Рабочая программа по математике "Перспективная начальная школа", 1 класс
рабочая программа по математике (1 класс) по теме
Рабочая программа по математике "Перспективная начальная школа" для 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem_1_.doc | 382 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №13»
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол № ________ «_____» __________ 2013 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР МБОУ «ООШ № 13 » __________ / Г.В. Савкина «_____» __________ 2013 г. | УТВЕРЖДЕНА Директор МБОУ «ООШ № 13 » ___________/_О. В. Летяева Приказ № _______ от «_____» __________ 2013 г. |
Рабочая программа
по математике
1 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Уровень: общеобразовательный
Учитель: Маховикова С.З.
Квалификационная категория: высшая
2013 - 2014 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
стр. | ||
I.Паспорт программы ..………………………………………………………………… | ||
II.Пояснительная записка………………………………………………………………. | ||
III.Содержание обучения ………………………………………………………………. | ||
IV.Поурочное календарное планирование ……………………………….. …………. | ||
V. Планируемые результаты изучения курса ………….………………………………. | ||
VI. Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки…………… | ||
VII.Материально-техническое обеспечение………………………….………………. |
- Паспорт
рабочей программы
Тип программы: программа начального общего образования;
Статус программы: рабочая программа учебного курса по математике
Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников МБОУ «ООШ №13» программа определяет приоритеты в содержании начального образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МБОУ «ООШ №13» программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования.
Категория обучающихся: учащиеся 1 класса МБОУ «ООШ №13».
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 132 часа.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 4 часа в неделю.
Формы контроля: самостоятельная работа, итоговая контрольная работа. В 1 классе
в течение года осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков учащихся без их оценки в баллах. Оценка выражается в форме устного одобрения или поощрения.
- Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- ФГОС НОО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
- Учебного плана МБОУ «ООШ № 13» на 2013-2014 учебный год.
- Авторской программы «Математика» Чекина А.Л., Чураковой Р.Г. (образовательная программа «Перспективная начальная школа»).
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.
– Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических, включая знаково-символические, а также аксиоматические представления, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование и т.д.
– Освоение обучающимися начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.
– Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Таким образом, предлагаемое содержание начального курса по математике, имеет целью ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий (окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п.), а также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.
Основная дидактическая идея курса, может быть выражена следующей формулой: «через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного». Логико-дидактической основой реализации первой части формулы является неполная индукция, которая в комплексе с целенаправленной и систематической работой по формированию у младших школьников таких приемов умственной деятельности как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, приведет ученика к самостоятельному «открытию» изучаемого математического факта. Вторая же часть формулы предусматривает дедуктивный характер и направлена на формирование у учащихся умения конкретизировать полученные знания и применять их к решению поставленных задач. Система заданий направлена на то, чтобы суть предмета постигалась через естественную связь математики с окружающим миром (знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или псевдореальной (учебной ситуации).
Отличительной чертой настоящего курса является значительное увеличение геометрического материала и изучению величин, что продиктовано той группой поставленных целей, в которых затрагивается связь математики с окружающим миром. Без усиления этих содержательных линий невозможно достичь указанных целей, так как ребенок воспринимает окружающий мир, прежде всего, как совокупность реальных предметов, имеющих форму и величину. Изучение же арифметического материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.
Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие в течение четырех лет пяти основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач) и информационной (работа с данными). Что же касается вопросов алгебраического характера, то они рассматриваются в других содержательных линиях, главным образом, арифметической и алгоритмической.
Сравнительно новым содержательным компонентом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования являются личностные и универсальные (метапредметные) учебные действия, которые, безусловно, повлияли и на изложение предметных учебных действий.
Основные виды учебной деятельности учащихся
- Моделирование ситуаций арифметическими и геометрическими средствами.
- Осуществление упорядочения предметов и математических объектов (по длине, площади, вместимости, массе, времени).
- Описание явлений и событий с использованием величин.
- Распознавание моделей геометрических фигур в окружающих предметах.
- Обнаружение математических зависимостей в окружающей действительности.
- Разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка).
- Выполнение геометрических построений.
- Выполнение арифметических вычислений.
- Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
- Планирование решения задачи, выполнение задания на измерение, вычисление, построение.
- Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор рационального (удобного) способа.
- Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.
- Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления), решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.
- Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислениях) характера.
- Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
- Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных наблюдений, опросов, поисков.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом для образовательных учреждений курс математики представлен в предметной области «Математика и информатика», изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 132 часа (33 учебных недели), из расчета 4 учебных часа в неделю.
- Содержание обучения
1. Признаки предметов. Расположение предметов в окружающем пространстве
Отличие предметов по цвету, форме, величине (размеру). Сравнение предметов по величине (размеру): больше, меньше, такой же. Установление идентичности предметов по одному или нескольким признакам. Объединение предметов в группу по общему признаку. Расположение предметов слева, справа, вверху, внизу по отношению к наблюдателю, их комбинация. Расположение предметов над (под) чем-то, левее (правее) чего-то, между одним и другим. Спереди (сзади) по направлению движения. Направление движения налево (направо), вверх (вниз). Расположение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предшествующего (если они существуют).
2. Геометрические фигуры и их свойства
Первичные представления об отличии плоских и искривленных поверхностей. Знакомство с плоскими геометрическими фигурами: кругом, треугольником, прямоугольником. Распознавание формы данных геометрических фигур в реальных предметах. Прямые и кривые линии. Точка. Отрезок. Дуга. Изображение направленных отрезков (дуг) с помощью стрелок. Пересекающиеся и непересекающиеся линии. Точка пересечения. Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые линии. Замкнутая линия как граница области. Внутренняя и внешняя области по отношению к границе. Замкнутая ломаная линия. Многоугольник. Четырехугольник. Пересечение прямых линий под прямым углом. Прямоугольник. Симметричные фигуры.
3. Числа и цифры
Первичные количественные представления: один и несколько, один и ни одного. Число 1 как количественный признак единственности (единичности), т. е. наличие в единственном числе. Цифра 1.
Первый. Число 0 как количественный признак пустого множества. Цифра 0. Пара предметов. Составление пар. Число 2 как количественная характеристика пары. Цифра 2. Второй. Сравнение групп
предметов по количеству с помощью составления пар: больше, меньше, столько же. Сравнение чисел: знаки >, < или =. Числа и цифры 3, 4, 5. Третий, четвертый, пятый. Числа и цифры 6, 7, 8, 9. Шестой, седьмой, восьмой, девятый. Однозначные числа. Десяток. Число 10. Счет десятками. Десяток и единицы. Двузначные числа. Разрядные слагаемые. Числа от 11 до 20, их запись и названия.
4. Сложение и вычитание
Сложение чисел. Знак «плюс» (+). Слагаемые, сумма и ее значение. Прибавление числа 1 как переход к непосредственно следующему числу. Прибавление числа 2 как двукратное последовательное прибавление числа 1. Аддитивный состав чисел 3, 4 и 5. Прибавление чисел 3, 4 и 5 как последовательное прибавление чисел их аддитивного состава. Вычитание чисел. Знак «минус» (–). Уменьшаемое, вычитаемое, разность и ее значение. Вычитание числа 1 как переход к непосредственно предшествующему числу. Вычитание по 1 как многократное повторение вычитания числа 1. Переместительное свойство сложения. Взаимосвязь сложения и вычитания. Таблица сложения однозначных чисел (кроме 0). Табличные случаи вычитания. Случаи сложения и вычитания с 0. Группировка слагаемых. Скобки. Прибавление числа к сумме как один из случаев группировки слагаемых. Поразрядное сложение единиц. Прибавление суммы к числу. Способ сложения по частям на основе удобных слагаемых. Вычитание разрядного слагаемого. Вычитание числа из суммы. Поразрядное вычитание единиц без заимствования десятка. Увеличение (уменьшение) числа на некоторое число. Разностное сравнение чисел. Вычитание суммы из числа. Способ вычитания по частям на основе удобных слагаемых.
