Интегрированный урок, математика и информатика.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Пронина Любовь Алексеевна

Интегрированный урок, информатика и математика. Тема: "Волшебные цифры. Римские цифры. Кодирование."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx534.22 КБ

Предварительный просмотр:

Т е м а: Волшебные цифры. римские цифры.
кодирование

(интегрированный урок, математика и информатика)

Учащиеся должны знать: отличие числа от цифры; что такое кодирование и декодирование; понимать относительность системы условных обозначений; знать исторические сведения о системах нумерации.

Учащиеся должны уметь: пользуясь условно принятыми символами, рассуждать обобщенно, на основе этих рассуждений совершать различные действия (арифметические и действия, не имеющие отношения к математике).

Оборудование: набор знаков для артикуляции, набор цифр, предметные картинки, «ключ», семафорные флажки, кодированное письмо, карта для игры «Морские пираты», Веселые человечки.

Используемая наглядность по информатике взята из учебника А. В. Горячева «Информатика в играх и задачах», 1 класс.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

 Использование знакомой детям системы кодирования звуков, чисел.

Артикуляционная зарядка, выполняемая с помощью условных обозначений. (Использовать мордочки животных.)

Дети произносят соответствующие показанной артикуляции звуки: [а], [о], [ы], [ и], [э], [у].

 Подбор цифры к данному количеству предметов и наоборот.

Учитель. Как вы узнали, что надо произнести звук [а] или [о], показать цифру 7 или 8? (Мы заранее договорились, что будет соответствовать звуку или числу.)

– Знакомы ли вы с еще какими-нибудь условными обозначениями?

Обучающиеся перечисляют: «Дорожные знаки, азбука Морзе, стрелочки-указатели направления; цветовое обозначение гласных и согласных, твердых и мягких согласных; обозначения звонких и глухих согласных».

III. Создание проблемной ситуации.

Учитель. Какими условными обозначениями чаще всего пользуются в математике? (Цифрами, знаками арифметических действий; знаками >, <, =.)

– Можно ли выполнять вычисления, пользуясь не только цифрами, но и другими условными обозначениями?

Обучающиеся делают предположения.

– Попробуем доказать или опровергнуть ваши мнения. Как вы дума-ете, чему надо посвятить наш урок, чтобы добиться поставленной цели? (Сравнению разных способов обозначения чисел и действий с ними.)

IV. Совместное «открытие» нового.

 Введение необходимых терминов.

На доске два слова:

кодирование

декодирование

Дети читают слова вслух, делают предположения об их значении. Учитель уточняет и обобщает ответы детей:

Кодирование – это процесс присвоения предмету, явлению какого-либо знака.

Декодирование – это определение предмета, явления по данному знаку.

Учитель. Эти два слова пригодятся нам в путешествии, в которое мы сейчас отправляемся вместе с Веселыми человечками (показывает).

Работа по учебнику информатики.

 Графический диктант.

Учитель. В нашем путешествии нам понадобится один предмет. Что это, мы узнаем, написав диктант по клеточкам:

3 клетки вниз; 2 клетки влево; 1 клетка вверх; 6 клеток влево; 1 клетка вверх; 1 клетка вправо; 1 клетка вверх; 1 клетка вправо; 1 клетка вниз; 1 клетка вправо; 1 клетка вверх; 1 клетка вправо; 1 клетка вниз; 2 клетки вправо; 1 клетка вверх; 2 клетки вправо.

В результате у детей на клеточках появляется изображение старинного ключа. Затем учитель показывает детям подобный ключ, только большой, из цветного картона.

 Декодирование маршрута по стрелкам.

Учитель. Мы вышли в открытое море. Знайка проложил курс корабля. Давайте посмотрим, где окажется наш корабль.

Дети работают самостоятельно, прокладывая маршрут по стрелочкам.

– Как вы узнали, что двигаться надо именно так? (По стрелкам.)

– О чем мы договорились заранее? (Каждой стрелке соответствует одна клетка.)

– Получились бы у нас одинаковые маршруты, если бы об этом не договорились? (Нет.)

– Незнайка не знал об этом. Посмотрите, какой маршрут у него получился. (Показать.)

Делают вывод об условности кодирования.

 Декодирование букв.

Учитель. Матросы нашего корабля выловили таинственную бутылку, а в ней письма. Декодируйте их.

Учитель вывешивает на доску «записку»:

Дети работают в учебниках, у них получаются слова:

клад, яма.

– Теперь мы знаем, что клад будет спрятан в яме.

Кодирование и декодирование букв флажками.

На доске изображение больших флажков:

Учитель. Наша команда имеет маршрут, ключ, знает места, где спрятан клад. Поднимаем паруса. Какие разноцветные флажки! Но это не просто флажки. Это запись слов. Можем мы их прочитать? (Нет.)

