"Площадь фигур. Сравнение площадей"
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Захарова Анна Модестовна

Разработка урока по математике для 2 класса по ОС "Школа 2100". Тип урока : открытие новых знаний.  В ходе урока  используется презентация, раздаточный материал "Геометрические фигуры", мерка- квадратик, конверты "Самооценка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon matematika_2_klass.zip543.97 КБ

Предварительный просмотр:

Математика, 2 класс ОС ("Школа 2100")

Тема урока: "Площадь фигур. Сравнение площадей."

Захарова Анна Модестовна,

учитель начальных классов

МОБУ "Руэмская СОШ",

Республика Марий Эл,

Медведевский р-н, п.Руэм


Данная работа представляет собой разработку урока по математике для 2 класса на тему "Площадь фигур. Сравнение площадей." ОС "Школа 2100". В ходе урока  используется презентация, раздаточный материал "Геометрические фигуры", мерка- квадратик, конверты "Самооценка".

Предмет: математика

Тема урока: Площадь фигур. Сравнение площадей.

Тип урока: открытие новых знаний

Основные предметные цели:

1. Познакомиться с понятием площадь фигуры.

2.Систематизировать представления о способах сравнения площадей.

3. Продолжать работу над рационализацией вычислений

4.Проводить пропедевтическую работу с понятиями умножение (нахождение суммы одинаковых слагаемых)

Основные виды деятельности обучающихся, ориентированные на достижение личностных результатов: не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки - обязательная часть решения любой задачи;

Основные виды деятельности обучающихся, ориентированные на достижение метапредметных результатов:

познавательные: понимать, объяснять и осознанно воспроизводить учебные алгоритмы;

коммуникативные: работать в команде разного наполнения (паре. целым классом), вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов, активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке, участвовать в обсужде6ниях. работая в паре, ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;

регулятивные: принимать участие в обсуждении и формулировании темы и целей урока, принимать участие в "открытии" и формулировании нового знания и умения, участвовать (в работе с учителем) в оценивании результатов общей и индивидуальной работы.

Основные виды деятельности обучающихся, ориентированные на достижение предметных результатов: знание таблицы сложения и соответствующих ей случаев вычитания в пределах 20 до уровня автоматизированного навыка,

умения

- выполнять арифметические операции сложения и вычитания с именованными числами, умения складывать,

- складывать и вычитать двузначные числа письменно и устно на основе изученных алгоритмов.

- узнавать и называть изучаемые геометрические фигуры.


Ход урока

I. Организационный момент

-Сегодня мы будем снова раскрывать тайны... математики.

II. Актуализация знаний

Фронтальная работа.

а) Назовите фигуру

- У какого четырехугольника противоположные стороны равны?

- У какого четырехугольника все углы прямые?

- Какая фигура имеет четыре стороны?

- Какая фигура имеет три стороны?

- У какой фигуры нет ни начала ни конца?

- У какого многоугольника три угла?

б) Какое решение для задачи будет правильным?

Сторона квадрата равна 3 см. Чему равен периметр квадрата?

Решения: 1) 3+3+3+3=12 см

                2) 4+4+4=12 см

- Сегодня, ребята, мы встретимся с нашей старой знакомой. А какой, вы узнаете, выполнив вычисления. ( В тетрадях запишите только ответы)

15+27 (42) ч                30-21 (9) л                15-8 (7) е                20+40 (60) н

20-18 (2) в                16+5 (21) и                10+46 (56) и        100-2 (98) а

Расположите ответы в порядке возрастания.

2        7        9        21        42        56        60        98

в        е        л        и        ч        и        н        а

- На какие группы можно разбить числа этого ряда? (Круглые и некруглые, однозначные и двузначные)

- Какое слово получилось? (Величина)

- Это наша старая знакомая (появляется карточка на доске с термином).

- Что такое величина? (Количественная характеристика предметов, то, что можно измерить, сравнить) 

- Какие величины вы знаете?

 (Длина, масса, объем)

- Как измеряют величины? (Выбирают мерку и узнают, сколько раз в ней уложится)

- Вспомним, как измеряются эти величины.

- Какие единицы массы вы знаете?

- Какие единицы объема вы знаете?

- Какие единицы длины вы знаете?

 Сейчас вы будете работать в парах.

Измерьте длину парты в ладонях, в дециметрах. Покажите ладонь. Посчитайте, сколько раз ладонь умещается в длине парты и сколько раз умещается дециметр. Запишите.

Проверяем.

-Разве парта стала длиннее, когда ее измеряли другой меркой?

- Какое правило нужно помнить при сравнении величин? (Их надо измерять одинаковыми мерками)

III. Постановка цели урока

- На уроке вы познакомитесь еще с одной величиной.

- Можно ли “на глаз” определить, что занимает больше места – поверхность доски или парты?

-Кто знает, как об этом говорят математики? (У доски больше площадь)

- Что вы представляете себе, когда слышите слово площадь? Названия каких площадей вы знаете?

- Посмотрите, как выглядит Красная площадь. Это центральная площадь Москвы. В наше время на Красной площади проходят парады, праздники.

- А так выглядит площадь им. Оболенского-Ноготкова в г. Йошкар-Оле.

- Что же означает слово “площадь”?

- Где можно узнать значение слова? (В толковом словаре)

У слова несколько значений. Я их озвучу. А вы определите, в каком значении мы будем использовать это слово на уроке математики. 

