Метод опережающего обучения на уроках математики.
методическая разработка по математике (2 класс)
Работая учителем математики уже несколько лет, где классы малокомплектные, я понял, что малое количество детей в классе обязывает учителя подходить к каждому ребенку индивидуально. Такой подход требует внимания, желание работать со стороны ученика, а учитель должен заинтересовать его. Уже на первых уроках выясняется, что есть дети, которые стесняются, боятся, есть молчуны. Поэтому учу говорить хором, чтобы молчаливые и стеснительные повторяли, проговаривали, запоминали.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sergey.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод опережающего обучения на уроках математики.
Работая учителем математики уже несколько лет, где классы малокомплектные, я понял, что малое количество детей в классе обязывает учителя подходить к каждому ребенку индивидуально. Такой подход требует внимания, желание работать со стороны ученика, а учитель должен заинтересовать его. Уже на первых уроках выясняется, что есть дети, которые стесняются, боятся, есть молчуны. Поэтому учу говорить хором, чтобы молчаливые и стеснительные повторяли, проговаривали, запоминали. Главная ценность на уроке – это время, которое уходит на тех учеников, которые молчит , стесняется, отвлекаются. Поэтому, чтобы их разговорить и чтобы не стеснялись, начинаем с хорового проговаривания.
На всех уроках очень важно создать обратную связь, когда каждый вопрос учителя вызывает активную, живую реакцию ученика – смелый ответ. Так работаю на уроке математики в первом классе, когда считаем, называем числа по натуральному ряду чисел. Показываю цифру, дети называют число, проговариваем и записываем в тетрадях:
#1053;апример: 9 – даём характеристику, проговариваем стишок ( а девятка акробатка, если на голову встанет, цифрой шесть девятка станет) –здесь развиваем математическую речь, помять, четкое проговаривание.
#1054;твечаем на вопросы (работаем по натуральному ряду чисел):
- Какое это число? (однозначное, нечетное).
- Отсчитай от числа 9 до 10 и обратно. (работаем по натуральному ряду чисел);
- Чтобы получить число девять сколько требуется единиц? ( 1 1 1 1 1 1 1 1 1 )-девять единиц;
-3. Как узнаем, что число 9 –четное или не четное (для этого надо единицы разложить парами);
-дополните до 10 (для этого надо 9 +1);
- назовите «соседей» 9 (предыдущее- 8, последующее -10);
- сравните число 9 с числом 8 и 10. (9 больше, чем 8 на 1; 9 меньше, чем 10 на 1);
- ребята, мы записали неравенства;
- а сейчас прочитайте это выражение:
- 9=9 - это равенство.
4. Дальше читаем записи на доске: 9 =5+4; 9= 6+3; 9=7+2; 9=8+1;
Можно прочитать так: девять- это пять и четыре; девять- это шесть и три; девять – это семь и два;
Девять – это восемь и один;
Дальше знакомлю с переместительным свойством , делаю запись на доске:
5+4=9 6+3=9 7+2=9 8+1=9
4+5=9 3+6=9 2+7=9 1+8=9
При счете по натуральному ряду чисел от 0 до 10 напоминаю, что при счете нуль всегда подразумевается, а счет начинается с единицы-1;
Делаем вывод: все числа от 1 до 9 – это однозначные ;
При счете от1 до 10 ( прибавляем по одному )+1, последующее число увеличивается;
При счете от 10 до 1 (вычитаем по одному)-1, предыдущее число уменьшается;
Во время работы по натуральному ряду чисел, знакомлю, что 9 – это самое большое однозначное число, 1 – это самое маленькое однозначное число.
Большое значение имеет умение учителя организовать на уроке работу ученика. Этого можно добиться с помощью комментированного управления Одним из принципов и элементов обратной связи является то, что дети мыслят вслух. Комментированное управление, проговаривание с первых дней обучения организует учебный процесс, запоминание, дисциплину. Ученик не просто отвечает, он старается говорить четко, громко. В результате у детей развивается хорошая дикция, ясная эмоциональная речь.
Привожу пример комментированного управления при решении примеров в несколько действий (3 кл) по теме «Деление суммы на число»
- Прочитай выражение по разному:
(11+13):6=
-сумму чисел 11 и 13 разделить на 6;
К 11 прибавить13 и разделить на 6;
или 11 плюс 13 и разделить на 6.
