Урок математики "Взаимосвязь между величинами V,t,S".
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Полтавская Юлия Вячеславовна

Организация деятельности учащихся по первичному осмыслению способов взаимосвязи между величинами V, t, S, по их опознаванию и различению. УМК "Гармония".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_mezhdu_vvelichinami_vts.rar34.48 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Гармония»

Тема: Взаимосвязь между величинами: V, t, S.

Цель: организовать деятельность учащихся по первичному осмыслению способов

            взаимосвязи между величинами V, t, S, по их опознаванию и различению.

Планируемые результаты:

  1. Предметные:

-устанавливать зависимость между величинами скорость , время, расстояние и применение формул при решении задач на движение;

 -отрабатывать вычислительные навыки таблицы умножения;

- выбирать величину, соответствующую сути конкретной ситуации;

 -планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действия;

  1. Метапредметные:

-развивать информационные компетенции: умение решать задачи на движение на основе взаимодействия между компонентами S, V, t ;

 -развивать коммуникативные компетенции: умение работать в парах, правильно формировать свою мысль, высказывать свое мнение и выслушивать мнение других, умение отстаивать свою точку зрения, приводя различные аргументы;

-развивать социальные компетенции : привитие интереса к предмету, выработка активной жизненной позиции;

 -развивать логическое и творческое  мышление, память , ванимание;

  1. Личностные:

- формирование личной ответственности за выполнение выбранной работы;

-воспитывать стремление к сотрудничеству, чувство взаимопомощи.

Оборудование:  ИКТ, учебник, карточки с формулами, путевые листы, тетрадь.

Ход урока.

Ӏ. Самоопределение к деятельности.

- Урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж.Руссо: «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в этих словах, ведь вас ждет открытие новых знаний при работе на уроке.

ӀӀ. Сообщение темы и цели урока.

- Если мы правильно вычислим следующие выражения, то узнаем тему нашего урока. (тренажер: Отличник, математика, примеры, внетабличное умножение и деление, 1 задание)  (учащиеся коллективно по одному примеру решают выражения)

- Прочитайте тему нашего сегодняшнего урока. Слайд 1

-  Какую цель поставим перед собой на сегодняшнем уроке? (осмыслить взаимосвязь между величинами: V, t, S, учиться решать задачи на движение).

ӀӀӀ. Актуализация знаний.

- А поможет нам в достижении нашей цели путешествие.

Успехи своей работы вы будете заносить в путевой лист после каждого выполненного задания. По результатам ваших достижений на уроке вы получите оценку.

– Как люди путешествуют с давних времён?

(Выслушиваем предложения детей)

(Открывается интерактивная доска с картинками и карточками скоростей ).

      Самолёт

            60 км/час

      Велосипед

            18 км/час

      Ракета

             6 км/сек

      Машина

             900 км/час

      Автобус

             45 км/час

      Человек

             4 км/час

      Поезд

             90 км/час

– Да, на всём этом можно путешествовать. Мы, как путешественники должны знать с какой скоростью могут двигаться эти предметы.
– Определите возможную скорость движения для каждого из них.

( Ученики по очереди у доски соединяют предметную картинку с возможной скоростью).

- Что ещё нужно помнить, отправляясь в путешествие?

 (Быть внимательными, наблюдательными, помогать товарищам, не оставлять их в беде)

 - Да, важно в пути помогать другу, чувствовать плечо друга. Я надеюсь, мы будем помогать сегодня друг другу.

- Давайте проверим, как вы знаете правила для путешественников. Выберите правильные ответы. Если высказывание верно – показываете « +», если неверно – показываете  «-».

В 2км – 200 метров       (Нет)
В 2мин – 120 секунд       (Да)
60 мин меньше, чем 1 час      (Нет)

 Путь – это величина        (Да)


– Вы успешно справились с работой.
 Оцените работу всего класса на этом этапе пути и выставьте оценку в путевой лист, а также выставьте оценку себе. Которая соответствует вашей работе. (дети выставляют себе оценки).

ӀV. Повторение изученных схем.

(интерактивная доска со схемами и их названиями)

– Ребята в пути бывают разные неожиданности, к которым мы должны быть готовы. Вот сильный ветер размёл все формулы с их названиями. А мы не сможем путешествовать дальше, если не наведём порядок.

Так как в пути всегда можно рассчитывать на помощь друга, предлагаю поработать в парах на месте. (В парах соединяют схемы с их названиями, а один ученик у доски)

а= b   q   +   r     r  ≤  b

Формула площади прямоугольника

S   =    a     b

Формула деления с остатком

P = 2   (a + b)

Формула пути

S   =    a     a

Формула периметра прямоугольника

S = V     t

Формула площади квадрата

- Проверим правильность выполнения работы. У кого так же?

- Оцените работу вашей пары.

- Выставьте в свои путеводные листы оценку, которая соответствует вашей работе в паре.

V. Открытие нового.

– Ребята, какая из этих формул будет сегодня для нас самой необходимой? Слайд 2

(S = V  t – формула пути).

-  Назовите компоненты действия умножения. (первый множитель, второй множитель, произведение) Как найти неизвестный множитель?

- Каким компонентом умножения в данной формуле является расстояние? Скорость? Время?

- Проследим взаимосвязь между величинами в этой формуле.

