Урок математики в 1 классе "Взаимосвязь компонентов вычитания" 2013-2014 уч год
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Костылева Маргарита Викторовна

Урок по программе Петерсон Л.Г. с исрользованием интерактивной доски( 1часть, 2 часть)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimosvyaz_vychit_2.doc126.5 КБ
Файл otpravit.rar2.89 МБ
Файл komponenty_vychitaniya.rar2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Урок в 1 Б классе МОУ «Киришский лицей»

Тип урока: изучение новых знаний.

Тема: «Взаимосвязь компонентов вычитания».

Учебник: Петерсон Л.Г.

Основные цели:

Метапредметные:

  1. Тренировать умение применять правила поведения ученика на уроке. Формировать опыт самооценки этих умений (на основе применения соответствующих эталонов).
  2. Создать в классе доброжелательную атмосферу. Тренировать умение работать в парах при совместной работе в учебной деятельности, и группах

3) Формировать опыт поиска и выделения необходимой информации из таблицы;

Предметные:

  1. Выявить взаимосвязи между компонентами и результатами вычитания.
  2. Формировать способность к использованию таблиц для определения результатов действий  вычитания.
  3. Складывать и вычитать числа в пределах 9, соотносить буквенные равенства с наглядными моделями.
  4. Тренировать навыки счета в пределах 9.

Проведения урока

  • Оборудование

Презентация, раздаточный материал, эталон для самопроверки

  • Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

  • Какая цель стояла перед вами во время путешествия на прошлом уроке? (Найти быстрый способ сравнения выражений с одинаковыми слагаемыми.)
  • Сегодня вы продолжите работать с числами от 1 до 9.
  • Учитель Слайд 1.
  • Ваши знакомые сказочные герои – Феи узнали о том, как вы интересно учитесь.
  • Так вот, они  прислал телеграмму в стихах. Хотите её прочитать?
  • Феи  большие выдумщицы, он зашифровал свою телеграмму. Чтобы прочитать, надо решить примеры.

Повторение состава чисел в пределах 10.

Каждый ученик на доске заполняет числовой домик, представляет свое решение и согласует его  с классом. (4 ученика-4 домика, состав чисел 6,7,8,9.)

  • Учитель открывает (Слайд 2). Расшифруйте телеграмму.
  • Фронтальная работа. После знака «=» появляются ответы и слова телеграммы

   

Учащиеся, решают примеры используя веер цифр

  • Вы отлично справились с примерами, и вы можете прочитать телеграмму.
  • Прочитайте хором. (За работу взялся класс, всё получится у нас!)
  • Беретесь за работу? Пожелайте друг другу удачи!
  • С чего начнете работу? (С повторения необходимых знаний.)

  • Учитель обращает внимание на ребусе. (Слайд 3).
  • Расположите ответы примеров в порядке возрастания.
  • Выполните это задание.

Один ученик работает у доски с комментированием, остальные записывают в тетради.

Вариант комментирования:

Так как мы должны расположить числа в порядке возрастания, начинаем с самого маленького числа. Это число 1, потому что оно стоит в самом начале числового ряда. Следующее число 3, так как оно больше 1, но меньше всех оставшихся чисел и т.д.

  • Как называются компоненты действия вычитания? Внимание фея вам поможет (выбрать команду ластик и по очереди стереть краску ) (Уменьшаемое, вычитаемое, разность.) Слайд 4.

Что вы сейчас повторили? (названия компонентов действия вычитания.)

  • Тема урока  Слайд 5. Взаимосвязь компонентов вычитания

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

  • Учитель предлагает выполнить задание № 1 в рабочей тетради стр 26:

  • Необходимо расположить разности, не вычисляя результат, в порядке возрастания.
  • Что нового в этом задании? (Мы не располагали выражения, не вычисляя, в порядке возрастания.)
  • Тогда я предлагаю вам попробовать выполнить это задание за 1 минуту.
  • Учащиеся выполняют работу в рабочих тетрадях самостоятельно.
  • У кого нет ответа?
  • Учащиеся поднимают руки.
  • Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли расположить разности в порядке возрастания.)

