урок математики в 1 классе
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников средствами учебного предмета "Математика"( из опыта работы)
УМК "Школа 2100" , автор учебника Л.Г.Петерсон
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki.doc | 305.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край
Муниципальное общеобразовательное
бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4
г. Новокубанска муниципального образования Новокубанский район
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников средствами учебного предмета «Математика» (из опыта работы).
Разработала учитель
Зозуля Инна Александровна
Урок математики в 1 классе
Тема: Разностное сравнение чисел.
УМК: «Школа 2100», автор учебника Л.Г. Петерсон
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цель: Ввести правило разностного сравнения чисел.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать познавательный интерес, самостоятельность в получении знаний..
2. Воспитывать умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища.
Развивающие:
1. Развивать математическую речь, логическое мышление, способность воспринимать и понимать прочитанное, умение давать аргументированные ответы, рассуждать, обосновывать ход выбранных действий.
2. Развивать память, внимание, творческие способности, вариативность мышления.
Образовательные: 1. Сформировать представление о большем, меньшем числах и разности, умение выполнять разностное сравнение, находить большее и меньшее числа.
2. Тренировать умения сравнивать группы предметов по количеству путем составления пар, устанавливать зависимость между компонентами и результатами арифметических действий, решать текстовые задачи.
3. Тренировать вычислительные навыки.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, проблемно-поисковый
.
Планируемый результат обучения:
Предметные: Ученик научится осознанное применять правило разностного сравнения, употреблять в речи понятия «больше на…», «меньше на…».
Метапредметные: Использование своих наблюдений для получения новых знаний, организация своего рабочего места, ученик закрепит умение пользоваться учебником как источником информации , наблюдать, анализировать, обобщать материал, регулировать свою деятельность.
Личностные: ученик получит возможность оценивать результат своей работы, вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом.
Дидактический материал:
Таблицы над предметного курса «Мир деятельности»
Раздаточный материал: 1 конверт -6 больших кружков, 2 конверт- 7 маленьких кружков
План действий:
- Разложить все фигурки в два ряда
и соотнести.
- Сделать вывод.
Правило: Чтобы узнать на сколько одно число
меньше или больше другого, надо
из большего числа вычесть меньшее.
Эталоны: Б - М = Р М + Р = Б Б – Р = М
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация к уроку из СД-диска к данному учебнику.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: 1. Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа пословицы; 2. Актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности. |
| Личностные: -самоопределение; -смыслообразование. Регулятивные: -целеполагание. Познавательные: -логические Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель: 1. Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение; 2. Актуализировать способ сравнений чисел с помощью подбора чисел; 3. Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению; 4. Зафиксировать индивидуальные затруднения в обосновании пробного учебного действия. | - А сейчас назовите компоненты сложения. (Вычитания). (Слагаемое, слагаемое, сумма. Уменьшаемое, вычитаемое, разность.) Арифметический диктант. Запишите только ответы: (Дети записывают числовой ряд в тетради. (Один ученик у доски.)
