Из опыта работы по теме "Развитие вычислительных навыков учащихся на уроках математики в начальной школе
учебно-методический материал по математике (4 класс)
Развитие активности , самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу - это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно -воспитательный процесс.
Реализация данного направления нашло свое практическое отражение в осуществлении развивающего обучения, основной характеристикой которого является активность и самостоятельность учащихся во всех видах учебной работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие активности , самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу - это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно -воспитательный процесс.
Реализация данного направления нашло свое практическое отражение в осуществлении развивающего обучения, основной характеристикой которого является активность и самостоятельность учащихся во всех видах учебной работы.
Поиск путей активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – главная задача, поставленная мною для работы над развитием вычислительных навыков учащихся.
Я считаю, что развитие учащихся, это не только рост их прирожденных способностей, но еще в большей мере результат целенаправленной и систематической работы над развитием вычислительных навыков. Интенсивное продвижение учащихся в развитии я достигаю в процессе всей учебно – воспитательной работы и приобретения знаний, овладения навыками, формирования побуждения к учению.
Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приёмами. Приобрести вычислительные навыки – значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро.
Полноценный вычислительный навык характеризуется правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщенностью, автоматизмом и прочностью.
Работая над данной темой и для достижения определенного результата , я поставила ряд целей, которые помогали мне достигнуть искомого результата.
- развитие познавательной активности учащихся;
- формирование вычислительных навыков на основе сознательного использования приемов вычислений.
- совершенствование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;
-воспитание в каждом ребенке самостоятельной личности, умеющей осуществлять поиск и находить эффективные способы решения проблемы, критически мыслить
-воспитание активности, творческого мышления заинтересованности в процессе учения.
Вычислительные умения и навыки, я считаю, можно считать сформированными только в том случае, если учащиеся умеют с достаточной беглостью выполнять математические действия с натуральными числами.
Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа её закладывается в первые годы обучения. В этот период школьники обучаются умению осознанно использовать законы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление). В последующие годы, полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе изучения математики и других предметов.
О наличии у учащихся вычислительной культуры я сужу по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовать ход вычислений, убеждаться в правильности полученных результатов.
В зависимости от сложности задания на практике я использую три вида вычислений: письменное, устное и письменное с промежуточными устными вычислениями.
Чтобы вычислительный навык был сформированным, я поставила ряд требований:
1. Обязательная подготовительная работа к выполнению вычислений на каждом уроке.
2. Создание определенного настроя учащихся на предстоящие вычисления при помощи форм и приемов работы, которые активизируют внимание учащихся, повышают их ответственность и желание получить правильный результат.
3.Соблюдение постепенного нарастания сложности в вычислениях.
4.Проверка полученного результата. (проверка выступает как прием самоконтроля, который воспитывает у учащихся ответственность и вызывает интерес к выполненной работе).
5.Систематический контроль деятельности учащихся и анализ допущенных ими ошибок. (Контроль позволяет организовать целенаправленную индивидуальную работу, вовремя обратить внимание ученика на пробелы в его знаниях, умениях и навыках, целенаправленно использовать тренировочные упражнения).
Качество вычислительных умений я определяю знанием правил и алгоритмов вычислений. Поэтому степень овладения вычислительными умениями зависит от четкости сформулированного правила и от понимания принципа его использования. Умение я формирую в процессе выполнения целенаправленной системы упражнений. Очень важно владение некоторыми вычислительными умениями доводить до навыка.
Я считаю, устные вычисления формируют прочный вычислительный навык и подготавливают к раскрытию работы над более сложным агоритмом вычисления.
Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, я устанавливаю правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.
Стараюсь, чтобы упражнения в устных вычислениях пронизывали весь урок. Их я соединяю с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагаю при опросе. Наряду с этим, специально отвожу 5-7 минут на уроке для устного счёта. Материал для этого подбираю из учебника или специальных сборников.
Устные упражнения соответствуют теме и цели урока и помогают усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала
Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, тоя ставлю определенные задачи: 1.Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения .
2. Контроль за состоянием знаний учащихся.
3. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
4. Повышение познавательного интереса.
Для проведения устного счета я включаю дидактические игры.
Дидактическая игра как средство повышения познавательного интереса к уроку математики.
Незадачливый математик.
Эта игра проводится с целью закрепления вычислительны х приемов сложения и вычитания в пределах ста.
На доске записываются примеры с пропущенными цифрами и знаками:
42+6=... 11 .... 8=19
. . . - 2 = 38 7 - ...... = 5
18 .. . 1 3 = 5 48 + 1 = ...
