Рабочая программа по математике в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века" Н.Ф.Виноградовой.
рабочая программа по математике (4 класс) по теме
Рабочая программа по математике в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века" Н.Ф.Виноградовой содержит пояснительную записку, в которой представлены цели, структура, результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные), тематическое планирование, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе, перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения предмета, приложения к программе в виде текущих и итоговых контрольных работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.doc | 491 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО: ____________/_С.В.Корзун_/ Протокол № _ _ от «_ _» сентября___2013 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УР МБОУ «СОШ № 8 г.Петровска»: Фомина Т.В. /______________/ «_ _»_сентября__2013 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № 8 г. Петровска Саратовской области»: Морозова Н.Г. /___________/ Приказ № _____ от « »сентября 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по__математике, 4 класс___
Предмет, класс и т.п.
_Шмаковой Оксаны Юрьевны, высшая квалификационная категория___
Ф.И.О., категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от
«__» сентября_2013 г.
г. Петровск
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
Программа предназначена для обучения математике учащихся начальной школы с шести лет.
Важнейшими целями обучения на этом этапе являются создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения.
Реализация в процессе обучения первой цели связана прежде всего с организацией работы по развитию мышления ребенка, формированием его творческой деятельности.
В программе заложена основа, позволяющая учащимся овладеть определенным объемом математических знай и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах. Однако постановка цели - подготовка к дальнейшему обучению не означает, что курс является пропедевтическим. Своеобразие начальной ступени обучения состоит в том, что именно на этой ступени у учащихся должно начаться формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способное (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.
В связи с этим в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы: анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе; возможность широкого применения изучаемого материала па практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе; обогащение математического опыта младших школьников за счет включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе; развитие интереса к занятиям математикой.
Сформулированные принципы потребовали конструирования такой программы, которая содержит сведения из различных математических дисциплин, образующих пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развертывается все содержание обучения. Понятийный аппарат включает следующие четыре понятия, вводимые без определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура.
Раскроем некоторые особенности содержания и структуры каждой из содержательных линий.
Формирование первоначальных представлений о натуральном числе начинается в первом классе. При этом последовательность изучения материала такова: учащиеся знакомятся с названиями чисел первых двух десятков, учатся называть их в прямом и в обратном порядке; затем, используя изученную последовательность слов (один, два, три... двадцать), учатся пересчитывать предметы, выражать результат пересчитывания числом и записывать его цифрами.
На первом этапе параллельно с формированием умения пересчитывать предметы начинается подготовка к решению арифметических задач, основанная па выполнении практических действий с множествами предметов. При этом арифметическая задача предстает перед учащимися как описание некоторой реальной жизненной ситуации; решение сводится к простому пересчитыванию предметов. Упражнения подобраны и сформулированы таким образом, чтобы у учащихся накопился опыт практического выполнения не только сложения и вычитания, но и умножения и деления, что в дальнейшем существенно облегчит усвоение смысла этих действий.
На втором этапе внимание учащихся привлекается к числам, данным в задаче. Решение описывается словами: «пять и три – это восемь», «пять без двух – это три», «три по два – это четыре». Ответ задачи пока также находится пересчитыванием.. Такая словесная форма решения позволяет подготовить учащихся к выполнению стандартных записей решения с использованием знаков действий..
На третьем этапе после введения знаков +, - , • , : , = учащиеся переходят к обычным записям решения задач.
Таблица сложения однозначных чисел изучается в 1 классе в полном объеме. Вычитание обычно труднее осваивается первоклассниками. В основе нашего подхода лежит идея о том, что вычитание можно выполнять, используя таблицу сложения.
При изучении табличных случаев сложения и вычитания используется основной прием вычислений: прибавление (вычитание) числа по частям. Обращаем внимание учителей на то, что изучение табличных случаев сложения и вычитания не ограничивается вычислениями в пределах чисел пер кого десятка: каждая часть таблицы сложения (прибавление чисел 2, 3, 4, ... ) рассматривается сразу на числовой области 1 – 20.
Особенностью структурирования программы является раннее ознакомление учащихся с общими способами выполнения арифметических действий. При этом приоритет отдаётся письменным вычислениям. Устные вычисления ограничены лишь простыми случаями сложения, вычитания., умножения и деления, которые без затруднений выполняются учащимися в уме. Устные приемы вычислений часто выступают как частные случаи общих правил.
Обучение письменным приемам сложения и вычитания начинается во 2 класса. Овладев этими приемами с двузначными числами, учащиеся легко переносят полученные умения на трехзначные числа (3 класс) и вообще на любые многозначные числа (4 класс).
Письменные приемы выполнения умножения и деления включены в программу 3 класса. Изучение письменного алгоритма деления проводится в два этапа. На первом этапе предлагаются лишь случаи деления, когда частное является однозначным числом. Это наиболее ответственный и трудный этап – научить ученика находить одну цифру частного. Овладев этим умением (при использовании соответствующей методики), ученик легко научится находить каждую цифру частного, если частное – неоднозначное число (второй этап).