У кого ответ совпал образцом?   ( вывешивается на доске Приложение 1)

         4             3               1           2

  • Назовите правило, которым вы пользовались.
  • Учащиеся в замешательстве.
  • Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свои действия.)
  • Что же теперь делать? (Нужно подумать над возникшим затруднением.)

3. Выявление причины затруднения.

  • Почему возникло затруднение? (У нас нет правила, способа, с помощью которого мы могли бы сравнивать разности без вычислений.)

4. Проблемное изучение нового знания. Слайд 6.

  • Какую цель поставите перед собой скажите Феям? (Вывести правило, которое нам поможет сравнивать разности, не вычисляя.)
  • Назовите тему урока.
  • Я предлагаю выполнить в группах. Давайте вспомним правила работы группы. (Ответы детей.)

  • Физкульт минутка

  • Учитель раздает каждой группе оборудование

Выполните план в группах. Чтобы вам было удобнее, вместо построения отрезков я предлагаю вам использовать полоски и ножницы. Приложение 2

  • Учащиеся в группах для каждого выражения отрезают часть, соответствующую вычитаемому. В случае возникновения затруднений у учащихся, учитель организует подводящий диалог.
  • При этом на доске. Слайд 7.
  • Рассмотрите выражения. Что в них общего? (Одинаковые уменьшаемые.)
  • О чем это говорит? (Отрезки будут одинаковой длины.)
  • Чем выражения отличаются? (Вычитаемыми.)
  • Сравните получившиеся части. Что вы заметили? (Чем вычитаемое больше, тем разность меньше.)

  •  Мы сделали вывод: чем больше вычитаемое, тем меньше разность.

  • Что теперь вы можете делать? (Сравнивать выражения, в которых уменьшаемые одинаковые, не вычисляя.)

  • А как же быть, если одинаковые вычитаемые? Слайд 8.

  • Учитель организует фронтальную работу по выведению связи компонентов действия вычитания при одинаковых уменьшаемых
  • Для этого учитель может предложить учащимся выполнить вторую часть задания №1 в рабочей тетради. Для этих выражений отрезки сравниваются. Далее выводится правило, которое фиксируется в эталоне или используется

  • А теперь я предлагаю применить новое знание.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

стр. 25, № 3 (У) (устно)

  • Попробуйте объяснить Феям, как выполнить сравнение выражений, используя новое правило.
  • Рассматривается первый столбик.
  • Что надо сделать в этом задании? (Сравнить разности.)
  • Как будем сравнивать разности? (Мы будем сравнивать, не вычисляя результат.)
  • Учащиеся с места выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:
  • Так как уменьшаемое в первом выражении меньше, чем уменьшаемое во втором, значит, разность – результат слева меньше, чем справа, то есть, 3 – 2 < 4 – 2.
  • Выражения второго и третьего  столбика дети проговаривают в парах, проверяют по образцу Слайд 9.

  • Всем ли удалось выполнить задание? (…)
  • Кто допустил ошибки? В чем они?
  • Молодцы! Как убедиться в том, что вы не допустите больше ошибок?

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  • Какую цель вы поставили на уроке? (Открыть способ сравнения выражений с действие вычитания без вычислений.)
  • Достигли цели? Докажите. (…)
  • Оцените свою деятельность на уроке.
  • Учитель раздает детям изображение восклицательного знака. Слайд 10
  • Если затруднения остались – закрасьте восклицательный знак синим цветом, если были затруднения и вы смогли их преодолеть – желтым цветом, а если у вас все получилось, закрасьте восклицательный знак зеленым цветом. Покажите друг другу свои восклицательные знаки.

Приложение 2

 Полоски


Приложение 1



Предварительный просмотр:

Урок в 1 Б классе МОУ «Киришский лицей»

Тип урока: изучение новых знаний.

Тема: «Взаимосвязь компонентов вычитания».

Учебник: Петерсон Л.Г.

