Пояснительная записка Рабочая программа по математике во 2 классе составлена в соответствии с: Требованиями ФГОС от 06.10.2009 №373, определяющего содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. - Примерной программой по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.(издательство: Москва «Просвещение», 2010г.). - Авторской программой Н.Б. Истоминой «Математика» (издательство: Смоленск «Ассоциация XXI век, 2010 год),утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. На изучение учебного предмета «Математика» во 2 классе отводится: – количество часов в год – 136; – количество часов в неделю – 4; Для реализации программного содержания используется УМК Гармония»: 1. Н.Б. Истомина. Учебник «Математика» для 2 класса. В 2 частях, 2009 г. 2. Н.Б. Истомина. Рабочая тетрадь по математике для 2 класса. В 2 частях, 2009 г. Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей: • математическое развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково–символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждение, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.); • освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий; • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. Для достижения поставленных целей изучения математики в начальной школе необходимо решение следующих практических задач: • развитие организационных умений: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок; • освоение первоначальных знаний о числах как результате счёта и измерения, о принципе записи чисел, о выполнении арифметических действий с числами, решении арифметических задач; • овладение умениями читать математический текст, ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда; • воспитание позитивного отношения к математике, желания участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу, самостоятельность. Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. Одной из важных задач курса математики второго класса является формирование навыков табличного сложения и вычитания в пределах 20, которые совершенствуются в процессе овладения приемами устного сложения и вычитания двузначных и однозначных, а также двузначных чисел с переходом в другой разряд. Во втором классе дети знакомятся со структурой задачи (вводятся понятия: условие, вопрос, известные, неизвестные, данные, искомое) и овладевают умением решать текстовые задачи (простые и составные) арифметическим способом. В содержание второго класса включены такие темы: «Трехзначные числа» и «Умножение». В теме «Трехзначные числа» продолжается работа по осознанию детьми принципа построения десятичной системы счисления. Учащиеся знакомятся с новым разрядом сотен, учатся читать и записывать трехзначные числа. Вариативность заданий в этой теме обеспечивается приемами сравнения (выявления сходства и различия в записи чисел), классификации, обобщения. Использование калькулятора в качестве средства обучения позволяет организовать повторение ранее изученных вопросов, органически включив их в процесс усвоения нового содержания. В теме «Умножение» большое внимание уделяется разъяснению детям смысла этого действия как суммы одинаковых слагаемых и осознанию новой математической записи. Для этой цели используются различные виды учебных заданий: на выделение признаков сходства и различия данных выражений; на соотнесение рисунка и числового выражения; на запись числового выражения по данному рисунку; на выбор числового выражения, соответствующего данному рисунку, и т. д. Параллельно с усвоением смысла умножения проводится работа, целью которой является формирование навыков табличного умножения. Составление и усвоение таблицы умножения с числами 9 и 8 органически включается во втором классе в темы: «Умножение», «Переместительное свойство умножения», «Увеличить в несколько раз». Общая характеристика учебного предмета В основе начального курса математики лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания. Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в различных системах знаний, но и эффективно использовать их для решения практических и жизненных задач. Достижение основной цели начального образования – формирования у детей умения учиться – требует внедрения в школьную практику новых способов (методов, средств, форм) организации процесса обучения и современных технологий усвоения математического содержания, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить. В связи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий и пр., которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи. Особенностью курса является логика построения его содержания. Курс математики построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. Такая логика построения содержания курса создаёт условия для совершенствования УУД на различных этапах усвоения предметного содержания и способствует развитию у учащихся способности самостоятельно применять УУД для решения практических задач, интегрирующих знания из различных предметных областей. Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Эффективным методическим средством для формирования универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) является включение в учебник заданий, содержащих диалоги, рассуждения и пояснения персонажей Миши и Маши. Эти задания выполняют различные функции: их можно использовать для самоконтроля; для коррекции ответов Миши и Маши, которые могут быть один – верным, другой – неверным, оба верными, но неполными, требующими дополнений; для получения информации; для овладения умением вести диалог, для разъяснения способа решения задачи и пр. Формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных) осуществляется в учебнике при изучении всех разделов начального курса математики: 1) Признаки предметов. Пространственные отношения. 