В целях усиления практической направленности обучения в арифметическую часть программы с 1 класса включен вопрос об ознакомлении учащихся с микрокалькуляторами и их использовании при выполнении арифметических расчётов.
Изучение величин распределено по темам программы таким образом, что формирование соответствующих умений производится в течение продолжительных интервалов времени.
С первой величиной (длиной) дети начинают знакомиться в 1 классе: они получают первые представления о длинах предметов и о практических способах сравнения длин; вводятся единицы длины - сантиметр и дециметр. Длина предмета измеряется с помощью шкалы обычной ученической линейки. Одновременно дети учатся чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах, в дециметрах, в дециметрах и сантиметрах). Во втором классе вводится метр, а в третьем - километр и миллиметр и рассматриваются важнейшие соотношения между изученными единицами длины.
Понятие площади фигуры - более сложное. Однако его усвоение удается существенно облегчить и при этом добить прочных знаний и умений благодаря организации большой подготовительной работы, начатой во 2 классе. Идея подхода заключается в том, чтобы научить учащихся, используя практические приемы, находить площадь фигуры, пересчитывая клетки, на которые она разбита. Эта работа довольно естественно увязывается с изучением таблицы умножения. Получается двойной выигрыш: дети приобретают необходимый опыт нахождения площади фигуры (в том числе прямоугольника) и в то же время за счет дополнительной тренировки (пересчитывание клеток) быстрее запоминают таблицу умножения.
Этот (первый) этап довольно продолжителен. После того как дети приобретут достаточный практический опыт, начинается второй этап, на котором вводятся единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр и квадратный метр. Теперь площадь фигуры, найденная практическим путем (например, с помощью палетки), выражается в этих единицах. Наконец, на третьем этапе во 2 классе, т. е, раньше, чем это делается традиционно, вводится правило нахождения площади прямоугольника. Такая методика позволяет добиться хороших результатов: с полным пониманием сути вопроса учащиеся осваивают понятие «площадь», не смешивая его с понятием «периметр», введенным ранее.
Программой предполагается некоторое расширение представлений младших школьников об измерении величин: в программу введено понятие о точном и приближенном значениях величины. Суть вопроса состоит в том, чтобы учащиеся понимали, что при измерениях с помощью различны бытовых приборов и инструментов всегда получается приближенный результат; поэтому измерить данную величину можно только с определенной точностью.
В нашем курсе созданы условия для организации работы, направленной па подготовку учащихся к освоению в основной школе элементарных алгебраических понятий — переменная, выражение с переменной, уравнение. Эти термит в курсе не вводятся, однако рассматриваются разнообразные выражения, равенства и неравенства, содержащие «окошко» (1-2 классы) и буквы латинского алфавита (3-4 классы), вместо которых подставляются те или иные числа.
На первом этапе работы с равенствами неизвестное число, обозначенное буквой, находится подбором, на втором – в ходе специальной игры «в машину», на третьем - с помощью правил нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
Обучение решению арифметических задач с помощью составления равенств, содержащих буквы, ограничивается рассмотрением отдельных их видов, на которых иллюстрируется суть метода.
В соответствии с программой учащиеся овладевают многими важными логико-математическими понятиями. Они знакомятся, в частности, с математическими высказываниями, с логическими связками «и»: «или»; «если ...., то»; «неверно, что ...», со смыслом логических слов «каждый», «.любой», «все», «кроме», «какой-нибудь», составляющими основу логической формы предложения, используемой в логических выводах. К окончанию начальной школы ученик будет отчетливо представлять, что значит доказать какое-либо утверждение, овладеет простейшими способами доказательства, приобретет умение подобрать конкретный пример, иллюстрирующий некоторое общее положение, или привести опровергающий пример, научится применять определение для распознавания того или иного математического объекта, давать точный ответ на поставленный вопрос и пр.
Важной составляющей линии логического развития ребенка является обучение его (уже с 1 класса) действию классификации по заданным основаниям и проверка правильности выполнения задания.
В программе четко просматривается линия развития геометрических представлений учащихся. Дети знакомятся с наиболее распространенными геометрическими фигурами (круг, многоугольник, отрезок, луч, прямая, куб, шар и др.), учатся их различать. Большое внимание уделяется взаимному расположению фигур на плоскости, а также формированию графических умений - построению отрезков, ломаных, окружностей, углов, многоугольников и решению практических задач (деление отрезка пополам, окружности па шесть равных частей и пр.).
Большую роль в развитии пространственных представлений играет включение в программу (уже в 1 классе) понятия об осевой симметрии. Дети учатся находить на картинках и показывать пары симметричных точек, строить симметричные фигуры.
При выборе методов изложения программного материала приоритет отдается дедуктивным методам. Овладев общими способами действия, ученик применяет полученные при этом знания и умения для решения новых конкретных учебных задач.
Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как
универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использованием измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса математики
Личностными результатами обучения учащихся являются:
самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
готовность и способность к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению;
способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
способность к самоорганизованности;
высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
адекватное оценивание результатов своей деятельности;
активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
готовность слушать собеседника, вести диалог;
умение работать в информационной среде.
Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Срок реализации программы – 1 год
Тематическое планирование по _математике
Класс 4 в Учитель Шмакова Оксана Юрьевна
Количество часов на год: всего __136___; в неделю __4____________
Плановых контрольных работ: 1 четверть _________4___________________
2 четверть _________2___________________
3 четверть _________3___________________
4 четверть _________2___________________
Административных контрольных работ____2_____________________
Планирование составлено на основе сборника программ, созданного на основе концепции «Начальная школа 21 века». Руководитель проекта – член – корреспондент РАО профессор Н.Ф. Виноградова. Программа начальной школы «Математика» В.Н. Рудницкая.
Сборник программ. Москва.: Вентана-Граф, 2009
/указать документ/
Учебник
«Математика» 4 класс в 2-х частях, Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В., Вентана-Граф, 2011.
___________________________________________________________ __
/название, автор, издательство, год издания/
I четверть
№ п/п | Раздел | Тема урока | Кол- во часов | Дата проведения | |
план | факт | ||||
1-2. | Множество целых неотрицательных чисел. | Десятичная система счисления. Уч.с. 4-10 | 2 | 2.09. 3.09. | |
3. | Стартовая контрольная работа. | 1 | 4.09. Среда | ||
4 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Десятичная система счисления. Т.с.3-6 | 1 | 5.09. | ||
5, 6, 7, 8. | Чтение и запись многозначных чисел. | 4 | 9.09. 10.09. 11.09. 12.09. | ||
9, 10, 11 | Сравнение многозначных чисел. | 3 | 16.09. 17.09 18.09. | ||
12. | Контрольная работа «Нумерация многозначных чисел». | 1 | 19.09. Четверг | ||
13. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками «Нумерация многозначных чисел». Сложение многозначных чисел. | 1 | 23.09. | ||
14-15. | Арифметические действия с многозначными числами | Сложение многозначных чисел. | 2 | 24.09. 25.09. | |
16, 17, 18. | Вычитание многозначных чисел. | 3 | 26.09. 30.09. 1.10. | ||
19. | Контрольная работа «Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел». | 1 | 2.10. Среда | ||
20. | Геометричес-кие понятия | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками по теме «Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел». Построение прямоугольников. | 1 | 3.10. | |
21-22. | Построение прямоугольников. | 2 | 7.10. 8.10. | ||
23. | Величины и их измерение | Скорость. | 1 | 9.10. | |
24. | Скорость. Проект «Путешествие в прошлое. Дюйм». | 1 | 10.10. | ||
25, 26, 27. | Задачи на движение. | 3 | 14.10. 15.10. 16.10. | ||
28, 29. | Алгебраичес- кая пропедевтика | Координатный угол. | 2 | 17.10. 21.10. | |
30. | Контрольная работа «Геометрические построения. Задачи на движение. Координатный угол». | 1 | 22.10. Вторник | ||
31. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками по теме «Геометрические построения. Задачи на движение. Координатный угол». | 1 | 23.10. | ||
32. | Графики. Диаграммы. Таблицы. | 1 | 24.10. |
Отметка о прохождении программы:____________________________________________________________________________________________________________________ ________ _________________
_____________________________________________________ ____________
________________________________________________ ____________________________________
II четверть
№ п/п | Раздел | Тема урока | Кол- во часов | Дата проведения | |
план | факт | ||||
33. | Алгебраичес- кая пропедевтика | Графики. Диаграммы. Таблицы. | 1 | 5.11. | |
34, 35. | Арифметические действия с многозначными числами | Переместительное свойство сложения и умножения. | 2 | 6.11. 7.11. | |
36. | Переместительное свойство сложения и умножения. Проект «Путешествие в прошлое. Логические задачи». | 1 | 11.11. | ||
37, 38. | Сочетательное свойство сложения и умножения. | 2 | 12.11. 13.11. | ||
39. | Контрольная работа «Свойства арифметических действий». | 1 | 14.11. Четверг | ||
40. | Геометричес- кие понятия | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками по теме «Свойства арифметических действий». Многогранник. | 1 | 18.11. | |
41. | Многогранник. | 1 | 19.11. | ||
42-43. | Арифметические действия с многозначными числами | Распределительные свойства умножения. | 2 | 20.11. 21.11. | |
44- 45. | Умножение на 1 000, 10 000… | 2 | 25.11. 26.11. | ||
46, 47, 48. | Величины и их измерение | Тонна. Центнер. | 3 | 27.11. 28.11. 2.12. | |
49, 50, 51. | Задачи на движение в противоположных направлениях. | 3 | 3.12. 4.12. 5.12. | ||
52, 53, 54. | Задачи на встречное движение в противоположных направлениях. | 3 | 9.12. 10.12. 11.12. | ||
