Урок математики в 4 классе по теме "Математическое исследование фигур"
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
ЗАМЫСЕЛ УРОКА
XXI век – это век числовых исследований. Требование времени – учить детей по-новому. Современный школьник – это ученик-исследователь, который, наряду с учебными дисциплинами, с легкостью осваивает сотовый телефон, компьютер, Интернет.
Значит и урок в школе должен быть не просто уроком, а уроком-исследованием, уроком «открытия» нового знания.
Такой урок решает важнейшие проблемы российского образования:
«развития личности школьника, его познавательных и созидательных способностей; формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».
Данный урок может быть проведён в 4 классе после усвоения учащимися темы «Умножение многозначных чисел на однозначное число».
Материал урока связан с предыдущими темами: «Взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления», «Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых в пределах 100».
Урок работает на последующие темы, изучаемые в средней школе
на уроках геометрии: «трапеция» (8 кл.), «Подобие фигур» (9 кл.), на уроках алгебры: «Сравнение дробей», «Столбчатые и круговые диаграммы», «Ось симметрии фигуры», «Составление формул» (6 кл.);
на уроках географии: «Мировой океан»; «Население Земли» (6 кл.);
на уроках истории «Быт и обычаи» (7 кл.).
При подготовке к уроку были учтены программные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся: иметь представление о названиях геометрических фигур: точка, линия, многоугольник и его элементы, в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
Специфика урока состоит в интеграции математических и гуманитарных знаний.
Уникальность урока заключается в возможности показать прикладной характер математики.
Особое предназначение урока пропедевтика – предварительный круг знаний.
На уроке использовалась проблемно-диалогическая технология. Перед учащимися была поставлена проблема: выяснить: действительно ли существуют разные фигуры?
В рамках этой технологии использовала побуждающий к гипотезам диалог:
- Предметом нашего исследования будут фигуры.
- А как вы считаете, фигуры бывают одинаковые или разные?
- Зафиксирую вашу гипотезу.
На уроках диалог предстал, как взаимодействие, он позволил и учителю, и ученикам максимально раскрыть себя, реализовать творческий потенциал, установить доверительные отношения с учителем.
Для создания диалогических ситуаций на этапе формирования понятий, я использовала побуждающие вопросы:
«Что вы видите на слайде?»
«Что было первой игрушкой у новорождённого ребёнка?».
А для направления активности детей в русло исследования фокусирующие (направляющие) вопросы: «Какая существует зависимость между вторым слагаемым и результатом?»
На этапе интерпретации данных я использовала вопросы, направленные на применение уже известных данных: «Из чего сделаны эти фигуры?», «Из каких геометрических фигур можно составить матрёшку?»
Для перечисления имеющихся сведений я задавала вопросы: «какие виды фигур исследовали?», «По каким признакам можно их сравнить?»
Приём «Яркое пятно» позволил активизировать деятельность всех учащихся: «А сейчас, я думаю, вы удивитесь, когда увидите, то, что я для вас приготовила. (На слайде появилась числовая фигура).
На уроке также применялась технология личностно-ориентированного обучения. Использовалась ситуация успеха, работа в исследовательских блокнотах, индивидуальное домашнее задание.
В качестве рефлексии – самооценка своей работы.
В рамках деятельностного метода проводилась практическая работа по изготовлению модели погремушки и составлению орнамента.
Здоровьесберегающая технология также имела место на уроке. Физкультминутка была направлена на сохранение физического и нравственного здоровья детей.
Региональный компонент придал уроку особую живость.
Воспитание патриотических чувств осуществлялось посредством связи математики с жизнью.
Таким образом, благодаря использованию проблемно-диалогического, личностно-ориентированного, здоровьесберегающего обучения урок поставленных целей достиг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_figury.doc | 205.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики
Тип урока: урок-исследование.
Тема: «Математическое исследование фигур».
ЦЕЛИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
- Способствовать формированию: творческого типа деятельности учащихся посредством проблемно-диалогического обучения; научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Развитие критического мышления, пространственного воображения, коммуникативных навыков, творческого потенциала;
- Стимулирование познавательной активности учащихся.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
- Воспитание любви к Родине.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- Организовать исследовательскую деятельность учащихся.
