деятельностный подход в обучении на уроках математики
презентация к уроку на тему

деятельностный подход в обучении на уроках математики

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«экономика знаний» - постоянно изменяющаяся структура рынка труда доступность многообразной информации, быстрое изменение технологий креативность и творчество – самый востребованный продукт образования, ведущий фактор экономического роста и национальной и личностной конкурентоспособности ценность самоидентификации личности «экономика знаний» - постоянно изменяющаяся структура рынка труда доступность многообразной информации, быстрое изменение технологий креативность и творчество – самый востребованный продукт образования, ведущий фактор экономического роста и национальной и личностной конкурентоспособности ценность самоидентификации личности Тенденции XXI века

Слайд 2

Уильям Эдвардс Деминг «Вы можете и не изменяться. Выживание не является необходимостью.»

Слайд 3

Человек XXI века Ориентированность на знания и использование новых технологий Активное стремление расширить жизненный горизонт Установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего Активное финансовое поведения Здоровый и безопасный образ жизни Эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации

Слайд 4

ШКОЛА 2020 Умение работать с большими объёмами информации Коммуникативные компетенции Креативность Способность к самообразованию БУДУЩЕЕ

Слайд 5

Школа должна готовить зрелого гражданина России, осознающего свои права и обязанности, реализующего принципы Констит у ции: демократия, гражданское общество, правовое многонациональное государство, способного к самореализации в различных видах деятельности Образовательный стандарт- инструмент исполнения Конституции РФ .

Слайд 6

Указ Президента « О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» 7 мая 2012 Правительству Российской Федерации обеспечить: Внесение в июле 2012 г. в ГД РФ проекта ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Разработку и утверждение в декабре 2013 г.Концепции развития математического образования в РФ Разработку и реализацию до конца 2012 г. мер, направленных на повышение эффективности ЕГЭ Утверждение в июле 2012 г. ФГОС среднего (полного) общего образования

Слайд 7

Федеральные государственные образовательные стандарты Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 , в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413

Слайд 8

«Мир, в котором предстоит жить нашим детям, меняется в четыре раза быстрее, чем наши школы» Д-р Виллард Даггет Руководствоваться при образовательных реформах запросами и реалиями сегодняшнего дня – значит остановиться в развитии Мы должны закладывать в стандарты образования модель будущего ФГОС – ориентация на будущее

Слайд 9

Не догонять, а работать на опережение на основе прогноза Выпускнику – компетенции XXI века – инновационное поведение Установка на инициативу в приобретении компетенций и формировании высокой компетентности Готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям Высокая социальная активность Требовательность к исполнению обязательств, ориентация на сотрудничество и взаимную ответственность Способность быстро адаптироваться к новым вызовам Компетентность в осуществлении социальных взаимодействий, способствующих быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия ФГОС – ответ на вызовы времени

Слайд 10

Особенности ФГОС ФГОС – общественный договор между семьей, обществом и государством Впервые стандарт разрабатывается как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только к предметному содержанию образования стандарт рассматривается в качестве конституции школьной жизни о сновой эффективного внедрения стандарта в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель ФГОС сконструирован как система рамочных ограничений, внутри которых могут быть реализованы различные модели образования

Слайд 11

Принципы построения ФГОС Преемственность и инновационность: Преемственно развивает многие идеи, реализованные (или декларированные) в предшествующих проектах образовательных стандартов (или их аналогах) Обеспечивает преемственность как ступеней общего образования, так и всей системы основных образовательных программ – от дошкольных до профессиональных Инновационность: образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, системообразующего ресурса социокультурной модернизации России

Слайд 12

Принципы построения ФГОС Переход от «догоняющей» модели развития образования и копирования западных моделей – к «опережающей» модели Гибкость и адаптивность системы образования по отношению к внешним запросам и мотивам личностного роста граждан России Системно-деятельностный подход, который позволяет на каждой ступени общего образования выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального и познавательного развития учащихся

Слайд 13

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний , а в том, чтобы научить учиться . При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности . Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией.

