Рабочая программа по математике для 3 класса.
рабочая программа по математике (3 класс) на тему
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской прорграммы М. И. Моро, М. А. Бантовой "Математика", утвержденной МО РФ (Москва 2004 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г.) по системе обучения "Школа России"
Рабочая программа разработана на основе обязательного минимума содержания начального общего образования образовательной области "Математика", рассчитана на 136 часов в год ( 4 часа в неделю/ федеральный компонент/) в соответствии с Базисным планом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_-3klass.doc | 257.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой « Математика», утвержденной МО РФ (Москва, 2004 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.) по системе обучения « Школа России».
Рабочая программа разработана на основе обязательного минимума содержания начального общего образования по образовательной области «Математика», рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю/федеральный компонент/) в соответствии с Базисным учебным планом
Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.
Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами. В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставят вопросы по ходу выполнения задания, выбирают доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения и др.
Младший школьник получит представление о натуральном числе и нуле, о нумерации чисел в десятичной системе счисления; научится выполнять устно и письменно арифметические действия с числами (в пределах миллиона); научится находить неизвестный компонент арифметического действия; усвоит смысл отношений «больше (меньше) на …», «больше (меньше) в … раз», правила порядка выполнения действий в числовых выражениях; получит представление о величинах, геометрических фигурах; научится решать несложные текстовые задачи.
Цель данной программы:
- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
-воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи программы обучения:
-развить умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок;
-развить логическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения,
проводить несложные систематизации, приводить примеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации и доказательства;
-овладеть алгоритмами устных и письменных вычислений, решением текстовых задач;
- сформировать у учащихся математические представления о числах как результате счета
и измерения, о принципе записи чисел, умений и навыков;
- сформировать осознанные и прочные навыки вычислений;
- сформировать пространственные и геометрические представления, осознанные
способы математической деятельности.
В ходе усвоения содержания курса учащиеся получают возможность:
-использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
-овладеть основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчёта, записи и выполнения алгоритмов;
-приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно – познавательных и учебно – практических задач;
-уметь выполнять устно и письменно арифметические действия с числа;
-решать текстовые задачи, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные с учетом знаний.
Система оценки учебной деятельности учащихся:
Оценивание письменных работ
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
-незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
- неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания – проверка вычислительных умений и навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенных влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действий и полученным результатам;
-несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
- неправильное списывание; данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
-наличие записи действий;
-отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащегося положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
- неправильный ответ на поставленный вопрос;
- неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя; при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
- при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
- неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
- медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальнойособенностью школьника;
- неправильное произношение математических терминов.
Критерии и нормы оценок знаний, умений и навыков по математике
Оценка «5» ставится, если работа выполнена безошибочно, ученик умеет обосновать выбор решения, владеет математической терминологией, нет исправлений;
Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 вычислительные ошибки (но не в ходе решения задачи), имеются незначительные исправления;
Оценка «3» ставится, если допущены 3-4 вычислительные ошибки, работа выполнена небрежно или хотя бы одна ошибка в ходе решения задачи;
Оценка «2» ставится, если допущено 5 и более ошибок.
Письменная работа, содержащая только задачи
Оценка «5»: все задачи решены и нет грубых исправлений;
Оценка «4»: нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 1-2 вычислительные ошибки;
Оценка «3»: хотя бы одна ошибка в ходе решения задачи и одна вычислительная ошибка
или вычислительных ошибок нет, но не решена одна задача;
Оценка «2»: допущена ошибка в ходе решения двух задач
или 1 ошибка в ходе решения задачи и 2 вычислительные ошибки.
Комбинированная работа (задача, примеры и др.задания)
Оценка «5»: работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
Оценка «4»: 1-2 вычислительные ошибки или несколько исправлений;
Оценка «3»: допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий
или 3-4 вычислительные ошибки;
Оценка «2»: более 5 вычислительных ошибок.
Содержание программы:
Арифметический, алгебраический, геометрический материал. Представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и их некоторыми свойствами, а также, основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений. Величины и их измерением. Пространственные понятия, геометрические фигуры, построение, измерение, преобразования фигур. Элементы алгебраической пропедевтики. Схематические и условные обозначения.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума математического образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к математике.
Основные разделы курса:
Числа от 1 до 100: «Сложение и вычитание» - 10 ч.,
«Умножение и деление (табличное)» - 59 ч., ,
«Внетабличное умножение и деление» - 21 ч.,
«Деление с остатком» - 10 ч.,
«Нумерация чисел» - 11 ч.,
«Сложение и вычитание в пределах 1000» - 10 ч.,
«Умножение и деление в пределах 1000» - 9 ч.,
Повторение пройденного за год – 6 ч.
