Задачи на движение
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Аксёнова Елена Анатольевна

На уроке решаются следующие задачи:

Закрепить навык арифметических действий над числами, навык решения задач на движение, на нахождение приближённого значения площади, умения решать уравнения.

Ø Организовать социально-прикладное применение научных знаний для разрешения практических проблем

Ø Углубить знания, навыки безопасного поведения на дороге.

Ø Познакомить с профессией инспектор ГИБДД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dorozhnoe_dvizhenie.doc78.5 КБ
Office presentation icon matematika._bezopasnost_dvizheniya.ppt2.22 МБ

Предварительный просмотр:

                         Урок математики в 4 классе.

Авторы учебника

Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.

Тема урока:м. Задачи на движение.

Вид урока: Урок с использованием информационных компьютерных технологий.

Тип урока: Урок закрепления материала

Время проведения:  15 урок раздела «Умножение и деление многозначных чисел»

Цели урока:

  1. Обучающая:
  • Закрепить навык арифметических действий над числами, навык решения задач на движение, на нахождение приближённого значения площади, умения решать уравнения.
  • Организовать социально-прикладное применение научных знаний для разрешения практических проблем
  • Углубить знания, навыки безопасного поведения на дороге.
  • Познакомить с профессией инспектор ГИБДД
  1. Развивающая:
  • Развивать логическое мышление
  • Развивать навыки правильной оценки дорожной ситуации и принятия правильного быстрого решения.
  1. Воспитательная:
  • Воспитывать «грамотного» пешехода.
  • Формировать навыки сотрудничества, работая в группе.

Оборудование:

  • Компьютер, проектор
  • Диск к уроку с ИКТ

Ход урока

Слайды

  1. Актуализация знаний

- Сегодня я наблюдала такую ситуацию: по улице ехал грузовик и тащил за собой прицеп. На окне было объявление: «Вынос прицепа – 1,5 метра». Мальчик пропустил грузовик, стоя на расстоянии 1м от края проезжей дороги. Нарушил ли он правила дорожного движения? (Да, т.к. при заносе грузовика, его мог бы сбить прицеп)

-Грузовик едет по первой полосе, а автомобиль по второй. Какое транспортное средство представляет большую опасность для ученицы, решившей перебежать дорогу перед идущим транспортом? (Легковой автомобиль опаснее, так как едет быстрее, и водитель может не увидеть из-за грузовика перебегающего дорогу школьника)

  1. Постановка проблемы

- А знаете ли вы, с какой наименьшей скоростью может двигаться пешеход с того момента, как светофор загорелся?

- А  знаете, успеют ли дети, идущие в колонне, перейти дорогу по зелёному свету светофора, если длина колонны школьников 10м?

-Во сколько раз увеличивается тормозной путь во время гололёда?

-На эти и другие вопросы мы будем сегодня отвечать на уроке математики.

-Современное развитие науки и техники привело к тому, что на улицах появилось большое количество автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств. По этой причине возросло количество дорожно-транспортных происшествий, в результате которых ежедневно гибнут, получают увечья различной степени тяжести сотни людей, в том числе и дети. Среди пострадавших каждый седьмой школьного возраста. Мальчики в 5 раз чаще, чем девочки оказываются в подобной ситуации.

Причинами дорожно-транспортных происшествий являются:

  • Неумение оценить дорожную обстановку
  • Нежелание выполнять безопасные действия, пренебрежение ими
  • Нарушение правил безопасности движения.

- Знать и соблюдать правила дорожного движения должен каждый. У нас маленький посёлок и машин не так много как в крупных городах, но все вы выезжаете из посёлка или с родителями, или с руководителем группы. Поэтому должны знать правила безопасного поведения на дорогах.

  1. Работа по теме урока

Итак, начнём работу по теме урока.

1) Устный счёт

  • Задача на скорость, время, расстояние

-Ширина проезжей части дороги 15м. Скорость движения школьников 50см/с. Успеют ли дети, идущие в колонне, перейти дорогу по зелёному свету светофора, если длина колонны школьников 10м, а сигнал горит 20с?

