Интегрированный урок по предметам « окружающий мир», « русский язык»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
обобщить знания учащихся о зимних явлениях природы; повторить написание парных согласных на конце слова, безударных гласных в корне слова, однокоренные слова; эстетическое воспитание учащихся средствами произведений изобразительного искусства, музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirov._urok_3_klass._2013g.docx | 30.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Манушкинская средняя общеобразовательная школа
Чеховского муниципального района
Московской области
ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Интегрированный урок по предметам « окружающий мир», « русский язык»
3 класс.
Тема: « ЗИМУШКА-ЗИМА».
Январь 2013год
Тема: «Зимушка –Зима».
Цели: обобщить знания учащихся о зимних явлениях природы; повторить написание парных согласных на конце слова, безударных гласных в корне слова, однокоренные слова; эстетическое воспитание учащихся средствами произведений изобразительного искусства, музыки.
Оборудование: учебники для 3 класса А.А.Плешакова «Окружающий мир»,Т.Г.Рамзаева « Русский язык», слова повторить,вспомнить,слушать,изморозь,поземка,снегопад,мороз,вьюга,метель,холод;запись «Вальса снежинок» из балета « Щелкунчик» П.И.Чайковского; репродукции картины К.Ф.Юона « Волшебница – зима» ; карточки с заданиями для самостоятельной работы.
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся и предлагает послушать несколько стихотворных строк.
Придет неслышными шагами,
Незримой стужею дохнет.
И все вокруг покрыв снегами,
Всем нам уши надерет:
Зачем,мол, вы в такой мороз
Из дома высунули нос?
- О каком времени года говориться в тексте? Правильно ,о зиме.
2. Основная часть.
- Тема урока –«Зимушка-зима».
Задачи урока: вспомнить изменения в неживой природе, зимние явления и повторить изученные орфограммы. А какие, вы определите сами.
На уроке мы будем слушать друг друга и учителя, слушать стихи о зиме и музыку.
1.Работа по теме.
Тематический конкурс по теме: « Зимушка –зима».
Соревнуются две команды « Метель и Снегопад».( Отгадать загадки, выделяя орфограммы, рассказывая, как догадался, о чем идет речь в загадки
Учитель
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.
Ученик
Времена года.
Учитель
Почему зима названа седой?
Учитель
Тройка-тройка пролетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
Ученик
Зима.
Учитель
Назовите-ка , ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его- всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
Ученик
Декабрь.
Учитель
По каким признакам вы догадались, что это декабрь?
Учитель
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду- упадет
Не вода уже , а лед.
Даже птице не летится ,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это.
Ученик
Январь.
Учитель
Висит за окошком кулек ледяной.
Он полон капели и пахнет весной.
Ученик
Сосулька.
Учитель
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
Ученик
Варежки.
-Назовите основные приметы зимы.(снегопад, холод, мороз)
Определите на слух орфограмму в этих словах.(Глухой согласный в конце слова.)
Вспомните правило. Подберите проверочное слово.
Загадка: Что за звездочки сквозные на пальто и на платке, все сквозные, вырезные, а возьмешь- вода в руке.(Снежинки.)
Определите орфограммы в этом слове.
Учащиеся вспоминают правило проверки безударной гласной в корне, подбирают
проверочное слово,говорят правило написания сочетания жи.
Кто из вас наблюдал, как идет снег?
Снег может идти по- разному. Если нет ветра , снег медленно падает на землю.
Звучит « Вальс снежинок» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».
--Что вы представили, слушая эту музыку?
Как называется явление, когда идет сильный снег, падают холопья снега? (Снегопад.)
Какие два слова спрятались в этом слове? (Снег, падает.)
Буква О является соединительной. Назовите орфограммы. Запишите эти слова
Учащиеся записывают в тетради: снег, снежинка, снегопад.
Выделите корень в этих словах .Как можно назвать записанные слова и почему? (Однокоренные слова.)
Обратите внимание на картины на доске. Что изображено на них? (Зимний лес.)
Как выглядит зимний лес после снегопада?(Тихо,спокойно,загадочно.)
Многие поэты воспевали зимний лес в стихах.
Подготовленные учащиеся читают стихи.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф.Тютчев.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой,
Подвязалася сосна.
С.Есенин
Темный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
И.Суриков
- Как названа зима в стихах? ( Волшебница, красавица, чародейка,)
- Как называется снегопад при сильном ветре? ( Метель.)
