УМК Планета Знаний. Тематическое планирование- 1 класс
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) по теме

Рыбакина Наталия Львовна

УМК Планета Знаний. Тематическое планирование по математике - 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnit._tem.plan_matematika_1_kl_pz.docx95.15 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Математика» авторов: М. И.Башмаков, М. Г.Нефедова

Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями.

Учебно- методический комплект «Планета знаний»: примерная основная образовательная программа (сборник). М.: АСТ: Астрель, 2011;

М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Обучение в 1 классе по учебнику «Математика». Методическое пособие. — М., АСТ, Астрель.

2.Учебники

М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 1 класс. Учебник. В 2 ч. — М., АСТ, Астрель.

3.Рабочие тетради

М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 1 класс. Рабочие тетради № 1, 2. — М., АСТ, Астрель.

Контрольные и диагностические работы к учебнику М. И. Башмаков, М. Г. Нефедова М. «Математика»1 класс: АСТ, Астрель, с 2013г.

Итоговые комплексные работы к учебникам Т. М. Андрианова, О. Б.Калинина, М. Г.Нефедова, О. Н. Журавлева «Русский язык», «Математика» Итоговая комплексная работа 1класс: АСТ, Астрель, 2013г.

Курс направлен на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов можно сформулировать три группы задач, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей.

Учебные задачи:

— формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;

— формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;

— формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применения этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).

Развивающие задачи:

— развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления пространственного воображения, мышления, в том числе математических способностей школьников;

— развитие логического мышления — основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;

— формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.

Общеучебные задачие:

— знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;

— формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);

— формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;

— формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.

Сформулированные задачи достаточно сложны и объёмны. Их решение происходит на протяжении всех лет обучения в начальной школе и продолжается в старших классах. Это обусловливает концентрический принцип построения курса: основные темы изучаются в несколько этапов, причем каждый возврат к изучению той или иной темы сопровождается расширением понятийного аппарата, обогащением практических навыков, более высокой степенью обобщения.

Общая характеристика курса «Математика 1-4 классы».

Учебный материал каждого года обучения выстроен по тематическому принципу — он поделен на несколько крупных разделов, которые, в свою очередь, подразделяется на несколько тем.

Отбор содержания опирается на Федеральный государственный стандарт начального общего образования. При этом учитываются необходимость преемственности с дошкольным периодом и основной школой, индивидуальные потребности школьников и обеспечение возможностей развития математических способностей учащихся.

При отборе содержания учитывался принцип целостности содержания, согласно которому новый материал, если это уместно, органично и доступно для учащихся, включается в систему более общих представлений по изучаемой теме. Принцип целостности способствует установлению межпредметных связей внутри комплекта «Планета знаний». Так, тема «Величины, измерение величин» в начале 2-го класса поддерживается в курсе «Окружающий мир» изучением темы «Приборы и инструменты». Знакомство с летоисчислением и так называемой «лентой времени» в курсе математики 3 класса обусловлено необходимостью её использования при изучении исторической составляющей курса «Окружающий мир».

Важное место в курсе отводится пропедевтике как основного изучаемого материала, традиционного для начальной школы, так и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Поэтому активно используются элементы опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых тем.

Использование опережающего обучения позволяет в соответствии с принципом целостности включать новый материал, подлежащий обязательному усвоению, в систему более общих представлений. Это способствует осмысленному освоению обязательного материала, позволяет вводитьэлементы исследовательской деятельности  в процесс обучения. На уровне отдельных упражнений: наблюдения над свойствами геометрических фигур, формулирование (сначала с помощью учителя, а позже самостоятельно) выводов, проверка выводов на других объектах. На уровне отдельных уроков: сопоставление и различение свойств предметов, количественных характеристик (сопоставление периметра и площади, площади и объёма и др.), выявление общих способов действий (например, «открытие» правила умножения чисел на 10, 100, 1000).

Один из центральных принципов организации учебного материала в данном курсе — принцип вариативности — который реализуется через деление материала учебников на инвариантную и вариативную части.

Инвариантная часть содержит новый материал, обязательный для усвоения его всеми учащимися, и материал, изучаемый на пропедевтическом уровне, но обязательный для ознакомления с ним всех учащихся. Инвариантная часть обеспечивает усвоение предметных умений на уровне требований, обязательных для всех учащихся. В учебниках ориентиром обязательного уровня освоения предметных умений могут служить упражнения в рубрике «Проверочные задания» (1,2 классы) и «Проверяем, чему мы научились» (3-4 классы).

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по изучаемой теме; задания на дополнительное закрепление обязательного материала; материал, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении; материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся.

Значительное место в курсе отводится развитию пространственных представлений учащихся. Своевременное развитие пространственных представлений помогает ребенку успешно адаптироваться в социальной и учебной среде и влияет на усвоение базисных алгоритмов, которые облегчают его взаимодействие с лавиной информации, которая обрушивается на него в современном обществе. Психологами установлено, что развитие пространственных представлений особенно эффективно для развития ребенка до достижения им 9-летнего возраста.

Особое значение задача развития пространственных представлений младших школьников получает в связи с проблемами обучения так называемых правополушарных детей, к которым относятся не только левши, но и дети, одинаково хорошо владеющие и левой, и правой рукой, а также правши с семейным левшеством. Психологические программы коррекции развития этих детей во многом опираются на развитие пространственных представлений.

Неравномерный темп развития дошкольников, индивидуальные особенности развития детей порождают большие сложности при обучении 6-летних детей. В целях обеспечения условий для развития каждого первоклассника в курсе математики выделен длительный адаптационный период, соответствующий по времени 1-й четверти обучения. В учебнике для 1 класса этот период представлен системой заданий, нацеленных на развитие пространственных представлений учащихся. Адаптационный период дает учителю возможность выровнять уровень дошкольной подготовки учащихся и подготовить их к дальнейшему обучению, интенсивной учебной нагрузке.

В учебниках развитие пространственных представлений реализуется через систему графических упражнений (1 класс), широкое использование наглядных моделей при изучении основного учебного материала, обучение моделированию условий текстовых задач, повышенному вниманию к геометрическому материалу.

Изучению величин помимо традиционного для начального курса математики значения (раскрытие двойственной природы числа и практического применения) отводится важная роль в развитии пространственных представлений учащихся. Важную развивающую функцию имеют измерения в реальном пространстве, моделирование изучаемых единиц измерения, развитие глазомера, измерение и вычисление площади и объёма реальных предметов, определение скорости пешехода и других движущихся объектов и т. д., а также решение задач прикладного характера.

Измерение реальных предметов связано с необходимостью округления величин. Элементарные навыки округления измеряемых величин (до целого количества сантиметров, метров) позволяют учащимся ориентироваться в окружающем мире, создают базу для формирования навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Формирование вычислительных навыков и применение этих навыков для решения задач с практическим содержанием традиционно составляет ядро математического образования младших школьников. В курсе большое внимание уделяется формированию навыков сравнения чисел и устных вычислений, без которых невозможно эффективное усвоение письменных алгоритмов вычислений.

В процессе обучения формируются следующие навыки устных вычислений: сложение и вычитание однозначных чисел (таблица сложения); умножение однозначных чисел (таблица умножения) и соответствующие случаи деления; вычисления в пределах 100; сложение и вычитание круглых чисел; умножение круглых чисел на однозначное число; умножение и деление на 10, 100, 1000; деление круглых чисел в случаях, сводимых к таблице умножения (например, 240 : 30).

Обучение письменным алгоритмам вычислений не отменяет продолжения формирования навыков устных вычислений, а происходит параллельно с ними. Особое внимание при формировании навыков письменных вычислений уделяется прогнозированию результата вычислений и оценке полученного результата. При этом используются приёмы округления чисел до разрядных единиц, оценка количества цифр в результате и определение последней цифры результата и другие.

