Урок математики в 1 классе "Число и цифра Ноль"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Представлен конспект урока математики в 1 классе "Число и цифра 0 " (учебник математики 1 класс Л.Г.Петерсон).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_1_klasse.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 классе «А»
Учитель: Кварацхелия С.Н.
Тема: Число О. Свойства сложения и вычитания с нулём
Цели: 1.Ввести число и цифру О, рассмотреть свойства нуля, закрепить навыки счёта в пределах 9, сравнения чисел.
2.Развивать мышление, память, внимание, грамотную математическую
речь, творческие способности, познавательные интересы.
3.Воспитывать сознательное отношение к учёбе, самостоятельность,
уверенность в своих силах.
Оборудование: числовые отрезки, опорный плакат – число 0, памятки – свойства нуля, набор геометрических фигур, сигнальные карточки, числовой веер, картинка нуля, магнитофон.
Тип урока: объяснение нового материала.
Структура | Деят-ть учителя | Деят-ть ученика | Обоснование |
I.Оргмомент II.Актуализация знаний. III.Постановка проблемы. IV. Открытие новых знаний. 1.Введение цифры и числа 0. Пальчиковая гимнастика 2.Свойства нуля.
Физпауза V.Первичное закрепление. VI.Самостоя- тельная работа с самопроверкой в классе. VII.Повторение. VIII. Итог. Рефлексия деятельности. | -Долгожданный дан звонок, начинается урок. -Сегодня на уроке мы познакомимся с новым числом, будем работать с числовым отрезком, потренируемся в решении примеров. -И к нам на урок придёт важный гость. Кто? Пока это секрет. А чтобы гостю было приятно у нас, мы его должны встретить хорошими знаниями. -Начинаем урок с устного счёта. 1) Прямой счёт до 20. 2) –Назовите число, которое следует за числом 9, 17? - На сколько каждое последующее число больше предыдущего? - На сколько каждое предыдущее число меньше последующего? - Какое число стоит между 11 и 13? 3) Игра «День-ночь» 9-7+3+2-6+2+5 (8) 4) 3+5…5+3 –Что написано на доске? -Можно ли, не находя значения выражений, сравнить их? -Почему? -Так, какой знак нужно поставить? 5)- Сравните 9-9…7-7. -Сравнивали мы раньше такие выражения? -У нас пока не хватает знаний, поэтому возникла проблема. -Справиться с этой проблемой и сравнить выражения нам поможет работа с числовым отрезком и геометрическими фигурами. В целлофановый пакет поместить несколько кубиков (например 5). -Я достаю по одному кубику. -Сколько осталось? (после каждого вынимания) -Все кубики вынуты. -Сколько кубиков сейчас в пакете? -Где на числовом отрезке находится точка, которой соответствует это количество предметов? (Учитель отмечает красным мелом начало отрезка) Пустой пакет фиксируется на доске. Далее выставляются следующие пустые множества. - Сколько точек на кости домино «пусто-пусто»? -Сколько груш может вырасти на яблоне? -Маша в лесу не нашла грибов. Сколько грибов у неё в корзине? -Какое свойство объединяет все эти предметы? -Каким числом обозначим это свойство? -Итак, число «ноль» обозначает «нисколько», «ни одной». -А вы, ребята, не забыли, про нашего гостя? Пора бы ему появиться. Так, давайте его встретим. Выставляется картинка с нулём-«человечком» и коробочка с секретами (свойствами нуля) -Он сегодня будет на уроке главным. А пришёл нуль не с пустыми руками, а со своими секретами, которые спрятаны в коробочку. -На что похожа цифра? -«Цифра вроде буквы О – это ноль иль ничего. Круглый ноль, такой хорошенький, но не значит ничегошеньки». (С.Маршак) -Давайте научимся его красиво и правильно писать. Показ написания. На доске опорный плакат. -Где на числовом отрезке должно стоять число О? -Какая же тема урока? -Наш ноль - необычное число. Вам хочется узнать, что за секреты спрятаны в коробочке? Тогда нам предстоит выполнить несколько заданий. Учебник с.30 №1. -Рассмотрите первое равенство. -Прочитайте выражение. -Как вы думаете, чему будет равно значение выражения? -Давайте проверим. Опишите выполненное действие с помощью «мешков». -Дорисуйте фигуры в мешок-сумму. -Прочитайте следующую запись. -Что изменилось? - Какое свойство сложения нам поможет получить результат? -Так, сколько получится квадратиков в мешке-сумме? -Запишите ответ. -Подумайте и скажите, всегда ли при сложении числа с нулём, получается то же самое число? -Давайте проверим. Возьмём число 4. -Посмотрите, сколько треугольников в 1-ом мешке? (4 треугольника), прибавьте ноль фигур во 2-ом мешке. Ссыпьте две части в целое. -Сколько треугольников получилось? - Вместо числа 3 может стоять любое число, и вы это доказали, поэтому сложение числа с нулём можно записать в общем виде. -Любое число обозначим буквой а. -Как же тогда можно записать эти два свойства? На доске - таблички со свойствами нуля, которые достаются из коробочки. -Молодцы, вы разгадали первый секрет. С.30 №2 -Ноль предлагает второе задание. -Рассмотрите первое выражение и рисунок. Объясните, что получается? -Дорисуйте. -Как будет записано равенство? -А как записать это свойство для любого числа а? На доске – табличка со свойством нуля. -Вот разгадан второй секрет. -Прочитайте второе выражение -Покажите, чему равен результат. -Проиллюстрируйте действия с «мешками» в учебнике. -Как это действие записать в общем виде? На доске – следующее свойство нуля. Достаётся из коробочки табличка. -Так, давайте вернёмся к началу урока и сравним два выражения, в которых возникло затруднение. -Молодцы! Учебник №3 -А теперь решите и объясните примеры в №3 самостоятельно. На доске – следующие свойства нуля. 0 + 0 = 0, 0 – 0 = 0 (из коробочки). -Молодцы, ребята, вы разгадали секреты нуля. Раз - подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – плечи шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. Игра «Продолжи фразу». -Если к а + 0 или к 0 + а, то получится …. (а) -Если из а – 0, то получится ..