Рабочая программа по математике 4 класс перспективная начальная школа
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) на тему

Рабочая программа по математике для 4  класса  УМК "Перспективная начальная школа "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_prog_matem.doc217 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Быстроистокская общеобразовательная средняя полная школа »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Математика»

4 класс

на 2013-2014 учебный год

                                                 

                                                              Учитель Геворгян Елена Георгиевна,

                                                      высшая  квалификационная категория

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7), утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.

Ориентиром для составления рабочей программы стали:

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, М.: Просвещение, 2010,

Программы четырехлетней начальной школы. Перспективная начальная школа. Математика. А.Л. Чекин Москва, Академкнига/Учебник, 2009г,  рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации;

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект, который включает в себя:

  1. Чекин А.Л. Математика. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2010- 2011.
  2. Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях: Тетрадь для

самостоятельной работы 4 класс (в 2-х частях) — М.: Академкнига/Учебник, 2010 - 2011.

  1. Чекин А.Л. Математика. 1-4 класс: Методическое пособие для учителя.— М.: Академкнига/Учебник, 2010.

который отвечает целям и задачам обучения на данном этапе. Учебник «Математика» Чекин А.Л. входит в Федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год.

   Предлагаемый  начальный курс математики имеет целью не только ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал обязательного минимума начального математического образования, но и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т. .п., а также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.

   Имеется полное согласование целей данного курса и целей, предусмотренных обязательным минимумом начального общего образования, которые заключаются в овладении знаниями и умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; развитие личности ребенка и, прежде всего, его мышления как основы развития других психических процессов: памяти, внимания, воображения, математической речи и способностей; формирование слов общеучебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирования), приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), способов организации учебной деятельности (планирование, самооценка, и др.).

Контроль знаний, умений и навыков по математике осуществляется в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, самостоятельных и контрольных работ, тестовых заданий и работы по карточкам.

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

итого

Самостоятельные работы

2

2

3

3

10

Контрольные работы

3

2

3

3

11

Предполагаемые результаты

   В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать 

  • Использование натуральных чисел для счета предметов, для упорядочения предметов, для измерения величин
  • Название и запись чисел до класса миллиардов включительно
  • Ряд целых неотрицательных чисел, его свойства и геометрическую интерпретацию
  • Основные принципы построения десятичной системы счисления
  • Дробные числа, их математический смысл и связь с натуральными
  • Смысл операций сложения, вычитания, умножения и деления
  • Взаимосвязи с изученными операциями
  • Существующую зависимость между компонентами и результатом каждой  операций
  • Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями
  • Измерение вместимости с помощью выбранной мерки
  • Связь вместимости и объема
  • Стандартные единицы объема (кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр)
  • Связи метрической системы мер с десятичной системой счисления
  • Особенности построения системы мер времени
  • Существование многогранников (призма, пирамида) и тел вращения (шар, цилиндр, конус)
  • Отличительные признаки сюжетной арифметической задачи
  • Различные способы краткой записи задачи
  • Различные способы записи решения задачи
  • Рациональный и нерациональный способы решения задач
  • Решение задач с помощью уравнения
  • Задачи с вариантами ответами
  • Алгоритмический подход к пониманию решения задачи
  • Комбинаторные и логические задачи
  • Название компонентов всех изученных арифметических действий ( операций)
  • Знаки этих действий, законы с свойства этих действий
  • Таблица сложения и умножения однозначных чисел
  • Особые случаи сложения, вычитания, умножения и деления
  • Правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок
  • Термины, связанные с понятием «уравнение» (неизвестное, корень уравнения)
  • Свойства некоторых геометрических фигур (прямоугольника, квадрата, круга)
  • Единицы длины, площади, объема, массы, величины угла, времени и соотношения между ними
  • Термины, связанные с понятием «задача» (условие, требование, данные, искомое, решение, ответ)
  • Условные обозначения используемые в записи краткой записи

уметь:

  • Называть и записывать любое натуральное число до 1000000 включительно
  • Сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков
  • Сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков
  • Сравнивать дробные числа с натуральными и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков
  • Выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе знаков и свойств этих действий с использованием таблицы сложения однозначных чисел
  • Выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел
  • Вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок
  • Выполнять изученные действия с величинами
  • Решать уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий и на основе использования свойств равенств
  • Определять вид многоугольника
  • Определять вид треугольника
  • Изображать и обозначать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки)
  • Изображать и обозначать окружности (с помощью циркуля)
  • Измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки
  • Находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника
  • Определять величину угла и строить угол заданной величины (с помощью транспортира)
  • Вычислять площадь прямоугольника
  • Выражать изученные величины в разных единицах
  • Распознавать и составлять текстовые задачи
  • Проводить анализ задачи с целью нахождения решения
  • Записывать решение задачи по действиям и одним выражением
  • Выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора
  • Проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей)
  • Измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел

             использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • Решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара при расчете между продавцом и покупателем (с помощью калькулятора при проведении вычислений)
  • Вычислять площади земельных участков прямоугольной формы с проведением необходимых измерений
  • Продолжительность урока в 4 классах – 45 минут.