Учебники предоставляют широкие возможности для освоения учащимися рациональных способов вычислений. Особое внимание уделяется оценке возможности применения разных способов вычислений и выбору наиболее подходящего способа вычислений.

Большое значение уделяется работе с текстовыми задачами. Обучение решению текстовых задач имеет огромное практическое и развивающее значение. Необходимо отметить, что развивающее значение имеют лишь новые для учащихся типы задач и задачи, решение которых не алгоритмизируется. При решении таких задач важную роль играют понимание ситуации, требующее развитого пространственного воображения, и умение моделировать условие задачи (подручными средствами, рисунком, схемой). Обучение моделированию ситуаций начинается с самых первых уроков по математике (еще до появления простейших текстовых задач) и продолжается до конца обучения в начальной школе.

Обучение по данной программе нацелено на осознанный выбор способа решения конкретной задачи, при этом осваиваются как стандартные алгоритмы, так и обобщенные способы решения типовых задач, а также универсальный подход, предполагающий моделирование условия и планирование хода решения задачи в несколько действий.

При изучении геометрического материала учащиеся овладевают навыками работы с чертёжной линейкой, угольником, циркулем, учатся изображать плоские и пространственные геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Сравнивая геометрические фигуры, учатся классифицировать их, выдвигать гипотезы о свойствах фигур, проверять свои гипотезы. Используют геометрические представления при решении задач практического содержания и при моделировании условий текстовых задач.

В целом материал инвариантной и вариативной частей нацелен на освоение не только предметных умений, но и метапредметных умений (коммуникативных, регулятивных, познавательных).

Широкий спектр заданий направлен на формирование умений работать с информацией. Учащиеся выделяют существенную информацию из текста, получают информацию из рисунков, таблиц, схем, диаграмм, дополняют таблицы данными, достраивают диаграммы, сопоставляют информацию, представленную в разных видах, находят нужную информацию при выполнении заданий на информационный поиск и в процессе проектной деятельности.

Учащиеся учатся сотрудничать при выполнении заданий в паре и в группе (проектная деятельность); контролировать свою и чужую деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, используя разнообразные приёмы; моделировать условия задач; планировать собственную вычислительную деятельность, решение задачи, участие в проектной деятельности; выявлять зависимости между величинами, устанавливать аналогии и использовать наблюдения при вычислениях и решении текстовых задач; ориентироваться в житейских ситуациях, связанных с покупками, измерением величин, планированием маршрута, оцениванием временных и денежных затрат.

Оценить достижения учащихся в освоении метапредметных умений к концу каждого года помогут задания рубрики «Умеешь ли ты…».

Учебники предоставляют возможности и для личностного развития школьников.

Большое значение для воспитания адекватной самооценки имеет возможность свободного выбора заданий (задания из вариативной части учебника, материалы рубрик «Выбираем, чем заняться», «Играем с Кенгуру»). Поначалу учащиеся выбирают задания, основываясь на своих интересах, но со временем обучаются оценивать трудность предлагаемых заданий и выбирать задания с учетом собственных возможностей.

Строчки литературных произведений, репродукции картин известных художников, используемые в учебниках, помимо знакомства с именами их создателей, дают возможность пробудить в ребёнке ощущение единства, неразрывности мировой культуры, помогают создать представление о математике как части общечеловеческой культуры и ощутить себя причастным к ней, дают пищу воображению, интуиции, творческому импульсу.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс математики изучается в 1 классе по четыре часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 132 часа.

В рабочей программе предусмотрено проведение контрольных и проверочных работ.

На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня. 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предполагает как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса математики

Личностные

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к изучению математики;
  • ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;
  • умение признавать собственные ошибки;

могут быть сформированы:

  • умение оценивать трудность предлагаемого задания;
  • адекватная самооценка;
  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);
  • восприятие математики как части общечеловеческой культуры;
  • устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.

Предметные

Учащиеся научатся:

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
  • представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
  • правильно и уместно использовать в речи  названия изученных единиц длины (метр, сантиметр, миллиметр, километр), площади (квадратный сантиметр, квадратный метр, квадратный километр), вместимости (литр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век); единицами длины, площади, массы, времени;
  • сравнивать и упорядочивать изученные величины по их числовым значениям на основе знания метрических соотношений между ними; выражать величины в разных единицах измерения;
  • выполнять арифметические действия с величинами;
  • правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность, произведение, частное); названия компонентов сложения (слагаемые, сумма), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность), умножения (множители, произведение) и деления (делимое, делитель, частное);
  • находить неизвестные компоненты арифметических действий;
  • вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия на основе знания правил порядка выполнения действий;
  • выполнять арифметические действия с числами 0 и 1;
  • выполнять простые устные вычисления в пределах 1000;
  • устно выполнять простые арифметические действия с многозначными числами;
  • письменно выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа;
  • проверять результаты арифметических действий разными способами;
  • использовать изученные свойства арифметических действий при вычислении значений выражений;
  • осуществлять анализ числового выражения, условия текстовой задачи и устанавливать зависимости между компонентами числового выражения, данными текстовой задачи;
  • понимать зависимости между: скоростью, временем движением и длиной пройденного пути; стоимостью единицы товара, количеством купленных единиц товара и общей стоимостью покупки; производительностью, временем работы и общим объёмом выполненной работы; затратами на изготовление изделия, количеством изделий и расходом материалов;
  • решать текстовые задачи в 2–3 действия: на увеличение/уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; нахождение произведения, деления на части и по содержанию, нахождение множителя, делимого, делителя; на стоимость; движение одного объекта; разностное и кратное сравнение;
  • задачи в 1-2 действия на нахождение доли числа и числа по доле; на встречное движение и движение в противоположных направлениях: на производительность; на расход материалов;
  • распознавать изображения геометрических фигур и называть их (точка, отрезок, ломаная, прямая, треугольник, четырёхугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат, куб, шар);
  • различать плоские и пространственные геометрические фигуры;
  • изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге;
  • строить прямоугольник с заданными параметрами с помощью угольника;
  • решать геометрические задачи на определение площади и периметра прямоугольника.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • выполнять умножение и деление на трёхзначное число;
  • вычислять значения числовых выражений рациональными способами, используя свойства арифметических действий;
  • прогнозировать результаты вычислений; оценивать результаты арифметических действий разными способами;
  • решать текстовые задачи в 3–4 действия: на увеличение/уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; произведения, деления на части и по содержанию; нахождение множителя, делимого, делителя; задачи на стоимость; движение одного объекта; задачи в 1-2 действия на движение в одном направлении;
  • видеть прямопропорциональную зависимость между величинами и использовать её при решении текстовых задач;
  • решать задачи разными способами.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
  • учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
  • использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью освоенных приемов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);
  • вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;
  • сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
  • адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);
  • использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений, оценка результата).

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи;
  • моделировать условия текстовых задач освоенными способами;
  • сопоставлять разные способы решения задач;
  • использовать обобщённые способы решения текстовых задач (например, на пропорциональную зависимость);
  • устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и решать задачи по аналогии);
  • осуществлять синтез числового выражения (восстанавление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);
  • конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части;
  • сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям;
  • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы; дополнять таблицы недостающими данными, достраивать диаграммы;
  • находить нужную информацию в учебнике.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • моделировать условия текстовых задач, составлять генеральную схему решения задачи в несколько действий;
  • решать задачи разными способами;
  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы вычислений, способы решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;
  • выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения;
  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при выполнении заданий; переводить информацию из одного вида в другой;
  • находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете;
  • планировать маршрут движения, время, расход продуктов;
  • планировать покупку, оценивать количество товара и его стоимость;
  • выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение величин, планирование затрат, расхода материалов).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи); объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач);
  • задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;
  • выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель;
  • задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.

