Деление круглых чисел с остатком
методическая разработка по математике (3 класс) по теме
Урок открытия новых знаний по системе "Школа 2100" с РНК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsekt_uroka_delenie_kruglyh_chisel_s_ostatkom.docx | 130.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Деление круглых чисел с остатком
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: сформировать умение делить «круглые» числа на однозначные числа с остатком;
Задачи урока:
Образовательные: актуализировать умение деления на 10, 100, 1000 и т.д., отрабатывать умение устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатом действия деления; умение деления многозначного числа на однозначное с остатком; тренировать умение выполнять деление многозначного числа, оканчивающегося нулями на круглое с остатком «углом» и выполнять проверку;
Развивающие: развивать логическое мышление, умение анализировать и систематизировать поступающую информацию;
Воспитательные: воспитывать внимательность, интерес к городам Республики Татарстан,положительный настрой к учебному предмету.
Метод: деятельностный метод, диалог.
Оборудование: учебник «Математика» Л.Г. Петерсон, рабочие тетради, мультимедийный проектор, экран, компьютер, эталоны, карточка с темой, презентация, алгоритм деления круглых чисел, алгоритм деления «уголком», примеры на этапе актуализации, примеры для пробных действий.
Литература: сценарий уроков к учебнику математики 3кл Л.Г. Петерсон, www.zavuch.info.ru , www. Uchportal.ru .
План урока
- Организационный момент. Мотивация к деятельности.
- Актуализация изученного.
- Постановка проблемного вопроса. Подводящий диалог.
- Открытие знаний. Поиск решений.
- Первичное закрепление.
- Самостоятельная работа.
- Рефлексия.
- Определение домашнего задания
Ход урока:
- Мотивация к учебной деятельности:
Ребята, закройте глаза, настройтесь и повторяйте за мной
Я уже много знаю.
Вокруг много неизвестного
Я хочу узнать больше!
Я могу узнать больше!
Я готов работать!
Откройте глаза.
Организация учебного процесса
- Кто изображен на картинке? (слайд 1)
(Туристы.)
- Кто такие туристы?
(Люди, которые путешествуют в другие города, страны, в лес, в горы…)
- А как связаны туристы и наш урок математики?
( Мы тоже откроем для себя что-то новое)
Чему были посвящены предыдущие уроки? (Мы изучали деление многозначных чисел на однозначные с остатком.)
- А как вы думаете, можете ли вы утверждать, что всё знаете по этой теме?
- Как же будет звучать, по-вашему, тема сегодняшнего урока? (Деление многозначного на однозначное с остатком.)
Деление … чисел с остатком.
Учитель открывает на доске тему:
- О чём говорит не до конца определённая тема? (Что мы с ней не знакомы, т.е. будем изучать что-то новое.)
- Хотите ли узнать то, чего не знаете о делении чисел с остатком? (Да.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.
.
- 1) Наши туристы отправляются в путешествие по городам Татарстана. А какой город они посетили вы узнаете, если выполните задание.
– У вас на партах лежат листочки с примерами вам их нужно решить и написать ответ
960:30 96:3 9600:300 ?
Что нужно сделать в этом задании?(Вычислить, найти значение выражения)
А что означает знак вопроса? (вы должны найти закономерность и записать недостающий пример. )
Как мы делим круглые числа? ( Отбросить в делимом столько нулей, сколько их в делителе . вывешивается эталон на доску)
Почему это выражение?
Какой пример лишний? Почему?
Молодцы, справились с заданием. Посмотрим какой же город посетили наши туристы? (слайд 2 )
Первый город, который посетили туристы - четвертый по численности населения и значимости город Татарстана. В нём располагается одна из крупнейших отечественных нефтяных компаний - «Татнефть». Назовите город.
( Альметьевск)
Чтобы узнать дальше в какой город отправились туристы, нужно выполнить следующее задание.
127: 6 Один у доски остальные в тетрадях
- Чем пользовались при делении? (Алгоритмом деления многозначного на однозначное углом.)
Учитель прикрепляет эталон деления многозначного числа на однозначное («углом») на доску.
- Что мы повторяли? (Деление круглых чисел, деление на однозначное с получением остатка, и «углом», проверку деления круглых чисел и деления с остатком.
