Рабочая программа по математике 4 класс
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) по теме
Рабочая программа по математике для 4 класса. УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабпрограмма Математика | 277.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения учителей начальных классов протокол № ___ от «____»____________2012 г. Руководитель ____Шигапова А.Х. | СОГЛАСОВАНО «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ «СОШ им. Фасиля Ахметова с. Каркаусь» _________Г.Б. Ахметгалеева «____»____________2012 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ «СОШ им. Фасиля Ахметова с. Каркаусь» № __от «___»____2012г __________И.А. Ахметзянов . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике для 4а класса,
учителя высшей квалификационной категории
муниципального бюджетного образовательного учреждения
“Средняя общеобразовательная школа им.Фасиля Ахметова с Каркаусь”
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Шигаповой Альфии Хантимировны
на 2012-2013 учебный год
Принята на заседании педагогического совета школы
протокол № _ _от « » __ августа_2012 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 4 класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004г. №1089);
- примерной программы начального общего образования по математике (сборник нормативных документов, начальная школа /составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев-2-е изд. стереотип, - М.: Дрофа, 2008, - 36 с.);
- авторской программы общего образования М. И. Моро, М. А. Бантова «Математика», 2008г.;
- образовательной программы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа им. Фасиля Ахметова с. Каркаусь» Кукморского муниципального района РТ;
- учебного плана 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа им. Фасиля Ахметова с. Каркаусь» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год (приказ №206 от 22 августа 2012 г.).
По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа им. Фасиля Ахметова с. Каркаусь» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год на изучение математики в 4 классе отводится 136 часов,4 часа в неделю.
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Изучение математики на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:
- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
– усвоение алгоритмов письменного сложения и вычитания многозначных чисел;
- умножение и деление многозначного числа на однозначное и двузначное числа;
- письменное сложение нескольких многозначных чисел;
- вычитание в случаях, когда в записи уменьшаемого содержится 2, 3 и более нулей подряд;
- умножение и деление на двузначное число (в том числе и в тех случаях, когда множители или делимое оканчиваются нулями, а так же когда в записи частного получается 0 в середине) ещё более трудными для детей являются умножение и особенно деление на трёхзначное число.
Программа предполагает вместе с тем прочное знание изучаемых алгоритмов и отработку навыков письменных вычислений.
Специальное внимание уделяется рассмотрению задач знакомых уже видов, но построенных на понимании взаимосвязи между новыми величинами, а также творческий подход к решению задач. Это задачи на нахождение начала, конца и продолжительности событий решаемые действиями сложения и вычитания; задачи построенные на знании взаимосвязи между скоростью, временем и расстоянием при равномерном движении, а так же задачи на вычисление площади прямоугольника по заданным его сторонам и задачи, обратные им.
Умение осуществлять выбор действия при решении задач каждого из перечисленных выше видов должно быть доведено почти до автоматизма. Вместе с тем это умение должно быть хорошо осознанным, чтобы ученик всегда мог обосновать правильность выбора действия с помощью логических рассуждений
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
В результате изучения математики ученик должен:
знать/понимать:
- последовательность чисел в пределах 100 000;
- таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
- таблицу умножения и деления однозначных чисел;
- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
- представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- пользоваться изученной математической терминологией;
- выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;
- выполнять деление с остатком в пределах ста;
- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);
- выполнять вычисления с нулем;