Планируемые результаты обучения

К концу 1 класса

Учащиеся научатся:

·  читать, записывать и сравнивать числа от 0 до 100;

·  представлять двузначное число в виде суммы десятков и единиц;

·  выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток (сложение и вычитание однозначных чисел, сложение и вычитание десятков, сложение двузначного числа с однозначным, вычитание однозначного числа из двузначного);

·  выполнять сложение и вычитание с числом 0;

·  правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность);

·  решать текстовые задачи в 1 действие на сложение и вычитание (нахождение суммы, остатка, увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение слагаемого);

·  распознавать изученные геометрические фигуры (отрезок, ломаная; многоугольник, треугольник, квадрат, прямоугольник) и изображать их с помощью линейки на бумаге с разлиновкой в клетку;

·  измерять длину заданного отрезка (в сантиметрах); чертить с помощью линейки отрезок заданной длины;

·  находить длину ломаной и периметр многоугольника.

Учащиеся получат возможность научиться:

·  вычислять значение числового выражения в 2-3 действия рациональными способами (с помощью группировки слагаемых или вычитаемых, дополнения чисел до ближайшего круглого числа);

·  сравнивать значения числовых выражений.

·  решать задачи в 2 действия по сформулированным вопросам.

Содержание учебного предмета «Математика»

1 класс (132 ч)

Общие свойства предметов и групп предметов (10 ч)

Свойства предметов (форма, цвет, размер). Сравнительные характеристики предметов по размеру: больше-меньше, длиннее-короче, выше-ниже, шире-уже. Сравнительные характеристики положения предметов в пространстве: перед, между, за; ближе-дальше, слева-справа. Сравнительные характеристики последовательности событий: раньше-позже. Сравнительные количественные характеристики групп предметов: столько же, больше, меньше, больше на..., меньше на.

Практическая деятельность.

Объединение предметов по заданному признаку; определение признака, по которому объединены группы Сравнение количества предметов в группе. Описание взаимного пространственного расположения предметов. Различение плоских и объемных предметов.

Числа и величины (30 ч)

Счет предметов. Названия, запись, последовательность чисел до 100. Сравнение чисел (знаки сравнения). Числовой ряд, взаимное расположение чисел в числовом ряду (следующее число, предыдущее). Четные и нечетные числа. Десятичный состав двузначных чисел первой сотни.

Число как результат измерения. Длина отрезка. Единицы измерения длины (сантиметр)

Пропедевтический уровень. Площадь, объем, масса, единицы массы (килограмм). Вместимость, единицы вместимости (литр) (на уровне наглядных представлений)

Практическая деятельность.

Практическая деятельность. Счет предметов. Чтение запись чисел первой сотни. Определение следующего и предыдущего чисел по заданному числу. Различение десятков и единиц в записи двузначных чисел. Измерение длины отрезка. Вычерчивание длины отрезков заданной длины.

Арифметические действия (45 ч)

Сложение, вычитание (смысл действий, знаки действий). Переместительный закон сложения. Взаимосвязь действий сложения и вычитания.

Таблица сложения в пределах 10. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток. Сложение и вычитание с числом 0.

Выражение (сумма, разность), значение выражения. Равенство, неравенство. Названия компонентов сложения и вычитания (слагаемые, уменьшаемое, вычитаемое). Нахождение значения выражения без скобок. Рациональные приёмы вычислений (перестановка и группировка слагаемых).

Пропедевтический уровень. Правила сравнения чисел. Взаимосвязь действий сложения и вычитания. Название компонентов действий сложения и вычитания. Рациональные способы вычислений (группировка слагаемых, дополнение чисел до ближайшего круглого числа)

Практическая деятельность. Чтение и запись числа. Сравнение чисел.

Чтение и запись выражений. Сложение и вычитание в пределах 100: с опорой на знание состава однозначных чисел; на знание расположения четных и нечетных чисел в ряду; с опорой на знание десятичного состава двузначных чисел; с опорой на знание приемов сложения и вычитания чисел в пределах 100 без перехода через десяток.

Текстовые задачи (15 ч)

Развитие способности понимания текста, содержащего числовые данные. Моделирование текста, содержащего числовые данные. Структура и элементы текстовой задачи (условие, вопрос, числовые данные, неизвестное). Краткая запись условия, восстановление условия задачи по краткой записи.

Решение текстовых задач: нахождение суммы и остатка, увеличение (уменьшение) на несколько единиц, нахождение слагаемого, нахождение уменьшаемого, нахождение вычитаемого, решение задач на краеведческом материале (региональный компонент).

Пропедевтический уровень.

Вычисление значения выражения в 2-3 действия рациональным способом (с помощью группировки слагаемых дополнения до ближайшего круглого числа) Сравнение значений числовых выражений. Постановка вопросов по условию задачи.

Практическая деятельность Моделирование ситуации, описанных в текстовых задачах с помощью подручных средств, графических моделей (геометрических фигур, схем, отрезка числового луча) Анализ текста задачи, дополнение неполной краткой записи условия задачи. Соотношение модели и числового выражения, самостоятельное построение модели к текстовой задаче

Геометрические фигуры и величины (20 ч)

Пространственные отношения (выше–ниже, длиннее–короче, шире–уже, перед, за, между, слева–справа).

Отрезок, ломаная, прямая линия, кривая. Измерение длины отрезка, изображение отрезка заданной длины. Многоугольники: квадрат, прямоугольник, треугольник. Круг.

Длина. Единицы длины (сантиметр). Длина ломаной. Периметр многоугольника.

Площадь (на уровне наглядных представлений).

Пропедевтический уровень.

Прямые и кривые, замкнутые и незамкнутые линий. Прямой угол, прямоугольник. Равенства фигур; равенство сторон в квадрате (без формулировок, на уровне наблюдений). Площадь и объем (на уровне наглядных представлений).

Рисование прямых углов с помощью угольника. Определение прямых углов в многоугольниках с помощью угольника.

Практическая деятельность.

Рисование линий по образцу на клетчатой бумаге. Рисование симметричных изображений (без использования терминологии). Вычерчивание квадрата и прямоугольника на клетчатой бумаге.

Определение длины ломаной и периметра многоугольника (с помощью измерений и суммирования).

Сравнение размеров фигур на глаз, с помощью наложения, с помощью ориентирования на клетчатой бумаге.

Разрезание и достраивание фигур. Конструирование многоугольников из заданных элементов. Распознавание конструктивных элементов в фигурах

Работа с данными (12 ч)

Виды информации: текст, рисунок, схема, символьная запись. Сопоставление информации, представленной в разных видах.

Таблица (строка, столбец). Табличная форма представления информации. Чтение и заполнение таблиц.

 

Тематическое планирование курса  математики с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. 1 класс

№ урока

Тема урока

Дата

Возможные виды деятельности (в т.ч. творческой)

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (метапредметные и личностные (УУД)

Коррекционно – развивающая работа

1-е полугодие    ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10 ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ (4 ЧАСА)    Часть 1

1.

Знакомство с учебником

Знакомство с организацией работы на уроке, условными обозначениями в учебнике, с рабочей тетрадью по математике.

Умение сравнивать изображённые предметы, находить сходства и

 различия.

Умение пересчитывать предметы на рисунке, сравнивать количество предметов в группах (больше, меньше, столько же).

Умение различать геометрические фигуры.

Выявлять закономерность в чередовании узоров, воспроизводить и продолжать узор по образцу.

Задание в уч.с.5, №6.

2.

Как мы будем сравнивать.

Форма, цвет, размер.

Знакомство с признаками, по которым сравнивают предметы: по форме, размеру, цвету, количеству, расположению.

