Открытый урок по математике в 3 классе « Умножение 9 и соответствующие случаи деления»
методическая разработка (математика, 3 класс) по теме

 Павлова Оксана Леонидовна

Урок был проведен в рамках методической недели .Дети приняли активное участие в подготовке урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otk_ur_na_9.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока:  урок новых знаний

Форма: урок – игра

Задачи урока:

  1. Составить таблицы умножения 9 и на 9, рассмотреть соответствующие случаи деления;
  2. Закрепить знание таблицы умножения;
  3. Развивать логическое мышление учащихся через работу по формированию приёмов логического мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
  4. Учить решать задачи разными способами;
  5. Воспитывать чувства ответственности, доброту, способность прийти на помощь людям в трудную минуту.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Ну-ка проверь дружок, готов ли ты начать урок

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

 Все ли правильно глядят?

Каждый хочет получать

Лишь оценку только «пять»

  1. Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня  совершим увлекательное путешествие в мир математики, узнаем много нового, будем решать задачи, примеры, даже научимся колдовать,  но будем помнить о том, что без точного счета не сдвинется с места любая работа.

     - Какое время года за окном?

- Назовите самый любимый праздник, который люди отмечают зимой?

- А,  как известно, накануне Нового года могут совершаться необыкновенные чудеса, волшебство!

- А в какой стране родилась традиция отмечать Новый год? Вы это узнаете, если правильно решите математическую цепочку.

(Слайд 2)

38 Россия

70 Англия       7:7x64:8+72:10x5+2:6x9+7

27 Италия

Да,  на самом деле в Англии первыми решили отмечать Новый год , надеясь на изменения жизни к лучшему, на исполнение всех своих  желаний. (слайд 3 )

- А что за гостья к нам пришла накануне праздника? Всегда холодна, зла, вместо сердца кусок льда?(слайд 4)

- Жительницей какой сказки является Снежная Королева?

- Заколдовала она хорошего мальчика Кая, не помнит он теперь, что такое доброта, отзывчивость, холодно его сердце и наша с вами задача – расколдовать его. Но это будет не просто, нас ждут трудные испытания. За каждый правильный ответ Кай вам будет давать снежинку.

III. Подготовка к основному этапу урока.

- Замела Снежная Королева пути- дорожки, не проехать, ни пройти, а Каю так нужна наша помощь. Поможем?  (на доске)

1   2   3   4    5   .   .   .  

1   4   9   16  25 .   .   .    

- Как связаны между собой числа первой и второй строк?

- Правильно, каждое число первой строки, умноженное само на себя, составляет новую строку.

- Пользуясь найденной закономерностью – продолжите на три  числа каждый ряд.

- Чем отличается первый ряд от второго? (однозначные, двузначные)

- Назовите самое большое однозначное число. (9)

- Я важней всех потому,

  Что запутать вас могу,

  Если я перевернусь,

  То другою окажусь.    (в руках 6 и 9) (слайд 5)

- Что можете сказать о числе 9?

- число 9 тоже с нами отправляется на помощь мальчику и поможет нам его расколдовать, потому что числу 9 всегда приписывали таинственную силу. В одни времена – добрую, в другие  - недобрую. «У девяти не будет пути» - говорили в древности. В русских народных сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве», в «тридесятом государстве».

       У древних греков за этим числом установилась добрая слава. Так, жюри на Олимпийских играх состояло из 9 судей, существовало 9 муз – покровительниц наук и искусств. Наверное, потому, что 9 – самое большое из натуральных чисел, оно стало в науке о числах – нумерологии – символом материального успеха.

IV. Открытие детьми нового знания.

- Число 9 показывает нам путь, по которому предстоит идти, чтобы расколдовать мальчика.

(ученики выходят к доске и составляют таблицу умножения , рассказывают соответствующее стихотворение)

9, 18, 27, 36, 45, 54, …, …, …., ….

