач. | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | Инд. задание | |||||
50. | 4.12 | Самостоятельная работа по теме « Вместимость и объём» | 1 | Контроль знаний и умений | Самостоятельная работа | Карточки по теме урока | |||||
51. | Решение задач | 5.12 | Работа над ошибками. Кто выполнил большую работу? | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Иметь представление об объеме работы Уметь решать задачи на определение производительности; решать задачи на разностное и кратное сравнение | Работа в парах | С 102 № 353 | ||
52. | 6.12 | Производительность – это скорость выполнения работы | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Знать понятие – производительность Уметь формулировать условие задачи по краткой записи; составлять краткую запись в виде таблицы; находить производительность труда | Фронтальный опрос | Презентация « Устный счёт» | С 104 № 357 | ||
53. | 10.12 | Учимся решать задачи | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Уметь формулировать условие задачи на нахождение скорости, производительности, цены по данному решению; формулировать условие задачи по краткой записи | Практическая работа | Карточки | |||
54. | 11.12 | Самостоятельная работа « Задачи на работу» | 1 | Контроль знаний и умений | Решение текстовых задач арифметическим способом Единицы вместимости | Уметь решать задачи; выполнять письменные вычисления с многозначными числами; устанавливать зависимости между величинами | Самостоятельная работа « Задачи на работу» | ||||
55. | Решение задач | 12.12 | Работа над ошибками. Учимся решать задачи | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Уметь выполнять работу над ошибками; формулировать условие задачи на нахождение скорости, производительности, цены по данному решению; формулировать условие задачи по краткой записи | С 106 № 368 | |||
56. | Геометрические фигуры | 13.12 | Отрезки, соединяющие вершины многоугольника . Разбиение многоугольника на треугольники. | 1 1 | Комбинированный | Распознавание и изображение геометрических фигур Треугольник | Знать, что отрезки, соединяющие вершины многоугольника называются диагоналями Уметь определять количество сторон и диагоналей многоугольника; выполнять чертеж, проводить диагонали в многоугольнике; изображать многоугольник по данному количеству диагоналей Уметь выполнять чертеж; делить отрезками многоугольник на треугольники; определять количество сторон и диагоналей в многоугольнике | Практическая работа | С 107 № 372 ,383 | ||
57. | 17.12 | Площадь прямоугольного треугольника | 1 | Комбинированный | Распознавание и изображение геометрических фигур. Треугольник | Иметь представление о вычислении площади прямоугольного треугольника Уметь находить площадь прямоугольного треугольника; проводить необходимые измерения и вычислять площадь треугольника; формулировать правила нахождения площади прямоугольного треугольника | Фронтальный опрос | Презентация « Устный счёт» | С 111 № 388 | ||
58. | 18.12 | Вычисление площади треугольника | 1 | Комбинированный | Распознавание и изображение геометрических фигур. Треугольник | Иметь представление о вычислении площади треугольника Уметь строить чертеж; формулировать правило вычисления площади треугольника; проводить необходимые разбиения и измерения для того, чтобы вычислить площадь каждого закрашенного треугольника | Фронтальный опрос | С 113 № 392 | |||
59. | 19.12 | Контрольная работа за 1 полугодие по изученным темам. | 1 | Контроль знаний и умений | Решение текстовых задач арифметическим способом Письменные вычисления с натуральными числами | Уметь решать задачи; выполнять письменные вычисления с многозначными числами; устанавливать зависимости между величинами | КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА | ||||
60. | 20.12 | Работа над ошибками. Учимся решать задачи | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Уметь выполнять работу над ошибками; формулировать условие задачи на нахождение скорости, производительности, цены по данному решению; формулировать условие задачи по краткой записи | Практическая работа | Индивидуальное | |||
61. | 24.12 | Вычисление площади треугольника | 1 | Комбинированный | Распознавание и изображение геометрических фигур. Треугольник | Иметь представление о вычислении площади треугольника Уметь строить чертеж; формулировать правило вычисления площади треугольника; проводить необходимые разбиения и измерения для того, чтобы вычислить площадь каждого закрашенного треугольника | Фронтальный опрос | С.113.№389 ,390. | |||