3.

Как мы будем считать.

Счёт предметов.

Формирование навыка пересчитывания предметов. Актуализация понятий «больше», «меньше», «столько же».

Выполнение узора по образцу.

4.

Что мы будем рисовать.

Геометрические фигуры.

Актуализация знаний о геометрических фигурах. Знакомство с понятиями «число» и «цифра».

Задание в уч.с.9, №8.

СРАВНИВАЕМ ПРЕДМЕТЫ (4 ЧАСА)

5.

Сравниваем фигуры.

Сравнение геометрических фигур.

Формирование умений сравнивать геометрические фигуры по форме, размеру и цвету. Знакомство с символическим обозначением предметов, изображённых на рисунке.

Умение соотносить количество предметов на рисунке и количество символов (точек, палочек) в тетради.

Умение сравнивать форму, цвет, размер изображённых предметов.

Умение упорядочивать изображённые предметы по размеру.

Моделировать геометрические фигуры (треугольник, четырёхугольник) из подручного материала (карандаши, счётные палочки).

Ориентироваться в таблице (различать строки и столбцы).

Выявлять закономерность в расположении изображённых предметов в таблице, «заполнять» пустые клетки таблицы в соответствии с этой закономерностью.

Задавать вопросы друг другу при работе в парах.

Задание в Р.Т.с.7, №2.

6.

Сравниваем форму и цвет.

Сравнение предметов по форме и цвету.

Формирование умений сравнивать предметы по форме и цвету. Знакомство с табличной формой представления информации.

Задание в Р.Т.с8, №3.

7.

Больше, меньше. Выше, ниже.

Сравнение предметов по высоте.

Знакомство с понятиями «увеличение», «уменьшение». Формирование умения упорядочивать предметы по размеру.

Задание на внимание (уч.с.17, №6).

8.

Длиннее, короче. Шире, уже.

Сравнение предметов по длине, ширине.

Актуализация понятий «длиннее», «короче», «шире», «уже». Формирование умения сравнивать предметы по размеру.

Задание в Р.Т.

СЧИТАЕМ ПРЕДМЕТЫ (6 ЧАСОВ)

9.

Числа 1, 2, 3.

Формирование умения соотносить числа 1, 2, 3 с цифрами и количеством предметов. Формирование навыка письма (цифра 1).

Соотносить названия чисел с количеством предметов и с цифрами.

Тренировать письмо цифр.

Определять положение фигур в таблице, чисел в числовом ряду с помощью слов (после, перед, за, между).

Использовать порядковые числительные в речи.

Прогнозировать результат игры (в паре) и выстраивать стратегию игры.

Наблюдать за положением чисел, обозначающих парные предметы, в числовом ряду.

Моделировать цифры из проволоки и с помощью рисунков (геометрических фигур).

Устанавливать последовательность рисунков в соответствии с логикой сюжета.

Классифицировать предметы в группе по разным признакам (форма, цвет, размер).

Задание в Р.Т.с.11. №2.

10.

Числа 4, 5.

Формирование умения соотносить числа 4, 5 с цифрами и количеством предметов. Формирование навыка письма (цифра 4).

Составление задачи по картинке.

11.

Расставляем по порядку.

Порядковый счёт.

Формирование первоначальных представлений о порядковом счёте. Формирование навыка письма (цифра 2).

Выполнение заданий в Р.Т.

12.

Числа 6, 7.

Формирование умения соотносить числа 6, 7 с цифрами и количеством предметов. Формирование навыка письма (цифра 7).

Составление задачи по картинке.

Сравнение предметов.

13.

Числа 8, 9.

Формирование умения соотносить числа 8, 9 с цифрами и количеством предметов. Формирование навыка письма (цифра 6 и 9).

Задание в уч.с.29, №8.

14.

Числа от 1 до 9.

Повторение и обобщение темы «Считаем предметы». Пропедевтика свойств числового ряда. Формирование навыка письма (цифра 5).

Выполнение заданий в Р.Т.

СРАВНИВАЕМ ЧИСЛА (7 ЧАСОВ)

15.

Сравнение количества предметов .  Больше, меньше, столько же.

Знакомство учащихся с принципом сравнения количества предметов (составление пар предметов). Формирование умений обозначать предметы символами. Формирование навыка письма (цифра 3).

Умение сравнивать числа: разбивая предметы в группах на пары; с помощью числового ряда.

Умение читать равенства и неравенства, использовать знаки >, <, = при письменной записи равенств и неравенств.

Увеличивать и уменьшать число на 1, называя следующее и предыдущее число.

Восстанавливать пропущенные числа в числовом ряду.

Определять с опорой на рисунки, на сколько больше (меньше) предметов в одной группе по сравнению с другой.

Наблюдать на рисунках и схемах закономерность увеличения и уменьшения чисел  в числовом ряду, делать выводы.

Моделировать данные текстовой задачи с помощью символов.

Моделировать разрезание фигуры на части. Предлагать разные способы разрезания.

Соблюдать очерёдность действий при выполнении заданий в паре.

Задание в Р.Т.с.17, №2.

16.

Сравнение чисел. Знаки >, <, =.

Формирование первоначальных представлений о сравнении чисел. Формирование навыка письма (цифра 8).

Сравнение чисел (задание в уч.с.35, №5).

17.

Равенство и неравенство.

Знакомство с понятиями «равенство» и «неравенство». Формирование умения составлять равенства и неравенства с опорой на предметную деятельность и наглядные изображения.

Задание в уч.с.37, №5 – самостоятельно.

18.

Увеличиваем на 1.

Принцип построения числового ряда. Следующее число.

Формирование первоначальных представлений о принципе построения числового ряда (знакомство с понятием «следующее число», увеличение чисел в числовом ряду на 1 при движении вправо).

Решение задачи в Р.Т.

19.

Уменьшаем на 1.

Принцип построения числового ряда. Предыдущее число.

Знакомство с понятием «предыдущее число». Уменьшение чисел в числовом ряду на 1 при движении влево.

Составление и решение задач.

20.

Сравнение чисел с помощью числового ряда.

Формирование умения сравнивать числа с помощью числового ряда.

Задание в Р.Т.с.22, №2 – самостоятельно.

21.

Больше на… Меньше на…

Сравнение количества предметов

Актуализация понятий «больше на…», «меньше на…». Формирование умения сравнивать числа с помощью числового ряда.

Проверочная работа.

РИСУЕМ И ИЗМЕРЯЕМ (10ч + 3ч закрепление)

22.

Продолжаем знакомство.

Точка, отрезок.  

Распознавание геометрических фигур.

Знакомство с новыми геометрическими фигурами (точка, отрезок, овал, прямоугольник).

Умение различать отрезок, ломаную, замкнутую и незамкнутую линии, отличать многоугольник от других ломаных.

Проводить с помощью линейки прямые линии, ломаные, отрезки.

Измерять длину отрезка (в сантиметрах) с помощью измерительной линейки.

Тренировать письмо цифр.

Сравнивать числа от 0 до 10.

Увеличивать и уменьшать числа на 1.

Восстанавливать пропуски в числовом ряду, пропущенные числа в неравенстве.

Ориентироваться на листе бумаги, выполняя указания учителя.

Описывать линии, используя слова «прямая», «кривая», «пересекаются», «не пересекаются».

Сравнивать «на глаз» длины отрезков на бумаге в клетку.

Строить симметричное изображение на бумаге в клетку.

Распределять роли при работе в парах.

Отмечать числа на числовом луче, сравнивать, увеличивать и уменьшать числа с помощью числового луча.

Наблюдать за свойствами геометрических фигур, определять сходства и различия, делать выводы.

Моделировать процесс движения на числовом луче.