Продолжительность учебного года в 4 классах – 34 учебные недели. 

На изучение курса отводится 4 часа в неделю.Всего 136 часов

Тематическое планирование учебного предмета «Математика»

и основные виды деятельности учащихся

(136 часов)

Содержание курса и ориентировочное количество часов, отводимое на тему

Характеристика основных видов деятельности учащихся


1

Натуральные и дробные числа (16 ч)

Новая разрядная единица - миллион (1 000 000). Знакомство с нумерацией чисел класса миллионов и класса миллиардов.

        Понятие доли и дроби. Запись доли и дроби с помощью упорядоченной пары натуральных чисел: числителя и знаменателя. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

Сравнивать числа по классам и разрядам.

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.

Составлять числовые последовательности по заданному правилу.

Сравнивать доли с одинаковыми знаменателями.

2

Действия над числами и величинами (32 ч)

Алгоритм письменного умножения многозначных чисел столбиком.

Предметный смысл деления с остатком. Ограничение на остаток как условие однозначности. Способы деления с остатком. Взаимосвязь делимого, делителя, неполного частного и остатка. Деление нацело как частный случай деления с остатком.

Алгоритм письменного деления с остатком «столбиком». Случаи деления многозначного числа на однозначное и многозначного числа на многозначное.

Сложение и вычитание однородных величин.

Умножение величины на натуральное число как нахождение кратной величины.

Деление величины на натуральное число как нахождение доли от величины.

Умножение величины на дробь как нахождение части от величины.

Деление величины на дробь как нахождение величины по данной ее части.

Деление величины на однородную величину как измерение.












Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный способ.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления).

Моделировать изученные арифметические зависимости.

Знать алгоритм письменного умножения  и деления многозначных чисел столбиком, уметь применять его на практике.

Уметь выполнять деление с остатком.

Складывать и вычитать однородные величины.

Делить и умножать величины на натуральное число.


Прогнозировать результат вычислений.

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.

Использовать различные приёмы проверки правильности нахождения значения числового выражения (с опорой на правило установления порядка действий, алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата).

3

Величины  и их измерение (22 ч)

Единица времени – секунда. Соотношение между минутой и секундой (1 мин=60с), часом и секундой (1 ч=3600с).

Понятие об объеме. Объем тел и вместимость сосудов. Измерение объема тел произвольными мерками.

        Общепринятые единицы объема: кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр. Соотношения между единицами объема, их связь с отношениями между соответствующими единицами длины.


Литр как единица вместимости. Сосуды стандартной вместимости. Соотношение между литром и кубическим сантиметром, между литром и кубическим дециметром.

Выполнять переход от одних единиц измерения к другим.

Сравнивать числа и величины.

5

Элементы геометрии (24 ч)

Диагональ многоугольника. Разбиение  многоугольника на несколько треугольников. Разбиение прямоугольника на два равных треугольника.

        Площадь прямоугольников треугольника как половина площади соответствующего прямоугольника. Определение площади треугольника с помощью разбиения его на два прямоугольных треугольника.

Знакомство с некоторыми многогранниками (прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и телами вращения (шар, цилиндр, конус).


Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур, преобразовывать модели.

Характеризовать свойства геометрических фигур. Сравнивать геометрические фигуры по форме.

Сравнивать геометрические фигуры по величине (размеру).

Классифицировать  (объединять в группы) геометрические фигуры.

Находить геометрическую величину разными способами.

Находить площадь прямоугольного треугольника.

Знать единицы объёма и соотношения между ними

6

Арифметические сюжетные  задачи (24 ч)

Текстовые задачи на пропорциональную зависимость величин: скорость-время-расстояние, цена- количество- стоимость, производительность- время работы- объем работы. Задачи на вычисление различных геометрических величин: длины, площади, объема. Алгебраический способ решения арифметических сюжетных задач.

Знакомство с комбинаторными и логическими задачами.


Решать арифметическим способом задачи разных видов.

Выполнять переход от одних единиц измерения к другим.

Планировать решение задачи. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи.

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.

Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения). Самостоятельно выбирать способ решения задачи.

Использовать геометрические образы для решения задачи.

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера. Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия.

Выполнять краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов (отрезок, прямоугольник и др. )

Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок «….и/или…», «если…, то…», «неверно, что…».

