Технологическая карта на тему: "Внетабличное умножение и деление. Умножение и деление круглых чисел" 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Технологическая карта на тему: "Внетабличное умножение и деление. Умножение и деление круглых чисел" 3 класс УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы

ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ (ОНЗ)

Предмет            Математика             Школа ______________ Класс         3          Учитель   Лупина Валерия                   

Тип урока       Открытие нового знания      Тема урока      Внетабличное умножение и деление. Умножение и деление круглых чисел

Цели:

Образовательные: рассмотрение умножения круглых чисел на основе переместительного и сочетательного свойств умножения; введение в систему знаний правила умножения и деления двузначных чисел, оканчивающихся нулем, на однозначное число.

Воспитательные: учиться работать в паре и коллективе в целом; воспитывать самостоятельность, усидчивость и культуру поведения, воспитание доброжелательности, желание помочь друг к другу.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.

- Регулятивные УУД: умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме; умение осознавать то, что уже усвоено, а что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения знаний

- Познавательные УУД: умение анализировать и синтезировать; умение создавать устные высказывания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке; умение пользоваться полученными знаниями, применять их.

- Коммуникативные УУД: допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении, уважать чужое мнение; устойчиво владеть правилами вежливости в различных ситуациях.

Планируемые результаты:

Предметные: учиться умножать и делить двузначные чисела, оканчивающихся нулем, на однозначное число.

Личностные: научиться сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Метапредметные: адекватная самооценка выполненной работы; научиться ставить учебные задачи и формулировать выводы; умеют слушать собеседника, излагать своё мнение.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

I.Самоопределение к деятельности

Цели: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

- настраиваются на урок.

 - настраивает детей на урок, создает эмоциональный настрой (читает стих).  

А ну-ка, дети, встали в ряд,

Я - командир, вы - мой отряд!

Девиз нашего урока:

Думаем –быстро!

Отвечаем – правильно!

Считаем – точно!

Пишем – красиво!

Личностные: формирование учебной мотивации; формирование готовности к сотрудничеству.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цели: повторение необходимых ЗУН  для дальнейшей работы.

- выполнение упражнений, посильных для учащихся;

- участие в диалоге с учителем

- устно решают задачи, предложенные учителем.

- проводит устный счёт;

- организует диалог;
- проводит минутку для любознательных;

- осуществляет проверку ответов.

 1. Устный счет

— Решите задачи в стихах.

Захотели мы блины

И на завтрак испекли

Со сметаной и вареньем —

Это просто объеденье!

До чего вкусны блины!

По три штуки съели мы:

Папа, мама, брат, сестра,

Наша бабушка и я.

Сколько съели мы блинов?

У кого ответ готов? (18.)

Были вишенки у Саши.

Угощал он всех друзей:

По две вишни дал Наташе,

Васе, Игорю и Маше,

И еще две взял Андрей.

А сколько у Саши вишенок было?

Кто посчитал? А то я забыла. (10.)

2. Минутка для любознательных

— Решите задачи.

Оля сказала подругам: «Позавчера мне было 8 лет, а в будущем году мне исполнится 11 лет». Какого числа родилась Оля? (31 декабря.)

Винни-Пуху подарили бочонок с медом массой 7 кг. Когда Винни-Пух съел половину меда, бочонок с оставшимся медом стал весить 4 кг. Сколько килограммов меда было в бочонке первоначально? (6кг.)

Личностные: умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.

Познавательные: 

умение делать необходимые вычисления; умения строить рассуждения.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; быть готовым изменить свою точку зрения; понимать позицию другого; участвовать в диалоге; высказывать свое предположение; воспринимать информацию на слух.

Регулятивные: умение   выдвигать версии и, если надо, вносить исправления; выдвигать предположения на основе имеющихся знаний.

III. Постановка учебной задачи

Цели: самостоятельное

определение темы и задач урока учащимися под руководством учителя.

- учувствуют в диалоге с учителем;

-под руководством учителя формулируют тему урока и задачи.

- применяют ранее полученные знания.

- организует подводящую деятельность для самостоятельной постановки темы и задач учащимися.

 (Учитель показывает монету достоинством 10 руб.)

— Какое число на монете вы видите?

— Что вы можете сказать об этом числе? (Оно двузначное, оканчивается на ноль, в нем 1 десяток, единицы omcymcтвуюm.)

— Как по-другому называется число 10? (Десяток.) (Учитель кладет монету на полочку на доске.)

— Сколько монет по 10 руб. я выложила? (Одну.)