Основные цели:

Метапредметные:

  1. Тренировать умение применять правила поведения ученика на уроке. Формировать опыт самооценки этих умений (на основе применения соответствующих эталонов).
  2. Создать в классе доброжелательную атмосферу. Тренировать умение работать в парах при совместной работе в учебной деятельности, и группах

3) Формировать опыт поиска и выделения необходимой информации из таблицы;

Предметные:

  1. Выявить взаимосвязи между компонентами и результатами вычитания.
  2. Формировать способность к использованию таблиц для определения результатов действий  вычитания.
  3. Складывать и вычитать числа в пределах 9, соотносить буквенные равенства с наглядными моделями.
  4. Тренировать навыки счета в пределах 9.

Проведения урока

  • Оборудование

Презентация, раздаточный материал, эталон для самопроверки

  • Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

  • Какая цель стояла перед вами во время путешествия на прошлом уроке? (Найти быстрый способ сравнения выражений с одинаковыми слагаемыми.)
  • Сегодня вы продолжите работать с числами от 1 до 9.
  • Учитель Слайд 1.
  • Ваши знакомые сказочные герои – Феи узнали о том, как вы интересно учитесь.
  • Так вот, они  прислал телеграмму в стихах. Хотите её прочитать?
  • Феи  большие выдумщицы, он зашифровал свою телеграмму. Чтобы прочитать, надо решить примеры.

Повторение состава чисел в пределах 10.

Каждый ученик на доске заполняет числовой домик, представляет свое решение и согласует его  с классом. (4 ученика-4 домика, состав чисел 6,7,8,9.)

  • Учитель открывает (Слайд 2). Расшифруйте телеграмму.
  • Фронтальная работа. После знака «=» появляются ответы и слова телеграммы

   

Учащиеся, решают примеры используя веер цифр

  • Вы отлично справились с примерами, и вы можете прочитать телеграмму.
  • Прочитайте хором. (За работу взялся класс, всё получится у нас!)
  • Беретесь за работу? Пожелайте друг другу удачи!
  • С чего начнете работу? (С повторения необходимых знаний.)

  • Учитель обращает внимание на ребусе. (Слайд 3).
  • Расположите ответы примеров в порядке возрастания.
  • Выполните это задание.

Один ученик работает у доски с комментированием, остальные записывают в тетради.

Вариант комментирования:

Так как мы должны расположить числа в порядке возрастания, начинаем с самого маленького числа. Это число 1, потому что оно стоит в самом начале числового ряда. Следующее число 3, так как оно больше 1, но меньше всех оставшихся чисел и т.д.

  • Как называются компоненты действия вычитания? Внимание фея вам поможет (выбрать команду ластик и по очереди стереть краску ) (Уменьшаемое, вычитаемое, разность.) Слайд 4.

Что вы сейчас повторили? (названия компонентов действия вычитания.)

  • Тема урока  Слайд 5. Взаимосвязь компонентов вычитания

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

  • Учитель предлагает выполнить задание № 1 в рабочей тетради стр 26:

  • Необходимо расположить разности, не вычисляя результат, в порядке возрастания.
  • Что нового в этом задании? (Мы не располагали выражения, не вычисляя, в порядке возрастания.)
  • Тогда я предлагаю вам попробовать выполнить это задание за 1 минуту.
  • Учащиеся выполняют работу в рабочих тетрадях самостоятельно.
  • У кого нет ответа?
  • Учащиеся поднимают руки.
  • Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли расположить разности в порядке возрастания.)

У кого ответ совпал образцом?   ( вывешивается на доске Приложение 1)

         4             3               1           2

  • Назовите правило, которым вы пользовались.
  • Учащиеся в замешательстве.
  • Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свои действия.)
  • Что же теперь делать? (Нужно подумать над возникшим затруднением.)

3. Выявление причины затруднения.

  • Почему возникло затруднение? (У нас нет правила, способа, с помощью которого мы могли бы сравнивать разности без вычислений.)

4. Проблемное изучение нового знания. Слайд 6.

