Урок математики в 1 классе. Тема урока: Ознакомление с понятием сложения и вычитания.
методическая разработка по математике (1 класс) на тему
Важной темой каждого концентра является тема «Действия над числами». В концентре «Десяток» - это «Сложение и вычитание». Смысл действий «сложение» и «вычитания» раскрывается на уроке, где осуществляется обобщения известного случая прибавления и вычитания «1».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_1_klasse.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 классе.
Тема урока: Ознакомление с понятием сложения и вычитания
Смысл действий «сложения» и «вычитания» раскрывается на уроке, где осуществляется обобщение известного случая прибавления и вычитания «1».
Цель данного урока: познакомить с сущностью действий «сложения» и «вычитания»; систематизировать знания о случаях прибавления и вычитания «1».
На подготовительном этапе данного урока необходимо вспомнить, как получается каждое последующее и предыдущее число. Также я предлагаю следующие задания:
- Назовите любое число, потом ему последующее, предыдущее.
- Я задумала число, увеличила его на 1, получила 6. Какое число задумала.
- Вставьте пропущенный знак, объясните ответ:
6…2 = 8 9…1 = 8
7 + … =8 10 - …=9
- Решите задачи:
У Коли было 4 марки, Петя подарил ему ещё 1. Сколько марок стало у Коли?
На дереве сидело 5 синиц, улетела 1 синица. Сколько синиц осталось на дереве?
С целью знакомства с сущностью действия «сложения» целесообразны следующие задания:
- Посмотрите на доску, проследите, что я делаю, и составьте рассказ.
На доске, например, 3 красных круга и рядом 2 синих. Учитель сдвигает красные и синие круги. Ученики составляют рассказ. Например, Маша сдвинула 3 красных и 2 синих круга.
- Как можно иначе назвать произведённое действие? (объединила, соединила).
- Задайте вопрос.
- Сколько всего кругов? (необходимо обратить внимание на слово «всего»)
- Составьте выражение. (3+2)
- Прочитайте запись. (Ученики читают запись по-разному).
-Числа можно складывать, и мы сложили числа два и три. Это действие называется «сложение».
Аналогично вводится действие вычитание.
На доске 3 красных круга. Учитель убирает 2.
- Составьте рассказ.
- Составьте выражение.
Учитель делает обобщение, что числа можно вычитать, действие называется «вычитание».
На данном же уроке осуществляется обобщение и систематизация знаний учащихся о способе прибавления и вычитания числа 1 путём составления таблиц сложения и вычитания.
Учитель показывает демонстрацию: 1 красный круг, к нему добавляют ещё 1 красный круг.
- Составьте задачу, запишите решение.
- Появляется запись: 1+1 = 2.
- Какое математическое действие выполнили? (сложение)
- Представьте, что я ещё добавлю один круг. (Круг учитель не добавляет)
- Запишите решение. (2 + 1 = 3)
Таким образом, составляется вся таблица сложения, остальные примеры дети записывают самостоятельно.
Затем необходимо проанализировать таблицу: меняется первое число на один, второе остаётся без изменения, меняется и результат на 1.
Аналогично вводится таблица на вычитание.
На доске 10 красных кругов. Учитель убирает 1 круг и предлагает ученикам составить пример. Потом убирает ещё 1 круг.
Составляется таблица: 10 – 1 = 9 9 – 1 = 8.
Далее дети записывают примеры самостоятельно, представив, что круги убирают по одному.
Таким образом, составляется вся таблица на вычитание и проводится её анализ с целью установления закономерности: если уменьшается первое число на 1, то результат уменьшается на 1.
Обобщение:
- Какое действие над числами выполняли в первом столбике? Докажите.
- Какое действие над числами выполняли над числами во втором столбике? Докажите.
На этапе осознания и запоминания новых знаний данного урока целесообразно предложить игру «День-ночь». Учитель стирает элементы записи или меняет их местами, а учащиеся их должны восстановить. Это способствует запоминанию таблицы и способа её составления.
На уроке по теме: «Прибавить и вычесть по 1» необходимо познакомиться со случаями прибавления и вычитания по одному. На этапе изучения новых знаний данного урока учитель первый раз создает проблемную ситуацию.
Проблемная ситуация - это мысленное затруднение, которое необходимо преодолеть средствами интеллекта.
Учащимся предлагается решить примеры с объяснением:
3 + 1 = 7 + 1 =
4 – 1 = 8 + 1 + 1 =
5 – 1 – 1 = 9 – 1 =
Новые примеры дети решить с полным объяснением не смогут, но выделяют их.
- Составьте рассказ по демонстрации. (Учитель показывает демонстрацию, где прилетела сначала одна птичка, потом ещё одна).
- Найдите, какой из новых примеров соответствует демонстрации.
После чего учитель предлагает другую демонстрацию и тоже просит детей найти соответствующую запись. (Учитель показывает демонстрацию, где сначала улетела одна птичка, потом другая).
На доске выделяется две записи: 3 + 1 + 1 =
3 – 1 – 1 =
Далее учитель вводит алгоритм решения данного примера, обучая детей составлять памятку:
- Что надо сделать? (Надо решить пример 3 + 1 + 1 =)
- Что сделать сначала? (к 3 прибавит 1)
- Что сделаем потом? (потом прибавим ещё 1)
- Вычислите. (К 3 прибавит 1, получим число, следующее за «3» - это «4»; к 4 прибавить 1, получим следующее число «5»)
- Прочитайте ответ. (3+ 1 +1 = 5)
Параллельно учитель выставляет карточки с опорными словами, и постепенно получилась памятка к решению примера:
Надо…
Сначала…, потом…
Вычисляю…
Читаю ответ.
На этапе осознания и запоминания новых знаний целесообразно предложить учащимся привычную игру «День-ночь», стирая как знаки в записи, так и опорные слова алгоритма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок:математика 1 класс "Составление и решение задач на сложение и вычитание"
Аннотация к уроку математики в 1классе (1-4). УМК "ШКОЛА РОССИИ"Тема:Составление и решение задач на сложение и вычитание. Цель: формирование умения моделировать решение простых задач.Задач...
урок математики 3 класс Путешествие с Алисой Селезневой. Письменное сложение и вычитание трехзначных чисел.
конспект урока математики в 3 классе по ос "школа 2100" Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких «Математика» изд. «БАЛАСС» 2013 годТема: Путешествие с Алисой Селезневой. Письмен...
Методическая разработка конспекта урока по математике 1 класс Тема: «Закрепление изученного материала.Табличное сложение и вычитание в пределах 10»
Развивать познавательную активность; память, мышление, воображение; самостоятельность....
Урок математики.1 класс Тема урока: Знак сложения «+». Использование этого знака для обозначения выполняемой операции.
Урок открытия нового знания....
Технологическая карта урока математики 2класс по теме "Устные и письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100"
Технологическая карта урока математики 2класс по программе "Школа России" и презентация к уроку...
Технологическая карта урока математики 2класс по теме "Устные и письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100"
Технологическая карта урока математики 2класс по программе "Школа России" и презентация к уроку...
УМК "Перспектива" конспект урока математики 4 класс Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел
Цели деятельности учителя:- формирование умения складывать и вычитать смешанные числа; Планируемые результаты:Предметные:уметь складывать и вычитать смешанные числа;знать алгоритм выполнения дейс...