Деятельностный метод в обучении. Открытвй урок математики по теме "Угол. Прямой угол".
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Егорова Альбина Николаевна

Урок математики во 2 классе по теме "Угол. Прямой угол" на основе деятельностного метода ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок математики во 2 классе по теме: «Угол. Прямой угол».

Учитель начальных классов: Егорова А.Н.

Данный урок разработан и проведён в рамках конкурса «Учитель года» с целью демонстрации опыта работы по применению деятельностной технологии в начальной школе по образовательной системе «Перспектива» во 2 классе, автор учебника Л.Г. Петерсон, 2012-2013 учебный год.

Цель:

1). Сформировать представление об угле и его элементах, способность к распознаванию и обозначению углов;

2).Познакомить с понятием «прямой угол»;

3).Учить находить прямой угол с помощью чертёжного угольника;

Задачи:

•Отрабатывать навыки анализа и решения задач;

•Пополнять активный запас детей; учить работать в паре;

•Развивать математическую речь, мыслительные операции;

•Формировать познавательный интерес;

•Способствовать здоровьесбережению детей;

•Соблюдать гигиенические требования к уроку;

Тип урока:  ознакомление с новой темой.

План урока:

  1. Орг.момент.
  2. Мотивация к учебной деятельности.
  3. Акуализация знаний, фиксация проблемы - затруднение в деятельности.
  4. Открытие нового знания.
  5.  Первичное закрепление, составление алгоритма действий.
  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  7. Рефлексия.

Оборудование для урока: 

демонстрационный материал: презетнация, картинка «Точки», угольник, карточки со словами: «Угол», «Прямой угол», «Вершина,стороны», «Перпендикулярные прямые», «Чертежный угольник».

раздаточный материал: модели лучей (из картона), чертежный угольник, лист бумаги (квадрат).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

– В начале урока мне хочется напомнить известное вам высказывание А. Нивена.

(слайд 2)

Математику нельзя изучать наблюдая, как это делает сосед.

А. Нивен

– Прочитайте его хором.

– Как вы понимаете смысл этих слов? (Если смотреть, как другие анализируют, сравнивают, преодолевают какие-то трудности, а сам ты этого ничего не делаешь. То математику знать не будешь).

– Верно, я думаю, что вы успешно преодолеете все трудности, которые преподносит нам математика.

– Посмотрите, это … (Ёлочка.)

– Что необычного в изображении ёлочки? (Она составлена из геометрических фигур-треугольники и прямоугольников)

  • А ведь ёлочка вам подсказывает, какому разделу математики будет посвящён урок. (Геометрии.)
  • Кто является королевой геометрии? (Точка, т. к. с помощью точки можно начертить разные геометрические фигуры).

(На доске появляется картинка «Точки»).

– Сегодня вам предстоит узнать новое из области геометрии.

– С чего начнём? (С повторения необходимого.)

III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель:  активизировать представление о плоскости и луче; тренировать умения чертить, обозначать и называть лучи; активизировать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение;организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в обосновании правильности полученного результата.

(Слайд 3)

  • Посмотрите, нас встречают жители этой страны.

– Назовите эти фигуры одним словом. (Геометрические фигуры)

– Назовите многоугольники ( треугольник, квадрат, прямоугольник)

(По щелчку мыши многоугольники исчезают)

– Назовите геометрическую фигуру, которая состоит из 4-х звеньев ( незамкнутая ломаная линия)

(По щелчку мыши ломаная исчезает)

– Какая геометрическая фигура не имеет ни начала на конца? (прямая линия)

(По щелчку мыши прямая исчезает)

– Назовите лишнюю фигуру среди данных фигур. (отрезок)

(По щелчку мыши отрезок исчезает)

– Какие геометрические фигуры остались? (Лучи)

– Что вы знаете о геометрической фигуре луч? (Луч – это часть прямой, ограниченная с одной стороны)

– Чем отличается луч от прямой? (Луч– это часть прямой, ограниченная с одной стороны, а прямая не имеет ни начала на конца).

– У вас на партах лежат модели лучей.

– Покажите точку, начало луча, покажите весь луч.

(Слайд 7)

– Сравните лучи АВ и АС.

– Что у них общего? (У них общее начало точка А)

– Возьмите модели лучей и наложите их друг на друга так, чтобы точки совпали, а части прямой расходились в разные стороны.

– На сколько частей лучи разделили плоскость? (На 2 части)

– Как бы вы назвали меньшую из этих частей) (Углом) (Слайд 8)

– Как докажете, что данная фигура является углом?

Дети обосновывают своё мнение и приходят к выводу, что не могут доказать, что данная фигура является углом.

– Почему же возникло затруднение при доказательстве того, что выбранная вами фигура угол? (Нам неизвестно, что такое угол, каковы признаки этой геометрической фигуры.)