55, 56, 57. | Арифметические действия с многозначными числами | Умножение многозначного числа на однозначное. | 3 | 16.12. 16.12. 17.12. | |
58. | Контрольная работа за I полугодие «Письменные приемы умножения чисел». | 1 | 18.12.Среда | ||
59. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками по теме «Письменные приемы умножения чисел». Умножение многозначного числа на однозначное. | 1 | 19.12. | ||
60. | Умножение многозначного числа на однозначное. | 1 | 23.12. | ||
61, 62, 63, 64. | Умножение многозначного числа на двузначное. | 4 | 24.12. 25.12. 26.12. 26.12. |
Отметка о прохождении программы:_____________________________________________________________________________ _________________________________ __ ___________________________
__________________________________________________ ___ ________
III четверть
№ п/п | Раздел | Тема урока | Кол- во часов | Дата проведения | |
план | факт | ||||
65. | Арифметические действия с многозначными числами | Умножение многозначного числа на двузначное. | 1 | 13.01. | |
66, 67, 68, 69, 70. | Умножение многозначного числа на трехзначное. | 5 | 14.01. 15.01. 16.01. 20.01. 21.01. | ||
71, 72, 73, 74. | Величины и их измерение | Задачи на движение в одном направлении. | 4 | 22.01. 23.01. 27.01. 28.01. | |
75. | Контрольная работа «Умножение многозначного числа на однозначное, двузначное, трехзначное. Задачи на движение». | 1 | 29.01.Среда | ||
76. | Логические понятия. Высказывания. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками по теме «Умножение многозначного числа на однозначное, двузначное, трехзначное». Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами «неверно, что». | 1 | 30.01. | |
77, 78. | Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами «неверно, что». | 2 | 3.02. 4.02. | ||
79, 80, 81, 82, 83. | Составные высказывания. | 5 | 5.02. 6.02. 10.02. 11.02. 12.02. | ||
84, 85, 86, 87. | Задачи на перебор вариантов. | 4 | 13.02. 17.02. 18.02 19.02. | ||
88. | Контрольная работа «Истинные и ложные высказывания. Задачи на перебор вариантов». | 1 | 20.02. | ||
89. | Арифметические действия с многозначными числами | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками по теме «Истинные и ложные высказывания. Задачи на перебор вариантов». Деление суммы на число. | 1 | 25.02. | |
90, 91. | Деление суммы на число. | 2 | 26.02. 27.02. | ||
92, 93. | Деление на 1 000, 10 000… | 2 | 3.03. 4.03. | ||
94, 95, 96, 97. | Деление на однозначное число. | 4 | 5.03. 5.03. 6.03. 11.03. | ||
98. | Деление на двузначное число. | 1 | 12.03. | ||
99. | Контрольная работа «Деление многозначного числа на однозначное. Деление 10,100, 1 000». | 1 | 13.03. | ||
100. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками по теме «Деление многозначного числа на однозначное. Деление 10,100, 1 000». Деление на двузначное число. | 1 | 17.03. | ||
101, 102. | Деление на двузначное число. | 2 | 18.03. 19.03. | ||
103, 104. | Деление на трехзначное число. | 2 | 20.03. |
Отметка о прохождении программы:____________________________________________________________________________________________________________________ _________________________
____________________________________________________ _ ____________
____________________________________ ________________________________________________
IV четверть
№ п/п | Раздел | Тема урока | Кол- во часов | Дата проведения | |
план | факт | ||||
105, 106, 107. | Арифметические действия с многозначными числами | Деление на трехзначное число. | 3 | 1.04. 2.04. 3.04. | |
108, 109. | Алгебраичес- кая пропедевтика | Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки. | 2 | 7.04. 8.04. | |
110. | Нахождение неизвестного числа в равенствах вида Х+5=7, Хх5=15, Х-5=7, Х:5=15. | 4 | 9.04. 10.04. 14.04. 15.04. | ||
111. | Контрольная работа «Деление на двузначное, трехзначное число. Решение уравнений» | 1 | 16.04. Среда | ||
112. | Треугольники и их виды. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками по теме «Деление на двузначное, трехзначное число. Решение уравнений». Угол и его обозначение. | 1 | 17.04. | |
113, 114. | Угол и его обозначение. | 2 | 21.04. 22.04. | ||
115, 116. | Виды углов. | 2 | 23.04. 24.04. | ||
117, 118, 119, 120, 121. | Алгебраичес- кая пропедевтика | Нахождение неизвестного числа в равенствах вида 8+Х=16, 8хХ=16, 8-Х=2, 8:Х=2. | 5 | 28.04. 29.04. 30.04. 5.05. 6.05. | |
122, 123. | Треугольники и их виды. | Виды треугольников. | 2 | 7.05. 8.05. | |
124, 125, 126. | Величины и их измерение | Точное и приближенное значение величины. | 3 | 12.05. 13.05. 14.05. | |
127. | Итоговая контрольная работа. | 1 | 15.05.Четверг | ||
128. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Построение отрезка, равного данному. | 1 | 19.05. | ||
129, 130. | Построение отрезка, равного данному. | 1 | 20.05. 21.05. | ||
131, 132, 133, 134. | Алгебраичес- кая пропедевтика | Повторение изученного за год. | 4 | 22.05. 26.05. 27.05. 28.05. |
Отметка о прохождении программы:_________________________________________________________________________________________________________ ___________ _________________________
_______________________________ ______________________ ____________
_ __________________________________________________________________________________
Содержание тем учебного курса
Элементы арифметики
Множество целых неотрицательных чисел.
