интегрированный урок по предметам Окружающий мир, Математика
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме
ПНШ Практические задачи. Много ли на Земле льда?
тип урока: интегрированный урок по предметам Окружающий мир, Математика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o.m._3.docx | 203.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Практические задачи. Много ли на Земле льда?
Учитель:Колякова Е.П.
Форма организации урока:
- тип урока: интегрированный урок по предметам Окружающий мир, Математика, ИКТ; направлен на применение знаний в новых ситуациях;
- целевое назначение: усвоение предметных ЗУНов в процессе решения практических задач;
- оценка результативности обучения: воспроизведение своими словами правил понятий, алгоритмов, выполнение действий с использованием новой информации.
УМК: Учебник для 3 класса. Окружающий мир. авт. Федотова О.Н., Трафимов Г.В., Трафимова С.А.,
Математика,. авт Чекин А.Л.
Тетради для самостоятельной работы № 3. Математика в вопросах и заданиях. авт. Захарова О.А., Юдина Е.П.
Цели урока:
- Достижение предметных результатов:
- запись класса тысяч и название четырёхзначных чисел;
- применение правил: сравнение четырёхзначных чисел, сравнение величин; алгоритм сложения и вычитания столбиком; таблица для записи условия;
- решение практических задач, построение графической модели и решение задач на основе графической модели;
- формирование математической речи;
- поиск в Интернете.
- Формирование УУД:
- формирование личностных УУД (учебная мотивация);
- формирование познавательных УУД (кодирование, работа с текстом, развитие логического мышления)
- формирование регулятивных УУД :
- Целеполагание - способность принять учебную (практическую) задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно.
- Планирование как способность самостоятельно определить последовательность выполнения действий при решении учебных задач.
- Контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
- Саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент, тормозить ненужные реакции, запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
- Коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- Самооценка как способность осознать то, что уже усвоено и то, что еще нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
- формирование коммуникативных УУД (умение договариваться, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, уважение к мнению другого человека).
- Самоопределение к деятельности
- Чем мы занимаемся на уроках математики?
- Объясните девиз «С малой удачи начинается большой успех»
- Сегодня нам предстоит сделать ещё одно открытие.
- Подумайте и скажите, что нам пригодиться для успешной работы на уроке?
- Пожелайте друг другу удачи.
2. Актуализация знаний
Изучая математику в течение года, ты сможешь найти ответы на все эти вопросы. Таблица покажет тебе, какие темы надо знать, чтобы найти ответы на них.
№ задачи | Практические задачи | Темы математики, требующиеся для решения задач | Части и страницы учебника |
3 | Много ли на Земле льда? (начало) | Класс тысяч. Название четырёхзначных чисел Сравнение четырёхзначных чисел | Ч. 1, с. 27–47 |
4 | Много ли на Земле льда? (окончание) | Сравнение величин. Алгоритм сложения и вычитания столбиком. Таблица для записи условия задачи | Ч. 1, с. 48–74 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В ИНТЕРНЕТЕ
http://korabley.net/news/iceberg/2010-05-22-573
http://clubs.ya.ru/4611686018427443041/replies.xml?item_no=50012
3. РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. МНОГО ЛИ НА ЗЕМЛЕ ЛЬДА? (начало)
Известно ли тебе, сколько на Земле льда? Если все количество льда равномерно распределить по её поверхности, то Земной шар оказался бы покрыт ледяным панцирем, толщиной около 50 м (это высота, примерно, двадцатиэтажного дома!)
Огромные скопления льда на земной поверхности, которые образуются в результате многолетнего скопления и уплотнения снега называют ледниками. Они существуют только там, где постоянно низкая температура воздуха и выпадает достаточно много осадков. Пушистые снежинки, которые падают на многолетний снег, в результате таяния и повторного замерзания превращаются в зернистые кристаллы ледяной породы, называемой фирном*. Со временем нижние слои фирна уплотняются и превращаются в лед.
Лед не Земле распределён очень неравномерно. Если бы весь лед можно было собрать и разделить на 20 равных частей, то 16 таких частей было бы взято с гигантского, покрытого льдом материка Антарктиды*, 3 части – с острова Гренландии*, а оставшаяся часть – с остальной поверхности Земли.
Задание 1. Покажи, как распределён лед на Земле. Для этого построй отрезок и раздели его на части, соответствующие количеству льда в Антарктиде, Гренландии и на оставшейся части Земли.
Все ледники можно разделить на горные, покровные и айсберги. Горные ледники распространены практически везде и встречаются даже в горах Африки. В России наиболее крупные горные ледники сосредоточены на Кавказе.