— Запишите это выражением. (10 • 1 = 10.)

(Учитель записывает выражение на доске, затем кладёт вторую монету достоинством 10 руб. и предлагает записать второе произведение, затем третье и т. д.)

10*1 = 10

10*2 = 20

10*3 = 30

10*4 = 40

10*5 = 50

— Изменится ли результат, если мы поменяем множители местами? (Нет.)

(Учитель записывает на доске второй столбик примеров.)

10*1 = 10         1*10=10

10*2 = 20         2*10 = 20

10*3 = 30         3*10 = 30

10 * 4 = 40       4 * 10 = 40

10 * 5 = 50       5 * 10 = 50

Сравните второй множитель и произведение в первом столбике. Что вы заметили? (Ко второму множителю приписывается ноль, и получается значение произведения.)

— Что получится, если произведение разделить на первый множитель? (Второй множитель?)

(Учитель записывает на доске третий столбик примеров.)

 10*1 = 10   1*10=10      10:1 = 10

10*2 = 20    2*10 = 20    20:2 = 10

10*3 = 30    3*10 = 30    30:3=10

10*4 = 40    4*10 = 40    40:4=10

10*5 = 50    5*10 = 50    50:5=10

— Сравните делимое и частное в третьем столбике. Что вы наблюдаете? (К результату деления десятков в частном приписывается ноль.)

— Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Делением и умножением круглых чисел на однозначные числа.)

— Сформулируйте тему и задачи урока. (варианты учащихся)

Познавательные: умение пользоваться полученными знаниями, применять их; уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других; строить понятные для собеседника высказывания; высказывать свое мнение (точку зрения); анализировать и делать выводы; дополнять, уточнять высказанные мнения; воспринимать информацию на слух.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; самостоятельно формулировать цель и задачи урока; выдвигать предположения на основе имеющихся знаний.

IV. Построение проекта ликвидации причин затруднения

 Цели: организация деятельности учащихся по открытию нового знания.

- внимательно слушают, ведут диалог с учителем;

- работают по учебнику;

- устно выполняют упражнения в учебнике под руководством учителя.

 - организует диалог с учащимися на выявления новых знаний по теме урока;

- организует устную работу по заданиям из учебника.

 Рассмотрите рисунок на с. 4.

— Сколько палочек в каждом пучке? (10.)

— По сколько десятков отделено чертой? (По 2.)

— Сколько раз по 2 десятка взяли? (3.)

— Сколько десятков получилось? (6.)

— Сколько это всего единиц? (60.)

— Какое произведение получилось? (20 • 3 = 60.)

— Как получили произведение во втором столбике? (Поменяли множители местами.)

— Изменился ли результат? Почему? (Нет, так как от перестановки множителей значение произведения не меняется.)

— Какое частное записано в третьем столбике? (60:3.)

— Как узнать результат? (Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель: 60:3 = 20.)

— Сделайте вывод: как выполнить умножение и деление чисел, оканчивающихся нулем? (Надо умножить или разделить число десятков, а потом к результату приписать ноль.)

№ 1 (с. 4).

(Устное выполнение по цепочке.)

— Какие математические законы помогли вам найти значения выражений? (От перестановки множителей значение произведения не меняется. Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель)

2 (с. 4).

(Письменное выполнение с комментированием по цепочке.)

Физкультминутка

Дружно встали!

Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги.

Точно в пляске, руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

 Познавательные: извлекать необходимую информацию из рисунка; построение логической цепи рассуждений; умение делать выводы; ориентироваться в учебнике; проявлять инициативное сотрудничество в поиске ответов на вопросы.

Коммуникативные: строить монологическую и диалогическую речь; инициативное сотрудничество в поиске ответов на вопросы; умение слушать и понимать речь других; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; организовать выполнение заданий учителя; делать выводы по результатам работы.

V.Первичное закрепление во внешней речи

 Цели: закрепление полученных знаний, применение их при решении задач.

- решают задачи, применяя знания по новой теме;

- работают по учебнику;

- ведут диалог с учителем.

- организует работу с учебником;

- даёт уточнения ответам, если они необходимы.

3(с. 4).

(Устное выполнение.)

4 (с. 4).

- Прочитайте задачу.

- Как удобнее записать условие задачи? (В таблице.)

- Составьте таблицу и решите задачу. (Один ученик записывает решение на доске с объяснением)

Проверка. Один ученик проговаривает решение и объясняет

Решение: 90: 3 * 2 = 60 (б.).

Ответ: в 2 коробках 60 блюдец. 

5 (с. 4).

