Интегрированный урок по предметам « окружающий мир», « русский язык»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Донец Валентина Александровна

обобщить знания учащихся о зимних явлениях природы; повторить написание парных согласных на конце слова, безударных гласных в корне слова, однокоренные слова; эстетическое воспитание учащихся средствами произведений изобразительного искусства, музыки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirov._urok_3_klass._2013g.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

        Манушкинская средняя общеобразовательная школа

    Чеховского муниципального района

  Московской области

ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Интегрированный урок по предметам « окружающий мир», « русский язык»

3 класс.

Тема: « ЗИМУШКА-ЗИМА».

Январь 2013год

 Тема: «Зимушка –Зима».

Цели: обобщить знания учащихся о зимних явлениях природы; повторить написание парных согласных на конце слова, безударных гласных в корне слова, однокоренные слова; эстетическое воспитание учащихся средствами произведений изобразительного искусства, музыки.

  Оборудование: учебники для 3 класса А.А.Плешакова «Окружающий мир»,Т.Г.Рамзаева « Русский язык», слова повторить,вспомнить,слушать,изморозь,поземка,снегопад,мороз,вьюга,метель,холод;запись «Вальса снежинок» из балета « Щелкунчик» П.И.Чайковского; репродукции картины К.Ф.Юона « Волшебница – зима» ; карточки с заданиями для самостоятельной работы.

                                                                      Ход урока.

  1.  Организационный момент.

    Учитель приветствует учащихся и предлагает послушать несколько стихотворных строк.

 Придет неслышными шагами,

                                                 Незримой стужею дохнет.

 И все вокруг покрыв снегами,

                                                 Всем нам уши надерет:

Зачем,мол, вы в такой мороз

                                                  Из дома высунули нос?

- О каком времени года говориться в тексте? Правильно ,о зиме.

2. Основная часть.

- Тема урока –«Зимушка-зима».

Задачи урока: вспомнить изменения в неживой природе, зимние явления и повторить изученные орфограммы. А какие, вы определите сами.

       На уроке мы будем слушать друг друга и учителя, слушать стихи о зиме и музыку.

 

1.Работа по теме.

 Тематический конкурс по теме: « Зимушка –зима».

 Соревнуются две команды « Метель и Снегопад».( Отгадать загадки, выделяя орфограммы, рассказывая, как догадался, о чем идет речь в загадки

        Учитель

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый плачет.

        Ученик

Времена года.

        Учитель

Почему зима названа седой?

       Учитель

Тройка-тройка пролетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Все покрылось серебром.

      Ученик

Зима.

     Учитель

Назовите-ка , ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его- всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

 

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год.

      Ученик

Декабрь.

    Учитель

По каким признакам вы догадались, что это декабрь?

    Учитель

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду- упадет

Не вода уже , а лед.

Даже птице не летится ,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это.

      Ученик

Январь.

      Учитель

Висит за окошком кулек ледяной.

Он полон  капели и пахнет весной.

      Ученик

Сосулька.

          Учитель

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился.

      Ученик

 Варежки.

   -Назовите основные приметы зимы.(снегопад, холод, мороз)

  Определите на слух орфограмму в  этих словах.(Глухой согласный в конце слова.)

  Вспомните правило. Подберите проверочное слово.

   Загадка: Что за звездочки сквозные на пальто и на платке, все сквозные, вырезные, а возьмешь- вода в руке.(Снежинки.)

 Определите орфограммы в этом слове.

Учащиеся вспоминают правило проверки безударной гласной в корне, подбирают

проверочное слово,говорят правило написания сочетания жи.

 Кто из вас наблюдал, как идет снег?

 Снег может идти по- разному. Если нет ветра , снег медленно падает на землю.

 Звучит  « Вальс снежинок» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».

--Что вы представили, слушая эту музыку?

        Как называется явление, когда идет сильный снег, падают  холопья снега? (Снегопад.)

Какие два слова спрятались в этом слове? (Снег, падает.)

 Буква О является соединительной. Назовите орфограммы. Запишите эти слова 

Учащиеся записывают в тетради: снег, снежинка, снегопад.

 Выделите корень в этих словах .Как можно назвать записанные слова и почему? (Однокоренные слова.)

     Обратите внимание  на картины на доске. Что изображено на них? (Зимний лес.)

Как выглядит зимний лес после снегопада?(Тихо,спокойно,загадочно.)

Многие поэты воспевали зимний лес в стихах.

Подготовленные учащиеся читают стихи.

                                                       Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит-

       И под снежной бахромою,

  Неподвижною, немою,

        Чудной жизнью он блестит.

                         Ф.Тютчев.

 Заколдован невидимкой,

      Дремлет лес под сказку сна.