Практическая часть программы
Кол-во контрольных работ – 11
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:
К концу 3 класса обучающиеся должны знать:
- название и последовательность чисел до 1000;
- названия компонентов и результатов арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление);
- таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
-правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них);
- единицы длины, массы, времени и соотношения соответствующих величин.
К концу 3 класса обучающиеся должны уметь:
- читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;
- выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;
- выполнять письменно сложение и вычитание двузначных и трёхзначных чисел в пределах 1000;
- выполнять проверку вычислений;
- решать задачи разных типов в 1-3 действия;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
- находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата).
Перечень учебно-методического обеспечения:
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
1. Учебник М.И.Моро, М.А.Бантова и др. «Математика. 3 класс. Части 1 и 2».- М.: «Просвещение»,2008.
2. Тетрадь на печатной основе М.И.Моро, С.И.Волкова. «Тетрадь по математике. 3 класс. Части 1 и 2».- М.: «Просвещение», 2008.
3. «Школа России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение», 2008Моро,М. И., Бантова, М. А. Дмитриева О. И., Мокрушина О. А.
4. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М. И. Моро и др.: 3 класс.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: ВАКО, 2009.
Календарно-тематическое планирование по математике
Дата по плану | № урока | По фак- ту | Тема урока | Элементы содержания (характеристика деятельности) | Стр. учебника | Стр. Р.Т. | Предполагаемое дом.задание | Дополнительная информация | ||
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (10ч) | ||||||||||
1 | Нумерация чисел в пределах 100. | Работа над повторением названия, последовательности и записи цифрами натуральных чисел от 1 до 100; разряды чисел; повторение математических терминов (слагаемые, сумма, разность и др.) | С.4 | С.3-4 | С.4 №3 (3,4), 6 | Жикалкина Т.К. «Система игр на уроках математики». М.: Новая школа, 1996 | ||||
2 | Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. | Отработка приёмов сложения и вычитания с переходом через разряд; приём «дополнения до круглого десятка»; переместительное свойство сложения; письменные приёмы (решение «в столбик») | С.5 | С.3-4 | С.5 №6,8 | Г.»Начальная школа» №38, 1995. | ||||
3 | Выражение с переменной. | Повторение латинских букв в выражениях с переменной; подготовительная работа к повторению уравнений; письменные приёмы сложения и вычитания; работа с геометрическими фигурами, вычисление периметра | С.6 | С.5 | Ушакова Т.В. « Геометрические задания и задачи для младших школьников»,С-П, Литера,2006 | |||||
4 | Решение уравнений. | Обобщение знаний об уравнении; сравнение уравнений и выражений с переменной; решение текстовых и логических задач | С.7 | С.6 | Р.Т. с.5 №7, с.6 №11 | Зак А.З. «Как развивать логическое мышление?». М, АРКТИ,2001. | ||||
5,6 | Решение уравнений на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действия сложения. | Знакомство с новым способом решения уравнений; повторение единиц длины и их соотношений; задания на развитие глазомера | С.8 | С.7 | С.8 №8, 9 | |||||
7 | Решение задач на нахождение суммы и остатка. | Анализ работ (коллективная и инд.работа над ошибками); отработка разных способов решения уравнений; решение задач разными способами | С.9 | С.10 №4,№7 Р.Т.с.7 №2,3 | ||||||
8 | Обозначение геометрических фигур буквами. | Знакомство с заглавными латинскими буквами; правильный способ прочтения буквенного обозначения фигуры; сравнение предметов по размерам; работа с чертёжно-измерительными инструментами | С.10-11 | С..13 №17 | Ушакова Т.В. « Геометрические задания и задачи для младших школьников»,С-П, Литера,2006 | |||||
9,10 | Обобщение и систематизация изученного материала. | Устные и письменные приёмы сложения и вычитания; пространственные отношения; работа над усвоением математической терминологии; решение задач разных видов | С.12-14 | С.11 №8, с.12 №14 | Жикалкина Т.К. «Система игр на уроках математики». М.: Новая школа, 1996 | |||||
Умножение и деление. Табличное умножение и деление. (59 ч) | ||||||||||
11 | Умножение. Задачи на умножение. | Повторить конкретный смысл умножения, взаимосвязь умножения и сложения; разграничение суммы одинаковых слагаемых и разных; составление задач по кратким записям | С.16 | С.8 | 1).Р.Т.с. 8 №2,3 2).Р.Т.с.8 №2,4 | |||||