– Поняв причину, дальше надо … (Поставить цель, выяснить, что такое угол, выявить его признаки.)

– Назовите тему урока. (Угол.)

Открыть часть темы на доске.

IV. «Открытие» нового знания.

Цель организовать построение нового знания об угле; организовать фиксацию нового знания в речи; организовать выполнение задания, вызвавшего ранее затруднение; зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

– Покажите точку, общее начало лучей.

– Посмотрите, как называется общее начало лучей. (Это вершина угла) (слайд 9)

– Покажите лучи, которые образуют угол.

– Как их называют? (Стороны угла.) (слайд 10)

– Сколько вершин у угла? (1)

– Сколько сторон у угла? (2)

– Так из чего состоит угол? (Из точки – вершины и двух лучей – сторон, которые выходят из этой точки - вершины)

– Кто может сказать, что же такое угол? (Угол – это геометрическая фигура, которая состоит из точки - вершины и двух лучей - сторон, которые выходят из этой точки)

– Продолжаем заполнять геометрический словарь в «Тетрадь открытий».

– Какие новые слова в него добавили? (Угол, вершина угла, сторона угла).

– Вы конечно знаете, что у каждой геометрической фигуры есть имя, и у углов тоже есть имя.

– Аня, как тебя называет мама? А тебя Саша?

– Вас дома называют разными именами.

– И угол тоже можно назвать по-разному.

– Прочитайте его имя в учебнике на стр. 38.

  • Что интересного заметили при чтении имён угла? (Буква, которая называет вершину читается в середине.
  • У человека есть фамилия, имя и отчество, так и у угла есть сторона-это фамилия, имя-вершина, отчество-другая сторона).

– Записывают это так: слово «угол» заменяют специальным знаком:

– Запишем этот знак в тетради.

– Начинаем писать с верхнего правого угла клетки, ведём наклонную в нижний левый угол клетки и вправо по нижней стороне клетки в нижний правый угол. (Дети записывают знак в тетради)

– Как пишется ваше имя, фамилия и отчество? (С больших  заглавных букв).

– А теперь обратите внимание на то, как пишется имя угла. (Все буквы заглавные)

– Как вы думаете, почему так записывают угол? (По названию вершины угла.)

  • Правильно. Запишите имя угла в тетради.

V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение изученного знания с проговариванием во внешней речи.

  • А теперь потренируемся в записи углов.  

Работа с учебником ( в парах).

– Выполним задание №2 с.38

– Прочитайте задание.

– Работать будем в парах.

– Один из вас назовёт имена углов. А другой вершины и стороны угла.

– А теперь запишите различные обозначения углов.

(слайд 11)

Проверка, если правильно знак «+».

– У кого получилось три «+», у кого два, у кого один?

Физминутка (проводят дежурные).

-Утром зайка просывался,

Полотенцем обтирался,

Вправо, влево наклонялся.

(Дежурные) -Вот здоровья в чем секрет...

(Хором дети) -Всем друзьям физкульт- ПРИВЕТ! (Показыть жест «здорово»).

– Продолжаем работу.

«Открытие» нового знания (продолжение)

Цели: организовать построение нового знания о прямом угле; организовать фиксацию нового знания в речи.

– Скажите, а можно ли угол сделать больше или меньше по размеру?

(слайд 12-13)

– Смоделируйте полученный угол так, чтобы он стал меньше, а теперь, чтобы он стал больше.

– Какой вывод можем сделать о размере углах? (Углы бывают разные по размеру)

  • А хотите узнать какой из них главный?

Практическая работа с листком бумаги.

– Сложите лист бумаги пополам, а потом ещё раз пополам.

– Возьмите линейку и красный карандаш, проведите линии сгиба.

  • На сколько частей прямые разделили плоскость? (на 4 части)

– Что можете сказать о прямых? (Они пересекаются)

– Сколько углов образовали пересекающиеся прямые? (4)

– Эти пересекающиеся прямые образовали особенные углы.

– Может кто-нибудь знает названия этих углов?

– Это прямые углы (слайд 14)

– Покажите пальчиком каждый прямой угол.

  • Раскрасьте прямые углы разными цветами.

– Поставьте точку на пересечении прямых.

– Чем будет являться эта точка для каждого из углов? (Вершиной угла)

(слайд 15)

– Покажите, где в жизни встречается прямой угол?

– А вот, если две пересекающиеся прямые образуют прямой угол, то их называют перпендикулярными прямыми.

( Повесить на доску карточку)

– Какими новыми понятиями пополнился наш словарь? (Прямой угол, перпендикулярные прямые).

– Ребята, а вы обратили внимание, что у вас на партах лежит ещё один чертёжный инструмент.

– Кто знает, как он называется?

– Правильное его название чертёжный угольник.

– Прямые углы удобно находить и строить с помощью угольника.

– Рассмотрите его внимательно и подумайте, почему?

