Педагогические техники развития УУД у учащихся на уроке математики в начальной школе .
статья

Садовник Татьяна Борисовна

Статья Педагогические техники развития УУД у учащихся на уроке математики в начальной школе .

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                   Садовник Татьяна Борисовна

                                                                                ГБОУ школа 332

                                                                                Невского       района

                                                                               г  Санкт-Петербург

Педагогические техники развития УУД у учащихся на уроке математики в начальной школе .

 « Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

                                                                                                                                  Джон Дьюи

Начальная школа играет важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое обязано обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику главной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достижение данной цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

Овладение универсальными учебными действиями дает возможность учащимся самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности на основе формирования умения учиться. Эта возможность связанна с тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, связывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. свою жизненную позицию

Познавательные действия включают действия поиска, исследования отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слушать, слышать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

В основе курса математики лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.

Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в различных системах знаний, но и эффективно использовать их для решения практических и жизненных задач.

Уже на первых уроках перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Любая задача, предназначенная для развития или оценки уровня сформированности УУД предполагает осуществление субъектом (в свёрнутом или развёрнутом виде) следующих навыков: ознакомление-понимание — применение – анализ – синтез - оценка.

 Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

Основным механизмом реализации целей и задач современного образования является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность. В этом и заключается принцип деятельности. Нацеленность курса математики на формирование приёмов умственной деятельности позволяет реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация, учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка), и создать дидактические условия для овладения УУД.

Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от способов организации учебной деятельности младших школьников, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.

Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод), которые нацеливают обучающихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения математике содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию у учащихся положительного отношения к школе

Уже на первых уроках перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций , которые осуществляет для их решения. Ребенок включается в конструктивное, предметное общение. Учитель формирует у ученика умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль, вести диалог, со временем осуществлять смысловое чтение и т.п. При этом учителю необходимо четко объяснять ученику, какое общение принято в семье, школе, обществе, а какое – недопустимо. В учебниках есть задания для их выполнения в парах, что позволяет ученикам использовать полученные знания в практических ситуациях, вопросы и задания, задачи, направленные на развитие коммуникативных УУД

На всех этапах усвоения математического содержания приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они могут выполняться как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы в парах или индивидуально.

В процессе такой работы формируются умения: контролировать, оценивать свои действия и вносить соответствующие коррективы в их выполнение. При этом необходимо, чтобы учитель активно включался в процесс обсуждения. Для этой цели могут быть использованы различные методические приёмы: организация целенаправленного наблюдения; анализ математических объектов с различных точек зрения; установление соответствия между предметной-вербальной-графической-символической моделями; предложение заведомо неверного способа выполнения задания-«ловушки»; сравнение данного задания с другим, которое представляет собой ориентировочную основу; обсуждение различных способов действий. При этом дети учатся правилам работы в группе (паре), прививаются умения осознанности и критичности своих действий.

В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.

Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики решает следующие образовательные задачи:

Уроки математики реализуют следующие цели обучения: полноценное интеллектуальное развитие, формирование мыслительных процессов, логического мышления, а так же математическую подготовку учащихся. Коммуникативные УУД формируются, когда:

‐ ученик учится отвечать на вопросы;

‐ ученик учится задавать вопросы;

‐ ученик учится вести диалог;

‐ ученик учится пересказывать сюжет;

‐ учащихся учат слушать – перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».

Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Основным на уроках математики в сфере личностных УУД считаю действие смыслообразования, т. е. установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал», и уметь находить ответ на него;

В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания).

В заключении, хотелось бы подчеркнуть очень важный момент:

при изучении практически всех тем можно формировать все УУД одновременно.

Развитию УУД способствуют базовые образовательные технологии: уровневая дифференциация, проблемное обучение, ИКТ и проектная деятельность.

Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться.

Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях: знаю/могу,  хочу,  делаю. 

Для развития умения оценивать свою работу дети учатся выстраивать алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

Привлечение детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают,  для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

Обучение детей приемам работы в группах (дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения).

Необходимо большое внимание на уроке уделять самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

Создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми у учителя есть возможность определить цель урока.

Уроки математики учат детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат  способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается  память и логические операции мышления детей.

В рамках работы с ценностным материалом и его анализом учитель учит ребенка делать нравственный выбор.

Важно показывать и объяснять, за что была поставлена та или иная отметка. Это учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. В дальнейшем согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

Главным моментом на уроках математики является обучение детей ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

Важно также учить детей на уроках математики разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

Важно выстраивать на уроке общение с детьми с позиции сотрудничества, при этом активно включать каждого в учебный процесс, а также поощрять учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе."

Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе." Содержит методические приёмы,пути и способы активизации с помощью которых учитель мож...

Формирование ИКТ – компетентности учащихся на уроках математики в начальной школе

«Формирование ИКТ – компетентности учащихся на уроках математики в начальной школе».Горланова Н.В.,учитель начальных классов....

Личностно-ориентированный подход к учащимся на уроках математики в начальной школе

Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок может раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. Сам ребенок еще не осознает своих возможностей, путь его собственного развития ему е...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках математики в начальной школе

Познавательная активность является важнейшей личностной способностью, позволяющая учащемуся  адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся ин...

Педагогические техники формирования УУД у учащихся на уроках математики в начальной школе

Педагогические техники формирования УУД у учащихся на уроках математики в начальной школе...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В  начальной школе  мы используем такие технологии, как: технология критического мышления, здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникативная технология, игровая технология,...

Из опыта работы по теме "Развитие вычислительных навыков учащихся на уроках математики в начальной школе

            Развитие активности , самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу  - это требования самой жизни, определяющие во многом то направл...