  • Какую цель поставите перед собой скажите Феям? (Вывести правило, которое нам поможет сравнивать разности, не вычисляя.)
  • Назовите тему урока.
  • Я предлагаю выполнить в группах. Давайте вспомним правила работы группы. (Ответы детей.)

  • Физкульт минутка

  • Учитель раздает каждой группе оборудование

Выполните план в группах. Чтобы вам было удобнее, вместо построения отрезков я предлагаю вам использовать полоски и ножницы. Приложение 2

  • Учащиеся в группах для каждого выражения отрезают часть, соответствующую вычитаемому. В случае возникновения затруднений у учащихся, учитель организует подводящий диалог.
  • При этом на доске. Слайд 7.
  • Рассмотрите выражения. Что в них общего? (Одинаковые уменьшаемые.)
  • О чем это говорит? (Отрезки будут одинаковой длины.)
  • Чем выражения отличаются? (Вычитаемыми.)
  • Сравните получившиеся части. Что вы заметили? (Чем вычитаемое больше, тем разность меньше.)

  •  Мы сделали вывод: чем больше вычитаемое, тем меньше разность.

  • Что теперь вы можете делать? (Сравнивать выражения, в которых уменьшаемые одинаковые, не вычисляя.)

  • А как же быть, если одинаковые вычитаемые? Слайд 8.

  • Учитель организует фронтальную работу по выведению связи компонентов действия вычитания при одинаковых уменьшаемых
  • Для этого учитель может предложить учащимся выполнить вторую часть задания №1 в рабочей тетради. Для этих выражений отрезки сравниваются. Далее выводится правило, которое фиксируется в эталоне или используется

  • А теперь я предлагаю применить новое знание.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

стр. 25, № 3 (У) (устно)

  • Попробуйте объяснить Феям, как выполнить сравнение выражений, используя новое правило.
  • Рассматривается первый столбик.
  • Что надо сделать в этом задании? (Сравнить разности.)
  • Как будем сравнивать разности? (Мы будем сравнивать, не вычисляя результат.)
  • Учащиеся с места выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:
  • Так как уменьшаемое в первом выражении меньше, чем уменьшаемое во втором, значит, разность – результат слева меньше, чем справа, то есть, 3 – 2 < 4 – 2.
  • Выражения второго и третьего  столбика дети проговаривают в парах, проверяют по образцу Слайд 9.

  • Всем ли удалось выполнить задание? (…)
  • Кто допустил ошибки? В чем они?
  • Молодцы! Как убедиться в том, что вы не допустите больше ошибок?

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  • Какую цель вы поставили на уроке? (Открыть способ сравнения выражений с действие вычитания без вычислений.)
  • Достигли цели? Докажите. (…)
  • Оцените свою деятельность на уроке.
  • Учитель раздает детям изображение восклицательного знака. Слайд 10
  • Если затруднения остались – закрасьте восклицательный знак синим цветом, если были затруднения и вы смогли их преодолеть – желтым цветом, а если у вас все получилось, закрасьте восклицательный знак зеленым цветом. Покажите друг другу свои восклицательные знаки.

Приложение 2

 Полоски


Приложение 1



Предварительный просмотр:

Урок в 1 Б классе МОУ «Киришский лицей»

Тип урока: изучение новых знаний.

Тема: «Взаимосвязь компонентов вычитания».

Учебник: Петерсон Л.Г.

Основные цели:

Метапредметные:

  1. Тренировать умение применять правила поведения ученика на уроке. Формировать опыт самооценки этих умений (на основе применения соответствующих эталонов).
  2. Создать в классе доброжелательную атмосферу. Тренировать умение работать в парах при совместной работе в учебной деятельности, и группах

3) Формировать опыт поиска и выделения необходимой информации из таблицы;

Предметные:

  1. Выявить взаимосвязи между компонентами и результатами вычитания.
  2. Формировать способность к использованию таблиц для определения результатов действий  вычитания.
  3. Складывать и вычитать числа в пределах 9, соотносить буквенные равенства с наглядными моделями.
  4. Тренировать навыки счета в пределах 9.