– Какова наша задача? (Научиться с помощью угольника определять прямые углы.)

(слайд 16)

                     Составим алгоритм.

1.Совместить вершину прямого угла чертёжного угольника и вершину угла.

2.Совместить одну из сторон чертёжного угольника и сторону угла.

3.Если вторая сторона угла совпала со второй стороной угольника, то это прямой угол.

– Найдите прямые углы с помощью чертёжного угольника в окружающей нас обстановке.

VI. Самостоятельная работа c самопроверкой.

Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение новых знаний.

Работа по учебнику с. 39 №4.

– А теперь самостоятельно найдите прямые углы с помощью чертёжного угольника.

Проверка работы с помощью доски (по эталону).

  • Самостоятельно проверьте, так ли вы нашли прямые углы, если так, поставьте «+».

– Каким новым понятием пополнился наш словарь? (чертёжной угольник).

– Какие новые жители поселились в стране Геометрия? (угол, прямой угол) (слайд 12-13)

– Посмотрите на все фигуры (слайд 17) и скажите, какие фигуры имеют углы?

– А какие имеют прямые углы?

– Что мы знали о прямоугольнике? А о квадрате?

– А что нового узнали?

 Повторение изученного (дополнительно).

– Решим задачу, в которой говорится о прямоугольнике и квадрате.

Работа по учебнику с.40 №9.

Задача: Начерти прямоугольник со сторонами 6см и 2см и вычисли его периметр. А теперь начерти квадрат с таким же периметром.

– Прочитайте задачу про себя.

– А теперь прочитайте задачу вслух, чтобы узнать, что известно в задаче, а что надо найти.

– Что же нам известно в задаче?

– Что надо узнать?

– Прежде чем вычислить Р, что надо сделать? (Начертить прямоугольник)

– А потом? (Найти Р).

– Как найти Р прямоугольника? (Надо длину всех сторон сложить).

– Начертите прямоугольник и найдите его Р самостоятельно.

(Проверка: решение дети записывают на доске)

– Прочитайте, что ещё нужно сделать в этой задаче.

– Любой ли квадрат надо начертить? (Нет).

– А какой? (С таким же Р).

  • Сможем начертить? (Нет)
  • Почему? (Не знаем сторону квадрата)

– Что мы знаем о квадрате? (Уквадрата четыре стороны и все равные).

– Как узнать сторону квадрата?

– Как представить 16 четырьмя одинаковыми слагаемыми? (Периметр разделить на равные 4 части)

– Значит чему равна сторона квадрата? 16:4 = 4 (см)

  • Начертите квадрат. Запишите решение и ответ.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности;.организовать фиксацию затруднений, которые остались, и способов их преодоления; организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;

– Какую цель вы ставили перед собой на уроке? (Узнать, что такое угол, его признаки.)

– Достигли цели? Докажите.

– Что такое угол? (Это меньшая часть плоскости, ограниченная двумя лучами, имеющими общее начало.)

– Углы бывают разные. С каким видом угла вы познакомились сегодня? (С прямым углом.)

– Как называются прямые, образующие прямой угол? (Перпендикулярные.)

– Как вы находили прямой угол среди углов? (С помощью угольника: совмещали угол и одну из сторон угольника. Потом смотрели, совпадает ли другая сторона угла со стороной угольника.)

– Каким значком обозначают прямой угол?

– Как записывают название углов? (Пишут значок угла и букву, обозначающую вершину угла, или три буквы, причём букву, обозначающую вершину, пишут в середине.)

  • Оцените свою работу на уроке, в тетради на полях начертите угол:

Красный – доволен собой, всё понял:

Зеленый– допускал неточность, не уверен в знаниях;

Синий – надо постараться и успех придёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике на тему: «Прямой угол» (2 класс).

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «прямой угол».Задачи:  формировать практические навыки определения прямого угла при помощи  чертежного треугольника; продолжить работу по со...

Урок математики 2 класс "Прямой угол"

Название – методическая разработка урока математики во 2 классе по теме: «Угол. Прямой угол » Этот урок первый по счёту при изучении данной темы, по типу – урок изучения нового материала. К данному...

Деятельностный метод в обучении. Открытвй урок математики по теме "Угол. Прямой угол".

Урок математики во 2 классе по теме "Угол. Прямой угол" на основе деятельностного метода ФГОС....

деятельностный подход в обучении на уроках математики

деятельностный подход в обучении на уроках математики...

конспект урока и презентация по математике 2 класс. Прямой угол

Конспект урока по математике 2 класс. 21 век. Прямой угол...

Методическая мастерская "Эффективные методы проблемного обучения на уроках математики в начальной школе"

Мы живём в очень сложном, очень многозадачном и постоянно меняющемся мире. Вся  деятельность современной школы направлена на формирование такой личности, которая способна творчески мыслить и прео...