Проверка в соответствии с результатами ребенка, работающего у доски индивидуально.(8 4 7 1 6 2 9 3) Расставьте числа в порядке возрастания. (1 2 3 4 6 7 8 9) - Какого числа не хватает? (5) - Что вы знаете о числе 5? ( Число 5 – однозначное, соседи числа 5 – 4 и 6; 5 – это 1 и 4…….) -Составьте неравенства с числом 5. 5>… 5< … Берём одно неравенство 5>3 -На сколько 5>3? (На 2) - Как узнали? (Ответы детей: 2 шага от 3 до5) -Как записать, что 5>3на 2? (?) -Что мы не знаем? (Как записать в виде выражения, что 5>3на 2) (Таблица 1,2 «Мир деятельности») - Что будем делать? (Будем искать способ) | Личностные: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения. Регулятивные: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: выделение и формулирование познавательных целей и задач, выбор наиболее эффективных способов решения с помощью учителя; умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; , обозначая информацию моделью; расширение понятий и использование новых понятий за счёт средств речевого отображения нового способа предметных действий. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; учёт разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения. |
3. Выявление места и причины затруднения. Цель: 1. Восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место, где возникло затруднение; 2. Соотнести свои действия с правилами сравнения групп предметов по количеству и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – неудобный способ для выполнения заданий подобного типа. | - Сейчас мы будем работать в парах. Давайте сначала вспомним правила работы в паре (Над предметный курс «Мир деятельности», таблица 3) 1. Работать должны оба. 2. Один говорит, другой слушает. 3. Если не понял, переспроси. 4. Своё несогласие высказывай вежливо. -У вас на столе лежат 2 конверта (В 1-м конверте 6 больших кружков, во 2-м конверте 7 маленьких кружков) -Высыпьте фигурки из первого конверта на стол в кучку. - Рядом также высыпьте фигурки из второго конверта. -Не считая, скажите каких фигур больше? Почему вы так думаете? -Что мы не знаем? (НК «Мир деятельности» 1 класс) -Что будем делать? (Слушаем предположения детей. Раскладывать и соотносить) - Давайте составим план действий: (Коллективно составляется план действий) 1.Разложить все фигурки в два ряда и соотнести. 2. Сделать вывод. (План действий вывешиваю на доску). -Всегда ли будет удобно соотносить предметы для сравнения? (Нет, этот способ неудобен, т.к предметов может быть много, можно запутаться.)Работа в парах. | Личностные: в простых и ясных ситуациях ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей; регулировать своё поведение на основе усвоенных норм и правил. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; Познавательные: определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; разрешение конфликтов. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: 1. Сформулировать конкретную цель будущих учебных действий; 2. Согласовать тему урока; 3. Организовать выбор учащимися способа и средств для построения нового знания; 4. Организовать составление учащимися плана действий с целью выхода из затруднения. | - Итак, как вы выполняли работу? (Дети рассказывают последовательное выполнение) -Проверьте у всех ли выполнено задание по плану. - Сколько маленьких кружков у вас на столе?(7) (Демонстрирую на ИД методом наложения аналогичную картинку) -Сколько больших кружков? (6) -Чего больше? (маленьких кружков) -На сколько больше? (на 1) - Что мы сейчас находили? (Разницу) - Значит каким действием мы будем находить разницу или разность. (Вычитанием) - Ребята, как записать выражением, зная, что маленьких кругов 7, а больших 6? (7-6) - Сколько получится? (=1) - Что обозначает число 1? (На сколько маленьких кругов больше, чем больших.) Записываю на доске 7-6=1 - Хорошо. Каких кружков меньше? (Больших) - На сколько? (На 1) - Как это записать выражением? (7-6) - Почему не 6-7, мы теперь находим каких кружков меньше? (Нельзя из меньшего вычесть большее) - Сколько получится? (1) - Что обозначает число 1? (На сколько больших кружков меньше.) - Что вы заметили? (Выражения одинаковые, значения тоже одинаковые) - Какой можно сделать вывод? ( Чтобы узнать на сколько больше или на сколько меньше надо вычитать из большего меньшее.) - Молодцы. Сформулируйте правило сравнения чисел. На доске вывешиваю правило: Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее. Проговариваем вслух. - Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Тема урока «Сравнение чисел») | Личностные: самоопределение; смыслообразование; проявлять интерес к способам решения новой частной задачи. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; Познавательные: добывать новые знания; задавать вопросы, находить на них ответы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы. Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращение в ходе общеклассной дискуссии или групповой работы. |
Физкультминутка | ||
5. Реализация построенного проекта. Цель: 1.Организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний; 2. Зафиксировать построенный способ действия с помощью опорного сигнала; 3. Организовать решение последнего задания (или обоснование правильности его решения) и зафиксировать преодоление затруднения; 4. Уточнить общий характер нового знания. | Откройте учебник с52. - Сколько кругов? (7) - Сколько треугольников? (5) - Прочитайте первое предложение. (Кругов на 2 больше, чем треугольников.) - Как мы сравниваем предметы? ( Вычитаем из большего числа меньшее.) - Запишите в тетради выражение, которым мы узнаем на сколько больше кругов. -Проверяем. У кого также? -Найдите значение выражения. -Прочитайте второе предложение Треугольников на 2 меньше, чем кругов. - Как записать это выражением? (7-5) - Нужно его записывать ещё раз? (Нет) - Почему? (Потому что, когда мы сравниваем числа, то из большего вычитаем меньшее число) -Прочитайте правило еще раз хором. На доске выставлено правило Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее. | Личностные: смыслообразование; осознание ответственности за общее дело; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Регулятивные: волевая саморегуляция; познавательная инициатива. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; поиск необходимой информации; установление причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; использование критериев для обоснования своего суждения; достижение договорённостей и согласование общего решения. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: 1.Организовать усвоение детьми свойств при сравнении с натуральными числами с комментированием во внешней речи. | Учебник. №1с.52 Прочитайте задание. (На сколько больше? На сколько меньше? Каким действием можно узнать?) -Вместо звездочек поставьте нужный знак, в окошки впишите числа.