2) Числа и величины. 3) Арифметические действия. 4) Текстовые задачи. 5) Геометрические фигуры. 6) Геометрические величины. 7) Работа с информацией. 8) Уравнения и буквенные выражения. Особенностью курса является новый методический подход к обучению решению задач, который сориентирован на формирование обобщённых умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, устанавливать взаимосвязь между ними и, используя математические понятия, осуществлять перевод вербальной модели (текст задачи) в символическую (выражения, равенства, уравнения). Необходимым условием данного подхода в практике обучения является организация подготовительной работы к обучению решению задач, которая включает: 1) формирование у учащихся навыков чтения, 2) усвоение детьми предметного смысла сложения и вычитания, отношений «больше на», «меньше на», разностного сравнения (для этой цели используется не решение простых типовых задач, а приём соотнесения предметных, вербальных, графических и символических моделей); 3) формирование приёмов умственной деятельности; 4) умение складывать и вычитать отрезки и использовать их для интерпретации различных ситуаций. Рабочая программа адресована учащимся 2 класса и рассчитана на 136 часов (34 недели, 4 часа в неделю Изменения в программу внесены не были. Место учебного предмета в базисном учебном плане: Предмет «Математика» входит в инвариантную часть базисного учебного плана для образовательных учреждений Р.Ф. Для обязательного изучения учебного предмета «Математика» на этапе начального общего образования во 2 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов в год (4ч. в неделю).
Ценностные ориентиры содержания курса «Математика» 1) Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся и их способности к самообразованию. 2) Математическое знание – это особый способ коммуникации: наличие знакового (символьного) языка для описания и анализа действительности; участие математического языка как своего рода «переводчика» в системе научных коммуникаций, в том числе между разными системами знаний; использование математического языка в качестве средства взаимопонимания людей с разным житейским, культурным, цивилизованным опытом. Таким образом, в процессе обучения математике осуществляется приобщение подрастающего поколения к уникальной сфере интеллектуальной культуры. 3) Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира. 4) Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально – волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.
Требования к результатам обучения учащихся к концу второго класса
Предметные Учащиеся должны знать: Состав каждого однозначного и двузначного числа в пределах 20 (табличные случаи сложения и соответствующие случаи вычитания). Разрядный состав двузначных и трехзначных чисел и соотношения между разрядными единицами. Названия геометрических фигур (угол, многоугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, окружность). Единицы длины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними. Единицы времени (час, минута, секунда) и соотношения между ними. Структуру задачи (условие, вопрос). Определение умножения. Названия компонентов и результата умножения. Таблицу умножения однозначных чисел (с числами 9 и 8). Переместительное свойство умножения. Учащиеся должны уметь: Читать, записывать и сравнивать любые числа в пределах 1000. Складывать и вычитать любые числа в пределах 100 и в пределах 1000 для случаев, сводимых к действиям в пределах 100. Распознавать и чертить геометрические фигуры (угол, многоугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, окружность) используя циркуль, линейку, угольник. Измерять длину отрезков и чертить отрезки заданной длины. Определять время по часам. Решать простые и составные задачи на сложение и вычитание, записывать их решение. выражением и по действиям, использовать в процессе решения задач схемы. Читать числовые равенства на умножение. Соотносить числовые выражения и равенства на умножение с предметными и схематическими моделями. Интерпретировать понятие «увеличить в...» на различных моделях (предметной, вербальной, схематической и символической). Использовать переместительное свойство при вычислениях и для сравнения выражений. Метапредметные Личностные универсальные учебные действия: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; чертить прямоугольник и квадрат, если заданы длины их сторон способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия: • принимать и сохранять учебную задачу; • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; Познавательные универсальные учебные действия: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; • строить сообщения в устной и письменной форме; • ориентироваться на разнообразие способов решения задач; • осуществлять синтез как составление целого из частей; • владеть рядом общих приёмов решения задач, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия: • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • задавать вопросы; • использовать речь для регуляции своего действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Межпредметные связи, раскрытые в ходе изучения курса: изучение математики связано с такими предметами, как окружающий мир, технология, русский язык.