1. Незастроенное большое ровное место, от которого обычно расходятся в разные стороны улицы.

2. Часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией.

- Кто догадался, какова тема нашего урока? (Площадь)

-Как вы думаете, ребята, что на уроке вы должны узнать, чему научиться?

- Какие цели поставим? (Познакомиться с новой величиной, единицами измерения, научиться измерять площади, сравнивать их)        .

Физкультминутка для глаз и "Цепочка" (для улучшения мозгового кровообращения)

V. Открытие нового знания

а) Работа с геометрическими фигурами.

Возьмите конверт №1 - Чем похожи эти фигуры? (Квадраты)

- Чем отличаются? (Цветом, размером)

- Какая фигура занимает меньше места на плоскости? (Красный квадрат)

- Как вы это установили? (“На глаз”)

- Подумайте, как еще можно узнать, какая фигура занимает меньше места на плоскости? (Наложением)

Возьмите конверт №2

- Что это за фигуры?

- Что вы можете сказать о площади этих треугольников? (Площади их равны)

- Как можно сравнить площади фигур? (“На глаз”, наложением)

- Возьмите тетрадь, покажите площадь поверхности тетради. А теперь покажите площадь поверхности учебника. Площадь какого предмета больше? Меньше? Почему вы так решили?

- Назовите в классе предметы, которые имеют площадь.

- Сравните площадь стены и классной доски? Площадь обложки дневника или обложки учебника? Что скажете о площади окон в классе?

б) Практическая работа.

Выполним интересное задание. Золушка и Незнайка – соседи. У Золушки – участок красного цвета, у Незнайки - синего. Ваша задача: определить, у кого из них участок больше.

Возьмите конверт №3

В нем находятся модели участков наших героев.

Попробуйте сравнить площади этих фигур известными нам способами.

Можно ли определить “на глаз”?

Попробуйте наложением.

- С какой проблемой столкнулись? Что же делать? (Нужна мерка)

- Сейчас мы проведем исследование.

Что такое исследование? (Научное изучение, выяснение чего-то)

- Вы будете выступать в роли исследователей. Какими качествами должны обладать исследователи? (Быть внимательными, наблюдательными)

Сейчас вы будете работать в паре. Будете измерять площадь участков.

В качестве мерки возьмем квадрат.

- Как же вы будете действовать?

Положите перед собой модели участков.

Разбейте эти участки на одинаковые квадраты.

(Практическая работа в парах)

- Сколько квадратов вмещает участок Золушки?

- А участок Незнайки?

- К какому выводу пришли? (Площади одинаковы)

- Как же можно сравнить площади фигур? (Выбрать мерку, посмотреть, сколько раз она умещается в каждой фигуре и сравнить число мерок)

Третий способ сравнения площади фигур: использование мерки. (Появляется табличка)

- Что использовали в качестве мерки? (Квадрат)

Физкультминутка двигательная

 

VI. Первичное закрепление

- Что же такое площадь? (Величина)

- Как измеряется площадь фигур? (С помощью мерки)

- Что важно помнить при сравнении, измерении площади фигур? (Мерка должна быть одинаковой)

Давайте об этом еще раз прочитаем в правиле. Это нужно запомнить.

Работа по учебнику.    с.38, 40

Выполним №3, 4.

VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Подведем итог

- Какую цель ставили на уроке? Достигли? Что помогало в достижении цели?

- Какой новый математический термин звучал на этом уроке?

-Как можно сравнить площади фигур?

- Как можно измерить площади фигур?

-Что нужно помнить при выборе мерки?

- Нужно ли в жизни измерить площадь фигуры?

- Оцените свою работу на уроке с помощью сигналов. конверт "Самооценка"

Д/з: с. 39, №5, если кто желает, то может выполнить №6.

Список использованных источников:

  • Т.Е.Демидова. Математика. 2 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 3-х частях. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012;
  •  толковый словарь С.И.Ожегова,
  • Фотографии из личного архива автора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике 2 класс на тему "Площадь фигур. Сравнение площадей."

Урок разработан по программе "Школа 2100", первый при изущении темы: "Площадь фигур"....

«Площадь геометрических фигур. Сравнение площадей фигур».

Тип урока: ознакомление с новым материалом. Цель: познакомить с новой величиной – площадью фигуры....

План-конспект урока на тему:Площадь. Сравнение площадей фигур" для 3 класса с применением сингапурской методики

План-конспект урока для 3 классов по математике по учебнику Моро "Школа России" на тему: "Площадь. Сравнение площадей фигур" с применением сингапурсих методов обучения...

Площадь фигуры. Сравнение площадей фигур.

Открытый урок математики в з классе по программе "Школа России" (ФГОС) с использованием ИКТ. Материал содержит конспект урока и приложения к уроку....

Конспект урока математики по учебнику Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких. 2-ой класс. Тема: Площадь фигур. Сравнение площадей.

На уроке дети- знакомятся с понятием площадь фигуры,- систематизируют представления о способах сравнения площадей,- развивают умения решать текстовые задачи, - продолжают работу над рационализаци...

Технологическая карта урока математики "Площадь фигуры. Сравнение площадей"

Урок открытия нового знания  разработан в технологии деятельностного метода и предначен для учащихся 2 класса....

Урок математики "Площадь. Способы сравнения площади фигур" (3 класс)

Урок  математики для  3  класса  на тему "Площадь.Способы сравнения площади фигур"  разработан к учебнику "Математика" 3 класс, авторы Моро  М.И...