62. | 25.12 | Поупражняемся в вычислении площади | 1 | Комбинированный | Вычисление площади прямоугольника | Иметь представление о вычислении площади сложных фигур Уметь вычислять площадь прямоугольника и фигур сложной формы | Фронтальный опрос | Презентация « Устный счёт» | С. 115 № 395 | ||
63. | Величины и их измерение | 26.12 | Единицы объема. Кубический сантиметр и миллилитр | 1 | Комбинированный | Единицы вместимости | Знать термин – миллилитр Уметь выражать кубические сантиметры, дециметры в миллилитры; находить объем тела в миллилитрах; решать задачи на нахождение объема | Практическая работа | С120 № 5 | ||
64. | 27.12 | Единицы объема. Кубический метр и кубический дециметр | 1 | Комбинированный | Единицы вместимости | Знать единицу объема кубический метр Уметь выражать кубические дециметры в кубические метры; располагать данные объемы в порядке возрастания; решать задачи на определение объема | Фронтальный опрос | ||||
65. | 9.01.14 | Единицы объема. Кубический сантиметр и кубический метр | 1 | Комбинированный | Единицы вместимости | Знать соотношение между кубическим метром и кубическим сантиметром Уметь выражать в кубических метрах кубические сантиметры; выполнять сложение и вычитание величин; располагать в порядке убывания данные объемы; выполнять разностное и кратное сравнение величин | Фронтальный опрос | С 124 № 24, 23 | |||
66 | Решение задач | 10.01 | Единицы объема. Так учили и учились в старину | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Уметь решать старинные арифметические задачи; выполнять рассуждения при решении логических задач | Индивидуальный опрос | С 127 № 5, 6 | ||
67. | Действия над числами | 14.01 | Деление на однозначное число столбиком | 1 | Комбинированный | Деление с остатком. Устные и письменные вычисления с натуральными числами | Знать таблицу умножения и деления однозначных чисел; прием деления на однозначное число столбиком Уметь выполнять деление двузначного числа на однозначное столбиком; делить с остатком | Фронтальный опрос | Уч. 2 С 7-8 №7 | ||
68. | 15.01 | Деление на однозначное число столбиком | 1 | Комбинированный | Деление с остатком. Письменные вычисления с натуральными числами | Знать понятия: первое промежуточное делимое, второе промежуточное делимое Уметь выполнять деление трехзначного на однозначное столбиком; вычислять периметр и площадь прямоугольника; вычислять площадь треугольника; решать задачи в косвенной форме | Фронтальный опрос | С. 9 – 10 № 14, 17 | |||
69. | 16.01 | Число цифр в записи неполного частного | 1 | Комбинированный | Письменные вычисления с натуральными числами | Уметь определять число цифр в записи неполного частного; определять старший разряд неполного частного; выполнять деление с остатком | Индивидуальный опрос | С. 11-12 № 27, 28 | |||
70. | 17.01 | Деление на двузначное число столбиком | 1 | Комбинированный | Письменные вычисления с натуральными числами | Знать алгоритм деления на двузначное число столбиком Уметь выполнять деление с остатком столбиком; решать задачи на деление с остатком | Индивидуальный опрос | С 13-14 № 36, 37 | |||
71. | 21.01 | Алгоритм деления столбиком | 1 | Комбинированный | Письменные вычисления с натуральными числами | Знать алгоритм деления на двузначное число столбиком Уметь анализировать запись деления четырехзначного числа на двузначное в столбик; формулировать алгоритм деления в столбик; выполнять деление; решать задачи | Фронтальный опрос | Мультимедийное приложение | С 15-17 № 41, 43 | ||
72. | 22.01 | Сокращенная форма записи деления столбиком | 1 | Комбинированный | Письменные вычисления с натуральными числами | Знать, какую запись называют сокращенной формой записи деления столбиком Уметь выполнять сокращенную запись деления; сравнивать полную и сокращенную форму деления; преобразовывать сокращенную форму в полную; выполнять деление | Индивидуальный опрос | С. 18-19 №48, 50 | |||
73. | 23.01 | Самостоятельная работа «Деление столбиком» | 1 | Контроль знаний и умений | Письменные вычисления с натуральными числами. Решение задач | Уметь выполнять письменные вычисления с многозначными числами; решать задачи | Самостоятельная работа | Знать алгоритм деления столбиком. | |||
74. | 24.01 | Работа над ошибками. Поупражняемся в делении столбиком. | 1 | Комбинированный | Письменные вычисления с натуральными числами. Решение задач | Уметь выполнять работу над ошибками, письменные вычисления с многозначными числами; решать задачи | Фронтальный опрос | Индивидуальное | |||