12 | . | Связь между компонентами и результатом действия умножения. | Установление взаимосвязи между результатом компонентами умножения; составление карточек – схем; отработка чтения матем.выражений; | С.17 | С.9 | |||||
13 | . | Чётные и нечётные числа. | Знакомство с понятиями «чётные» и «нечётные» числа; проверка владения математической терминологией и выч.навыками; работа над разными видами текстовых и логических задач; составление программы решения задачи; задания на развитие творческого нестандартного мышления | С.18 | С.10 | 1).Р.Т.с.10 №8,9 2).Р.Т.с.10 №8,10 | Сухин И.Г. «Занимательные материалы. Начальная школа». М.: ВАКО, 2004 | |||
14 | Контрольная работа №1 |
| Контрольная работа. | |||||||
15 | Работа над ошибками. Таблица умножения и деления на 3. | Повторение в разных игровых формах таблицы на 3; работа с программами решения задач; нахождение периметра фигуры; порядок действий | С.19 | С.19 №5,8 | ||||||
16 | Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость. | Знакомство с новым типом задач; работа над понятиями «цена», «количество», «стоимость»; вариативность записи условия; отработка вычислительных навыков | С.20 | С.11 | С.20 №2, 6 | |||||
17 | Решение задач с величинами. | Анализ ошибок в ходе работы; работа над задачами с величинами: масса1,кол-во,масса всех; сопоставление с др.задачами с величинами | С.21 | С.12 | 1).с.21 №5, 6 2).С.21 доп.задание | http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200702403 | ||||
18 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. | Расширение знаний о порядке выполнения действий; отработка приёмов; составление карточек-схем; решение уравнений; математические ребусы | С.22-23 | С.13 | С.23 №2(3), 3 | |||||
19 | Порядок выполнения действий. Закрепление изученного материала. | Отработка вычислительных навыков; геометрические фигуры, их буквенные обозначения, нахождение периметра; практический способ нахождения решения логических задач | С.24 | С.14- 15 | Р.Т.с.14 №21, 22 | |||||
20 | Обобщение и систематизация изученного материала. | Отработка взаимосвязи между результатом и компонентами действий; сравнение именованных чисел; решение текстовых задач и составление обратных к ним; игра «11 палочек» | С.27-28 | С.16-18 | С.28 №15, 19 | Жикалкина Т.К. «Система игр на уроках математики». М.: Новая школа, 1996. | ||||
21 | Умножение числа 4 и на 4, соответствующие случаи деления. | Составление таблицы умножения 4 и на 4; решение уравнений; составление задач по заданному типу | С.30 | С.19 | Уч.таблицу, 1).с.30 №4 2).с.30 №6 (доп.) | |||||
22 | Контрольная работа №2 |
|
|
|
| |||||
23 | Знакомство с задачами на увеличение числа в несколько раз. | Работа над задачами нового типа; повторение буквенных выражений и уравнений; составление обратных задач | С.32 | С.21 | ||||||
24 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | Закрепление умения решать задачи нового типа; знакомство с вариантами краткой записи (схематический рисунок и чертёж); практическая работа с геометрическим материалом | С.33 | С.22 | С.33 №5 | Чилингирова В.Л. «Играя, учимся математике». М.:Просвещение, 1995 | ||||
25 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | Организация учебного диалога в ходе изучения материала. Знакомство с задачами нового типа; соотнесение с задачей на увеличение числа в несколько раз; работа с неравенствами; решение уравнений | С.34 | С.23 | С.34 №5 (3,4),6 | Г. «Начальная школа» №39, 1998 | ||||
26 | Контрольная работа №3 | |||||||||
27 | Работа над ошибками. Решение задач на уменьшение числа в несколько раз. | Анализ ошибок в работе; решение задач изученных видов; черчение отрезков заданной длины, нахождение длин отрезков | С.35 | С.24 | ||||||
28 | Умножение числа 5 и на 5, соответствующие случаи деления. | Работа над составлением таблицы умножения числа5; решение задач; работа с буквенными выражениями | С.36 | С.25 | С.36 №2 (3,4),4 | http://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/mathemnach/nachmaturoc/tablurok.html | ||||
29 | Задачи на кратное сравнение. | Знакомство с задачами нового типа; работа с геометрическим материалом; обучение доказательству | С.37 | С.26-27 | Р.т. С.27 №58,59 | |||||
30-31 | Решение задач на кратное сравнение. | Отработка способа решения задач на кратное сравнение; правило нахождения неизвестного числа; | С.38-39 | С.27-28 | 1).С.38 №2, с.39 №2 2).Р.Т. с.27 №58,59 | http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200901501 | ||||
