Конспект урока математики 4 класс "Из истории дробей"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока математики. 4 класс.
Тема: «Из истории дробей». (Урок – путешествие.)
Учитель: Овчаренко Л.И.
Цели: познакомить с историей возникновения дробей; развивать мышление, познавательный интерес, внимание, память.
Оборудование: таблицы с названиями древних государств, опорные слова и схемы, элементы костюмов, учебник Петерсон Л.Г. «Математика. 4 класс».
За несколько дней до урока учащиеся получают задания по группам: подготовить исторический материал к уроку (учебник Петерсон Л.Г. «Математика. 4 класс» урок 20, энциклопедия «Я познаю мир»), элементы костюмов, задачи.
1группа – представляет Древнюю Русь.
2 группа - Древний Восток.
3 группа - Древний Египет.
4 группа - Индия.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Настрой на урок.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Тут затеи и задачи,
Игры шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
2). Сообщение цели урока.
- Любите ли вы путешествовать?
- Хотели бы вы совершить заочное путешествие во времени?
- Какой же транспорт выбрать? (Машину времени.)
- Совершая путешествие, мы с вами постараемся как можно больше узнать об истории дробей. Карта путешествия:
-Итак, начинаем отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск.
Физминутка. (Под музыку гр. «Зодиак» учащиеся имитируют полет на машине времени.)
- Основная часть урока - путешествие.
Весь урок ребята работают в группах. Консультанты одеты в костюмы с элементами старинной одежды.
1 остановка: Древняя Русь.
Консультант дает историческую справку (см. материал учебника, стр. 61). Во время рассказа прикрепляются к доске опорные слова:
полтина четь полчеть полполчеть доли
Далее ребята предлагают остальным группам решить задачу практическим путем.
Задача. Как поделить пять яблок поровну между шестью ребятами так, чтобы ни одно яблоко не резать больше, чем на три части?
Физминутка. Карусель.
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели,
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите1
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Звучит музыка.
2 остановка: Древний Рим.
Консультанты дают историческую справку (см. материал учебника, стр. 61).
Опорные слова вывешиваются на доску:
асс унция семис секстанс сеекунция триенс бес семиунция
Группам предлагается решить задачу №1, стр. 63. Задача решается под руководством подготовленного консультанта.
Физминутка. (Под музыку переносимся в следующее государство).
3 остановка: Древний Египет.
Историческая справка консультанта (см. материал учебника стр.62).
Опорные схемы вывешиваются на доску:
половина- четверть-
треть - шестая часть –
Группы учащихся решают самостоятельно задачу №3, стр. 63.
Проверка по образцу, предоставленному детьми из 3 группы.
Релаксационная пауза. (Под музыку учащиеся закрывают глаза и представляют себе полет по звездному небу.)
4 остановка: Индия.
Историческая справка консультанта.
Группам предлагается решить задачу №4, стр.63.
Учащиеся анализируют чертеж и текст стихотворения под руководством учителя.
Решение задачи проходит с помощью консультанта из 4 группы.
- Итог урока.
Итак, наше путешествие подошло к концу.
-Что нового вы сегодня узнали для себя?
- Что вас заинтересовало? Почему?
- Какие задачи решали? (Старинные задачи с дробями.)
- Как оцениваете свою работу?
- Домашнее задание.
1). Попытаться составить задачу с унциями;
2). Решить упр.5, стр. 63;
3). Дополнительное задание: найти в книгах задачи, стихи, ребусы с дробями.
Конспект урока русского языка
Тема: « Определение рода имён существительных в косвенных падежах»
Цели урока: познакомить с приёмом распознавания рода в косвенных падежах; формирование орфографической зоркости; развитие навыка грамотного письма, внимания, наблюдательности, умения чётко выражать свои мысли; воспитание любви к природе.
Ход урока.
- Организационный момент.
***
Чтобы хорошо учиться
Нужно каждый день трудиться.
С ленью нам не по пути,
К знаньям будем мы идти.
- Отгадав мою загадку, вы узнаете тему сегодняшнего урока.
***
Сколько предметов на свете не счесть,
И для любого название есть.
Эти слова назовут всё вокруг
Как же их звать, отгадай скорей, друг. Имя существительное – открывается на доске.
-Что такое имена существительные?
-Искать имена существительные мы сегодня отправимся в лес.
***
Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Лес густой стоит.
Иллюстрация с изображением леса. Музыка.
2. Чистописание.
- В лесу мы с вами можем встретить огромное количество различных деревьев и кустарников. Каких?
- Одно из них чаще всего растёт именно в лесу. Отгадайте какое.
***
Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. Ель
Образец чистописания.
1. Показ учителем.
2. Пальчиковая гимнастика.
***
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
3. Сам. работа учащихся.
- Словарная работа.
- Гуляя по лесу можно встретить огромное количество знакомых нам словарных слов. Каких?
Берёза, ворона, сорока, заяц, земляника, лисица, медведь, малина, ягода.
- Учащиеся называют слова, записывают их в тетрадь и индивидуальную доску.
- Индивидуальная доска выставляется. Проверка.
- Что общего во всех словах? Это имена существительные.
- Почему вы так решили? Обозначают предмет, отвечают на вопросы Кто? Что?
- На какие группы мы можем разделить эти слова? Одушевлённые, неодушевлённые - повторить.
Мужской и женский род – повторить.
- Определите одушевлённость и род.
- А теперь отгадайте новое словарное слово.
***
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? Осина Иллюстрация
- Что вы знаете об этом дереве?
Ученик 1
Осина – лиственное дерево семейства ивовых с зелёно-белой гладкой корой с почти округлыми листьями, на тонких длинных черенках, отчего листья приходят в движение при малейшем дуновении ветерка. Поэтому в народе говорят: «Дрожит как осиновый лист»
- Работая над проектом «Лекарственные растения», мы уже знакомились с лечебными свойствами осины. Напомнит нам о них…
Ученик 2.
