"Задачи на уменьшение числа на несколько единиц" ( УМК "Школа России")
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Задачи урока:

  • Ввести новый для учащихся вид задачи – нахождение числа, которое на несколько единиц меньше данного
  • Формировать умение решать задачи;
  • Закрепление знаний состава чисел 7,8,9,10;
  • Закрепление умения решать примеры, используя переместительное свойство сложения;
  • Воспитывать доброжелательное отношение к другим;
  • Воспитывать умение всегда прийти на помощь нуждающемуся;
  • Воспитывать чувство коллективизма ( «один за всех и все за одного»);
  • Развитие интереса к математике как к учебному предмету;
  • Развитие умения сравнивать, искать, делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_zadachi_na_umenshenie_chisla.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики. 1 класс.

Тема урока:  Задачи на уменьшение числа на несколько единиц.

Задачи урока:

  • Ввести новый для учащихся вид задачи – нахождение числа, которое на несколько единиц меньше данного
  • Формировать умение решать задачи;
  • Закрепление знаний состава чисел 7,8,9,10;
  • Закрепление умения решать примеры, используя переместительное свойство сложения;
  • Воспитывать доброжелательное отношение к другим;
  • Воспитывать умение всегда прийти на помощь нуждающемуся;
  • Воспитывать чувство коллективизма ( «один за всех и все за одного»);
  • Развитие интереса к математике как к учебному предмету;
  • Развитие умения сравнивать, искать, делать выводы.

Оборудование: учебник математики ( Моро М.И.), рабочая тетрадь по математике

                                ( часть 2), иллюстрация с изображением сказочной двери; картинки

                                сказочных героев ( Буратино, Мальвины, Карабаса-Барабаса,

                                Тортиллы), демонстрационный материал ( зайчики, собачки, яблоки,

                                груши, кружки), раздаточный материал ( бабочки, кружки, яблоки,

                                груши, ключики, пособия для решения задач), музыкальный центр,

                                диапроектор.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Сообщение цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым видом задачи, будем учиться решать их, повторим состав чисел.

Стук в дверь. Голос: «Вам телеграмма!»

Чтение телеграммы: «Ребята, исчез Буратино! Помогите его найти! Друзья Буратино.»

Учитель: Ну, что, надо помочь. Согласны найти Буратино? С чего же начать поиск? Вы знаете, я случайно узнала, что Карабас – Барабас закрыл нашего друга в своем доме и чтобы он не убежал. Повесил на дверь большие замки. Вы можете открыть замки, выполнив задания, записанные на них.

Готовы? Тогда вперед.

  1. Устный счет.

А) Учитель: - Расположите «ключики» в порядке возрастания.( На «ключиках» числа:  

            7,5,9,3,1.

- Прочитайте, получившийся ряд чисел.

- По какому правилу составлен данный ряд чисел?

- Продолжите его до 20.

      - Обратно.

      Учитель: Открылся первый замок.

    Б) Игра «Молчанка» ( +2,+3)

     Учитель: Открылся второй замок.

В) Учитель: Выполнив следующее задание, мы узнаем, кто помог Карабасу-Барабасу поймать Буратино. Если будет правильный ответ, то появится слово.



       9


     4

   4


       


       7


      2


        3


        6

( КОТ БАЗИЛИО И ЛИСА АЛИСА)

Г)  Учитель: Ребята! Они утверждают, что вы не знакомы с Буратино. А ведь, вы хорошо помните Буратино?  Давайте попробуем составить его портрет.

К доске прикрепляется, обратной стороной разрезанный на 8 частей портрет Буратино. На каждой части записаны примеры:

                            6 – 2 =                    9 – 3 =

                            6 – 4 =                    5 – 4 =

                             2 + 6 =                   7 + 3 =

                             7 – 2 =                   9 – 2 =

- Найдите пример с ответом 8.

- Уменьшите 8 на 3. Найдите приме с таким же ответом.

- Из 10 вычесть 3. Найдите выражение с таким значением.

- Уменьшаемое 8 , вычитаемое 1. Чему равна разность? Найдите пример, чтобы ответ был на  1 меньше.

- Первое слагаемое 3, второе слагаемое 1. Чему равна сумма. Найдите пример с таким ответом.

- Увеличьте 9 на 1. Найдите выражение с таким значением.

- Чему равны значения оставшихся выражений.

Учитель: Вот мы и освободили Буратино! А сейчас вместе с ним отдохнем1

  1. Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на мысочки встать.

  1. Работа над новым материалом.

Учитель: А теперь успокойтесь, а наш гость Буратино, послушает, как вы занимаетесь.

А) Подготовительная работа.

Демонстрация.

- Поставьте на фланелеграф 7 собачек в верхнем ряду, а в нижнем столько же зайчиков.

-Сколько зайчиков? ( 7)

- Сколько надо убрать зайчиков, чтобы их стало на 2 меньше, чем собачек? ( 2)

- Кого меньше, зайчиков или собачек? ( Зайчиков)

- На сколько меньше? ( на 2)

- Что же значит зайчиков на 2 меньше. ( Столько же, сколько и собачек, но без двух)

Работа с раздаточным материалом.

- Положите на парте  в верхнем ряду 8 яблок, а в нижнем столько же груш.

- Сколько груш вы положили? ( 8)

- Сколько надо убрать груш, чтобы их стало на 3 меньше. ( 3)

- Чего меньше груш или яблок? ( Груш)

- На сколько? ( На 3)

- Что мы можем сказать о числе груш? ( Груш столько же сколько и яблок, но без 3)

- Положите в верхнем ряду 6 белых бабочек, а в нижнем столько же синих.