5. Величины и их измерение
Сравнение предметов по некоторой величине без ее измерения: выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче, старше-моложе, тяжелее-легче. Отношение «дороже-дешевле» как обобщение сравнений предметов по разным величинам. Первичные представления о длине пути и расстоянии. Их сравнение на основе понятий «дальше-ближе» и «длиннее-короче».
Длина отрезка. Измерение длины. Сантиметр как единица длины. Дециметр как более крупная единица длины. Сравнение длин на основе их измерения. Сложение и вычитание длин.
Первичные временные представления: части суток, времена года, раньше-позже, продолжительность (длиннее-короче по времени). Понятие о суточной и годовой цикличности: аналогия с движением по кругу.
6. Арифметическая сюжетная задача
Знакомство с формулировкой арифметической сюжетной задачи: условие и требование. Распознавание и составление сюжетных арифметических задач. Нахождение и запись решения задачи в виде числового выражения. Вычисление и запись ответа задачи в виде значения выражения с соответствующим наименованием.
- Поурочное календарное планирование
№ | Наименование разделов и тем | Примечание | Дата | |
1. Начала геометрии (16 часов) | ||||
Здравствуй, школа! | Урок-путешествие | 03.09 | ||
Этот разноцветный мир | Урок-фантазия | 04.09 | ||
Одинаковые и разные по форме | Урок-сказка | 05.09 | ||
Слева и справа, вверху и внизу | Урок-путешествие | 09.09 | ||
Над, под, левее, правее, между | Урок-игра | 10.09 | ||
Плоские геометрические фигуры | Урок-сказка | 11.09 | ||
Прямые и кривые | Урок-практикум | 12.09 | ||
Впереди и позади | Урок-наблюдение | 16.09 | ||
Точки | Урок-сказка | 17.09 | ||
Отрезки и дуги | Урок-практикум | 18.09 | ||
Направления | Урок-сказка | 19.09 | ||
Налево и направо | 23.09 | |||
Вверх и вниз | 24.09 | |||
Больше, меньше, одинаковые | Урок-путешествие | 25.09 | ||
Первый и последний | 26.09 | |||
Следующий и предшествующий | 30.09 | |||
2. Числа 0, 1 и 2 (10 часов) | ||||
Один и несколько | 01.10 | |||
Число и цифра 1 | 02.10 | |||
Пересекающиеся линии и точка пересечения | Урок-путешествие | 03.10 | ||
Один лишний. Один и ни одного | 07.10 | |||
Число и цифра 0 | 08.10 | |||
Непересекающиеся линии | 09.10 | |||
Пара предметов | 10.10 | |||
Число и цифра 2 | 14.10 | |||
Больше, меньше, поровну | Ролевые игры | 15.10 | ||
Знаки: больше(>), меньше (<), равно (=) | 16.10 | |||
3. Числа 3, 4 и 5 (9 часов) | ||||
Число и цифра 3 | 17.10 | |||
Ломаная линия | 21.10 | |||
Замкнутые и незамкнутые линии | 22.10 | |||
Внутри, вне, на границе | Урок-игра | 23.10 | ||
Замкнутая линия и многоугольник | Урок-сказка | 24.10 | ||
Число и цифра 4 | 28.10 | |||
Раньше и позже | 29.10 | |||
Части суток и времена года | 30.10 | |||
Число и цифра 5 | 31.10 | |||
Итого за 1 четверть 35 часов | ||||
4. Сложение (27 часов) | ||||
Сложение и знак «плюс» (+) | Урок-путешествие | 11.11 | ||
Сложение и знак «плюс» (+) | 12.11 | |||
Слагаемые и сумма | 13.11 | |||
Слагаемые и значение суммы | 14.11 | |||
Выше и ниже | 18.11 | |||
Прибавление числа 1 | 19.11 | |||
Число и цифра 6 | 20.11 | |||
Шире и уже | 21.11 | |||
Прибавление числа 2 | 25.11 | |||
Число и цифра 7 | 26.11 | |||
Дальше и ближе | 27.11 | |||
Прибавление числа 3 | 28.11 | |||
Число и цифра 8 | 02.12 | |||
Число и цифра 8 | 03.12 | |||
Длиннее и короче | 04.12 | |||
Прибавление числа 4 | 05.12 | |||
Число и цифра 9 | 09.12 | |||
Число и цифра 9 | 10.12 | |||
Все цифры | 11.12 | |||
Однозначные числа | 12.12 | |||
Прибавление числа 5 | 16.12 | |||
Прибавление числа 5 | 17.12 | |||
Число 10 и один десяток | 18.12 | |||
Число 10 и один десяток | Урок-зачет | 19.12 | ||
Контрольная работа по итогам I полугодия | 23.12 | |||
Счёт до 10 | 24.12 | |||
Счёт до 10 | 25.12 | |||
5. Вычитание (14 часов) | ||||
Счёт десятками. | Урок-состязание | 26.12 | ||
Итого за 2 четверть 28 часов | ||||
Вычитание. Знак «минус» (-) | Урок-сказка | 13.01 | ||
Вычитание. Знак «минус» (-) | 14.01 | |||
Разность и её значение | 15.01 | |||
Уменьшаемое и вычитаемое | 16.01 | |||
Вычитание числа 1 | 20.01 | |||
Вычитание по одному | 21.01 | |||
Сложение и вычитание | 22.01 | |||