(слайд 3)
А наши туристы время не теряли и узнали новое про—второй по численности населения и значимости город Татарстан. Он известен картонно-бумажным комбинатом, являющимся единственным производителем бумаги в Татарстане. А продукция птицефабрики «Тукаевская», шампиньонного комплекса вывозится за пределы города и республики. Ну, и, конечно, завод « КАМАЗ» , который 15 февраля 2012 года выпустил двухмиллионный автомобиль, КАМАЗ-6522
1270 : 60
12700 : 600
127000 : 6000
3 Постановка проблемного вопроса. Подводящий диалог
- Посмотрите на запись задания,
- Что нужно сделать? (Узнать результат деления.)
- Встречалось ли вам похожее задание? (Да)
- Что можем предположить о результате трёх других примеров, будет ли там остаток? (Да.)
- Чем же отличается это задание от предыдущего? (Никогда не делили круглые с остатком.)
Хотите ли попробовать решить?
Дети самостоятельно выполняют задание.
- Кто не смог выполнить деления? (справа от задания появляется знак «?»).
- Кто получил ответ, поднимите руки?
Просит одного ученика назвать полученный результат. Его записывают справа от задания на пробное действие, так, чтобы ответ оказался около соответствующего выражения.
- У кого другой результат?
Все варианты ответа детей записываются на доске, правее соответствующих выражений.
– В чём затруднение?
Мы умеем решать такие примеры?
4 Открытие знаний. Поиск решений.
- Какова будет цель урока? ( научиться делению круглых чисел с остатком.
- Какова тема? (Деление круглых чисел с остатком.)
– Итак, вам необходимо построить способ решения таких примеров.
Какой первый шаг? (Отбросить нули) ( вывешивается первый шаг эталона)
Второй шаг? (выполнить деление уголком вывешивается на доску)
А следующий шаг? Вам подскажет слово Приписать.
На ваших листах должна была получится такая запись. (слайд4)
А теперь подумайте. Приписать что надо и куда.( выслушивается ответы детей)
Правильно, сколько нулей зачеркнули столько надо приписать к остатку. (вывешивается последний шаг алгоритма)
Вот у нас и получился алгоритм. Проверим правильно ли его составили. Как проверим? (Сравним с эталоном, который есть в математике)
На доске появляется алгоритм деления круглого числа на круглое с остатком) (слайд5)
Правильно составили? (Да)
- Молодцы.
- Что должны делать дальше? (Потренироваться в решении примеров на новое знание с применением полученного алгоритма.)
- Но узнаем где же туристы? В каком городе? (слайд 6)
- На этот раз они посетили третий по численности населения город Татарстана, крупнейший в России центр нефтехимической промышленности. Город расположен в излучине реки Кама на левом её берегу. В 21 км от города расположен международный аэропорт «Бегишево».В настоящее время, к сожалению город входит в список наиболее загрязнённых городов России. Продолжается строительство новых нефтехимических заводов.
Трижды он получал звание самого благоустроенного города России и самого благоустроенного города Республики Татарстан, стал «Культурной столицей Поволжья — 2002». Назовите город
5. Первичное закрепление.
1) № 3 (1 пример) стр. 34. № 2 (б), стр. 34,
№ 3 (1 пример) стр. 34.
Один ученик решает № 3 (пример 1) у доски, остальные в тетради.
Отброшу в делимом и делителе поровну нулей. 54 : 7 = 7 (ост. 5). Припишу к остатку отброшенное количество нулей: 1 нуль. Значит: 540 : 70 = 7 (ост. 50), 50 меньше 70. Проверяю: умножу делитель 70 на частное 7 и прибавлю остаток 50. 490 + 50 = 540. Получил делимое, значит деление выполнено верно.
№ 2 (б), стр. 34 Один ученик – у доски (другие в тетради-учебнике), используя алгоритм выполняет деление 124500 : 600. Отброшу в делимом столько нулей, сколько их в делителе (два нуля). Буду делить 1245 на 6. Действуя по алгоритму деления многозначного на однозначное узнаю частное 207, к полученному остатку 3 приписываю столько нулей, сколько отбросил. Читаю ответ 124500 : 600 = 207 (ост. 300). Выполняют проверку, пользуясь эталоном деления с остатком. (207 · 600 + 300 = 124 200 + 300 = 124 500). Получил делимое, значит, результат деления нашёл правильно.
На доске и в тетрадях запись:
2) № 34 № 3 (2 и 3 примеры 1 строчки: 80 120 : 90, 392 000 : 300)
- Как будете работать? (В парах.)
– Откройте учебник на странице 34, выполните № 3 (2 и 3 примеры первой строчки: 80 120 : 90; 392 000 : 300).