Применять знания и умения в нестандартных ситуациях (различать геометрические фигуры с заданными свойствами; восстанавливать деформированный числовой ряд; восстанавливать двойное неравенство; определять закономерность в чередовании чисел и восстанавливать пропуски; зрительно выделять заданные фигуры на геометрическом чертеже).

Сравнить числа.

23.

Проводим линии.

Линии.

Знакомство с понятиями «прямая линия», «кривая», «пересекающиеся линии», «непересекающиеся линии». Тренировка в проведении линий по линейке.

Задание в Р.Т. на с.27.

24.

Отрезок и ломаная.

Формирование представлений об отрезке и ломаной и умения чертить отрезки и ломаные по линейке.

Задание в уч.с.51, №9 – самостоятельно.

25.

Многоугольники.

Формирование представлений о многоугольниках.

Арифметический диктант.

26.

Рисуем на клетчатой бумаге.

Ориентирование на плоскости и в пространстве (лево – право).

Развитие пространственных представлений (различение направлений «право» и «лево» в пространстве и на листе бумаги).

Задание в Р.Т.с.32, №3 – самостоятельно.

27.

Числа 0, 10.

Формирование представлений о числах 0 и 10 и умения соотносить их с цифрами и количеством предметов. Формирование навыка письма (цифра 0).

Решение задач.

28.

Измерение длины.

Формирование первоначальных представлений о процессе измерения.

Работа в парах.

29.

Измерение длины отрезка.

Формирование умения измерять длину отрезка с помощью линейки.

Задание в Р.Т.с.36, №2 – самостоятельно.

30.

Числовой луч.

Формирование графического образа числового ряда (числовой луч).

Решение задач.

31.

Вспоминаем, повторяем.

Закрепление по теме «Геометрические фигуры».

Формирование пространственных представлений учащихся.

Проверочная работа в Р.Т.с.40.

32.

Контрольная работа по теме «Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа на 1».

Проверить знания учащихся по изученным темам. Выявить пробелы в знаниях.

Контрольная работа.

33. 34.

Работа над ошибками.

Обобщение по теме: «Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа на 1».

Закрепить знания учащихся по изученным темам.

Задание в Р.Т.с.41, №4 – самостоятельно.

УЧИМСЯ СКЛАДЫВАТЬ И ВЫЧИТАТЬ (14 ЧАСОВ)

35.

Складываем числа…

Сложение.

Знакомство с понятием «сумма», знаком +. Формирование первоначальных представлений о действии сложения.

Умение составлять числовые равенства, иллюстрирующие состав однозначных чисел.

Использовать знаки + и – для записи сложения и вычитания.

Выполнять сложение и вычитание в пределах 10 с опорой на наглядность (рисунки, схемы, геометрические модели чисел).

Использовать при сложении знание переместительного закона, при вычитании взаимосвязь сложения и вычитания.

Восстанавливать равенства: подбирать пропущенные числа, выбирать знак + или – в соответствии со смыслом равенства.

Решать задачи в 1 действие на нахождение суммы и остатка.

Соотносить количество изображённых предметов со схемой, схему с числовым равенством, числовое равенство с рисунком.

Обозначать количество предметов символами.

Наблюдать за перестановкой слагаемых в равенствах, за взаимосвязью действий сложения и вычитания, делать выводы, использовать их при вычислениях.

Моделировать состав чисел с помощью геометрических фигур на бумаге в клетку.

Наблюдать за чередованием чётных и нечётных чисел в числовом ряду.

Читать схемы, иллюстрирующие количество предметов. Классифицировать предметы в группы по разным основаниям.

Читать схемы, иллюстрирующие движение.

Конструировать геометрические фигуры (достраивать до заданных фигур, выбирать составные части из предложенного набора).

Предлагать несколько вариантов решения комбинаторной задачи.

Исследовать свойства чётных и нечётных чисел на геометрических моделях.

Задания в Р.Т.

36.

…и вычитаем.

Вычитание.

Знакомство с понятием «разность», знаком-. Формирование первоначальных представлений о действии вычитания.

Задание в Р.Т.с.43, №1 – самостоятельно.

37.

Считаем до трёх.

Состав числа 3.

Формирование умения выполнять сложение чисел на основе знания состава чисел 2 и 3. Пропедевтика вычитания чисел на основе знания состава чисел.

Арифметический диктант.

38.

Два да два – четыре.

Состав числа 4.

Формирование умения выполнять сложение чисел на основе знания состава числа 4. Пропедевтика вычитания чисел на основе знания состава чисел.

Решение задач.

39.

Отличное число.

Состав числа 5.

Формирование умения выполнять сложение чисел на основе знания состава числа 5. Пропедевтика вычитания чисел на основе знания состава чисел.

Выполнение заданий в Р.Т.

40.

«Секрет» сложения.

Перестановка чисел в сумме.

Формирование умения выполнять сложение чисел, применяя перестановку чисел в сумме. Повторение состава чисел 2, 3, 4, 5.

Самостоятельная работа в Р.т.с.47.

41.

Самое красивое число.

Состав числа 6.

Формирование умения выполнять сложение чисел на основе знания состава числа 6. Пропедевтика вычитания чисел на основе знания состава чисел.

Логические задания.

42.

Семь дней недели.

Состав числа 7.

Формирование умения выполнять сложение чисел на основе знания состава числа 7.

Решение задач.

43.

 Складываем… и вычитаем.

Закрепление по теме «Состав чисел 3, 4, 5, 6, 7».

Формирование представлений о взаимосвязи действий сложения и вычитания. Повторение состава чисел 3, 4, 5, 6, 7.

Проверочная работа.

44.

Сколько ног у осьминога.

Состав числа 8.

Формирование умения выполнять сложение чисел на основе знания состава числа 8.

Составление и решение задач.

45.

Загадочное число.

Состав числа 9.

Формирование умения выполнять сложение чисел на основе знания состава числа 9.

Решение примеров с окошечками.

46.

Чёт и нечет.

Чётные и нечётные числа.

Формирование умения выполнять сложение чисел на основе знания состава числа 10.

Выполнить сравнение самостоятельно.

47.

Десять братьев.

Состав числа 10.

Знакомство с понятиями «Чётное» и «нечётное число». Формирование представлений о чередовании чётных и нечётных чисел в числовом ряду.

Решение задач.

48.

Вспоминаем, повторяем.

Закрепление по теме «Учимся складывать и вычитать».

Формирование умения выполнять сложение и вычитание чисел на основе знания состава числа.

Проверочная работа.

УВЕЛИЧИВАЕМ И УМЕНЬШАЕМ (10 ЧАСОВ)

49.

Увеличилось или уменьшилось?

Выбор арифметического действия.

Формирование представлений о выборе арифметического действия в соответствии со смыслом задания. Пропедевтика решения текстовых задач.

Умение выбирать арифметическое действие в соответствии со смыслом ситуации, вопроса, условия задачи.

Выполнять сложение и вычитание в пределах 10 с опорой на схемы (числовой луч, модель числового ряда).

Считать двойками до 10 и обратно, опираясь на знание о чередовании чётных и нечётных чисел в числовом ряду.

Прибавлять и вычитать числа 3, 4 с опорой на модель числового ряда.

Выполнять вычисления по частям (прибавить 3 – то же самое, что прибавить 1 и 2).

Составлять на основе вычислений таблицу сложения, пользоваться таблицей сложения как справочным материалом.

Соотносить равенство со схемой движения по числовому лучу. Изображать схему движения по числовому лучу в соответствии с заданным равенством.

Составлять цепочки чисел в соответствии с правилом (например, каждое следующее число на 3 больше предыдущего).

Моделировать условие текстовой задачи с помощью простой схемы (1 символ – 1 предмет).