Сложение и вычитание | 23.01 | |||
Перестановка слагаемых | Урок-сказка | 27.01 | ||
Перестановка слагаемых | 28.01 | |||
Измеряй и сравнивай | 29.01 | |||
Измерение длины отрезка. Сантиметр | 30.01 | |||
Измерение длины отрезка. Сантиметр. | 03.02 | |||
6. Двузначные числа (13 часов) | ||||
Сложение числа 1 с однозначными числами | 04.02 | |||
Вычитание предшествующего числа | 05.02 | |||
Десяток и единицы | 06.02 | |||
Десяток и единицы | 17.02 | |||
Разряд единиц и разряд десятков | 18.02 | |||
Сложение числа 2 с однозначными числами | 19.02 | |||
Прямой угол. | 20.02 | |||
Сложение числа 3 с однозначными числами | 24.02 | |||
Старше и моложе | 25.02 | |||
Сложение числа 4 с однозначными числами | 26.02 | |||
Продолжительность | 27.02 | |||
Группировка слагаемых. Скобки | 03.03 | |||
Группировка слагаемых. Скобки | 04.03 | |||
7. Задачи (11 часов) | ||||
Задача. Условие и требование | 05.03 | |||
Задача. Условие и требование | 06.03 | |||
Задачи и загадки | Урок путешествие | 10.03 | ||
Сложение с числом 10 | 11.03 | |||
Разрядные слагаемые | 12.03 | |||
Прибавление числа к сумме | 13.03 | |||
Поразрядное сложение единиц | 17.03 | |||
Задача. Нахождение и запись решения | 18.03 | |||
Задача. Нахождение и запись решения | 19.03 | |||
Задача. Вычисление и запись ответа | Урок-зачет | 20.03 | ||
Задача. Вычисление и запись ответа | ------ | |||
Итого за 3 четверть 36 часов | ||||
8. Таблица сложения (12 часов) | ||||
Прибавление суммы к числу | 31.03 | |||
Прибавление по частям | 01.04 | |||
Сложение числа 5 с однозначными числами | 02.04 | |||
Четырёхугольники и прямоугольники | 03.04 | |||
Прибавление суммы к сумме | 07.04 | |||
Прибавление суммы к сумме | 08.04 | |||
Сложение числа 6 с однозначными числами | 09.04 | |||
Сложение числа 7 с однозначными числами | 10.04 | |||
Вычитание однозначных чисел из 10 | Урок-эстафета | 14.04 | ||
Вычитание разрядного слагаемого | 15.04 | |||
Сложение числа 8 с однозначными числами | 16.04 | |||
Сложение числа 9 с однозначными числами | 17.04 | |||
9. Разностное сравнение (20 часов) | ||||
Больше на некоторое число | 21.04 | |||
Меньше на некоторое число | 22.04 | |||
Вычитание числа из суммы | 23.04 | |||
Поразрядное вычитание единиц | 24.04 | |||
На сколько больше. На сколько меньше | 28.04 | |||
Таблица сложения однозначных чисел | 29.04 | |||
Вычитание суммы из числа | 30.04 | |||
Вычитание по частям | 01.05 | |||
Сантиметр и дециметр | 05.05 | |||
Сложение и вычитание длин | 06.05 | |||
Тяжелее и легче | 07.05 | |||
Дороже и дешевле | Урок-деловая игра | 08.05 | ||
Симметричные фигуры | 12.05 | |||
Симметричные фигуры | 13.05 | |||
От первого до двадцатого и наоборот | Урок-путешествие | 14.05 | ||
Контрольная работа по итогам года | 15.05 | |||
Числа от 0 до 20 | 19.05 | |||
Геометрические фигуры | Урок-сказка | 20.05 | ||
Задачи на сложение и вычитание | 21.05 | |||
Измерение длины | Урок-зачет | 22.05 | ||
Итого за 4 четверть 32 часа | ||||
ИТОГО: 131ч(1ч-1сентября) | 132 часа |
- Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты.
Ученик научится (или получит возможность научиться) проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научится или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:
- подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;
- владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:
а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.);
б) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно;
в) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;
- проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;
- выполнять действия по заданному алгоритму;
- строить логическую цепь рассуждений;
Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе посредством заданий типа: Запиши ответ задачи, которую ты придумал и решил. Предложи соседу по парте придумать задачу, при решении которой получился бы этот же ответ. Сверьте решения своих задач.
Предметными результатами изучения курса «Математика»
в 1-м классе является формирование следующих умений:
- читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка;
- сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, < или =);