Структура программы В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы: Числа и величины | Чтение и запись чисел от нуля до 100. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Составление числовых последовательностей (цепочек). Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы длины (метр), времени (час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. | Арифметические действия | Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица умножения. Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число). Отношения «больше (меньше) на…» и «больше (меньше) в…» | Работа с текстовыми задачами | Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (краткая запись, схема, таблица, график, диаграмма). | Пространственные отношения. Геометрические фигуры | Плоскость. Плоские и объёмные фигуры. Обозначение геометрических фигур буквами. Острые и тупые углы. Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части. | Геометрические величины | Длина. Единицы длины (метр). Измерение длины отрезка. Время. Единица времени – час. | Работа с данными | Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка). |
Тематическое планирование
Наименование раздела | Количество часов. | Контрольные работы | Проверь, чему ты научился в первом классе | 12ч. | 2 | Двузначные числа. Сложение. Вычитание | 24 ч. | 2 | Порядок выполнения действий в выражениях. Скобки. Сочетательное свойство сложения. | 2 ч. | 1 | Задача | 8 ч. | 1 | Угол. Многоугольник. Прямоугольник. Квадрат. | 4 ч. |
| Двузначные числа. Сложение. Вычитание. | 28ч. | 1 | Трехзначные числа. | 11 ч. | 1 | Измерение, сравнение, сложение и вычитание величин. | 4ч. |
| Умножение. Переместительное свойство умножения. Таблица умножения с числом 9. | 13 ч. | 1 | Увеличить в несколько раз. Таблица умножения с числом 8 | 9 ч. | 1 | Величины. Единицы времени. | 3 ч. |
| Геометрические фигуры: плоские и объёмные. | 2 ч. |
| Поверхности плоские и кривые. | 2ч. |
| Окружность. Круг. Шар. Сфера. | 4ч. | 1 | Проверь себя, чему ты научился в первом и во втором классах? | 10ч. | 1 | Итог | 136 ч. | 16 |
Практическая часть программы по математике для 2 класса Практическая часть | 1 чет. | 2 чет. | 3 чет. | 4 чет. | год | контрольная работа | 4 | 3 | 3 | 3 | 13 | проверочная работа |
| 1 | 1 | 1 | 3 |
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
- Н.Б. Истомина «Математика» 2 класс учебник в 2-х частях (Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012г.)
- Н.Б. Истомина «Математика» 2 класс рабочая тетрадь в 2-х частях) (Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012г.)
Для учителя:
- Н.Б. Истомина (Программы общеобразовательных учреждений) «Математика» Программа 1-4 классы (Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011)
- Н.Б. Истомина, З.Б. Редько «Методические рекомендации к учебнику для 2 класса» (Смолекск: «Ассоциация XXI век», 2012. Электронная версия на сайте издательства)
- Н.Б. Истомина «Математика» 2 класс учебник в 2-х частях (Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012)
- Н. Б. Истомина, З. Б. Редько Уроки математики. Содержание курса. Планирование уроков. Методические рекомендации (Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012)
- Н.Б. Истомина «Математика» 2 класс рабочая тетрадь в 2-х частях) (Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011)
- Демонстрационный материал, подготовленный учителем (памятки, схемы, опорные слова и понятия для лучшего усвоения изучаемого материала).
- Медиа-презентации.
Материально – техническое обеспечение учебного предмета «Математика» 2 класс Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения: Печатные пособия: Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения. Карточки с заданиями по математике для 2 класса Технические средства обучения: Магнитофон, компьютер, проектор, экспозиционный экран. Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок. Демонстрационные пособия: Образец письменного написания цифр. Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от1 до10, от 1 до 20, от 1 до 100. Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими знаками). Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления. Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины) и др. Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел; развёртки геометрических тел. Экранно-звуковые пособия: Презентации уроков.
