конспект урока "Введение понятие «площадь прямоугольника»"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Ильинова Ирина Борисовна

Формирование способности учащихся к новому способу действия: умение сравнивать площади фигур.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике. ( 3 класс)

Тема : «Введение понятие «площадь прямоугольника»

Ильинова И.Б., учитель начальных классов

МАОУ СОШ №1 г.Тамбова

Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: умение сравнивать площади фигур.

Образовательная цель:

  1. познакомить с терминами «длина», «ширина»;
  2. сформировать умение сравнивать площади геометрических фигур, решать обратные задачи;
  3. углубить и расширить представление детей о плоскостных фигурах;

Планируемые результаты

Личностные УУД:

 - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

 - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- уметь работать по коллективно составленному плану;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

 - уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

 - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

 - Уметь использовать в речи термин «площадь».

 - Уметь сравнивать площади геометрических фигур.

Основные понятия длина, ширина, площадь

Оборудование: мультимедийный проектор,

презентация, созданная средствами SMART Notebook 10,

карточки для самостоятельной работы

Материалы: учебник математики для 3 класса авторы: И.И. Аргинская, С. Н. Кормишина

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

  1. Организация класса

Включение в деловой ритм.

– Ребята, улыбнитесь  друг другу, мне, ведь “С маленькой удачи начинается большой успех!”

-Мы сегодня будем снова раскрывать тайны…математики. Готовы? А какое открытие сделает каждый из вас сегодня, вы поделитесь в конце урока.

Словесный, мотивации учебной деятельности

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками.

  1.  Актуализация знаний

1. Сегодня на уроке нам потребуется особый инструмент, который используется для измерения линий. Какие единицы измерения вы знаете? Выполните №1, с.3


2. Повторение геометрических понятий.

 а) - Какие геометрические фигуры вы знаете? (Ответы детей.)

                 

 - Соедините фигуры и названия фигур стрелками там, где это возможно.

б) Среди данных фигур найди прямоугольники




Что можно вычислить у данных фигур? – Периметр

в) групповая работа:  вычислите периметр, и расшифруйте слово, которое спряталось (задания в конвертах). Прочитайте слово (Площадь.)

1.


А

2.


П

3.


Д

4.


Щ

5.


Ь

6.


О

7.


М

8.


Л

Ключ:

10

12

20

16

24

22

8

п

л

о

щ

а

д

ь

3.Значение слова «площадь».

Многие слова в русском языке имеют несколько значений, например, слово «площадь». Откуда можно узнать значение этого слова? (Из словаря)

Работаем в группах. Каждая группа найдет в словаре С.И.Ожегова значение слова «площадь».

1 группа. Площадь – это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы.

 -Наша самая главная площадь? (Красная площадь в Москве.)

 2 группа. Площадь- это пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели.

 Приведите пример. (Жилая площадь. Полезная площадь в доме.)

 3 группа . Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Например. (Площадь фигуры.)



Презентация, созданная средствами SMART Notebook 10, инструмент «шторка» - линейка

SMART Notebook 10, инструмент «перо»


































SMART Notebook 10, инструмент «перо» - заполнение таблицы по группам






















Работа со словарем С.И.Ожегова

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками.

Познавательные: 

логические - анализ объектов.



























Познавательные: 

самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;





Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками.






















Познавательные: приобретение новых знаний

  1.  Сообщение темы урока
  1. Постановка проблемы
  2. Поиск решения.

- Кто догадался, как будет называться тема нашего урока?

Отталкиваясь от темы урока, попробуйте сформулировать задачи, используя опорную запись.

Задачи урока:

  1.  познакомимся с…
  2.  сформируем умения…
  3.  развиваем…
  4.  воспитываем…

 Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать на уроке?

Проблемный


SMART Notebook 10, инструмент «перо»







Познавательные: 

самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;

логические: формулирование проблемы.

Регулятивные:

уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

  1.  Работа над новым материалом

1).Открытие нового

2).Обобщение


-Работа с учебником, с.4

- Можете ли определить на глаз, какая площадь занимает больше места?

- Сравните кляксы на странице учебника. У какой фигуры площадь больше? У какой меньше?

- Каким способом мы смогли сравнить площади фигур? (наложением, на глаз)

- Сравните площади разных предметов у Вас на парте: обложки учебника и альбома, тетради и дневника.

- Что можете сказать об их площади?

Выполните №4, с.5 (самостоятельная работа, проверка в парах)

- Что еще о площади фигур вы хотели бы узнать?

-Учебник, с.7, №8. Какой способ измерения вы считаете наиболее рациональным?

-Выполните №9, с.8

Информационно-рецептивный,

объяснительно-иллюстративный,

практический.

SMART Notebook 10. работа по наложению фигур, сравнение площадей.

