Деление круглых чисел с остатком
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

Данилова Алена Гиннадиевна

 Урок открытия новых знаний по системе "Школа 2100" с РНК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsekt_uroka_delenie_kruglyh_chisel_s_ostatkom.docx130.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Деление круглых чисел с остатком

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: сформировать умение делить «круглые» числа на однозначные числа с остатком;

Задачи урока:

Образовательные: актуализировать умение деления на 10, 100, 1000 и т.д., отрабатывать умение устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатом действия деления; умение деления многозначного числа на однозначное с остатком; тренировать умение выполнять деление многозначного числа, оканчивающегося нулями на круглое с остатком «углом» и выполнять проверку;

Развивающие: развивать логическое мышление,  умение анализировать и систематизировать поступающую информацию;

Воспитательные: воспитывать внимательность, интерес к городам Республики Татарстан,положительный настрой к учебному предмету.

Метод: деятельностный метод, диалог.

Оборудование: учебник «Математика» Л.Г. Петерсон, рабочие тетради, мультимедийный проектор, экран, компьютер, эталоны, карточка с темой,  презентация, алгоритм деления круглых чисел, алгоритм деления «уголком», примеры на этапе актуализации, примеры для пробных   действий.

Литература: сценарий уроков к учебнику математики 3кл Л.Г. Петерсон, www.zavuch.info.ru , www. Uchportal.ru . 

План урока

  1. Организационный момент. Мотивация к деятельности.
  2. Актуализация  изученного.
  3. Постановка проблемного вопроса. Подводящий диалог.
  4. Открытие знаний. Поиск решений.
  5. Первичное закрепление.
  6. Самостоятельная работа.
  7. Рефлексия.
  8. Определение домашнего задания

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности:

Ребята, закройте глаза, настройтесь и повторяйте за мной

Я уже много знаю.

Вокруг много неизвестного

Я хочу узнать больше!

Я могу узнать больше!

Я готов работать!

Откройте глаза.

Организация учебного процесса

  1. Кто изображен на картинке? (слайд 1)

          (Туристы.)

  1. Кто такие туристы?

          (Люди, которые путешествуют в другие города, страны, в лес, в горы…)

- А как связаны туристы и наш урок математики?

           ( Мы тоже откроем для себя что-то новое)

Чему были посвящены предыдущие уроки?     (Мы изучали деление многозначных чисел на однозначные с остатком.)

- А как вы думаете, можете ли вы утверждать, что всё знаете по этой теме?

- Как же будет звучать, по-вашему, тема сегодняшнего урока? (Деление многозначного на однозначное с остатком.)

Деление     …         чисел  с остатком.

Учитель открывает на доске тему:

- О чём говорит не до конца определённая тема? (Что мы с ней не знакомы, т.е. будем изучать что-то новое.)

- Хотите ли узнать то, чего не знаете о делении чисел с остатком? (Да.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

.

  1. 1) Наши туристы отправляются в путешествие по городам Татарстана.  А какой город они посетили вы узнаете, если выполните задание.

– У вас на партах лежат листочки с примерами вам их нужно решить и написать ответ

960:30      96:3     9600:300       ?  

Что нужно сделать в этом задании?(Вычислить, найти  значение выражения)

А что означает знак вопроса? (вы  должны найти закономерность и записать недостающий пример. )  

Как  мы  делим круглые числа? ( Отбросить в делимом столько нулей, сколько их в делителе .   вывешивается эталон на доску)

Почему это выражение?

Какой пример лишний? Почему?

Молодцы, справились с заданием. Посмотрим какой же город посетили наши туристы? (слайд 2 )

Первый город, который посетили туристы - четвертый по численности населения и значимости город Татарстана. В нём располагается одна из крупнейших отечественных нефтяных компаний - «Татнефть».  Назовите город.

                           ( Альметьевск)

Чтобы узнать дальше в какой город отправились туристы, нужно выполнить следующее задание.  

 

127: 6  Один у доски остальные в тетрадях

- Чем пользовались при делении? (Алгоритмом деления многозначного на однозначное углом.)

Учитель прикрепляет эталон деления многозначного числа на однозначное («углом») на доску.

- Что мы повторяли? (Деление круглых чисел, деление на однозначное с получением остатка,  и «углом», проверку деления круглых чисел и деления с остатком.