                                                      Словно белою косынкой,

                                                      Подвязалася сосна.

                 С.Есенин

Темный лес, что шапкой,

                                                     Принакрылся чудной

                                                     И заснул под нею

                                                     Крепко, непробудно.

                   И.Суриков

- Как названа зима в стихах? ( Волшебница, красавица, чародейка,)

 - Как называется снегопад при сильном ветре? ( Метель.)

Карточка со словом МЕТЕЛЬ вывешивается на доску.

 - Как называется явление, когда снег с сильным ветром несется по воздуху, по земле и бьет в лицо? ( Вьюга.)

Карточка со словом ВЬЮГА вывешивается на доску.

-Объясните орфограммы в словах метель, вьюга. Запишите эти слова в тетрадь.

 Кто из вас наблюдал такое явление: ветер подхватывает снег и переносит его с одного места на другое, метет по земле. Кто знает, как называется это явление? ( Это поземка.)

В тетради запись : МЕТЕЛЬ, ВЬЮГА,ПОЗЕМКА.

-Выделите корень в этих словах. Будут  ли эти слова однокоренными? ( Нет.)

       В такое время, когда на улице метель и вьюга, лучше находиться дома , читать сказки , играть .

 Учитель читает отрывок из стихотворения И. Сурикова « Детство» со слов « И начну у бабки сказки я просить».Звучит  запись ветра.

-Какие вы знаете сказки о зиме? Какие еще приметы зимы  мы не назвали? (Мороз, холод.)

      Объясните написание этих слов.

Учащиеся называют орфограммы, вспоминают правило.

 -Запишите эти слова в тетрадь.

--На  какой вопрос отвечают эти слова? К какой части речи они относятся? Образуйте от существительных холод ,мороз  слова ,которые отвечают на вопрос какой?(Морозный ,холодный.)  

 Образуйте от существительных холод, мороз слова, которые отвечают на вопрос что делает? ( Заморозит , похолодает.)

      Выделите корень . Есть ли среди этих слов однокоренные слова? ( Мороз, морозный, заморозит. Холод, холодный, похолодает.)

- Кто из вас наблюдал красивое зимнее явление ИЗМОЗЬ?

2 .Работа по картине К.Ф.Юона « Волшебница –зима»

         Беседа:

--Что изобразил художник на картине?

--Как выглядят деревья?

--Какое настроение у людей вызывает картина? ( чувство восторга от зимней природы, русской зимы.)

3. Самостоятельная работа по карточкам.

   Вставьте пропущенную букву.

   Земля покрыта белоснежным  к*вром.

Составьте предложение .

деревьях, на, снежные, лежат, шубы

узоры, зима, по кустам, и веткам, развесила

Составьте и запишите предложение о занятиях учащихся зимой.

Учащиеся выходят к доске и читают составленные предложения.

- Вы правильно составили предложения.

-Что у вас получилось? ( Текст о зиме. Его можно назвать «Хорошо зимой!»)

3.  ИТОГ  УРОКА .

-Вам нравится зима ? Чем?

Какая она , зимушка-зима?

Какие орфограммы  вы вспомнили сегодня на уроке ? Какие слова называются однокоренными?

 Вы молодцы. Дома возьмите санки и покатайтесь с горы , пройдитесь на лыжах, и зимушка –зима раскрасит ваши щеки, придаст вам бодрости и силы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок для 2 класса по русскому языку, математике, окружающему миру

Представлен урок-путешествие по станциям с презентацией....

Интегрированный урок для 2 класса по русскому языку, математике, окружающему миру

Представлен урок-путешествие по станциям с презентацией....

Интегрированный урок во 2-м классе (русский язык + окружающий мир) "Заглавная буква в именах собственных"

Урок нацелен на развитие самостоятельности и гибкости мышления, формирование абстрактно-логического мышления через такие мыслительные операции как: обобщение, классификация, выделение лишн...

Интегрированный урок в 3 классе по русскому языку и окружающему миру

Тема урока по русскому языку:"Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах"Тема по окружающему миру:"Животные леса"   УМК "Школа России"...

Интегрированный урок в 3 классе по русскому языку и окружающему миру

Урок для 3 класса.УМК "Школа России"Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах.Животные леса...

План-конспект интегрированного урока по предметам "Окружающий мир + русский язык" (2 класс)

Данный материал - конспект интегрированного экспресс урока  по темам; окружающий мир "Лес- природное богатство"  + русский язык "Однокоренные слова"...

Разработка интегрированного урока по предметам « окружающий мир и «русский язык» во 2 классе. Тема: Зимушка-зима

Урок построен в интересной форме. Предназначен для учащихся 2 класса.Целью  урока является обобщение знаний учащихся о зимних явлениях природы; повторение написания парных согласных на конце слов...