- вычислять значение числового выражения, содержащего 2 - 3 действия (со скобками и без них);
- проверять правильность выполненных вычислений;
- решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий);
- чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;
- распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
- вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
- сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
- сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
- определения времени по часам (в часах и минутах);
- решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
- оценки размеров предметов "на глаз";
- самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Количество часов |
Числа от 1 до 1000 | 16 | |
Числа, которые больше 1000. Нумерация | 11 | |
Величины | 13 | |
Сложение и вычитание | 8 | |
Умножение и деление | 78 | |
Итоговое повторение | 10 | |
ВСЕГО | 136 |
Содержание программы
Числа от 1 до 1000 (16 ч.) Нумерация. Счет предметов. Разряды. Числовые выражения. Порядок выполнения действий. Сложение и вычитание . Нахождение суммы нескольких слагаемых. Вычитание трехзначных чисел Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные. Приемы письменного деления на однозначное число. Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль. Свойства диагоналей прямоугольника. Свойства диагоналей квадрата. Письменные вычисления с натуральными числами. |
Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч.) Нумерация больше 1000. Разряды и классы. Чтение чисел. Запись чисел. Значение цифры в записи числа. Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых . Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. Нахождение общего количества единиц какого-либо разряда в данном числе. Класс миллионов, класс миллиардов. Луч, числовой луч. Угол. Виды углов. Построение прямого угла с помощью циркуля и линейки. |
Величины (13 ч.) Величины. Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость); работы (объем всей работы, время, производительность труда); "купли-продажи" (количество товара, его цена и стоимость). Построение простейших логических выражений типа "...и/или...", "если..., то...", "не только, но и...". Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость); работы (объем всей работы, время, производительность труда); "купли-продажи" (количество товара, его цена и стоимость). Построение простейших логических выражений типа "...и/или...", "если..., то...", "не только, но и...". Величины. Единица длины – километр. Единицы площади – квадратный километр, квадратный миллиметр. Таблица единиц площади. Измерение площади фигуры с помощью палетки. Нахождение нескольких долей целого. Единицы массы. Тонна. Центнер. Таблица единиц массы Единицы времени. 24-часовое исчисление времени. Решение задач (вычисление начала, продолжительности и конца события) |
Сложение и вычитание (8ч.) Письменные приемы сложения и вычитания. Вычитание с заниманием единицы через несколько разрядов (вида 30007 – 648). Нахождение неизвестного слагаемого. Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. |
Умножение и деление (78ч.) Умножение и его свойства. Умножение на 1 и 0. Письменные приемы умножения. Приемы письменного умножения для случаев вида: 4019 x 7. Решение задач на движение в противоположных направлениях. Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Нахождение неизвестного множителя. Деление на однозначное число. Деление многозначного числа на однозначное. Упражнения в делении многозначных чисел на однозначное. Нахождение неизвестного делимого, неизвестного делителя. Решение задач на пропорциональное деление. Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули. Деление многозначных чисел на однозначные. Виды треугольников. Нахождение неизвестного делимого, неизвестного делителя. Решение задач на пропорциональное деление. Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули. Деление многозначных чисел на однозначные. Письменное умножение на трехзначное число . Деление на двузначное число . Письменное деление на трехзначное число . Деление с остатком |
Итоговое повторение (10ч.) Закрепление по теме «Умножение и деление. Порядок выполнения действий», «Величины. Решение задач»,«Задачи. Геометрические фигуры» «Решение задач изученных видов» Повторение. Умножение и деление |
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | |||
Нумерация. Счет предметов. Разряды | 3.09 | |||