- Актуализировать знания школьников о геометрических фигурах.
- Способствовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы.
- Познакомить с новыми понятиями: гипотеза, подобные фигуры, диаграмма, трапеция.
РАЗВИВАЮЩАЯ:
- Развивать критическое мышление.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
- Воспитывать в учениках уверенность в своих силах.
ОБОРУДОВАНИЕ:
мультимедийная установка, глобус, плакаты. Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, народные игрушки: глиняные филимоновские игрушки, погремушка, матрёшки, белая и цветная бумага, геометрические фигуры из картона, горох, пластилин, исследовательские блокноты.
Оформление доски
ГРАФИЧЕСКИЙ ПЛАН УРОКА.
Технология проблемно-диалогическая; технология исследовательской направленности.
Этап | Время | Приём, метод |
I.Организационное начало. II.Актуализация знаний. III. Работа по теме Исследование 1)глиняных и деревянных фигур 2)моделирование орнамента IV. Физкультминутка V.ИССЛЕДОВАНИЕ: 1)геометрических фигур 2)числовых фигур V. Итог урока VI.Самооценка V. Домашнее задание | • Мобилизирующее начало («исходный мотив»). • Побуждающий к гипотезам диалог. • Побуждение к выдвижению гипотез. • Принятие выдвигаемых учениками гипотез. • Побуждение к проверке гипотез. • Постановка проблемы. • Метод поиска решения учебной проблемы. • Актуальность. • Деятельностный метод. • Моделирование. • «Открытие» нового знания. • Моделирование «Строим дом». •Применение новых представлений о широком круге явлений. • Обобщение и интерпретация результатов. • Составление текста задачи по диаграмме. •Выдвижение и проверка гипотезы. • Приём «Яркое пятно». • «Открытие» нового знания. •Актуальность. •Самооценка. •Рефлексия. •Индивидуальное творческое домашнее задание. |
ХОД УРОКА
I. Организационное начало
1.Мобилизующее начало
Слайд «Море».
- Сегодня наш урок математики я хотела бы начать с вопроса:
- Ребята, вы любите свою Родину?
- Да.
- Другого ответа, я думаю, и не может быть, ведь каждый человек любит свой милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги. Это – наша Родина!
Моря и полноводные реки,
Слайд Река
высокие горы и широкие степи,
Слайд Горы
Слайд Степи
пустыни и непроходимая тайга,
Слайд Пустыни
Слайд Тайга
всё это наша Россия.
Слайд Кремль
- И совсем небольшим островком среди её необъятных просторов является Тульская область.
Слайд Карта Тульской области
- Для вас Родина – город Щёкино.
Слайд Щёкино
- А для меня Родина – Белёв. Старинный самобытный город.
Слайд Белёв.
- В каждом городе или деревне живут ребята, которым интересно исследовать новое и неизвестное.
- Я уверена, что именно такие ученики – это будущее России.
- Сегодняшний наш урок математики будет не совсем обычным.
Слайд Математическое исследование фигур
2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Тема урока «Математическое исследование фигур».
Вы станете не просто учениками, а учениками- исследователями.
- Представьте, что вы – молодые учёные, класс – это научно-исследовательская лаборатория, парты – настоящие рабочие столы, а вместо обычных тетрадей у вас - исследовательские блокноты.
. Актуализация знаний.
- Как вы думаете, что мы будем сегодня исследовать? (Фигуры).
- Зафиксируем это.
(Вешаю плакат).
- Предмет нашего исследования – фигуры.
- А как вы считаете, фигуры бывают одинаковые или разные? (Разные).
- Проверим это в процессе нашего исследования.
- В исследовательской деятельности используют понятие ГИПОТЕЗА.
(Вешаю плакат).
- ГИПОТЕЗА – это предположение, которое требует проверки.
- Ваши предположения, что существуют разные фигуры является гипотезой.
. Работа по теме.
1.Устный счёт.
- Давайте настроимся на работу. Вспомним фигуры и устно решим примеры.
- Смотрим слайды.
