Урок математики в 4 классе по теме: «Задачи на движение. Движение вдогонку». Образовательная система «Школа 2100»
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Урок открытия новых знаний. Цели урока: Формирование умения проводить исследования значения расстояния между движущимися объектами в заданный момент времени при движении вдогонку, фиксировать результат в виде формулы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_dvizhenie_vdogonku.docx | 46.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к уроку математики в 4 классе
по теме: «Задачи на движение. Движение вдогонку».
Образовательная система «Школа 2100»
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели урока. Формировать умение проводить исследования значения расстояния между движущимися объектами в заданный момент времени при движении вдогонку, фиксировать результат в виде формулы.
Задачи урока:
- Тренировать умение использовать построенную формулу для решения задач на движение вдогонку.
- Организовать деятельность обучающихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
- находить первоначальное расстояние между объектами при движении вдогонку;
- находить расстояние между объектами при движении вдогонку;
- находить время встречи при движении вдогонку;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в схемах.
Личностные результаты:
- понимать значение математики в собственной жизни;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Планируемые метапредметные результаты.
Познавательные УУД:
- самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе со схемами и при работе с учебником;
- проводить сравнение (наглядное; сопоставление и противопоставление).
Регулятивные УУД:
- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя, а в некоторых случаях и самостоятельно;
- находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил.
Коммуникативные УУД:
- корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения;
- строить понятные для партнера высказывания;
- контролировать свои действия в коллективной работе.
Используемые методы обучения:
-частично-поисковый
-организационные (целевая установка на работу, постановка задач);
-объяснительно-иллюстративный (с использованием мультимедийного сопровождения)
-диалог, беседа, рассуждении, доказательство;
-взаимооценивание, самоконтроль, самооценивание;
-метод стимулирования обучающихся (с целью усвоения материала всеми учениками посредством организации деятельности).
Формы работы:
- парная;
- фронтальная;
- индивидуальная.
Содержание, технологии, методы и приёмы отобраны в соответствии с целью урока. Содержание учебного материала направлено на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. Учитывая преобладающую роль наглядного восприятия детей этого возраста, урок сопровождается мультимедийной презентацией.
На уроке используется технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активную деятельность учащихся по её разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
На этапе мотивации к учебной деятельности обучающиеся включаются в учебную деятельность при помощи карточки с фигурами( приложение 1). На данном этапе проверяется готовность класса к уроку, создаются условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность и сотрудничества с учителем.
На этапе актуализации знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии предлагаются задания на повторение изученного материала о видах движения, скорости сближения и удаления. (приложение 2) На этом же этапе предлагается задание для пробного действия (приложение 3 ), организуется пробное действие ( приложение 4) и фиксируется затруднение. На этом этапе применяется частично –поисковый метод, который позволяет метод позволяет научить обучающихся к самостоятельности мышления и творчеству.
На следующем этапе локализации затруднения и выявления места и причины затруднения, постановка цели деятельности организуется выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи. Обучающиеся выясняют в беседе, что им необходимо для решения проблемы, что им предстоит узнать.
На этапе построения проекта выхода из затруднения организуется коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта (приложение 5), направленного на приобретение недостающих знаний: формулы нахождения расстояния при движении вдогонку. Создаются условия для построения формулы для нахождения расстояния при движении вдогонку. Новые знания, приобретенные в ходе совместного открытия, являются личностно значимыми и присваиваются учениками сразу же, без дополнительных усилий на запоминание.
На этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону организуется самостоятельное выполнение обучающихся заданий на новые понятия.
На этапе рефлексии учебной деятельности урока ученики участвуют в оценочно-рефлексивной деятельности. Каждый ученик задумывается о том, что у него хорошо получается, а что еще не получается и над чем он планирует работать на следующих уроках в плане самовоспитания, саморазвития и самообучения.
Структура урока: Все этапы урока последовательно и логически связаны. Структура урока соответствует данному типу урока, обеспечивает целостность и завершённость урока. Соблюдается принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков.
