Рабочая программа по математике для 1 класса
учебно-методический материал по математике (1 класс) по теме

Кирилина Ольга Николаевна

Рабочая программа по математике для 1 класса ( Н.Б. Истомина , "Гармония")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx45.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 362

Московского района Санкт-Петербурга

«Принято»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Педагогический совет ГБОУ школы

№ 362

Протокол № ____

От__ ________2013г.

Заместитель

директора по УВР ГБОУ школы № 362

____________________  

_____________ ______

____  ___________2013 г.

Директор ГБОУ школы № 362

_________________

Серова Т.Н.

«____»___________2013 г.

Приказ № __  от  ___ _____2013г.

Рабочая программа по математике

для 1 б класса

                            Срок реализации программы:  2013 – 2014 учебный год.

                                      Автор -  разработчик  Кирилина О.Н.

Санкт-Петербург

2013 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике в 1 классе (далее Рабочая программа) построена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения и на основе программы  для начального образования Истоминой Н.Б. «Математика» (УМК «Гармония») Изд. «Ассоциация XXI век, Смоленск.

        .

        Целью изучения математики в 1 классе является формирование математической грамотности учащихся  через развитие вычислительных умений в пределах 20 и умения решать практические задачи.

        Задачи:

  1. формировать познавательный интерес к учебному предмету «Математика»;
  2. развивать пространственное воображение;
  3. развивать вычислительные умения складывать и вычитать числа в пределах 20;
  4. развивать умение решать простые задачи;
  5. развивать способность к интеллектуальной деятельности.

Общая характеристика курса

        Особенностью курса является логика построения его содержания. Курс построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действий в контексте нового содержания. Это способствует формированию у учащихся представлений о взаимосвязи изучаемых вопросов, помогает им осознать, какими знаниями и видами деятельности (универсальными и предметными) они уже овладели, а какими пока еще нет, что оказывает положительное влияние на познавательную мотивацию учащихся и целенаправленно готовит их к принятию и осознанию новой учебной задачи, которую сначала ставит учитель, а впоследствии и сами дети. Такая логика построения содержания курса создает условия для совершенствования УУД на различных этапах усвоения предметного содержания и способствует развитию у учащихся способности самостоятельно применять УУД для решения практических задач, интегрирующих знания из различных предметных областей.

Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т. д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения математике содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию у них положительного отношения к школе (к процессу познания).

Эффективным методическим средством для формирования универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) является включение в учебник заданий, содержащих диалоги, рассуждения и пояснения персонажей Миши и Маши. Эти задания выполняют различные функции: их можно использовать для самоконтроля; для коррекции ответов Миши и Маши, которые могут быть один - верным, другой - неверным, оба верными, но неполными, требующими дополнений; для получения информации; для овладения умением вести диалог, для разъяснения способа решения задачи и пр.

В результате чтения, анализа и обсуждения диалогов и высказываний Миши и Маши учащиеся не только усваивают предметные знания, но и приобретают опыт построения понятных для партнера высказываний, учитывающих, что партнер знает и видит, а что - нет, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия, формулировать собственное мнение и позицию, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, строить монологическую речь, владеть диалоговой формой речи.

В основе составления учебных заданий лежат идеи изменения, соответствия, правила и зависимости. С точки зрения перспективы математического образования вышеуказанные идеи выступают как содержательные компоненты обучения, о которых у младших школьников формируются общие представления, которые являются основой для дальнейшего изучения математических понятий и для осознания закономерностей и зависимостей окружающего мира.

Особенностью курса является использование калькулятора как средства обучения младших школьников математике, обладающего определёнными методическими возможностями. Калькулятор можно применять для постановки учебных задач, для открытия и усвоения способов действий, для проверки предположений и числового результата, для овладения математической терминологией и символикой, для выявления закономерностей и зависимостей, то есть использовать его для формирования УУД. Помимо этого в первом классе калькулятор можно использовать и для мотивации усвоения младшими школьниками табличных навыков. Например, проведение игры «Соревнуюсь с калькулятором», в которой один ученик называет результат табличного случая сложения на память, а другой - только после того, как он появится на экране калькулятора, убеждает малышей в том, что знание табличных случаев сложения позволит им обыграть калькулятор. Это является определённым стимулом для усвоения табличных случаев сложения, вычитания и активизирует память учащихся.