Оборудование класса: Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Календарно-тематическое планирование Математика 2 класс
№ П/П | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Виды самостоятел-ной работы | Дата проведения занятия
|
|
|
|
|
|
| Планируемая
| Фак-тическая | | 1 четверть |
| 36 часов | |
|
| 1. | Проверь, чему ты научился в первом классе |
| 12ч | |
|
| 1.1 | Число и цифра. Состав чисел в пределах 10 | Урок повторения | 1 | Работа по учебнику |
|
| 1.2 | Единицы длины и их соотношение. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода в другой разряд. Подготовка к решению задач. | Урок повторения | 1 | Работа по учебнику |
|
| 1.3 | Название компонентов и результатов действий сложения и вычитания. | Урок повторения | 1 | Работа в тетрадях на п.о. |
|
| 1.4 | Моделирование. Логические рассуждения. Линейка.Циркуль. Вычислительные умения и навыки. | Урок закрепления | 1 | Работа по учебнику |
|
| 1.5 | Вычислительные умения и навыки. Действия с величинами. Поиск закономерностей. Самоконтроль. | Урок повторения | 1 | Работа в группах |
|
| 1.6 | Контрольная работа №1 | Урок контроля ЗУН | 1 | Контрольная работа |
|
| 1.7 | Работа над ошибками. Схема. Знаково-символическая модель. | Урок повторения | 1 | Работа в тетрадях |
|
| 1.8 | Вычислительные навыки и умения. Числовой луч. Схема. | Урок повторения | 1 | Работа по учебнику |
|
| 1.9 | Вычислительные умения и навыки. Закономерность. Схема. Сравнение длин отрезков. | Урок повторения | 1 | Работа в тетрадях |
|
| 1.10 | Сравнение длин отрезков. Схема. Вычислительные умения и навыки. Основание для классификации объектов. | Урок повторения | 1 | Тестирование |
|
| 1.11 | Контрольная работа №2,3 | Урок контроля ЗУН | 1 | Контрольная работа |
|
| 1.12 | Вычислительные умения и навыки. Классификация. Сравнение величин. | Урок повторения и закрепления | 1 | Работа в тетрадях |
|
| 2. | Двузначные числа. Сложение. Вычитание |
| 24ч. | |
|
| 2.1 | Дополнение двузначного числа до «круглого». Классификация. Продуктивное повторение. | Объяснение нового материала | 1 | Работа по учебнику |
|
| 2.2 | Сложение и вычитание величин. Вычитание однозначных чисел из круглых десятков. Продуктивное повторение. | Комбинированный | 1 | Работа в группах |
|
| 2.3 | Вычитание однозначных чисел из круглых десятков. | Комбинированный | 1 | Работа в тетрадях |
|
| 2.4 | Подготовка к решению задач. Выбор схемы. Продуктивное повторение. | Комбинированный | 1 | Работа по учебнику |
|
| 2.5 | Схема. Сравнение величин. Совершенствование вычислительных навыков. | Комбинированный | 1 | Работа по учебнику |
|
| 2.6 | Комбинаторные и логические задачи. | Комбинированный | 1 | Работа по карточкам |
|
| 2.7 | Контрольная работа №4 | Урок контроля ЗУН | 1 |
|
|
| 2.8 | Работа над ошибками. Сложение однозначных чисел с переходом в другой разряд. Продуктивное повторение. Моделирование. | Комбинированный | 1 | Работа в группах |
|
| 2.9 | Состав числа 11. Моделирование. Анализ и сравнение выражений. Числовой луч как средство самоконтроля. | Объяснение нового материала | 1 | Работа по учебнику |
|
| 2.10 | Состав числа 11 и соответствующие случаи вычитания. Выбор данных. Схема. | Комбинированный | 1 | Работа по учебнику |
|
| 2.11 | Взаимосвязь компонентов и результата сложения. Действия по правилу. Вычитание из двузначного числа однозначного. | Объяснение нового материала | 1 | Проверочная работа |
|
| 2.12 | Состав числа 12 и соответствующие случаи вычитания. Построение ряда чисел по правилу. | Комбинированный | 1 | Работа в тетрадях |
|
| 2.13 | Составчисла12. План действий. Анализ схемы. Анализ рисунка. | Объяснение нового материала | 1 | Работа по учебнику |
|
| 2.14
| Формирование табличных навыков. Состав числа 13 и соответствующие случаи вычитания. Соответствие предметных, графических и символических моделей. | Комбинированный | 1 | Работа по учебнику |
|
| 2.15 | Состав числа 13. Составление плана действий. Устные вычисления | Урок закрепления | 1 | Работа по карточкам |
|
| 2.16 | Состав числа 14. Поиск закономерностей. | Объяснение нового материала | 1 | Работа в тетрадях |
|
| 2.17 | Состав числа 14 и соответствующие случаи вычитания. Анализ текста. Построение схемы. | Урок закрепления | 1 | Арифм. диктант |
|
| 2.18 | Состав числа 14 и соответствующие случаи вычитания. | Урок закрепления | 1 | Работа в тетрадях |
|
| 2.19 | Состав числа 15 и соответствующие случаи вычитания.. | Объяснение нового материала | 1 | Работа в группах |
|
| 2.20 | Контрольная работа №5 | Урок контроля ЗУН | 1 | Контрольная работа |
|
| 2.21 | Анализ и сравнение выражений. Закономерность в записи ряда чисел. Сложение величин. Анализ данных | Объяснение нового материала | 1 | Работа по карточкам |
|
| 2.22 | Состав чисел 16, 17, 18 и соответствующие случаи вычитания | Объяснение нового материала | 1 | Работа в тетрадях |
|
| 2.23 | Состав чисел 16, 17, 18 и соответствующие случаи вычитания | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику |
|
| 2.24 | Резерв | Закрепление изученного | 1 | Работа в тетрадях |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| | |
|
|
| 2 четверть |
| 28 часов | |
|
| 3. | Порядок выполнения действий в выражениях. Скобки. Сочетательное свойство сложения(2ч.)