К покровным ледникам относятся ледниковые щиты* Антарктиды и острова Гренландии. Учёные определили, что самая большая толщина ледников – Антарктиды – четыре тысячи триста тридцать метров около базы исследований Бэрд. Наибольшая толщина льда острова Гренландии достигает трёх тысяч двухсот метров.
Задание 2. Чей ледниковый щит толще – Антарктиды или Гренландии?
Айсберги* – это отколовшиеся части ледников, пустившиеся в морское плавание. Большинство из них образуются у берегов Гренландии и Антарктиды.
Слово «айсберг» переводится как «ледяная гора». В этом нет преувеличения, так как айсберги действительно имеют огромные размеры. Самый большой айсберг был обнаружен в антарктических водах в тысяча девятьсот пятьдесят шестом году. Его длина составляла триста восемьдесят пять тысяч метров, а ширина на двести семьдесят четыре тысячи метров меньше.
Задание 3. Какую ширину имеет самый большой айсберг?
Самый высокий айсберг был встречен в тысяча девятьсот четвертом году. Высота пика этой ледяной горы составила 450 м.
Задание 4. Что обнаружили раньше – самый, высокий или самый большой айсберг?
Некоторые айсберги возвышаются над поверхностью воды более чем на 60 м. При этом над поверхностью моря видна примерно восьмая часть ледяной горы, остальная её часть находится под водой.
От ледников Антарктиды ежегодно откалывается порядка ста тысяч ледяных островов, от ледников Гренландии – до пятнадцати тысяч айсбергов.
Задание 5. Какой из покровных ледников, Антарктида или Гренландия, «поставляет» в мировой океан больше айсбергов?
Интересно, что айсберги не всегда белые или голубые. Иногда попадаются цветные плавучие острова: чёрные, зелёные, жёлтые. Ученые считают, что причиной такой необычной окраски является вулканическая пыль, попавшая в лёд задолго до того, как айсберг откололся от ледника.
4. МНОГО ЛИ НА ЗЕМЛЕ ЛЬДА? (окончание)
Антарктида – это континент, практические полностью покрытый льдом. Средняя толщина льда на нем 2650 м, а в некоторых районах Восточной Антарктиды – 5 км. Крупнейшая часть ледяного щита Антарктиды – ледник Бидмора, имеет ширину до 40000 м, а длину в 5 раз больше. И несмотря на ледяной щит, редкие свободные ото льда участки поверхности покрываются летом цветами, папоротниками и лишайниками.
Задание 6. На сколько метров толщина льда Восточной Антарктиды больше средней толщины ледяного щита?
Задание 7. Какова длина ледника Бидмора?
Антарктида – единственный материк, не имеющий коренного населения. Летом численность временных жителей, составляет около четырёх тысяч человек, зимой – одна тысяча пятьсот человек. В основном, это ученые исследовательских станций. Но никто ещё не жил на Антарктиде больше 18 месяцев.
Задание 8. В какое время года в исследовании Антарктиды участвует большее количество людей зимой или летом?
Гренландия – крупнейший из островов мира – оконечность расположена выше полярного круга и находится на расстоянии около 700 км от Северного полюса. Протяженность острова с севера на юг – 2690 км, наибольшая ширина – 1300 км. Для жизни человека пригодны только прибрежные районы Гренландии.
Задание 9. На каком расстоянии от Северного полюса находится южная оконечность Гренландии?
Один из самых крупных ледников Гренландии – ледник Ринг. В течение лета каждые две недели от ледника откалываются громадные глыбы льда массой до пятисот тысяч тонн.
Задание 10. Масса голубого кита – самого тяжелого животного на Земле, около 190000 кг. Иногда, про голубого кита говорят, что он огромен, как айсберг. Справедливо ли это сравнение?
Задание 11. Определи общее число айсбергов, появляющихся в мировом океане каждый год (можешь обратиться к данным задания 5).
Задание 12. (для хорошо подготовленных детей) Найди в Интернете фотографии айсбергов. Для этого в поисковой системе войди в раздел Картинки и набери в строке поиска слова «Айсберги». Наиболее понравившиеся 3 фотографии сохрани на Рабочем столе компьютера.
Задание 13.
Антарктида | Гренландия | Всего | |
Количество айсбергов, появляющихся каждый год |
5. Итог урока
-Как назовём этот урок?
-Что мы успели сделать за урок?
- Кто чувствует, что он вырос в своих знаниях?
- Кого вы хотите похвалить за урок?