Аналогичная работа 5-2=3 4-2=2 -Поднимите руки, кто понял, как сравнивать числа. (Оценка понимания собственной деятельности) -Поднимите руки кому сложно. Не огорчайтесь, у вас тоже всё получится. Что для этого нужно? (Терпение (НК «Мир деятельности» 1 класс) Учебник №2 с.52. Коллективная работа. -Как вы думаете что такое Б в схеме? (Большее число или целое число) -Что такое М? (Меньшее число или часть) -Что такое Р? (Разница или часть) Коллективное выполнение задания с проговариванием М+Р=Б Р+М=Б Б-М=Р Б-Р=М -Найдите пример, который подходит к теме урока. (Б – М = Р) -Почему вы так думаете? (Потому что сегодня мы сравниваем числа, т.е.находим разницу. Из большего вычитаем меньшее.) | Личностные:осознание ответственности за личное дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Регулятивные: готовность взаимодействия со взрослым, со сверстниками в учебной деятельности; выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем с разъяснением для установления связи отдельных операций, межпредметных понятий. Познавательные: использование знаково-символических средств; подведение под понятие; овладение способностью выделения информации с помощью учителя, выделяя существенные признаки, и практическое её использование. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; использование критериев для обоснования своего суждения; достижение договорённости и согласование общего решения. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: 1. Проверить на основе сопоставления с образцом свое умение применять новый способ действий; 2. Организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы. Физминутка | Учебник №3 с. 52 -Прочитайте задание. (Составьте выражения) Самостоятельно составьте выражения по данным схемам. Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями со своим соседом - Как узнать на сколько одно число меньше или больше другого? - Какое выражение записали? (Эталон вывешиваю на доске б-м=р) - Как найти большее число? -Какое выражение записали? (Эталон вывешиваю на доске м+р=б) -Как найти меньшее число? -Какое выражение получилось? (Эталон вывешиваю на доске б-р=м) -Проверьте свою работу и оцените себя. -Кто доволен своим соседом? Похвалите его за работу. Вышли мышки как-то раз Посмотреть который час. Час, два, три, четыре Мышки дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон, Убежали мышки вон. | Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Регулятивные: контроль; коррекция; оценка. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, Использование знаково-символических средств; подведение под понятие; выполнение действий по алгоритму; доказательство. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; использование критериев для обоснования своего суждения. |
Цель: 1.Включить новое правило в систему знаний; 2.Тренировать вычислительный навык. | Учебник. №4 с.53 Прочитайте задание. (Придумайте задачи и запишите решение.) -Рассмотрите рисунок. Какие данные будут в задаче? (3 медвежонка и 5 белочек.) -Рассмотрите первую схему. Какой вопрос поставим к первой задаче? (На сколько медвежат меньше, чем белочек). -По другому что будем искать в задаче? (Будем искать разницу между числом медвежат и белочек.) -Запишите выражение. -Какое выражение получилось? (5-3) - Докажите. (Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.) -Чему равно значение выражения? (5-3=2) -Какой вопрос поставим ко второй задаче?( Сколько было белочек?) - Белочки – большее или меньшее число? (Большее.) -Как узнали? (По схеме видно, что оно на 2 больше.) -Запишите выражение. -Какое выражение записали? (3 + 2) - Докажите, что вы правы. (Чтобы найти большее число, нужно к меньшему числу прибавить разницу.) - Найдите значение выражения (3+2=5) -Какой вопрос поставим к третьей задаче? (Сколько было медвежат?) -Медвежата – это большее число или меньшее?