УРОК МАТЕМАТИКИ по теме: "ПОНЯТИЕ "ДЕЙСТВИЕ СЛОЖЕНИЯ". СОСТАВЛЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАССКАЗА".
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Фомина Наталья Ивановна

УРОК МАТЕМАТИКИ по теме: "ПОНЯТИЕ "ДЕЙСТВИЕ СЛОЖЕНИЯ". СОСТАВЛЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАССКАЗА".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy-urok_matematika.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1» г. Белгорода

УРОК МАТЕМАТИКИ

по теме: "ПОНЯТИЕ "ДЕЙСТВИЕ СЛОЖЕНИЯ".

СОСТАВЛЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАССКАЗА".

1 класс

Разработала

                                                     учитель начальных классов

Фомина Наталья Ивановна

2012 г.


Урок математики. 1 класс.

Программа Л.В. Занкова

Тема урока: «Понятие «действие сложения». Составление математического рассказа.

Цель урока: Организация совместной деятельности обучающихся с целью формирования понятия «действие сложения» и развития умения составлять математические рассказы.

Задачи урока: 

Предметные:

  • Создать условия для формирования понятия о математическом действии сложения как объединении чисел, в результате которого получается новое число.
  • Обеспечить усвоение и использование обучающимися знаков, связанных со сложением.
  • Способствовать развитию у детей умений сравнивать, делать выводы и применять их в новых условиях.

Метапредметные:

  • познавательные: содействовать развитию умения самостоятельно выделять и формировать познавательную цель, получать информацию практическим путем и знако-символическим путем, проводить сравнение и группировку предметов и чисел.
  • регулятивные: обеспечить возможность принятия учеником учебной задачи, проведение самоконтроля и самостоятельной деятельности.
  • коммуникативные: создать условия для использования речевых средств, для участия в работе парами и группами, содействовать воспитанию культуры общения.
  • Личностные: способствовать формированию положительного отношения к школе, интереса к учебному материалу.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Средства обучения:

- И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, С.Н. Кормишина «Математика» учебник для 1 класса, ч. 1, 2011г;

- таблица натурального ряда чисел;

- раздаточный материал для индивидуальной работы; (квадраты и карточки и цифрами)

- карточки для групповой работы.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Планируемые результаты:

Предметные: ученик научится понимать суть действия сложения, получит возможность использовать терминологию сложения, делать выводы на основе сравнения.

Метапредметные:

  • познавательные: ученик научится получать информацию практическим путем; получит возможность строить небольшие математические сообщения в устной форме.
  • регулятивные: ученик научится принимать учебную задачу; обучится первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
  • коммуникативные: ученик научится использовать простые речевые средства; получит возможность выражать свою точку зрения, учитывать позиции других людей.

Личностные: у обучающегося будет сформировано положительное отношение к изучению математики;

ученик получит возможность учиться оценивать деятельность свою и одноклассников.


Ход урока.

  1. Организационный этап.

Цель: создать психологический настрой обучающихся к работе на уроке.

Учитель: Начинаем наш урок математики. Я вижу в ваших глазах интерес и ожидание. Думаю, что вы будете работать с удовольствием, дружно и активно.  Желаю вам успеха!

  1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Цель: обеспечить готовность учеников к активной учебно-познавательной деятельности.

Учитель: Взгляните на ряд чисел на доске (123456789…)

Что вы можете о нем сказать?  (Натуральный ряд чисел)

Докажите. (Ученики доказывают)

Как вы думаете, зачем нам на уроке натуральный ряд чисел?
(Он помогает нам считать, сравнивать числа.)

Куда мы движемся по ряду, если прибавляем к числу?
(Вправо, к большим числам)

Каким знаком действия пользуемся?
(Ученик показывает знак “+”)

Если вычитаем…  (Влево, к меньшим числам)

Каким знаком действия пользуемся?
(Ученик показывает знак “-”)

Какие еще есть способы считать числа?
(Пересчитывание и присчитывание)

  1. Этап мотивации и целеполагания.

Цель: содействовать определению детьми темы и задачи урока.

Учитель: Вы сказали, что натуральный ряд чисел помогает нам вычитать и складывать.

Посмотрите на мои действия: я складываю в сумочку предметы. Подумайте и скажите, выполнила ли я математическое действие сложения? (Дети высказываются по обозначенной проблеме. Тот, кто дал отрицательный ответ объясняет, что для математического действия нужны числа)

Как вы думаете, какова сегодня тема нашего урока и какую учебную задачу нам предстоит решить?

(Ученик: Что такое действие сложения. Как оно получается.)

Учитель: А зачем нужно знать действие сложения?

Для этого мы выполним практическую работу.


  1. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Цель: Содействовать усвоению новых знаний путем практической работы в парах.

