Урок по математике в 1 классе: «Математический рассказ и задача»
материал по математике (1 класс) на тему
Урок математики в 1 классе
по системе развивающего обучения Л. В. Занкова
«Математический рассказ и задача»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 107.5 КБ |
prezentatsiya_zadacha_i_matematicheskiy_tekst_1_klasss.notebook | 168.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 имени О. А. Морозова»
Урок математики в 1 классе
по системе развивающего обучения Л. В. Занкова
«Математический рассказ и задача»
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Миненкова Т. Н.
Ефремов
2013 г.
Цели: создать условия для формирования представления о структуре задачи,
содействовать развитию умений выделять в задаче условие, вопрос, выбирать ход решения, формулировать ответ;
учить выделять главное, сопоставлять, сравнивать, включать в систему имеющихся знаний, осуществлять самоконтроль и взаимопроверку;
развивать внимание, память, усидчивость;
способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;
воспитывать культуру общения при фронтальной работе, индивидуальной работе;
создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке.
Формировать УУД:
- Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.
Оборудование:
для учителя: персональный компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку;
для учащихся: учебник, рабочие тетради, карточки
Методы: продуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Формируемые на данном этапе УУД | |
Эмоционально-психологичес- кий настрой. | Слайд №1. (На фоне музыки из мультфильма «Крошка Енот» учитель произносит слова.) - Улыбка и добрые слова помогают сохранять хорошее настроение. Именно такими словами я хочу начать наш сегодняшний урок. Ты улыбкой как солнышком брызни, Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. -Подарите друг другу улыбку. Улыбнитесь нашим гостям. Подмигните нашему солнышку. (На классной доске – рисунок солнышка.) - Пусть сегодняшний урок принесет всем радость. А чтобы все получили удовольствие от урока надо не забывать о культуре общения. | Дети проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности.
| Личностные УУД (Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку) Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Использование стихотворных строчек позволяет активизировать внимание, мотивировать детей на деятельность. | |
Подготовка к работе на основном этапе. | - Девизом нашего урока будут слова: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!» (Девиз урока записан на доске.) - Значит, чему будет посвящен наш урок? - Какие шаги мы делаем при открытии нового знания? Слайд № 2
| Высказывают свои предположения. (Открытию нового знания.) Что я не знаю? Сам найду способ. | Личностные УУД (Осознание своих эмоций, интереса к изучению математики) | |
Актуализация опорных знаний. Мотивация к учебной деятельности. Задание на проверку внимания. | - Нам сегодня особенно понадобится внимание. Проверим, внимательны ли вы. Cлайд № 3. Я предлагаю вам такое задание: в каждом ряду чисел зачеркните цифру 1 и обведите цифру 2. - Как эти цифры связаны с сегодняшним уроком? -Что вы можете сказать о числе 12? | Учащиеся выполняют задание на карточках, один ученик работает на интерактивной доске. С помощью этих цифр можно записать сегодняшнюю дату. Учащиеся дают характеристику этому числу. | Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта; под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям. | |
Проверка выполненной работы. | - В конце урока вас ждет сюрприз. Слайд № 4. (На интерактивной доске записаны выражения) - Что записано на доске? - Сгруппируйте их. - Запишите выражения и найдите их значение: девочки – суммы, мальчики – разности.
