Рабочая программа по математике 4 класс
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) по теме

Шигапова Альфия Хантимировна

Рабочая программа по математике для 4 класса. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабпрограмма Математика277.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНА

на заседании методического объединения учителей начальных классов

протокол № ___ от

«____»____________2012 г.

Руководитель ____Шигапова А.Х.


СОГЛАСОВАНО                «Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ «СОШ им. Фасиля Ахметова с. Каркаусь»

_________Г.Б. Ахметгалеева

«____»____________2012 г.

  УТВЕРЖДЕНА

приказом директора МБОУ «СОШ им. Фасиля Ахметова с. Каркаусь»

№ __от «___»____2012г

__________И.А. Ахметзянов


.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по математике   для    класса,

учителя высшей квалификационной категории

муниципального бюджетного образовательного учреждения

“Средняя общеобразовательная школа им.Фасиля Ахметова с Каркаусь”

  Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Шигаповой  Альфии Хантимировны

на 2012-2013 учебный год

                                                                                                                 

Принята на заседании педагогического совета школы

протокол № _ _от «   » __  августа_2012 г.                                                                              

                                                                       


Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для 4 класса  составлена  на основе:

  1. федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004г. №1089);
  2. примерной программы начального общего образования по математике (сборник нормативных документов, начальная школа /составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев-2-е изд. стереотип, - М.: Дрофа, 2008, - 36 с.);
  3. авторской программы общего образования М. И. Моро, М. А. Бантова «Математика», 2008г.;
  4. образовательной программы муниципального бюджетного образовательного учреждения   «Средняя общеобразовательная школа им. Фасиля Ахметова с. Каркаусь»  Кукморского муниципального района РТ;
  5. учебного плана 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения   «Средняя общеобразовательная школа им. Фасиля Ахметова с. Каркаусь»  Кукморского муниципального района Республики Татарстан  на 2012 – 2013 учебный год (приказ №206 от 22 августа 2012  г.).

По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения   «Средняя общеобразовательная школа им. Фасиля Ахметова с. Каркаусь» Кукморского муниципального района Республики Татарстан  на 2012 – 2013 учебный год на изучение математики в 4 классе отводится  136 часов,4 часа в неделю.

Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Изучение математики на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

  1. развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
  2. освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
  3. воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

–  усвоение алгоритмов письменного сложения и вычитания многозначных чисел;

  1. умножение и деление многозначного числа на однозначное и двузначное числа;
  2. письменное сложение нескольких многозначных чисел;
  3. вычитание в случаях, когда в записи уменьшаемого содержится 2, 3 и более нулей подряд;
  4. умножение и деление на двузначное число (в том числе и в тех случаях, когда множители или делимое оканчиваются нулями, а так же когда в записи частного получается 0 в середине) ещё более трудными для детей являются умножение и особенно деление на трёхзначное число.

Программа предполагает вместе с тем прочное знание изучаемых алгоритмов и отработку навыков письменных вычислений.

Специальное внимание уделяется рассмотрению задач знакомых уже видов, но построенных на понимании взаимосвязи между новыми величинами, а также творческий подход к решению задач. Это задачи на нахождение начала, конца и продолжительности событий решаемые действиями сложения и вычитания; задачи построенные на знании взаимосвязи между скоростью, временем и расстоянием при равномерном движении, а так же задачи на вычисление площади прямоугольника по заданным его сторонам и задачи, обратные им.