– Какие формулы следуют из этой? Как найти скорость? Как найти время?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

V = S: t  

- Как называется эта формула? (формула нахождения скорости)

t = S : V

- А как называется эта формула? (формула нахождения времени)

– Для чего необходимо нам знать эти формулы?

   (Чтобы правильно находить в задачах неизвестное расстояние, скорость и время)

– Эти формулы для нас так важны, что превратились в путеводные звезды, и будут помогать нам в пути не только сегодня, но и на последующих уроках математики.

(На доске зажигаются звёзды!)

VӀ. Первичное закрепление.

Слайд 3 (карта путешествия с гиперссылками)

- Начинаем наше путешествие. С кем будем путешествовать? (с лыжником)

№ 388 стр. 119 (учебник) (коллективная работа)

- Прочитайте задачу. С помощью чего запишем условие задачи? (с помощью схемы)

- Начертите схему задачи.

- Какая путеводная звезда поможет нам в решении этой задачи?

- Решите задачу, запишите ее решение.

- Оцените себя, выставив оценку в путевой лист.

- Мы прибыли в город Величин. Величины приготовили для нас задание. Которое мы должны выполнить.

- Найдите лишнюю величину:

  1. 15км, 15ч, 15м, 15см, 15дм;
  2. 15км/ч, 25 км/ч, 35 км/мин, 45км/ч, 55км/ч.

- Выставьте оценку в свои путеводные листы.

- Величины чего нам были даны? (величины длины, т.е. расстояния и величины скорости)

- Что можно узнать, если известно расстояние и скорость?

- Путешествуем дальше с велосипедистом.

№ 390 стр. 120 (комментирование у доски)

- Прочитайте задачу.

- Кто решит эту задачу у доски?

- Что неизвестно в этой задаче? (время)

- Какая теперь путеводная звезда поможет нам в решении данной задачи?

- Решите задачу, запишите ее решение.

- Оцените себя, выставив оценку в путевой лист.

- Мы добрались до перевала Самостоятельной работы.

Самолет может пролететь без заправки 7600 км. С какой скорость должен лететь самолет, чтобы преодолеть это расстояние за 8 часов?

- Прочитайте задачу.

- Что неизвестно в этой задаче? (скорость)

- Кто сможет решить эту задачу самостоятельно? Решите ее.

- Сравните свое решение задачи с решением на доске. У кого получилось также?

- Оцените свою работу в путеводном листе.

VӀӀ. Творческое задание.

- Мы прибыли в конечный пункт нашего путешествия город Творчества.

- И вот вам следующее задание.

Придумайте задачу по рисунку.

VӀӀӀ. Итог урока.Тест.

- И чтобы вернуться обратно в класс, выполним небольшой тест. Слайд 4.


1.Чтобы найти время, нужно:


а ) из расстояния вычесть скорость;


б ) расстояние разделить на скорость;


в ) скорость разделить на расстояние.


2.Чтобы найти расстояние , нужно:


а ) к скорости прибавить время;

б ) скорость умножить на время;


в ) из скорости вычесть время.

3. Чтобы найти скорость , нужно:

 

а ) из расстояния вычесть время;


б) расстояние разделить на время;


в ) к расстоянию прибавить время

- Что нового узнали на уроке?

- Что было самым трудным?

- Давайте посмотрим, как  мы работали. Как вы оценили работу класса?

- Сдайте листочки, я просмотрю их и выставлю вам оценки.

ӀХ.  Домашнее задание.

  1. № 392 стр.121 (учебник)
  2. Придумайте задачи на движение, используя данные величины: 80 км/ч, 2ч;  15 м/мин, 3мин;  270км, 90км/ч и реши их.
  3. Реши задачу:

Сможет ли поезд пройти 300 км за 7 ч, если он будет двигаться со скоростью 60 км/ч?

Х. Рефлексия.

- А сейчас на лестницу настроения прикрепите свою звездочку на ту ступеньку, которая соответствует вашим чувствам, настроению, состоянию вашей души, что были у вас на протяжении всего урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики "Взаимосвязь между величинами V,t,S"

Испольование данной презентации на уроке активизирует познавательную деятельность учащихся....

Конспект урока математики ПНШ в 4 классе с помощью технологической карты по теме "Решение задач на работу. Зависимости между величинами"

Урок закрепления построен с помощью технологической карты, в которой прописаны технологии проведения, деятельность учащихся, деятельность учителя. Почти весь урок идёт самостоятельная работа по группа...

Урок математики в 4 классе "Меры массы:тонна,центнер. Соотношения между величинами."

Урок изучения нового материала. Представлен подробный конспект урока и наглядная презентация. На уроке применяются различные формы работы. Разгадывание кроссворда, ответы на вопросы, тест на первичное...

Урок математики (с элементами исследования) "Взаимосвязь между величинами: скорость, время, расстояние"

продолжительность урока-45 минут. Работа в группах. Можно добавлять задания в зависимости уровня подготовки класса....

технологическая карта урока математики "Связь между величинами скорость, время, расстояние"

Разрабатывает план урока.1.Устный счет2.Мозговой штурм (Кластер.Что мы уже знаем?)3.Применение знаний в новой ситуации (Что будет, если…)4.Контроль усвоения проблемы5.Рефлексия.Оценочные листы6.Задани...

Технологическая карта урока математики "Связь между величинами" 3 класс

Технологическая карта урока математики по ФГОС...