Многозначное число; классы и разряды многозначного числа. Десятичная система записи чисел. Чтение и запись многозначных чисел.
Сведения из истории математики. Римские цифры: I, V, X, L, C, D, М; запись дат римскими цифрам; примеры записи чисел римскими цифрами.
Свойства арифметических действий.
Арифметические действия с многозначными числами.
Устные и письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел.
Умножение и деление на однозначное число, на двузначное и трёхзначное число.
Простейшие устные вычисления.
Решение арифметических задач разных видов, требующих выполнения 3-4 вычислений.
Величины и их измерение.
Единицы массы: тонна и центнер. Обозначение: т, ц. Соотношение: 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг, 1 ц = 100 кг. Скорость равномерного прямолинейного движения и её единицы. Обозначения: км/ч, м/с, м/мин. Решение задач на движение.
Точные и приближённые значения величины (с недостатком, с избытком). Измерения длины, массы, времени, площади с заданной точностью.
Алгебраическая пропедевтика.
Координатный угол. Простейшие графики. Диаграммы. Таблицы.
Равенства с буквой. Нахождение неизвестного числа, обозначенного буквой.
Логические понятия.
Высказывания.
Высказывание и его значение (истина, ложь).
Составление высказываний и нахождение их значений.
Решение задач на перебор вариантов.
Геометрические понятия.
Многогранник. Вершина, ребра и грани многогранника.
Построение прямоугольников. Взаимное расположение точек, отрезков, лучей, прямых, многоугольников, окружностей.
Треугольники и их виды.
Виды углов.
Виды треугольников в зависимости от вида углов (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные).
Виды треугольников в зависимости от длины сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние).
Практические работы. Ознакомление с моделями многогранников: показ и
пересчитывание вершин, ребер и граней многогранника. Склеивание моделей многогранников по их разверткам. Сопоставление фигур и разверток: выбор фигуры, имеющей соответствующую развертку, проверка правильности выбора. Сравнение углов наложением.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
называть:
- классы и разряды многозначных чисел;
сравнивать:
- многозначные числа;
воспроизводить по памяти:
- формулировки свойств арифметических действий (переместительное и сочетательное
свойства сложения и умножения, распределительные свойства умножения относительно сложения и вычитания);
- соотношения между единицами массы: 1 т=1000 кг, 1 ц=100 кг, 1 т=10 ц;
применять:
- правила порядка выполнения действий при вычислении значений выражений со
скобками и без них, содержащих 3-4 арифметических действия;
- правила поразрядного сложения и вычитания, а также алгоритмы умножения и деления
при выполнении письменных расчётов с многозначными числами;
- знание зависимости между скоростью, путём и временем движения для решения
арифметических задач;
решать учебные и практические задачи:
- читать и записывать многозначные числа в пределах миллиона;
- выполнять несложные устные вычисления в пределах сотни, вычислять с большими
числами, легко сводимыми к действиям в пределах 100;
- выполнять четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение,
деление) с многозначными числами в пределах миллиона ( в том числе умножение и деление на однозначное, на двузначное число);
- решать арифметические текстовые задачи разных видов.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Для учителя:
- Рудницкая В.Н. Математика: 4 класс: Дидактические материалы: – в 2 ч. - М.: Вентана-Граф, 2012
- Беседы с учителем: 4 класс общеобразовательных учреждений /Под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2010
- Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: 4 класс: Методика обучения. - М.: Вентана-Граф, 2012
- Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика в начальной школе: Проверочные и контрольные работы. – М.: Вентана-Граф, 2010 - (Оценка знаний)
Для учащихся:
«РудницкаяВ.Н., Юдачёва Т.В. Математика: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М. : Вентана- Граф 2012 г.
- РудницкаяВ.Н., Юдачёва Т.В. Рабочая тетрадь «Математика» для 4 класса: в 2 ч. – М. Вентана- Граф 2012г.
