Открытый урок по математике в 3 классе « Умножение 9 и соответствующие случаи деления»
методическая разработка (математика, 3 класс) по теме
Урок был проведен в рамках методической недели .Дети приняли активное участие в подготовке урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otk_ur_na_9.docx | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: урок новых знаний
Форма: урок – игра
Задачи урока:
- Составить таблицы умножения 9 и на 9, рассмотреть соответствующие случаи деления;
- Закрепить знание таблицы умножения;
- Развивать логическое мышление учащихся через работу по формированию приёмов логического мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
- Учить решать задачи разными способами;
- Воспитывать чувства ответственности, доброту, способность прийти на помощь людям в трудную минуту.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Ну-ка проверь дружок, готов ли ты начать урок
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ли правильно глядят?
Каждый хочет получать
Лишь оценку только «пять»
- Сообщение темы и задач урока.
- Сегодня совершим увлекательное путешествие в мир математики, узнаем много нового, будем решать задачи, примеры, даже научимся колдовать, но будем помнить о том, что без точного счета не сдвинется с места любая работа.
- Какое время года за окном?
- Назовите самый любимый праздник, который люди отмечают зимой?
- А, как известно, накануне Нового года могут совершаться необыкновенные чудеса, волшебство!
- А в какой стране родилась традиция отмечать Новый год? Вы это узнаете, если правильно решите математическую цепочку.
(Слайд 2)
38 Россия
70 Англия 7:7x64:8+72:10x5+2:6x9+7
27 Италия
Да, на самом деле в Англии первыми решили отмечать Новый год , надеясь на изменения жизни к лучшему, на исполнение всех своих желаний. (слайд 3 )
- А что за гостья к нам пришла накануне праздника? Всегда холодна, зла, вместо сердца кусок льда?(слайд 4)
- Жительницей какой сказки является Снежная Королева?
- Заколдовала она хорошего мальчика Кая, не помнит он теперь, что такое доброта, отзывчивость, холодно его сердце и наша с вами задача – расколдовать его. Но это будет не просто, нас ждут трудные испытания. За каждый правильный ответ Кай вам будет давать снежинку.
III. Подготовка к основному этапу урока.
- Замела Снежная Королева пути- дорожки, не проехать, ни пройти, а Каю так нужна наша помощь. Поможем? (на доске)
1 2 3 4 5 . . .
1 4 9 16 25 . . .
- Как связаны между собой числа первой и второй строк?
- Правильно, каждое число первой строки, умноженное само на себя, составляет новую строку.
- Пользуясь найденной закономерностью – продолжите на три числа каждый ряд.
- Чем отличается первый ряд от второго? (однозначные, двузначные)
- Назовите самое большое однозначное число. (9)
- Я важней всех потому,
Что запутать вас могу,
Если я перевернусь,
То другою окажусь. (в руках 6 и 9) (слайд 5)
- Что можете сказать о числе 9?
- число 9 тоже с нами отправляется на помощь мальчику и поможет нам его расколдовать, потому что числу 9 всегда приписывали таинственную силу. В одни времена – добрую, в другие - недобрую. «У девяти не будет пути» - говорили в древности. В русских народных сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве», в «тридесятом государстве».
У древних греков за этим числом установилась добрая слава. Так, жюри на Олимпийских играх состояло из 9 судей, существовало 9 муз – покровительниц наук и искусств. Наверное, потому, что 9 – самое большое из натуральных чисел, оно стало в науке о числах – нумерологии – символом материального успеха.
IV. Открытие детьми нового знания.
- Число 9 показывает нам путь, по которому предстоит идти, чтобы расколдовать мальчика.
(ученики выходят к доске и составляют таблицу умножения , рассказывают соответствующее стихотворение)
9, 18, 27, 36, 45, 54, …, …, …., ….
- Что можете сказать об этом ряде чисел?
- Что общего у всех чисел данного ряда?