(слайд 3)

А наши туристы время не теряли и узнали новое про—второй по численности населения и значимости город Татарстан. Он известен картонно-бумажным комбинатом, являющимся единственным производителем бумаги в Татарстане. А продукция птицефабрики «Тукаевская», шампиньонного комплекса вывозится за пределы города и республики. Ну, и, конечно, завод « КАМАЗ» , который  15 февраля 2012 года выпустил  двухмиллионный автомобиль, КАМАЗ-6522

1270 : 60

12700 : 600

127000 : 6000

3 Постановка проблемного вопроса. Подводящий диалог

- Посмотрите на запись задания,

- Что нужно сделать? (Узнать результат деления.)

- Встречалось ли вам похожее задание? (Да)

- Что можем предположить о результате трёх других примеров, будет ли там остаток? (Да.)

- Чем же отличается это задание от предыдущего? (Никогда не делили круглые с остатком.)

Хотите ли попробовать решить?

Дети самостоятельно выполняют задание.

- Кто не смог выполнить деления? (справа от задания появляется знак «?»).

- Кто получил ответ, поднимите руки?

Просит одного ученика назвать полученный результат. Его записывают справа от задания на пробное действие, так, чтобы ответ оказался около соответствующего выражения.

- У кого другой результат?

Все варианты ответа детей записываются на доске, правее соответствующих выражений.

– В чём затруднение?

Мы умеем решать такие примеры?

 4 Открытие знаний. Поиск решений.

-  Какова будет цель урока? ( научиться делению круглых чисел с остатком.

 - Какова тема? (Деление круглых чисел с остатком.)

– Итак, вам необходимо построить способ решения таких примеров.

Какой первый шаг? (Отбросить нули) (  вывешивается первый шаг эталона)

Второй шаг?  (выполнить деление уголком вывешивается на доску)

А следующий шаг?  Вам подскажет слово Приписать.

На ваших листах должна была получится такая запись. (слайд4)

А теперь подумайте. Приписать что надо и куда.( выслушивается ответы детей)

Правильно, сколько нулей зачеркнули столько надо  приписать к остатку. (вывешивается последний шаг алгоритма)

Вот у нас и получился алгоритм. Проверим правильно ли его составили.  Как проверим?  (Сравним с эталоном, который есть в математике) 

На доске появляется алгоритм деления круглого числа на круглое с остатком) (слайд5)

Правильно составили? (Да)

- Молодцы.

- Что должны делать дальше? (Потренироваться в решении примеров на новое знание с применением полученного алгоритма.)

  1. Но узнаем где же туристы?  В каком городе?  (слайд 6)
  2.  На этот раз они посетили  третий по численности населения город Татарстана, крупнейший в России центр нефтехимической промышленности. Город расположен в излучине реки Кама на левом её берегу. В 21 км от города  расположен международный аэропорт «Бегишево».В настоящее время, к сожалению город входит в список наиболее загрязнённых городов России. Продолжается строительство новых нефтехимических заводов.

Трижды он получал звание самого благоустроенного города России и самого благоустроенного города Республики Татарстан, стал «Культурной столицей Поволжья — 2002». Назовите город

5. Первичное закрепление.

1)  3 (1 пример) стр. 34.  2 (б), стр. 34,

 3 (1 пример) стр. 34.

Один ученик решает  3 (пример 1) у доски, остальные в тетради.

Отброшу в делимом и делителе поровну нулей. 54 : 7 = 7 (ост. 5). Припишу к остатку отброшенное количество нулей: 1 нуль. Значит: 540 : 70 = 7 (ост. 50), 50 меньше 70. Проверяю: умножу делитель 70 на частное 7 и прибавлю остаток 50. 490 + 50 = 540. Получил делимое, значит деление выполнено верно.

 2 (б), стр. 34 Один  ученик – у доски (другие в тетради-учебнике), используя алгоритм  выполняет деление 124500 : 600. Отброшу в делимом столько нулей, сколько их в делителе (два нуля). Буду делить 1245 на 6. Действуя по алгоритму деления многозначного на однозначное узнаю частное 207, к полученному остатку 3 приписываю столько нулей, сколько отбросил. Читаю ответ 124500 : 600 = 207 (ост. 300).  Выполняют проверку, пользуясь эталоном деления с остатком. (207 · 600 + 300 = 124 200 + 300 = 124 500). Получил делимое, значит, результат деления нашёл правильно.

На доске и в тетрадях запись:

2)  34 № 3 (2 и 3 примеры 1 строчки: 80 120 : 90, 392 000 : 300)

- Как будете работать? (В парах.)

– Откройте учебник на странице 34, выполните  3 (2 и 3 примеры первой строчки:    80 120 : 90; 392 000 : 300).