- Кочурова Е.Э.: Дружим с математикой: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2012
Оснащение кабинета учебным оборудованием
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Учебно-методические комплекты (УМК) для 2 класса (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и др.) | К | Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ |
Печатные пособия | ||
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения. Карточки с заданиями по математике для 2 класса | Д П | Многоразового использования |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программ) Электронные учебные пособия. | П | При наличии необходимых технических условий |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Проигрыватель. Персональный компьютер. | Д Д Д | Размер не менее 150 х 1 50 см. С диагональю не менее 72 см. При наличии необходимых средств |
Демонстрационные пособия | ||
Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100. Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими знаками). Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки). Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др. | С возможностью демонстрации (специальные крепления, магниты) на доске (подставке, стенде). С возможностью выполнения построений и измерений на доске (с использованием мела или маркера). С возможностью демонстрации (специальные крепления, магниты) на доске (подставке, стенде). | |
Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел; развёртки геометрических тел. | Д | Размером не менее 1x1 м; с возможностью крепления карточек (письма маркерами и т. д.) |
Экранно-звуковые пособия | ||
Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса математики | Д | При наличии технических средств |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
Объекты (предметы), предназначенные для счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100. Пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими знаками). Учебные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др. | К К К | Размер каждого объекта для счёта (фишки, бусины, блока, палочки) не менее 5 см |
Учебные пособия для изучения геометрический фигур, геометрического конструирования: модели геометрических фигур. | К |
Список литературы
1.Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие/ Е.В. Губанова – Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов, 2008. – 84 с.
2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Министерство
образования РФ.
3.Примерные программы для начальной школы. Министерство образования РФ.
4.Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана –
Граф, 2009.- 176с.
5. В.Н. Рудницкая, Юдачёва Т.В. Математика: 4 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2012
6. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ. Математика в начальной школе. Проверочные и контрольные работы.
В.Н. Рудницкая, Юдачёва Т.В. - М.: Вентана – Граф, 2010.- 206с.
Приложение к программе
I четверть
Стартовая контрольная работа.
I вариант 1.Найди значение выражения: 90+120:30= 2. Вычисли: 394+87= 146 X 6= 702-395= 180: 12= 3. От деревни до города 32 км. Проехав четвертую часть пути, велосипедист остановился отдохнуть. Сколько километров ему осталось проехать до города? 4. Поезд прошёл 4 часа со скоростью 58 км/ч. Какой путь он прошёл? 5. На чертеже изображены две стороны АВ и ВК прямоугольника АВКМ. Дострой этот прямоугольник. А В К 6.* Цифра в записи одного из чисел заменена звездочкой. Попробуй сравнить эти числа. Запиши знак < или >. 60 … 5* | II вариант 1.Найди значение выражения: 280-70 Х 3= 2. Вычисли: 469+ 206= 52 X 7= 912-73= 365: 5= 3. От села до станции 90 км. Машина проехала девятую часть пути. Сколько километров осталось проехать машине до станции? 4. Туристы плыли на байдарке по реке 7 часов со скоростью 9 км/ч. Какой путь они проплыли? 5. На чертеже изображены 2 стороны СМ и МР квадрата СМРВ. Дострой этот квадрат. С М Р 6.* Цифра в записи одного из чисел заменена звездочкой. Попробуй сравнить эти числа. Запиши знак < или >. 9* … 87 |
Контрольная работа «Нумерация многозначных чисел».
I вариант 1. Запиши цифрами числа: десять тысяч семьсот восемь; триста сорок тысяч четыреста; сто одна тысяча пятьдесят; четыре тысячи шесть. 2. Представь число 3 298 в виде суммы разрядных слагаемых. 3. Сравни числа 9 000 и 8 999. Сделай запись, используя знак < или >. 4*. Запиши наименьшее пятизначное число. 5*. Если к числу прибавить 1, то получится 100 000. Запиши это число. | II вариант 1, Запиши цифрами числа: восемь тысяч шестьсот девяносто; четыреста тысяч сорок; пятьсот три тысячи шестьдесят; семь тысяч семь. 2. Представь число 2 549 в виде суммы разрядных слагаемых. 3. Сравни числа 12 070 и 12 700. Сделай запись, используя знак < или >. 4.* Запиши наибольшее пятизначное число. 5.*Если из числа вычесть 1, то получится 10 000. Запиши это число. |
Контрольная работа «Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел».
I вариант 1. Выполни действия: +5 360 + 70 154 _ 60 892 _ 10 000 2 837 892 18 273 5 074 2.Найди значение выражения: 12 716 + 918 : 3 – 8 017. 3. Турист проехал 1 620 км в поезде, 325 км проплыл на теплоходе, а остальной путь прошёл пешком. Сколько километров он прошёл пешком, если весь путь составляет 2 000 км? 4. Запиши цифрами числа: шесть тысяч; тридцать восемь тысяч сто двадцать пять. | II вариант 1. Выполни действия: +4 270 + 65 154 _ 48 806 _ 20 000 1 895 746 23 879 7 024 2.Найди значение выражения: 1 020 – 160 х 5 + 9 688. 3. На овощную базу привезли 4 750 кг капусты, моркови и лука. Капусты было 1 860 кг, а моркови – 1 520 кг. Сколько килограммов лука привезли на базу? 4. Запиши цифрами числа: восемь тысяч; пятьдесят две тысячи двести сорок три. |
Контрольная работа «Геометрические построения. Задачи на движение. Координатный угол».