Карточка со словом МЕТЕЛЬ вывешивается на доску.
- Как называется явление, когда снег с сильным ветром несется по воздуху, по земле и бьет в лицо? ( Вьюга.)
Карточка со словом ВЬЮГА вывешивается на доску.
-Объясните орфограммы в словах метель, вьюга. Запишите эти слова в тетрадь.
Кто из вас наблюдал такое явление: ветер подхватывает снег и переносит его с одного места на другое, метет по земле. Кто знает, как называется это явление? ( Это поземка.)
В тетради запись : МЕТЕЛЬ, ВЬЮГА,ПОЗЕМКА.
-Выделите корень в этих словах. Будут ли эти слова однокоренными? ( Нет.)
В такое время, когда на улице метель и вьюга, лучше находиться дома , читать сказки , играть .
Учитель читает отрывок из стихотворения И. Сурикова « Детство» со слов « И начну у бабки сказки я просить».Звучит запись ветра.
-Какие вы знаете сказки о зиме? Какие еще приметы зимы мы не назвали? (Мороз, холод.)
Объясните написание этих слов.
Учащиеся называют орфограммы, вспоминают правило.
-Запишите эти слова в тетрадь.
--На какой вопрос отвечают эти слова? К какой части речи они относятся? Образуйте от существительных холод ,мороз слова ,которые отвечают на вопрос какой?(Морозный ,холодный.)
Образуйте от существительных холод, мороз слова, которые отвечают на вопрос что делает? ( Заморозит , похолодает.)
Выделите корень . Есть ли среди этих слов однокоренные слова? ( Мороз, морозный, заморозит. Холод, холодный, похолодает.)
- Кто из вас наблюдал красивое зимнее явление ИЗМОЗЬ?
2 .Работа по картине К.Ф.Юона « Волшебница –зима»
Беседа:
--Что изобразил художник на картине?
--Как выглядят деревья?
--Какое настроение у людей вызывает картина? ( чувство восторга от зимней природы, русской зимы.)
3. Самостоятельная работа по карточкам.
Вставьте пропущенную букву.
Земля покрыта белоснежным к*вром.
Составьте предложение .
деревьях, на, снежные, лежат, шубы
узоры, зима, по кустам, и веткам, развесила
Составьте и запишите предложение о занятиях учащихся зимой.
Учащиеся выходят к доске и читают составленные предложения.
- Вы правильно составили предложения.
-Что у вас получилось? ( Текст о зиме. Его можно назвать «Хорошо зимой!»)
3. ИТОГ УРОКА .
-Вам нравится зима ? Чем?
Какая она , зимушка-зима?
Какие орфограммы вы вспомнили сегодня на уроке ? Какие слова называются однокоренными?
Вы молодцы. Дома возьмите санки и покатайтесь с горы , пройдитесь на лыжах, и зимушка –зима раскрасит ваши щеки, придаст вам бодрости и силы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок для 2 класса по русскому языку, математике, окружающему миру
Представлен урок-путешествие по станциям с презентацией....
Интегрированный урок для 2 класса по русскому языку, математике, окружающему миру
Представлен урок-путешествие по станциям с презентацией....
Интегрированный урок во 2-м классе (русский язык + окружающий мир) "Заглавная буква в именах собственных"
Урок нацелен на развитие самостоятельности и гибкости мышления, формирование абстрактно-логического мышления через такие мыслительные операции как: обобщение, классификация, выделение лишн...
Интегрированный урок в 3 классе по русскому языку и окружающему миру
Тема урока по русскому языку:"Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах"Тема по окружающему миру:"Животные леса" УМК "Школа России"...
Интегрированный урок в 3 классе по русскому языку и окружающему миру
Урок для 3 класса.УМК "Школа России"Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах.Животные леса...
План-конспект интегрированного урока по предметам "Окружающий мир + русский язык" (2 класс)
Данный материал - конспект интегрированного экспресс урока по темам; окружающий мир "Лес- природное богатство" + русский язык "Однокоренные слова"...
Разработка интегрированного урока по предметам « окружающий мир и «русский язык» во 2 классе. Тема: Зимушка-зима
Урок построен в интересной форме. Предназначен для учащихся 2 класса.Целью урока является обобщение знаний учащихся о зимних явлениях природы; повторение написания парных согласных на конце слов...