Чуть в стороне прикалываются вырезанные из цветной бумаги кленовые листочки с записанными на них цифрами и знаками (2, 8, 10,9, + , -) и рисунок медвежонка. Детям предлагается ситуация:
медвежонок решал примеры и ответы записывал на кленовых
листах . Подул ветер, и листики разлетелись. Мишутка очень
расстроился: как же теперь ем у быть?
Надо помочь медвежонку вернуть листики с ответами на свои места.
По моему вызову учащиеся выходят к доске , ищут листик с правильными ответами и заполняют ими пропуски.
Математические ручейки.
Дети, сидящие на одном ряду, стоят, повернувшись лицом, друг к другу.
Я говорю, что только что прошел необычный дождь - математический. Образовались бурные математические ручейки, которые весело бегут, перегоняя друг друга, с пригорка вниз к озеру. Какой ручеек самый быстрый, какой раньше достигнет озера?
По-моему сигналу первый ученик из каждого ряда (ручейка) называет любой пример: на сложение или вычитание, на умножение или деление, например, 7+2= и бросает мяч своему соседу по парте. Тот ловит мяч, называет ответ и составляет следующее выражение, используя в качестве исходного числа число ответа, то есть в этом случае число 9. Составил новое выражение 9-4, он бросает мяч стоящему в противоположном ряду товарищу и т.д. Побеждает тот ручеек, который раньше других добежит до озера.
Забей мяч в корзину.
На доске я вывешиваю рисунки с баскетбольными корзинами и на них числа 24, 27, 36. Каждому ряду даю задание составить за определенное время (5 минут) как можно больше примеров с данным ответом на умножение. Первый ряд с ответом 24, второй - с ответом 27 и третий - 36. Выигрывает та команда, участники которой больше и вернее запишут выражений с разным ответом.
Глаз-фотограф.
Эту игру я использую при изучении таблиц сложения и вычитания, а также умножения и деления. При изучении любой таблицы отвожу определенное время на запоминание. Чтобы дети были более внимательными, я говорю, что в этой игре кто сумеет сфотографировать таблицу (ученик должен заполнить ее). Таблица дается с ответами. Через 5-7 минут ответы стираются, и ученики по порядку отвечают, они воспроизводят таблицу в разбивку.
Использование дидактической игры в системе обучения математике я считаю, является важным средством интенсификации учебной деятельности школьников и отработки вычислительных навыков.
Немаловажную роль при проведении устного счета играют задачи в стихах.
Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Самое большое — маме.
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей?
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца?
Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять?
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят?
Занимательные задачи в стихах по математике тренируют память, развивают логическое мышление.
Сравнение математических выражений.
Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше.
6+4*4+6 20+7*20+5
20·8*18·10 8·9*8·10
Основное значение таких упражнений – выработать у учащихся твердые вычислительные навыки, а также они способствуют усвоению
вопросов теории арифметических действий.
Предлагаю упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно из выражений, а другое выражение надо составить или дополнить: 8·(10+2)=8·10+…
В выражения таких упражнений я включаю различный числовой материал: однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины. Выражения могут быть с разными действиями. Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о неравенствах. Также они помогают выработке вычислительных навыков.
Для устной работы предлагаю простые и составные задачи.
1. Простые задачи на сложение и вычитание (на нахождение суммы и разности, на разностное сравнение, на нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, задачи с косвенным вопросом):
- На остановке стояло несколько человек. 16 из них уехало, осталось 5 человек. Сколько человек было на остановке?
- В одном куске было 6 м ткани, а в другом 12 м такой же ткани. Второй кусок стоит на 24 рубля дороже, чем первый. Сколько стоил каждый кусок ткани?
- В поселке 18 деревянных домов. Это на 4 больше, чем каменных. Сколько каменных домов в поселке?
- В трех коробках 115 катушек ниток. В первой и второй коробках 76 катушек ниток, а во второй и третьей коробках 67 катушек. Сколько катушек в каждой из коробок?
- 6 ящиков с банками весят 30 кг, а ящик с хурмой 4 кг. На сколько легче ящик с хурмой?
2. Составные задачи (сложение и вычитание):
- Первая бригада собрала за смену 52 прибора, вторая – на 9 приборов меньше, чем первая, а третья – на 12 приборов больше, чем вторая. Сколько приборов собрали три бригады за смену?
- В автобусе было 25 пассажиров. На первой остановке вышли 8 и вошли 12 пассажиров, на второй – вышли 7 и вошли 5 пассажиров. Сколько пассажиров стало в автобусе после второй остановки?