- Что можете сказать об этом ряде чисел?

- Что общего у всех чисел данного ряда?

- Пользуясь этим рядом чисел – составим  произведения, первый множитель которых равен 9. Мы пишем на доске, а вы в своих тетрадях .

9 x 1 = 9

9 х 2 = 18

9 х 3 = 27  

9 х 4 = 36        

9 х 5 = 45          

9 х 6 = 54

9 х 7 = 63                

9 х 8 = 72        

 9 х 9 = 81          

9 х 10 = 90

Ученики и ученицы!
Чтоб было проще вам считать,
Мы Пифагорову таблицу
В стихах решили написать.

Но для начала по порядку
Беремся умножать ДЕВЯТКУ!

Умножим девять на один,
Историю страны листая,
Пусть помнит каждый гражданин
О славном дне – ДЕВЯТОМ мая!

Умножить девять на два просто,
А чтоб не забывать ответ,
Запомни: твой «гражданский» возраст
Начнётся в ВОСЕМНАДЦАТЬ лет!

«Девятка на три», вслух считаем,
Здесь ДВАДЦАТЬ СЕМЬ - решенье есть!
А на четыре умножаем –
Получим ровно ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ!

Совсем не сложно научиться
На пять девятку умножать!
Должно в итоге получиться
Произведенье СОРОК ПЯТЬ!

А чтоб на шесть умножить девять,
Нам ничего не нужно делать!
Мы с вами это проходили,
В ответе – ПЯТЬДЕСЯТ ЧЕТЫРЕ!

А вот и умница Мальвина
Прилежно учит Буратино,
И говорит ему: «Смотри,
Девятью семь – ШЕСТЬДЕСЯТ ТРИ»!

Девятью восемь - вот задача,
Давай, работай, голова!
Но нас не подвела удача,
Даём ответ - СЕМЬДЕСЯТ ДВА!

На девять девять умножаем,
Ответ в таблице проверяем,
А равен, судя по всему,
Он ВОСЕМЬДЕСЯТ ОДНОМУ!

Пример последний остаётся,
И он нам сразу поддаётся!
Девятью десять – это просто!
В ответе - ровно ДЕВЯНОСТО

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  (слайд 6)

Заморозила нас совсем Снежная королева, давайте погреемся!

Дом построен из сугроба!

А какой вышины?

Вот такой вышины!

Белый коврик у порога!

А какой ширины?

Вот такой ширины!

Погляди-ка потолки ледяные,

Высоки-превысоки, кружевные!

Мы по лестнице шагаем,

Выше ноги, топ, топ,

Двери комнат отворяем,

Справа хлоп и слева хлоп!

- Итак  у нас получилась таблица умножения 9.

- Какие произведения вы встречаете впервые?  (9 х 9 = 81, 9 х 10 = 90).

- Что значит 9х9?

- Давайте проверим: 9+9+9+9+9+9+9+9+9+9=90 (счёт цепочкой)

-А вы знаете что таблица умножения на 9 – это таблица – перевертыш Почему? Кто же из вас внимателен?

( Стоит переставить цифры в  ответе второго примера. Получится ответ последнего .Так же и  в других ответах. Показать)

- Как можно по данным примерам составить примеры на деление, какое правило применим?

- Откройте учебник на стр. 59. Какую новую таблицу вам предлагает Знайка?

- Почему в этой таблице всего два примера?

- Какое чудо произошло – мы познакомились с последней таблицей умножения, а впереди – новые испытания, надо расколдовать Кая и обхитрить Снежную королеву.

V. Закрепление знаний.

1). - Повела рукой Королева и решила запутать вас и предлагает  задание- Решить задачу №4  на странице 59. (слайд 7)

- Прочитайте условие задачи.

- О чём говорится в задаче? (О проводе длиной 50м).

- Какие действия с ним выполняли? (Отрезали 8м, потом 7 м).

- Что нужно узнать в задаче? (Сколько метров провода осталось).