1) 15 + 10 =25(м) – путь, который должен пройти последний ученик в колонне

2) 2500: 50 = 50 (с) – нужно для того, чтобы вся колонна прошла через проезжую часть дороги.

Ответ: за 20с вся колонна не сможет перейти через дорогу, поэтому нужно идти с флажками и сопровождающими.

  • Задача на скорость, время, расстояние

Ширина проезжей части дороги 18м. Зелёный сигнал светофора горит 20с. С какой наименьшей скоростью может двигаться пешеход с того момента, как светофор загорелся, чтобы пройти дорогу без аварийной ситуации?

18м=180дм

180:20 = 9дм/с=90см/с

-А это составляет примерно 2 шага ребёнка.

  • Задача на кратное сравнение

- Ребята, вы всегда должны помнить, что в зимнее время и дождливую погоду тормозной путь транспортных средств сильно увеличивается. Из-за скользкой дороги автомобилю очень трудно резко остановиться. И сколько бы ни жал на тормоза водитель, на скользкой поверхности колёса будут продолжать движение вперёд

-При сухой погоде тормозной путь автомобиля составляет 23м, а при гололёде он увеличивается до 69м. Во сколько раз опаснее перебегать улицу в гололёд перед идущим транспортом?

  • Задача на нахождение числа большего на несколько единиц

- Следующая задача поможет нам с осторожностью относиться к транспорту, который останавливается перед переходом.

-На расстоянии 18м от пешеходного перехода одновременно затормозили два легковых автомобиля. Тормозной путь одного составил 15м. А второго – на 5м больше. Кто из водителей нарушил правила движения и почему?

15 +5=20(м)

18м      20м

Первый автомобиль затормозил и остановился за 3м до пешеходного перехода, а второй автомобилист на 2м заехал на пешеходную дорожку. Он мог сбить шедших по ней людей.

2)Работа в группе

Задача на нахождение скорости.

Расстояние 540км автомобилист преодолевает за 6 часов, а мотоциклист на 4 часа больше. На сколько скорость автомобилиста больше скорости мотоциклиста? Кому из них легче остановиться и почему?

1) 540:6=90км/ч) – скорость автомобилиста

2) 6+4 = 10(ч) – время мотоциклиста

3) 540:10=54(км/ч) – скорость мотоциклиста

4)90-54=36(км/ч)

Ответ: на 36км/ч скорость автомобилиста больше. Легче остановиться мотоциклисту.

Решение задачи уравнением.

Чтобы попасть из одного посёлка в другой, расстояние между которыми 150 км, путник 3 часа шёл со скоростью 5 км\ч, после чего проехал оставшееся расстояние на попутной машине. Какое расстояние он проехал на попутной машине?

5*3 + Х = 150

15 +Х = 150

Х= 150 – 15

Х = 135

Ответ: 135 км путник проехал на попутной машине.

Можно ли садиться в машину к незнакомым людям?

3)Фронтальная работа.

- Можно ли играть на проезжей части? А где должны играть дети? (На игровой площадке)

Задача на нахождение приближённого значения площади

Найди с помощью палетки со стороной квадрата 100 м приближённое значение площади игровой площадки, изображённого на плане.

100*100=10000(м.кв) –площадь квадратика

16 + 22:  2= 27(кв) – всего

27* 10000= 270000(м кв)

4) Задания на логическое мышление

-Расставив данные произведения в порядке убывания и при этом, не вычисляя результата вы узнаете, как называют хозяина дорог.

422*528 (р)            22*7 (и)        56*63 (и)         528* 321 (е)

25 *43 (о)               25* 63 (р)     84*147 (у)        321* 147 (г)

147* 56(л)              25*27(в)       27* 15(щ)          22*0 (к)

Ответ: регулировщик

А на посту в любое время

Дежурит ловкий постовой.

Он управляет сразу всеми,

Кто перед ним на мостовой.

Дорожный инспектор – человек, разными знаниями: может устранить неисправность в технике, оказать медицинскую помощь до приезда врачей.

5)Самостоятельная работа

-У каждого из вас своё  уравнение. Решив его, вы узнаете, как называется помощник инспектора ГИБДД.

