математика 1 класс "Число ноль"
план-конспект занятия по математике (1 класс) по теме

Ливадина Ирина Николаевна

Тема:  Число ноль.

Цели: 1. Расширить представления детей о множестве целых чисел; познакомить с числом ноль

              (0); учить писать цифру ноль; показать, что при сложении любого числа с 0, получается

               то же самое число, при вычитании из числа самого числа, получается 0.

           2. Развивать устную речь, логическое мышление, внимание, воображение.

           3. Воспитывать интерес к математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_1_klass_2006_god.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Казанская  школа -  интернат VII вида

Конспект

открытого урока

математики

(1 класс)

Провела: учитель

начальных классов

 И. Н. Ливадина

2006 год

Урок  №  40

Вид урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник для 1 класса авт. М. И. Моро, С. И. Волкова (стр. 64-65), тетрадь на

                           печатной основе (стр. 17); математический веер с числами от0 до 10; мяч;

                           полоски бумаги разного цвета и длины от 4 см до 8 см; домики с цифрами; касса

                           цифр; линейка, ручка, дополнительные тетради; рисунки сказочных героев

                           (Колобок, Заяц, Волк, Медведь, Лиса); карта путешествия, названия станций

                           «Счёт», «Почта», «Чистописание»; «Сообразилия»; название страны  «Цифирия»;

                            счётный материал: клубнички, грибы; ромашки; рисунок поляны.

Ход урока:

  1. Орг. м.                                                    2 мин.
  2. Постановка темы и целей урока.         3 мин.
  3. Устный счёт.                                          10 мин.
  4. Изложение нового материала.              15 мин.
  5. Закрепление.                                            8 мин.
  6. Итог.                                                         2 мин.

Тема:  Число ноль.

Цели: 1. Расширить представления детей о множестве целых чисел; познакомить с числом ноль

              (0); учить писать цифру ноль; показать, что при сложении любого числа с 0, получается

               то же самое число, при вычитании из числа самого числа, получается 0.

           2. Развивать устную речь, логическое мышление, внимание, воображение.

           3. Воспитывать интерес к математике.

План – конспект урока:

I. Орг. м.  

-Здравствуй, ребята! Давайте перед началом урока все подойдем ко мне и подарим друг другу улыбки. Молодцы! Хорошо!

Вот книжки на столе,

А вот тетрадки.

Не хочется играть

сегодня в прятки.

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный

Об этом скажет каждый!

II. Постановка темы и целей урока.      

- Сегодня на уроке мы не просто будем считать и решать – мы отправимся в путешествие.  Но путешествовать одним скучно и не интересно, поэтому нужно брать с собой друзей. А вот кого мы возьмём с собой, вы узнаете, отгадав загадку:

Круглый, румяный,

В печке печён,

На окошке стужён.         (Колобок) 

- Как начинается сказка?

- Колобок от бабушки ушёл, от дедушки ушёл и отправился  путешествовать. И привела его тропинка в страну под названием Цифирия.

- Почему эту страну так назвали?   (там живут цифры)

- Скок да скок, скок да скок,

Покатился Колобок,

Круглый да румяный

Прямо на поляну.

III. Устный счёт.  

- Катится, катиться Колобок по стране Цифирия, и докатился до станции Счёт.  А главный на этой станции Заяц. «Не пущу тебя дальше! - говорит ему Заяц. – Пока не выполнишь мои задания. А не справишься – съем тебя!»      

- Ребята, давайте поможем Колобку выполнить Зайкины задания.    

             

1). Счёт по числовой прямой в прямом и обратном порядке.  (с мячом)

2). Игра «Живые цифры»   ( с веером цифр)

     - Какое число на 1 больше, чем 3?                                    (4)

     - Какое число на 1 меньше, чем 3?                                    (2)

     - Какое число называют при счёте после числа 6?           (7)

     - Какое число стоит между числами 8 и 10?                     (9)

     - Какое число при счёте называют  перед числом 5?       (4)

     - Какое число при счёте называют после числа 1?           (2)

     -   Какое число при счёте называют  перед числом 7?     (6)

     - Какое число стоит между числами 5 и 7?                        (6)

3). Закрепление умения измерять длину отрезков с помощью линейки

       - У вас на партах лежат полоски разного цвета и длины. Измерьте их с помощью линейки и «заселите» в соответствующие домики.