|
| 2ч. |
|
|
| 3.1 | Порядок выполнения действий в выражениях. Скобки. Подготовка к решению задач
| Урок закрепления | 1 | Работа по учебнику |
|
| 3.2 | . Сочетательное свойство сложения. Скобки. Вычислительные умения и навыки.
| Урок закрепления | 1 | Работа по карточкам |
|
| 4. | Задача. |
| 8 ч | Арифм. диктант |
|
| 4.1 | Структура задачи. Запись её решения. Взаимосвязь условия и вопроса задачи | Объяснение нового материала | 1 | Работа в тетрадях |
|
| 4.2 | Анализ и сравнение текстов задач | Объяснение нового материала | 1 | Работа по учебнику |
|
| 4.3 | Анализ решения задачи. Дополнение условия задачи
| Комбинированный | 1 | Работа в группах |
|
| 4.4 | Постановка вопросов к условию. Выбор схемы к данному условию задачи
| Урок закрепления | 1 | Арифм. диктант |
|
| 4.5 | Решение задач. Выбор схемы. Структура задачи. Переформулиров-ка вопроса задачи | Урок закрепления | 1 | Работа по учебнику |
|
| 4.6 | Построение схемы по данному условию задачи
| Объяснение нового материала | 1 | Работа по карточкам |
|
| 4.7 | Объяснение выражений, записанных по условию задачи. Сравнение текстов задач. Выбор схемы
| Объяснение нового материала | 1 | Тестирование |
|
| 4.8 | Контрольная работа № 6 (решение задач) | Урок контроля ЗУН | 1 |
|
|
| 5. | Угол. Многоугольник. Прямоугольник Квадрат |
| 4 ч |
|
|
| 5.1 | Прямой угол Обозначение угла. Острые и тупые углы. Угольник
| Объяснение нового материала | 1 | Работа по учебнику |
|
| 5.2 | Прямой угол (практическая работа). Обозначение угла. Острые и тупые углы. Угольник
| Урок закрепления | 1 | Практическая работа. |
|
| 5.3 | Многоугольник. Периметр многоугольника | Объяснение нового материала | 1 | Работа по учебнику |
|
| 5.4 | Прямоугольник. Квадрат. Построение прямоугольника. Периметр прямоугольника
| Урок закрепления | 1 | Работа по учебнику |
|
| 6. | Двузначные числа. Сложение. Вычитание. |
| 28ч. |
|
|
| 6.1 | Группировка слагаемых. Сочетательное свойство сложения. Подготовка к знакомству с приёмом сложения двузначных и одознач- ных чисел с переходом в другой разряд. Вычислительные навыки. | Комбинированный | 1 | Работа по учебнику |
|
| 6.2 | Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд. Вычислительные умения. Моделирование
| Объяснение нового материала | 1 | Работа по учебнику |
|
| 6.3 | Совершенствова-ние вычислительных умений. Решение задач | Комбинированный | 1 | Работа в группах |
|
| 6.4 | Решение задач. Вычислительные умения. Моделирование
| Урок закрепления | 1 | Тестирование |
|
| 6.5 | Решение задач. Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд
| Урок закрепления | 1 | Арифм. диктант |
|
| 6.6 | Контрольная работа № 7 (вычислитель-ные умения и навыки) | Урок контроля ЗУН | 1 |
|
|
| 6.7 | Вычитание суммы из числа | Урок закрепления | 1 | Работа в тетрадях |
|
| 6.8 | Вычитание из двузначного числа однозначного с переходом в другой разряд. Моделирование. Поиск закономерности в записи ряда чисел. Решение задач
| Урок закрепления | 1 | Работа по карточкам |
|
| 6.9 | Сравнение текстов задач. Поиск закономерности в записи ряда чисел. Изменение текстов задач в соответствии с данным решением | Урок закрепления | 1 | Работа в группах |