Регулятивные: планирование,

прогнозирование;

Познавательные: приобретение новых знаний.

Логические :

решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные: 

проявление интереса к предметно-исследовательской (учебно-познавательной) деятельности, предложенной в учебнике;

Коммуникативные :

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5. Физминутка

Физкультминутка «Мы чертёжники».

-Начертите глазами луч (на стене найдите точку и отправьте луч далеко сквозь окно), кончиком носа - окружность, правой рукой- прямой угол, а левой- острый! Чертите аккуратно! Левой ногой - квадрат, а правой прямоугольник.

метод фронтальной организации учащихся.

Регулятивные: контроль, оценка,

коррекция;

коммуникативные:

управление поведением

партнёра – контроль, коррекция,

оценка действий партнёра.

6. Первичное закрепление (Дифференцированное задание и творческое задание в группах)

- С каким новым понятием познакомились сегодня на уроке?

- Все ли геометрические фигуры имеют площадь?

1. Работа в парах.

Учитель предлагает каждой паре учеников конверт с вложенными в него листочками, на которых изображены геометрические фигуры, имеющие площадь и не имеющие ее. Ученики должны распределить фигуры между собой так, чтобы у одного из них были фигуры, имеющие площадь, а у другого – не имеющие площади.

- Начертите в тетради 2 разные фигуры: одну фигуру, которая имеет площадь и одну фигуру, которая площадь не имеет.

практический, метод контроля,  самоконтроля, взаимоконтроля, частично-поисковый.

SMART Notebook 10. группировка предметов по заданным параметрам

Регулятивные: контроль, оценка,

коррекция;

познавательные:

осознавать познавательную задачу, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, пользоваться знаками, символами, изображениями, приведенными в учебнике;

Коммуникативные:

 следить за действиями других участников в совместной деятельности,  осуществлять совместную деятельность в группе с учетом конкретных задач;

7. Работа над пройденным материалом

1. Работа по учебнику

Работа над задачей (№ 2, с.4).

– Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась в одно действие. Решите задачу.

2. Что значит найти корень уравнения?

Дифференцированная работа в тетради (выполнение №7, с.7)

Проверка учителем у учащихся группы «А» (сильные учащихся). Теперь они консультанты, проверяют задания у учащихся группы «Б» и «В».

3. Самостоятельная работа (№ 3, с4) с взаимопроверкой.

Коммуникативные:

-управление поведением

партнёра – контроль, коррекция,

оценка действий партнёра.

познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Регулятивные: 

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

8. Рефлексия

(итог урока)

-Какие открытия сделал каждый из вас?

-Кто считает, что он хорошо разобрался в теме?

-У кого остались вопросы на конец урока?

-Как вы думаете, что надо потренировать дома?

познавательно-рефлексивный, словесный.

познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Регулятивные: самооценка своих действий согласно заданной последовательности действий.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

8. Творческое домашнее задание

-Творческое задание. Подготовить геометрические фигуры разной площади.

- №10, с.8

Словесный, наглядный

5

4

3

2

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прямоугольник. Площадь прямоугольника.

Конспект внеклассного занятия по математике во 2 классе Тема:Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Программа:Начальная школа XXI века. Цель: Развивать математическое мышление у учащихся. П...

Конспект и презентация к уроку математики в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Площадь прямоугольника" с применением ИКТ в рамках внедрения ФГОС НОО

Данный урок был разработан на конкурс уроков с применением ИКТсреди учителей школ Нефтеюганского района "Переходим на ФГОС: достижение образовательных результатов на личностном, метапредметном и предм...

Конспект и презентация к уроку по математике.Тема «Площадь прямоугольника» 2 класс (УМК «Начальная школа 21 века»)

Конспект урока математики по теме "Площадь прямоугольника" 2 класс (УМК "Начальная школа 21 века")...

Конспект урока математики. Площадь прямоугольника

Тема урока: Площадь прямоугольника.Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Научить вычислять площадь прямоугольника зная длину и ширину.УМК : "Перспектива"План урока (с указанием времени)...

Конспект урока математики "Площадь прямоугольника" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у обучающихся о формуле площади прямоугольника, развитие навыка решения задач изученных типов.Планируемые результатыПредметные:знать: понятие «площ...

Конспект урока математики "Площадь прямоугольника" (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИТема: Площадь прямоугольникаЦели деятельности учителя: знакомство с формулой площади прямоугольника, развитие умений решать задачи изученных видов.Планируемые результатыПредме...

Конспект урока математики «Площадь прямоугольника» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: Познакомить с формулой площади прямоугольника; закрепить умение решать задачи изученных видов; закрепить вычислительные навыки; содействовать воспитанию трудолюбия, развитие...