7

                               Элементы алгебры (18 ч)

 

Буквенные выражения. Знакомство с понятием переменной величины. Буквенное выражение как выражение с переменной (переменными). Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной (переменных). Уравнение. Корень уравнения. Понятие о решении уравнения. Способы решения уравнений: подбором, на основе свойств зависимости между результатом и компонентами действий, на основе свойств истинных числовых равенств.

Нахождить значения буквенного выражения при заданных значениях переменной.

Уметь решать уравнения разными способами.

.

Приложение. Учебно -тематическое планирование, 4 класс.

Тема урока

Кол-во часов

Корректировка

1

 Арифметические действия.

   1

2

Решение уравнений.

   1

3

Геометрические фигуры и их свойства.

   1

4

Арифметические действия.

   1

5


Когда известен результат разностного сравнения.

   1

6

Когда известен результат разностного сравнения. Работа с таблицей.

   1

7

Когда известен результат кратного сравнения.

   1

8

Нахождение площади

   1

9

 Уравнения.

   1

10

Входная контрольная работа

   1

11

Работа над ошибками .

Алгоритм умножения столбиком.

   1

12

 Тысяча тысяч, или миллион.

   1

13

Тысяча тысяч; или миллион.

   1

14

Разряд единиц миллионов и класс миллионов.

   1

15

Когда трех классов для записи числа недостаточно.

   1

16

Сравнение чисел.

   1

17

Самостоятельная работа.

Зависимость между величинами

   1

18

Математическое выражение.Работа над  ошибками

   1

19

Зависимость между величинами.

   1

20

Нахождение значения величины.

   1

21

Контрольная работа. Буквенные выражения.

   1

22

Работа над ошибками к/р.

Стоимость единицы товара, или цена.

   1

23

Стоимость единицы товара, или цена

   1

 

24

Решение задач .

   1

25

Закрепление изученного

   1

26

Закрепление изученного.

   1

27

Деление нацело и деление с остатком.

   1

28

Самостоятельная работа.

Неполное частное и остаток.

   1

29

Работа над ошибками с/р.

Остаток и делитель.

   1

30

Контрольная  работа.

Сравнение чисел.

   1

31

Работа над ошибками к/р.

Когда остаток равен 0.

   1

32

Когда делимое меньше делителя.

   1

33

Деление с остатком и вычитание.

   1

34

Какой остаток может получиться при делении на 2?

   1

35

Сравнение чисел.

   1

36

Решение уравнений.

   1

37

Запись деления с остатком столбиком.

   1

38

Самостоятельная работа.

Способ поразрядного нахождения результата деления

   1

39

 Работа над ошибками с/р.

Буквенные выражения и уравнения.

   1

40

Контрольная работа.  Деление с остатком.

   1

41

Работа над ошибками к/р.

Решение уравнений.

   1

42

Час, минута и секунда

   1

43

Кто или что движется быстрее? Решение задач с помощью диаграмм.

   1

44

Длина пути в единицах времени, или скорость.

   1

45

Разряд единиц миллионов и класс миллионов

   1

46

 Решение уравнений.

   1

47

Какой сосуд вмещает больше?

   1

48

Литр. Сколько литров?

   1

49

Вместимость и объем.

   1

50

Вместимость и объем.

   1

51

Кубический сантиметр и измерение объема.

   1

52

Кубический дециметр и кубический сантиметр.

   1

53

Кубический дециметр и литр .

   1

54

Литр и килограмм.

   1

55

Литр и килограмм.

   1

56

Самостоятельная работа. Буквенные выражения и уравнения.

   1

57

 Работа над ошибками с/р.

Измерение объема.

   1

58

Контрольная работа. Объём.

   1

59

Работа над ошибками к/р.

Объем.

   1

60

Производительность – это скорость выполнения работы.

   1

61

Производительность – это скорость выполнения работы.

   1

62

 Буквенные выражения и уравнения.

   1

63

 Нахождение площади. Решение задач

   1

64

Отрезки, соединяющие вершины многоугольника.

   1

65

Разбиение многоугольника на треугольники.

   1

66

Площадь прямоугольного треугольника. Вычисление площади.

   1

67

 Самостоятельная работа.

Измерение объема.

   1

.

68

Работа над ошибками с/ р. Вычисление площади.

   1

69

Контрольная работа.

Решение уравнений.

   1

70

Работа над ошибками к/р.

Деление на однозначное число столбиком.

   1

71

Деление на однозначное число столбиком.

   1

72

Число цифр в записи неполного частного.

   1

73

Деление на двузначное число столбиком .

   1

74

Алгоритм деления столбиком.

   1

75

 Нахождение площади.

   1

76

Сокращенная форма записи деления столбиком.

   1

77

Измерение объема.

   1

78

 Нахождение площади.

   1

79

Измерение объема.