40•60
1000•1000
963:3
- Увиденные фигуры называются……. (геометрические).
(Вешаю плакат).
2.Исследование глиняных фигур.
- Сегодня мы говорим о Родине. Для каждого человека понятие Родины своё. Для ребёнка – это улыбка матери, первая игрушка.
- Раньше игрушки были вот такие.
(Показываю).
- Можно ли игрушки назвать фигурами? Да
- Зафиксируем это.
Слайд Игрушки
- А раз они маленькие, то мы их назовем не фигуры, а … фигурки.
Фигурка – это маленькое скульптурное или живописное изображение человека или животного.
В данном случае это – солдат, а это – конь.
- Из чего сделаны эти фигурки? (Из глины.)
- Значит, это какие фигурки? (Глиняные.)
- Зафиксируем это.
Слайд Глиняные
- Кто назовет родину этих игрушек? (с. Филимоново)
- Село Филимоново находится в нашей Тульской области.
- Мы по - праву можем гордиться своей землей и её искусными мастерами.
- Продолжим наше исследование.
(Подхожу к плакату «Признаки. Форма».)
а) сравнение фигурок.
- По каким признакам можно сравнить эти фигуры? (По форме.)
- Какая фигурка имеет более вытянутую форму? (Солдат.)
- Ещё по каким признакам? (По размеру.) Снимаю лист, который закрывает слово размер.
ПРИЗНАКИ |
• ФОРМА • РАЗМЕР |
- Какая фигурка меньше? (Конь.)
- По какому ещё признаку можно сравнить фигурки? (По цвету.)
Открываю слово цвет. Снимаю лист.
ПРИЗНАКИ |
• ФОРМА • РАЗМЕР • ЦВЕТ |
- В росписи какой игрушки больше розового цвета или «фуксина», как его называют мастера? (В росписи солдата.)
б) сравнение глиняных фигурок с геометрическими.
- Посмотрите на геометрические фигуры, которые я держу в руках. (Прямоугольник, квадрат, круг).
- Выберите фигуру, которая по форме напоминает солдата. (Прямоугольник).
(Прикладываю прямоугольник к солдату).
- А теперь выберите фигуру, за которую можно спрятать коня? (Квадрат).
(Прикладываю квадрат к коню).
- Что скажите о размере квадрата по сравнению с конем (Он больше).
- Хорошо. (Убираю от игрушек геометрические фигуры).
- Какая фигура осталась? (Круг).
-Представьте, что круг – это солнце. А вы – художники, рисующие композицию из филимоновских игрушек.
- Где бы вы расположили солнце так, чтобы уравновесить изображение: над солдатом или над конем? (Над конём).
- Напоминают ли глиняные фигурки по своей форме геометрические? (Да).
- Продолжаем исследование.
3). Изготовление погремушек.
- Ребята, а что было первой игрушкой у новорожденного ребёнка? (Погремушка).
- Первые погремушки делали из глины. Это были пустотелые фигуры, внутрь которых клали керамические шарики или камешки.
- Чтобы выяснить связь погремушки с матрёшкой, изготовим её модель.
- Возьмите лист цветной бумаги.
- Вот так сложите его.
(Показываю).
- Закрепите сгибанием одну сторону.
- Внутрь кладем горох.
- Закрываем вторую сторону.
- Погремушка готова.
- Погремушкой заботливые родители отгоняли от детей злых духов.
- Давайте отгоним от себя неприятности.
- Погремите один раз, два, три раза.
- Молодцы!
- А мы вновь вернёмся к игрушкам.
4. Исследование деревянных фигур.
- У ребёнка игрушек было не много.
Слайд Деревянные игрушки
- Была среди них … матрешка.
Слайд Матрёшка
- А эту игрушку можно назвать фигуркой? (Да.)
- Из чего она сделана? (Из дерева.)
- Значит эта фигурка какая? (Деревянная.)
- Зафиксируем это.
(Вешаю плакат.)
- Из каких геометрических фигур можно составить матрёшки? (Из кругов.)
- Сколько надо взять кругов? (Два.)
- У вас на столах есть круги.
- Составьте из них фигурку матрёшки.