- Найди значения этих выражений (сначала действие произведем в скобках, а потом , полученное число разделим на 6: (11+13):6= 24:6=4;
- почему? (потому, что каждое из данных чисел без остатка не делятся на 6, а их сумма без остатка делится на 6) ;
- Комментируем дальше:
- сумма 24 делится на 6 и вспоминаем таблицу умножения: 24: 6 =4;
3. Повторяем компоненты при действии делении (делимое, делитель, частное)
- Как найти делимое? (надо частное умножить на делитель);
- Как найти делитель ( надо делимое разделить на частное);
4. На доске появляется запись: 24:6=4
24:4=6
4*6=24
6*4= 24
Записи читаем и находим последнее выражение в таблице умножения.
Комментированное управление помогает при решении задач, например:
- Читаем условие задачи, и вопрос;
- Называем составные части задачи;
- условие
- вопрос
3. Из условия задачи выделяем известное и неизвестное и, что решение составляем по условию, а ответ оформляем по вопросу задачи;
4. Составляем краткую запись задачи;
5. Определяем сколько действий в задаче ;
6. Оформление задачи - по действиям с вопросами или с пояснением;
-пояснения или вопросы к задаче проговариваем или комментируем;
- решения по действием и ответ дети, каждый себе диктует, а одного по желанию прошу ответ прочитать, остальные за ним проверяют свои записи.
Очень важно, чтобы учитель похвалил ученика или кто-нибудь поправит, ошибку. Дети принимают помощь товарищей. Можно сказать, что комментированное управление становится движущей силой урока. Организованность каждого этапа урока, дружная работа класса создает резерв времени, а значит возможность выполнять упражнение, задание глубже, основательнее. Материал для тренировки есть в пособиях: «Устные упражнения», «Рабочие тетради» , «Тренажер – таблица умножения», «Математический тренажер – текстовые задачи». При решении простых задач на умножение или деление необходимо создать образ действия на увеличение и распределения. Эти задачи кажутся трудными, поэтому нужно вспомнить раскрытие смысла действий умножения и деления. Здесь надо применить наглядность (палочки, пособия, карточки и даже предметы, например, мячи, одинаковые предметы и т. д.), которые можно принести на урок.
Слово умножить – в несколько раз размножить. Например, весной у оленевода, олени умножаются, значит увеличиваются в несколько раз, становится много.
Слово разделить – это много предметов распределить. Например, ненец- рыбак свой первый улов разделит всем соседям поровну. Всем по одинаковому количеству достанется, никому не будет обидно. В результате дети приобретают глубокие, прочные знания .
Таким образом, перспективное изучение трудных тем не замыкается на конце учебного года, а идет как бы по спирали, что позволяет создать преемственность между годами обучения; увеличение фактического времени работы над темами происходит постоянно. Опережение позволяет спокойно, без напряжения, доступно, результативно, интересно изучать трудные темы, что приводит к хорошему результату – прочному усвоению учебного материала.
Учитель: Неркаги С.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как один из методов обучения на уроках математики начальной школы
Проблемы методов обучения сегодня приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии:. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид ...
Деятельностный метод в обучении. Открытвй урок математики по теме "Угол. Прямой угол".
Урок математики во 2 классе по теме "Угол. Прямой угол" на основе деятельностного метода ФГОС....
Деятельностный метод в обучении. Открытвй урок математики по теме "Угол. Прямой угол".
Урок математики во 2 классе по теме "Угол. Прямой угол" на основе деятельностного метода ФГОС....
Технология опережающего обучения на уроках иностранного языка
Технология опережающего обучения на уроках иностранного языка...
Презентация "Элементы опережающего развития на уроках математики в начальной школе"
Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности в обучении математике – это появление необходимых, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, ...
Применение технологии опережающего обучения на уроках итальянского языка в начальной школе
В статье раскрываются приемы реализации технологии опережающего обучения итальянскому языку в начальной школе....
Методическая мастерская "Эффективные методы проблемного обучения на уроках математики в начальной школе"
Мы живём в очень сложном, очень многозадачном и постоянно меняющемся мире. Вся деятельность современной школы направлена на формирование такой личности, которая способна творчески мыслить и прео...