Слайд 14

Стандарты первого поколения Стандарты второго поколения Формировать, давать знания Развивать умения Целью школы становятся не только знания, но и умения: ставить цель и добиваться ее; самостоятельно добывать и применять знания; составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия; задавать вопросы; ясно выражать свои мысли; заботиться о других, быть нравственным человеком сохранять и укреплять своё здоровье В информационном обществе главными стали не знания, а умения ими пользоваться! Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Слайд 15

1. Учитель проверяет Д/з. Ученик «выучил – пересказал». 2. Учитель объявляет новую тему. 3. Учитель объясняет новую тему («сиди и слушай!»). 4. Учитель проверяет, как поняли «повтори!»). 1 .Ученики сами вспоминают знания, которые пригодятся. 2. Учитель создает ситуацию. Ученики называют тему, вопрос. 3. Ученики сами открывают новые знания (в диалоге с учителем , в учебнике). 4. Ученики делают вывод по теме. Так учили Так будут учить Меняется и роль родителей

Слайд 16

«Успешный ученик тот – кто читает весь учебник и выполняет все задания – «от корки до корки». Задания и тексты в учебнике даны с избытком – для выбора. На контрольных спрашивается только малая часть того, что есть в учебнике. Так учили Так будут учить

Слайд 17

В учебнике всегда есть один правильный ответ! В учебнике излагается одна «правильная» точка зрения. Часто в учебнике нет готового ответа, его надо создать самим, опираясь на текст. Почти на любой творческий вопрос может быть несколько правильных ответов. Так учили Так будут учить

Слайд 18

«Если не успел что-то сделать на уроке – дома с родителями разберешься». Домашнее задание – это способ развития самостоятельности. Так будут учить Так учили

Слайд 19

Проблема : снижение учебной успешности у значительной части учащихся при переходе из начальной ступени в среднюю вследствие рассогласованности образовательного процесса на ступенях школы на организационном, содержательном и методическом уровнях.

Слайд 20

Факторы. Это обусловлено как объективными, так и субъективными факторами. Начальная школа и основная школа кардинально отличаются друг от друга тем, что устроены по-разному. В начальной школе один учитель, который отвечает за результат работы четырех лет. Кризис основной школы связан с несколькими причинами. Одна из главных — трудный пубертатный возраст, взросление, гормональная перестройка. Вторая : на смену одному главному учителю, отвечающему за «целое», приходит множество предметников. Третья – усложнение учебного материала. На это накладываются достаточно резкие перемены в жизни школьников - повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, новые отношения с учителями-предметниками, со сверстниками

Слайд 21

Стандарт трактует понятие «результат образования» с позиции деятельностного подхода, согласно которому психологические особенности человека, качества личности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю – психическую . Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий , которые, в свою очередь, должны быть положены в основу отбора и структурирования содержания образования

Слайд 22

Новые подходы к образованию - ЗУН - Компетентностный - Системно - деятельностный

Слайд 23

Системно – деятельностный подход (СДП) ИННОВАЦИЯ – нововведение, которое вносит новые элементы в среду внедрения и вызывает обновление в системы. Зарубежные ученые – Э.Колли, А.Комбс, А.Маслоу и др. Отечественные ученые : Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др.

Слайд 24

Концепция СДП базируется на тезисах Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной УД.

Слайд 25

Традиционное обучение Инновационное Развивающее обучение Базируется на принципе доступности Опирается на зону ближайшего развития Учащийся выступает в роли объекта Учащийся действует как субъект собственной УД Ориентирование на усвоение определенной суммы знаний Нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания Решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы На первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности В результате формируется человек, способный к исполнительской деятельности Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности

Слайд 26

ФГОС н.п. парадигма ЗУН ТО 1. Цели и задачи задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Цели урока задаются только учителем без целеполагания у учащихся. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие Учитель не обучает детей рефлексии, сам не реализует рефлексивную функцию в обучении 3. На уроке используются разнообразные формы, методы, приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учеб. процессе Формы и методы урока однообразные, не вызывающие субъективную позицию ученика 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Диалоговые формы на уроке не используются (или используются неэффективно) 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. Учитель реализует преимущественно репродуктивную форму обучения, не умеет ее сочетать с проблемной (не владеет методикой постановки и решения проблемы)