(а) -Если из а – а, то получится..(0) -Вот мы и познакомились с нашем гостем и узнали о нём много интересного. С.30 №4 -Используя свойства нуля, решим примеры. -Выполняем верхнюю строчку с комментированием. №4 нижняя строка -Кто справился? -Кому нужна помощь? -У кого ответы совпали? №5.с.31 -Вычислите значения выражений, используя свойства нуля. -Произошло ли смещение по числовому отрезку, когда вычитали ноль? -Проверьте по доске и оцените работу. -Какая была тема урока? -Какие свойства узнали? -Оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных карточек. -Зелёная – тему урока понял, задания выполнял сам. -Красная – тему урока понял, но затруднялся в выполнении заданий. -Нашему гостю очень понравилось на уроке, но мы с ним надолго не прощаемся, впереди нас ждут новые открытия. -Ноль говорит вам, ребята, спасибо за работу и хочет порадовать вас песенкой, которую принёс из одной математической сказки. -На следующих уроках мы продолжим исследовать свойства нуля. | -Математику мы любим, обещаем не болтать, а серьёзно думать, мыслить, только правильно считать. Ученик считают хором. - 10, 18 -Каждое последующее число больше предыд. на 1. -7, 19 -Каждое предыдущее число меньше последующего на 1. -12. Показывают ответ с помощью числового веера. -Выражения. -Можно, т.к. слагаемые одинаковые и от перемены мест слагаемых сумма не меняется. -Знак «=». Ответы. -Нет. Перед каждым учеником числовой отрезок с недостающими числами. Уч-ся отмечают количество оставшихся кубиков после каждого вынимания. Один ученик работает с числовым отрезком на доске. -Нисколько. -В начале отрезка. Уч-ся отмечают на своих отрезках красным цветом. -Нисколько. -Нисколько. -Нисколько. -Они пустые, в них ничего нет. Предположения детей. -Нет. Ответы Уч-ся прописывают ноль в учебнике с.31 -У начальной точки. Уч-ся отмечают на числовом отрезке. Ответ. -3 + 0. Показывают, используя числовой веер. -К трём треугольникам прибавили пустой «мешок», в результате получили эти же треугольники. Значит, 3 + 0 = 3. 0 + 3 -Поменялись местами слагаемые. -От перестановки слагаемых сумма не меняется. -3. Ответы. Уч-ся работают с геометрическими фигурами. . -Получились 4 треугольника. а + о = а о + а = а записывают в учебниках.
-От двух кругов – пустой мешок и получим 2 круга. 2 – 0 = 2 а – 0 = а Записывают в учебнике. 2 – 2 Уч-ся работают с числовым веером. -От двух овалов – два овала и получили пустой мешок. а – а = 0 запись в учебнике. -Эти выражения равны, т.к. если от 9-9 = 0 и 8-8=0. Решают самостоятельно, фронтальная проверка. Уч-ся продолжают фразу хором. Уч-ся проговаривают свойства. 5-5=0, 6+0=6, 9-0=9 Один ученик работает на обратной стороне доски. Поднимают сигнальные карточки. Самоконтроль по доске учителя. -Нет. Взаимопроверка,оце- нивание + -Число О и его свойства. Ответы. | Настраиваю детей на продуктивную работу в доброжелательной обстановке, концентрирую внимание. Сообщаю уч-ся общую задачу урока. Работа над развитием внимания, памяти, речи и мыслительных операций. Повторение знаний, необходимых для усвоения нового материала (смысл понятия числа и ряд чисел) Появляется новая ситуация, делающая необходимой изучение числа О. Уч-ся сами наз. новое число. Сформулировали тему урока. На основе практических действий уч-ся убеждаются в правильности своего ответа. Проговаривание свойств нуля в громкой речи. Комментирован-ное решение нескольких примеров. Каждый ребёнок проговаривает новые знания про себя. Самооценка Ситуация успеха. Выбраны типичные примеры (применение изученных свойств) Ученики сформулировали тему урока, повторили новые свойства, провели рефлексию собственной деятельности. Использование ТСО. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме Число и цифра ноль.
Урок с презентацией по теме "Число и цифра ноль"...
Урок математики в 1 классе Число ноль, цифра 0.
Урок математики в 1 классеЧисло ноль, цифра 0 на основе сказки "Колобок"...
Урок математики в 1 классе "Числа ноль и десять"
Формированиепредставления о числах 0 и 10 и умения соотносить их с цифрами и количеством предметов....
Урок математики в 1 классе "Цифры от 1 до 9. Письмо цифры 9""
Урок по учебнику Моро...
Урок математики в 1 классе . Тема " Ноль"
Урок математики в 1 классе....
Презентация к уроку математике в 1 кл. Тема: "Ноль". УМК "Школа России"
Презентация составлена по программе Моро. Урок ОНЗ....
Урок математики в 3 классе "На ноль делить нельзя"
Урок изучения нового. На уроке учащиеся познакомятся с правилами деления на ноль; через умения работать одному, в паре и в группе....