Числовые выражения. Порядок выполнения действий | 4.09 | |||
Сложение и вычитание | 5.09 | |||
Нахождение суммы нескольких слагаемых | 6.09 | |||
Вычитание трехзначных чисел | 10.09 | |||
Приемы письменного умножения однозначных чисел на трехзначные | 11.09 | |||
Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные | 12.09 | |||
Приемы письменного деления на однозначное число | 13.09 | |||
Письменное деление трехзначных чисел на однозначные числа | 17.09 | |||
Письменное деление на однозначное число | 18.09 | |||
Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль | 19.09 | |||
Свойства диагоналей прямоугольника | 20.09 | |||
Контрольная работа № 1 по теме «Числа от 1 до 1000» | 24.09 | |||
Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Свойства диагоналей квадрата. | 25.09 | |||
Письменные вычисления с натуральными числами | 26.09 | |||
Закрепление изученного по теме «Четыре арифметических действия» Арифметический диктант (10 мин). | 27.09 | |||
Нумерация больше 1000. Разряды и классы | 1.10 | |||
Нумерация больше 1000. Чтение чисел | 2.10 | |||
Запись чисел. Значение цифры в записи числа | 3.10 | |||
Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых | 4.10 | |||
Сравнение чисел | 8.10 | |||
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | 9.10 | |||
Нахождение общего количества единиц какого-либо разряда в данном числе | 10.10 | |||
Закрепление изученного материала по теме «Нумерация больше 1000» | 11.10 | |||
Класс миллионов, класс миллиардов | 15.10 | |||
Луч, числовой луч | 16.10 | |||
Угол. Виды углов. Построение прямого угла с помощью циркуля и линейки | 17.10 | |||
Величины. Единица длины – километр | 18.10 | |||
Единицы площади – квадратный километр, квадратный миллиметр | 22.10 | |||
Таблица единиц площади. | 23.10 | |||
Контрольная работа №2 по теме «Нумерация больше 1000» за I четверть | 24.10 | |||
Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Измерение площади фигуры с помощью палетки | 27.10 | |||
Нахождение нескольких долей целого | 29.10 | |||
Нахождение нескольких долей целого | 30.10 | |||
Нахождение нескольких долей целого | 31.10 | |||
Единицы массы. Тонна. Центнер | 1.11 | |||
Таблица единиц массы | 12.11 | |||
Единицы времени | 13.11 | |||
24-часовое исчисление времени | 14.11 | |||
Решение задач (вычисление начала, продолжительности и конца события) | 15.11 | |||
Письменные приемы сложения и вычитания | 19.11 | |||
Вычитание с заниманием единицы через несколько разрядов (вида 30007 – 648) | 20.11 | |||
Нахождение неизвестного слагаемого. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Способы проверки правильности вычислений. | 21.11 | |||
Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Способы проверки правильности вычислений. | 22.11 | |||
Нахождение суммы нескольких слагаемых | 26.11 | |||
Сложение и вычитание величин. | 27.11 | |||
Контрольная работа №3 по теме «Письменные приемы сложения и вычитания | 28.11 | |||
Работа над ошибками. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме | 29.11 | |||
Умножение и его свойства. Умножение на 1 и 0. | 3.12 | |||
Письменные приемы умножения | 4.12 | |||
Приемы письменного умножения для случаев вида: 4019 x 7 | 5.12 | |||
Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | 6.12 | |||
Нахождение неизвестного множителя Способы проверки правильности вычислений. | 10.12 | |||
Деление на однозначное число | 11.12 | |||
Деление многозначного числа на однозначное | 12.12 | |||
Контрольная работа № 4.по теме «Многозначные числа» | 13.12 | |||
Работа над ошибками. Упражнения в делении многозначных чисел на однозначное | 17.12 | |||
Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Способы проверки правильности вычислений. Нахождение неизвестного делимого, неизвестного делителя | 18.12 | |||
Решение задач на пропорциональное деление | 19.12 | |||
Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули | 20.12 | |||
Деление многозначных чисел на однозначные | 24.12 | |||
Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули | 25.12 | |||
Решение задач на пропорциональное деление | 26.12 | |||
Закрепление по теме «Деление многозначных чисел на однозначные» | 27.12 | |||
Решение задач | 14.01 | |||
Виды треугольников | 15.01 | |||
Виды треугольников | 16.01 | |||
Виды треугольников. Построение треугольника с помощью угольника | 17.01 | |||
Виды треугольников. Построение треугольника с помощью циркуля и линейки | 21.01 | |||
