Урок математики в 3 классе по теме: доли
методическая разработка по математике (3 класс) на тему
Урок математики
3 класс
Тема «Доли»
Цель: познакомить с понятием «доля числа»
Задачи:
- Ввести новое понятие «доля числа», учить определять долю числа, записывать дроби, познакомить с терминами «доля», «дробь», «числитель», «знаменатель».
- Воспитывать аккуратность, уважение к другим людям, прививать соблюдение гигиенических норм.
- Развивать математическую речь, вычислительные навыки, внимание, наблюдательность, память, мышление.
Оборудование:
Для учителя: компьютер, программа PowerPoint2003, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, презентация.
Для учащихся: шоколадка одна на двоих, цветные карандаши, линейки, сигнальные карточки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika._3_klass._doli.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики
3 класс
Тема «Доли»
Цель: познакомить с понятием «доля числа»
Задачи:
- Ввести новое понятие «доля числа», учить определять долю числа, записывать дроби, познакомить с терминами «доля», «дробь», «числитель», «знаменатель».
- Воспитывать аккуратность, уважение к другим людям, прививать соблюдение гигиенических норм.
- Развивать математическую речь, вычислительные навыки, внимание, наблюдательность, память, мышление.
Оборудование:
Для учителя: компьютер, программа PowerPoint2003, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, презентация.
Для учащихся: шоколадка одна на двоих, цветные карандаши, линейки, сигнальные карточки.
1.Повторение.
- Отгадаем кроссворд (слайд 1).
Появляется текст задания – тянуть за номер, отгадка записывается учениками.
- Найдите в кроссворде имя девочки, которая поможет нам провести урок (Алиса)
- В каких литературных произведениях встречается такая героиня («Гостья из будущего» Кир Булычев, «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье» Льюис Кэрролл)
- А какая девочка нам поможет? Подсказка: это девочка поучаствовала в необычном чаепитии. («Алиса в стране чудес»)
Открывается шторка - появляется иллюстрация к сказке.
- А кто вспомнит, почему же чаепитие в сказке было необычным? (в нем участвовали Кролик, Шляпочник и Соня; герои чаепития, что бы не мыть посуду, пересаживались)
- Правильно. А у нас тоже будет необычное математическое чаепитие, правда пересаживаться, чтобы только не мыть посуду, мы не будем – это негигиенично, посуду нужно мыть обязательно, так как через чужую посуду можно заразиться какой-нибудь болезнью, а в остатках пищи и напитков размножаются опасные бактерии. Мы пойдем в гости, но перед этим немного посчитаем.
2. Устный счет.
Слайд 2
- Что обычно ставят на стол, когда приглашают гостей к чаю? (красивую посуду, сладости, фрукты) – слайд 3
- Сейчас мы посмотрим мультфильм, где звери угощались фруктом, чтобы узнать тему нашего урока. А как называется мультфильм, вы узнаете, если правильно решите примеры и разгадаете, какое слово зашифровано. Записывайте только ответы в столбик – слайд 4 (Задание вытягиваеися бабочкой слева,после записи ответов потянуть за бабочку справа появляется шифр, дети должны выбрать нужные буквы в соответствии с ответами и записать их рядом с числами)
8х4 = 24 А
75-24 = 51 П
3х9 = 27 Е
81:9 = 9 Л
36+56= 92 Ь
64:8 = 8 С
0х4 = 0 И
1х12 = 12 Н
4 | 51 | 27 | 24 | 92 | 9 | 0 | 8 | 82 | 12 |
у | п | е | а | ь | л | и | с | к | н |
По щелчку лопаются пузыри происходит проверка задания – появляется картинка «Апельсин» – слайд 5.
слайд 6 – картинка апельсина
3. Постановка темы.
Просмотр мультфильма «Апельсин» («Веселая карусель № 8)
- Что пришлось делить героям мультфильма? Почему? (апельсин только один, а их много)
- Как в песенке называлась каждая часть апельсина? (долька)
перетягивают дольки к животным слайд7-8
- Теперь вы можете сказать, что мы будем изучать сегодня, какова тема нашего урока? (доли) –
слайд 9
4. Работа по теме.