(1600+х): 80 =60                        2000:х - 330=1330

1600:80+х=60                              (2000-600): х =70

3

2

40

20

ж

е

з

л

6)Дополнительные вопросы и задания

  • Мужчина вёл машину. Фары машины были не зажжены. Луны не было. Женщина стала переходить дорогу перед машиной. Как удалось шофёру увидеть её? (Был день)
  • У шофёра был брат Андрей. А у Андрея братьев не было. Могло ли такое быть? (Шофёром была сестра)
  • Какое колесо при резком повороте не вертится?(запасное)
  • Чьим сигналам должен подчиниться пешеход при одновременном регулировании движения светофором и регулировщиком? (Регулировщика)
  • Назовите известный вам «немой язык» водителей. (сигналы светофора, регулировщика, дорожные знаки, сигналы фарами)
  • С какого возраста можно ездить детям:                  на велосипеде по улицам (с 14 лет)

     на заднем сидении мотоцикла (с 12 лет)                      

     на переднем сидении в автомобиле (с 12 лет)

  1. Итог

Помни правила движенья,

Как таблицу  умноженья.

Знай всегда их назубок!

По улице, и по посёлку

Не ходят просто так:

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Всё время будь внимательным

И помни наперёд:

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход.

  1. Домашнее задание

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9 - 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13-14

Слайд 15

Слайд 16-17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математика 4 класс Арифметические действия над числами

Слайд 4

Проблема С какой наименьшей скоростью может двигаться пешеход с того момента, как светофор загорелся?

Слайд 5

Проблема Успеют ли дети, идущие в колонне, перейти дорогу по зелёному свету светофора, если длина колонны школьников 10м

Слайд 6

Проблема Во сколько раз увеличивается тормозной путь автомобиля во время гололёда?

Слайд 7

Причины дорожно- транспортных происшествий Неумение оценить дорожную обстановку Нежелание выполнять безопасные действия Нарушение правил безопасности движения

Слайд 8

Ширина проезжей части дороги 18 метров. Зелёный сигнал светофора горит 20с. С какой наименьшей скоростью может двигаться пешеход с того момента, как светофор загорелся, чтобы пройти дорогу без аварийной ситуации?

Слайд 9

Ширина проезжей части дороги 15 метров. Скорость движения школьников 50см/с. Успеют ли дети, идущие в колонне, перейти дорогу по зелёному светофору, если длина колонны школьников 10метров, а сигнал горит 20секунд.

Слайд 10

Ширина проезжей части дороги 15 метров. Скорость движения школьников 50см/с. Успеют ли дети, идущие в колонне, перейти дорогу по зелёному светофору, если длина колонны школьников 10метров, а сигнал горит 20секунд. 1) 15 + 10 = 25 (м) - путь, который должен пройти последний ученик в колонне 2) 2500 : 50 = 50 (с) 25 м = 2500 см - нужно для того, чтобы вся колонна прошла через проезжую часть дороги 20 с 50 с Ответ: за 20 с вся колонна не сможет перейти через дорогу. Скорость Время Расстояние 50 см/с ? с 15 +10 (м) 20 с ? с

Слайд 11

При сухой погоде тормозной путь автомобиля составляет 23 метра, а при гололёде он увеличивается до 69 м. Во сколько раз опаснее перебегать улицу в гололёд перед идущим транспортом?

Слайд 12

На расстоянии 18м от пешеходного перехода одновременно затормозили два легковых автомобиля. Тормозной путь одного составил 15м, а второго – на 5м больше. Кто из водителей нарушил правила движения и почему?

Слайд 13

Расстояние 540 км автомобилист преодолевает за 6 часов, а мотоциклист на 4 часа больше. Чья скорость больше и на сколько? Кому из них легче остановиться и почему?