|
| 6.10 | Поиск закономерности в записи ряда чисел. Совершенствование вычислительных умений. Постановка вопросов к данному усло- вию
| Урок закрепления | 1 | Работа в тетрадях |
|
| 6.11 | Контрольная работа № 8 (решение задач) | Урок контроля ЗУН | 1 | Контрольная работа |
|
| 6.12 | Работа над ошибками. Решение задач. | Урок закрепления | 1 | Работа в тетрадях |
|
| 6.13 | Решение задач разными способами. | Урок закрепления | 1 | Работа по учебнику |
|
| 6.14 | Вычислительные умения и навыки. Решение задач. | Урок закрепления | 1 | Работа в тетрадях |
|
|
| 3 четверть |
| 40 часов | |
|
| 6.15 | Устные вычисления. Решение задач разными способами. Выбор условия к данному вопросу. | Урок закрепления | 1 | Работа по учебнику |
|
| 6.16 | Объяснение выражений, записанных по условию задачи. Периметр прямоугольника
| Объяснение нового материала | 1 | Работа по учебнику |
|
| 6.17 | Решение задач разными способами. Выбор схемы
| Объяснение нового материала | 1 | Работа по учебнику |
|
| 6.18 | Построение схемы к задаче. Дополнение текста задачи
| Комбинированный | 1 | Работа в тетрадях |
|
| 6.19 | Сложение двузначных чисел с переходом в другой разряд. Продуктивное повторение
| Комбинированный | 1 | Работа в группах |
|
| 6.20 | Сложение двузначных чисел с переходом в другой разряд. Поиск закономерности в записи ряда чисел
| Комбинированный | 1 | Работа по учебнику |
|
| 6.21 | Решение задач. Построение схемы. Разные арифметические способы решения задач. Дополнение текста задачи по данному решению
| Комбинированный | 1 | Работа в тетрадях |
|
| 6.22 | Решение задач разными арифметическими способами. Дополнение текста задачи по данной схеме
| Комбинированный | 1 | Тестирование |
|
| 6.23 | Устные вычисления. Решение задач. Сумма длин отрезков. Закономерность в записи ряда чисел
| Комбинированный | 1 | Работа по учебнику |
|
| 6.24 | Вычитание двузначных чисел с переходом в другой разряд. Решение задач. Выбор схемы
| Урок закрепления | 1 | Работа в тетрадях |
|
| 6.25 | Устные вычисления. Сравнение текстов задач
| Урок закрепления | 1 | Проверочная работа |
|
| 6.26 | Устные вычисления. Решение задач | Урок закрепления | 1 | Работа в тетрадях |
|
| 6.27 | Поиск закономерности в записи ряда чисел. Решение задач
| Урок закрепления | 1 | Работа по учебнику |
|
| 6.28 | Контрольные работы № 9 и № 10 (объединить)
| Урок контроля ЗУН | 1 |
|
|
| 7. | Трёхзначные числа. |
| 11 ч. |
|
|
| 7.1 | Сотня как счётная единица. Структура трёхзначного числа. | Объяснение нового материала | 1 | Работа по учебнику |
|
| 7.2 | Анализ структуры трёхзначного числа. Понятия «цифра» и «число». Разрядные слагаемые
| Объяснение нового материала | 1 | Работа в тетрадях |
|
| 7.3 | Чтение и запись трёхзначных чисел. Решение задач. Выбор вопросов к условию задачи. Вы- бор схемы
| Объяснение нового материала | 1 | Работа в группах |
|
| 7.4 | Сравнение трёхзначных чисел | Урок закрепления | 1 | Работа по карточкам |
|
| 7.5 | Решение задач. Построение схемы. Числовая последовательность. Правило.