75. | Действия над числами. Величины и их измерение | 28.01 | Сложение и вычитание величин | 1 | Комбинированный | Единицы длины, массы, объема, времени, площади | Знать: Единицы длины, массы, объема, времени, площади Уметь выполнять сложение и вычитание величин; формулировать задачи с величинами | Фронтальный опрос | С 22-23 № 69, 70 | ||
76. | 29.01 | Умножение величины на число и числа на величину | 1 | Комбинированный | Единицы длины, массы, объема, времени, площади | Знать, что умножить число на величину означает умножить данную величину на данное число Уметь выполнять умножение величины на число; решать задачи на нахождение времени; измерять длину отрезков и проводить кратное сравнение длин; | Фронтальный опрос | С 24-25 № 76, 77 | |||
77. | 30.01 | Деление величины на число | 1 | Комбинированный | Единицы длины, массы, объема, времени, площади | Уметь выполнять деление величины на число; формулировать условие задачи; решать задачи в косвенной форме | Фронтальный опрос | Мультимедийное приложение | С 26-27 № 86, 87 | ||
78. | 31.01 | Нахождение доли от величины и величины по ее доле | 1 | Комбинированный | Единицы длины, массы, объема, времени, площади | Уметь находить долю от величины и величину по ее доле; решать задачи, используя схемы и чертежи | Индивидуальный опрос | С 28-29 № 95, 96 | |||
79. | Действия над числами. Величины и их измерение | 4.02 | Нахождение части от величины | 1 | Комбинированный | Единицы длины, массы, объема, времени, площади | Уметь находить часть от величины; решать задачи | Фронтальный опрос | С 30-33 № 104, 105 | ||
80. | 5.02 | Нахождение части от величины | 1 | Комбинированный | Инд. карточки по теме урока | ||||||
81. | 6.02 | Деление величины на величину | 1 | Комбинированный | Единицы длины, массы, объема, времени, площади | Уметь выполнять деление величины на величину; решать задачи; вычислять цену товара | Индивидуальный опрос | С 34-35 № 119, 120 | |||
82. | 7.02 | Самостоятельная работа по теме: « Действия с величинами» | 1 | Контроль знаний и умений | Единицы длины, массы, объема, времени, площади. Решение текстовых задач | Уметь решать задачи; выполнять вычисления с величинами; находить значения числовых выражений | Самостоятельная работа | Мультимедийное приложение | С.36. №127,128 | ||
83. | 11.02 | Работа над ошибками. Поупражняемся в действиях над величинами | 1 | Комбинированный | Единицы длины, массы, объема, времени, площади. Решение текстовых задач | Уметь выполнять работу над ошибками; выполнять сложение и вычитание величин; выполнять умножение величины на число; находить долю от величины; решать задачи с величинами | Индивидуальный опрос | С 36-38 № 130, 131 | |||
84. | Решение задач. Действия над числами | 12.02 | Когда время движения одинаковое | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения | Уметь решать задачи на движение, когда время движения одинаковое; записывать формулу S= v * t | Работа в парах | С .39- 40 № 139 | ||
85. | 13.02 | Когда длина пройденного пути одинаковая | 1 | Комбинированный | Уметь решать задачи, когда длина пройденного пути одинаковая; записывать формулу v = S/t | Фронтальный опрос | С. 41-42 № 143 | ||||
86. | 14.12 | Движение в одном и том же направлении | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения | Знать, что при движении в одном и том же направлении скорость измерения расстояния между движущимися объектами равна разности скоростей этих объектов; понятие – скорость увеличения расстояния между объектами Уметь решать задачи на движение; заполнять решение задачи в таблице | Фронтальный опрос | С. 43-45 № 152 | |||
87. | 18.02 | Движение в противоположных направлениях | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения | Знать, что при движении противоположные стороны скорость изменения расстояния между движущимися объектами равна сумме этих скоростей Уметь решать задачи на движение | Индивидуальный опрос | С.46-47 № 157 | |||
88 | 19.02 | Учимся решать задачи на движение | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения | Уметь соотносить чертеж и условие задачи; описывать ситуацию движения объектов по чертежу; решать задачи на движение | Работа в парах | Мультимедийное приложение | С. 48-50 № 161, 162 | ||
89 | 20.02 | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения | Уметь выполнять деление многозначных чисел на двузначное число в столбик; решать задачи на движение | Фронтальный опрос | С. 51 № 166 | |||
90 | 21.02 | Самостоятельная работа по теме: «Задачи на движение» | 1 | Контроль знаний и умений | Уметь решать задачи на движение. | Самостоятельная работа | Знать формулы нахождения V , t , S. | ||||