32 | Решение задач изученных типов. | Решение задач разных видов; работа с геометрическим материалом (пространственное мышление) | С.39 | С.29 | ||||||
33 | Умножение числа 6 и на 6, соответствующие случаи деления. | Анализ ошибок, допущенных в К.Р.; Составление и заучивание таблицы умножения числа 6; работа с буквенными выражениями; нахождение и исправление ошибок в ходе решения уравнений | С.40 | С.40 №5,7 | ||||||
34 | Закрепление изученных таблиц умножения. Решение задач. | Закрепление вычислительных навыков в ходе решения текстовых задач, выражений с переменной; работа с геометрическим материалом (пространственно-логическое мышление) | С.41 | С.30-32 | С.41 №5 (3),2 | http://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/mathemnach/nachmaturoc/------6---.html http://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/mathemnach/nachmaturoc/-------3-.html | ||||
35 | Решение составных задач. | Игра «Молчанка» (с тройками цифр), работа с Танграмом; решение составных задач; отработка вычислительных навыков | С.42 | С.33-35 | ||||||
36,37 | Решение задач изученных видов. | Сравнение решений задач; составление задач по программам; решение уравнений; подготовительная работа к изучению площади фигуры | С.43, 48 | С.36-37 | 1).Р.Т.,с.36 №88,90 2).Р.Т.,с.37 №93,94 | |||||
38 | Умножение числа 7 и на 7, соответствующие случаи деления. | Составление и заучивание таблицы; решение уравнений способом подбора; изменение длины отрезков в соответствии с условием задания | С.44 | Уч.табл., с.44 №4,6 | http://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/mathemnach/nachmaturoc/--------7.html http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200801402 | |||||
39,40 | Обобщение и систематизация изученного материала. | Решение задач изученных видов; порядок действий в выражениях со скобками; самостоятельная работа в форме теста | С.45-47 | С.38 | С.46 №10 (2,3), №21 | |||||
41 | Площадь. Единицы площади. | Знакомство с понятием «площадь» (на основе наложения ); определение площади разных фигур; решение уравнений; отработка вычислительных навыков | С.50-51 | С.39-40 | http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200400103 | |||||
42 | Единица измерения площади - квадратный сантиметр. | Знакомство с новой единицей измерения при помощи мерок; нахождение площади при помощи мерок; игра «Математическое солнышко»; решение задач | С.52-53 | С.41 | С.53 №6, 8 (3,4) | |||||
43,44 | Площадь прямоугольника. | Знакомство с правилом нахождения площади прямоугольника ( на практической основе); выполнение чертежей фигур заданных размеров, высчитывание площади; игра «Угадалочка» | С.54-55 | С.42-43 | Р.Т., с.42 №109, 110 | http://www.4stupeni.ru/stady/konspekt_3_mat/1335-ploshhad-pryamougolnika.html | ||||
45 | Контрольная работа№4 | |||||||||
46 | Работа над ошибками. Умножение числа 8 и на 8, соответствующие случаи деления. | Анализ ошибок; составление таблицы умножения числа 8; решение задач; решение уравнений | С.56 | |||||||
47 | Закрепление таблицы умножения числа 8. | Сравнение и решение задач; наблюдение за изменением делителя и частного; сравнение уравнений, определение большего значения неизвестного | С.57 | С.44-46 | С.57 №2 (2,3), с.58 №5 | |||||
48 | Решение составных задач. | Нахождение множителей по произведению; отработка решения составных задач; решение разными способами; задачи с недостающими данными; программа решения задачи | С. 58 | С.44-46 | 1).Р.Т., с.44 №115,116 2).с.58 №1,3 | |||||
49 | Умножение числа 9 и на 9, соответствующие случаи деления. | Составление и заучивание таблицы; объяснение значения выражений в контексте задачи; работа с единицами длины | С.59 | Уч.табл., Р.Т.,с.46 №119, 122 | ||||||
50 | Знакомство с единицей измерения площади – квадратным дециметром. | Знакомство с новой единицей измерения; соотношение единиц; нахождение площади объектов в классе; решение текстовых и геометрических задач | С.60-61 | С.47 | ||||||
51 | Таблица умножения. Систематизация знаний. | Работа с карточками на знание табличных произведений; отработка отношений «больше в», «во сколько раз больше» в ходе решения текстовых задач | С.62 | С.48-49 | Р.Т., с.49 №132, 134 | http://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/mathemnach/nachmaturoc/l-----r-.html | ||||
52 | Контрольная работа №5 | |||||||||
53 | Работа над ошибками. Обобщение и систематизация изученного материала. | Анализ контрольных работ. Работа с таблицей Пифагора; решение текстовых задач; выполнение действий в выражениях со скобками и без | С.63 | С.50 | Р.Т..с.50 №135, 136 | |||||