Почки осины обладают бактерицидными свойствами. Препараты осины используют при ревматизме, расстройстве желудочно-кишечного тракта, кашле, лихорадке. Отвар принимают как потогонное средство.
Анализ слова и запись. Определение рода и одушевлённости.
- Составьте предложения с новым словом. Устно.
4. Разбор предложения.
На осине задрожали робкие листочки.
- Запись и разбор по членам предложения.
- У существительных определить число.
- Определение рода.
- Что надо сделать, прежде чем определять род у существительных во множественном числе?
Необходимо их поставить в единственное число
- Как определить род, если существительное стоит в косвенном падеже, т.е. отвечает на вопросы где? На чём? Откуда? Чем?
Необходимо изменить слово так, чтобы оно отвечало на вопросы кто? или что?
5. Физминутка.
***
Мы по лесу шли, шли,
Земляничку нашли. Шаги на месте
Сели, поели,
Опять пошли - 3 раза (голубичку, черничку) присели
Мы шли, шли, шли
И домой пришли. Сели за парты
5.Письмо по памяти.
- В лесу мы с вами можем встретить не только осинки и ели, но и другие деревья. Отгадайте название ещё одного.
***
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одёжке,
Свесив серёжки. Берёза
- Что вы знаете об этом дереве?
Ученик.
Берёзу мы считаем нашим, исконно русским деревом, хотя она известна большинству индоевропейских народов. Название дерева исходит из корня бхе-, уходящего в глубокую древность и означающему «блеск», «белизна». Ведь и кора берёзы – береста – носит название с тем же корнем.
- О каких лекарственных свойствах берёзы вы знаете?
Ученик 4
Листья берёзы оказывают противокашлевое, отхаркивающее, жаропонижающее действия. Настои из берёзовых почек принимают как мочегонное , желчегонное и дезинфицирующее средства. Отмечены противовирусные свойства коры берёзы.
- Много прекрасных стихотворных строк посвящено берёзе.
Вы к сегодняшнему уроку выучили отрывок из стихотворения С. Есенина «Берёза»
Откройте учебники и найдите этот отрывок (упр. 431).
- чтение
- повтор
- орфографическая подготовка
- запись
- определение рода с комментированием.
- Работа с текстом.
- Гуляя по лесу, мы наслаждаемся не только красотой лесных растений, но и пением птиц. Музыку громче
- Каких лесных птиц вы знаете?
Сегодня познакомимся ещё с одной.
- Найдите упр. 413.
- Прочитайте
- О ком говорится?
- Кто из вас может рассказать о поползне? Рассказ учащихся
- Самостоятельное чтение, вставление б/г, нахождение имён существительных
- Проверка (б/г, перечислить сущ)
- Списать, вставить пропущенные гласные, определить род существительных
- Проверка – карточки.
- Итог урока.
- На этом наша небольшая прогулка по лесу заканчивается.
- Можно ли её назвать поучительной?
- Что же вы сегодня узнали? Чему научились?
(узнали о поползне, учились определять род существительных во множественном числе, в косвенных падежах)
- Как?
- Домашнее задание.
- Выписать из словаря по 5 существительных каждого рода, определить род.
Ученик 1
Осина – лиственное дерево семейства ивовых с зелёно-белой гладкой корой с почти округлыми листьями, на тонких длинных черенках, отчего листья приходят в движение при малейшем дуновении ветерка. Поэтому в народе говорят: «Дрожит как осиновый лист»
Ученик 2.
Почки осины обладают бактерицидными свойствами. Препараты осины используют при ревматизме, расстройстве желудочно-кишечного тракта, кашле, лихорадке. Отвар принимают как потогонное средство.
Ученик 3.
Берёзу мы считаем нашим, исконно русским деревом, хотя она известна большинству индоевропейских народов. Название дерева исходит из корня бхе-, уходящего в глубокую древность и означающему «блеск», «белизна». Ведь и кора берёзы – береста – носит название с тем же корнем.
Ученик 4
Листья берёзы оказывают противокашлевое, отхаркивающее, жаропонижающее действия. Настои из берёзовых почек принимают как мочегонное , желчегонное и дезинфицирующее средства. Отмечены противовирусные свойства коры берёзы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики "Сравнение дробей"
Урок с применением ИКТ на сравнение обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем...
Конспект урока математики в 3 классе. "Дроби. Действия с дробями".
Конспект урока математики в 3 классе. "Дроби. Действия с дробями". Программа РО Л.В.Занкова...
Конспект урока математики "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями" ( по учебнику "Математика. 4класс" (авт. - Л.Г. Петерсон))
Урок построен с применением технологии деятельностного метода. В ходе урока осуществляется групповая (в том числе и в паре) работа учащихся....
план -конспект урока математики по теме "Доли и дроби" (1-ый урок изучения темы)
План конспект урока по математике в 4 классе по теме "Доли и дроби" (1-ый урок изучения темы)...
План-конспект урока математики Доли и дроби 4класс
План-конспект урока математики Доли и дроби 4классЦели: • формирование знаний, умений, навыков действий с дробями; повторение ед. измерения. • развитие логического мышл...
Конспект урока математики «Доли и дроби» (Перспектива"4 класс)
Цели:– ознакомление учащихся с предметным смыслом дроби и доли, с терминами «дробь», «доля», с записью и чтением дробей;– формирование навыков определения долей и д...
Презентация к уроку математики. 4 класс. Дроби. Сравнение дробей. Урок 12
Презентация к уроку математики. 4 класс. Дроби. Сравнение дробей. Урок 12...