Открытый урок математики в 3 классе по теме "Названия четырехзначных чисел"
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

Харитонова Ирина Анатольевна

При изучении новой темы на уроке используется системно-деятельностный подход, что соответствует требованиям ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий открытого урока математики в 3 классе по УМК "Перспективная  начальная  школа"

учителя  начальных  классов  МБОУ  СОШ № 37 МО «Город Архангельск»

Харитоновой  Ирины  Анатольевны

25.09.2012г.

1. Тема: "Названия четырехзначных чисел"

        

2. Тип урока – первичное усвоение новых предметных знаний  и УУД.

3. Цель урока – создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по изучению устной нумерации четырехзначных чисел и овладению умением называть четырехзначные числа.

4. Задачи  урока: 

личностные:

* организация участия детей в действиях интриги урока по данной теме, учёт позиции собеседника;

метапредметные:

* регулятивные - развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, работать по совместно составленному плану, способствовать развитию навыков самоконтроля;

* коммуникативные – формировать умения договариваться и распределять обязанности при работе в парах, в группах;

* познавательные (информационные) - способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, понимать информацию;

* познавательные (общеучебные) - способствовать формированию умения пользоваться инструкцией, умению обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы и умению использовать символические модели (схемы) для изображения четырехзначных чисел;

 предметные:

* организовать деятельность обучающихся по закреплению понятия «четырехзначные числа»;

* формировать умение правильно называть и записывать четырехзначные числа.

5. Оборудование:

    - проектор;

    - ноутбук;  

    - мультимедийная презентация;

    - карточки для групповой работы;

    - карточки с цифрами – номерами пунктов плана у учителя;

    - карточки с пунктами плана;

    - пиктограмма «Работа в паре»;

    - карточки с алгоритмом.

6. Ход урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Оргмомент, эмоциональный настрой и мотивация

-  Поприветствуйте гостей, подарите улыбку соседу, гостям, учителю. Спасибо. Садитесь.

-  Сегодня на уроке нас ждут новые открытия, встречи с нашими друзьями. И чтобы сохранить хорошее настроение и во всем разобраться, какими нужно быть на уроке?

Кивают головой в знак приветствия, дарят улыбки, садятся.



Ответы детей: «нужно быть внимательными, смелыми, активными, организованными» и т. п.

Личностные:

положительный эмоциональный настрой на урок.

2. Актуализация знаний

- Вспомните тему прошлого урока. 

-По «Содержанию» учебника найдите и прочитайте новую тему урока.

- Уточните, на какой странице нужно открыть учебники?

Вспоминают: «Разряд единиц тысяч»

На странице «Содержание» читают название темы урока:

«Названия четырехзначных чисел»

На с.34

Познавательные: поиск информации в учебной книге.




Регулятивные:

постановка учебной задачи самостоятельно.

-  Есть непонятные слова  в  названии  темы?

-  Кто может  объяснить  значение  этого  слова?

Ответы детей:

-«это, может быть, …» и др.

-  Кто уже и так хорошо разбирается в четырехзначных числах?

- Кто хотел бы узнать больше о них?


Обучающиеся поднимают руки.

3. Мотивация и целеполагание

             

На слайде появляется тема урока: «Названия четырехзначных чисел» и опорные слова:

Я хочу

- узнать, …

- понять, …

Я хочу научиться

- называть…,

- записывать…,

- Прочитайте ещё раз тему урока.






Самостоятельная деятельность детей:

чтение темы  урока.

Регулятивные:

постановка учебной задачи самостоятельно.






 

Личностные: учёт позиции собеседника.

Коммуникативные:   работа в парах.

- Сформулируйте для себя цель урока: чему вы хотите научиться на уроке? (Можно использовать опорные слова)


Обдумывают свою цель.

- Проговорите в парах друг  другу цель, которую  постараетесь  сегодня  достичь.