(Устное выполнение. Подготовка к изучению темы «с остатком».)

 

 Познавательные: умение использовать полученную информацию для решения задач; ориентироваться в своей системе знаний; самостоятельно создавать способы решения; ориентироваться в учебнике.

 Коммуникативные: учёт разных мнений, формулирование и аргументация своего способа решения; оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: умение вносить исправления;  включать новый способ действий в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий.

VI. Самостоятельная работа

с самопроверкой по эталону

 Цели: осознание каждым обучающимся степени овладения ранее полученных знаний; самоконтроль усвоенных знаний.

- решают типовые задания, применяя ранее полученные знания самостоятельно;

- осуществляют взаимопроверку.

- организует взаимопроверку учащихся;

- даёт пояснение к выполнению самостоятельной работы.

 № 1 (с. 3).

- Не заглядывая в таблицу умножения, запишите только ответы.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и поставьте отметку за правильность выполнения.

№2(с.3).

- Соедините линией карточки, на которых записано выражение и его значение.

Самостоятельное выполнение по вариантам, 2 ученика по завершению проверяют ответы.

Личностные: способность к оценке учебной деятельности; умение адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

Познавательные: умение пользоваться полученными знаниями; применять их на практике.

Коммуникативные: быть готовым изменить свою точку зрения.

Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

VII.Включение знаний в систему и повторение

Цели: тренировка навыков вычисления по новой теме.

- решают примеры применяя полученные знания на уроке.

-организует игру «Кто быстрее»;

- проводит проверку и награждает победителей.

Игра «Кто быстрее»

- Предлагаю разделиться 3 команды (1 ряд, 2 ряд, 3 ряд). На доске записаны выражения. По очереди один участник от каждой команды выходит к доске и записывает решение примера. Как только он сел, выходит следующий и т.д.

Выигрывает та команда, которая быстрее закончит работу с учетом правильности всех ответов.

40 ∙ 2 =                    

30 ∙ 2 =                    

40: 2 =                    

90: 30 =                    

60: 30 =

20 ∙ 4 =                    

20 ∙ 5 =                  

60 : 2 =

60: 20 =                    

40: 20 =

30 ∙ 3 =                    

100: 2 =                

80: 4 =                    

100: 50 =                  

90: 30 =

80: 2 =                    

2 ∙ 50 =                    

60: 3 =                    

100: 5 =                  

40: 40 =                    

20 ∙ 3 =                    

90: 3 =                    

80: 2 =                    

100 : 20 =                    

Познавательные: умение применять полученные знания на уроке; ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные: оценивать коллективную работу и свой вклад; включать новый способ действий в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий.

 

VIII. Рефлексия деятельности

Цели: подведение итогов урока; самооценка результатов деятельности.

- оценивают свою деятельность на уроке.

- организует рефлексию и самооценку учебной деятельности учащихся.

— Чему вы научились сегодня на уроке?

— Какое задание было интересно выполнять?

— Все ли вам было понятно?

— Какое задание вызвало затруднения?  

Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора»

Личностные: самооценка на основе критерия успешности.

Коммуникативные: рефлексия своих действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по математике "Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число". для 5 класса

Технологическая карта урока по математике "Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число". для 5 класса коррекционного 8 вида...

Технологическая карта урока математики «Повторение умножения и деления с числом 3» 3 класс УМК «Школа России»

Цель урока: создание условий для закрепления, сформированности знаний таблицы умножения и деления числа 3Задачи урокаДидактические:Закрепить вычислительные навыки, умения решать зада...

Технологическая карта урока математики «Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2.» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2.»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства с таблицей умножения числа ...

Технологическая карта урока математики «Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тема урока: «Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2.»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства с таблицей умножения числа ...

Технологическая карта урока математики «Таблица умножения и деления с числом 5» 3 класс, УМК: "Школа России"

Тип урока: «Открытие» нового знания Цель урока: формирование умений составлять таблицу умножения и деления с числом 5; решение текстовых задач арифметическим путём.Задачи урока:Д...

Технологическая карта урока математики «Таблица умножения и деления с числом 5», 3 класс УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний о таблице умножения и деления с числом 5; решение текстовых задач арифметическим путемЗадачи урокаДидактические:1) Научить...

Технологическая карта урока математики «Повторение. Умножение и деление» (УМК «Школа 21 века», 3 класс)

Цель урока: систематизирование знаний у обучающихся об умножении и делении.Планируемые результатыПредметные:1.  Научатся решать арифметическим способом в 1-2 действия учебные задачи и задачи, свя...