54 | Единица измерения площади – квадратный метр. | Практическое знакомство с кв.метром; решение геометрических задач; работа с таблицей Пифагора; задания на конструирование | С.64-65 | С.65 №4 (1,2), с.66 №4 | Лазуренко Л.В. «Занимательные материалы к урокам математики». Волгоград: «Учитель АСТ»,2005. | |||||
55 | Обобщение и систематизация изученного материала. | Включение новой изученной информации в общую структуру путём выполнения действий с величинами, решения текстовых и геометрических задач | С.66-67 | С.51-52 | ||||||
56 | Обобщение и систематизация изученного материала. | Решение уравнений методом подбора и с помощью правила; составление равенств и неравенств; решение простых и составных задач | С.68-69 | С.53-54 | С.68 №13 (2,3), 21 | |||||
57 | Контрольная работа №6 | |||||||||
58 | Работа над ошибками. Обобщение и систематизация изученного материала. | Анализ ошибок; решение задач геометрического содержания; решение задач на построение и преобразование фигур | С.70-71 | С.55-56 | Р.Т.,с.56 №148,151 | |||||
59 | Умножение на 1. | Знакомство с правилом умножения на 1; решение задач; определение длин сторон по данному периметру | С.72 | С.57 | ||||||
60 | Умножение на 0. | Знакомство с правилом умножения на 0; решение уравнений; работа с Танграмом; решение задач | С.73 | С.57-58 | С.73 №4,7 (3,4) | |||||
61 | Случаи деления вида 6:6,6:1. | Знакомство с частными случаями деления на основе взаимосвязи умножения и деления; работа с площадью фигур | С.74 | С.59 | С.74 №5 (3,4),3 | |||||
62 | Деление нуля на число. | Знакомство с правилом деления нуля на число; решение выражений на порядок действий; составление равенств | С.75 | С.60 | 1).С.75 №6 (2) 2).Р.Т.,с.60 №163 | |||||
63 | Решение составных задач в 3 действия. | Составление выражений к задачам в 3 действия; работа с дополнением равенств и неравенств; нахождение площади фигуры | С.76-77 | С.61-62 | ||||||
64 | Доли. | Знакомство с понятием «доли»; соотношение долей на наглядной основе; решение уравнений | С.80-81 | 65-66 | Р.Т.,с.66 №177, 179 | |||||
65 | Круг. Окружность. | Знакомство с понятиями «круг», «окружность», «центр окружности», «радиус»; построение окружности (безопасная работа с циркулем); нахождение долей | С.82-83 | С.67-68 | ||||||
66 | Диаметр окружности (круга). | Знакомство с понятием «диаметр»; нахождение радиусов и диаметра круга; решение простых задач на нахождение части числа | С.84-85 | С. 69-70 | С.82-84, правила; с.85 №4,7 | |||||
67 | Единицы времени. Год, месяц. | Расширение знаний о единицах времени; работа с календарём; решение текстовых задач | С.86-87 | С.71-73 | 1).Р.Т., с.72 2).Р.Т., с.73 | |||||
68 | Обобщение и систематизация изученного материала. | Решение задач с единицами времени; сравнение единиц времени; умножение 1 и 0 | С.88-90 | С.74-75 | С.90 №2, 8 (3,4) | |||||
69 | Обобщение и систематизация изученного материала. | Отработка вычислительных навыков; составление равенств и неравенств из данных выражений; нахождение периметра и площади фигуры | С.91-95 | С.76-79 | ||||||
Внетабличное умножение и деление (21 ч) | ||||||||||
70 | Умножение и деление круглых чисел. | Знакомство с приёмом умножения; подготовительная работа к делению с остатком; порядок действий в выражениях | С.4 | С.3-5 | С.4 №2,4 | |||||
71 | Случаи деления вида 80:20. | Соотнесение примеров с ответами; знакомство с новым приёмом деления поисковым методом; решение текстовых задач | С.5 | С.5-7 | 1).С.5 №5,6 2).Р.Т.,с.5 | |||||
72 | Умножение суммы на число. | Изучение различных способов умножения суммы на число (практическая работа); нахождение периметра прямоугольника | С.6 | С.8-10 | Р.Т., с.10 №19 | |||||
73 | Умножение суммы на число. | Умножение суммы на число разными способами в ходе решения текстовых задач; сравнение выражений без вычислений (на основе доказательства) | С.7 | С.11, 14 | ||||||
74 | Умножение двузначного числа на однозначное. | Повторение переместительного свойства умножения и свойства умножения суммы на число; работа с алгоритмом умножения; работа с логическими задачами | С.8 | С.12,15 | Р.Т., с.15 №33,34 | Сухин И.Г. «Занимательные материалы. Начальная школа». М.: ВАКО, 2004 | ||||
75 | Умножение двузначного числа на однозначное. | Отработка алгоритма умножения; составление задачи по таблице и плана решения; решение уравнений с одинаковыми числами | С.9 | С.13-14 | С.9 №4,6 | http://www.4stupeni.ru/stady/konspekt_3_mat/1590-urok-po-teme-umnozhenie-dvuznachnogo-chisla-na.html | ||||