- Расположите значения равенств в порядке: а) девочки – возрастания; б) мальчики – убывания. (На интерактивной доске появляются два ряда чисел.) - Что заметили? Докажите. -Подчеркните наибольшее и наименьшее числа ряда. Какое задание с этими числами вы можете предложить? - К этим равенствам мы еще вернемся в конце урока. Слайд №5 Логическая задача. | (Выражения.) На интерактивной доске делают классификацию выражений. (1 столбик – суммы, 2 столбик - разности) Учащиеся выходят по одному к доске, записывают ответы. Значения одинаковые. В первом случае – это отрезок натурального ряда, а во втором – нет)
Записать сумму чисел, разность. Сравнить числа. Решают логическую задачу и аргументируют ее решение, передвигая на интерактивной доске слова. | На этом этапе шло формирование логических универсальных действий: анализ объектов, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы. | |
Динамическая электронная физкультминут- ка «Елочка». |
| Выполняют под музыку физические упражнения, предлагаемые на слайде. | ||
4.Самопределе- ние к деятельности. Открытие темы урока. | Слайд № 6. -Прочитайте рассказы и сравните их. - Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник «Математика», а какой в учебник «Окружающий мир»? Почему? | Регулятивные действия: целеполагание – постановка учебной задачи. Коммуникативные действия: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, управление поведением партнёра. Логические универсальные действия: постановка и решение проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. | ||
Слайд № 7. - Сравните эти тексты. Что вы можете сказать о них? | Рассуждая, учащиеся приходят к выводу, что в первом случае – математический рассказ, а во втором – задача. | Познавательные: использование простейших приемов анализа различных видов записей, умение устанавливать аналогии. Регулятивные: учить принимать учебную задачу, осуществлять самоконтроль своей познавательной деятельности; учить выполнять учебные действия в устной и письменной речи. | ||
Формулирова- ние темы урока учащимися | - Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? | Дети формулируют тему урока. (Тема урока: «Математический рассказ и задача.) | Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. | |
Сообщение темы учителем. | Слайд №8 - Мои юные математики, сегодня мы откроем еще одну тайну о задаче и её составных частях. (Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.) - С этой целью предлагаю провести небольшое исследование по теме. | Регулятивные: умение принимать цель урока и следовать ей в учебной деятельности. | ||
- Мы выяснили, что последний текст – это задача. Слайд № 9. - А что же такое задача? |
| |||
Слайд №10 - Что вы знаете о задаче? Ваши ответы должны быть доказательными | ||||
Слайд №11. (На доске постепенно появляются составные части задачи) | Коммуникативные: учить воспринимать точку зрения других людей; контролировать свои действия, понимать задаваемые вопросы. Предметные: знать структуру текстовой задачи. | |||
Самостоятельная работа. | - Решите эту задачу.
| Дети записывают решение задачи в рабочую тетрадь. Взаимопроверка. | Предметные: Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради. | |
Физкультминут- ка для глаз «Снеговик». | Дети выполняют движения | Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья | ||
Открытие новых знаний. | Слайд № 12. - Исследуйте запись на слайде. Что вы можете сказать? | Читают текст, размещенный на слайде. Формулируют выводы наблюдений. | Коммуникативные: формирование способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в учебной деятельности. | |
Слайд № 13 | Учащиеся делают вывод о соответствии вопроса и условие | Познавательные: создавать условия для проявления аналитических способностей ребенка в восприятии и словесной интерпретации способа решения задач; выявлять существенные признаки математических объектов для формулирования обобщенных выводов; учить строить математические рассуждения, формулировать выводы. | ||
Закрепление полученных знаний. Работа в парах. Отчет о выполнении задания. | -А сейчас вам предстоит поработать в парах. Вспомните правила работы. Постарайтесь договориться между собой, кто какую работу будет выполнять. | Учащиеся работают по учебнику.(№88, стр.36) Выполняют упражнение в тетради. Учащиеся обсуждают задание, высказывают свои предположения в паре, готовят отчет о его выполнении. | Познавательные: понимание смысла задания; возможность применить первоначальные способы поиска информации. Коммуникативные: осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания; умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учить сотрудничеству; учить умению договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. | |
Итоговый контроль усвоения новых знаний. Дифференциро-ванная работа. Проверка выполненной работы | (Учитель предлагает индивидуальные задания.) Слайд № 13 Дифференцированные задания. Сильным учащимся. - Если вы считаете, что легко справитесь с любой задачей, возьмите карточку с желтым солнышком. Средним учащимся. - Если вы считаете, что легко справитесь с задачей, но возможны какие-то сложности, то возьмите карточку с оранжевым солнышком. Слабым учащимся. - Если у вас задачи пока вызывают затруднения, то возьмите карточку с красным солнышком. ( Учитель осуществляет выборочный контроль, организует проверку выполненной работы) | Выполняют задания по карточкам.
| Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; активизация мыслительной деятельности через проблемное задание. Коммуникативные: оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений. | |
Слайд № 14 - Что вы теперь можете сказать о задаче? | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы. | |||
Рубрика «Это интересно». Расширение кругозора учащихся. Итог урока. Рефлексия. | Слайд № 15 - Латинское название «февруарий» пришло к нам из Византии. - Февраль назван в честь древнегреческого бога подземного царства Фебрууса или Фебра. - Самый короткий месяц года - 28 дней, в високосный год - 29. - Название месяца февраль отражают состояние погоды в этот период: - Бокогрей - самое меткое название: на солнечной стороне тепло, заметен «сугрев». - Лютый зовется за морозы, иногда они доходят и до - 30. - Межень - календарная межа зимы и весны. - Вьюговей - назвали за снегопады и морозы, метели, вьюги, приходящиеся на эту пору. - Снежень - много снега. С 12 февраля в природе наступает конец зимы (происходит перелом зимы, предвесенье). - Значимое явление природы этого времени – весенний голос большой синицы. Первые колена ее песни мы слышим в среднем 12 февраля. - Вашему вниманию были представлены зимние зарисовки. Вам знакомы эти уголки природы?
- Городская роща - прекрасное место отдыха жителей нашего города. Мы стремимся туда в любое время года. Но, к сожалению, так и не научились беречь эту красоту. - Какое открытие вы сегодня сделали на уроке? - Назовите ключевые слова урока. - Что особенно понравилось? В чем испытывали затруднения? - Кого вы хотели поблагодарить за помощь? - У каждого из вас на столе лежат солнечные лучики разных цветов. - Если вы довольны своей работой на уроке, возьмите желтый лучик. - Если вы испытывали некоторые затруднения, но вам помогли товарищи, возьмите лучик оранжевого цвета. - А если вы испытывали большие затруднения, возьмите красный лучик. - Прикрепите эти лучики вокруг солнышка. - Посмотрите, какое получилось у нас яркое солнце. Оно способно растопить не только снег в природе, но и лед в душе. Ведь мы его создали вместе. Слайд № 16 - Молодцы! Большое вам спасибо за понимание и активность. Попрощайтесь с нашими гостями. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Высказывают свое мнение. Дети прикрепляют лучики вокруг солнышка, находящегося на доске) | Регулятивные: учить проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности, осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности; совместно с учителем оценивать результат своей деятельности; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи; | |
| ( | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике 2 класс "Знакомство с составными задачами"
Урок во 2 классе по теме Знакомство с составными задачами" по УМК "Гармония"...
Презентация+конспект урока по математике. 1 класс. "Составление и решение задач"
Презентация+конспект урока по математике в 1 классе на тему "Составление и решение задач" по программе "Начальная школа 21 века". Цель урока: учить составлять задачи по модели; совершенствовать навык ...
Урок по математике 3 класс по теме "Решение задач" по УМК "Перспективная начальная школа"
Урок для 3 класса по УМК " Перспективная начальная школа" с презентацией и дополнительным заданием в приложении....
Открытый урок по математике 2 класс Математический КВМ
Математический клуб веселых математиковЗакрепление деления и умножения на 2 и 3 для 2 классаУрок по окружающему миру "Тундра"...
Конспект урока по математике в1 классе: "Закрепление и решение задач"
На уроке отрабатываются предметные регулятивные и коммуникативные УУД. В результате сотрудничества дети строят монологические высказывания, вступают в диалог, высказывая собственное мнение....
Открытый урок по математике. 1 класс. Решение изученных типов задач. Закрепление.
урок-закрепление по теме: "Решение изученных материалов"...
Конспект урока по математике 2 класс по теме "Решение задач"
Урок закрепляет умение решать задачи, развивает смекалку, внимание, развивает логическое мышление.Включает в себя текстовые задачи, задачи на смекалку, геометрические задачи. На этапе устного счета со...