Использовать обобщённые способы вычислений (чтобы прибавить число 2 к нечётному числу, нужно назвать следующее нечётное число и т.д.).

Участвовать в парной работе, корректно оценивать активность партнёра, правильность его ответов.

Решение задач.

50.

Сложение и вычитание с помощью числового луча.

Формирование представлений о связи понятий «сложение», «увеличение» и движение вправо по числовому лучу, понятий «вычитание», «уменьшение» и движение влево по числовому лучу.

Задание в уч.с.101, №4 (б, г) – самостоятельно.

51.

Считаем парами.

Счёт двойками.

Формирование умения считать двойками.

Выполнение заданий в Р.Т.

52.

Плюс 2. Минус 2.

Прибавление и вычитание числа 2

Формирование умений выполнять сложение с числом 2 и вычитание числа 2 ( с опорой на логические приемы)

Арифметический диктант.

53.

Прибавление и вычитание чисел 1 и 2

Формирование умений выполнять сложение и вычитание чисел 1 и 2.

Задание в Р.Т.с.60, №2 – самостоятельно.

54.

Увеличиваем числа…

Сложение с числами 3 и 4.

Формирование умений выполнять сложение с числами 3 и 4.

Решение задач.

55.

…и уменьшаем.

Вычитание чисел 3 и 4.

Формирование умений выполнять вычитание  чисел 3 и 4.

Самостоятельная работа.

56.

Рисуем и вычисляем.

Задачи на сложение и вычитание.

Формирование умений иллюстрировать условие текстовой задачи схемой. Отработка умений выполнять сложение и вычитание чисел.

Составление и решение задач.

57.

Больше или меньше? На сколько?

Связь арифметических действий с увеличением/уменьшением чисел.

Формирование первоначальных представлений о том, на сколько увеличилось или уменьшилось число в результате арифметических действий.

Решение круговых примеров.

58.

Контрольная работа по теме «Увеличиваем и уменьшаем».

Проверить знания учащихся по изученным темам. Выявить пробелы в знаниях.

Контрольная работа.

РИСУЕМ И ВЫРЕЗАЕМ (2 ЧАСА)

59.

Работа над ошибками.

Вырезаем и сравниваем.

Практическая работа «Симметрия».

Формирование первоначальных представлений о симметричности фигур на уровне наглядных представлений.

Упражняться в вычислениях в пределах 10.

Умение объяснять сходство и различие квадрата и ромба, квадрата и прямоугольника.

Различать квадраты и прямоугольники среди других четырёхугольников.

Определять опытным путём (с помощью сгибания) число осей симметрии у квадрата.

Определять на глаз ось симметрии равнобедренной трапеции, круга, прямоугольника, ромба. Обсуждать число осей симметрии у этих фигур.

Определять, верно ли построено симметричное изображение.

Находить равные фигуры среди изображённых: на глаз, с помощью кальки, с помощью измерений.

Решать задачи на нахождение суммы и остатка.

Вырезать симметричные фигурки из сложенного листа бумаги.

Наблюдать над результатами арифметических действий и делать выводы.

Практическая работа.

60.

Рисуем и сравниваем.

Равенство фигур.

Формирование первоначальных представлений о равенстве фигур. Знакомство с понятием «прямой угол» на уровне наглядных представлений.

Практическая работа.

Проверочная работа в Р.т. на с.73.

61

Повторение по теме «Сложение и вычитание в пределах 10».

Формировать умения выполнять сложение и вычитание в пределах 10. Формировать умение решать задачи на нахождение суммы и остатка.

Выполнять вычисления в пределах 10.

Решать задачи на нахождение суммы и остатка.

Наблюдать над результатами арифметических действий и делать выводы.

Умение выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме. Контролировать результаты вычислений с опорой на результаты наблюдений.

Оценивать свои умения складывать числа в пределах 10.

62.

Контрольная работа за I полугодие.

Проверить знания учащихся по изученным темам. Выявить пробелы в знаниях.

Контрольная работа.

63-64

Обобщение по теме «Сложение и вычитание в пределах 10».

Формировать умения выполнять сложение и вычитание в пределах 10. Формировать умение решать задачи на нахождение суммы и остатка. Проект учащихся по теме «Любимое число»

2-е полугодие

ЧИСЛА ДО 100 ДЕСЯТКИ (3 ЧАСА)  Часть 2

65.

Что такое десяток?

Знакомство с понятием «десяток» и круглыми числами (названия и запись цифрами). Формирование первоначальных представлений о десятичном принципе построения системы чисел.

Умение обозначать круглые числа двумя цифрами. Называть круглые числа.

Выполнять вычисления в пределах 10 без наглядных опор (рабочая тетрадь).

Наблюдать за положением круглых чисел в числовом ряду (каждое десятое число).

Обсуждать значение слова «десяток», приводить примеры использования слова «десяток» в реальной жизни.

Различать число монет и число копеек.

Задача №7, с.7 уч.

66.

Счёт десятками.

Запомнить названия десятков. Закрепить материал предыдущего урока.

Задание в Р.Т.с.4, №3 – самостоятельно.

67.

Считаем шаги.

Счёт десятками.

Перенести понятие «десяток» на числовой луч и измерительную линейку. Закрепить материал предыдущих уроков.

Арифметический диктант.

КАК «УСТРОЕНЫ» ЧИСЛА (13 ЧАСОВ)

68.

Десятичный состав чисел второго десятка.

Знакомство с названиями, записью и десятичным составом чисел второго десятка.

Умение выполнять вычисления в пределах 10 без наглядных опор.

Обозначать числа второго десятка двумя цифрами. Различать десятки и единицы в записи двузначных чисел. Называть двузначные числа.

Решать задачи (нетиповые) с опорой на рисунки.

Восстанавливать пропуски в числовом ряду.

Восстанавливать деформированные равенства (подбирать пропущенное слагаемое, знак арифметического действия).

Моделировать десятичный состав двузначных чисел. Узнавать двузначные числа в окружающей действительности и правильно называть их (номер дома, квартиры, этаж, номер автобуса и т.д.).

Наблюдать за сложением одинаковых слагаемых.

Находить ось симметрии геометрической фигуры, строить симметричные изображения.

Сравнивать двузначные числа, ориентируясь: на порядок называния при счёте, на положение в числовом ряду, на количество знаков в записи числа.

Наблюдать за известными свойствами числового ряда на примере двузначных чисел. Распространять известные приёмы вычислений на двузначные числа.

Конструировать геометрические фигуры из заданного набора, достраивать геометрические фигуры.

Задание в Р.Т.с.11, №7.

69.

Следующее и предыдущее число.

Формирование представлений о порядке следования чисел второго десятка в ряду чисел и на числовом луче.

Логические задания.

70.

Увеличение и уменьшение на 1 во втором десятке.

Формирование умений увеличивать и уменьшать числа второго десятка на 1 с опорой на последовательность чисел в числовом ряду.

Составление и решение задач.

71.

Чётные и нечётные числа во втором десятке.

Формирование умений увеличивать и уменьшать числа второго десятка на 2 с опорой на последовательность чисел в числовом ряду.

Решение примеров на с.18 – самостоятельно.

72.

Порядок следования чисел второго десятка.

Закрепление знания порядка следования чисел второго десятка в числовом ряду.

Логические задания.

73.

Закрепление по теме «Десятичный состав чисел второго десятка».

Задание в уч.с.23, №5 (а) – самостоятельно.

74.

Двузначные числа от 20 до 100.

Знакомство с двузначными числами после 20: названия чисел, чтение, запись, последовательность.

Логические задания.

75.

Десятичный состав двузначных чисел.

Формирование представлений о десятичном составе двузначных чисел. Закрепление изученного материала.

Задание в Р.Т.с.16, №4 – самостоятельно.

76.

Сравнение чисел.