76 | Решение задач на приведение к единице. | Знакомство с новым типом задачи, составление плана и программы решения; умножение 1 и 0; нахождение периметра | С.10 | С.16-17 | Р.Т., с.17 №39,40 | |||||
77 | Обобщение и систематизация изученного материала. | Решение задач изученных видов; выражения с переменной; работа над развитием математического языка | С,11 | С.18 | ||||||
78 | Контрольная работа№7 | |||||||||
79 | Работа над ошибками. Деление суммы на число. | Анализ ошибок в к.р.; знакомство с приёмом деления суммы на число; решение задач разными способами; составление задачи по выражению | С.13 | С.19 | 1).С.12 №3 2).С.13 №4,5 | |||||
80 | Деление суммы на число. | Составление выражений; решение текстовых задач; отработка вычислительных навыков | С.14 | С.20-21 | С.14 №4,6 | |||||
81 | Деление двузначного числа на однозначное. | Замена чисел суммой разрядных слагаемых; работа над алгоритмом деления; подбор недостающих данных в задаче | С.15 | С.22 | ||||||
82 | Правила нахождения делителя и делимого. | Взаимосвязь умножения и деления; деление двузначного числа на однозначное с опорой на алгоритм; решение текстовых и логических задач | С.16 | С.23-24 | Р.Т., с.24 №57, 58 | Сухин И.Г. «Занимательные материалы. Начальная школа». М.: ВАКО, 2004 | ||||
83 | Проверка действия деления. | Взаимосвязь умножения и деления; решение уравнений; нахождение площади фигуры; подготовительная работа к изучению деления с остатком | С.17 | С.25-26 | С.17 №4,7 | |||||
84 | Деление двузначного числа на двузначное. | Нахождение частного способом подбора; решение уравнений; работа над нестандартными математическими задачами | С.18 | С.27 | С.18 №2 (3,4) Р.Т.с.27№60-69 | |||||
85 | Проверка действия умножения. | Взаимосвязь умножения и деления; работа с отрезками; дополнение недостающих данных в задаче и её решение | С.19 | С.28 | ||||||
86 | Контрольная работа № 8 | |||||||||
87,88 | Работа над ошибками. Решение уравнений. | Анализ ошибок в к.р.; решение уравнений разных видов; составление задачи по выражению | С.20-21 | С.20 №5,8 (1,2) | ||||||
1 89,90 | Обобщение и систематизация изученного материала. | Отбор и решение уравнений по заданию; исправление ошибок в вычислениях; оперирование математическим языком в ходе организации игры | С.22-23 | С.30 | С.23 №8,11 | |||||
Деление с остатком (10ч) | ||||||||||
91 | Знакомство с делением с остатком. | Знакомство с конкретным смыслом деления с остатком; выполнение деления на основе изображений; площадь и доли фигуры | С.24 | С.31 | Р.Т., с.31 №81-83 | |||||
92 | Деление с остатком. Правило остатка. | Наблюдение над соотношением остатка и делителя; решение текстовых задач на нахождение долей; работа над вариантами решения нестандартных задач | С.25 | С.32 | ||||||
93 | Деление с остатком. | Организация работы исследовательской лаборатории (выявление необходимости прочного знания таблицы умножения); решение задач; работа по нахождению долей отрезка | С.26 | С.33 | С.26 №5, 6 (1,2) | |||||
94 | Деление с остатком методом подбора. | Знакомство с методом подбора при выполнении деления с остатком; решение и составление задач, обратных данной | С.27 | С.34-35 | 1).Р.Т., с.35 №93,92 2). Р.Т., с.35 №94,95 | |||||
95 | Задачи на деление с остатком. | Обобщение известных способов деления; решение задач на деление с остатком; игра в «четвертинки», «половинки» | С.28 | С.36 | Р.Т., с.36 №96,97 | |||||
96 | Случаи деления, когда делитель больше делимого. | Разбор частных случае деления с остатком; решение задач; выражения с переменной; решение уравнений | С.29 | С.37 | ||||||
97, 98 | Проверка деления с остатком. | Отработка двухступенчатой проверки деления с остатком; решение задач геометрического содержания; работа над нестандартными задачами | С.30-33 | 1).С.31 №1,5 2).С.31 №6,8 | Сухин И.Г. «Занимательные материалы. Начальная школа». М.: ВАКО, 2004 | |||||
99 | Контрольная работа № 9 | |||||||||
100 | Работа над ошибками. Обобщение и систематизация изученного материала. | Анализ ошибок в к.р.; отработка взаимосвязи остатка и делителя; разные виды деления; решение текстовых и логических задач | С. 34 | С.38 | 1).с.34 №24,25 2).с.33 №23,22 | Керова Г.В. «Нестандартные задачи по математике. 1-4 классы». Вако Мастерская учителя, 2008 | ||||
Нумерация. Числа от 1 до 1000. (11 ч) | ||||||||||
101 | Устная нумерация чисел в пределах 1000. | Числа натурального ряда от 100 до 1000; деление с остатком; решение текстовых задач | С.36 | С.36 №5,7 | ||||||