Особенностью курса является новый методический подход к обучению решения задач, который сориентирован на формирование обобщенных умений читать задачу, выделять условие и вопрос, устанавливать взаимосвязь между ними и , используя математические понятия, осуществлять перевод вербальной модели 9текст задачи) в символическую (выражения, равенства). Необходимым условием данного подхода в практике обучения является организация подготовительной работы к обучению решению задач, которая включает:1) формирование у учащихся навыков чтения; 2) усвоение детьми предметного смысла сложения и вычитания, отношений «больше на», «меньше на», разностного сравнения (для этой цели используется прием соотнесения предметных, вербальных, графических и символических моделей); 3) формирование приемов умственной деятельности; 4) умение складывать и вычитать отрезки и использовать их для интерпретации различных ситуаций.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Математика» в первом классе начальной школы отводится 4ч в неделю, 132 ч в год  (33 учебные недели).

 

  Требования к знаниям и умениям учащихся,

оканчивающих 1 класс,  по математике.

Метапредметные умения:

        Регулятивные:

 ученик получит возможность научиться

        - принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

        - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

        - различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

        - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

        - выполнять учебные действия в материализованной, громкой речевой и умственной форме;

        - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

        Познавательные:

        ученик получит возможность научиться

        - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

ученик получит возможность научиться

– выражать в речи свои мысли и действия;

– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет.

– задавать вопросы;

– использовать речь для регуляции своего действия.

– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Планируемые результаты обучения математике в 1 классе.

Ученик научится:

–    читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 100;

– читать, записывать, складывать и вычитать величины (массы, длины), используя  единицы величин и соотношения между ними (килограмм, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр),

– выполнять устно сложение и соответствующие случаи вычитания:

  • однозначных чисел, когда результат сложения не превышает 10 (на уровне навыка);
  • круглых десятков, когда результат сложения – двузначное число;
  • двузначных и однозначных чисел без перехода в другой разряд;
  • двузначных чисел и круглых десятков;

– распознавать, называть и изображать геометрические фигуры (точку, прямую и кривую линию, луч, отрезок, ломаную);

– чертить отрезок  заданной длины;

- измерять длину отрезка, пользуясь единицами длины: сантиметр, дециметр, миллиметр;

- сравнивать длины отрезков, пользуясь циркулем;

Ученику будет предоставлена возможность научиться:

- правильно использовать в речи названия компонентов и результатов сложения и вычитания;

-  распознавать одну и ту же информацию, представленную в различных моделях (предметных, вербальных, графических и символических);

- сравнивать и обобщать информацию, представленную в различных моделях (предметных, вербальных, графических и символических), в строках и столбцах несложных таблиц; 

– устанавливать закономерность — правило, по которому  составлен ряд предметов, чисел или величин;

– классифицировать предметы или числа по одному или нескольким основаниям и объяснять свои действия.

Содержание программы

Взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве (выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, между и др.). Описание местоположения предмета. Признаки (свойства) предметов (цвет, форма, размер). Изменение признаков предметов. Общий признак совокупности предметов. Признаки сходства и различия предметов. Представление о закономерностях. Составление последовательности предметов по определённому правилу. Работа с информацией, представленной в виде рисунка, текста, таблицы, схемы. Перевод информации из одной формы в другую (текст рисунок, символы - рисунок, текст - символы и др.). Конструирование простейших высказываний. Логические выражения, содержащие связки «...и...», «...или...», «если..., то...», «верно/неверно, что...», «каждый» и др.

Предметный смысл отношений «больше», «меньше», «столько же». Сравнение количества предметов в совокупностях (выделение пар). Представление о взаимнооднозначном соответствии. Способы установления взаимнооднозначного соответствия.

Понятия «число» и «цифра». Счёт. Количественная характеристика групп предметов. Взаимосвязь количественного и порядкового чисел. Представление о числе как о результате счёта. Представление о цифрах как о знаках, с помощью которых записывается число (количество) предметов. Отрезок натурального ряда чисел от 1 до 9.

Присчитывание и отсчитывание по одному предмету.

Представление о прямой и кривой линиях. Линейка как инструмент для проведения прямых линий. Проведение прямой через одну точку, через две точки. Точка пересечения прямых линий. Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Изображение прямых и кривых линий на плоскости. Пересечение кривых и прямых линий.