- воспроизводить правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
- воспроизводить и применять переместительное свойство сложения;
- воспроизводить и применять правила сложения и вычитаний нулем;
- распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, круг);
- выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через разряд на уровне навыка;
- выполнять сложение однозначных чисел с переходом через разряд и вычитание в пределах таблицы сложения, используя данную таблицу в качестве справочника;
- чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
- определять прямые углы с помощью угольника;
- определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки;
- строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
- находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;
- выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 дм 6 см или 16 см);
- распознавать и формулировать простые задачи;
- составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи.
Планируемые результаты освоения учебной программы
по предмету «Математика» к концу 1-го года обучения:
Учащиеся научатся:
- читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка, включая число 20;
- вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке от 0 до 20;
- сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков;
- записывать действия сложения и вычитания, используя соответствующие знаки;
- употреблять термины, связанные с действиями сложения и вычитания;
- пользоваться справочной таблицей сложения однозначных чисел;
- воспроизводить и применять табличные случаи сложения и вычитания;
- применять переместительное свойство сложения;
- применять правило прибавления числа к сумме и суммы к числу;
- выполнять сложение на основе способа прибавления по частям;
- применять правила вычитания числа из суммы и суммы из числа;
- выполнять вычитание на основе способа вычитания по частям;
- применять правила сложения и вычитания с нулём;
- понимать и использовать взаимосвязь сложения и вычитания;
- выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток;
- выполнять сложение однозначных чисел с переходом через десяток и вычитание в пределах таблицы сложения, используя данную таблицу в качестве справочника;
- распознавать на чертеже и изображать точку, прямую, отрезок, ломаную, кривую линию, дугу, замкнутую и незамкнутую линии; употреблять соответствующие термины; употреблять термин «точка пересечения»;
- распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры;
- чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные линии, многоугольники;
- строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
- находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;
- выражать длину отрезка, используя разные единицы длины;
- распознавать симметричные фигуры и их изображения;
- распознавать и формулировать простые задачи;
- употреблять термины, связанные с понятием «задача»;
- составлять задачи по рисунку и делать схематические иллюстрации к тексту задачи;
- выявлять признаки предметов и событий, которые могут быть описаны терминами, относящимися к соответствующим величинам;
- использовать название частей суток, дней недели, месяцев, времён года.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать количественный и порядковый смысл числа;
- понимать и распознавать количественный смысл сложения и вычитания;
- воспроизводить переместительное свойство сложения;
- воспроизводить правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
- воспроизводить правила вычитания числа из суммы и суммы из числа;
- воспроизводить правила сложения и вычитания с нулём;
- использовать «инструментальную» таблицу сложения для выполнения сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания;
- различать внутреннюю и внешнюю области по отношению к замкнутой линии;
- устанавливать взаимное расположение прямых, кривых линий, прямой и кривой линии на плоскости;
- понимать и использовать термин «точка пересечения»;
- строить симметричные изображения, используя клетчатую бумагу;
- описывать упорядоченные множества с помощью соответствующих терминов;
- понимать суточную и годовую цикличность;
- представлять информацию в таблице.
- Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Методы и формы организации контроля
Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связанного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.
Устный опрос позволяет проверить не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументированно строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия.
Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.
Самостоятельная работа - небольшая по времени (5-10, 15-20 мин.) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой. Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний.
Контрольная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Проводятся в течение всего года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыками (русский язык, математика), а также требующие умения излагать мысли, применять правила языка и письменной речи (русский язык, окружающий мир, природоведение). Контрольная работа оценивается отметкой.
Содержание работ для письменного опроса может организовываться по одноуровневым или разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам.
К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.
Особой формой письменного контроля являются графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Такие работы могут использоваться на уроках по любому предмету. Их цель - проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.
С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе используется четырехбальная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка "очень плохо" (отметка "1"). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка "очень плохо" может быть приравнена к оценке "плохо". Отменяется оценка "посредственно" и вводится оценка "удовлетворительно".
Характеристика цифровой оценки (отметки)
"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения;
"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу;
не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Вводится оценка "за общее впечатление от письменной работы". Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформление и д.р.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.
Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки "за общее впечатление от работы" допускается, если:
- в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;
- работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.
Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать результаты обучения и "развести" ответы на вопросы: "Чего достиг ученик в освоении предметных знаний?" и "Каково его прилежание и старание?"
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного осуждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося ("ленив", "невнимателен", "не старался"). Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.
Особенности контроля и оценки по математике
Оценивание письменных работ
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
- неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
- наличие записи действий;
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
- неправильный ответ на поставленный вопрос;
- неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
- при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
- при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
- неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
- медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
- неправильное произношение математических терминов.
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.
Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.) В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.
При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
Нормы оценок за итоговые контрольные работы соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.
В 1 классе в течение года осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков учащихся без их оценки в баллах. Оценка выражается в форме устного одобрения или поощрения. Не выставляется также и итоговая оценка.
VII. Материально-техническое обеспечение
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
К – полный комплект (для каждого ученика)
Ф – комплект для фронтальной работы (1 комплект на двух учеников)
П – комплект, необходимый для проведения лабораторного практикума (1 - 4 экз.).