Знакомство с понятиями «однозначное» и «двузначное число». Формирование умения сравнивать двузначные числа с опорой на их десятичный состав.

Арифметический диктант.

77.

Порядок следования двузначных чисел.

Закрепление знания порядка следования двузначных чисел в числовом ряду.

Творческое задание.

78-79-80

Закрепление по теме «Десятичный состав двузначных чисел».

Закрепление знания порядка следования двузначных чисел в числовом ряду.

Проверочная работа.

ВЫЧИСЛЯЕМ В ПРЕДЕЛАХ 20 (14 ЧАСОВ)

81.

Сложение однозначных чисел с числом 10.

Формирование умения выполнять сложение числа 10 с однозначными числами на основе знания десятичного состава чисел второго десятка.

Умение складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток.

Осваивать сложение и вычитание с числом 0.

Решать задачи в несколько действий с опорой на рисунок.

Осознанно выбирать знак арифметического действия для решения задачи.

Восстанавливать пропущенные числа и знаки действия в цепочке так, чтобы из одного числа получилось другое.

Определять длину ломаной: измерять длину звеньев и вычислять длину ломаной; вычислять длину ломаной по числовым данным.

Сравнивать длины ломаных с помощью измерений и вычислений.

Вычислять периметр многоугольника.

Определять площадь геометрической фигуры в заданных единицах (клетка тетради, одинаковых квадратиков и др.). Сравнивать площадь фигур.

Читать данные таблицы.

Восстанавливать условие задачи по табличным данным.

Отмечать результаты вычислений в таблице.

Достраивать фигуры до квадрата.

Проводить ломаные через заданные точки разными способами.

Узнавать исходную фигуру в заданной комбинации геометрических фигур.

Ориентироваться в рисунке-схеме местности и вычислять длину пути заданного: описанием; рисунками.

Группировать монеты так, чтобы получить заданную сумму.

Принимать участие в учебных играх, прогнозировать результаты хода, определять стратегию игры.

Применять знания и умения в нестандартных ситуациях.

Составление задач по схеме и решение.

82.

Вычитание числа 10 из чисел второго десятка.

Формирование умений выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 на основе знания десятичного состава чисел второго десятка (10+5, 5+10, 15-10, 15-5).

Задание в Р.Т.с.21, №5 – самостоятельно.

83.

Сложение и вычитание с числом 0.

Формирование умений выполнять сложение и вычитание с числом 0. Повторение изученного на предыдущих уроках.

Составление задач по схеме и решение.

84.

Сложение в пределах 20 без перехода через десяток.

Формирование умения выполнять сложение однозначного числа с двузначным в пределах 20 без перехода через десяток.

Самостоятельная работа.

85.

Сложение в пределах 20 без перехода через десяток.

Отработка умения выполнять сложение однозначного числа с двузначным в пределах 20 без перехода через десяток.

Логические задания.

86.

Вычитание в пределах 20 без перехода через десяток.

Формирование умения выполнять вычитание однозначного числа из двузначного в пределах 20 без перехода через десяток.

Арифметический диктант.

87.

Вычисления в пределах 20 без перехода через десяток.

Отработка умений выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

Логические задания.

88.

Закрепление по теме «Сложение и вычитание в пределах 20».

Отработка умений выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

Составление задач по схеме и решение.

89.

Длина ломаной.

Знакомство с понятием «длина ломаной» и способами её нахождения. Развитие пространственных представлений учащихся. Отработка изученных приёмов вычислений во втором десятке.

Самостоятельная работа.

90.

Периметр.

Знакомство с понятием «периметр» и способами его нахождения. Развитие пространственных представлений учащихся. Отработка изученных приёмов вычислений во втором десятке.

Логические задания.

91.

Площадь.

Знакомство с понятием «площадь». Формирование представлений об измерении площади одинаковыми геометрическими фигурами (квадратами, прямоугольниками и др.). Развитие пространственных представлений учащихся.

Логические задания.

92.

Закрепление по теме «Длина, периметр, площадь».

Способствовать развитию пространственных представлений учащихся. Отработка изученных приёмов вычислений во втором десятке.

Задания по конструированию

93.

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 20».

Проверить знания учащихся по изученным темам. Выявить пробелы в знаниях.

Контрольная работа.

94.

Работа над ошибками.

Повторение и обобщение по теме «Сложение и вычитание в пределах 20».

Отработка изученных приёмов вычислений во втором десятке. Способствовать развитию пространственных представлений учащихся.

Логические задания.

ПРОСТАЯ АРИФМЕТИКА (14 ЧАСОВ)

95.

Структура текста задачи.

Знакомство с признаками текстовой задачи (данные и неизвестное, достаточность данных, соответствие вопроса данным).

Рассуждать, является ли текст задачей.

Придумывать вопросы, исходя из данных задачи.

Определять данные по условию задачи, дополнять краткую запись условия числовыми данными.

Восстанавливать условие задачи по краткой записи, табличным данным.

Выполнять сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток: круглых чисел, двузначного числа с однозначным.

Использовать перестановку слагаемых для рационализации вычислений.

Сравнивать двузначные числа, ориентируясь на десятичный состав.

Решать задачи в несколько действий (нахождение суммы и остатка), задачи на увеличение/уменьшение на несколько единиц.

Составлять выражение для нахождения суммы нескольких слагаемых с опорой на рисунок.

Записывать данные задачи в форме таблицы.

Оценивать результат вычислений, отвечая на вопросы: «Хватит ли…», «Можно ли…» и др.

Ориентироваться в рисунке-схеме, определять длину пути.

Придумывать задания на вычисления при работе в паре.

Выполнять вычисления по аналогии (складываем/вычитаем десятки так же как однозначные числа).

Сравнивать площади фигур, занимающих нецелое число клеток (с помощью кальки, наложением).

Наблюдать за изменением формы фигуры и изменением её площади.

Измерять с помощью сантиметровой ленты длину шага. Округлять результаты измерения длины до сантиметров (выбирая ближайшее число). Сравнивать результаты измерения длины (в сантиметрах).

Классифицировать величины (длина, масса, время).

Решение задач.

96.

Краткая запись условия задачи.

Формирование первоначальных представлений о краткой записи условия задачи.

Составление кратких записей к задачам.

97.

Сложение и вычитание десятков.

Формирование умений выполнять сложение и вычитание десятков (20+30, 50-20).

Работа в паре.

98.

Сложение и вычитание с круглым числом.

Формирование умений выполнять сложение и вычитание на основе десятичного состава двузначных чисел (20+6, 6+20, 26-20, 26-6).

Арифметический диктант.

99.

Решение текстовых задач в 2 действия.

Формирование умения решать задачи в два действия. Отработка изученных приёмов вычислений.

Логические задания.

100.

Решение текстовых задач на уменьшение/ увеличение.

Формирование умения решать задачи на увеличение/уменьшение количества предметов. Отработка изученных приёмов вычислений.

Самостоятельная работа.

101.

Значение выражения.

Знакомство с понятиями «выражение», «значение выражения». Сложение чисел рациональным способом (перестановка чисел в сумме, дополнение до десятка).

Логические задания.

102.

Сложение и вычитание двузначного числа с однозначным.

Формирование умений выполнять сложение однозначного и двузначного чисел и вычитать однозначное число из двузначного без перехода через десяток.

Составление и решение задач.

103.

Сравнение двузначных чисел.

Знакомство со способом сравнения двузначных чисел путём сравнения количества десятков и количества единиц.

Логические задания.

104.

Сравнение результатов измерения длины.

Формирование первоначальных представлений об округлении результатов измерений. Закрепление навыков вычислений и сравнения чисел.

Практические задания.

105.

Величины.