– Почему? (Не знаем, каким буквам соответствуют флажки.)

– Значит, чтобы декодировать, нам надо знать, какой был договор, или иметь ключ. Вот он.

Дети разгадывают надпись:

Только смелым покоряются моря!

– А теперь нарисуйте флажками свое имя.

Дети выполняют.

Выявление относительности цифрового обозначения чисел.

Учитель. Вот мы и прибыли к тому месту, где в яме спрятан сундук. Здесь и находится клад. (Показывает сундук.)

– Как вы думаете, что может быть кладом на уроке математике?

Дети делают предположения.

В зависимости от ответов детей учитель по-разному преподносит то, что кладом являются интересные задания.

Работа по учебнику математики.

Задание вынесено на доску. 

Попробуем решить примеры и выполнить сравнение.

Дети приходят к выводу, что это сделать невозможно, так как не знают, какому числу соответствует знак.

– Так вот зачем нам нужен был ключ.

Учитель переворачивает ключ другой стороной, и открывается шкала для «волшебных» цифр.

– Какими знаками обозначены числа 0, 3, 7, 9?

– Какое число обозначено флажком, елочкой, рыбкой?

– Какое число следует за грибком?

– Насколько елочка больше, чем грибок?

– Какое число предшествует цветку?

– Можем ли мы теперь решить примеры и выполнить сравнение? Почему?

Дети. Да. Мы узнали, что соответствует каждому знаку.

V. Первичное закрепление.

 Решение примеров и выполнение сравнения.

Выполняют с комментированием.

 Самостоятельное составление неравенств.

– Что помогло выполнить сравнение? (Числовой отрезок.)

– Важен ли сам знак: рыбка, елочка? (Нет. Важно его место.)

VI. Формулирование итоговых выводов.

Учитель. Можно ли пользоваться другими обозначениями для выполнения вычислений? (Можно пользоваться другими знаками.)

– Что для этого нужно? Является ли это кодированием? (Надо знать, чему они соответствуют. Это один из вариантов кодирования.)

– Чем похожи все случаи кодирования? (Предмету, числу, букве соответствует знак.)

VII. Выполнение тренировочных упражнений.

Сообщение исторических сведений о возникновении цифр.

Дети записывают римские цифры.

 Игра «Морские пираты».

На доске карта.

Учитель. Мы должны отправиться в обратный путь. Необходимо успешно преодолеть все трудности. А поможет нам эта карта.

Дети выполняют шаги в учебнике, а один ученик работает на обратной стороне доски. Затем проверяют результаты.

VIII. Итог урока.

– Давайте проверим, не растеряли ли мы свой клад во время путешествия. Что мы узнали?

Дети. Для кодирования нужно иметь ключ.

– Цифровое обозначение чисел – это тоже кодирование.

– Возможны и другие обозначения чисел. Важно соотношение между ними, а не сам знак.

Литература

1. Горячев, А. В. Информатика в играх и задачах. 1 класс (1–4) : методические рекомендации для учителя [Текст] / А. В. Горячев. – М. : Баласс, Экспресс, 1998.

2. Петерсон, Л. Г. Математика. 1-й класс : методические рекомендации. Пособие для учителей [Текст] / Л. Г. Петерсон. – М. : Баласс, С-инфо, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Математика - информатика"

Необходимость перехода   к системе обучения на основе интересов учащихся обусловлена изменениями в современном обществе. Это требует организации условий, в которых личные приоритеты, способн...

Интегрированный урок математики и информатики

Данный урок по программе "Школа 2100" 1 класс...

презентация к интегрированному уроку математики и информатики по теме:"Закрепление пройденного" 1 класс

презентация к интегрированному уроку математики и информатики по теме:"Закрепление пройденного"....

Интегрированный урок математики и информатики по теме"Алгоритмы. Использование, построение алгоритмов при решении задач и при формировании вычислительных навыков", 2 класс

Веду факультативный курс "Информатика в играх и задачах" (автор Горячев А.В.) Одна из основных целей курса - развитие логического мышления. На этом уроке отрабатывалась одна из тем информатики "Алгори...

Интегрированный урок математики и информатики "Квадрат"

Интегрированный урок математики и информатики...

Интегрированный урок математики и информатики во 2 классе

Конспект интегрированного урока по математике и информатике «Уравнения» (с презентацией для учителя и учащихся).Предмет: математика, информатикаКласс: 2Цели урока:учить решать уравнения вида а ·...

Интегрированный урок математики и информатики в 3 классе по УМК «Школа 2100» Тема: «Время. Единицы времени. Перевод чисел из десятичной системы в двоичную»

Цель урока: -ознакомить учащихся с новой функцией буквы «я», в случаях,                -   когда она стоит после согласного;        ...