В парах по опорным словам продолжают фразы:

-«Я хочу узнать названия четырехзначных чисел»,

- «Я хочу понять, как… »,

-«Я хочу научиться называть четырехзначные числа»

 -«Я хочу научиться записывать числа по названиям» и т. п.

- Озвучьте свою цель.

Учитель  благодарит  ребят.

Несколько обучающихся произносят вслух  собственную цель.

4. Изучение нового
















- Откройте учебники на с.34-35, рассмотрите задания.

- Давайте обсудим план работы.

Находят в учебнике на с. 34-35 задания к уроку.

Познавательные: поиск информации в учебной книге.


Личностные:

учёт позиции собеседника.









Регулятивные:

работа по совместно составленному плану.










Познавательные:  

поиск информации в учебной книге.

 «ПЛАН РАБОТЫ»

- Прочитайте запись на доске.

- По-моему, что-то здесь не так! Наверное, это Волшебница Анишит Йокоповна поменяла пункты плана!

- Согласны с таким планом работы?

- Что хотели бы изменить? Обоснуйте.



Учитель ставит пункты плана в предложенном детьми порядке.

Читают на доске пункты плана работы:

1.Устный счёт.

2. Подведем итоги.

3. Трудное задание.

4. Оценим свою работу.

5. Поработаем с учебником.

6. Выполним задание в печатной тетради.

7. Запишем д.з.

Дети предлагают поменять местами некоторые пункты плана.

Совместно составляется план работы.

- Прочитайте получившийся план работы.

- Согласны работать в таком порядке?

Тогда - вперед за новыми знаниями!

На  доске новый план:

1.Устный счёт.

2. Поработаем с учебником.

3. Выполним задание в печатной тетради.

4. Трудное задание.

5. Подведем итоги.

6. Оценим свою работу.

- Начнем с Устного счёта.

- Вспомните, каким по счету справа налево считается разряд единиц? Разряд десятков?

Как называется 3 по счету разряд?

- А каким разрядом по счету будет разряд единиц тысяч?

Устный счёт.

Ответы детей:

1-м

2-м

Разряд сотен

4-м

- У вас на столах карточки с числами, записанными по разрядам.

-Я буду называть цифру разряда, а вы поднимать карточку, если у вас такая цифра  есть в указанном разряде. У кого:

1) цифра 5 в разряде десятков;

2) цифра 7 в разряде сотен;

3) цифра 4 в разряде единиц тысяч;

4) цифра 0 в разряде единиц;

5) у кого 5 «круглых» тысяч?

6) «круглое» число сотен?

7) «круглых» тысяч 2?

8) кто ни разу не поднял карточку? Выходите к доске, назовите «круглое» число тысяч в вашем числе.




Дети показывают карточки с числами в соответствии с заданием:

1) 5052, 2150, 4451;

2) 2760, 5702, 5790;

3) 4035, 4851, 4962;

4) 2150, 2760, 5790;

5) 5052, 5702, 5790;

6) 2039, 4035, 5052;

7) 2151, 2760, 2039.

Встают,

выходят к доске, называют «круглое» число тысяч в числе.

Вывод: - Каким по счету, начиная с разряда единиц, идет разряд единиц тысяч?

4-м

- Для чего мы выполняли это задание?

Чтобы знать поразрядный состав чисел.

Динамическая минутка или пальчиковая гимнастика (можно вставить по своему усмотрению)

-Встаньте, пожалуйста, немного отдохнем.

-Садитесь.

Возьмите в руки карандаш.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Выполняют несколько упражнений.

Садятся.


Крутят карандаш между ладошек и пальчиков.

5. Первичное закрепление












- Переходим к следующему пункту нашего плана. 

- С. 34 № 100, прочитайте задание.

- Перепишите числа в тетрадь, располагая в столбик.

- Далее № 101. Прочитайте внимательно задание. Запишите числа из предыдущего номера в виде суммы «круглых» тысяч и трехзначного числа.

