Конспект урока по математике во 2 классе коррекционной школы 8 вида на тему "Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд".
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Бабайкина Ирина Васильевна

Конспект урока по математике во 2 классе коррекционной школы 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_40_2.docx52.85 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат»

Конспект открытого урока математики

во 2 «б» классе

Сложение и вычитание

в пределах 20 без перехода через разряд.

 

                                  Урок разработала и провела:

                                                     Бабайкина И. В., учитель начальных классов              

2012 - 2013 учебный год

Тема урока: Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Построение отрезков длиннее, короче данных. (слайд 1).

Цели урока:

  1. Закреплять навыки действий с числами (сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд); учить правильно строить отрезки длиннее и короче данных.
  2. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.
  3. Воспитание положительной мотивации к учению, интереса к урокам математики.

Оборудование: предметные картинки, учебник, касса цифр «Веер», линейки, счеты, презентация.

Ход урока:

I. Организационная  часть.

1. Организационный момент.

- Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем меня внимательно.

              - Сядет тот, кто ответит на вопрос:

             - Какое время года на дворе?

             - Какое сегодня число?

             - Какой сегодня месяц?

             - Какой он по счёту весенний месяц?

             - Какой день недели?

             - Какое число было вчера?

             - А какой был день недели?

             - А какое число будет завтра?

             - А какой день недели?

             - А какое время года будет после весны?

2. Рапорт дежурного.

3. Психологический настрой на урок.

- Ребята, мы начинаем урок математики. Сегодня на уроке у нас гости. Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям. Я желаю вам удачи и успехов. У всех ли хорошее настроение? Ваше хорошее настроение – залог успеха в любом деле!

4. Сообщение темы урока.

- Посмотрите на экран. Найдите лишнюю картинку. (слайд 2).

(Солнце, цветы, птицы, снег, листья, бабочки).

- Какая картинка лишняя? (Снег).

- Почему? (Он бывает зимой).

- Давайте проверим - щелчок.

- К какому времени года относятся остальные картинки? (К весне).

- Что происходит с природой весной?  (Она оживает).

- У нас в гостях Весна. (Вывешивается картинка).

- Посмотрите внимательно на картинку и докажите, что именно весна пришла к нам в гости.

- Весна пришла к нам не с пустыми руками, она вам приготовила задания вот на этих капельках, и хочет проверить вас, все ли вы сумеете выполнить. На каждой капельке – одно задание. А какие это капельки, вы узнаете чуть позднее.

- Чтобы быстро решить все задания, мы должны вспомнить таблицу сложения и вычитания, нумерацию от 1 до 20, уметь: решать задачи и примеры. Готовы?

II. Основная  часть.

1.Устный счет.

а) Нумерация чисел в пределах второго десятка.

- Ребята, вы хотите узнать, откуда взялись капельки?

- Чтобы нам узнать,  выполним задание:

- Перед вами 1 задание Весны.

- Что это? (Тучка).  (слайд 3).

- Это математическая тучка. 

- Назовите числа на капельках дождя. (Учитель показывает, дети называют по цепочке).

- Найдите лишнее число. Почему? (Однозначное).

- А какие числа называются однозначными?

- Давайте проверим – щелчок.

- Как называются остальные числа? (Двузначные).

- А это что за числа?

- Назовите самое большое двузначное число (20), самое маленькое двузначное число(10).

- Расставьте  числа в порядке увеличения от 10 до 20. Назовите их.

( 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20)

- Из каких разрядов состоят двузначные числа. (Десятки и единицы).

- А почему у нас одни числа красного цвета, а другие – синие?

- Посмотрите на картинку и скажите, откуда взялись капельки? (Снег растаял, и с крыши закапали сосульки) – рисунок сосульки с капельками. (слайд 4).

- Молодцы, ребята, с первым заданием справились хорошо!

б) Работа с кассой цифр «Веер».

- Как вы понимаете значение слова капелька?

- А где можно узнать точное определение?

(Учитель показывает толковый словарь.)

- Чтобы нам правильно найти в словаре нужное слово и его обозначение,  нам необходимо выполнить второе задание весны.