Умение осуществлять выбор действия при решении задач каждого из перечисленных выше видов должно быть доведено почти до автоматизма. Вместе с тем это умение должно быть хорошо осознанным, чтобы ученик всегда мог обосновать правильность выбора действия с помощью логических рассуждений

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

В результате изучения математики ученик должен:

знать/понимать:

  1. последовательность чисел в пределах 100 000;
  2. таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
  3. таблицу умножения и деления однозначных чисел;
  4. правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;

уметь:

  1. читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
  2. представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
  3. пользоваться изученной математической терминологией;
  4. выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;
  5. выполнять деление с остатком в пределах ста;
  6. выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);
  7. выполнять вычисления с нулем;
  8. вычислять значение числового выражения, содержащего 2 - 3 действия (со скобками и без них);
  9. проверять правильность выполненных вычислений;
  10. решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий);
  11. чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;
  12. распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
  13. вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
  14. сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
  2. сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
  3. определения времени по часам (в часах и минутах);
  4. решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
  5. оценки размеров предметов "на глаз";
  6. самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).

Учебно-тематический план

Название раздела

Количество

часов

Числа от 1 до 1000    

16

Числа, которые больше 1000. Нумерация

11

Величины

13

Сложение и вычитание

8

Умножение и деление

78

Итоговое повторение

10

ВСЕГО

136

Содержание программы

Числа от 1 до 1000 (16 ч.)  

Нумерация. Счет предметов. Разряды. Числовые выражения. Порядок выполнения действий. Сложение и вычитание . Нахождение суммы нескольких слагаемых. Вычитание трехзначных чисел  Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные. Приемы письменного деления на однозначное число. Деление трехзначного числа на  однозначное, когда в записи частного есть нуль. Свойства диагоналей прямоугольника. Свойства диагоналей квадрата. Письменные вычисления с натуральными числами.

Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч.)

Нумерация больше 1000. Разряды  и классы. Чтение чисел. Запись чисел.  Значение цифры в  записи числа. Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых . Сравнение  чисел.  Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. Нахождение  общего количества единиц  какого-либо разряда в данном числе. Класс миллионов, класс миллиардов. Луч, числовой луч. Угол. Виды углов. Построение прямого угла с помощью циркуля и линейки.

Величины (13 ч.)

Величины. Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век).

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость); работы (объем всей работы, время, производительность труда); "купли-продажи" (количество товара, его цена и стоимость). Построение простейших логических выражений типа "...и/или...", "если..., то...", "не только, но и...".

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век).

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость); работы (объем всей работы, время, производительность труда); "купли-продажи" (количество товара, его цена и стоимость). Построение простейших логических выражений типа "...и/или...", "если..., то...", "не только, но и...".

Величины. Единица длины – километр. Единицы площади – квадратный километр, квадратный миллиметр. Таблица единиц площади. Измерение площади фигуры с помощью палетки. Нахождение нескольких долей целого. Единицы массы. Тонна. Центнер. Таблица единиц массы Единицы времени. 24-часовое исчисление времени. Решение задач (вычисление начала, продолжительности и конца события)

Сложение и вычитание (8ч.)

Письменные приемы сложения и вычитания. Вычитание с заниманием единицы через несколько разрядов (вида 30007 – 648). Нахождение неизвестного слагаемого. Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме.

Умножение и деление (78ч.)

Умножение и его свойства. Умножение на 1 и 0. Письменные приемы умножения. Приемы письменного умножения для случаев вида: 4019 x 7. Решение задач на движение в противоположных направлениях. Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Нахождение неизвестного множителя. Деление на однозначное число. Деление многозначного числа на однозначное. Упражнения в делении многозначных чисел на однозначное. Нахождение неизвестного делимого, неизвестного делителя. Решение задач на пропорциональное деление. Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули. Деление многозначных чисел на однозначные. Виды  треугольников.  Нахождение неизвестного делимого, неизвестного делителя. Решение задач на пропорциональное деление. Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули. Деление многозначных чисел на однозначные. Письменное умножение на трехзначное число . Деление на двузначное число  . Письменное деление на трехзначное число . Деление с остатком

Итоговое повторение (10ч.)