I вариант 1. Запиши координаты точек А и В. 2.Выполни действия: +6 274 _18 367 1 954 2 458 3. Поезд шёл 2 часа со скоростью 75 км/ч и 3 часа со скоростью 80 км/ч. Какой путь прошёл поезд за все время движения? 4. Вычисли значение выражения 4 х а + 360 : у, если а = 25, у =90. 5. Достройте прямоугольник: 6*. Выпишите выражение, с помощью которого можно вычислить периметр прямоугольника. a + b 2 x a + b b (a + b) x 2 a x b а | II вариант 1. Запиши координаты точек А и В. 2.Выполни действия: +5 107 _ 70 452 3 954 1 274 3. Поезд шёл 3 часа со скоростью 72 км/ч, а затем 4 часа со скоростью 70 км/ч. Какой путь прошёл поезд за время движения? 4. Вычисли значение выражения 5 х а + 450 : у, если а = 35, у =90. 5. Достройте прямоугольник: 6*. Выпишите выражение, с помощью которого можно вычислить периметр квадрата. a х 4 a +4 a x 2 a x a а |
II четверть
Контрольная работа «Свойства арифметических действий».
I вариант 1. Запиши результаты действий: 3 685 + 0 = 531 х 1 = 0 х 54 108 = 98 – 0 = 0 : 15 687 = 1 698 : 1 = 2. Используя переместительное свойство сложения, запиши выражение, равное данному. 528 + а = 3. Проведи координатные лучи Ох и Оу и построй точки М (5,2), В (0,4). 4.За 3 часа поезд прошёл 210 км, а затем с той же скоростью шёл ещё 5 часов. Какой путь прошёл поезд за все время движения? 5.Выполни действия, используя сочетательное свойство сложения. (77 +19) + 51 = 327 + (33 + 589) = 6*. При каком числовом значении х значение выражения 48 х х равно 0. | II вариант 1. Запиши результаты действий: 4 125 - 0 = 2 726 х 0 = 471 х 1 = 0 + 91 238 = 0 : 9 670 = 1 861 : 1 = 2. Используя переместительное свойство сложения, запиши выражение, равное данному. у х 537 = 3. Проведи координатные лучи Ох и Оу и построй точки С (4,3), К(0,5). 4.За 4 часа поезд прошёл 280 км, а затем с той же скоростью шёл ещё 7 часов. Какой путь прошёл поезд за все время движения? 5.Выполни действия, используя сочетательное свойство сложения. (623 +1 200) + 800 = 18 + (32 + 29) = 6*. При каком числовом значении а значение выражения 52 х а равно 52. |
Контрольная работа за I полугодие «Письменные приемы умножения чисел».
I вариант 1. Из города А в противоположных направлениях выехали две машины. Первая машина двигалась со скоростью 68 км/ч, вторая – со скоростью 100 км/ч. На каком расстоянии друг от друга они будут через 3 часа? 2. Выполни действия, используя распределитель-ное свойство умножения. (25 + 12) х 4 = (80 – 1) х 7 = (40 + 9) х 5 = (60 – 5) х 8 = 3.Выполни умножение: Х396 Х467 27 х 1 000 = 35 х 1 000 = 5 3 48 х 10 000= 52 х 10 000 = 4.Сравни ( >; < ; =): 25 т * 100 кг 150 кг * 1ц 50 кг 47 ц * 7 т 5.Найди значение выражения: 618 : 6 + 804 х 7 = | II вариант 1. Из города Б в противоположных направлениях выехали две машины. Первая машина двигалась со скоростью 75 км/ч, вторая – со скоростью 100 км/ч. На каком расстоянии друг от друга они будут через 2 часа? 2. Выполни действия, используя распределитель-ное свойство умножения. (20 + 13) х 5 = (40 – 1) х 6 = (50 + 4) х 6 = (70 – 7) х 9 = 3.Выполни умножение: Х518 Х367 71 х 1 000 = 21 х 1 000 = 6 3 34 х 10 000= 84 х 10 000 = 4.Сравни ( >; < ; =): 35 т * 100 кг 270 кг * 2ц 70 кг 59 ц * 9 т 5.Найди значение выражения: 735 : 7 + 305 х 8 = |
III четверть
Контрольная работа «Умножение многозначного числа на однозначное, двузначное, трехзначное. Задачи на движение».