- Размер, какого круга верхнего или нижнего надо уменьшить, чтобы фигура стала более похожей. (Верхнего.)
- Какого цвета матрёшки? (Красного и синего.)
- Что скажите о количестве красных и синих матрёшек? (Их поровну.)
- Их количество одинаковое, а цвет….. (Разный).
- А теперь я объединю красные и синие матрешки.
- По какому признаку я могу это сделать? (По форме.)
- Значит, матрёшки по форме одинаковые или разные? (Одинаковые.)
- Я возьму самые большие матрёшки и выставлю их вперёд, а самые маленькие – назад.
- По какому признаку я это сделала? (По размеру.)
- Верно.
- Играя в матрёшки, ребёнок понимал, что их фигурки одинаковые по форме, но разные по размеру.
- В этом случае в математике говорят, что фигуры - подобные.
Подобные – это значит: равные по форме, но разные по размеру.
Запишем это формулой (вешаю плакат).
ПОДОБНЫЕ |
= ФОРМА РАЗМЕР |
- Зафиксируйте формулу в своих блокнотах.
- Составление орнамента.
- Понятие подобия исследуем практически.
- Слепите два подобных кольца. (Показываю.)
Кольцо – символ бесконечности.
Так и математическое исследование можно проводить бесконечно, при этом узнавая много нового.
Дети слепили кольца.
- Чем похожи кольца? (Формой и цветом.)
- Чем различаются? (Размером.)
- Составьте из колец орнамент, прикрепив его к листу картона.
- Работайте в паре. У вас должен получиться один орнамент на двоих.
- Народные мастера всегда трудились сообща.
- Проверим.
- У кого такой орнамент? (Показываю на слайд.)
- А такой?
- А следующий?
- Кольца у всех были одинаковые, а почему орнаменты получились разные? (Потому что по- разному располагали кольца.)
- Так игрушки народных мастеров и не похожи одна на другую, потому что художник индивидуален и его изделия тоже.
- В этом заключается прелесть народного искусства.
- Воспитательная беседа о народных игрушках.
Рассматривая народные игрушки ребенок понимал, что у мастера, который их сделал золотые руки, доброе сердце, художественный вкус и его отличает развитая математическая интуиция. Делая отверстие в игрушке деревянными палочками, народные мастера «установили» оптимальный угол между ними в 120о .
И вот, игрушка свистит. (Свищу свистулькой).
- Это сигнал, что нам пора отдохнуть. Встаньте, пожалуйста. Наш отдых будет активным.
Слайд Дома
V. Физкультминутка.
- Говорят: что нам стоит дом построить, нарисуем – будем жить.
- Давайте под музыку построим себе дом.
- А теперь изобразите навес.
- Под навесом можно было спрятаться от дождя и солнца.
- Спрячьте своего впередистоящего товарища.
- Стены появились, когда человек решил огородить своё личное пространство. Изобразите стены.
- В каждом доме обязательно есть дверь. Откройте её для добрых людей.
- Чтобы построить здание – надо иметь знание.
- Продолжим наше исследование.
- Исследование геометрических фигур
Слайд Красный круг
2. Исследование круга
- Ну, что же дом мы построили. Игрушки в доме есть. Дети в них играют, постигая азы математики, значит, продолжается жизнь.
- А мы продолжаем нашу работу. Мы выяснили, что глиняные и деревянные фигурки похожи на геометрические фигуры.
- Займемся исследованием круга.
- Положите перед собой красный круг. Он – целый. Его мы означили единицей.
- Рядом положите желтый круг.
- Согните его так, чтобы показать его половину, т.е. часть.
- А теперь положите зелёный круг.
- Согните его и покажите часть круга.
- Положите синий круг.
- Согните и покажите часть круга.
3.Работа с числовым рядом.
- Расположите получившиеся части в порядке их увеличения.
- Запишите в своих блокнотах получившийся числовой ряд.
- Проверим.
СЛАЙД , , , 1
- У кого так, поставьте себе «плюс», у кого не так – «минус».
- Обведите самое маленькое и самое большое число в этом ряду.
- Проверим.