Представление о луче. Существенный признак изображения луча (точка, обозначающая его начало). Различное расположение луча на плоскости. Варианты проведения лучей из данной точки. Обозначение луча одной буквой. Пересечение лучей.

Отрезок. Существенные признаки отрезка (проводится по линейке, имеет два конца и длину). Обозначение отрезка двумя буквами. Построение отрезка. Представление о длине отрезка. Визуальное сравнение длин отрезков. Циркуль как инструмент для сравнения длин отрезков. Измерение и сравнение длин отрезков с помощью мерок.

Линейка как инструмент для измерения длин отрезков. Построение отрезка заданной длины.

Ломаная (замкнутая и незамкнутая), построение, сравнение длин ломаных с помощью циркуля и линейки.

Изображение числового луча. Последовательность выполняемых действий при построении числового луча. Запись чисел (натуральных), соответствующих данным точкам на числовом луче. Сравнение длин отрезков на числовом луче.

Неравенства. Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счёте. Числовой луч как средство самоконтроля при записи неравенств.

Предметный смысл сложения. Знак действия сложения. Числовое выражение (сумма). Числовое равенство. Названия компонентов и результата действия сложения (первое слагаемое, второе слагаемое, сумма, значение суммы). Изображение сложения чисел на числовом луче. Верные и неверные равенства. Предметные модели и числовой луч как средства самоконтроля вычислений. Переместительное свойство сложения. Состав чисел 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Преобразование неравенств вида 6 > 5 в неравенства 4 + 2 >5, 6 3 + 2, 4 + 2 > 3 + 2.

Предметный смысл вычитания. Знак действия. Числовое выражение (разность). Названия компонентов и результата действия (уменьшаемое, вычитаемое, значение разности). Изображение вычитания чисел на числовом луче. Предметные модели и луч как средства самоконтроля вычислений.

Представление о целом и его частях. Взаимосвязь сложения и вычитания. Таблица сложения в пределах 10 и соответствующие ей случаи вычитания.

Предметный смысл отношений «больше на...», «меньше на...». Запись количественных изменений (увеличить на..., уменьшить на...) в виде символической модели. Использование математической терминологии (названий компонентов, результатов действий, отношений) при чтении равенств. Число нуль как компонент и результат арифметического действия. Увеличение (уменьшение) длины отрезка на данную величину.

Отношение разностного сравнения (На сколько больше? На сколько меньше?). Предметный смысл отношений. Модель отношений «На сколько больше...?», «На сколько меньше...?». Построение разности двух отрезков.

Построение предметной модели по ситуации, данной в виде текста.

Двузначные числа, их разрядный состав. Модель десятка. Счёт десятками. Названия десятков. Чтение и запись двузначных чисел. Сложение и вычитание десятков. Прибавление (вычитание) к двузначному числу единиц (без перехода в другой разряд). Увеличение (уменьшение) двузначного числа на несколько десятков.

Введение термина «величина». Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр. Сложение и вычитание величин (длина). Представление о массе предметов. Единица массы - килограмм. Сравнение, сложение и вычитание массы предметов.

Введение термина «схема». Моделирование отношений с помощью отрезков. Моделирование числовых выражений на схеме.

  

Тематическое планирование

Тема

Содержание

Характеристика деятельности учащихся

Стр. в учеб-нике

Допол.

лите-

ратура

Вид

Конт-

роля

Признаки, расположе-ние и счёт предметов (10 ч)

№ 1-53

Признаки предметов (цвет, форма, размер, количество). Изменение признаков предметов. Общий признак совокупности предметов.

Признаки сходства и различия предметов (цвет, форма, размер, количество). Составление последовательности предметов по определённому правилу. Представление о закономерностях. Сравнение количества предметов в совокупностях (выделение пар).

Работа с информацией, представленной в виде рисунка. Изменение количества предметов.

Взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве (выше–ниже, слева–справа,

сверху–снизу, между и т. д.). Описание местоположения предмета в пространстве и на плоскости.

Находить объекты на плоскости и в пространстве по данным отношениям (слева–справа, вверху–внизу, между).

Описывать в речевой форме местоположение предмета, пользуясь различными отношениями (выше–ниже, слева–справа, вверху–внизу и др.).