102 | Устная нумерация чисел в пределах 1000. | Десятичный состав трёхзначных чисел; работа на счётах; составление и решение уравнений | С.37-38 | С.39 | Лазуренко Л.В. «Занимательные материалы к урокам математики». Волгоград: «Учитель АСТ»,2005. | |||||
103 | Единицы первого, второго и третьего разрядов. | Работа на счётах; значение места цифры в числе; отношения именованных чисел | С.38-39 | С.40 | Р.Т., с.40 №4,5 | |||||
104 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000. | Работа над чтением и записью трёхзначного числа; десятичный состав чисел; составление задачи по выражению; сравнение площадей и периметров квадратов | С.40 | С.40 №5,8 | ||||||
105 | Увеличение, уменьшение числа в 10, 100 раз. | Приём увеличения, уменьшения числа в 10, 100 раз; арифметический диктант; решение уравнений; изменение вопроса задачи в соответствии с изменением способа решения | С.41 | С.41 №4,6 | ||||||
106 | Приёмы устных вычислений в пределах 1000. | Замена числа суммой разрядных слагаемых; обучение доказательству разных способов решения задачи; устные вычисления, основанные на разрядном составе чисел | С.42-43 | Лазуренко Л.В. «Занимательные материалы к урокам математики». Волгоград: «Учитель АСТ»,2005. | ||||||
107 | Сравнение трёхзначных чисел. | Способы сравнения чисел; отработка устных приёмов вычислений; решение уравнений разных видов; выражения с переменной | С.44-45 | С.41 | Р.Т., с. 41 №8,9 | |||||
108 | Римские цифры. | Урок-презентация; знакомство с историей возникновения цифр; знакомство с римскими цифрами; образование римских чисел | С.46-47 | С.44 | Р.Т., с.44 №16-18 | |||||
109 | Единицы массы. Грамм. | Знакомство с новой единицей массы; практическая работа по определению массы предметов; отработка вычислительных навыков | С.48 | С.45 | 1).С.48 №2,4 2). С.48 №5,доп. | |||||
110 | Обобщение и систематизация изученного материала. | Решение выражений не порядок действий; действия с трёхзначными числами, деление с остатком | С.49-50 | 1).С.50 №13,15 2).С.50 №12,14 | ||||||
111 | Обобщение и систематизация изученного материала. | Решение текстовых и геометрических задач; преобразование величин; нахождение долей | С.51-52 | С.46 | ||||||
Сложение и вычитание (10ч) | ||||||||||
112 | Приёмы устных вычислений. | Разрядный состав чисел; перенос известного материала на новый; соотношения величин; выбор уравнений по действию | С.54 | С.47 | С.54 №3,6 | |||||
113 | Приёмы устных вычислений для случаев вида 450+30, 620-200. | Игра «Новоселье» (дополнение чисел до данного); увеличение (уменьшение) числа в несколько раз; решение задач | С.55 | С.48 | С.55 №4,7 | |||||
114 | Приёмы устного сложения и вычитания вида 470+80, 560-70. | Свойства сложения; вычисление значений выражений удобным способом; деление с остатком; решение текстовых задач по составленной программе | С.56 | С.49-50 | 1).Р.Т., с.49 №7,8 2).Р.Т., с. 50 №9,10 | |||||
115 | Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140. | Разбор разных способов вычислений; дополнение именованных чисел до данного; составление и решение задачи | С.57 | С.51 | ||||||
116 | Приёмы письменных вычислений. | Организация учебного диалога в ходе изучения нового материала; наблюдение над способом письменных вычислений знакомого материала и нового; геометрические задачи | С.58 | С.52 | С.51 №4,5 | |||||
117 | Письменное сложение трёхзначных чисел. | Урок самостоятельной работы с новым материалом; составление и решение задач, обратных данной | С.59-60 | С.53 | С.59 №3,5 | |||||
118 | Письменное вычитание трёхзначных чисел. | Урок самостоятельной работы с новым материалом; сравнение чисел; подбор пропущенных данных в уравнение | С.61-62 | С.54-55 | Р.Т., с.54 №20,21 | |||||
119 | Виды треугольников. Обобщение изученного материала. | Практическая работа по складыванию треугольников из полос бумаги; работа над понятиями «равносторонний», «разносторонний», «равнобедренный» треугольники | С.63-64 | С. 56 | С.63 № 2 | http://www.uchportal.ru/load/46-1-0-1969 | ||||
120 | Контрольная работа №10 | |||||||||
121 | Работа над ошибками. Обобщение и систематизация изученного материала. | Анализ ошибок в к.р.; работа над математическим языком; нахождение доли числа; копирование геометрических фигур, нахождение их площади | С.65-66 | С.57-58 | С.66 №18,20 | |||||
Умножение и деление (9 ч) | ||||||||||
122 | Умножение и деление. Приёмы устных вычислений. | Организация учебного диалога в ходе изучения нового материала; решение текстовых задач; нахождение и определение видов треугольников | С.68 | С.59 | ||||||
