Урок математики в 1 классе по теме: "Взаимообратные задачи".
план-конспект урока (математика, 1 класс) по теме

Вардазарян Нунэ Размиковна

Урок разработан по программе "Школа 2000..." (Л.Г.Петерсон).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_1klass_-_vzaimnoobratnye_zadachi.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 1 - Б

ФИО: Вардазарян Н.Р.

Предмет: математика

Тип урока:  урок открытия новых знаний / ОНЗ /

Тема

Взаимнообратные задачи

Цели

  1. Сформировать представление о взаимообратных задачах, умение их распознавать и составлять задачи обратной данной.
  2. Актуализировать умение решать простые задачи на части и целое.
  3. Тренировать навыки счета в пределах 9.

Задачи

  1. Сформировать умение решать простые задачи на нахождение части и целого, записывать их решение, составлять графические схемы к задачам и наоборот;
  2. Сформировать представление о взаимнообратных задачах, умение распозновать о составлять задачу обратную данной;
  3. Тренировать навыки счёта, речь, творческие способности учащихся.

Планируемые

 результаты

Предметные: распознавать и составлять взаимнообратные задачи.

Личностные: выполнять самооценку на основе критерия успешности.

Метапредметные: владеть коммуникативными умениями с целью реализации сотредничества при работе в парах.

Основные понятия

Задача, условие, вопрос, выражение, графические схемы, взаимнообратные задачи, части и целое.

Ресурсы

  1. Программа «Математика» УМК « Школа 2000…»  Л.Г. Петерсон
  2. Учебник- тетрадь «Математика» 1 класс, Л.Г. Петерсон

Форма организации

обучения

Фронтальная, групповая(парная ), индивидуальная.

Технологии

Деятельностный метод обучения, грпповой способ обучения(парный), информационно-коммуникативный, игровой.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Возьмитесь за руки и хором прочтите девиз нашего урока.

(на доске открывается девиз)

Тот, кто хочет много знать,

    Должен сам все постигать!

- самоопределение (л.)

- планирование учебного сотрудчичества с учителем и сверстниками(к)

  1. Актуализация знаний.

- С чего начнем работу?

1)  Устный счет в пределах 9 в форме игры «День и ночь»

  1. 5+2-3+1-2=
  2. 9-2-1-5+2=
  1. Дополните каждый мещочек до 9 и запишите полученные выражения (№5 стр. 49)

- Что общего в выражениях 9-4; 5+4; 9-5?

- Найдите лишнее.

- Составьте задачу по этому выражению.

- Какое правило вы применили?

- Как найти целое?

- На какое правило остальные выражения?

- Как найти неизвестную часть?

- Что вы заметили? Чем отличаются равенства?

4) Задача (№1 стр. 48).

- Составьте условие и сформируйте вопрос.

- Что нужно сотавить для решения задачи?

- Запишите решение и ответ.

- Что мы повторили?

- С повторения.

  1. =3
  2. =3

(Дополняют мешочки до 9)

5+4; 8+1; 2+7; 6+3.

- Целое равно 9.

- 4+5.

- Правило нахождения цеого.

- Чтобы найти целое, надо сложить части.

- На нахождение неизвестной части.

- Нужно из целого вычесть известную часть.

- Во всех выражениях целое 9, а   5 и 4. А ищем мы разные компоненты.

- Сколько всего на столе чашек.

- Схему и выражение.

- 2+3=5.

- Составление задач по выражениям и их решение.

- анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение (п)

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (п)

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (р)

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (к)

- аргументация своего мнения (к)

- учёт разных мнений (к)

  1. Исследовательская работа.

- Как вы думаете, какое задание вы сейчас получите?

- Попробуйте составить задачу обратную данной?

- Что нового в этом задании?

- Какую цель вы перед собой

поставите?

- Давайте попробуем озвучить тему нашего урока.

- Попробуйте составить такую задачу.

- Что у вас получилось. У кого есть готовый ответ?

- Что показало ваше пробное действие?

- Задание, с помощью которого мы поймем , чего ещё не знаем.

- Нужно составит обратную задачу.

- Научиться составлять и решать обратные задачи.

- Обратные задачи.

(Ответов нет.)

- У нас нет ответов. Мы не смогли сотавить задачу.