Выделять признаки сходства и различия двух объектов (предметов).

Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос.

Выявлять правило (закономерность), по которому изменяются признаки предметов (цвет, форма, размер и др.) в ряду и выбирать предметы для продолжения ряда по тому же правилу.

Составлять фигуры различной формы из данных фигур.

Описывать в речевой форме иллюстрации ситуаций, пользуясь отношениями «длиннее–короче», «шире–уже», «выше–ниже».

Сравнивать объекты, ориентируясь на заданные признаки.

Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы.

Составлять рассказы по картинкам (описывать последовательность действий, изображённых на них, используя порядковые и количественные числительные).

3-27

Отношения больше, меньше, столько же (3 ч)

№ 54-62

Предметный смысл отношений «больше», «меньше», «столько же». Представление о взаимнооднозначном соответствии. Способы установления взаимнооднозначного соответствия. Образование пар предметов. Счёт.

Представление о других видах соответствий.

Моделировать различные способы установления взаимнооднозначного соответствия на предметных моделях.

Анализировать модель взаимнооднозначного соответствия двух совокупностей и находить (обобщать) признак, по которому образованы пары.

Анализировать ситуации с точки зрения заданных отношений.

Использовать логические выражения, содержащие связки: «если…, то…», «каждый», «не».

Изменять предметную модель в соответствии с данным условием.

Слушать ответы одноклассников, анализировать и корректировать их.

28-33

Однознач-ные числа. Счёт. Цифры.

(14 ч)

№ 63-121

Введение понятий «число» и «цифра». Представление о числе как о результате счёта. Представление о цифре как о знаке, с помощью

которого записывается число (количество) предметов. Запись и чтение цифр и чисел.

Варианты выбора двух предметов из трёх.

Отрезок натурального ряда чисел от 1 до 9.

Присчитывание и отсчитывание по одному предмету. Счёт. Вербальная (название),

предметная (совокупность предметов),

символическая (знак–цифра) модель числа.

Устанавливать соответствие между вербальной, предметной и символической моделями числа.

Выбирать символическую модель числа (цифру) по данной предметной и вербальной модели.

Записывать цифрой количество предметов.

Определять число способов выбора одного предмета из данной совокупности предметов.

Разбивать предметы данной совокупности на группы по различным признакам (цвет, форма, размер).

Обозначать предметы кругами (квадратами, треугольниками).

Планировать последовательность действий в речевой форме при выполнении задания.

Находить (исследовать) признаки, по которым изменяется каждый следующий в ряду объект,

Выявлять (обобщать) закономерность и выбирать из предложенных объектов те, которыми можно продолжить ряд, соблюдая ту же закономерность.

Находить основание классификации, анализируя и сравнивая информацию, представленную рисунком.

Выполнять логические рассуждения, пользуясь информацией, представленной в вербальной и наглядной (предметной) форме, используя логические выражения, содержащие связки: «если…, то…», «или», «не» и др.

Выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу.

Обосновывать свой выбор в речевой и наглядной форме.

Присчитывать и отсчитывать по одному предмету.

Слушать ответы одноклассников, анализировать и корректировать их.

34-57

Точка. Прямая и кривая линии

(2 ч).

№ 122-133

Представление о прямой линии. Линейка как инструмент для проведения прямых линий.

Проведение прямой через одну точку,

через две точки. Точка пересечения прямых линий. Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Изображение прямых и кривых линий на плоскости. Пересечение кривых и прямых линий на плоскости.

Моделировать прямую линию, перегибая лист бумаги.

Проводить (строить), пользуясь линейкой, прямые линии через одну точку.

Определять количество прямых, изображённых на рисунке.

Определять количество точек пересечения прямых, изображённых на рисунке.

Различать визуально прямые и кривые линии и контролировать свой выбор с помощью линейки.

Различать замкнутые и незамкнутые кривые линии.

Слушать ответы одноклассников, анализировать и корректировать их.

58-62

Луч. (2 ч).

№ 134-139

Представление о луче. Существенный признак изображения луча (точка, обозначающая его начало). Различное расположение луча на плоскости. Варианты проведения лучей из данной точки. Обозначение луча одной буквой.

Пересечение лучей.

Различать изображения луча и прямой.

Выражать в речевой форме признаки сходства и отличия в изображении прямой и луча.