- Возьмите кассу цифр «Веер» и покажите:

  1. Число, состоящее из 1 дес. 3ед., 1 дес. 7 ед, 1 дес. 8 ед.
  2. Какое число стоит за числом 14? Как оно называется для числа 14?
  3. Перед числом 13? Как оно называется для числа 13?
  4. Между числами 10 и 12?

- Молодцы! Сейчас мы сможем прочитать определения из словаря, что такое «капля».

- Капля – маленькая частица жидкости округлой формы. (слайд 5).

         в) Составь и реши примеры по таблице:  

         - Ребята, а вы хотите узнать, что это за капельки, на которых весна

        написала свои задания?

         - Тогда выполним третье задание: вам необходимо отгадать загадку.

         Загадка:

   Чего в гору не вкатить.

   В решете не унести.

   И в руках не удержать?

   - Весна вам поможет отгадать, если решите примеры. (слайд 6).

             - Правильно, ребята, Весна написала свои задания на капельках воды.

        - А как вы думаете, почему на капельках воды?

        - Как называется фигура желтого цвета? Почему? Красного?                               Оранжевого? Зеленого? Какая цифра написана на фигуре розового цвета? Что это за фигура?

г) Задание на смекалку:

- Переходим к четвертому заданию.

- Решите хитрую задачу:

На заборе сидели 10 птиц: 2 скворца - щелчок, 3 ласточки - щелчок, 5 грачей - щелчок. 2 бабочки улетело.

 - Сколько птиц осталось?  (10). (слайд 7).

- Молодцы ребята, очень хорошо считаете! Весна вами довольна!

2. Проверка домашнего задания.

- Следующая капелька, следующее задание – это проверка домашнего задания.

- Назовите ответы примеров в том порядке, в котором вы решили. (слайд 8).

- Назовите однозначные числа, двузначные.

- Назовите четные, нечетные.

3. Физкультминутка «Бабочка». (слайд 9).

4. Работа по теме урока.

а) Минутка чистописания

- Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою: ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

- Запишите сегодняшнее число, классная работа.

- Давайте вспомним правила при письме.

- Руки? – На месте! Ноги? – На месте!

- Локти? – У края!  Спина? – Прямая!

- Приготовьтесь к минутке чистописания. Какое число пропишем? (15).

- Скажите, из каких цифр состоит число 15?  (1 и 5) – щелчок.

- Расскажите все, что знаете об этом числе. (Число 15 следует за числом 14 и предшествует числу 16; 15 - двузначное число, в числе 15-1 десяток и 5 единиц; 15 - нечетное число.) (слайд 10).

- Напоминаю правило написания.

Цифра 1 состоит из двух элементов - маленькой и большой наклонных прямых.

Начинаем писать меньшую прямую немного выше середины клетки, и ведем ее к вершине верхнего угла, затем большую прямую от вершины верхнего правого угла ведем до центра нижней стороны клетки.

 Цифра 5 состоит из трех элементов: из наклонной прямой, правого полуовала и горизонтальной прямой.

Начинаем писать наклонную прямую немного правее середины верхней стороны клетки, ведем ее чуть наклонно через центр клеточки немного ниже, возвращаемся по написанному до центра и пишем правый полуовал, закругляя чуть выше нижней стороны клетки.

Сверху пишем горизонтальную прямую до вершины верхнего правого угла.

- Приступайте к выполнению.

б) Решение задачи.

- Весна пригласила к нам гостей. А кто это, вы узнаете, выполнив следующее задание: отгадав загадки.

Солнце греет у порога, и растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи, прилетели к нам ... (грачи) – щелчок.

«Из дальних стран вернулся я, чтоб вас порадовать, друзья.

 Весна пришла! Зиме – конец!» – пел у скворечника  …   (скворец) – щелчок.

- Правильно, это грач и скворец. (слайд 11). Они приготовили нам задачу.

- Откройте учебник на странице 107 и найдите задачу номер 5.

- Послушайте условие – чтение учителем.

- Ирина прочитает задачу. Хором прочитаем задачу.

- Разбор:

- О чем говорится в задаче? (О книгах).

- Сколько книг лежало на нижней полке? (10 книг).

- Сколько книг лежало на верхней полке? (2 книги) - (слайд 12).