Актуализация опыта школьников (названия знакомых единиц измерения). Систематизация представлений учащихся о величинах и единицах измерения этих величин. Закрепление навыков вычислений и сравнения чисел.

Логические задания.

106-107-108

Закрепление по теме «Простая арифметика».

Систематизация представлений учащихся о величинах и единицах измерения этих величин. Закрепление навыков вычислений и сравнения чисел.

Проверочная работа.

А ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ? (16 ЧАСОВ)

109.

Слагаемые и сумма.

Знакомство с понятием «слагаемые». Отработка умений выполнять сложение чисел.

Умение выполнять сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100 без перехода через десяток.

Сравнивать значение выражений.

Восстанавливать деформированные равенства.

Решать задачи в 1 действие на нахождение слагаемого.

Осознанно выбирать знак арифметического действия для решения задачи и составлять выражение, опираясь на схему.

Решать задачи в 2 действия на нахождение суммы и остатка. Рассуждать при решении задач: «Сколько всего прибавили?», «Сколько всего вычли?».

Составлять выражение для решения задачи в несколько действий на нахождение суммы и остатка.

Использовать рациональные приёмы вычислений: дополнение до десятка при сложении; группировка слагаемых; группировка вычитаемых.

Понимать и использовать в речи термины «сумма», «слагаемые», «разность», «выражение», «значение выражения».

Комбинировать числовые данные для получения заданной суммы.

Наблюдать за вычислениями, находить закономерность в столбиках вычислений, использовать эту закономерность как общий способ вычислений.

Читать схемы, иллюстрирующие отношение данных как «частей к целому».

Обосновывать расстановку чисел на схеме, опираясь на отношение данных как «частей к целому».

Находить логические ошибки при расстановке чисел на схеме.

Соотносить схему с условием задачи, выбирая подходящую схему из предложенных.

Конструировать прямоугольник из частей, выбирая их из заданных. Строить многоугольник и ломаную по заданным вершинам.

Различать плоские и объёмные предметы, плоские и объёмные геометрические фигуры. Узнавать объёмные геометрические фигуры в предметах окружающей обстановки.

Соотносить размеры предметов.

Строить симметричные изображения относительно нескольких осей.

Выполнять взаимопроверку вычислений, корректно сообщать об ошибках товарища.

Составление и решение задач.

110.

Решение задач на нахождение слагаемого.

Формирование умений решать текстовые задачи. отработка навыков вычислений.

Составление и решение задач.

111.

Сложение двузначного числа с круглым.

Формирование умений выполнять сложение двузначных чисел (25+30).

Арифметический диктант.

112.

Вычитание круглого числа из двузначного.

Формирование умений выполнять вычитание двузначных чисел (35-20).

Решение задач.

113.

Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Знакомство с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое». Отработка умений выполнять вычитание чисел.

Самостоятельная работа.

114.

Рациональные приёмы вычислений.

Формирование умений вычислять значение выражения рациональным способом (группировка слагаемых, группировка вычитаемых). Пропедевтика сложения и вычитания с переходом через десяток.

Логические задания.

115.

Дополнение слагаемого до круглого числа.

Формирование умения дополнять двузначное число до ближайшего круглого числа (37+3). Пропедевтика сложения и вычитания с переходом через десяток. Отработка навыков вычислений.

Творческое задание.

116.

Вычисляем удобным способом.

Вычисление значения выражений.

Формирование умений вычислять значение выражения рациональным способом.

Самостоятельная работа.

117.

Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток.

Пропедевтика сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток. Отработка навыков сложения и вычитания.

Решение задач.

118.

Решение задач на нахождение слагаемого/ вычитаемого.

Формирование умений решать текстовые задачи на нахождение суммы и остатка, дополнять краткую запись условия задачи, использовать схему при решении задачи.

Составление и решение задач.

119.

Закрепление по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток».

Отработка навыков сложения и вычитания.

Проверочная работа.

120.

Плоские и объёмные предметы.

Актуализация знаний учащихся об окружающем мире. Развитие пространственных представлений. Формирование умения различать плоские и объёмные предметы.

Логические задания.

121.

.

Задачи на смекалку.

Развитие пространственных представлений учащихся.

Работа в паре.

122.

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток».

Проверить знания учащихся по изученным темам. Выявить пробелы в знаниях. Отработка навыков сложения и вычитания. Формирование умений решать текстовые задачи на нахождение суммы и остатка, дополнять краткую запись условия задачи, использовать схему при решении задачи.

Контрольная работа.

123-124.

Работа над ошибками.

Закрепление по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток».

Проверочная работа.

 Проект учащихся по теме «Симметрия»

С.122-123.

Умение выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме.

Проект учащихся.

ПОВТОРЯЕМ, ЗНАКОМИМСЯ, ТРЕНИРУЕМСЯ (8 ЧАСОВ)

125.

Комплексное повторение изученного. Десятки.

Систематизация изученного материала по теме «Десятки». Отработка умений выполнять сложение и вычитание десятков.

Называть, записывать, сравнивать двузначные числа.

Выполнять сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток.

Решать задачи на нахождение суммы, остатка, слагаемого, увеличение/уменьшение на несколько единиц.

Выбирать задания из вариативной части.

Участвовать в учебных играх, устанавливать очерёдность действий, соблюдать правила общения при работе в парах.

Решать комбинаторные и нестандартные задачи.

Изображать числа с помощью рисунков.

Конструировать геометрические фигуры.

Самостоятельная работа.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1класс.

Учебно- методический комплект «Планета знаний»: примерная основная образовательная программа (сборник). М.: АСТ: Астрель, 2011;

М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Обучение в 1 классе по учебнику «Математика». Методическое пособие. — М., АСТ, Астрель.

Изображение натуральных объектов

Набор геометрических фигур

Модель часов

Цифры

Таблица разрядов

Материально-техническое обеспечение

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Компьютер

1

Принтер

1

Мультимедийный проектор

1

Экспозиционный экран.

1

Колонки

2

Магнитная доска.

1

Информационно-коммуникационные средства

Видеофильмы

Цифровые образовательные ресурсы

Ресурсы Интернета

http://video4child.  

http://school-collection.edu.ru/ 

http://it-n.ru/       

http://fcior.edu.ru/    http://window.edu.ru/ 

http://ru.wikipedia.org/wiki/ 

http://www.floranimal.ru/

http://www.uchportal.ru/load/46

http://viki.rdf.ru /  

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru

4. Сайт «Планета знаний». – Режим доступа : http://planetaznaniy.astrel.ru

5. Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа : www.uroki.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Планета Знаний" Тематическое планирование 4 класс

Тематическое  планирование - 4 класс.Изобразительное  искусство (  УМК  "Планета  Знаний".)...

"Планета знаний" тематическое планирование по литературному чтению,1 класс

Развёрнутое тематическое планирование по литературному чтению, 1 класс. составленоив соответствии с "Программой общеобразовательных учреждений.Начальная школа. 1-4 классы. Учебно- методический комплек...

"Планета знаний" тематическое планирование по математике, 1 класс

Тематическое планирование составлено по комплекту учебников "Планета знаний"  из рассчета 4 часа в неделю  и в соответствии с новыми стандартами образования....

"Планета знаний" тематическое планирование по русскому языку, 1 класс.

Тематическое планирование составлено из расчета 5 часов в неделю и в соответствии с новыми стандартами образования. Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом "Планета знаний."...

"Планета знаний" тематическое планирование по окружающему миру,1 класс

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя. Рабочая программа составлена из расчета 2 часа в неделю (66...

УМК Планета Знаний. Тематическое планирование 1 класс.

УМК Планета Знаний. Тематическое планирование 1 класс по предмету: русский язык....

УМК Планета Знаний тематическое планирование 1 класс

УМК Планета Знаний. Тематическое планирование по литературному чтению- 1 класс...