Выбирать из двух лучей на рисунке те, которые могут пересекаться, и те, которые не пересекутся.

Строить точку пересечения двух лучей, точку пересечения прямой и луча.

Определять количество лучей, изображённых на рисунке.

63-64

Отрезок. Длина отрезка.

(5 ч).

№140-163

Построение отрезка. Существенные признаки отрезка (проводится по линейке, имеет два конца

и длину). Обозначение отрезка двумя буквами. Представление о длине отрезка. Визуальное сравнение длин отрезков. Циркуль – инструмент для сравнения длин отрезков. Измерение и сравнение длин отрезков с помощью «мерок».

Линейка как инструмент для измерения длин отрезков. Единица длины – сантиметр. Построение отрезка заданной длины. Запись длины отрезка в виде равенства.

Строить отрезок с помощью линейки.

Выражать в речевой форме признаки сходства и различия в изображениях луча и отрезка.

Находить отрезки на сложном чертеже.

Сравнивать длины отрезков визуально (длина меньше, больше, одинаковая) и с помощью циркуля.

Моделировать геометрические фигуры из палочек (треугольник, квадрат, прямоугольник).

Обозначать количество предметов отрезком.

Выбирать пары отрезков, соответствующих данному отношению (длиннее, короче, одинаковой длины).

Называть отрезки, пользуясь двумя буквами.

Выбирать мерку, которой измерена длина отрезка.

Строить отрезок, заданной длины, с помощью циркуля.

Измерять и записывать длину данного отрезка в сантиметрах. Строить отрезок, заданной длины (в сантиметрах).

Сравнивать длины сторон треугольника, квадрата, прямоугольника визуально и с помощью циркуля.

Слушать ответы одноклассников, анализировать и корректировать их.

65-73

Числовой луч.

(2 ч).

№164-168

Изображение числового луча. Последовательность выполняемых действий при построении луча. Запись чисел (натуральных),

соответствующих данным точкам на числовом луче. Сравнение длин отрезков на числовом луче.

Строить числовой луч по инструкции (действовать по плану).

Записывать числа, соответствующие точкам, отмеченным на числовом луче.

Определять количество мерок в отрезках, данных на числовом луче.

Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок «… и/или..», «если…, то…».

Слушать ответы одноклассников, анализировать и корректировать их.

74-75

Неравенст-ва.  (3 ч).

№169-180

Запись неравенства. Замена слов «больше», «меньше» соответствующими знаками.

Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счёте.

Сравнивать количество предметов в двух совокупностях и записывать результат, используя знаки >, <.

Проверять на числовом луче результаты сравнения. (Моделировать сравнение чисел на числовом луче.)

Выявлять правило, по которому составлены два и более неравенств.

Записывать различные неравенства с числами, которые соответствуют точкам на числовом луче.

76-79

Сложение. Перемес-тительное свойство сложения. (13 ч).

№181-266

Предметный смысл сложения. Знак действия сложения. Числовое выражение (сумма). Числовое равенство. Названия компонентов

и результата действия сложения: первое слагаемое, второе слагаемое, сумма, значение суммы. Изображение сложения чисел на числовом луче. Верные и неверные равенства. Предметные модели и числовой луч как средства самоконтроля. Переместительное свойство сложения. Состав чисел: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Запись однозначных чисел в виде суммы двух слагаемых (таблица сложения). Установка на запоминание состава однозначных чисел (карточки для самопроверки результатов).

Преобразование неравенств вида 6 > 5 в неравенства 4 + 2 > 5, 6 > 3 + 2, 4 + 2 > 3 + 2.

Описывать в речевой форме ситуации (действия с предметами), изображённые на рисунках.

Анализировать рисунки с количественной точки зрения.

Выбирать знаково-символические модели (числовые выражения), соответствующие действиям, изображённым на рисунке.

Изображать сложение чисел на числовом луче (графическая модель).

Выбирать числовой луч, на котором изображено данное равенство.

Записывать равенство, изображённое на данном числовом луче.

Проверять истинность равенства на предметных и графических (числовой луч) моделях.

Выбирать рисунок, которому соответствует данное равенство.

Выбирать равенства, которые соответствуют данному рисунку.

Записывать равенство, изображённое на числовом луче.

Записывать равенство, соответствующее рисунку.