Слайд 27

ФГОС парадигма ЗУН 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки Контроль и оценку осуществляет сам учитель 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы Учитель не использует специальных приемов осмысления учебного материала 8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи В оценке знаний ученика ориентируется только на общие критерии, не учитывая минимальных индивидуальных продвижений, не поощряя их. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. Коммуникативные ситуации специально не планируются, возникают и реализуются стихийно

Слайд 28

ФГОС парадигма ЗУН 10. Учитель принимает, поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Учитель не склонен принимать другое решение, не поддерживает стремление учеников к спору, дискуссии. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта Система отношений, атмосфера урока подавляют возможности совместной продуктивной деятельности. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие Личностное воздействие не реализуется

Слайд 29

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД − позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности.

Слайд 30

Новое содержание образования Организация образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода Формирование социокультурной образовательной среды Обеспечение формирования универсальных учебных действий Введение интегрированных предметов ( метапредметов ) Непрерывное обновление содержания при сохранении фундаментальных основ знаний Обеспечение индивидуализации процесса обучения Развитие образования и науки, экономики и социальной сферы возможно только на междисциплинарной основе (конвергенции знаний), взаимодействии науки и технологий

Слайд 31

ФГОС открывает возможности строить: Школу понимания, деятельностной педагоги, диалоги культур Школу развития мотивов Школу жизненных задач Школу формирования мировоззренческой картины мира Школу диагностики развития успехов личности Школу позитивной социализации личности Школу – зону ближайшего развития российского общества А.Г. Асмолов ФГОС – «конституция» развития школы

Слайд 32

«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…» Г. А. Цукерман, доктор псих. наук

Слайд 33

Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе: от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач; от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения

Слайд 34

Структура учебной деятельности 1.Мотив познавательной деятельности 2.Учебная задача 3.Учебные действия Вычленение проблемы Выявление общего способа разрешения проблемы Моделирование общих отношений учебного материала и общих способов решения проблем Действия конкретизации Действия контроля Действия оценки

Слайд 35

Дети приходят в школу как вопросительные знаки. А уходят как точки. Нейл Постман, «Преподавание как подрывная деятельность»

Слайд 36

Благодарим за внимание! Салагина И.Г. Salagina-irina@rambler.ru

Слайд 37

Реализация деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе по теме «Задачи на процессы» Кухтенкова Ирина Анатольевна, заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 117 Красноармейского района г.Волгограда e - mail : mousosh 117@ rambler . ru

Слайд 38

Моделирование уроков различной целевой направленности в технологии деятельностного метода В соответствии с целями уроки развивающего типа можно распределить на этапы: Контрольно- оценочная деятельность Отработка способа Подведение к новому способу

Слайд 39

Задачи на процессы I. Понятие процесса 1. Выделение трех величин: время создание продукта быстрота 2.Процесс работа движение покупка другие процессы

Слайд 40

II. Математическое моделирование времени процесса Задачи: учимся анализировать текст, задавать вопросы, переводить текст на язык математики (формулы, схемы, таблицы).

Слайд 41

Способ моделирования процесса 1. Кто действует? (турист) 2 . Что делает турист? (был в пути) 3.Сколько времени он действует? (6 дней) Текст Турист был в пути 6 дней.

Слайд 42

Перевод текста на язык математики Модель-отрезок времени t=6 д. Формула t = 6 дней 1д. 2д. 3д. 4д 5д. 6д.

Слайд 43

Ученик вышел из дома в 8ч.05мин, пришел в школу в 8ч.11мин. t = 6 мин. 8ч.05мин . 6мин. 7мин. 8мин. 9мин. 10мин. 8ч.11мин.

Слайд 44

Проверочная работа Дан текст. Ответить на вопросы. 1.Кто действует? 2 . Что делает? 3.Сколько времени он действует? Составить модель-отрезок времени.