91. | Решение задач. Действия над числами | 25.02 | Работа над ошибками. Когда время работы одинаковое | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы | Знать понятие – производительность труда Уметь решать задачи на производительность труда, когда время работы одинаковое | Индивидуальный опрос | С .52 № 169 | ||
92 | 26.02 | Когда объем выполненной работы одинаковый | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы | Уметь решать задачи на производительность труда, когда объем работы одинаковый | Индивидуальный опрос | Презентация « Задачи на работу» | С. 53 № 173 | ||
93. | 27.02 | Производительность при совместной работе | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы | Уметь решать задачи на производительность труда при совместной работе | Практическая работа | С .55-56 № 180 | |||
94. | Время совместной работы | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы | Знать понятие совместная работа Уметь решать задачи на производительность труда, когда известно время совместной работы | Фронтальный опрос | С. 57-58 № 187 | ||||
95 | 4.03 | Учимся решать задачи и повторяем пройденное | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы | Уметь решать задачи на производительность труда; движение; вычислять значения числовых выражений со скобками | Фронтальный опрос | С. 59-61 № 194, 195 | |||
96 | 5.03 | Когда количество одинаковое | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы купли - продажи | Уметь решать задачи на нахождение стоимости покупки, когда количество одинаковое; определять зависимость стоимости от цены товара | Практическая работа | С. 62 № 197 | |||
97 | 6.03 | Когда стоимость одинаковая | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы купли – продажи | Знать, что при одинаковой стоимости увеличение / уменьшение количества в несколько раз приводит к увеличению / уменьшению цены в несколько раз Уметь решать задачи на нахождение цены товара и количество, когда стоимость одинаковая | Практическая работа | С. 63-64 № 202, 204 | |||
98 | 7.03 | Цена набора товаров | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы купли - продажи | Уметь решать задачи на нахождение стоимости, цены товара, количества | Индивидуальный опрос | Презентация « Задачи на куплю-продажу» | С. 65 № 207 | ||
99 | 11.03 | Контрольная работа за 3 четверть | 1 | Контроль знаний и умений | Письменные вычисления с натуральными числами. Решение задач | Уметь выполнять письменные вычисления с многозначными числами; решать задачи | Контрольная работа | ||||
100 | 12.03 | Работа над ошибками | 1 | Комбинированный | Письменные вычисления с натуральными числами. Решение задач | Уметь выполнять работу над ошибками; решать задачи с величинами | Фронтальный опрос | Индивидуальное | |||
101 | Решение задач. Действия над числами | 13.03 | Учимся решать задачи | 1 | Комбинированный | Решение задач | Уметь решать задачи на нахождение стоимости, цены товара, количества | Фронтальный опрос | С 66 № 210 | ||
102 | 14.03 | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное | 1 | Комбинированный | Письменные вычисления с натуральными числами. Решение задач | Уметь выполнять деление многозначных чисел на двузначное число в столбик; решать задачи на нахождение стоимости, цены товара, количества | Фронтальный опрос | С 67 № 217 | |||
103 | 18.03 | Вычисления с помощью калькулятора | 1 | Комбинированный | Устные и письменные вычисления с натуральными числами | Уметь выполнять вычисления на калькуляторе; выполнять деление с остатком, определять неполное частное и остаток, используя калькулятор; вычислять значение числовых выражений со скобками | Работа в парах Практическая работа | С 68-69 № 226 | |||
104 | 19.03 | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное | 1 | Комбинированный | Письменные вычисления с натуральными числами. Решение задач | Уметь выполнять деление многозначных чисел на двузначное число в столбик; решать задачи на нахождение стоимости, цены товара, количества | Индивидуальный опрос | Индивидуальное задание | |||
105 | 20.03 | Учимся решать задачи | 1 | Комбинированный | Решение задач | Уметь решать задачи на нахождение стоимости, цены товара, количества | Фронтальный опрос | Повторить порядок действий | |||