- Оцените свою работу на уроке в ежедневниках.
УКАЗАНИЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
3,4. Много ли на Земле льда?
Для того чтобы показать, как распределен лёд на Земле построй отрезок и раздели его на 20 равных частей (задание 1). Чтобы делить отрезок на части было удобно, длина отрезка может быть либо 10 см, либо 20 см.
Одним цветом выдели ту часть отрезка, которая соответствует ледникам Антарктиды, другим цветом – ледникам Гренландии. Не закрашенная часть твоего отрезка будет показывать оставшуюся часть льда на Земле.
При выполнении заданий 2, 3, 4 и 5 запиши числа, указанные в тексте задачи с помощью цифр. Это поможет тебе выполнить необходимые действия и ответить на вопросы.
Для того чтобы определить на сколько метров толщина льда Восточной Антарктиды больше средней толщины (задание 6), не забудь выразить толщину льда Восточной Антарктиды в метрах.
Определяя длину ледника Бидмора (задание 7) упрости свои вычисления. Для этого сначала вырази ширину ледника в километрах и только потом проводи необходимые вычисления.
Для выполнения задания 9 можешь воспользоваться следующим рисунком:
Для оценки массы ледника Ринг, запиши его массу, указанную в тексте задачи цифрами и сравни с массой самого большого кита (задание 10). Обрати внимание, что масса кита дана в килограммах, а масса ледника Ринг в тоннах. Для более точной оценки, вычисли, на сколько ледник тяжелее кита.
При выполнении задания 11 воспользуйся результатами выполнения задания 5. Зная, количество айсбергов, ежегодно откалывающихся от Антарктиды и Гренландии, ты сможешь определить их общее количество. Все значения занеси в таблицу.
СЛОВАРИК
Айсберг – отколовшийся от ледника дрейфующий ледяной массив с глубоко погруженной подводной частью.
Антарктида – материк в центре Антарктики. Постоянное население отсутствует. Из растений встречаются цветковые, папоротниковые, лишайники, грибы. На побережье обитают тюлени, пингвины. Полезные ископаемые: каменный уголь, железная руда, слюда, медь, свинец, цинк, графит и др. Антарктида открыта в январе 1820 год российской экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена – М. П. Лазарева.
Гренландия – крупнейший в мире остров в Северном Ледовитом океане. На побережье тундровая растительность, много птиц. Обитают: северный олень, мускусный овцебык, белый медведь, песец; в прибрежных водах – моржи, тюлени. Ведётся добыча цветных руд и редких металлов. Основные виды хозяйства: рыболовство, морской промысел, овцеводство, оленеводство.
Ледниковый щит – ледник, покрывающий поверхность Земли, толщиной более 3 км.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока по предметам "Окружающий мир" и "Информатика" по теме: "В гости к осени". 2-й класс ________________________________________
Конспект интегрированного урока по предметам "Окружающий мир" и "Информатика" по теме: "В гости к осени". 2-й класс...
Методическая разработка интегрированного урока по предметам математика и окружающий мир во 2 классе
Описание методической разработки.Название – методическая разработка интегрированного урока по предметам математика и окружающий мир во 2 классе. По типу – урок закрепление изученного материала.М...
Интегрированный урок по предметам « окружающий мир», « русский язык»
обобщить знания учащихся о зимних явлениях природы; повторить написание парных согласных на конце слова, безударных гласных в корне слова, однокоренные слова; эстетическое воспитание учащихся средства...
интегрированный урок по предметам (чтение, окружающий мир) 1 класс "В гости к лесным жителям"
интегрированный урок в 1 классе "В гости к лесным жителям" (чтение, окружающий мир) . К сожалению многие файлы из презентации пришлось удалить, так как не позволяет объём информации. Их мо...
План-конспект интегрированного урока по предметам "Окружающий мир + русский язык" (2 класс)
Данный материал - конспект интегрированного экспресс урока по темам; окружающий мир "Лес- природное богатство" + русский язык "Однокоренные слова"...
Интегрированный урок по предметам "окружающий мир" и "искусство(изо)"
Название урокаИнтегрированный урок по предметам «окружающий мир», «искусство (изо)»Класс1Количество часов1Цели урокаПродолжить обучение распознаванию природных объектов;Учить р...
Разработка интегрированного урока по предметам « окружающий мир и «русский язык» во 2 классе. Тема: Зимушка-зима
Урок построен в интересной форме. Предназначен для учащихся 2 класса.Целью урока является обобщение знаний учащихся о зимних явлениях природы; повторение написания парных согласных на конце слов...