 

А сейчас представьте, что вы мастера участков и вам надо отрезать 8м провода и 7м.

- Как вы это будете делать? (Сначала отрезали 8м, потом ещё 7м).

- Как ещё можно найти остаток провода? (Сначала отрезали вместе 8м и 7м).

Решите задачу разными способами

Покажем Снежной Королеве – какие мы умные, и нас нельзя сбить с пути.

2)  Снежная Королева 36 больших снежинок и 45 маленьких  разложила  поровну в 9 коробок. Сколько снежинок будет в каждой коробке?

- Что известно?

- Что спрашивается?

- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

- Что узнаем первым действием? Вторым?

(решение с доски, самопроверка и самооценивание)

3). – Понравилась Снежной  Королеве ваша смекалка, находчивость, умение преодолевать трудности, расколдовала она мальчика и  вернула ему все душевные качества, без которых так трудно жить на свете, а в награду – научит вас колдовать. Вы готовы к сюрпризу и превращениям?  ( слайд 8)

- Положите обе ладони на стол и запомните номера ваших пальчиков:

    (с мизинца левой руки по порядку от 1 до 10)

- Внимание! Сейчас ваши пальчики превратятся в калькулятор. Проверим?

- Чтобы умножить на 9, вам достаточно найти пальчик с таким же номером и сосчитать, сколько пальцев слева и справа от него. Число пальцев слева показывает первую цифру произведения (десятки), а число пальцев справа – вторую цифру (единицы). Проверим: 2 х 9 = 18, 7 х 9 = 63, 9 х 9 = 81.

4) превращения именованных чисел. №5стр.59

Любит Снежная королева превращения и колдовство и дает нам возможность попревращать.

VI. Контроль и самоконтроль.

1) Арифметический диктант (слайд 9)

- Сейчас я буду называть вам примеры, а вы запишите только ответы.

3 х 9,  9 х 9,  27 : 9,  45 : 9,  8 х 9,  4 х 9,  63 : 9,  , 36: 9, 81 : 9

- Какой последний ответ?

- Цифра 9  не прощается с вами. Дома вам необходимо выучить таблицу умножения  9 и составить таблицу  деления на 9.

VII. Подведение итогов и рефлексия. Оценивание.

- Чем занимались на уроке?

- Что узнали нового?

- А теперь торжественный момент – вернем снежинки Снежной Королеве, пусть летит в свой ледяной замок и больше не трогает детей, не забирает их добрые сердца. Положите снежинки в тот конверт, на котором записан вид  работы, который вам особенно сегодня понравился – решать задачи, разгадывать логические цепочки  или волшебство, которому вы научились сегодня.

(слайд  10)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по корректировке знаний табличного умножения и соответствующих случаев деления.

Одной из ведущих задач обучения математике младших школьников является формирование у них вычислительных навыков, среди которых самым сложным вопросом является формирование табличного умножения и деле...

Презентация к открытому уроку по математике на тему "Умножение девяти и на 9,соответствующие случаи деления"

Презентация к открытому уроку по математике на тему "Умножение девяти и на 9,соответствующие случаи деления"...

Открытый урок по математике 4 класс "Умножение числа на произведение"

Предлагаю вниманию коллег урок математики в 4 классе по теме "Умножениечисла на произведение"....

Навыки табличного и внетабличного умножения и соответствующих случаев деления.

Как показывает опыт работы, определенные трудности во 2 классе испытывают учителя и учащиеся при формировании прочных осознанных навыков табличного и внетабличного умножения и...

Конспект урока по математике 2 класс «Умножение числа 9 и деление на 9»

Конспект урока по математике 2 класс «Умножение числа 9 и деление на 9»...

Отчёт по самообразованию на тему: «Формирование у младших школьников табличных случаев умножения и соответствующих случаев деления»

Актуальность данной темы велика в рамках начальной школы, так как она имеет большое значение во всём начальном курсе математики....