123 | Умножение и деление трёхзначных чисел. Устные приемы вычислений. | Знакомство с приёмом, основанном на разрядных слагаемых; решение задач разными способами; работа с программами равенств, нахождение недостающих чисел | С.69 | С.60 | Р.Т., с.60 №4-6 | |||||
124 | Приёмы устных вычислений в пределах 1000. | Взаимосвязь умножения и деления; исправление неверного решения уравнений; сравнение долей именованных чисел | С.70 | С.61 | С.70 №2,7 | |||||
125 | Приёмы устных вычислений в пределах 1000. Закрепление изученного материала. | Сравнение решения задач; составление задачи по выражению; проверка деления с остатком; задание на пространственное мышление | С.71-72 | С.62 | Р.Т., с.62 №10, 12 | Верзилина Е.В. «Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики». Курск, 1998. | ||||
126 | Приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. | Знакомство с приёмом умножения в столбик; работа над алгоритмом умножения; решение задач; работа по составлению верных равенств | С. 73-74 | С.63 | Р.Т., с.63 №16,17 | |||||
127 | Письменные приёмы умножения с переходом через разряд. | Работа над алгоритмом умножения с переходом через разряд; решение текстовых задач; нахождение целого по его части | С.75 | С.64 | С.75 №3,5 | |||||
128 | Письменные приёмы умножения в пределах 1000. | Обобщение способов устных и письменных приёмов умножения; разные способы краткой записи условия задачи; решение нестандартных задач | С.76 | С.65 | С.76 34 (3,4), 7 | Верзилина Е.В. «Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики». Курск, 1998. | ||||
129 | Обобщение и систематизация изученного материала. | Обобщение способов устных и письменных приёмов умножения; деление с остатком; решение нестандартных задач | С.77 | |||||||
130 | Итоговая контрольная работа. /№ 11/ | |||||||||
131 | Итоговое повторение ( 6 ч.) Работа над ошибками. Деление трехзначного числа на однозначное. | Анализ ошибок в к.р.; знакомство с приёмом деления в столбик; решение текстовых задач | С.78 | С.66 | Р.Т., с.66 №24-26 | |||||
132 | Приёмы письменного деления чисел. | Работа над алгоритмом деления; работа над преобразованием задачи и её решение; решение уравнений | С.79-80 | С.67 | Р.Т., с.67 №27,28 | |||||
133 | Проверка деления. | Взаимосвязь деления и умножения; классификация уравнений по группам; решение текстовых задач | С.81-83 | С.68-69 | С.81 №5,6 | |||||
134 | Приёмы письменного деления чисел. Закрепление изученного материала. | Отработка навыков письменных вычислений; выражения с переменной и уравнения (сопоставление) | С.84-85 | С.70 | С.85 № 10,11 | |||||
135, 136 | Обобщение и систематизация изученного материала. | Вычислительные приёмы в пределах 1000; соотношения именованных чисел; решение уравнений разными способами | С.86-88 | С.71-72 | Р.Т., с.72 №43,44 |
Список литературы:
1. Петерсон Л. Игралочка в 2-х частях: Математика для детей и их родителей.-М.: Дрофа,2001.
2. Ушакова Т.В. Учимся считать быстро. 1-4 классы .-М.:АСТ-Астрель,2003.
3. Кандауров И.Н. Решаем задачи по математике: Решение типовых задач, подробное объяснение решения, задачи для проверки.-Ярославль,1998.
4.Ушакова О.Д. Математика, 3 класс .-Волгоград: Учитель,2008.
5.Дмитриева Е.В. Пособие с вопросами и заданиями для начальной школы .-М.Дрофа,2004.
6.Узорова О. В. Самый быстрый способ выучить таблицу умножения.-Ярославль: Академия развития, 2007.
7.Берестова Е.В. Математика: 3 класс. Найди ошибку. Запомним .-
Волгоград: Учитель,2002.
8.Узорова О. В. 3000+ бонус примеров по математике. (Счет в пределах 10).3класс –М.Дрофа,2006.
9.Быкова Т. Нестандартные задачи по математике 3класс: Ко всем учебникам по математике за 3 класс .-М.:Просвещение,2009.
10.Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения: Пособие для учителя.- М. ; Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
Рабочая программа по математике 4 класс. Учебник: 1.Дорофеев Г. В. Математика, учебник 4 класс/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. -М.: Просвещение,2014.
Аннотацияк календарно-тематическому планированиюпо математике 4 Б класса 1. Количество часов: 136 часов, 4 часа в неделю.2. Учитель: Валиулли...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике. 1 класс.( Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник по математике для 1 класса в 2 частях.)
Математика(132 часа в год, 4 часа в неделю)Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник для 1 класса в 2 частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начал...