СЛАЙД , ,, 1
- У кого так, поставьте себе «плюс», у кого не так «минус».
- Назовите самое маленькое число в этом ряду. ()
- Самое большое. (1)
- Итак. С помощью круга мы составили числовой ряд.
- Круг – это геометрическая фигура, которая помогает нам сегодня познакомиться с новыми понятиями.
3. Знакомство с круговой диаграммой
- Продолжаем исследование.
- Рассмотрите изображение на слайде.
- Кто знает, как она называется?
- Это круговая диаграмма.
а) словарная работа
- Катя, прочитай определение диаграммы в толковом словаре.
- Диаграмма – графическое изображение соотношения каких-нибудь величин.
- На диаграмме показано соотношение суши и Мирового океана на поверхности Земли.
- Какую примерно часть Земли занимает суша? ()
- А Мировой океан? ( )
Кручу глобус
- Как вы думаете, почему Землю называют голубой планетой?
8) Исследование диаграммы в задаче.
- Суши на Земле в 3 раза меньше сем воды, поэтому люди стараются рационально использовать земную поверхность. Они строят высотные многоквартирные дома.
- Давайте исследуем следующую диаграмму, чтобы по ней составить задачу и решить её.
- На диаграмме показано соотношение квартир, которые сдали строители и которые осталось сдать.
- Сколько домов сдали строители?
- Сколько квартир в каждом доме?
- Известно ли количество квартир, которые осталось сдать строителям? (Нет.)
- А что сказано об их количестве? (Их в два раза больше.)
- Какой главный вопрос задачи? (Сколько квартир надо сдать строителям?)
- Сформулируйте текст задачи.
- Строители сдали три дома, по 340 квартир, и после этого им осталось сдать в 2 раза больше квартир. Сколько всего квартир надо сдать строителям?
- Решаем задачу в исследовательских блокнотах.
- Решение можете записать по действиям или выражением.
РЕШАЮТ.
- Проверим решение, записанное по действиям
Слайд
1) 1020 (кв.) 2) 2040 (кв.) 3) 3060 (кв.) |
- У кого так, поставьте «плюс».
- У кого не так – «минус».
- Кто объяснит решение у доски? (Ученик объясняет.)
- Кто задачу решил выражением, сравните его с образцом.
340х3х2+340х3=3060 (кв.) |
9).Переформулирование текста задачи.
- Предположить, как изменится ответ задачи, если в ней будет говориться, что строителям осталось сдать в 2 раза меньше квартир?
- Ответ уменьшится.
- А почему вы считаете, что ответ будет меньше? (Потому что в условии сказано что, осталось сдать в два раза меньше.)
- Проследите по слайду ход решения задачи.
1) 1020 (кв.) 2) 510 (кв.) 3) 1530 (кв.) 340х3:2+340х3=1530 (кв.) |
Слайд
- Он верен? (Да.)
Слайд Ответы задач 3060 (кв.)
1530 (кв.)
- Ответ уменьшился? (Да.)
- Во сколько раз? (В два раза.)
10.) Воспитательная беседа о Щёкино.
- Хорошо, когда в городах строители сдают много просторных квартир.
- Я думаю, что в вашем городе появится ещё больше новостроек, которые, сделают Щёкино ещё современнее.
11). Исследование числовой фигуры.
- До этого момента в нашей работе мы использовали круг.
- А сейчас, я думаю, вы удивитесь, когда увидите то, что я для вас приготовила.
Слайд Числовая фигура.
- Что вы здесь видите?
- А что мы исследуем? (Фигуры.)
- Можно ли это изображение назвать фигурой? (Можно.)
- Мы выяснили, что фигуры бывают геометрические. А эта фигура состоит из чисел.
- Значит, как мы её можем назвать? (Числовая.)
- Верно. Зафиксируем наше открытие.
(Вешаю плакат.) ЧИСЛОВЫЕ
- Исследуем числовую фигуру.
- Как изменяются числа в колоннах?
- Какая существует зависимость между вторым слагаемым и результатом? (Какое число во втором слагаемом, столько цифр в результате.)
- Проверьте верность выражений, для этого выберете любое выражение и решите его.