   1

80

Умножение величины на число и числа на величину.

   1

81

Деление величины на число.

   1

82

Нахождение доли от величины и величины по ее доле.

   1

83

Нахождение части от величины.

   1

84

Нахождение величины по ее части.

   1

85

Самостоятельная работа.

Деление величины на величину.

   1

.

86

Работа над ошибками с/р.

Действия над величинами

   1

87

Контрольная работа.

   1

88

Работа над ошибками к/р.

Когда время движения одинаковое .

   1

89

Когда длина пройденного пути одинаковая.

   1

90

Движение в одном и том же направлении.

   1

91

Движение в одном и том же направлении.

   1

92

Самостоятельная работа.

Движение в противоположных направлениях.

   1

93

Работа над ошибками с/р.

Решение задач

   1

94

Закрепление изученного

   1

95

Контрольная работа.

Алгоритм вычисления столбиком.

   1

96

Работа над ошибками к/р.

Когда время работы одинаковое.

   1

97

Когда объем выполненной работы одинаковый.

   1

98

Производительность при совместной работе. Работа с диаграммами.

   1

99

Время совместной работы.

   1

100

Действиея с величинами

   1

101

Закрепление изученного

   1

102

Когда количество одинаковое.

   1

103

Когда стоимость одинаковая.

   1

104

Когда стоимость одинаковая.

   1

105

Решение задач

   1

106

 Самостоятельная  работа.

Повторение изученного

   1

107

Работа над ошибками с/р.

Порядок действий

   1

108

Контрольная работа.

   1

109

Работа над ошибками к/р.

Действия с величинами

   1

110

Как и в математике применяют союз «и» и союз «или».

   1

111

Когда выполнение одного условия обеспечивает выполнение другого.

   1

112

Не только одно; но и другое..

   1

113

Самостоятельная работа. Площадь и периметр.

   1

114

Работа над ошибками с/р.

Площадь и периметр.

   1

115

Контрольная работа.

   1

116

Работа над ошибками к/р.

Квадрат и куб.

   1

117

Круг и шар.

   1

118

Площадь и объем.

   1

119

Измерение площади с помощью палетки.

   1

120

Нахождение площади и объема.

   1

121

Буквенные выражения и уравнения.

   1

122

Геометрические фигуры и тела.

   1

123

Уравнение. Корень уравнения.

   1

124

 Самостоятельная работа. Решение задач с помощью уравнений.

   1

125

Работа над ошибками с/р.

Решение задач с помощью уравнений.

   1

126

 Итоговая контрольная работа.

   1

127

Работа над ошибками к/р.

Измерение объема.

   1

128

Натуральные числа и число 0

   1

129

Нахождение площади и объема.

   1

130

Алгоритм вычисления столбиком

   1

131

Сравнение чисел.

   1

132

Действия с величинами. Умножение и деление.

   1

133

Буквенные выражения и уравнения.

   1

134

Алгоритм вычисления столбиком.

   1

135

Геометрические фигуры и их свойства.

   1

136

Буквенные выражения и уравнения.

   1

                              Основная учебная литература

  1. Чекин А.Л. Математика. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2010- 2011.
  2. Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях: Тетрадь для

самостоятельной работы 4 класс (в 2-х частях) — М.: Академкнига/Учебник, 2010 - 2011.

                        Дополнительная учебная литература

Учебно-методическая литература

  1. Чекин А.Л. Математика. 1-4 класс: Методическое пособие для учителя.— М.: Академкнига/Учебник, 2010.
  2. Захарова О.А. Проверочные работы по математике и технология

организации коррекции знаний  учащихся (1-4 классы): Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.

Учебные и справочные пособия

Лободина Н.В. Олимпиадные задания, Учитель, 2011.

Степанова О.А., Рыдзе О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе, М: Сфера,2005.

Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 3000 примеров по математике, Астрель, 2010.

Беденко М.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике, ВАКО,2005.

Шклярова Т.В. Как научить вашего ребенка решать задачи, Грамотей, 2007.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Математика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Математика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню подго...

Рабочая программа курса "Информатика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Информатика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню подг...

Рабочая программа курса "Технология" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Технология" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню подго...

Рабочие программы по предметам УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс

Рабочие программы по  предметам составлены по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту начального общего образования УМК «Перспективная начальная школа» 1 класс...

Рабочая программа по математике УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс

Данный курс для уроков математики в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» разработан на основе следующих документов: ·       Закона Российской Федера...

Рабочая программа по предметам УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс

Рабочая программа составлена по программе " Перспективная начальная школа" 4 класссостоит из разделов:1 Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика4 Описание места предмета в у...

Рабочая программа для 1 класса : "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа, разработана в соответствии ФГОС  для 1 класса, так же разработанно календарно-тематическое планирование с учетом УУД....