Проведения урока

  • Оборудование

Презентация, раздаточный материал, эталон для самопроверки

  • Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

  • Какая цель стояла перед вами во время путешествия на прошлом уроке? (Найти быстрый способ сравнения выражений с одинаковыми слагаемыми.)
  • Сегодня вы продолжите работать с числами от 1 до 9.
  • Учитель Слайд 1.
  • Ваши знакомые сказочные герои – Феи узнали о том, как вы интересно учитесь.
  • Так вот, они  прислал телеграмму в стихах. Хотите её прочитать?
  • Феи  большие выдумщицы, он зашифровал свою телеграмму. Чтобы прочитать, надо решить примеры.

Повторение состава чисел в пределах 10.

Каждый ученик на доске заполняет числовой домик, представляет свое решение и согласует его  с классом. (4 ученика-4 домика, состав чисел 6,7,8,9.)

  • Учитель открывает (Слайд 2). Расшифруйте телеграмму.
  • Фронтальная работа. После знака «=» появляются ответы и слова телеграммы

   

Учащиеся, решают примеры используя веер цифр

  • Вы отлично справились с примерами, и вы можете прочитать телеграмму.
  • Прочитайте хором. (За работу взялся класс, всё получится у нас!)
  • Беретесь за работу? Пожелайте друг другу удачи!
  • С чего начнете работу? (С повторения необходимых знаний.)

  • Учитель обращает внимание на ребусе. (Слайд 3).
  • Расположите ответы примеров в порядке возрастания.
  • Выполните это задание.

Один ученик работает у доски с комментированием, остальные записывают в тетради.

Вариант комментирования:

Так как мы должны расположить числа в порядке возрастания, начинаем с самого маленького числа. Это число 1, потому что оно стоит в самом начале числового ряда. Следующее число 3, так как оно больше 1, но меньше всех оставшихся чисел и т.д.

  • Как называются компоненты действия вычитания? Внимание фея вам поможет (выбрать команду ластик и по очереди стереть краску ) (Уменьшаемое, вычитаемое, разность.) Слайд 4.

Что вы сейчас повторили? (названия компонентов действия вычитания.)

  • Тема урока  Слайд 5. Взаимосвязь компонентов вычитания

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

  • Учитель предлагает выполнить задание № 1 в рабочей тетради стр 26:

  • Необходимо расположить разности, не вычисляя результат, в порядке возрастания.
  • Что нового в этом задании? (Мы не располагали выражения, не вычисляя, в порядке возрастания.)
  • Тогда я предлагаю вам попробовать выполнить это задание за 1 минуту.
  • Учащиеся выполняют работу в рабочих тетрадях самостоятельно.
  • У кого нет ответа?
  • Учащиеся поднимают руки.
  • Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли расположить разности в порядке возрастания.)

У кого ответ совпал образцом?   ( вывешивается на доске Приложение 1)

         4             3               1           2

  • Назовите правило, которым вы пользовались.
  • Учащиеся в замешательстве.
  • Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свои действия.)
  • Что же теперь делать? (Нужно подумать над возникшим затруднением.)

3. Выявление причины затруднения.

  • Почему возникло затруднение? (У нас нет правила, способа, с помощью которого мы могли бы сравнивать разности без вычислений.)

4. Проблемное изучение нового знания. Слайд 6.

  • Какую цель поставите перед собой скажите Феям? (Вывести правило, которое нам поможет сравнивать разности, не вычисляя.)
  • Назовите тему урока.
  • Я предлагаю выполнить в группах. Давайте вспомним правила работы группы. (Ответы детей.)

  • Физкульт минутка

  • Учитель раздает каждой группе оборудование

Выполните план в группах. Чтобы вам было удобнее, вместо построения отрезков я предлагаю вам использовать полоски и ножницы. Приложение 2

  • Учащиеся в группах для каждого выражения отрезают часть, соответствующую вычитаемому. В случае возникновения затруднений у учащихся, учитель организует подводящий диалог.
  • При этом на доске. Слайд 7.
  • Рассмотрите выражения. Что в них общего? (Одинаковые уменьшаемые.)
  • О чем это говорит? (Отрезки будут одинаковой длины.)
  • Чем выражения отличаются? (Вычитаемыми.)
  • Сравните получившиеся части. Что вы заметили? (Чем вычитаемое больше, тем разность меньше.)