106 | Решение задач. Действия над числами | 21.03 | Как в математике применяют союзы – и – и – или | 1 | Комбинированный | Построение простейших логических выражений типа ….и/или… если…, то …, не только, но и … | Знать, как в математике применяют союзы – и – и – или Уметь читать записи вида х ≥12; составлять и записывать верное двойное неравенство со знаком<>;выписывать верные утверждения, в которых союз «или» можно заменить на союз «и» при условии, что утверждение останется верным | Фронтальный опрос | |||
107 | 1.04 | Когда выполнение одного условия обеспечивает выполнение другого. | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Уметь переформулировать данные утверждения с помощью логической связки «если …, то …»; завершать построение данных утверждений так, чтобы они получались верными; записывать решение задачи не только по действиям, но и одним выражением | Фронтальный опрос | С 73-74 №243 | |||
108 | 2.04 | Учимся решать логические задачи | 1 | Комбинированный | Построение простейших логических выражений типа ….и/или… если…, то …, не только, но и … | Уметь решать логические задачи; доказывать верность данных утверждений; разгадывать арифметические ребусы | Индивидуальный опрос | С 75-75 № 249 | |||
109 | 3.04 | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное | 1 | Комбинированный | Построение простейших логических выражений типа ….и/или… если…, то …, не только, но и … | Уметь выполнять деление многозначных чисел на двузначное число в столбик; решать задачи; решать выражения со скобками | Фронтальный опрос | С 77 № 257, 255 | |||
110 | 4.04 | Самостоятельная работа по теме «Логика» | 1 | Контроль знаний и умений | Самостоятельная работа | Повторить деление в столбик | |||||
111 | Геометрический материал. Решение задач | 8.04 | Работа над ошибками. Квадрат и куб | 1 | Комбинированный | Распознавание и изображение геометрических фигур | Знать понятия: куб, квадрат Иметь представление о ребрах, гранях квадрата Уметь изображать квадрат и куб; находить объем куба | Фронтальный опрос | С 78-79 № 262 | ||
112 | 9.04 | Круг и шар | 1 | Комбинированный | Распознавание и изображение геометрических фигур | Знать понятия: круг и шар Уметь решать логические задачи; чертить круг; показывать центр круга | Индивидуальный опрос | Презентация « Устный счёт» | С 80-81 № 268 | ||
113 | 10.04 | Площадь и объем | 1 | Комбинированный | Единицы площади и вместительности | Иметь представление об объемных фигурах; что поверхность объемных фигур состоит из многоугольников Уметь выделять куб, призму, прямоугольный прямоугольник, конус, цилиндр, пирамиду, шар | Фронтальный опрос | С 82-83 № 274 | |||
114 | 11.04 | Измерение площади с помощью палетки | 1 | Комбинированный | Единицы площади | Знать, как измерять площадь геометрической фигуры с помощью палетки Уметь определять площадь | Индивидуальный опрос | С 84-87 № 281, 282 | |||
115 | 15.04 | Поупражняемся в нахождении площади и объема | 1 | Комбинированный | Единицы площади и вместимости. Вычисление площади прямоугольника | Уметь находить площади с помощью палетки; | Работа в парах | Мультимедийное приложение | С 88-89 № 286 | ||
116 | 16.04 | Самостоятельная работа по теме «Геометрические фигуры и тела» | 1 | Контроль знаний и умений | Самостоятельная работа | Повторить единицы площади | |||||
117 | 17.04 | Работа над ошибками. Уравнение. Корень уравнения | 1 | Комбинированный | Устные и письменные вычисления с натуральными числами | Знать понятие – корень уравнения Уметь выбирать уравнение; находить корни сложных уравнений; определять корень уравнения методом подбора | Индивидуальный опрос | Составить уравнение | |||
118 | 18.04 | Учимся решать задачи с помощью уравнений | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Уметь решать задачи с помощью уравнений; формулировать обратные задачи | Фронтальный опрос | С 94-95 №309 | |||
119 | 22.04 | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Уметь находить корни уравнений; решать задачи на движение; составлять уравнение, с помощью которого можно решить задачу | Практическая работа | С 96 № 313 | |||
120 | 23.04 | Самостоятельная работа «Уравнения» | 1 | Контроль знаний и умений | Письменные вычисления с натуральными числами. Решение задач | Уметь решать задачи; находить значения числовых выражений | Самостоятельная работа | Повторить сложение и вычитание в столбик | |||
121 | 24.04 | Работа над ошибками Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное | 1 | Комбинированный | Письменные вычисления с натуральными числами. Решение задач | Уметь выполнять работу над ошибками | Индивидуальное | ||||
122 | 25.04 | Разные задачи | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Уметь решать логические, комбинаторные задачи | Индивидуальный опрос | С. 97-98 № 316 | |||