Организация учебной работы на уроке: На каждом этапе осуществляется постановка задач. Осуществляется развитие логического мышления, умения сравнивать, делать выводы. После каждого задания, обучающиеся самостоятельно делают выводы, подводят промежуточные итоги, а затем и всего урока в целом. Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены здоровье сберегающие технологии: физкультурная пауза, гимнастика для
Технологическая карта урока
Предмет математика класс 4
Тема урока | Место урока по теме (в разделе/главе) |
Тема: «Движение вдогонку» | 9 урок из 21 в разделе «Задачи на движение» |
Тип урока | Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения |
Урок открытия новых знаний | Форма урока: урок - исследование. Форма учебной деятельности: - фронтальная; - парная; - индивидуальная. Методы обучения: -частично-поисковый; - организационные (целевая установка на работу, постановка задач); -объяснительно-иллюстративный (с использованием мультимедийного сопровождения) -диалог, беседа, рассуждении, доказательство; -взаимооценивание, самоконтроль, самооценивание; -метод стимулирования обучающихся (с целью усвоения материала всеми учениками посредством организации деятельности). |
Цель урока | Задачи урока |
Формировать умение проводить исследования значения расстояния между движущимися объектами в заданный момент времени при движении вдогонку, фиксировать результат в виде формулы. | 1.Тренировать умение использовать построенную формулу для решения задач на движение вдогонку. 2.Организовать деятельность обучающихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности. |
Предполагаемый результат | |
Предметный результат | УУД |
– находить первоначальное расстояние между объектами при движении вдогонку; - находить расстояние между объектами при движении вдогонку; - находить время встречи при движении вдогонку; –сравнивать и обобщать информацию, представленную в схемах. | Личностные: – понимать значение математики в собственной жизни; – формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; -устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Познавательные: – самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе со схемами и при работе с учебником; – проводить сравнение (наглядное; сопоставление и противопоставление). Коммуникативные: – корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения; – строить понятные для партнера высказывания; – контролировать свои действия в коллективной работе; Регулятивные: – находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; – осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя, а в некоторых случаях и самостоятельно; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил. |
Педагогические технологии | Оборудование |
Технология проблемного обучения. | Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник «Математика» для 4 класса, 2013 года издания, издательство: «Ювента», автор: Л.Г. Петерсон, демонстрационный материал: карточки для этапа мотивации, карточка для актуализации знаний, формулы, раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы, таблица для этапа рефлексии. |
ХОД УРОКА
Прием | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Оценивание/формы контроля | |||
I.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности– время (1 – 2минуты) | |||||||
Запомни увиденное | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. - Рассмотрите карточку внимательно и запомните.( Приложение 1) - Сколько фигур? Какие фигуры слева направо? Какого цвета фигуры? 2. Предлагает выбрать из карточек ( Приложение 2) -Найдите и выберете ту карточку, в которой обозначена тема, над которой мы работаем последнее время. -Что обычно желают людям, которые отправляются в путь? - Выберите любое пожелание и скажите его своему соседу. - Сегодня мы продолжаем работу с задачами на движение. Впереди нас ждет много интересного. -Работу начнём с повторения. | 1.Оценивают готовность к уроку . - Отвечают на вопросы 2.Из предложенных карточек выбирают ту карточку, в которой обозначена тема, над которой мы работаем последнее время. (Задачи на движение.) -Отвечают Говорят пожелания друг другу. | Коммуникативные: - слушать собеседника и понимать речь других. Регулятивные: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - настраивать себя на продуктивную работу; - самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. | Оценка, самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности. | |||
II.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – время (4 – 5 минут) | |||||||
Побуждение к сравнению, сопоставлению, обобщению. | 1. Создаёт условия для актуализации знаний учащихся, применения имеющегося опыта: - Соотнести схемы и формулы. ( Приложение 3) 2. Предлагает задачу для индивидуальной работы.( Приложение 4) -Попробуйте узнать каким станет расстояние. - Какие результаты вы получили? -У кого нет ответа? | 1.Актуализируют знания о видах движения. - Соединяют формулы и схемы. 2. На индивидуальных карточках выполняют пробное действие и фиксируют затруднение в учебной деятельности (не могут найти расстояние при движении вдогонку). пробуют найти ответ на вопрос. - Говорят свои ответы.( у всех разные) - Поднимают руки. - Мы не смогли записать формулу, которая может быть использована при ответе на вопрос задачи.) | Познавательные УУД: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - определять и формулировать проблему; - осуществлять синтез как составление целого из частей. Коммуникативные УУД: – корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения; – строить понятные для партнера высказывания; – контролировать свои действия в коллективной работе; Регулятивные УУД: – находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; – осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя, а в некоторых случаях и самостоятельно; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил. | Оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при решении практических задач. Фронтальный опрос. | |||
III.Локализация затруднений. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности – время (4 – 5 минут) | |||||||
Ситуация успеха | 1. Организует выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи. - Что вам было необходимо сделать? - Где возникло затруднение? - Почему возникло затруднение? -Сформулируйте для себя цель.
