Деятельностный метод в обучении. Открытвй урок математики по теме "Угол. Прямой угол".
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме
Урок математики во 2 классе по теме "Угол. Прямой угол" на основе деятельностного метода ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_matematiki_2_klass_po_teme_ugol.pryamoy_ugol.1.docx | 13.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок математики во 2 классе по теме: «Угол. Прямой угол».
Учитель начальных классов: Егорова А.Н.
Данный урок разработан и проведён в рамках конкурса «Учитель года» с целью демонстрации опыта работы по применению деятельностной технологии в начальной школе по образовательной системе «Перспектива» во 2 классе, автор учебника Л.Г. Петерсон, 2012-2013 учебный год.
Цель:
1). Сформировать представление об угле и его элементах, способность к распознаванию и обозначению углов;
2).Познакомить с понятием «прямой угол»;
3).Учить находить прямой угол с помощью чертёжного угольника;
Задачи:
•Отрабатывать навыки анализа и решения задач;
•Пополнять активный запас детей; учить работать в паре;
•Развивать математическую речь, мыслительные операции;
•Формировать познавательный интерес;
•Способствовать здоровьесбережению детей;
•Соблюдать гигиенические требования к уроку;
Тип урока: ознакомление с новой темой.
План урока:
- Орг.момент.
- Мотивация к учебной деятельности.
- Акуализация знаний, фиксация проблемы - затруднение в деятельности.
- Открытие нового знания.
- Первичное закрепление, составление алгоритма действий.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Рефлексия.
Оборудование для урока:
демонстрационный материал: презетнация, картинка «Точки», угольник, карточки со словами: «Угол», «Прямой угол», «Вершина,стороны», «Перпендикулярные прямые», «Чертежный угольник».
раздаточный материал: модели лучей (из картона), чертежный угольник, лист бумаги (квадрат).
Ход урока:
- Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
- Мотивация к учебной деятельности.
Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
– В начале урока мне хочется напомнить известное вам высказывание А. Нивена.
Математику нельзя изучать наблюдая, как это делает сосед.
А. Нивен
– Прочитайте его хором.
– Как вы понимаете смысл этих слов? (Если смотреть, как другие анализируют, сравнивают, преодолевают какие-то трудности, а сам ты этого ничего не делаешь. То математику знать не будешь).
– Верно, я думаю, что вы успешно преодолеете все трудности, которые преподносит нам математика.
– Посмотрите, это … (Ёлочка.)
– Что необычного в изображении ёлочки? (Она составлена из геометрических фигур-треугольники и прямоугольников)
- А ведь ёлочка вам подсказывает, какому разделу математики будет посвящён урок. (Геометрии.)
- Кто является королевой геометрии? (Точка, т. к. с помощью точки можно начертить разные геометрические фигуры).
(На доске появляется картинка «Точки»).
– Сегодня вам предстоит узнать новое из области геометрии.
– С чего начнём? (С повторения необходимого.)
III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цель: активизировать представление о плоскости и луче; тренировать умения чертить, обозначать и называть лучи; активизировать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение;организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в обосновании правильности полученного результата.
(Слайд 3)
- Посмотрите, нас встречают жители этой страны.
– Назовите эти фигуры одним словом. (Геометрические фигуры)
– Назовите многоугольники ( треугольник, квадрат, прямоугольник)
(По щелчку мыши многоугольники исчезают)
– Назовите геометрическую фигуру, которая состоит из 4-х звеньев ( незамкнутая ломаная линия)
(По щелчку мыши ломаная исчезает)
– Какая геометрическая фигура не имеет ни начала на конца? (прямая линия)
(По щелчку мыши прямая исчезает)
– Назовите лишнюю фигуру среди данных фигур. (отрезок)
(По щелчку мыши отрезок исчезает)
– Какие геометрические фигуры остались? (Лучи)
– Что вы знаете о геометрической фигуре луч? (Луч – это часть прямой, ограниченная с одной стороны)
– Чем отличается луч от прямой? (Луч– это часть прямой, ограниченная с одной стороны, а прямая не имеет ни начала на конца).
– У вас на партах лежат модели лучей.
– Покажите точку, начало луча, покажите весь луч.
(Слайд 7)
– Сравните лучи АВ и АС.
– Что у них общего? (У них общее начало точка А)
– Возьмите модели лучей и наложите их друг на друга так, чтобы точки совпали, а части прямой расходились в разные стороны.
– На сколько частей лучи разделили плоскость? (На 2 части)
– Как бы вы назвали меньшую из этих частей) (Углом) (Слайд 8)
– Как докажете, что данная фигура является углом?
Дети обосновывают своё мнение и приходят к выводу, что не могут доказать, что данная фигура является углом.
– Почему же возникло затруднение при доказательстве того, что выбранная вами фигура угол? (Нам неизвестно, что такое угол, каковы признаки этой геометрической фигуры.)