- Какой вопрос задачи? (Сколько книг лежало на двух полках).

- Каким действием узнаем, сколько книг лежало на двух полках?

 (сложением).

- Почему? (всего значит – прибавить).

- Какие главные слова возьмём для краткой записи? (верхняя, нижняя)

Верхняя – 10 к.

Нижняя – 2 к.          

- Самостоятельное решение задачи.

- У доски решит задачу Дима с обратной стороны.

- Как нужно относится к книгам?

в) Зрительная физкультминутка. (слайд 13).

г) Сравнение чисел.

- А вот и следующее задание. Посмотрите на весеннее цветущее дерево. (слайд 14).

На нашем дереве цветы непростые, а двойные и числовые. Сравните эти числа – устно.

13…13;        2…20;        18…17.      

д) Решение примеров (на счетах).

- А теперь весна хочет проверить, умеете ли вы решать примеры.

- № 3, с. 106.

- Разбор 1 столбика  у доски с чтением примеров разными способами, 2 столбик решают самостоятельно,  сильные ученики решают 3.

- Проверка 2-го столбика: чтение примеров разным способом – устно.

5. Геометрический материал.

- И вот мы добрались до последней капельки - последнего задания Весны.

- Какие весенние месяцы вы знаете?

- Месяц март построил отрезок длиной 5 см, а апрель на 2 см длинее. А май построил на 3 см короче марта. Какой длины отрезки построили каждый из месяцев?

- Давайте вспомним, а что такое отрезок, что есть у отрезка?- работа в тетради.

III. Заключительная часть.

1. Итог.

- Чему мы учились сегодня на уроке? (складывать и вычитать в пределах 20)

- Что мы для этого делали? (считали устно, решали примеры, сравнивали числа, решали задачу). (слайд 15).

2. Домашнее задание: № 4, с. 107.

3. Рефлексия: 

 - Ребята, оцените свою работу. Откройте конверты, достаньте цветы.

- Если вы считаете, что работали активно, не допускали ошибок – возьмите красный цветок.

- Если вы работали активно, но испытывали затруднения – возьмите желтый цветок.

- Если вам нужно еще потрудиться  - возьмите зеленый листок.

- Поднимите вверх – у нас весенняя полянка. Весна очень довольна.

4. Оценки за урок.

- Оценки за  устный счёт, за работу у доски, за активную работу на уроке.

- Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения для 3 класса коррекционной школы I вида. Тема" "Рассказ "Скворечник."

Технологическая карта урока чтения в 3 классе ЗПР школы глухих по теме "Рассказ "Скворечник."...

Конспект урока чтения в 3 классе коррекционной школы VIII вида "Потешка (Русская народная)"

Данный конспект урока может быть использован в работе учителями начальных классов как коррекционных школ 8  вида, так и учителями массовых школ....

Открытый урок по математике. 2 класс коррекционной школы 8 вида.

Разработка урока математикиТема: « Решение примеров с именованными числами»Участники: учащиеся 2 класса коррекционной школы 8 вида.Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся по выполнению мате...

Конспект урока по математике "Числа от 1-1000" (письменные приемы сложения и вычитания в пределах 1000) 3 класс

Данный конспект пригодится в помощь учителям, которые работают с глухими детьми. 3 класс, тема "Числа от 1 до 1000" (письменные приемы сложения и вычитания в пределах 1000, решение 2-мя способами)...

Конспект урока по математике 2 класс«Закрепление изученных приёмов письменного сложения и вычитания в пределах 100»

Урок-путешествие для закрепления письменных приемов сложения и вычитания в пределах 100 для 2 класса...

Технологическая карта урока по математике для 2 класса на тему "Общий случай сложения и вычитания двухзначных чисел с переходом через разряд".

Тема: Общий случай сложения и вычитания двухзначных чисел с переходом через разрядТип: повторение изученного материалаПланируемые результатыПредметные:Знать: термины (слагаемое, вычитаемое, отрезок), ...

Конспект урока по математике в специальной (коррекционной) школе в 3 классе "Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 18"

Конспект урока по математике в специальной (коррекционной) школе в 3 классе для обучающихся I варианта. Тема урока "Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 18"....