  •  Мы сделали вывод: чем больше вычитаемое, тем меньше разность.

  • Что теперь вы можете делать? (Сравнивать выражения, в которых уменьшаемые одинаковые, не вычисляя.)

  • А как же быть, если одинаковые вычитаемые? Слайд 8.

  • Учитель организует фронтальную работу по выведению связи компонентов действия вычитания при одинаковых уменьшаемых
  • Для этого учитель может предложить учащимся выполнить вторую часть задания №1 в рабочей тетради. Для этих выражений отрезки сравниваются. Далее выводится правило, которое фиксируется в эталоне или используется

  • А теперь я предлагаю применить новое знание.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

стр. 25, № 3 (У) (устно)

  • Попробуйте объяснить Феям, как выполнить сравнение выражений, используя новое правило.
  • Рассматривается первый столбик.
  • Что надо сделать в этом задании? (Сравнить разности.)
  • Как будем сравнивать разности? (Мы будем сравнивать, не вычисляя результат.)
  • Учащиеся с места выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:
  • Так как уменьшаемое в первом выражении меньше, чем уменьшаемое во втором, значит, разность – результат слева меньше, чем справа, то есть, 3 – 2 < 4 – 2.
  • Выражения второго и третьего  столбика дети проговаривают в парах, проверяют по образцу Слайд 9.

  • Всем ли удалось выполнить задание? (…)
  • Кто допустил ошибки? В чем они?
  • Молодцы! Как убедиться в том, что вы не допустите больше ошибок?

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  • Какую цель вы поставили на уроке? (Открыть способ сравнения выражений с действие вычитания без вычислений.)
  • Достигли цели? Докажите. (…)
  • Оцените свою деятельность на уроке.
  • Учитель раздает детям изображение восклицательного знака. Слайд 10
  • Если затруднения остались – закрасьте восклицательный знак синим цветом, если были затруднения и вы смогли их преодолеть – желтым цветом, а если у вас все получилось, закрасьте восклицательный знак зеленым цветом. Покажите друг другу свои восклицательные знаки.

Приложение 2

 Полоски


Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики^ Связь между компонентами и результатом действия деления. 3 класс

Тема урока.Связь между компонентами и результатом действия деления.Цель:познакомить со связью  между числами при делении.Задачи: - показать связь между числами при делении; закрепить внетабличные...

Конспект урока математики Тема: Названия компонентов. Уменьшаемое. Вычитаемое. Значение разности.

Тема: Названия компонентов. Уменьшаемое. Вычитаемое.  Значение разности.Цель: создать условия для открытия учащимися новой темы, осознания новых понятий и терминов; учить детей самостоятельно про...

презентация к уроку математика по теме Компоненты при делении

Презентация к учебнику Моро. Содержит устный счёт, минутку красивого письма, интересную работу по учебнику....

Презентация урока математики на тему "Компоненты сложения"

Презентация урока математики для 1 класса "Компоненты сложения" по учебнику Л.Г.Петерсон....

Урок математики "Взаимосвязь между компонентами сложения - суммой и слагаемыми".1 класс

Данный урок составлен с требованиями ФГОС, разработан для работы в 1 классе, с элементами игровой и групповой работой, с элементами рефлексии, с использованием здоровье-сберегающих технологий....

Урок математики 2 класс "Компоненты действия деления"

Материал включает разработку урока математики во 2 классе "Название компонентов и результата деления", а также презентацию к нему. На этом уроке был использован компьютерный тренажёр "Умножение и...

Конспект урока математики "Взаимосвязь между компонентами действия сложения"

Конспект урока математики  по теме "Взаимосвязь между компонентами действия  сложения" для 1 класса...