– Поняв причину, дальше надо … (Поставить цель, выяснить, что такое угол, выявить его признаки.)
– Назовите тему урока. (Угол.)
Открыть часть темы на доске.
IV. «Открытие» нового знания.
Цель организовать построение нового знания об угле; организовать фиксацию нового знания в речи; организовать выполнение задания, вызвавшего ранее затруднение; зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
– Покажите точку, общее начало лучей.
– Посмотрите, как называется общее начало лучей. (Это вершина угла) (слайд 9)
– Покажите лучи, которые образуют угол.
– Как их называют? (Стороны угла.) (слайд 10)
– Сколько вершин у угла? (1)
– Сколько сторон у угла? (2)
– Так из чего состоит угол? (Из точки – вершины и двух лучей – сторон, которые выходят из этой точки - вершины)
– Кто может сказать, что же такое угол? (Угол – это геометрическая фигура, которая состоит из точки - вершины и двух лучей - сторон, которые выходят из этой точки)
– Продолжаем заполнять геометрический словарь в «Тетрадь открытий».
– Какие новые слова в него добавили? (Угол, вершина угла, сторона угла).
– Вы конечно знаете, что у каждой геометрической фигуры есть имя, и у углов тоже есть имя.
– Аня, как тебя называет мама? А тебя Саша?
– Вас дома называют разными именами.
– И угол тоже можно назвать по-разному.
– Прочитайте его имя в учебнике на стр. 38.
- Что интересного заметили при чтении имён угла? (Буква, которая называет вершину читается в середине.
- У человека есть фамилия, имя и отчество, так и у угла есть сторона-это фамилия, имя-вершина, отчество-другая сторона).
– Записывают это так: слово «угол» заменяют специальным знаком:
– Запишем этот знак в тетради.
– Начинаем писать с верхнего правого угла клетки, ведём наклонную в нижний левый угол клетки и вправо по нижней стороне клетки в нижний правый угол. (Дети записывают знак в тетради)
– Как пишется ваше имя, фамилия и отчество? (С больших заглавных букв).
– А теперь обратите внимание на то, как пишется имя угла. (Все буквы заглавные)
– Как вы думаете, почему так записывают угол? (По названию вершины угла.)
- Правильно. Запишите имя угла в тетради.
V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель: создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение изученного знания с проговариванием во внешней речи.
- А теперь потренируемся в записи углов.
Работа с учебником ( в парах).
– Выполним задание №2 с.38
– Прочитайте задание.
– Работать будем в парах.
– Один из вас назовёт имена углов. А другой вершины и стороны угла.
– А теперь запишите различные обозначения углов.
(слайд 11)
Проверка, если правильно знак «+».
– У кого получилось три «+», у кого два, у кого один?
Физминутка (проводят дежурные).
-Утром зайка просывался,
Полотенцем обтирался,
Вправо, влево наклонялся.
(Дежурные) -Вот здоровья в чем секрет...
(Хором дети) -Всем друзьям физкульт- ПРИВЕТ! (Показыть жест «здорово»).
– Продолжаем работу.
«Открытие» нового знания (продолжение)
Цели: организовать построение нового знания о прямом угле; организовать фиксацию нового знания в речи.
– Скажите, а можно ли угол сделать больше или меньше по размеру?
(слайд 12-13)
– Смоделируйте полученный угол так, чтобы он стал меньше, а теперь, чтобы он стал больше.
– Какой вывод можем сделать о размере углах? (Углы бывают разные по размеру)
- А хотите узнать какой из них главный?
Практическая работа с листком бумаги.
– Сложите лист бумаги пополам, а потом ещё раз пополам.
– Возьмите линейку и красный карандаш, проведите линии сгиба.
- На сколько частей прямые разделили плоскость? (на 4 части)
– Что можете сказать о прямых? (Они пересекаются)
– Сколько углов образовали пересекающиеся прямые? (4)
– Эти пересекающиеся прямые образовали особенные углы.
– Может кто-нибудь знает названия этих углов?
– Это прямые углы (слайд 14)
– Покажите пальчиком каждый прямой угол.
- Раскрасьте прямые углы разными цветами.
– Поставьте точку на пересечении прямых.
– Чем будет являться эта точка для каждого из углов? (Вершиной угла)
(слайд 15)
– Покажите, где в жизни встречается прямой угол?
– А вот, если две пересекающиеся прямые образуют прямой угол, то их называют перпендикулярными прямыми.
( Повесить на доску карточку)
– Какими новыми понятиями пополнился наш словарь? (Прямой угол, перпендикулярные прямые).
– Ребята, а вы обратили внимание, что у вас на партах лежит ещё один чертёжный инструмент.
– Кто знает, как он называется?
– Правильное его название чертёжный угольник.
– Прямые углы удобно находить и строить с помощью угольника.
– Рассмотрите его внимательно и подумайте, почему?