- В коллекции всего 128 марок. Из них 93 российские, а остальные иностранные. На сколько российских марок в коллекции больше, чем иностранных?
3. Задачи на понимание смысла действий умножения и деления (умножение; деление по содержанию и на равные части):
- У плотника 168 дощечек. Сколько скворечников можно сделать из этих дощечек, если на один скворечник идет 8 дощечек?
- Тесьму длиной 384 м разрезали на 3 одинаковые части. Сколько метров тесьмы в каждой части?
- Для 6 гирлянд надо 12 фонариков. Сколько потребуется фонариков для 2 гирлянд?
- Маме 36 лет, сыну 12, а дочери 4 года. Во сколько раз дочь моложе матери? Во сколько раз брат старше сестры?
4. Простые задачи (умножение, деление):
- Сколько колес у 3 двухколесных велосипедов?
- Масса одной пачки печенья 250 г. Какова масса 5 пачек печенья?
- Стоимость 3 карандашей 10 р. 80 к. Сколько стоит один карандаш?
- В коробке 260 пуговиц. На каждое платье идет 5 пуговиц. На сколько платьев хватит коробки с пуговицами?
10. Геометрические задачи:
1) Задачи на периметр
- Ширина прямоугольника 8 см. Чему равна длина, если периметр равен 40 см?
- Длина прямоугольника 3м, а ширина 2 дм. Чему равен периметр?
- Ширина прямоугольника 6 см. Чему равна длина, если периметр равен 44 см?
- Длина прямоугольника 5 см, а ширина на 10 мм короче. Чему равен его периметр
2) Задачи на площадь
- Найти площадь прямоугольника со сторонами 30 см и 80 см.
- Найти сторону прямоугольника, площадь которого равна 1800 кв. см, а вторая сторона 20 см.
- Сколько тесьмы надо купить для обшивки скатерти, если площадь скатерти 12 м2, а длина – 68 см?
- Сторона квадрата равна 3 см. Найди периметр и площадь данного квадрата.
В ходе решения задач учащиеся усваивают смысл арифметических действий, связь между компонентами и результатами действий, зависимость между величинами, построение математических моделей, грамотность изложения собственных рассуждений.
Вывод: Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка. На мой взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, я помогаю ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждаю у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала.
Чтобы вычислительный навык при изучении умножения и деления был более прочен, я использую задания развивающего характера.
- Вставь числа, чтобы получились верные равенства:
3+3+3+3+… = 3-6 12+12+12-7= …*3-7
- Догадайся, какое число нужно зачеркнуть в каждом ряду, чтобы числовой ряд был составлен по определенному правилу:
А) 5,10, 15, 16, 20, …
Б) 4, 8, 12, 15, 16, 20, …
В) 54, 48, 47, 42, 36, …
3. Вместо точек поставь знаки действий, чтобы получились верные равенства:
9…2 = 9…9 8…4 = 8…3…8
- Не вычисляя, найди в каждом столбике «лишнее» выражение
9*5 8*4
9*6-6 8*5-4
9*4+9 8*3+8
9*6-9 8*5-8
Такие задания способствуют развитию памяти, внимания и навыка вычислений умножения и деления. А так же способствуют усвоению изученной темы и доведение вычислительного приема до автоматизма.
В целях формирования осознанных, обобщенных и рациональных навыков вычислительного приема происходит после того, как учащиеся усвоят материал, являющийся теоретической основой этого вычислительного приема.
Вычислительные группы приемов, которые я использую в своей работе:
1. Приемы, теоретической основой которых является конкретный смысл арифметических действий.
К ним я отношу: приемы сложения и вычитания чисел в пределах 10 для случаев вида а±2, а±3, а±4, а±0;
прием нахождения табличных результатов умножения,
прием нахождения табличных результатов деления (только на начальной стадии) и деления с остатком,
приемы умножения единицы и нуля.
Это первые приемы вычислений, которые я ввожу сразу после ознакомления учащихся с конкретным смыслом арифметических действий и на основе выполнения операций над множествами.
2. Приемы, теоретической основой которых служат свойства арифметических действий.
К этой группе я отношу большинство вычислительных приемов. Это приемы сложения и вычитания для случаев вида: 53±20, 47 ± 3, 30-6, 9+3, 12-3, 35 ± 7, 40 ± 23, 57±32, 64±18, аналогичные приемы для случаев сложения и вычитания чисел, больших, чем 100,
приемы умножения и деления для случаев вида 12 х 5, 5 х 12, 81:3, 18 х 40, 180:20, аналогичные приемы умножения или деления для чисел, больших ста.
Сначала изучаем соответствующие свойства и на их основе ввожу приемы вычислений.