Тот, кто за отведённое время (3 минуты) успеет выполнить задание, в оставшееся время решает самый первый пример следующей строчки примеров (320 : 60).

- Теперь что нужно сделать? (Проверить по подробному образцу.)

- Как? (Если правильно, то поставить «+», если неправильно – «?»)

Дополнительный пример:

– Проверьте записи в своих тетрадях с соответствующим образцом (эти решения вы найдёте на своём столе).

- Кто не успел выполнить задание? Кто допустил ошибки? В чём ошибся? По какой причине?

- Какой наш следующий шаг? (Теперь нужно поработать самостоятельно.)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 Выполните деление самостоятельно (задание записано на доске): 267 040 : 50; 400 600 : 800.

- Кто успеет раньше остальных выполнить задание, решите пример: 1000 : 80.

- Что нужно сделать дальше? (Проверить по эталону для самопроверки.)

- Какой следующий шаг? (Проверить по эталону: если всё правильно поставить «+», если неправильно «?».)

- Проверьте. Найдите у себя на столе эталон выполнения задания. (слайд 8-12)

Проговаривается выполнение каждого примера во внешней речи. Дети проговаривают решение примера с опорой на эталон, полученный на уроке.

- У кого были ошибки? Где ошибся? В чём ошибся? Что станет вашей целью в дальнейшем? (Научиться применять эталон деления круглого с остатком, тренироваться в делении  на однозначное «углом».)

- У кого нет ошибок? О чём это говорит? (Мы поняли, как делить круглое  с остатком.)

Каждый оцените свою работу.

Как вы думаете в каком городе закончится путешествие наших туристов?

(слайд 13)

Каза́ньгород в Российской Федерации, столица Республики Татарстан, крупный порт на левом берегу реки Волги. Один из крупнейших экономических, политических, научных, образовательных, культурных и спортивных центров России. Казанский кремль входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Город имеет зарегистрированный бренд «третья столица России». . В 2013 году в Казани пройдёт XXVII Всемирная летняя Универсиада, в 2015 году — чемпионат мира по водным видам спорта, а в 2018 году Казань станет одним из городов, в которых будет проводиться чемпионат мира по футболу

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Организация учебного процесса на этапе 9:

- Что нового узнали? (Как делить круглые числа с остатком.)

- Какую цель ставили? (Создать эталон деления круглого с остатком  и научиться решать примеры с применением этого эталона.)

- Достигли ли вы цели? (Да, нет, не совсем)

  1. Были ли вы похожи на туристов, познающих что-то новое в неизведанных краях?

На следующих уроках мы будем дальше работать над темой и все запомним

Где мы можем применить новые знания (В жизни решаем задачи связанные с покупкой или расходом)

Выбери ответ и обоснуй

Сегодня на уроке

Научился…….

Понял…….

Было интересно…..

Было трудно……

8 Домашнее задание 

Дается дифференцированно

 1уровень №3 нижняя строчка выполняют все, №11 по желанию

2уровень для самых любознательных , которые стараются учиться хорошо, много знают, предлагаю  провести мини исследование и узнать «Где мы встречаемся с делением круглых чисел с остатком»

 А как это можно сделать? (Понаблюдать, вспомнить случаи из жизни, спросить у взрослых, у родителей, у своего учителя, посмотреть в книгах, энциклопедиях)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умножение и деление круглых чисел.

Выражения для закрепления изученных приёмов умножения и деления на 10, 100, 1000 и т. д....

Случаи деления круглых чисел, сводящиеся к делению многозначного числа на однозначное без остатка

Урок математики в 3 классеОбразовательная программа  «Школа 2100»...

Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Письменное деление круглых чисел" (ОС "Школа 2100)

В данной технологической карте представлен подробный конспект урока математики по заявленной теме с указанием целей, предполагаемых результатов каждого этапа в соответствии с требованиями ФГОС...

Умножение и деление круглых чисел

Умножение и деление круглых чисел...

Конспект урока по математике в 3 классе «Деление круглых чисел, сводящихся к делению на однозначное число»

Урок построен по системно деятельностному методу. В уроке просматриваются все 9 этапов, что соответствует требованиям данной методике. дети сами Дети сами ставят цель, определяют тему урока. выявляют ...

Технологическая карта на тему: "Внетабличное умножение и деление. Умножение и деление круглых чисел" 3 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта на тему: "Внетабличное умножение и деление. Умножение и деление круглых чисел" 3 класс УМК "Школа России"...

Деление круглых чисел на круглые десятки

конспект урока по математике 4 класс...