Закрепление по теме «Умножение и деление. Порядок выполнения действий», «Величины. Решение задач»,«Задачи. Геометрические фигуры» «Решение задач изученных видов» Повторение. Умножение и деление  

Календарно-тематический  план

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

план

факт

Нумерация. Счет предметов. Разряды

3.09

Числовые выражения. Порядок выполнения действий

4.09

Сложение и вычитание

5.09

Нахождение суммы нескольких слагаемых

6.09

Вычитание трехзначных чисел  

10.09

Приемы письменного умножения однозначных чисел на трехзначные

11.09

Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные

12.09

Приемы письменного деления на однозначное число

13.09

Письменное деление трехзначных чисел на однозначные числа

17.09

Письменное деление на однозначное число

18.09

Деление трехзначного числа на  однозначное, когда в записи частного есть нуль

19.09

Свойства диагоналей прямоугольника

20.09

Контрольная  работа № 1 по теме «Числа от 1 до 1000»

24.09

Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Свойства диагоналей квадрата.

25.09

Письменные вычисления с натуральными числами

26.09

Закрепление изученного по теме «Четыре арифметических  действия»

Арифметический диктант (10 мин).

27.09

Нумерация больше 1000. Разряды  и классы

1.10

Нумерация больше 1000. Чтение чисел  

2.10

Запись чисел.  Значение цифры в  записи числа

3.10

Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых  

4.10

Сравнение  чисел  

8.10

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз

9.10

Нахождение  общего количества единиц  какого-либо разряда в данном числе

10.10

Закрепление изученного материала по теме «Нумерация больше 1000»

11.10

Класс миллионов, класс миллиардов

15.10

Луч, числовой луч  

16.10

Угол. Виды углов. Построение прямого угла с помощью циркуля и линейки

17.10

 Величины. Единица длины – километр

18.10

Единицы площади – квадратный километр, квадратный миллиметр

22.10

Таблица единиц площади.

23.10

Контрольная работа №2 по теме «Нумерация больше 1000»  за I четверть

24.10

Анализ контрольной работы, работа над  ошибками. Измерение площади фигуры с помощью палетки

27.10

Нахождение нескольких долей целого

29.10

Нахождение нескольких долей целого

30.10

Нахождение нескольких долей целого

31.10

Единицы массы. Тонна. Центнер

1.11

Таблица единиц массы

12.11

Единицы времени

13.11

24-часовое исчисление времени

14.11

Решение задач (вычисление начала, продолжительности и конца события)

15.11

Письменные приемы сложения и вычитания

19.11

Вычитание с заниманием единицы через несколько разрядов (вида 30007 – 648)

20.11

Нахождение неизвестного слагаемого. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий.   Способы проверки правильности вычислений.

21.11

Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий.   Способы проверки правильности вычислений.

22.11

Нахождение суммы нескольких слагаемых

26.11

Сложение и вычитание  величин.

27.11

Контрольная  работа №3  по теме «Письменные приемы сложения и вычитания

28.11

Работа над  ошибками. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме

29.11

Умножение и его свойства. Умножение на 1 и 0.

3.12

Письменные приемы умножения

4.12

Приемы письменного умножения для случаев вида: 4019 x 7

5.12

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями

6.12

Нахождение неизвестного множителя  Способы проверки правильности вычислений.

10.12

Деление на однозначное число

11.12

Деление многозначного числа на однозначное

12.12

Контрольная работа № 4.по теме  «Многозначные числа»

13.12

Работа над ошибками. Упражнения в делении многозначных чисел на однозначное

17.12

Нахождение неизвестного компонента арифметических действий.   Способы проверки правильности вычислений. Нахождение неизвестного делимого, неизвестного делителя

18.12

Решение задач на пропорциональное деление

19.12

Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули

20.12

Деление многозначных чисел на однозначные

24.12

Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули

25.12

Решение задач на пропорциональное деление

26.12

Закрепление по теме «Деление многозначных чисел на однозначные»