- Сколько синих бабочек положили? ( 6)

- Сколько синих бабочек надо убрать, чтобы их стало на 1 меньше? ( 1)

- Кого меньше: синих бабочек или белых? ( синих)

- На сколько меньше? ( На 1)

- Что мы можем сказать о числе синих бабочек?( Синих бабочек столько же сколько и белых, но без 1)

- Положите в верхнем ряду 5 красных кружков, а в нижнем столько же зеленых.

-Сколько зеленых кружков положили? ( 5 )

- Сколько зеленых кружков надо убрать, чтобы их стало на 2 меньше? ( 2)

- Чего меньше красных кружков или зеленых? 9 Зеленых)

- На сколько меньше?( На 2)

- Что мы можем сказать о числе зеленых кружков? ( Зеленых кружков столько же сколько и красных, но без 2)

Вывод: - Что значит, что в синей коробке ( показывает учитель) карандашей на 2 меньше, чем в зеленой? ( В синей коробке столько же карандашей, сколько и в зеленой, но без двух.)

Б) Работа по учебнику.

- Откройте учебник на с. 85.

- Задание №1.

- Рассмотрите рисунок. Около каждой тарелки лежала ложка.

- Сколько тарелок? ( 5)

- Значит, сколько было ложек? ( 5)

- Потом несколько ложек убрали. Сколько ложек убрали? ( 2)

- На сколько стало ложек меньше? ( на 2)

- Что значит, на 2 меньше?

- Это сколько? ( 5 без двух это 3)

Задание №2.

- Рассмотрите левый рисунок.

- Сколько синих кругов? (6)

- Красных кругов столько же. Сколько красных кругов?

- Рассмотрите правый рисунок.

- Сколько  синих кругов? (6) А красных? ( (На 2 меньше)

- Как это получилось? (  2 круга убрали)

- Что значит, на 2 меньше? ( Столько же, но без двух)

- Сколько стало красных кругов? ( 6 без двух это 4)

- Закройте учебники.

- Послушайте задачу: Буратино выпил в гостях у Мальвины 5 чашек чая, а Пьеро на 2 чашки меньше. Сколько чашек чая выпил Пьеро?

- Что известно в задаче? Что спрашивается?

- Что значит, Пьеро выпил на 2 чашки меньше?

-Какое будет решение задачи? Ответ.

  1. Физкультминутка музыкальная.

 ( Под песню из кинофильма « Приключения Буратино»)

  1. Работа над пройденным материалом.

А) Составление и решение задач.

Учитель: Вы такие молодцы. Буратино понравилось, как вы решаете задачи. И он приготовил вам свое задание: составьте и решите задачи по кадрам диапозитива.

Б) Учитель: К нам и Буратино пришла Мальвина и тоже с заданием.

     1 + 7  

     2 + 7

     3 + 7

- Рассмотрите выражения.

- Чем похожи они?

- Чем отличаются?

- Как вы думаете, что будет происходить с суммой?

- Проверим. Решите примеры.

- Какое свойство сложения вы применили при решении примеров? ( переместительное)

-Как оно звучит?

- Составы каких чисел изображены на рисунке?  ( Что обозначает каждое число на рисунке?)

- Какие два примера на вычитание можно составить по первому выражению.

В) Работа в рабочей тетради.

-  А вот и еще один друг Буратино – Артемон. Он просит выполнить задание в тетради.

- Откройте тетради на с. 15.

- Задание № 1.

- Раскрасьте желтым карандашом монеты, которыми можно уплатить за линейку. Коричневым карандашом покажите, как еще можно набрать 8 рублей.

- Закройте тетради.

Г) Учитель: А вот Пьеро не смог прийти к нам. Но он прислал 4 букета цветов в знак благодарности за спасение Буратино. ( К букетам цветов прикреплен ценник)

- Достаньте «кошельки», наберите сумму, которую заплатил Пьеро за ваши букеты.

8. Итог урока.

       - Ребята, черепаха Тортилла очень торопилась, но приползла только к концу урока.

( Вывешивается рисунок Черепахи Тортиллы с чемоданом, на котором написано МОЛОДЦЫ)

- Итак, ребята, сегодня на уроке у нас побывали наши любимые герои сказки «Приключения Буратино» и вы вместе с ними познакомились с новым видом задач, решали примеры, набирали монетками нужную сумму денег. Благодарю вас за урок. Вы были внимательны и активны! Молодцы!

       

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Задачи на уменьшение числа на несколько единиц".

Прендлагается конспект урока по математике в 3 классе (программа "Школа России"). Тип урока: урок- объяснения нового материала. К данному уроку прилагается презентация....

"Задачи на уменьшение числа на несколько единиц".

Предлагается конспект урока по математике в 3 классе (программа "Школа России"). Тип урока: урок- объяснения нового материала. К данному уроку прилагается презентация....

Разработка урока по математике (1 класс) "Задачи на уменьшение числа на несколько единиц"

Конспект урока по математике в 1 классе по теме : "Задачи на уменьшение числа на несколько единиц"...

Задачи на уменьшение числа на несколько единиц.

Урок математики в 1 классе УМК "Школа России"....

Технологическая карта урока по математике (1 класс) по теме "Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами)".

В материале представлена технологическая карта урока по математике для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....

Задачи на уменьшение числа на несколько единиц 1 класс

Презентация к уроку "Задачи на уменьшение числа на несколько единиц"...

Задачи на уменьшение числа на несколько единиц

Представлена презентация к уроку математики по теме «Задачи на уменьшение числа на несколько единиц» для 1 класса. По программе УМК Математика.1 класс: учебник для общеобразовательных учре...