Тема урока: «Земля и человечество»
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
Тема: «Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество»
Цель: систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения - глазами астронома, географа, историка, эколога;
развивать познавательную активность детей, умение работать с учебником и дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы.
Оборудование: физическая карта мира; предметы старины; карточки со словами; раздаточный материал для каждого этапа игры.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
Скорей за работу, скорей за работу!
Сегодня нас ждет ролевая игра
И роли уже распределены.
Познакомьтесь, вот они.
Дети разделены на четыре группы, группы сидят за разными столами. Каждая группа получает одну из табличек:
АСТРОНОМЫ
ГЕОГРАФЫ
ИСТОРИКИ
ЭКОЛОГИ
- Перед нами сегодня стоит важный вопрос. Каждый должен рассказать, что такое окружающий мир с вашей точки зрения, астрономы, географы, историки и экологи.
II. Ход игры
На доске вопрос «Что такое окружающий мир?». На каждом столе -табличка с названием группы.
I этап. ЗЕМЛЯ и ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
Все группы работают одновременно. После решения кроссворда группы называют ключевые слова и записывают их на доске.
Кроссворд для астрономов.
Вопросы:
- Созвездие. (Весы)
- Прибор, который используют в работе астрономы. (Телескоп)
- Планета, названная в честь богини красоты. (Венера)
- Созвездие, по которому можно определить зрение. (Плеяды)
- Солнце – это … (Звезда)
- Планета, мерцающая голубоватым цветом, напоминающим цвет воды. (Нептун)
- Планета – кроха. (Плутон)
- Американское название профессии человека, летающего в космос. (Астронавт)
- Самая голубая планета. (Земля)
8 | ||||||||||
7 | ||||||||||
2 | 9 | |||||||||
5 | ||||||||||
3 | 4 | |||||||||
1 | 6 | |||||||||
- Кроссворд для географов
Вопросы:
- Самая крайняя точка земного шара, через которую проходит земная ось. (Полюс)
- Самый маленький материк. (Австралия)
- Изображение земной поверхности на плоскости. (Карта)
- Тепловой пояс, в котором мы живем. (Умеренный)
- Воображаемая линия, соединяющая северный и южный полюс. (Меридиан)
- Воображаемая линия, которая делит земной шар на северное и южное полушарие. (Экватор)
- Самый большой по площади материк. (Евразия)
2 | ||||||||
4 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
3 | 5 | |||||||
1 | ||||||||
- Кроссворд для историков
Вопросы:
- Записи, которые велись год за годом о событиях своего времени на Руси. (Летопись)
- Хранилище документов. (Архив)
- Специалист по истории. (Историк)
- Событие, случившееся после рождения Христа – это … . (Наша эра)
- Десять веков. (Тысячелетие)
- Счет лет называется … . (Летоисчисление)
- Наука, которая узнает о прошлом, изучая предметы, извлекаемые из земли. (Археология)
5 | ||||||||
1 | ||||||||
3 | 6 | 7 | ||||||
4 | ||||||||
2 | ||||||||
Кроссворд для экологов
Вопросы:
- Международная экологическая организация. (Гринпис)
- Природное наследие России - озеро … . (Байкал)
- Самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры – Всемирное … . (Наследие)
- Национальный парк Африки. (Серенгети)
- Наука о взаимодействии живых организмов между собой и средой, в которой они обитают. (Экология)
- В нее внесены самые редкие виды растений и животных, нуждающихся в охране. (Красная книга)
- От каждого человека зависит … нашей планеты. (Будущее)
- Московский … - Всемирное культурное наследие. (Кремль)
- Гробница царя Мавсола из Семи чудес света. (Мавзолей)
4 | ||||||||||
6 | 9 | |||||||||
7 | ||||||||||
1 | ||||||||||
3 | 5 | 8 | ||||||||
2 | ||||||||||
- Окружающий нас мир - это Вселенная, планета, прошлое, настоящее.
II этап «Практическая работа»
1. Астрономы собирают модель Солнечной системы.
- Материал: лист ватмана, клей, фломастеры, ножницы, изображения планет, Солнце.
- Узнайте планеты, найдите их место, подпишите названия.
2. Географы собирают карту полушарий.
Материал: два круга из ватмана, фломастеры, клей, ножницы, контуры материков.
- Узнайте и подпишите материки и океаны.
- Историки из предложенных предметов выбирают объекты старины.
- Экологи работают с картой мира.
Материал: карта мира, карточки с названиями объектов Всемирного наследия, скотч, ножницы.
- Найдите места, где находятся эти объекты Всемирного наследия. Группы работают одновременно.
После окончания работы группы рассказывают, какую работу они выполнили.
Вопросы к астрономам:
- Что входит в состав Солнечной системы? (Солнце и планеты.)
- Какое у них общее название? (Небесные тела.)