27.12

Решение задач

14.01

Виды  треугольников  

15.01

Виды  треугольников  

16.01

Виды  треугольников. Построение  треугольника  с помощью угольника

17.01

Виды  треугольников. Построение  треугольника  с помощью циркуля и линейки

21.01

Умножение числа на произведение

22.01

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

23.01

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

24.01

Письменное умножение двух  чисел, оканчивающихся нулями

28.01

Решение задач на движение

29.01

Перестановка и группировка множителей

30.01

Решение задач

31.01

Деление на числа, оканчивающиеся нулями

4.02

Деление числа на произведение

5.02

Деление с остатком на 10, 100, 1000

6.02

Решение задач

7.02

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

11.02

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

12.02

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

13.02

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

14.02

Решение задач на движение в противоположных направлениях

18.02

Решение задач на движение в противоположных направлениях

19.02

Контрольная  работа №5 по теме: «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями»

20.02

Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями  

21.02

Умножение числа на сумму

25.02

Устные приемы умножения вида 12х15, 40х32

26.02

Письменное умножение на двузначное число.

Решение задач изученных видов

27.02


Письменное умножение на двухзначное число

28.02

Решение задач

4.03

Закрепление.  «Письменное умножение на двузначное число»

5.03

Закрепление.  «Письменное умножение на двузначное число»

6.03

Закрепление.  «Письменное умножение на двузначное число»

7.03

Письменное умножение на трехзначное число

11.03

Письменное умножение на трехзначное число  

12.03

Решение задач изученных видов

13.03

Письменное  деление  на двузначное число

14.03

Письменное деление с остатком на двузначное число

18.03

Деление на двузначное число  

19.03

Деление на двузначное число  

20.03

Деление на двузначное число  

21.03

Деление на двузначное число  

1.04

Деление на двузначное число  

2.04

Деление на двузначное число. Закрепление  

3.04

Деление на двузначное число  

4.04

Деление на двузначное число. Закрепление

8.04

Контрольная  работа № 6 «Деление на двузначное число»

9.04

Работа над ошибками. Умножение и деление на двузначное число

10.04

Письменное деление на трехзначное число

11.04

Деление на трехзначное число

15.04

Деление на трехзначное число

16.04

Решение задач изученных видов

17.04

Деление на трехзначное число

18.04

Деление с остатком

22.04

Решение задач изученных видов

23.04

Контрольная  работа №7 «Деление на трехзначное число»

24.04

Работа над ошибками. Решение задач

25.04

Решение задач

26.04

Деление с остатком

29.04

Деление с остатком

30.04

Закрепление пройденного

2.05

Самостоятельная работа

6.05

Итоговое повторение. Нумерация. Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение

7.05

Закрепление по теме «Умножение и деление. Порядок выполнения действий»

8.05

Закрепление по теме «Величины. Решение задач»

10.05

Закрепление по теме «Задачи. Геометрические фигуры»

13.05

Закрепление по теме «Решение задач изученных видов»

14.05

Закрепление по теме «Решение задач изученных видов»

15.05

Контрольная  работа №8 «Годовая контрольная работа»

16.05

Работа над ошибками. Решение задач

20.05

Повторение. Умножение и деление  

21.05

Повторение. Умножение и деление  

22.05

Повторение. Умножение и деление  

23.05

  Используемая литература:

  1. Моро, М. И., Бантова, М. А. Математика: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Моро, М. И., Бантова, М. А. Тетрадь по математике для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2007.
  3. Моро, М. И., Бантова, М. А. Методические рекомендации к учебнику «Математика. 4 класс». – М.: Просвещение, 2008.

         Электронные образовательные ресурсы:

  1. сетевое объединение методистов http://center.fio.ru/som в разделе «Начальная школа»: разработки к урокам;
  2. газета «Первое сентября»  http://nsc.1september.ru/ «Начальная школа»;
  3. каталог ресурсов на Российском образовательном портале http://school.edu.ru/catalog.asp,  Раздел «Начальная школа»;
  4. электронное образование РТ http://km.edu.tatar.ru;

                                                                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...