Набирать определённое количество денег, пользуясь различными монетами.

Находить количество предметов, пользуясь присчитыванием и отсчитыванием по единице.

Выявлять правило, по которому составлена таблица, и заполнять её в соответствии с правилом.

Выявлять сходство и различие данных выражений и равенств.

Преобразовывать неравенства вида 6…5 в неравенства вида 2 + 4…2 + 3.

Дополнять равенства пропущенными числами.

Вычислять значения сумм из трёх, четырёх слагаемых, выполняя последовательно действие сложения слева направо.

Выявлять основание для классификации группы предметов.

Моделировать ситуацию, используя условные обозначения.

Анализировать выражения, составленные по определённому правилу.

Записывать выражения по определённому правилу

Использовать карточки для запоминания состава однозначных чисел и для самоконтроля.

Записывать сложение длин отрезков в виде равенства.

80-110

Вычитание. (4 ч).

Часть 2.

№1-18

Предметный смысл вычитания. Знак действия. Числовое выражение (разность). Названия

компонентов и результата действия (уменьшаемое, вычитаемое, значение разности).

Изображение вычитания чисел на числовом луче.

Предметные модели и луч как средства самоконтроля вычислений. Взаимосвязь сложения и вычитания. Построение предметной модели по данной ситуации.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие вычитания (предметные, вербальные, графические и символические модели).

Записывать равенство, которое изобразили на числовом луче.

Выбирать предметную модель, которая соответствует данной разности.

Находить значение разности, пользуясь предметной моделью вычитания.

Находить результат вычитания, пользуясь отсчитыванием предметов.

Выбирать разность с наибольшим значением в данных выражениях с одинаковыми уменьшаемыми

Выбирать числовой луч, на котором изображено данное равенство.

Проверять истинность равенства на предметных и графических (числовой луч) моделях.

3-10

Целое и части.

(5 ч).

№ 19-32

Представление о целом и его частях. Взаимосвязь сложения и вычитания. Таблица сложения в пределах 10 и соответствующие

ей случаи вычитания.

Составлять объект из двух данных частей.

Выделять части предмета.

Соотносить рисунки с равенствами на сложение и вычитание.

Моделировать ситуацию, используя условные обозначения.

Составлять равенства на сложение и вычитание, пользуясь предметной моделью.

Соотносить графическую и символическую модели, пользуясь словами «целое», «часть», «отрезок», «мерка».

Вычислять значения выражений, выполняя последовательно действия слева направо, и проверять полученный результат на числовом луче.

Записывать равенства, соответствующие графической модели.

Проверять на числовом луче, какие равенства верные, а какие неверные.

Записывать неверные равенства в виде неравенств.

Выбирать из данных выражений те, которые соответствуют предметной модели, и находить их значения.

Составлять, если это возможно, четыре верных равенства, пользуясь тремя данными числами.

Конструировать простейшие высказывания

с помощью логических связок «… и/или..», «если…, то…», «неверно, что…».

11-18

Отношения: «больше на…»,  «меньше на…»,  «увеличить на…», «умень-шить на…»

(5 ч).

№ 37-63

Предметный смысл отношений «больше на…», «меньше на…». Запись количественных изменений («увеличить на…», «уменьшить на…») в виде символической модели. Использование математической терминологии (названий компонентов, результатов действий, отношений) при чтении равенств. Число нуль как компонент и результат арифметического действия. Увеличение длины отрезка на данную величину. Уменьшение длины отрезка на данную величину.

Заменять предметную модель символической.

Читать равенства, используя математическую терминологию.

Выбирать пару предметных совокупностей (картинок), соответствующих данному отношению.

Выбирать символические модели, соответствующие данным предметным моделям.

Записывать данные числа в порядке возрастания (убывания) и проверять ответ на числовом луче.

Выявлять и обобщать правило (закономерность), по которому изменяется в ряду каждое следующее число, продолжать ряд по тому же правилу.

Сравнивать выражения (сумма, разность) и записывать результат сравнения в виде неравенства.

Выявлять закономерности в изменении данных выражений.

Моделировать ситуацию, используя условные обозначения.

19-29

Отношения: «на сколько больше?», «на сколько меньше?» (4 ч).

№ 64-80

Предметный смысл отношений (разностное сравнение). Модель отношений. «На сколько больше…?», «На сколько меньше…?»