Слайд 14

Расстояние 540 км автомобилист преодолевает за 6 часов, а мотоциклист на 4 часа больше. Чья скорость больше и на сколько? Кому из них легче остановиться и почему? Скорость Время Расстояние ? км/ч ? км/ч ? км/ч 6 ч ? ч, на 4 ч б. 540 км одинаковое 1) 540 : 6 = 90 (км/ч) - скорость автомобилиста 2) 6 + 4 = 10 (ч) - время мотоциклиста 3) 540 : 10 = 54 (км/ч) - скорость мотоциклиста 4) 90 – 54 = 36 (км/ч) Ответ: на 36 км/ч скорость автомобилиста больше. Легче остановиться мотоциклисту.

Слайд 15

Чтобы попасть из одного посёлка в другой, расстояние между которыми 150 км, путник 3 часа шёл со скоростью 5 км/ч, после чего проехал оставшееся расстояние на попутной машине. Какое расстояние он проехал на попутной машине? 150 км 5 км 5 км 5 км ? км 5 * 3 + Х = 150 15 + Х = 150 Х = 150 - 15 Х = 135 Ответ: 135 км путник проехал на попутной машине.

Слайд 17

Найди с помощью палетки со стороной 100м приближённое значение площади игровой площадки, изображённого на плане. 1) 100 * 100 = 10000 (м ) 2 площадь одного квадратика 2) 3 + 12 : 2 = 9 (к) всего 3) 10000 * 9 = 90000 (м ) 2 Ответ: площадь игровой площадки 90000 м 2

Слайд 18

56*63 (и) 528*321 (е) 84*147 (у) 25*63 (р) 22*7(и) 27*15 (щ) 25*43 (о) 422* 528 (р) 25*27 (в) 22*0 (к) 321*147 (г) 147*56 (л)

Слайд 19

Регулировщик – инспектор ГИБДД А на посту в любое время Дежурит ловкий постовой. Он управляет сразу всеми, Кто перед ним на мостовой.

Слайд 20

3200 2 40 20 (1600 + Х) : 80 = 60 1600 + Х = 60 * 80 1600 + Х = 4800 Х = 4800 – 1600 Х = 3200 ж 1600 : 80 + Х = 60 20 + Х = 60 Х = 60 – 20 Х = 40 з 2000 : Х + 330 = 1330 2000 : Х = 1330 - 330 2000 : Х = 1000 Х = 2000 : 1000 Х = 2 е (2000 – 600) : Х = 70 1400 : Х = 70 Х = 1400 : 70 Х = 20 л ж е з л

Слайд 21

Помни правила движенья, Как таблицу умноженья. Знай всегда их на зубок! По улице и по посёлку Не ходят просто так: Когда не знаешь правила, Легко попасть впросак. Всё время будь внимательным И помни наперёд: Свои имеют правила Шофёр и пешеход.

Слайд 22

Домашнее задание с. 80 № 1, 3 а, 9 *


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме "Задачи на движение. Движение - жизнь".

Урок интегрированный, интересный, нестандартный, увлекательный. Детям показано, что не только двигается человек и транспорт, но и растения. Присутствует здоровьесберегающий аспект, всё-таки: движение ...

Урок математики по теме "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения"

Урок математики "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения" для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа"...

Урок математики в 4 классе по теме: «Задачи на движение. Движение вдогонку». Образовательная система «Школа 2100»

Урок открытия новых знаний. Цели урока: Формирование умения проводить исследования значения расстояния между движущимися объектами в заданный момент времени при движении вдогонку, фиксировать результа...

Задачи на движение. Движение вдогонку

Конспект урока по Математике для 4 класса (Школа 2100)....

Урок математики- урок решения проектной задачи «Путешествие по Черноморскому побережью Кавказа» (Решение задач на движение) 4 класс

: Урок решения проектной задачи( комплексного применения знаний, умений и навыков)Цель:  использование формулы движения при решении задач в нестандартной ситуации.Задачи: дать возможность учащимс...

Технологическая карта урока математики. "Задачи на движение. Взаимосвязь между величинами скорость, движение, время

На уроке дети учатся устанавливать зависимость между величинами S, v, t,  решать задачи на движение, совершенствовать вычислительные навыки....

Сборник задач. Задачи на движение 4 класс

Сборник задач. Задачи на движение 4 класс...