- Пользуясь этим рядом чисел – составим произведения, первый множитель которых равен 9. Мы пишем на доске, а вы в своих тетрадях .
9 x 1 = 9
9 х 2 = 18
9 х 3 = 27
9 х 4 = 36
9 х 5 = 45
9 х 6 = 54
9 х 7 = 63
9 х 8 = 72
9 х 9 = 81
9 х 10 = 90
Ученики и ученицы!
Чтоб было проще вам считать,
Мы Пифагорову таблицу
В стихах решили написать.
Но для начала по порядку
Беремся умножать ДЕВЯТКУ!
Умножим девять на один,
Историю страны листая,
Пусть помнит каждый гражданин
О славном дне – ДЕВЯТОМ мая!
Умножить девять на два просто,
А чтоб не забывать ответ,
Запомни: твой «гражданский» возраст
Начнётся в ВОСЕМНАДЦАТЬ лет!
«Девятка на три», вслух считаем,
Здесь ДВАДЦАТЬ СЕМЬ - решенье есть!
А на четыре умножаем –
Получим ровно ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ!
Совсем не сложно научиться
На пять девятку умножать!
Должно в итоге получиться
Произведенье СОРОК ПЯТЬ!
А чтоб на шесть умножить девять,
Нам ничего не нужно делать!
Мы с вами это проходили,
В ответе – ПЯТЬДЕСЯТ ЧЕТЫРЕ!
А вот и умница Мальвина
Прилежно учит Буратино,
И говорит ему: «Смотри,
Девятью семь – ШЕСТЬДЕСЯТ ТРИ»!
Девятью восемь - вот задача,
Давай, работай, голова!
Но нас не подвела удача,
Даём ответ - СЕМЬДЕСЯТ ДВА!
На девять девять умножаем,
Ответ в таблице проверяем,
А равен, судя по всему,
Он ВОСЕМЬДЕСЯТ ОДНОМУ!
Пример последний остаётся,
И он нам сразу поддаётся!
Девятью десять – это просто!
В ответе - ровно ДЕВЯНОСТО
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 6)
Заморозила нас совсем Снежная королева, давайте погреемся!
Дом построен из сугроба!
А какой вышины?
Вот такой вышины!
Белый коврик у порога!
А какой ширины?
Вот такой ширины!
Погляди-ка потолки ледяные,
Высоки-превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем,
Выше ноги, топ, топ,
Двери комнат отворяем,
Справа хлоп и слева хлоп!
- Итак у нас получилась таблица умножения 9.
- Какие произведения вы встречаете впервые? (9 х 9 = 81, 9 х 10 = 90).
- Что значит 9х9?
- Давайте проверим: 9+9+9+9+9+9+9+9+9+9=90 (счёт цепочкой)
-А вы знаете что таблица умножения на 9 – это таблица – перевертыш Почему? Кто же из вас внимателен?
( Стоит переставить цифры в ответе второго примера. Получится ответ последнего .Так же и в других ответах. Показать)
- Как можно по данным примерам составить примеры на деление, какое правило применим?
- Откройте учебник на стр. 59. Какую новую таблицу вам предлагает Знайка?
- Почему в этой таблице всего два примера?
- Какое чудо произошло – мы познакомились с последней таблицей умножения, а впереди – новые испытания, надо расколдовать Кая и обхитрить Снежную королеву.
V. Закрепление знаний.
1). - Повела рукой Королева и решила запутать вас и предлагает задание- Решить задачу №4 на странице 59. (слайд 7)
- Прочитайте условие задачи.
- О чём говорится в задаче? (О проводе длиной 50м).
- Какие действия с ним выполняли? (Отрезали 8м, потом 7 м).
- Что нужно узнать в задаче? (Сколько метров провода осталось).
А сейчас представьте, что вы мастера участков и вам надо отрезать 8м провода и 7м.
