статья на тему: Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе
статья
Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_8.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК -376.4(045)
ББК -74.3
Юртайкина Ольга Александровна (ol.yurtajkina@yandex.ru)
Мордовский государственный педагогический
институт им. М. Е. Евсевьева (ФГБОУ ВПО МордГПИ) г. Саранск
Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе
В связи с изменением в системе образования и введением новых федеральных государственных образовательных стандартов все более актуальным в процессе обучения становится использование в технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Используя коррекционно-развивающие задания, игры и упражнения на уроках и во внеурочной деятельности, происходит постепенное формирование у ребенка универсальных учебных действий, которые он сможет применять на всех учебных предметах, а также и в своей повседневной жизни.
Цель нашего формирующего эксперимента – создать систему коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи формирующего эксперимента:
- Проанализировать имеющиеся программы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
- Теоретически обосновать систему коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.
- Экспериментально апробировать систему по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.
Формирующий эксперимент был организован на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №28» г. о. Саранск. В нём приняли участие 16 детей в возрасте 7-11 лет с диагнозом «Задержка психического развития» (12 детей – задержка психического развития церебрально-органического происхождения, 4 детей – задержка психического развития смешанного происхождения). Все испытуемые были продиагностированы по методике констатирующего эксперимента.
Коррекционно-развивающая работа велась по следующим направлениям:
- Формирование общеучебных универсальных учебных действий;
- Формирование логических универсальных учебных действий;
- Формирование знаково-символических универсальных учебных действий.
Используя коррекционно-развивающие задания, игры и упражнения на уроках и во внеурочной деятельности, экспериментатор постепенно формирует у ребенка универсальные учебные действия, которые он сможет применять на всех учебных предметах, а также и в своей повседневной жизни.
Программа должна обеспечить:
- формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
- повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирование компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- Формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.
Коррекционно-развивающая работа по формированию у детей с задержкой психического развития познавательных универсальных учебных действий проводилась по следующим направлениям.
Первое направление «Формирование общеучебных универсальных учебных действий»
Цель: сформировать у детей общеучебные универсальные учебные действия
Задачи:
- Развитие умения ставить познавательные цели.
- Развитие умения выделять нужную информацию из всего потока информации.
- Формирование умения выбора эффективных способов решения задач, в зависимости от конкретных условий.
Второе направление «Формирование логических универсальных учебных действий»
Цель: сформировать у детей логические универсальные учебные действия.
Задачи:
- Развитие умения анализировать объекты.
- Развитие умения синтеза как составление целого из частей.
- Формирование умения установления причинно-следственных связей и построения логической цепи рассуждений.
Третье направление «Формирование действий постановки и решения проблем»
Цель: сформировать у детей действия постановки и решения проблем.
Задачи:
- Развитие умения формулирования проблемы.
- Формирование умения самостоятельного создания способов решения данных проблем.
В качестве основной формы проведения коррекционно-педагогической работы в нашем эксперименте использовались специальные коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных процессов, проводимые в соответствии с требованиями программы один раз в неделю, на которых осуществлялось целенаправленное и систематическое формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.
Таким образом, формирующий эксперимент показал, что коррекционно-развивающая работа должна проводиться систематически, охватывать весь учебный процесс, тем самым, обеспечивая непрерывность, последовательность и целостность работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития. Проводя такую работу, как на уроках, так и во внеурочной деятельности мы добились того, что у учащихся существенно повысился интерес к занятиям, возросла их познавательная активность, наметились положительные сдвиги в уровне познавательного развития. У детей появилось стремление и желание учиться, они готовы принимать помощь со стороны педагога, вникать в задания, предлагаемые им на уроках и стараться их выполнять. Появилась также и познавательная потребность, дети стремятся «научиться учиться».
Этим самым мы формируем познавательные универсальные учебные действия у учащихся с задержкой психического развития.
Данные полученные на этапе контрольного эксперимента свидетельствуют о положительной динамике формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Как показали результаты нашего исследования, в начале эксперимента на этапе констатации в контрольном классе у 70% познавательные универсальные учебные действия на высоком уровне, у 30% - на среднем уровне, у 0% на низком уровне, в экспериментальном классе высокий уровень не был выявлен, средний у 30,5%, низкий у 69,5% . В результате работы на формирующем этапе показатели формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников экспериментального класса значительно улучшились и на контрольном этапе составили: средний уровень 51,4% детей, низкий уровень 48,6% детей.
Проводя планомерную работу по всем направлениям в рамках формирования познавательных универсальных учебных действий, мы пришли к такому выводу, что обучение детей не ограничивается только коррекционно-развивающими занятиями, значительную часть умений и действий ребенок усваивает без специального обучения - на уроках общеобразовательного цикла, в ходе игр, наблюдений, опытным путем, во внеурочной деятельности, в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий формируются, отрабатываются, закрепляются и расширяются знания детей, упрочиваются познавательные интересы, способности. Учитывая индивидуальные особенности учащихся, мы продумывали варианты заданий таким образом, чтобы их выполнение происходило с постепенным усложнением предлагаемых заданий и требовало усилий мысли, воли, напряжение сил, ибо без преодоления трудностей нет полноценного развития.
Литература:
- Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова, — М.: Просвещение, 2008.—151 с.
- Балуева, Е.Б. Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития / Е.Б. Балуевой - М.: Просвещение, 2000.— 121 с.
- Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. – 338 с.
- Грабенко, Т.Н. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры./ Т.Н. Грабенко и др. - СПб.: Детсво-Пресс, 2002. — 165 с.
- Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов / Г.В. Репкиной , Е.В. Заики. - Томск: Пеленг, 1993. — 61 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В статье рассматривается процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся, имеющих задержку психического развития в условиях массовой школы. Основное внимание уделяется ме...
статья по теме: СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ
В статье рассмотрены особенности системы коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития. Автором п...
выступление на всероссийской конференции "Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе"
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать н...
Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроках музыки в процессе анализа музыкальных произведений
В настоящее время урок музыки в школе нуждается в такой организации, где процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истор...
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ...
статья на тему: "СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ"
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ...
статья на тему: Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе
Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе...