Урок математики в 1 классе "Слагаемы.Сумма.Введение понятий"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Гладкова Лариса Ивановна

Урок математики в 1 классе.Урок изучения нового материала, с элементами ЛОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Школа России25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Слагаемые.Сумма. Введение понятий»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: познакомить с понятиями «слагаемые», «сумма».

Формируемые УУД: регулятивные (целеполагание, планирование – работа по плану, удержание цели); 
личностные (стремление к получению новых знаний, положительное отношение к уроку); познавательные (умение сравнивать, сопоставлять; выполнение по образцу, умение сравнивать с образцом, оценка своей работы, умение ориентироваться в тетради, оценка деятельности на уроке); коммуникативные ( умение договариваться, слушать и слышать)

Представленный урок – урок изучения новой темы и закрепление предыдущей, на котором дети ставят перед собой цель, задачи, планируют свою деятельность. Повторить предыдущие темы и изучить новый материал способствуют разнообразные формы организации учебной деятельности учащихся: ИКТ, технология проблемно-диалогического обучения, групповая форма работы, технология оценивания учебных успехов. В конце урока – рефлексивная оценка собственной деятельности учащихся.

Оборудование: картинки птиц (синица, воробей, ласточка, аист, снегирь, кормушка), белка, числа от 1-10, карточки (слагаемое, слагаемое, сумма, увеличить, уменьшить, равенство, неравенство), конверты с выражениями 11 шт., цветные карандаши, счетный материал, веер цифр

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

2.Целеполагание

3.Планирование совместной деятельности.

4.Актуализация опорных знаний.

5.Повторение пройденного. Работа с конвертами.

6.Открытие новых
знаний

7.Усвоение нового материала

  • по учебнику.

  • по тетради

8. Рефлексия

Прозвенел звонок – 
Начинаем наш урок.
Слушайте внимательно,
Работайте старательно.

Посмотрите внимательно на доску. Есть ли там записи, которые вам неизвестны?

Тема нашего урока: (карточки в нужной последовательности) Слагаемое, слагаемое, сумма.

-Какую цель мы поставим на урок?

Я предлагаю вам план нашей с вами работы. В какой последовательности мы будем работать?

- А ещё мы с вами продолжим учиться дружно работать в парах 

-Как думаете, с чего нужно начать урок?

Какое сейчас время года? (зима)

Кому сейчас трудно?

Почему?(мало корма)

Зимой, особенно птицам очень трудно. Чем мы можем помочь птицам в холодное время года? (сделать кормушки)

Посмотрите на кормушку! Сколько птиц собралось вокруг!

Решите цепочки примеров и посмотрите, какие птицы прилетят к кормушке в холодное время года.

4  +1  - 2                    

6  +2 + 0                    

10  -2  -1  

(Воробей, синичка и снегирь.  Ласточка и цапля не прилетят, т.к. они улетают на зиму в тёплые края.)

(Ненужных птиц убираю, а цифры остаются.)

- Посмотрите на числа и расставьте их в порядке возрастания.

- Покажите соседей числа 3, числа 7. Назовите число, предшествующее числу 7, следующее за числом 8.

- Кто еще испытывает трудности зимой?

-  Зверь пушной живёт в дупле,
Любит там сидеть в тепле,
Хоть дупло совсем не грелка.
Зиму там проводит - (Белка)

Белка для вас принесла конверты с математическими записями.

 Работая в парах, разделите эти математические записи на 2 группы


3+2


4 < 5


3 > 1

5 >3

4 + 1

3 + 1

- Прочитайте неравенства
- Уберите эти записи в конверт

Какую задачу урока мы с вами только что выполнили?

- Прочитайте записи на оставшихся карточках

- Чем похожи эти записи?

- А, белочке трудно прокормить себя зимой? Не всегда, она запасиха

Что припасает себе белка на зиму?

- Белка пришла к своим запасам, и положила себе в корзинку  грибы опята (положите себе столько же кругов), лисички (положите рядом столько же квадратов)

- Что белка делала с грибами? (Складывала их в корзину)

- Какое действие она выполняла? (Сложение)

- Есть ли на доске выражение, которое подойдет нам для записи выполненного белкой действия? (Да)

- Могу я сказать, что мы сложили эти два числа?

В древнерусском языке слово «слагать» означало «соединять». Люди слагали песни, стихи, т.е. соединяли слова, чтобы получить какие-либо произведения.

- Мы сейчас с вами тоже что делаем? слагаем, соединяем числа. И эти числа  получили свои имена! Кто догадается, какие?

(Повторяем хором)

- Сколько грибов в корзине у белки? (5)

- Сколько фигур у вас на столе? (5)

- Дополним свою запись.

- Как можно назвать число 5? (ответ, то, что получилось, результат)

- В математике все эти слова заменяют одним словом - сумма.

- С какими новыми терминами познакомились?

- Возвращаемся к нашему выражению.

3+2=5

- Сколько чисел складываем? Назовите их.

- Как мы теперь их будем называть?