| Урок закрепления | 1 | Работа по учебнику |
|
| 7.6 | Разбиение трёхзначных чисел на группы. Решение задач
| Комбинированный | 1 | Работа в тетрадях |
|
| 7.7 | Неравенства. Десятичный состав трёхзначных чисел. Решение задач
| Комбинированный | 1 | Арифм. диктант |
|
| 7.8 | Решение задач. Чтение и запись трёхзначных чисел, их сравнение. Признаки разбиения трёхзначных чисел на две группы
| Объяснение нового материала | 1 | Работа по карточкам |
|
| 7.9 | Чтение и запись трёхзначных чисел. | Урок закрепления | 1 | Работа по учебнику |
|
| 7.10 | Устное сложение и вычитание чисел в пределах 1000
| Урок закрепления | 1 | Тестирование |
|
| 7.11 | Контрольная работа№ 11
| Урок контроля ЗУН | 1 |
|
|
| 8. | Измерение, сравнение, сложение и вычитание величин
|
| 4ч. |
|
|
| 8.1 | Сравнение длин. Соотношение единиц длины (дециметр, сантиметр, миллиметр). Измерение длин отрезков
| Объяснение нового материала | 1 | Работа в тетрадях и учебниках |
|
| 8.2 | Единица длины метр. Рулетка – инструмент для измерения длины. Определение длины на глаз и проверка с помощью инструмента. Самоконтроль
| Объяснение нового материала | 1 | Работа по учебнику |
|
| 8.3 | Соотношение единиц длины (метр, дециметр, сантиметр). Решение задач
| Урок закрепления | 1 | Работа по учебнику |
|
| 8.4 | Решение задач | Урок закрепления | 1 | Арифм. диктант |
|
| 9. | Умножение. Переместитель-ное свойство умножения. Таблица умножения с числом 9 |
| 13ч. |
|
|
| 9.1 | Определение умножения. Терминология. Предметный смысл умножения
| Объяснение нового материала | 1 | Работа по учебнику |
|
| 9.2 | Сравнение произведений. Замена умножения сложением
| Объяснение нового материала | 1 | Работа в тетрадях |
|
| 9.3 | Замена сложения умножением. Умножение на 1 и на 0
| Объяснение нового материала | 1 | Работа по карточкам |
|
| 9.4 | Запись суммы в виде произведения. Терминология. Смысл умножения. Решение задач
| Объяснение нового материала | 1 | Работа по учебнику |
|
| 9.5 | Решение задач. Подготовка к усвоению табличных случаев умножения с числом 9
| Объяснение и закрепление изученного | 1 | Работа в группах |
|
| 9.6 | Переместительное свойство умножения | Объяснение нового материала | 1 | Работа в тетрадях |
|
| 9.7 | Таблица умножения (случаи 9•5, 9•6, 9•7). Продуктивное повторение
| Объяснение нового материала | 1 | Тестирование |
|
| 9.8 | Решение задач. Сравнение выражений. Продуктивное повторение
| Комбинированный | 1 | Работа по учебнику |
|
| 9.9 | Периметр многоугольника. Решение задач. Таблица умножения (случаи 9•2, 9•3, 9•4). Продуктивное повторение
| Объяснение нового материала | 1 | Проверочная работа |
|
| 9.10 | Таблица умножения (случаи 9•8, 9•9). Вычислительные умения. Замена сложения умножением
| Комбинированный | 1 | Работа в тетрадях |
|
| 9.11 | Контрольная работа№ 12
| Урок контроля ЗУН | 1 | |
|
|
| 4 четверть |
| 32 часа | |
|
| 9.12 | Работа над ошибками. Решение задач | Урок закрепления | 1 |
|
|
| 9.13 | Решение задач. Устные вычисления | Урок закрепления | 1 | Работа по учебнику |
|
| 10. | Увеличить в несколько раз. Таблица умножения с числом 8 |
| 9ч. |
|
|
| 10.1 | Понятие «увеличить в …» и его связь с определением умножения. Предметный смысл понятия «увеличить в несколько раз». Продуктивное повторение
| Объяснение нового материала | 1 | Работа по учебнику |
|
| 10.2 | Таблица умножения (случаи 8•3, 8•5, 8•7). Решение задач
| Объяснение нового материала | 1 | Работа по учебнику |
|