- Поднимите руку, кто получил такой же результат?
- Молодцы!
- Меня интересует, кто-нибудь решил последнее выражение?
- Никто.
- Продолжим исследование.
а) исследование формы числовой фигуры
- Проведите глазами по контуру числовой фигуры.
- Какая геометрическая фигура вырисовывается? (Четырехугольник.)
- Верно.
Эта фигура называется трапеция.
Трапеция – это четырехугольник, у которого только две противоположные стороны параллельны.
- Какие предметы такой формы вы встречали в жизни?
- Помогу вам. Вспомните дом.
- Крыша.
- Верно.
- Получается, что геометрические числовые фигуры имеют определенную …(форму).
- Верно.
V. Итог урока.
Обратимся к теме урока. Как она звучит? (Математическое исследование фигур.)
- Что является предметом нашего исследования? (Фигуры.)
- Какие фигуры мы сегодня исследовали? (Глиняные, деревянные, геометрические, числовые.)
- Какую гипотезу мы выдвигали в начале урока? (Существуют разные фигуры.)
- Подтвердили мы её? (Да.)
- Исследуя фигурки народных игрушек, мы можем сделать вывод:
первыми учителями математики ребёнка были мама и папа, бабушка и дедушка;
и что обучение детей начиналось гораздо раньше, чем принято думать.
Мудрость и математическая интуиция мастера сделали народную игрушку современной на все времена. Иностранцы на память о России увозят с собой матрёшку.
- Какие новые понятия нам помогли в ходе исследования?
Слайд
- Перечислите их.
- А теперь зафиксируйте понятия в соответствии с определениями.
1. Предположение, которое требует проверки. (ГИПОТЕЗА.)
2. Фигуры, равные по форме, но разные по размеру. (ПОДОБНЫЕ.)
3.Графическое изображение соотношения каких-нибудь величин (ДИАГРАММА.)
4.Четырехугольник, у которого только две противоположные стороны параллельны. (ТРАПЕЦИЯ.)
VI.САМООЦЕНКА
- Оцените свою работу.
- Посчитайте «плюсы».
- У кого их 4, поставьте себе отметку «5».
- У кого их 3, поставьте себе отметку «4».
- А в целом, все – молодцы!
VII. Домашнее задание.
- На последней странице своих блокнотов вы найдёте индивидуальное домашнее задание.
САМОАНАЛИЗ УРОКА.
Урок Математики
Класс 4
Тема «Математическое исследование фигур».
Тип урока Урок-исследование
Цели урока:
Образовательная:
способствовать формированию
- творческого типа деятельности учащихся посредством проблемно-диалогового обучения;
- научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью.
развивающая:
развитие
- критического мышления;
- пространственного воображения;
- коммуникативных навыков;
- творческого потенциала;
стимулирование познавательной активности учащихся.
Задачи урока:
образовательные:
- организовать исследовательскую деятельность учащихся;
- актуализировать знания школьников о геометрических фигурах;
- способствовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы;
- познакомить с новыми понятиями:
гипотеза;
подобные фигуры;
диаграмма;
трапеция.
развивающая:
- развивать критическое мышление
воспитательная
- воспитывать в учащихся уверенность в своих силах.
ЗАМЫСЕЛ УРОКА
XXI век – это век числовых исследований. Требование времени – учить детей по-новому. Современный школьник – это ученик-исследователь, который, наряду с учебными дисциплинами, с легкостью осваивает сотовый телефон, компьютер, Интернет.
Значит и урок в школе должен быть не просто уроком, а уроком-исследованием, уроком «открытия» нового знания.
Такой урок решает важнейшие проблемы российского образования:
«развития личности школьника, его познавательных и созидательных способностей; формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».
Данный урок может быть проведён в 4 классе после усвоения учащимися темы «Умножение многозначных чисел на однозначное число».
Материал урока связан с предыдущими темами: «Взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления», «Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых в пределах 100».