Построение разности двух отрезков.

Моделировать отношения «На сколько больше…?», «На сколько меньше…?»

Выбирать предметные модели, соответствующие данному равенству.

Преобразовывать графическую модель в символическую.

Анализировать способ построения разности двух отрезков, проговаривать план действий.

Записывать равенства, соответствующие предметной модели.

Выбирать на сложном чертеже отрезки, которые нужно сложить (вычесть), чтобы получить данный отрезок.

30-36

Двузначные числа. Названия и запись.

(4 ч).

№ 81-108

Запись числа 10 цифрами 1 и 0. Модели десятка и единицы. Запись числа 10 в виде суммы двух

однозначных чисел. Счёт десятками. Структура двузначного числа. Запись двузначного числа в виде десятков и единиц. Разряды двузначного числа. Чтение и запись двузначных чисел.

Названия десятков. Правила чтения и записи двузначных чисел от 10 до 19, от 20 до 99.

Моделировать состав числа 10, используя предметные, графические, символические модели.

Записывать двузначное число в виде десятков и единиц, пользуясь его предметной моделью.

Записывать двузначное число цифрами, пользуясь его предметной моделью.

Выявлять правило (закономерность) в названии десятков.

 Записывать двузначное число по его названию

Выявлять закономерность в названии двузначных чисел, содержащих один десяток.

Записывать двузначные числа, отмеченные точками на числовом луче.

Устанавливать соответствие между предметной и символической моделями числа.

Выбирать символическую модель числа, соответствующую данной предметной модели.

Преобразовывать предметную (символическую) модель по данной символической (предметной)модели.

Классифицировать двузначные числа по разным основаниям.

Использовать предметные модели (десятка и единиц) для обоснования записи и чтения двузначных чисел.

37-47

Двузначные числа. Сложение и вычитание.

(9 ч).

№ 109-175

Сложение (вычитание) десятков. Запись двузначных чисел в виде суммы двух слагаемых.

Сложение двузначных и однозначных чисел без перехода в другой разряд. Увеличение (уменьшение) двузначных чисел на несколько десятков.

Наблюдать изменение в записи двузначного числа при его увеличении (уменьшении) на несколько десятков (единиц), используя предметные модели

и калькулятор.

Обобщать приём сложения (вычитания) десятков («круглых» двузначных чисел).

Выявлять закономерность в записи ряда чисел.

Группировать числа, пользуясь переместительным свойством сложения. Выбирать из данных чисел те, с которыми можно составить верные равенства.

Увеличивать (уменьшать) любое двузначное число на 1.

Выбирать выражения, соответствующие данному рисунку (предметной модели), и объяснять, что обозначает каждое число в выражении.

Записывать двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Выявлять (обобщать) правило, по которому составлены пары выражений.

Обозначать данное количество предметов отрезком.

Располагать данные двузначные числа в порядке возрастания (убывания).

Записывать различные двузначные числа, используя данные две или три цифры (с условием их повторения в записи числа), способом перебора или с помощью таблицы.

Выявлять закономерность в записи числового ряда.

Выбирать предметную, графическую или символическую модель, которая соответствует данной ситуации.

Моделировать ситуацию, данную в виде текста.

Записывать равенства, соответствующие данным рисункам.

Выявлять правило, по которому составлена таблица, и составлять по этому правилу равенства.

Выбирать выражения, соответствующие данному условию, и вычислять их значения.

Дополнять равенства пропущенными в них цифрами, числами, знаками.

48-65

Ломаная.

(2 ч).

№ 176-184

Построение ломаной. Звенья и вершины ломаной. Обозначение вершин ломаной

буквами. Замкнутая и незамкнутая ломаные. Сравнение длин ломаных с помощью циркуля

и линейки.

Соотносить информацию о ломаной с её изображением.

Выбирать ломаную из данных совокупностей различных линий.

Описывать последовательность действий при сравнении длин ломаных линий.

Использовать циркуль и линейку для сравнения длин ломаных.

Выбирать ломаную линию, соответствующую данному условию.

Строить ломаную линию из данных отрезков.

66-67

Длина. Сравнение. Измерение. (16 ч).

№ 185-277

Сравнение длин предметов. Введение термина «величина». Знакомство с единицами длины –

миллиметром, дециметром. Запись сложения и вычитания величин (длина).