- анализ, синтез, сравнение, обобщение (п)

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (п)

- подведение под понятие (п)

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (к)

  1. Физ.минутка:
  1. 2 раза потопали, з раза похлопали. Состав числа ? (5)
  2. 3 наклона влево, 3 наклона вправо. Состав числа (6)
  3. Моргаем глазками и считаем до 5. Теперь закрываем глаза и считаем обратно. Повторяем 2 раза. Смотрим в дальний угол класса, а затем на указательный палец. Повторяем 2 раза. Садимся  на свои места.

  1. Продолжение исследовательской работы. Первичное закрепление нового материала.

- Чем это задание отличается от прежних  заданий?

- Почему же возникло затруднение?

- Что мы с вами повторяли в начале урока?

- Что там было особенного? Как это может нам помочь?

- Давайте вновь вернёмся к нашей задаче. В исходной задаче были известны части и мы искали целое. Теперь мы составляем задачу, в которой известно целое и одна из частей, а другую мы должны найти.

- Но в качестве обратной можно составить ещё одну задачу составить.

- Чем похожи эти задачи? А чем же они отличаются?

- Какой вывод вы можете сделать?

- Какой будет наш следующий шаг?

- Мы никогда не решали обратные задачи.

- Мы не знаем правила, по которому надо составлять обратные задачи.

- Составляли задачи по выражениям.

-  Целое у всех выражений 9, а части 5 и 4 . Мы попытаемся составить задачи подобные этим, чтоб менялись неизвестные.

- 5-2=3

- Теперь нам известно целое и вторая часть. Необходимо найти первую часть. 5-3=2.

- Во всех говорится о чашках. Неизвестные меняются местами.

- Мы узнали что такое обратные задачи.

- Потренироваться в составлении и решении обратных задач.

- постановка и формулирование проблемы (п)

- формулирование и аргументация своего мнения  (к)

- достижение договорённости и согласование общего решения (к)

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (п)

  1. Закрепление. Включение новых знаний в систему ранее изученных.

  1. Обсудите в парах рисунок и схемы к заданию №2(а)
  2. Самостоятельная практическая работа

– Попробуйте заполнить 2 и 3 схемы и составить по ним выражение

(Обсуждение)

(Выполнение практической части. Затем обсуждение готовых взаимнообратных выражений)

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (п)

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (к)

  1. Рефлексия деятельности.

- Какое открытие вы сделали сегодня на уроке?

- Я хочу, чтоб каждый из вас оценил свою сегодняшнюю работу на лестнице успеха.

- Кто работал успешно? У кого были затруднения? Кому есть ещё над чем поработать?

- Мы узнали, что к задаче можно составить обратные задачи.

(ответы учащихся)

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (к)

- формулирование и аргументация собственного мнения (к)

- адекватное понимание успеха/неуспеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок:математика 1 класс "Составление и решение задач на сложение и вычитание"

Аннотация к уроку математики в 1классе (1-4). УМК "ШКОЛА РОССИИ"Тема:Составление и решение задач на сложение и вычитание.  Цель: формирование умения моделировать  решение простых задач.Задач...

урок математики 1 класс "Составляем и решаем задачи"

Задачи урока:1. Формировать основные приемы смыслового чтения учебника математики:...

урок математики 3 класс Тема: "Решение составных задач"

Материал содержит презентацию, в которой олимпийские талисманы помогают детям при устном счете, и конспект урока....

урок математики 1 класс закрепление решения примерови задач

урок математики в первом классе по теме : "Закрепление решения примеров и задач"Форма урока-урок-сказкатехнология обучения-развивающая...

Учебно-методический комплекс к уроку математики, 2 класс. Тема: "Запись решения задачи в одно выражение"

Тип урока: комбинированный.Цели:Познакомить детей с новым для них видом записи задачи - в одно выражение.Совершенствовать умение решать задачи и записывать их решение.Развивать умение анализировать и ...

Урок математики 1 класс по Чураковой "Составление задач"

Технологическая карта урока математики в 1-ом классе. Соответствует ФГОС....

Презентация к уроку математики. 4 класс. УМК "Перспектива". Тема: "Задачи на встречное движение. Скорость сближения."

Презентация к уроку математики. 4 класс. УМК "Перспектива". Тема: "Задачи на встречное движение. Скорость сближения."...