- Итак, у кого из вас есть жильцы домика № 4?

- У кого у кого из вас есть жильцы домика № 8?

 - У из вас есть жильцы домика № 3?

- У кого из вас есть жильцы домика № 5?

- Молодцы! Вы справились с Зайкиными заданиями и можно путешествовать дальше.

IV. Изложение нового материала.        

     

- Следующая станция, на которой задержали Колобка - Почта и командует на ней Серый Волк.

- И мои задания ты тоже должны выполнить, а иначе я тебя съем.

1). Знакомство с цифрой 0 и значением 0.

- Волк дал Колобку два конверта с марками.

- Сколько марок дал Волк Колобку?      (мы не знаем)

- Что нужно узнать для того, что бы ответить на вопрос?   (сколько марок в одном конверте и в другом)

- Откроем конверты. В одном – 5 марок, а в другом – 3 марки. Сколько всего марок?   980

- Как узнали?   (5+3=8)

- Решим новую задачу.

- В одном конверте было 5 марок, а в другом меньше, чем раньше. Подскажите, сколько же марок было во втором конверте?     (2 или 1)

- Сколько же сейчас будет марок у Колобка?

              5+2=7

              5+1=6

- Изменим задачу ещё раз.

- Пусть в первом конверте было 5 марок, а во втором меньше, чем одна.

- Сколько марок во втором конверте?    (ничего)

- Сколько же марок получил Колобок в последний раз?   (5)

- Как можно записать последнюю задачу?

- Для того, что бы показать, что ничего нет, ничего не осталось, в математике используют особое число ноль (о).

- Итак, что значит ноль?         (ничего, нисколько)

                  5+0=5

- Казалось бы, что о нём говорить: ноль и ноль – пустышка. Значит, подумает кое-кто, вовсе пустая цифра, без которой можно легко обойтись. Но это вовсе не так. Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а вовсе не то, что хотелось.

- Найдите ещё числа, в которых ноль играет важную роль:

20   30   40   50   60   70   80   90   100

- В Венгрии в Будапеште поставлен памятник нолю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей.

- Как вы думаете, доволен Волк Колобком?

- Можем двигаться дальше.

2) На что похожа цифра ноль?

- Катится, катится Колобок дальше. На встречу ему Медведь со станции Чистописание.

- Колобок, Колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, Медведь!

-Хорошо. Только при одном условии, если ты найдёшь в стране Цифирия цифру, похожую на тебя.

- Ребята, помогите Колобку. Подскажите, есть ли такая цифра.   (Да, ноль)

- Конечно же, это цифра ноль. А на что ещё похожа эта цифра?

Ноль – дыра без бублика,

Ноль – богач без рублика,

Без страны моей корабль.

Нолик – круглый, как Земля,

Всё считают от ноля.

Арифметика проста:

Если ноль – ладонь пуста.

Пишем ноль – и ясно всем:

Здесь чего-то нет совсем!

Цифра вроде буквы О –

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

Могу назвать его мячом,

А, хочешь, дыркой назовём,

А можно бубликом,

Почти что кругленьким.

Но как его ни назовём,

Он называется нолём.

3). Письмо цифры 0.

-Давайте научим Колобка и Медведя писать эту замечательную цифру.

- Чем ноль отличается от Колобка?  (Колобок – круглый, ноль - овальный)

- Чем отличаются печатный и письменный ноль? (письменный пишется с наклоном)

- Откройте свои прописи на стр. 17.

- Как пишем цифру ноль?

а). Письмо в тетради на печатной основе (пропись).

б). Письмо в дополнительной тетради.

4). Физ. мин.

- Теперь и отдохнуть можно.

Сколько ёлочек зеленых,

Столько выполним наклонов.

Сколько здесь у нас кружков,

Столько сделаем прыжков.

Сколько палочек до точки,

Столько встанем на носочки.

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем ноги.

5). Вычитание из числа самого числа.   (счётный материал выставляется на наборное полотно, запись на доске и в дополнительных тетрадях )

- Катится, катится Колобок и очутился на красивой поляне. Покатился по ней и набрал вкусных ягод.

- Сколько ягод он набрал?   (3)

- Он отдал одну ягодку Медведю. Сколько ягод у него осталось?

            3-1=2

- Сколько грибов набрал Колобок? (3)

- Он отдал два гриба. Сколько грибов осталось у Колобка?

            3-3=1

- Сколько цветов сорвал Колобок? (3)

- От отдал три цветка Зайке. Сколько цветков осталось у Колобка?

           3-3=0

- Сколько же цветочков осталось у Колобка?  (0)

-Что значит 0 цветочков?   (ничего не осталось)

- Решим ещё три примера (вставим пропущенные числа в окошечки):

7- … =  0

9 – 9 = …

… - 1 = 0

ВЫВОД: если из числа вычесть его само(это же число), то получится ноль.

V. Закрепление пройденного материала.

- Катиться, катиться Колобок, а навстречу ему Лиса со станции Сообразилия.

- Уж от меня ты, Колобок, не уйдёшь. И ребята тебе не помогут.

- Поможем, ребята?  (да)

- Откройте учебники на стр. 65. Решим задачи.

1). Аня вымыла 3 больших тарелки и 3 маленьких. Сколько всего тарелок вымыла Аня?

- О чём задача?  (о тарелках)

- Что нам известно в задаче?    

- Как это называется? (условие)

- Что нам не известно?  (вопрос)

-  Каким действием найдём, сколько всего тарелок вымыла Аня?  (сложением)

- Как запишем?

    3 + 3 = 6 (т)

    Ответ: 6 т.

 2). Витя принёс 4 пакета кефира. За ужином выпили 3 пакета кефира. Сколько пакетов кефира осталось?

- О чём задача?   (о пакетах с кефиром)

- Что известно?

- Что надо найти?

- Каким действием найдём, сколько пакетов кефира осталось?   (вычитанием)

   4 – 3 = 1 (п)

  Ответ: 1 п.

VI.  Итог.

- Ну что ж, придётся Лисе отпустить нашего Колобка. Все задания он выполнил. А помогли ему вы, ребята.

- С какой цифрой познакомились и научились писать вместе с Колобком?

- Что получается при вычитании из числа этого же числа?

- Молодцы! Вы хорошо поработали.

5

3

8

4

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по математике в 1-м классе. Тема: "Числа от 1 до 10 и число ноль (0). Нумерация"

конспект +презентация урока путешествия по теме: "Числа от 1 до 10 и число ноль (0). Нумерация"...

Урок математики "Ноль и десять" М.И.Башмаков, 1 класс

Тема:Ноль и десять       Цели: познакомить с правописанием цифры 0, числом 0; с правописанием         цифры 10, числом 10...

Урок математики в 1 классе "Число и цифра Ноль"

Представлен конспект урока математики в 1 классе "Число и цифра 0 " (учебник математики 1 класс Л.Г.Петерсон)....

Урок математики в 3 классе по теме: УМНОЖЕНИЕ НА НОЛЬ. НЕВОЗМОЖНОСТЬ ДЕЛЕНИЯ НА НОЛЬ.

УМК "Школа России", авторы учебника М.И.Моро и другие. Урок сопровождается презентацией....

Урок математики в 1 классе Число ноль, цифра 0.

Урок математики в 1 классеЧисло ноль, цифра 0 на основе сказки "Колобок"...

Конспект урока по математике «Числа ноль и десять».

Цель: формирование представления о числах 0 и 10, их месте в числовом ряду.Задачи: 1.     Познакомить с числами 0 и 10, с их местом, ролью и значением в математике.2....

Материал к уроку по теме "Число ноль. Цифра ноль"

Логика составления презентации соответствует основным этапам урока по ФГОС.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15497339","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 280...