- К чаю принято подавать угощения. Представьте, что у вас есть шоколадки. Разделите их так, чтобы вам и вашему соседу достались одинаковые кусочки. Какая часть досталась каждому? (половинка)
- Если вы делили по-честному, то у вас должны получиться равные части. В математике равные части называются долями. Сколько долей у вас получилось? (2)
- Сколько долей у каждого из вас? (по одной).
- Значит, у каждого из вас одна из двух долей или одна вторая доля. Записать это можно так – ½ - слайд 10 (используется шторка, которая открывается слева направо).
- Читается эта запись – одна вторая часть. Кто может расшифровать запись, что обозначает здесь каждое число? ( 1 – это доля, которую мы взяли, а 2 – общее количество долей , т.е. это одна из двух частей). - А теперь каждый из вас разломит свою половинку пополам. Сколько частей шоколадки теперь получилось? (4)
- Возьмите одну такую дольку. Как записать теперь, какую долю вы держите в руках? (1/4) - щелчок
- Прочитайте запись (одна четвертая доля)
- Подумайте и скажите, какая доля больше: ½ или ¼? Почему? (чем больше частей, тем меньше каждая часть).
С помощью лупы– проверка
- Запись доли называется дробь. Верхняя часть дроби называется числителем (щелчок), а нижняя – знаменателем. Что обозначает знаменатель в записи дроби? (на сколько частей разделили предмет)
- Что обозначает числитель? (сколько частей взяли) Эту запись запишите в тетрадь.
Слайд 11
- Ой, к нам пришли гости. Давайте и их угостим шоколадкой. На сколько частей нужно разделить шоколадку? (на три части). Перетягивают части верхней шоколадки. Овалы лопают и появляется дробь
- Какую долю получит каждый гость? (1/3)
- Запишите дробь. Проверьте себя
- А вот еще гости, давайте и их теперь угостим шоколадкой. На сколько частей надо ее разделить? (6 гостей, значит на 6 частей) Перетягивают части верхней шоколадки Овалы лопают и появляется дробь
- Какую долю получит каждый гость? (1/6)
- Запишите дробь. А теперь давайте сравним доли. Поставьте знак сравнения. Какой знак вы поставили? (1/3 больше, чем 1/6)
- Но ведь 3 меньше, чем 6? (1/3 часть больше, так как разделили всего на 3 части, а 1/6 часть меньше, потому что чем больше частей, тем меньше часть)
- И действительно, сравните части шоколадки на рисунке. 1/3 часть размером получается меньше, чем 1/6.
Слайд 12
- А теперь посмотрите, как разрезали торт. Сколько частей получилось?
- А если мы возьмем одну часть, какая это будет доля?
(Здесь в вопросе ловушка, так как доля – это равная часть, а торт разрезан на неравные части)
- Можем ли мы эти части записать дробью? (нет, так как это не доли, доли – это равные части)
5. Закрепление. (работа по учебнику)
- После сладкого хочется чего-нибудь кисленького. Давайте съедим яблочко? Откроем учебник на с.80 и прочитаем правило. На сколько частей разделили яблоко сначала? Как можно назвать каждую часть яблока? (половина, одна вторая доля).
- Как разделили яблоко потом? (Каждую половину еще пополам, получилось 4 части)
_ Как можно назвать каждую часть яблока? (четвертинка, четверть, одна четвертая доля).
- А давайте к чаю испечем капустный пирог. Заодно разомнемся и отдохнем, подготовим руки к работе в тетради.
6. Физминутка «Капуста» - движения руками
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту трем, трем,
Мы капусту мнем, мнем.
- Так, мы нарубили капусту и приготовили начинку, а теперь испечем пирог. У детей на парте квадраты со стороной 6 см - № 1.стр. 80 Это у нас будет пирог с капустой. Разделите его на 6 одинаковых частей.