Урок работает на последующие темы, изучаемые в средней школе
на уроках геометрии: «трапеция» (8 кл.), «Подобие фигур» (9 кл.), на уроках алгебры: «Сравнение дробей», «Столбчатые и круговые диаграммы», «Ось симметрии фигуры», «Составление формул» (6 кл.);
на уроках географии: «Мировой океан»; «Население Земли» (6 кл.);
на уроках истории «Быт и обычаи» (7 кл.).
При подготовке к уроку были учтены программные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся: иметь представление о названиях геометрических фигур: точка, линия, многоугольник и его элементы, в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
Специфика урока состоит в интеграции математических и гуманитарных знаний.
Уникальность урока заключается в возможности показать прикладной характер математики.
Особое предназначение урока пропедевтика – предварительный круг знаний.
На уроке использовалась проблемно-диалогическая технология. Перед учащимися была поставлена проблема: выяснить: действительно ли существуют разные фигуры?
В рамках этой технологии использовала побуждающий к гипотезам диалог:
- Предметом нашего исследования будут фигуры.
- А как вы считаете, фигуры бывают одинаковые или разные?
- Зафиксирую вашу гипотезу.
На уроках диалог предстал, как взаимодействие, он позволил и учителю, и ученикам максимально раскрыть себя, реализовать творческий потенциал, установить доверительные отношения с учителем.
Для создания диалогических ситуаций на этапе формирования понятий, я использовала побуждающие вопросы:
«Что вы видите на слайде?»
«Что было первой игрушкой у новорождённого ребёнка?».
А для направления активности детей в русло исследования фокусирующие (направляющие) вопросы: «Какая существует зависимость между вторым слагаемым и результатом?»
На этапе интерпретации данных я использовала вопросы, направленные на применение уже известных данных: «Из чего сделаны эти фигуры?», «Из каких геометрических фигур можно составить матрёшку?»
Для перечисления имеющихся сведений я задавала вопросы: «какие виды фигур исследовали?», «По каким признакам можно их сравнить?»
Приём «Яркое пятно» позволил активизировать деятельность всех учащихся: «А сейчас, я думаю, вы удивитесь, когда увидите, то, что я для вас приготовила. (На слайде появилась числовая фигура).
На уроке также применялась технология личностно-ориентированного обучения. Использовалась ситуация успеха, работа в исследовательских блокнотах, индивидуальное домашнее задание.
В качестве рефлексии – самооценка своей работы.
В рамках деятельностного метода проводилась практическая работа по изготовлению модели погремушки и составлению орнамента.
Здоровьесберегающая технология также имела место на уроке. Физкультминутка была направлена на сохранение физического и нравственного здоровья детей.
Региональный компонент придал уроку особую живость.
Воспитание патриотических чувств осуществлялось посредством связи математики с жизнью.
Таким образом, благодаря использованию проблемно-диалогического, личностно-ориентированного, здоровьесберегающего обучения урок поставленных целей достиг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 2 класс Площадь фигуры
Исследование площади как геметрической величины. Знакомство с кв.см....
Урок математики 2 класс Площадь фигуры Презентация
Презентация к уроку "Исследование площади как геметрической величины. Знакомство с кв.см."...
Урок математики 4 класс "Измерение площади фигуры палеткой"
Данная папка содержит конспект урока и презентацию. В разработке содержится тест для закрепления темы урока....
Урок математики (2 класс). Площадь фигуры (учебник Л. Петерсон)
На уроке формируется представление о площади фигур, навыки измерения площади разными мерками и сравнение фигур по их площади....
Конспект урока по математике 2 класс на тему "Площадь фигур. Сравнение площадей."
Урок разработан по программе "Школа 2100", первый при изущении темы: "Площадь фигур"....
Урок математики. 2 класс. Автор учебника Л.Г. Петерсон Тема урока: Площадь фигур
Тип урока: ОНЗЦели урока:- создать условия для формирования представления о величине «площадь», умения сравнивать площади фигур «на глаз», непосредственно и с помощью измерения;- тренировать способнос...
Урок математики. 1 класс (2 часть). Тема: Части фигур" УМК "Школа 2100"
На данном уроке учащиеся практически знакомятся с понятиями "Часть", "Целое". На основе этих понятий учатся составлять выражения на раскрытие конкретных арифметических действий....