Умножение числа на произведение | 22.01 | |||
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | 23.01 | |||
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | 24.01 | |||
Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями | 28.01 | |||
Решение задач на движение | 29.01 | |||
Перестановка и группировка множителей | 30.01 | |||
Решение задач | 31.01 | |||
Деление на числа, оканчивающиеся нулями | 4.02 | |||
Деление числа на произведение | 5.02 | |||
Деление с остатком на 10, 100, 1000 | 6.02 | |||
Решение задач | 7.02 | |||
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 11.02 | |||
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 12.02 | |||
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 13.02 | |||
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 14.02 | |||
Решение задач на движение в противоположных направлениях | 18.02 | |||
Решение задач на движение в противоположных направлениях | 19.02 | |||
Контрольная работа №5 по теме: «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» | 20.02 | |||
Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 21.02 | |||
Умножение числа на сумму | 25.02 | |||
Устные приемы умножения вида 12х15, 40х32 | 26.02 | |||
Письменное умножение на двузначное число. Решение задач изученных видов | 27.02 | |||
Письменное умножение на двухзначное число | 28.02 | |||
Решение задач | 4.03 | |||
Закрепление. «Письменное умножение на двузначное число» | 5.03 | |||
Закрепление. «Письменное умножение на двузначное число» | 6.03 | |||
Закрепление. «Письменное умножение на двузначное число» | 7.03 | |||
Письменное умножение на трехзначное число | 11.03 | |||
Письменное умножение на трехзначное число | 12.03 | |||
Решение задач изученных видов | 13.03 | |||
Письменное деление на двузначное число | 14.03 | |||
Письменное деление с остатком на двузначное число | 18.03 | |||
Деление на двузначное число | 19.03 | |||
Деление на двузначное число | 20.03 | |||
Деление на двузначное число | 21.03 | |||
Деление на двузначное число | 1.04 | |||
Деление на двузначное число | 2.04 | |||
Деление на двузначное число. Закрепление | 3.04 | |||
Деление на двузначное число | 4.04 | |||
Деление на двузначное число. Закрепление | 8.04 | |||
Контрольная работа № 6 «Деление на двузначное число» | 9.04 | |||
Работа над ошибками. Умножение и деление на двузначное число | 10.04 | |||
Письменное деление на трехзначное число | 11.04 | |||
Деление на трехзначное число | 15.04 | |||
Деление на трехзначное число | 16.04 | |||
Решение задач изученных видов | 17.04 | |||
Деление на трехзначное число | 18.04 | |||
Деление с остатком | 22.04 | |||
Решение задач изученных видов | 23.04 | |||
Контрольная работа №7 «Деление на трехзначное число» | 24.04 | |||
Работа над ошибками. Решение задач | 25.04 | |||
Решение задач | 26.04 | |||
Деление с остатком | 29.04 | |||
Деление с остатком | 30.04 | |||
Закрепление пройденного | 2.05 | |||
Самостоятельная работа | 6.05 | |||
Итоговое повторение. Нумерация. Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение | 7.05 | |||
Закрепление по теме «Умножение и деление. Порядок выполнения действий» | 8.05 | |||
Закрепление по теме «Величины. Решение задач» | 10.05 | |||
Закрепление по теме «Задачи. Геометрические фигуры» | 13.05 | |||
Закрепление по теме «Решение задач изученных видов» | 14.05 | |||
Закрепление по теме «Решение задач изученных видов» | 15.05 | |||
Контрольная работа №8 «Годовая контрольная работа» | 16.05 | |||
Работа над ошибками. Решение задач | 20.05 | |||
Повторение. Умножение и деление | 21.05 | |||
Повторение. Умножение и деление | 22.05 | |||
Повторение. Умножение и деление | 23.05 |
Используемая литература:
- Моро, М. И., Бантова, М. А. Математика: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2010.
- Моро, М. И., Бантова, М. А. Тетрадь по математике для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2007.
- Моро, М. И., Бантова, М. А. Методические рекомендации к учебнику «Математика. 4 класс». – М.: Просвещение, 2008.
Электронные образовательные ресурсы:
- сетевое объединение методистов http://center.fio.ru/som в разделе «Начальная школа»: разработки к урокам;
- газета «Первое сентября» http://nsc.1september.ru/ «Начальная школа»;
- каталог ресурсов на Российском образовательном портале http://school.edu.ru/catalog.asp, Раздел «Начальная школа»;
- электронное образование РТ http://km.edu.tatar.ru;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...