I вариант 1.Собака стала догонять хозяина, когда расстояние между ними было 500 м. Собака бежала со скоростью 150 м/мин, а хозяин шёл со скоростью 50 м/мин. Через сколько минут собака догнала хозяина? 2. Выполни умножение: Х124 Х312 Х1 518 Х1 273 360 234 42 17 3.Используя цифры 6, 1, 5, 4, запиши три различных четырёхзначных числа так, чтобы цифры в разрядах чисел не повторялись. 4. Длина стороны прямоугольника 7см, ширина -3см. Найдите периметр и площадь прямоугольника. 5* При каком значении х верно равенство х х 685 = х ?. | II вариант 1.Собака погналась за кошкой, которая находилась от неё на расстоянии 300 м. Кошка убегала от собаки со скоростью 300 м/мин., собака бежала со скоростью330 м/мин. Через сколько минут собака догонит кошку? 2. Выполни умножение: Х627 Х321 Х1 417 Х1 593 260 217 26 18 3.Используя цифры 7, 0, 8, 9, запиши три различных четырёхзначных числа так, чтобы цифры в разрядах чисел не повторялись. 4. Длина стороны прямоугольника 9см, ширина -4см. Найдите периметр и площадь прямоугольника. 5* При каком значении х верно равенство х : х = х ?. |
Контрольная работа «Истинные и ложные высказывания. Задачи на перебор вариантов».
Контрольная работа «Деление многозначного числа на однозначное. Деление 10,100, 1 000».
I вариант 1. Выполни деление: 1 054 : 2 86 372 : 4 2. Путь длинной 1 600 м от станции до своего участка путник прошёл за 16 минут. С какой скоростью двигался путник? 3.Вырази: 2мин.3 с. = …с. 6кг 020г = …г 4км 200м =…м 5ц25кг = …кг 8т =… кг 5м 24см =…см 4*.Верно ли равенство? 2 000 000 : 1 000 : 100 : 10 = 2 000 000 : (1 000 :100 :10) | II вариант 1. Выполни деление: 1 284 : 6 39 865 : 5 2.Расстояние равное 1 200км, автомобиль проехал за 10 часов. С какой скоростью двигался автомобиль? 3.Вырази: 3мин.3 с. = …с. 12кг 015г = …г 3км 325м =…м 2ц85кг = …кг 19т =… кг 9м 78см =…см 4*.Верно ли равенство? 5 000 000 : 1 000 : 100 : 10 = 5 000 000 : (1 000 :100 :10) |
IV четверть
Контрольная работа «Деление на двузначное, трехзначное число. Решение уравнений»
I вариант 1. Выполни деление: 10 455 : 85 8 508 : 12 2. Реши уравнение: 368 + (у – 291) = 877 3. Проверь, является ли число 50 корнем уравнения 800 : х – 16 = 0. 4. Чему равна длина стороны прямоугольника, если его ширина равна 9см, а площадь равна 135см? | II вариант 1. Выполни деление: 27 090 : 45 8 357 : 61 2. Реши уравнение: 526 – (х + 119) = 126 3. Проверь, является ли число 120 корнем уравнения у х 5 + 80 = 700 4. Чему равна длина стороны прямоугольника, если его ширина равна 7см, а площадь равна 126см? |
Итоговая контрольная работа.
I вариант 1. Выполни деление: 40 992 : 6 3 240 : 12 1 638 : 126 2.Реши уравнение: х + 274 = 365 х 12 3. Из двух городов одновременно выехали навстречу друг другу два автомобиля. Первый автомобиль двигался со скоростью 90км/ч, второй – со скоростью 100км/ч. Они встретились через 2 часа. Найди расстояние между городами. 4. Вычисли: 74 200 : (37 + 63) – 742 = 5*. Сколько часов и минут составляют полтора часа? | II вариант 1. Выполни деление: 86 382 : 9 4 950 6 15 2 055 : 137 2.Реши уравнение: у – 307 = 185 х16 3. Из двух городов одновременно выехали навстречу друг другу два автомобиля. Первый автомобиль двигался со скоростью 70км/ч, второй – со скоростью 90км/ч. Они встретились через 3 часа. Найди расстояние между городами. 4. Вычисли: 42 300 : (42 + 58) - 423 = 5*. Сколько килограммов и граммов составляет полтора килограмма? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике 1 класс классическая начальная школа
рабочая программа 1 класс математика классическая начальная школа...
Рабочая программа по математике 2 класс Классическая начальная школа
Рабочая программа по математике 2 класс "Классическая начальная школа"...
Рабочая программа по математике 2 класс (Образовательная система "Школа 2100")
Рабочая программа по математике составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской С.А. Козлова , А.Г. Рубин, Т.Е. Демидова, А.П. Тонких....
Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта II поколения и авторской программы В.Н. Рудницкой в проекте «Начальная школа 21 века» под ред. профессора Н.Ф. Вино...
Рабочая программа по математике 3 класс (Образовательная система "Школа 2100")
Рабочая программа по математике составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской Т.Е. Демидова, С.А. Козлова , А.П. Тонких. (имеется рецензия)...
Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС
Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС и рассматривает: планируемые результаты по математике, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, мате...
Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС
Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....