3 – слагаемое (какое по счету)

2 – слагаемое

- А что же такое 5? Это сумма.

(Хором проговариваем выражение, называя компоненты).

- Сможете ли вы прочесть теперь числовое равенство, используя новые математические термины. (да)

- Прочитаем. (первое слагаемое 2, второе слагаемое 3, сумма 5)

Давайте найдем результаты действий остальных выражений и попробуем прочитать их по новому.

- Почему нам удалось это сделать? (появились новые знания)

Откройте учебник на стр. 86.

- Рассмотрим картинку. Кто на ней изображён? Давайте придумаем имена мальчику и девочке.

- Обратите внимание - дети работают в паре, так же, как и вы.

- Что они строят? Из скольких кубиков состоит башня девочки? Башня мальчика?

- Посмотрите на движение рук ребёнка. Как вы думаете, что они хотят сделать со своими башнями? (Составить из двух одну)

-Можем ли мы записать это действие математически?

- Кто уже может назвать, какие имена имеют числа при сложении?

- Прочитайте правило. Что, кроме результата, можно назвать суммой? (целое выражение 3+2) 

- В учебнике найдите задание 1.Какое задание дает нам учебник? Сформулируйте задание

- Откройте тетради, найдите точку.(Запись выражений, и чтение по новому)

- Обведите в кружок второе слагаемое, сумму в квадратик, первое слагаемое в треугольник. 

Взаимопроверка.

- Поменяйтесь тетрадями. Возьмите в руки простой карандаш. Проверьте работу соседа. На доске правильно выполнено задание.

ТПО с.32

- Подчеркните только равенства в которых пропущены слагаемые.

Придвиньте к себе карточки с заданием.  Первые два примера решает 1 вариант, а 2 вариант помогает, следующие два  - наоборот. Кто справился,  поднимите руки «домиком».

- Какие знания вы сейчас применяли выполняя это задание?

Так что такое сумма чисел, слагаемое?

- Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного)                                                                                                                                                  

- Что нового узнали на уроке?

- Как называются числа, которые складываются?

- Как называется результат, полученный при сложении?

- Давайте теперь вспомним, какую задачу мы ставили себе на урок? Сможем мы теперь на него ответить? (Да)

Проверяют готовность к уроку.

«слагаемое», «сумма»

- Узнать, что такое слагаемое и сумма

- Начнём с устного счёта, чтобы повторить изученный материал и приготовиться к изучению нового материала.
- Изучим 
новый материал.
Закрепим изученный материал
Работаем в тетради
- Подведём 
итог нашей работы

- С разминки, нам пригодятся веры цифр.

Зверям, птицам.

Индивидуальная работа с набором цифр.

Дети решают цепочки и поднимают ответ на  карточке.(3, 8, 7)                          

1, 10

1, 3, 7, 8, 10 

Звери

Проверка на доске

Неравенства

Повторили изученный материал

Практическая работа.

3+2

Слагаемые

3+2=5

ответ, то, что получилось, результат

СУММА

Слагаемое, сумма

Чтение равенства: первое слагаемое 2, второе 3 , сумма равна 5.

Работа по заданию в учебнике.

Работу выполняют «цепочкой».

(дети работают в парах)

(дети работают в парах)

Собираем детвору          Поиграть в одну игру.    (взмахи поочерёдно правой и левой рукой)

Покажите мне ,ребята,   Как в лесу живут зверята,       Как лисёнок просыпается,      Как бельчонок умывается,

Как зайчонок поскакал,        Как волчонок пробежал, Как ежонок и ежиха Собирают ежевику.

Только медвежонок спит. Просыпаться не спешит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в1 классе по теме: «Понятие о неравенстве. Знаки >, <. Запись и чтение числовых равенств и неравенств»

Урок математики в1 классе по теме: «Понятие о неравенстве. Знаки >, <. Запись и чтение числовых равенств и неравенств» адресован учителям начальных классов, работающих по УМК «Система Л.В....

Урок математики во 2 классе по теме "Введение понятия умножения"

Тема урока: Решение задач. Введение понятия умножения.Цели:Продолжать формировать умение учащихся решать и правильно оформлять запись при решении задач; различать в задаче: условие, вопрос, реше...

Урок математики во 2 классе по теме "Введение понятия умножения"

Тема урока: Решение задач. Введение понятия умножения.Цели:Продолжать формировать умение учащихся решать и правильно оформлять запись при решении задач; различать в задаче: условие, вопрос, реше...

Урок математики в 1 классе. Тема урока: Ознакомление с понятием сложения и вычитания.

Важной темой каждого концентра является тема «Действия над числами». В концентре «Десяток» - это «Сложение и вычитание». Смысл действий «сложение» и «вычитания» раскрывается на уроке, где осуществляет...

«Формирование пространственных понятий на уроке математики, «Впереди и позади» - урок открытия нового знания (УМК «Перспективная начальная школа», 1 класс)

Данный урок математики способствует формированию пространственных отношений, связанных с ориентировкой в пространстве и на плоскости: «впереди», «позади» и повторению ранее изученных понятий «справа»,...