- Как можно разделить по-разному? ( используя Документ камеру показать разные способы деление квадрата на 6 частей и на 12)
- Закрасьте одну шестую долю пирога. А теперь разделите каждую часть пирога пополам. Сколько гостей можно угостить теперь пирогом? Закрасьте одну двенадцатую часть пирога.
- Какая часть больше 1/6 или 1/12? Почему?
- Давайте проверим, как вы поняли новый материал. № 2 с.80 Смотрите на картинки и записывайте доли
- Пока гости угощаются, Мышь пригласила подругу полакомиться сыром (слайд 13- 15). Какая доля досталась каждой мышке? Запишите. Тянем мышек в стороны
- А вот прибежали еще две мышки и с ними пришлось делиться. Сколько теперь частей у мышек? Запишите, какая доля у каждой мышки.
- Ой, на запах сыра прибежали еще мыши придется для них еще головку сыра достать . На сколько частей надо поделить сыр? Запишите, какая доля досталась каждой мышке (щелчок).
- Проверьте себя (слайд 16).
½, ¼, 1/8
- Какая из этих долей будет самая большая по размеру? Обведите ее в кружок.
- Какая самая маленькая? Подчеркните.
- Давайте проверим (- Какой мы можем сделать вывод? (чем больше частей, тем меньше каждая часть)
Решение задачи. Самостоятельная работа. слайду 16.
Проверка.
За ящик тянуть – появляется краткая запись. За конфеты – решение.
- Ой, Шляпочник смотрит на часы (слайд 16). Пора заканчивать (щелчок). Какое время показывают часы? (5 часов 15 минут)
- Какую долю от часа составляют 15 минут? Как это узнать? (надо узнать сколько раз по 15 поместиться в часе). Запись проводиться на клеточках.
- Как это узнать? (в часе 60 минут, надо 60 разделить на 15)
- Запишите решение в тетрадях самостоятельно, можете консультироваться с соседом.
- Какой ответ у вас получился? (в часе 4 раза по 15 минут)
- Давайте проверим (щелчок).
- Какая это доля? (1/4) – щелчок.
- Как по-другому называется ¼ часть? (четверть)
- Как по-другому можно назвать время на часах? (четверть шестого)
6. Итог урока.
- Ну что же, наше математическое чаепитие закончилось. Пора уходить. Нужно поблагодарить хозяев – слайд 17.
- Расскажите им, что вам больше всего понравилось делать в гостях? Что вы узнали нового?
- Что такое доля?
7. Домашнее задание
- А дома вы еще раз прочитайте правило на с.80, выполните устно задания на этой странице, чтобы повторить то, что мы сегодня изучили.
А письменное задание по выбору:
№ 3, 4 на с.81
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 1 класс по теме " Изучение числа 5, состав числа 5" Урок-сказка"Муха Цокотуха
laquo;МОУ СОШ № 7» УРОК МАТЕМАТИКИ в 1 КЛАССЕ ПО СИСТЕМЕ«ШКОЛА 2100»АВТОР Л.Г.ПЕТЕРСОНТЕМА «ИЗУЧЕНИЕ ЧИСЛА 5, С...
Урок математики 3 класс по теме "Доли"
Урок математики 3 класс М.И. Моро. Изучение нового материала "Доли".Организуется практическая работа по образованию и сравнению долей....
План-конспект урок математики 1 класс ФГОС тема: Тема: "Сложение и вычитание"
Планируемые результаты: сформирование вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 10.УУД:1. Личностные универсальные учебные действия:- учебно-познавательный интерес к новому у...
презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас
материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...
Конспект урока математики 4 класс "Нахождение нескольких долей целого"
Конспект урока математики 4 класс . Тема " Нахождение нескольких долей целого"...
Урок в 3 классе по теме: "Доли.Дроби". УМК "Школа 2100".
Осноная цель-сформировать у обучающихся представление о доле числа, научить читать и записывать доли....
Презентация к уроку математики 4 класс по теме "Доли и дроби"
Презентация к уроку математики 4 класс по теме "Доли и дроби"...