| 10.3 | Графическая интерпретация понятия «увеличить в …». Устные вычисления. Продуктивное повторение. Решение задач. Схема
| Комбинированный | 1 | Тестирование |
|
| 10.4 | Решение задач (различные способы). Таблица умножения (случаи 8•2, 8•4, 8•6, 8•8)
| Комбинированный | 1. | Работа по учебнику |
|
| 10.5 | Сравнение выражений. Числовая последовательность. Правило. Решение задач. Выбор схемы. Устные вычисления. Таблица умножения
| Комбинированный | 1 | Работа по учебнику |
|
| 10.6 | Решение задач. Устные вычисления | Комбинированный | 1 | Работа в тетрадях |
|
| 10.7 | Контрольные работы № 13 и № 14 (объединить) | Урок контроля ЗУН | 1 |
|
|
| 10.8 | Сравнение длин отрезков (больше в …, меньше в …). Объяснение выражений, составленных по условию задачи
| Урок закрепления | 1 | Работа в тетрадях |
|
| 10.9 | Устные вычисления. Решение задач | Урок закрепления | 1 | Работа в группах |
|
| 11. | Величины. Единицы времени. |
| 3ч |
|
|
| 11.1 | Единицы времени (час, минута, секунда). Определение времени по часам. Продуктивное повторение (угол)
| Объяснение и закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику |
|
| 11.2 | Единицы времени в задачах | Комбинированный | 1 | Работа в тетрадях |
|
| 11.3 | Единицы времени в задачах | Комбинированный | 1 | Работа по учебнику |
|
| 12. | Геометрические фигуры: плоские и объёмные
|
| 2ч. |
|
|
| 12.1 | Представление о плоских и объёмных фигурах. Геометрические тела шар, пирамида, цилиндр, конус, куб, параллелепипед
| Объяснение нового материала | 1 | Работа по учебнику |
|
| 12.2 | Окружающие предметы и геометрические тела. Выделение «лишнего» предмета
| Комбинированный | 1 | Работа по учебнику |
|
| 13. | Поверхности: плоские и кривые |
| 2ч. |
|
|
| 13.1 | Представления о плоских и кривых поверхностях. Наблюдение и анализ окружающих предметов
| Изучение новой темы | 1 | Работа по учебнику |
|
| 13.2 | Представления о плоских и кривых поверхностях. Наблюдение и анализ окружающих предметов
| Комбинированный урок | 1 | Работа в тетрадях |
|
| 14. | Окружность. Круг. Шар. Сфера |
| 4ч. |
|
|
| 14.1 | Существенные признаки окружности. Построение окружности. Центр окружности
| Объяснение нового материала | 1 | Работа по учебнику |
|
| 14.2 | Представления о круге, шаре и сфере | Объяснение нового материала | 1 | Работа по учебнику |
|
| 14.3 | Контрольная работа №15 | Урок контроля ЗУН | 1 |
|
|
| 14.4 | Работа над ошибками | Комбинированный урок | 1 |
|
|
| 15. | Проверь себя, чему ты научился в первом и втором классах?
|
| 10ч. | |
|
| 15.1 | Повторение и закрепление пройденного. | Урок закрепления | 1 | Проверочная работа |
|
| 15.2 | Повторение и закрепление пройденного | Урок закрепления | 1 | Работа в тетрадях |
|
| 15.3 | Повторение и закрепление пройденного | Урок закрепления | 1 | Тестирование |
|
|
15.4 | Повторение и закрепление пройденного | Урок закрепления | 1 | Работа по учебнику |
|
| 15.5 | Повторение и закрепление пройденного | Урок закрепления | 1 | Работа в тетрадях |
|
| 15.6 | Итоговая контрольная работа | Урок контроля ЗУН | 1 | Тестирование |
|
| 15.7 | Работа над ошибками. Повторение и закрепление пройденного. | Урок закрепления | 1 | Работа в тетрадях |
|
| 15.8 | Повторение и закрепление пройденного | Урок закрепления | 1 | Проверочная работа |
|
| 15.9 | Повторение и закрепление пройденного | Урок закрепления | 1 | Работа в тетрадях |
|
| 15.10 | Повторение и закрепление пройденного | Урок закрепления | 1 | Работа в тетрадях |
|
|
| Всего за год: |
| 136 часов | |
|
| |
|
|
|
|
|
|
|