3. Приемы, теоретической основой которых являются связи между компонентами и результатами арифметических действий.
К ним я отношу приемы для случаев вида: 9 – 7, 24 : 3, 80 : 20, 54 : 18, 9: 3, 0:6.
При введении этих приемов сначала рассматриваю связи между компонентами и результатами действий сложения или умножения, а затем на этой основе ввожу вычислительный прием.
4. Приемы, теоретической основой которых является изменение результатов арифметических действий в зависимости от изменения одного из компонентов. Это приемы округления при выполнении сложения и вычитания чисел (45+19, 612- 298) и приемы умножения и деления на 5, 25, 50.
При введении этих приемов предварительно изучаю соответствующие зависимости.
5. Приемы, теоретической основой которых являются вопросы нумерации чисел. Это приемы для случаев вида: а±1, 10+7, 7+10, 17- 10,17 – 7, 67х10, 1200:100, аналогичные приемы для больших чисел.
Введение этих приемов предусматриваю после изучения соответствующих вопросов нумерации.
После изучения каждого вычислительного приема, я провожу контроль за усвоением изученного материала.
Например:
Одним из видов контроля, который я использую в своей работе, математический тренажер. Например, тренажер по теме «Сложение и вычитание с переходом через 10»:
№1
9 +2
8 + 8
7 + 4
6 + 6
9 + 3
8 + 7
7 + 5
12 – 7
12 – 5
15 – 8
15 – 7
11 – 9
11 – 2
16 – 8
11 - 4
11 – 7
12 – 6
11 – 3
11 – 8
9 + 4
6 + 5
Такой набор примеров учащийся должен записать ответы за одну минуту.
Пример одного набора тренажа по усвоению таблицы умножения за минуту:
№5
3 х 8
12 : 4
6 х 5
27 : 3
7 х 8
6 х 2
4 х 3
36 : 9
9 х 7
56 : 8
2 х 9
64 : 8
8 х 9
42 : 6
6 х 8
15 : 3
7 х 7
36 : 6
4 х 5
25 : 5
5 х 8
32 : 4
9 х 5
81 : 9
9 х 3
24 : 3
8 х 4
36 : 4
63 : 7
12 : 3
Такие математические тренажеры дают возможность проследить на сформированностью вычислительного навыка каждого учащегося.
- В своей работе для проверки овладения вычислительным навыком я так же использую Тестовый контроль. Это и –
- быстрота проверки выполненной работы,
- -оценка достаточно большого количества учащихся;
- - возможности проверки усвоения теоретического материала;
- - проверка большого объема материала малыми порциями;
- - объективность оценки результатов выполненной работы.
Данные тесты дают мне возможность учесть и реализовать индивидуальные особенности каждого учащегося, экономят учебное время, вносят разнообразие в используемые формы контроля. Это удобный во всех отношениях тренажёр, который поможет, проверяя знания и умения ребёнка, потренировать его в самых разнообразных учебных действиях.
Подводя итоги работы над сформированностью вычислительных навыков, я получила следующие результаты:
У 55% учащихся высокий уровень, у 40% - средний, у 10% - низкий.
Современный уровень развития науки и техники требует глубоких и прочных математических знаний. Математические расчеты, основные на использование алгоритмов основных математических действий, являются составной частью трудовой деятельности рабочего, инженера, экономиста и др., поэтому одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков, которые я использую в своей работе.
Формирование вычислительных умений и навыков — сложный длительный процесс, эффективность которого во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и способов организации вычислительной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе."
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе." Содержит методические приёмы,пути и способы активизации с помощью которых учитель мож...
Формирование ИКТ – компетентности учащихся на уроках математики в начальной школе
«Формирование ИКТ – компетентности учащихся на уроках математики в начальной школе».Горланова Н.В.,учитель начальных классов....
Личностно-ориентированный подход к учащимся на уроках математики в начальной школе
Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок может раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. Сам ребенок еще не осознает своих возможностей, путь его собственного развития ему е...
"Личностно - ориентированный подход к учащимся на уроках математике в начальной школе"
Данная презентация поможет учителю при поддготовке к урокам математике в начальных классах....
публичное представление опыта "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе".
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках математики в начальной школе
Познавательная активность является важнейшей личностной способностью, позволяющая учащемуся адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся ин...
Обобщение педагогического опыта по теме «Использование современных технологий обучения на уроках математики в начальной школе в процессе реализации ФГОС»
Обобщение педагогического опыта по теме «Использование современных технологий обучения на уроках математики в начальной школе в процессе реализации ФГОС»...