Вопросы к географам:
- Какую работу выполнила вторая группа? (Собрали карту полушарий.)
- Что изображает карта? (Материки, океаны, поверхность Земли.) Вопросы к историкам:
- Почему вы выбрали эти предметы? (Этими предметами пользовались в старину. Это лапти, лучина, керосиновая лампа, ключ от амбара и т.д.)
- Как с точки зрения историков называются эти вещи?
(Исторические источники.)
Вопросы к экологам:
- Какую работу выполнили вы? (Расположили на карте мира объекты Всемирного наследия. Большой каньон — объект Всемирного наследия в Северной Америке и т.д.)
- Что объединяет все эти достопримечательности? (Все они из Списка Всемирного наследия.)
- Сделаем вывод: что же такое окружающий мир? (Окружающий мир — это Вселенная, наша планета, прошлое, настоящее, небесные тела Солнечной системы, поверхность Земли, исторические источники, Всемирное наследие.)
- Что еще вы бы добавили к данному высказыванию? (Это растительный и животный мир и т.д.)
III этап — тест «Земля и человечество»
- Сейчас каждый из вас будет работать самостоятельно, но чем больше правильных ответов наберет каждый, тем выше будет общий балл вашей группы.
Учащиеся работают за компьютерами (тест в формате HTML)
Тест «Земля и человечество»
1.Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом, называется ...
а) экология;
б) география;
в) астрономия;
г) история.
2. Первым человеком, вступившим на лунную поверхность, был ...
а) Юрий Гагарин;
б) Нил Армстронг;
в) Алексей Леонов.
3. Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется ...
а) глобус;
б) географическая карта.
- Какое из данных созвездий - Большой Пес?
+
5. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется ...
а) полярный;
б) тропический;
в) умеренный.
6. Ценные находки старины хранятся ...
а) в архивах;
б) в музеях.
7. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в России. Какой это век?
а) XVII век;
б) XVIII век;
в) XIX век;
г) XX век.
8. «Легкими нашей планеты» называют...
а) хвойные леса;
б) тропические леса;
в) широколиственные леса.
9. Эмблему «Большая панда» имеет...
а) Гринпис;
б) Всемирный фонд дикой природы.
10. Исторический центр Санкт-Петербурга - это …
а) природное наследие России;
б) культурное наследие России.
Учащиеся нажимают кнопку «Посчитать баллы», баллы считает компьютер.
IV этап — Словарный диктант «Термины» (Учитель читает, группы совещаются, находят правильный ответ и записывают)
- Наука, изучающая небесные тела. (Астрономия.)
- Наука, изучающая прошлое. (История.)
- Хранилище документов. (Архив.)
- Специалист, изучающий астрономию. (Астроном.)
- Наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, сооружения. (Археология.)
- Запись событий год за годом. (Летопись.)
- Ученый, выкапывающий из земли удивительные находки. (Археолог.)
- Старинные сооружения, древняя рукопись, старая монета, печать -все это ... (Исторические источники.)
V этап — Домашнее задание.
Группы учащихся готовили сообщения по заданным направлениям: Географы - «Австралия»; Историки - «Находки»; Астрологи - «Марс»; Экологи - «Байкал» (Приложение 1)
III. Подведение итогов игры
- Что является для человечества домом? (Планета Земля.)
- Что важно понять каждому человеку? (Надо уметь ценить то, что ты имеешь, что тебя окружает, и беречь это.)
Оценивается работа каждого игрока. Определяется команда-победительница. Проводится награждение.
Домашнее задание: Написать сочинение на тему: «Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование уроков окружающего мира в 4 классе по теме "Земля и человечество" УМК "Школа России"
Цель - помочь молодым учителям в подготовке к урокам....
Урок окружающего мира в 4 классе, тема"Сокровища Земли под охраной человечества" с презентацией и технологической картой.
Материал содержит описание "Семи чудес света", объекты Всемирного наследия нашего времени. Урок содержит презентацию с фотографиями объектов Всемирного наследия и "Семи чудес света". К материалу соста...
Конспект урока "Окружающий мир". 4 класс. Тема урока: "Сокровища земли под охраной человечества"
Знакомство с объектами Всемирного наследия и с "Чудесами света" древности....
Презентация к уроку "Земля и человечество" 4 класс. Учебник "Окружающий мир. 4 класс." Плешаков А. А.
Презентация может быть использована на этапах урока: мотивация, рефлексия....
Урок окружающего мира в 4 классе по программе УМК «Школа России» по теме: «Сокровища Земли под охраной человечества»
В древности необычные творения рук человека, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света». К большому сожалению, мы не сможем их увидеть во всем их ве...
Тема урока: Земля имеет форму шара.
Тема урока: Земля имеет форму шара....
Технологическая карта урока Земля и человечество
Технологическая карта урока Земля и человечество...