На каждой парте 9 квадратов и карточки с цифрами.

Учитель: Один из пары положите перед собой 3 квадрата, а другой 5. Положите под ними соответствующую цифру.
А теперь я попрошу: сложите эти квадраты вместе. Как вы это сделали?

Ученики: Мы сдвинули их друг к другу.  

Мы сделали из них одну кучку

Учитель: Как это можно сказать одним словом? (Объединили)

Что можно сказать об общем числе квадратов? (Всех квадратов стало много)

Обозначьте их цифрой. Покажите цифру, которую вы взяли? (8)

Сделайте вывод: что такое действие сложения в математике?

Ученик: Это объединение чисел, и мы получаем новое число.

Учитель: Запишите то, что вы делали с помощью чисел и знаков. Какие знаки вы использовали? (“+” и “=”).

Давайте посмотрим какие равенства у вас получились.

Ученик у доски с помощью карточек составляет равенство: 3+5=8.

У кого другое равенство? (5+3=8)

  1. Этап первичной проверки понимания изученного.

Цель: Установить правильность и осознанность учащимися изученного материала.

Учитель: 1.Работая в парах, составьте з равенства на сложение, запишите их в тетрадь и сами проверьте правильность любым способом счета.

Кто нашел свою ошибку? В чем ты ошибся? Хорошо, что ты сумел ее найти.

Кто сможет рассказать план ваших действий, когда вы работали в паре? (Ученик рассказывает)

2. Занимательный вопрос:

В одной сказке гном записал в тетради числа 2 4 6 (числа на доске). Затем в нужных местах он поставил знаки и получил правильный пример. Догадайтесь. (Ученик вставляет нужные знаки “+” и “=”).

Какое действие выполнил гном? (сложение)

Физминутка: Раз, два – выше голова.

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

  1. Этап применения изученных знаний и встраивания в систему знаний.

Цель: Создать условия для применения усвоенных знаний при выполнении групповых заданий; продолжать работу по развитию логического мышления.

Работа в группах.

Учитель: Организуйтесь в группы.

  • Ваша задача: составить математический рассказ по предметам на доске.

На доске: слева 3 и справа 4 бабочки двух цветов (красные и синие) и имеющих разное направление движения).

Учитель: Что должно быть в математическом рассказе? (числа, условие, вопрос). Составьте в каждой группе как можно больше математических  рассказов, запишите их решения, а затем каждая группа озвучит тот рассказ, которого не было в предыдущей группе.

  • Задача 2.  Мы с вами постоянно работаем над развитием логического мышления. В учебнике на стр. 93 №211 - читаете и выполняете самостоятельно. Ищите как можно больше решений. (Группы отчитываются по найденным решениям.)
  • Задача 3. Карточки с заданиями «Найти лишний ряд чисел: 43210, 8765, 34567, 65432,97531».

(Решения: 43210, т.к. 0- не является натуральным числом,

8765, т.к. состоит из 4 цифр,

34567, т.к. является отрезком натурального ряда чисел,

13579, т.к. каждое следующее число на 2 больше предыдущего)

Игра-счет «Раз, два, три, четыре, пять -
     Постарайся посчитать.»

Ведущий в кругу задает примеры на сложение и вызывает ученика из круга. Тот считает. Класс сигналит о правильности счета.

  1. Этап подведения итогов урока.

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Учитель: Вы действительно работали с интересом и желанием, правильно общались друг с другом.

Удалось ли нам сделать вывод:  что такое действие сложения?

Скажите ваш вывод еще раз. (Ученик делает вывод)

  1. Рефлексия.

Цель: создать условия для самооценки обучающимися своих учебных действий и эмоционального состояния.

Учитель: Ребята, расскажите о том, с каким чувством вы работали?
Что получилось? В чем испытывали трудность? Получили ли вы удовлетворение от своей работы?  (Ученики делают свои сообщения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2классе Составление устного рассказа по картинкам

учить детей видеть изученные орфограммы и делать самостоятельные выводы; обобщить знание детей о видах текстах;развитие умения составлять текст сообщение из трёх частей (по трём кар...

Урок 8. На рыбалке. Речевые и неречевые звуки. Слово. Предложение. Текст. Составление сюжетного рассказа по серии картинок.

Презентация к уроку обучения грамоте по УМК "Школа 2100". Перед демонстрацией необходимо соединить части....

Урок по математике в 1 классе: «Математический рассказ и задача»

Урок математики в 1 классепо системе развивающего обучения  Л. В. Занкова  «Математический рассказ и задача»...

конспект по математике 1 класс. Тема: «Составление математического рассказа. Изменение фигур по схеме: количество, размер, Цвет, количество »

В конспекте говорится, о том как составлять математические задачи. Как разлечать фигуры по количеству, размеру, Цвету, количеству....