1 . Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||
Авторские программы | Д | 1. Чуракова Р.Г., Программы по учебным предметам: - М.: Академкнига/Учебник. 2012 | |
Учебно-методические комплекты (УМК) для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и др.) | К | А.Л. Чекин Математика. ФГОС 1 класс. 2 т Академкнига/учебник | |
2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | |||
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения | Д | Умножение и деление. Таблица умножения и деления. Умножение и деление с единицей и нулём. Деление с остатком. Приёмы внетабличного умножения. Приёмы внетабличного деления двузначного числа на однозначное. Деление на двузначное число. Таблица умножения. Решение задач. Составляй и решай задачи. Приёмы табличного вычитания в пределах 20. Доли. Измерения. Таблица сложения. Сложение чисел до 100. Устные приёмы сложения и вычитания в пределах сотни Вычитание чисел до 100. Устные приёмы сложения и вычитания в пределах сотни Формы. Цвета. Форма. Цвет. Учись учиться. (Чтение. Русский язык. Математика) | |
Карточки с заданиями по математике для 1-4 классов (в том числе многоразового использования с возможностью самопроверки) | П | Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся 1-4 класс | |
3. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ | |||
Цифровые информационные инструменты и источники (по тематике курса математики) | П | Весёлые уроки по математике Умножение и деление | |
4. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПОСОБИЯ | |||
Демонстрационная числовая линейка магнитная или иная; числа от 0 до 1000, представленные квадратами по 100; карточки с единицами, десятками, сотнями и пустые | Д |
| |
5. Технические средства обучения (средства ИКТ) | |||
Музыкальный центр | Д |
| |
Компьютер | Д | Ноутбук Aser | |
Мультимедийный проектор | Д | Epson EB — SO2 | |
Экран для мультимедийного проектора | Д | ||
Сканер | Д | Epson perfection 1270 | |
Принтер лазерный А4 | Д | HP Laserjet 1018 |
Приложение
Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа № 1
Вариант 1
1. Вычисли и запиши значения сумм:
4 + 1; 3 + 2; 6 + 4; 5 + 3; 2 + 5.
Подчеркни сумму, в которой первое слагаемое – число 3.
2. Запиши количество фигур в каждой полоске. Поставь правильные знаки <, > или = между этими числами.
3. Построй прямую так, чтобы она пересекла данную кривую в двух точках. Отметь точки пересечения.
4. Запиши, сколько сторон у многоугольника. Закрась внутреннюю область этого многоугольника.
Вариант 2
1. Вычисли и запиши значения сумм:
5 + 1; 6 + 3; 2 + 4; 4 + 5; 8 + 2.
Подчеркни сумму, в которой первое слагаемое – число 2.
2. Запиши количество фигур в каждой полоске. Поставь правильные знаки <, > или = между этими числами.
3. Построй прямую так, чтобы она пересекла данную кривую в двух точках. Отметь точки пересечения.
4. Запиши, сколько сторон у многоугольника. Закрась внутреннюю область этого многоугольника.
Контрольная работа № 2
Вариант 1
1. Запиши числа в порядке возрастания:
шесть, двенадцать, десять, шестнадцать, ноль.
2. Подчеркни суммы синим цветом, а разности красным цветом. Вычисли значения сумм и разностей:
7 + 5; 11 – 4; 12 + 5; 18 – 3; 10 + 9.
3. Построй прямоугольник с длинами соседних сторон 1 дм и 4 см.
4. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
В первой корзине 10 яблок, а во второй – 7 яблок. На сколько яблок больше в первой корзине, чем во второй?
Вариант 2
1. Запиши числа в порядке возрастания:
семь, одиннадцать, десять, семнадцать, ноль.
2. Подчеркни суммы синим цветом, а разности красным цветом. Вычисли значения сумм и разностей:
6 + 7; 13 – 6; 14 + 5; 17 – 4; 10 + 8.
3. Построй прямоугольник с длинами соседних сторон 1 дм и 3 см.
4. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
На первой полке 10 книг, а на второй – 6 книг. На сколько книг больше на первой полке, чем на второй?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предметам "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа для 2 класса по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО по программе "Начальная школа 21 века" Н.Ф.Виноградовой....
Рабочие программы по УМК "Начальная школа 21 века" во 2 классе
Методический материал для учителя начальных классов...
Рабочая программа УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс по окружающему миру, технологии, РПС. наглядной геометрии, информатике
Подробное тематическое планирование по предметам...
Рабочая программа по предметам начальной школы 3 класс
Рабочая программа по УМК " Перспективная начальная школа"...
2 класс домашнее обучение Рабочая программа УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку , домашнее обучение 2 часа в неделю 2 класс...
Рабочии программы по предметам начальная школа по программе "Школа России"
Рабочии программы по "Школа России" 3 класс. Предметы: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, РУССКИЙ ЯЗЫК, МАТЕМАТИКА, ИЗО, ТЕХНОЛОГИЯ, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР....
Рабочие программы по предметам начальной школы. "Школа России"
Рабочие программы по предметам начальной школы. "Школа России"...