(меньшее) -Запишите выражение. -Какое выражение записали? (5-2) - Докажите, что вы правы. (Чтобы найти меньшее число, надо из большего числа вычесть разницу. (часть) -Найдите значение выражения. (5-2=3) Учебник №5 с. 53. Прочитайте задание. -Самостоятельно решите примеры. Проверка. (С-4, О-2, Я-6, Р-1, И-5, С-3) Расшифруйте слово, расположив ответы примеров в порядке возрастания. Россия – на доске -Кто сделал без ошибок? Молодцы! - Объясните значение слова Россия. Что вы можете рассказать про Россию. ( Россия самая большая в мире страна. Столица России - город Москва. Россия - наша Родина. Слово Россия пишется с двумя сс ) Упражнения для развития навыков письма. Учебник с.53 Зарядка для пальчиков. Мы капусту рубим (ладошками имитируем рубку капусты) Мы морковку трем (правая рука в кулачок, по левой ладони имитируем трение моркови) Мы капусту солим (правой рукой имитируем посыпание солью) Мы капусту мнём. (двумя руками сжимаем и разжимаем пальчики- «мнём» капусту) | Личностные: Нравственно-этическое оценивание усваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка; Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; понимание текстов, извлечение необходимой информации; построение логической цепочки рассуждений, доказательство; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; достижение договоренностей и согласования общего решения; |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1. Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2. Оценить собственную деятельность на уроке; 3. Зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направление будущей деятельности; 4. Организовать рефлексивный анализ требований со стороны учебной деятельности; 5. Обсудить и записать домашнее задание. | - Кто помнит с какой пословицы мы начали урок. (Новое умение всегда найдёт своё применение.) -Какое новое умение мы сегодня с вами открыли.( Сравнение чисел, предметов.) -Где это умение может нам пригодиться? Ответы детей (может сравнивать рост, возраст…) -Каким действием мы будем узнавать на сколько больше или на сколько меньше? (Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.) - Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Откройте дневники самооценки. Поставьте себе смайлика, если вам все удалось. Смайлика с прямым ротиком, если где-то были затруднения. Грустного смайлика, если ничего на уроке не поняли. Поднимите руку, у кого весёлый смайлик. Поднимите руку, кому сегодня что-то не удалось? Не расстраивайтесь. У нас всё получится. Главное – терпение и старание Вы сегодня молодцы! Спасибо за урок! | Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Регулятивные: способность давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, определять успешность выполнения задания совместно с учителем. Познавательные: Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процессов и результатов деятельности; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения; планирование учебного сотрудничества |
ЛИТЕРАТУРА:
- Методические рекомендации Л. Г. Петерсон «Математика 1 класс».
- «Поурочное планирование Математика 1 класс» . Система уроков по учебнику Л. Г. Петерсон. Издательство «Учитель».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема
данный урок составлен с помощью технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока: урок – проблема.Структура:1....
Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.
Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....
Урок математики 3 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида "Сложение 57+40, 40+57. Применение переместительного закона математики".
На уроке дети знакомятся с новым видом сложения и повторяют изученный материал....
презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас
материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...
Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".
Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...
Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"
Конспект урока по математике выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...
Урок математики 1 класс. Тема: Составление математических рассказов и выбор действия к ним. Новогодние приключения в стране Математике
Конспект урока будет интересен учителям, работающим по системе Л.В.Занкова....