– Какова наша задача? (Научиться с помощью угольника определять прямые углы.)
(слайд 16)
Составим алгоритм.
1.Совместить вершину прямого угла чертёжного угольника и вершину угла.
2.Совместить одну из сторон чертёжного угольника и сторону угла.
3.Если вторая сторона угла совпала со второй стороной угольника, то это прямой угол.
– Найдите прямые углы с помощью чертёжного угольника в окружающей нас обстановке.
VI. Самостоятельная работа c самопроверкой.
Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение новых знаний.
Работа по учебнику с. 39 №4.
– А теперь самостоятельно найдите прямые углы с помощью чертёжного угольника.
Проверка работы с помощью доски (по эталону).
- Самостоятельно проверьте, так ли вы нашли прямые углы, если так, поставьте «+».
– Каким новым понятием пополнился наш словарь? (чертёжной угольник).
– Какие новые жители поселились в стране Геометрия? (угол, прямой угол) (слайд 12-13)
– Посмотрите на все фигуры (слайд 17) и скажите, какие фигуры имеют углы?
– А какие имеют прямые углы?
– Что мы знали о прямоугольнике? А о квадрате?
– А что нового узнали?
Повторение изученного (дополнительно).
– Решим задачу, в которой говорится о прямоугольнике и квадрате.
Работа по учебнику с.40 №9.
Задача: Начерти прямоугольник со сторонами 6см и 2см и вычисли его периметр. А теперь начерти квадрат с таким же периметром.
– Прочитайте задачу про себя.
– А теперь прочитайте задачу вслух, чтобы узнать, что известно в задаче, а что надо найти.
– Что же нам известно в задаче?
– Что надо узнать?
– Прежде чем вычислить Р, что надо сделать? (Начертить прямоугольник)
– А потом? (Найти Р).
– Как найти Р прямоугольника? (Надо длину всех сторон сложить).
– Начертите прямоугольник и найдите его Р самостоятельно.
(Проверка: решение дети записывают на доске)
– Прочитайте, что ещё нужно сделать в этой задаче.
– Любой ли квадрат надо начертить? (Нет).
– А какой? (С таким же Р).
- Сможем начертить? (Нет)
- Почему? (Не знаем сторону квадрата)
– Что мы знаем о квадрате? (Уквадрата четыре стороны и все равные).
– Как узнать сторону квадрата?
– Как представить 16 четырьмя одинаковыми слагаемыми? (Периметр разделить на равные 4 части)
– Значит чему равна сторона квадрата? 16:4 = 4 (см)
- Начертите квадрат. Запишите решение и ответ.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности;.организовать фиксацию затруднений, которые остались, и способов их преодоления; организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;
– Какую цель вы ставили перед собой на уроке? (Узнать, что такое угол, его признаки.)
– Достигли цели? Докажите.
– Что такое угол? (Это меньшая часть плоскости, ограниченная двумя лучами, имеющими общее начало.)
– Углы бывают разные. С каким видом угла вы познакомились сегодня? (С прямым углом.)
– Как называются прямые, образующие прямой угол? (Перпендикулярные.)
– Как вы находили прямой угол среди углов? (С помощью угольника: совмещали угол и одну из сторон угольника. Потом смотрели, совпадает ли другая сторона угла со стороной угольника.)
– Каким значком обозначают прямой угол?
– Как записывают название углов? (Пишут значок угла и букву, обозначающую вершину угла, или три буквы, причём букву, обозначающую вершину, пишут в середине.)
- Оцените свою работу на уроке, в тетради на полях начертите угол:
Красный – доволен собой, всё понял:
Зеленый– допускал неточность, не уверен в знаниях;
Синий – надо постараться и успех придёт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике на тему: «Прямой угол» (2 класс).
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «прямой угол».Задачи: формировать практические навыки определения прямого угла при помощи чертежного треугольника; продолжить работу по со...
Урок математики 2 класс "Прямой угол"
Название – методическая разработка урока математики во 2 классе по теме: «Угол. Прямой угол » Этот урок первый по счёту при изучении данной темы, по типу – урок изучения нового материала. К данному...
Использование деятельностного метода решения задач на уроках математики в начальной школе
презентация...
Деятельностный метод в обучении. Открытвй урок математики по теме "Угол. Прямой угол".
Урок математики во 2 классе по теме "Угол. Прямой угол" на основе деятельностного метода ФГОС....
деятельностный подход в обучении на уроках математики
деятельностный подход в обучении на уроках математики...
конспект урока и презентация по математике 2 класс. Прямой угол
Конспект урока по математике 2 класс. 21 век. Прямой угол...
Методическая мастерская "Эффективные методы проблемного обучения на уроках математики в начальной школе"
Мы живём в очень сложном, очень многозадачном и постоянно меняющемся мире. Вся деятельность современной школы направлена на формирование такой личности, которая способна творчески мыслить и прео...