Тот, кто за отведённое время (3 минуты) успеет выполнить задание, в оставшееся время решает самый первый пример следующей строчки примеров (320 : 60).
- Теперь что нужно сделать? (Проверить по подробному образцу.)
- Как? (Если правильно, то поставить «+», если неправильно – «?»)
Дополнительный пример:
– Проверьте записи в своих тетрадях с соответствующим образцом (эти решения вы найдёте на своём столе).
- Кто не успел выполнить задание? Кто допустил ошибки? В чём ошибся? По какой причине?
- Какой наш следующий шаг? (Теперь нужно поработать самостоятельно.)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Выполните деление самостоятельно (задание записано на доске): 267 040 : 50; 400 600 : 800.
- Кто успеет раньше остальных выполнить задание, решите пример: 1000 : 80.
- Что нужно сделать дальше? (Проверить по эталону для самопроверки.)
- Какой следующий шаг? (Проверить по эталону: если всё правильно поставить «+», если неправильно «?».)
- Проверьте. Найдите у себя на столе эталон выполнения задания. (слайд 8-12)
Проговаривается выполнение каждого примера во внешней речи. Дети проговаривают решение примера с опорой на эталон, полученный на уроке.
- У кого были ошибки? Где ошибся? В чём ошибся? Что станет вашей целью в дальнейшем? (Научиться применять эталон деления круглого с остатком, тренироваться в делении на однозначное «углом».)
- У кого нет ошибок? О чём это говорит? (Мы поняли, как делить круглое с остатком.)
Каждый оцените свою работу.
Как вы думаете в каком городе закончится путешествие наших туристов?
(слайд 13)
Каза́нь— город в Российской Федерации, столица Республики Татарстан, крупный порт на левом берегу реки Волги. Один из крупнейших экономических, политических, научных, образовательных, культурных и спортивных центров России. Казанский кремль входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Город имеет зарегистрированный бренд «третья столица России». . В 2013 году в Казани пройдёт XXVII Всемирная летняя Универсиада, в 2015 году — чемпионат мира по водным видам спорта, а в 2018 году Казань станет одним из городов, в которых будет проводиться чемпионат мира по футболу
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Организация учебного процесса на этапе 9:
- Что нового узнали? (Как делить круглые числа с остатком.)
- Какую цель ставили? (Создать эталон деления круглого с остатком и научиться решать примеры с применением этого эталона.)
- Достигли ли вы цели? (Да, нет, не совсем)
- Были ли вы похожи на туристов, познающих что-то новое в неизведанных краях?
На следующих уроках мы будем дальше работать над темой и все запомним
Где мы можем применить новые знания (В жизни решаем задачи связанные с покупкой или расходом)
Выбери ответ и обоснуй
Сегодня на уроке
Научился…….
Понял…….
Было интересно…..
Было трудно……
8 Домашнее задание
Дается дифференцированно
1уровень №3 нижняя строчка выполняют все, №11 по желанию
2уровень для самых любознательных , которые стараются учиться хорошо, много знают, предлагаю провести мини исследование и узнать «Где мы встречаемся с делением круглых чисел с остатком»
А как это можно сделать? (Понаблюдать, вспомнить случаи из жизни, спросить у взрослых, у родителей, у своего учителя, посмотреть в книгах, энциклопедиях)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Умножение и деление круглых чисел.
Выражения для закрепления изученных приёмов умножения и деления на 10, 100, 1000 и т. д....
Случаи деления круглых чисел, сводящиеся к делению многозначного числа на однозначное без остатка
Урок математики в 3 классеОбразовательная программа «Школа 2100»...
Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Письменное деление круглых чисел" (ОС "Школа 2100)
В данной технологической карте представлен подробный конспект урока математики по заявленной теме с указанием целей, предполагаемых результатов каждого этапа в соответствии с требованиями ФГОС...
Умножение и деление круглых чисел
Умножение и деление круглых чисел...
Конспект урока по математике в 3 классе «Деление круглых чисел, сводящихся к делению на однозначное число»
Урок построен по системно деятельностному методу. В уроке просматриваются все 9 этапов, что соответствует требованиям данной методике. дети сами Дети сами ставят цель, определяют тему урока. выявляют ...
Технологическая карта на тему: "Внетабличное умножение и деление. Умножение и деление круглых чисел" 3 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта на тему: "Внетабличное умножение и деление. Умножение и деление круглых чисел" 3 класс УМК "Школа России"...
Деление круглых чисел на круглые десятки
конспект урока по математике 4 класс...