- Как вы это будете делать? (Сначала отрезали 8м, потом ещё 7м).
- Как ещё можно найти остаток провода? (Сначала отрезали вместе 8м и 7м).
Решите задачу разными способами
Покажем Снежной Королеве – какие мы умные, и нас нельзя сбить с пути.
2) Снежная Королева 36 больших снежинок и 45 маленьких разложила поровну в 9 коробок. Сколько снежинок будет в каждой коробке?
- Что известно?
- Что спрашивается?
- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- Что узнаем первым действием? Вторым?
(решение с доски, самопроверка и самооценивание)
3). – Понравилась Снежной Королеве ваша смекалка, находчивость, умение преодолевать трудности, расколдовала она мальчика и вернула ему все душевные качества, без которых так трудно жить на свете, а в награду – научит вас колдовать. Вы готовы к сюрпризу и превращениям? ( слайд 8)
- Положите обе ладони на стол и запомните номера ваших пальчиков:
(с мизинца левой руки по порядку от 1 до 10)
- Внимание! Сейчас ваши пальчики превратятся в калькулятор. Проверим?
- Чтобы умножить на 9, вам достаточно найти пальчик с таким же номером и сосчитать, сколько пальцев слева и справа от него. Число пальцев слева показывает первую цифру произведения (десятки), а число пальцев справа – вторую цифру (единицы). Проверим: 2 х 9 = 18, 7 х 9 = 63, 9 х 9 = 81.
4) превращения именованных чисел. №5стр.59
Любит Снежная королева превращения и колдовство и дает нам возможность попревращать.
VI. Контроль и самоконтроль.
1) Арифметический диктант (слайд 9)
- Сейчас я буду называть вам примеры, а вы запишите только ответы.
3 х 9, 9 х 9, 27 : 9, 45 : 9, 8 х 9, 4 х 9, 63 : 9, , 36: 9, 81 : 9
- Какой последний ответ?
- Цифра 9 не прощается с вами. Дома вам необходимо выучить таблицу умножения 9 и составить таблицу деления на 9.
VII. Подведение итогов и рефлексия. Оценивание.
- Чем занимались на уроке?
- Что узнали нового?
- А теперь торжественный момент – вернем снежинки Снежной Королеве, пусть летит в свой ледяной замок и больше не трогает детей, не забирает их добрые сердца. Положите снежинки в тот конверт, на котором записан вид работы, который вам особенно сегодня понравился – решать задачи, разгадывать логические цепочки или волшебство, которому вы научились сегодня.
(слайд 10)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по корректировке знаний табличного умножения и соответствующих случаев деления.
Одной из ведущих задач обучения математике младших школьников является формирование у них вычислительных навыков, среди которых самым сложным вопросом является формирование табличного умножения и деле...
Презентация к открытому уроку по математике на тему "Умножение девяти и на 9,соответствующие случаи деления"
Презентация к открытому уроку по математике на тему "Умножение девяти и на 9,соответствующие случаи деления"...
Открытый урок по математике 4 класс "Умножение числа на произведение"
Предлагаю вниманию коллег урок математики в 4 классе по теме "Умножениечисла на произведение"....
Навыки табличного и внетабличного умножения и соответствующих случаев деления.
Как показывает опыт работы, определенные трудности во 2 классе испытывают учителя и учащиеся при формировании прочных осознанных навыков табличного и внетабличного умножения и...
Конспект урока по математике 2 класс «Умножение числа 9 и деление на 9»
Конспект урока по математике 2 класс «Умножение числа 9 и деление на 9»...
Открытый урок по математике 4 класс " Умножение чисел,запись которых оканчивается нулями"
открытый урок по математике в 4 классе...
Отчёт по самообразованию на тему: «Формирование у младших школьников табличных случаев умножения и соответствующих случаев деления»
Актуальность данной темы велика в рамках начальной школы, так как она имеет большое значение во всём начальном курсе математики....