- Сформулируйте тему урока. - Фиксирует тему урока на доске. | 1. Выполняют задание, делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал. - Надо было найти расстояние между велосипедистами через 3 часа при движении вдогонку. - При определении зависимости расстояния между объектами при движении вдогонку от времени движения. - У нас нет такой формулы, по которой можно найти, каким станет расстояние через заданное время при движении вдогонку. - Построить формулу для нахождения расстояния при движении. -Движение вдогонку
| Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать, делать выводы; - устанавливать закономерности, строить рассуждения; - выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формулировать и аргументировать свое мнение и позицию; - строить монологическое высказывание; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные УУД: - высказывать предположения на основе наблюдений; - принимать и сохранять учебную цель и задачи; - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. | Оценка/самооценка умений определять и формулировать проблему, цель урока. | |||
IV Построение проекта выхода из затруднения – время (7 – 8 минут) | |||||||
Работа в парах. | 1.Организует коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний: формулы нахождения расстояния при движении вдогонку. 2) Создаёт условия для построения формулы для нахождения расстояния при движении -Вы вышли из затруднения? - Какие задачи вы теперь сможете решать? | 1.Работают в парах, одна группа работает у доски. (Приложение 5) Изображают движение на числовом луче, заполняют таблицу. Выявляют закономерность и записывают формулу. 2. Исправляют ошибки и сверяют решение с эталоном. 3. Записывают формулу нахождения расстояния при движении вдогонку в общем виде. d = s - (v1 - v2) * t -Да. -Задачи на движение в противоположном направлении, встречное и вдогонку. | Познавательные УУД: - выбирать наиболее эффективный способ решения задания; - определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Коммуникативные УУД: - высказывать свое мнение; - контролировать действия партнёра; - строить монологическое высказывание; - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; - участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Регулятивные УУД: - планировать свою учебную деятельность; - определять способы выхода из затруднения; - сохранять учебную задачу и осуществлять контроль; - осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения цели. | Оценка/самооценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению. | |||
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу)– время (7 – 8 минут) | |||||||
Индивидуальная работа. | 1.Организует самостоятельное выполнение обучающихся заданий на новые понятия - Вы готовы поработать самостоятельно и проверить знания, которые вы сегодня открыли? -Обучающимся предлагает решить задачу № 3, стр. 98.(Приложение 6) -Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?». - Что вы использовали при выполнении задания? - Кто допустил ошибки при выполнении задания? - В чем причина? - У кого все верно? | 1.Обучающиеся выполняют самостоятельную работу. Ориентированы на получение конкретного результата. Оформляют соответствующие записи в тетради. Проверяют себя по эталону. 2. Представляют результаты работы. Отвечают на поставленные вопросы. Осуществляют взаимопроверку и взаимоконтроль. Поднимают руки, у кого были ошибки. | Познавательные УУД: - использовать способ (алгоритм)для решения задач; - обобщать и классифицировать по признакам; - находить ответы на вопросы. Коммуникативные УУД: - строить связанные монологические высказывания в соответствии с коммуникативной задачей; - слушать и слышать других, корректировать свою точку зрения; - осуществлять работу в паре (в группе); - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь. Регулятивные УУД: - решать заданиея и сравнивать результат с эталоном; - применять алгоритм в самостоятельной деятельности; - осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль; - обнаруживать отклонения и отличия от эталона; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; - осуществлять познавательную и личностную рефлексию; - оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. | Самопроверка по образцу (эталону). Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Работа в паре. Взаимопроверка, взаимооценка. Оценка/самооценка результатов решения учебно-практических задач. | |||