Слайд 45

III .Моделирование продукта процесса Бригада токарей работала 4 дня. За это время изготовила b деталей? 1. Кто действует? 2 . Что делает ? 3.Сколько времени он действует? 4 .Сколько деталей изготовила бригада?

Слайд 46

Перевод текста на язык математики Модель-отрезок продукта t= 4д. Формула t = 4 дня S = b деталей S = b деталей

Слайд 47

IV . Моделирование скорости процесса Бабушка испекла за 4 часа m штук ватрушек. Каждый час она пекла d штук ватрушек. 1.Кто действует? 2 . Что делает ? 3.Сколько времени действует? 4 .Сколько всего ватрушек испекла бабушка? 5. Сколько ватрушек пекла бабушка за 1 час?

Слайд 48

Перевод текста на язык математики Модель-отрезок скорости процесса t = 4 ч. S = m шт. V = d шт\час Формулы : t=4 ч . S= m шт. V= d шт\час

Слайд 49

Способ моделирования процесса 1. Кто действует? 2 . Что делает ? 3.Сколько времени он действует? 4 . Сколько составляет (каков) весь продукт? 5. Какова часть продукта за единицу времени?

Слайд 50

Сворачивание модели S= m шт. t=4 ч . V=m шт\час

Слайд 51

V. Работа с сюжетом. Конструирование задач. 1 .Читаю текст. 2. Выделяю величины. 3.Строю модель-отрезок. 4.По модели строю формулу.

Слайд 52

Автомобиль был в пути k часов , проехал за это время b км, со скоростью n км\ч S= b км. t=k ч . V= n шт\час 1.Читаю текст. 2. Выделяю величины 3.Строю модель-отрезок

Слайд 53

По модели строим формулу. - целое - часть - количество частей s = V t .

Слайд 54

Из текста конструируем задачу Автомобиль был в пути k часов, проехал за это время b км со скоростью n км\ч. Автомобиль был в пути несколько часов, проехал за это время b км со скоростью n км\ч. Сколько времени был в пути автомобиль? Автомобиль был в пути k часов, проехал за это время несколько км со скоростью n км\ч? Сколько километров проехал автомобиль? Автомобиль был в пути k часов , проехал за это время b км, со скоростью несколько км\ч. С какой скоростью двигался автомобиль?

Слайд 55

VI. Освоение способов решения простых задач на процессы 4200 граммов капусты хватает на кормление одного кролика в течении 10 дней. Сколько граммов капусты съедает кролик за 1 день? Во время ремонта школы покрасили 1100 столов. Сколько дней длился ремонт, если ежедневно красили по 100 столов? Пассажир проехал в автобусе 450 км. Скорость движения автобуса 45км\час. Сколько времени ехал пассажир?

Слайд 56

Обобщение Процесс Продукт Время Скорость Движение Расстояние Время Скорость Работа Продукт Время Производительность Покупка Стоимость Количество Цена s t V

Слайд 57

КОНТАКТЫ Наш адрес: 4000 79 г. Волгоград Ул. Кирова, д. 143 Издательство «Учитель» Наш сайт: www.uchitel-izd.ru Наши электронные адреса: webinar@uchitel-izd.ru met@uchitel-izd.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативно – деятельностный подход к обучению на уроках в начальной школе.

Выступление соответствует требованиям ФГОС, т.к. коммуникативно - деятельностный подход очень актуален в современной школе....

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литетурного чтения

В данной статье мной приводятся примероы методов и приемов по реализации системно - деятельностного метода. ...

Мой проект.«Мобильный компьютерный класс как средство реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников математике в рамках ФГОС второго поколения »

«Мобильный компьютерный класс как средствореализации деятельностного подхода в обучении младшихшкольников математике в рамках ФГОС второго поколения »...

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении на уроках литературного чтения,

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках литературного чтения...

Сообщение «Компетентностно–деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и математики в условиях реализации ФГОС НОО»

Сообщение «Компетентностно–деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и математики условиях реализации ФГОС НОО»...