Сравнивать длину предметов с помощью циркуля, с помощью линейки.

Измерять длину отрезков, пользуясь линейкой как инструментом для измерения (единицы длины: сантиметр, миллиметр, дециметр).

Определять соотношение единиц длины, используя линейку как инструмент для измерения длины отрезков.

Строить отрезки заданной длины (в сантиметрах, дециметрах, миллиметрах).

Записывать результаты сравнения величин с помощью знаков >, <, =.

Записывать данные величины в порядке их возрастания (убывания).

Увеличивать (уменьшать) длину отрезка в соответствии с данным требованием.

Разбивать данные числа на две группы по определённому признаку.

Вставлять в данные неравенства и равенства пропущенные знаки арифметических действий, цифры.

Использовать различные способы доказательств истинности утверждений (предметные, графические модели, вычисления, измерения, контрпримеры).

Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.

70-99

Введение термина «схема».

Находить на схеме отрезок, соответствующий данному выражению.

Изображать в виде схемы данную ситуацию.

Обосновывать в речевой форме соответствие схемы и ситуации.

Масса. Сравнение и измерение.

(4 ч).

№ 278-297

Представление о массе предметов. Знакомство с единицей массы – килограммом. Сравнение, сложение и вычитание массы предметов.

Сравнивать предметы по определённому свойству (массе).

Определять массу предмета по информации, данной на рисунке.

Обозначать массу предмета отрезком.

Выбирать отрезок, соответствующий данной массе.

Использовать схему (рисунок) для решения простейших логических задач.

Записывать данные величины в порядке их возрастания (убывания).

Выбирать однородные величины.

Выполнять сложение и вычитание однородных величин.

Выявлять правило (закономерность) записи величин в данном ряду.

Анализировать житейские ситуации, требующие измерения массы предметов.

100-106

Работа с информа-цией.

Сбор информации на основе анализа предметных, вербальных, графических и символических моделей.

Описание:

1) предметов и их признаков (цвет, форма, размер, количество);

2) отношений;

3) величин на основе полученной информации.

Конструирование простейших высказываний. Логические выражения, содержащие связки «…и…», «…или…», «если…,то…», «верно/

неверно, что…», «каждый» и др.

Упорядочение математических объектов. Составление конечной последовательности (цепочки), предметов, чисел, геометрических

фигур и др.

Чтение и заполнение несложной готовой таблицы.

Осуществлять поиск информации в соответствии с заданием или вопросом.

Понимать информацию, представленную в виде рисунка, текста, таблицы, схемы.

Анализировать, сравнивать и обобщать

(с помощью учителя или самостоятельно) полученную информацию.

Использовать информацию для установления количественных и пространственных отношений,

причинно-следственных связей.

Строить и объяснять простейшие логические выражения.

Находить общее свойство группы предметов, чисел, геометрических фигур. Проверять его выполнение для каждого объекта группы.

Планировать и проводить несложные исследования, связанные с поиском, представлением и интерпретацией информации.

Переводить информацию из одной формы в другую (текст–рисунок, символы–рисунок, текст–символы и др.).

Проверь себя, чему ты научился

в 1 классе (мои достижения

№ 298-314

Контрольные и самостоятельные работы.

107-110

Средства контроля.

        Контроль осуществляется в нескольких направлениях: текущий, тематический и итоговый. Текущий контроль осуществляется методом наблюдения за деятельностью учащихся на уроках и путём организации небольших самостоятельных работ. Тематический контроль проводится с помощью тематических тестов.        Итоговым контролем служит контрольная работа. За выполненные учащимися контрольные работы оценка в виде отметки не ставится. По результатам работ заполняется мониторинговые таблицы достижений на каждого ученика.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

Рабочая программа по математике 4 класс. Учебник: 1.Дорофеев Г. В. Математика, учебник 4 класс/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. -М.: Просвещение,2014.

Аннотацияк календарно-тематическому планированиюпо математике  4 Б класса  1.    Количество часов: 136 часов, 4 часа в неделю.2.    Учитель:  Валиулли...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике. 1 класс.( Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник по математике для 1 класса в 2 частях.)

Математика(132 часа в год, 4 часа в неделю)Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник для 1 класса в 2 частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начал...