VI. Включение в систему знаний и повторение– время (7 – 8 минут) | |||||||
Игра-тренинг | 1.Организует ситуацию решения учебной задачи: -Решить задачу с. 98 № 2 (Приложение 7) 2. Выявляет в чем заключается ошибки и их причины, намечает пути устранения затруднений. | 1. Выполняют задание. Самостоятельно работают над задачей по формуле, ориентированы на получение конкретного результата. Оформляют соответствующие записи в тетрадь. 2. Представляют результаты работы ( один ученик рассказывает, а остальные слушают ). Осуществляют взаимопроверку и взаимоконтроль. | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщить изученное; - использовать алгоритм для решения задач; - работать с информацией в разной форме; - устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - логически мыслить, продумать и сформулировать вопрос; - формировать навыки речевой деятельности; - учитывать разные мнения и стремиться к координации, уметь договариваться. Регулятивные УУД: - включать новый способ действий в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий; - выделять в системе знаний изученную единицу; - планировать своё действие; - осуществлять контроль, различать результат и способ действия. - осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов. | Оценочное суждение. Самостоятельная работа. Контроль усвоения, коррекция. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Проверка решения по образцу. | |||
VII Рефлексия учебной деятельности (итог урока)– время (2 – 3 минуты) | |||||||
Пометки в таблице. | Организует деятельность обучающихся по оценке результатов собственной деятельности: Отметь в таблице( Приложение 8) | Подводят итог успешности работы на уроке. | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: - адекватно воспринимать критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками. Регулятивные УУД: - анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - оценивать результаты своей деятельности и всего класса; - давать самооценку. | Оценка и самооценка работы обучающихся на уроке. Рефлексия деятельности (оценка успешности). |
Приложение 1
Приложение 2
Карточки для этапа мотивации:
Приложение 3
Карточка для актуализации знаний:
Схемы | Формулы |
1) v1 v2 2) v2 v1 3) v1 v2 4) v1 v2 | 1) vсбл. = v1 – v2 2) vуд. = v1 – v2 3) vсбл. = v1 + v2 4) vуд. = v1 + v2 |
Приложение 4
Карточка с пробным заданием
Приложение 5
Приложение 6
С. 98 № 3
Из пунктов А и В одновременно в одном направлении выехали два поезда. Скорость первого поезда равна 80 км/ ч, а скорость второго поезда , идущего вдогонку первому поезду, равна 110 км/ч. Встреча произошла через 4 часа после выезда поездов. На каком расстоянии друг от друга находятся пункты А и В?
Приложение 7
С. 98 № 2
Миша начал догонять Борю, когда расстояние между ними было 100 м. Миша идёт со скоростью 80 м/мин, а Боря – со скоростью 60 м/мин. через сколько времени Миша догонит Борю?
Приложение 8
Утверждения | Поставь знак «+» или «?» |
1) Тема урока мне понятна. | |
2) Я достиг цели урока. | |
3) Я знаю, как решить задачу на движение вдогонку | |
4) Мне необходимо поработать над… | перечисли темы для доработки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бухарова И.В. Рабочая программа по курсу "Русский язык" Образовательная система "Школа 2100" 1 класс (ФГОС нового поколения)
Рабочая программа по курсу «Русский язык» (1 класс) составлена в соответствии с требованиями: к структуре, к результатам, к условиям реализации основной образовательной программы начальног...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
«Движение в противоположных направлениях» Урок математики по образовательной системе «Школа 2100» 4 класс
Цели урока:1. Образовательные:· научить решать задачи на движение в противоположных направлениях;·...