123 | 29.04 | Натуральные числа и число – 0 | 1 | Комбинированный | Арифметические действия с нулем | Знать понятие натуральные числа; что число 0 не относится к натуральным числам Уметь записывать самое большое и маленькое натуральное число; записывать данные числа в порядке убывания, возрастания; записывать все трехзначные числа, используя три цифры | Фронтальный опрос | С. 100-101 № 334 | |||
124 | 30.04 | Алгоритм вычисления столбиком | 1 | Комбинированный | Письменные приемы с натуральными числами | Знать алгоритм вычисления столбиком Уметь выполнять сложение, вычитание, умножение, деление многозначных чисел столбиком; вычислять значение выражения | Фронтальный опрос | Мультимедийное приложение | С 102 -103 № 337, 340 | ||
125 | 6.05 | Действия с величинами | 1 | Комбинированный | Устные и письменные вычисления с натуральными числами | Уметь из данных величин составлять и записывать всевозможные суммы / разности, значение которых имеет смысл вычислять; увеличивать / уменьшать данные величины в несколько раз; решать задачи | Работа в парах | С 104 № 351 | |||
126 | 7.05 | Действия с величинами | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | С 105 № 352 | |||||
127 | 8.05 | Итоговая контрольная работа за 4 класс. | 1 | Контроль знаний и умений | Письменные вычисления с натуральными числами. Решение задач | Уметь решать задачи; находить значения числовых выражений | Контрольная работа | ||||
128 | Повторение | 13.05 | Работа над ошибками Задачи на движение | 1 | Комбинированный | Письменные вычисления с натуральными числами. Решение задач | Уметь выполнять работу над ошибками | Фронтальный опрос | С 106-107 № 358 | ||
129 | 14.05 | Задачи на производительность труда | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Уметь решать задачи | Практическая работа | Презентация « Устный счёт» | С 107-108 № 363 | ||
130 | 15.05 | Задачи на нахождение цены, количества, стоимости . | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Уметь решать задачи | Практическая работа | С 108 № 362 | |||
131 | 16.05 | Геометрические фигуры и их свойства. | 1 | Комбинированный | Распознавание и изображение геометрических фигур | Уметь выполнять чертеж; измерять площадь фигур; чертить окружность | Практическая работа | Презентация | С 109 № 366 | ||
132 | 20.05 | Буквенные выражения и уравнения. | 1 | Комбинированный | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Определение порядка действий в выражениях со скобками и без них | Уметь записывать свойство сложения / вычитания числа с 0 с помощью соответствующего равенства; находить корни уравнений; составлять уравнения | Индивидуальный опрос | С 11-113 № 380, 384 | |||
133 | 21.05 | Обыкновенные дроби. | 1 | Комбинированный | Устные и письменные вычисления с натуральными числами | Иметь представление об обыкновенных дробях; понятиях: знаменатель, числитель, дробная черта Уметь записывать по рисунку долю, которую составляет закрашенная часть от всей фигуры; решать задачи с дробями; сравнивать дроби | Практическая работа | С .124-125 | |||
134 | 22.05 | Так учили и учились в старину. | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом Распознавание и изображение геометрических фигур | Уметь решать нестандартные задачи на смекалку; решать геометрические задачи | Практическая работа | Презентация « Устный счёт» | С. 125-128 | ||
135 | 23.05 | Повторение изученного. Решение задач. | 1 | Комбинированный | Повторение и закрепление изученного в 4классе | Уметь решать задачи | Практическая работа | Индивидуальное | |||
136 | 28.05 | Повторение изученного. Действия с величинами. | 1 | Комбинированный | Повторение и закрепление изученного в 4классе | Уметь выполнять деление многозначных чисел на двузначное число в столбик; решать задачи; решать выражения со скобками | Практическая работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
Рабочая программа по математике 4 класс. Учебник: 1.Дорофеев Г. В. Математика, учебник 4 класс/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. -М.: Просвещение,2014.
Аннотацияк календарно-тематическому планированиюпо математике 4 Б класса 1. Количество часов: 136 часов, 4 часа в неделю.2. Учитель: Валиулли...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике. 1 класс.( Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник по математике для 1 класса в 2 частях.)
Математика(132 часа в год, 4 часа в неделю)Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник для 1 класса в 2 частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начал...