2. Поработаем с учебником.


Читают задание, называют, сколько в числе единиц тысяч.


Записывают в тетрадях суммы:

4521=4000+521и т.д.

Познавательные:  

поиск информации в учебной книге, умение пользоваться инструкцией.



Познавательные: использование  символических моделей (схем) для изображения четырехзначных чисел.



Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.

- Чтобы легче запомнить, как правильно читать четырехзначные числа, составим алгоритм и схему:

1шаг- Найти в числе 4-ю цифру, считая справа налево - это сколько тысяч,

2шаг- Назвать оставшееся число.


*





*

тыс.




Дети называют числа.

Учитель вывешивает на доску пиктограмму «Работа в паре»

-По пиктограмме на доске определите, как вы будете выполнять №102.

Инструкция:

- Договоритесь друг с другом, какие 3 числа возьмет каждый, выполните задание, а затем прочитайте друг другу получившиеся числа.


Ответы детей:

-в парах



Работают в тетрадях, читают друг другу поученные числа.

- Итак, какая пара зачитает названия чисел?

Читают названия из составленных сумм.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой  по эталону     



- Ребята! Пока вы работали, я услышала разговор Маши и Миши о числах. Миша говорит, что «сколько слов, столько и цифр в числе». Маша не согласна, а вы как думаете? Поможем Мише понять, как записать число по его названию?

- №103 (а, б) с.34(учебник)


Обучающиеся соглашаются помочь Мише, выполняют задание самостоятельно в тетрадях, двое у доски.

Составляют числа, записывают, проверяют по записям  на доске.

Познавательные:  

Поиск информации в учебной книге.

Личностные: учёт позиции собеседника.

Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.

- Самопроверку  выполните  по записям на доске.  У  кого  получилось  без  ошибок? Молодцы!

Отмечают  знаком «+» правильно  выполненную  работу.

- Какой вывод можно сделать о количестве слов и цифр в числе?

Количество цифр в числе не зависит от количества слов.

- Обратимся  к следующему пункту плана.


- Откройте печатные тетради на с.20, прочитайте задания, выберите одно из них и выполните.

3. Выполним задание в печатной тетради.

Работают в тетрадях для самостоятельной работы, находят №43,44,45 на с. 20, читают задания самостоятельно, выполняют по выбору одно задание.

Познавательные:  

поиск информации в учебной книге.


Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.

- Что надо знать, чтобы выполнить его?

Объясняют.

Проверьте, как вы справились с заданием, используя слайд на доске.

Проверяют себя.

Физкультминутка для глаз

- Немного отдохнем.

Указать варианты движения глаз: влево, вправо, вверх, вниз, по диагонали, по периметру стены, доски, зажмурить, открыть широко, похлопать ресницами, закрыть, сосчитать до 5, открыть.

Выполняют упражнения для расслабления.

7. Включение в систему знаний.

- И вот мы подошли к Трудному заданию. 

Работать будете в группах. Вспомните правила работы в группе, выберите ответственного.

Инструкция:

- У вас на столах карточки с заданием: записать в клетки четырехзначное число, название которого состоит из одного, двух, трех и четырех слов.

из одного слова





из двух слов





из трёх слов





из четырёх слов





4. Трудное задание.

Работают в группах.

Подбирают числа, записывают на карточке.


 


Коммуникативные: распределение обязанностей при работе в группах.


Познавательные: умение пользоваться инструкцией.

- Какие числа получились?

Ответственные зачитывают по очереди числа, название которых состоит из одного, двух, трех и четырех слов.

Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.

8. Рефлексия деятельности

(итог урока)



- Какой следующий пункт нашего плана? 

- Вспомните, какую цель каждый поставил в начале урока? Кто достиг своей цели?

- Расскажите, что вы сегодня на уроке узнали нового?

Для  ответа  можно  пользоваться  опорными  словами:

узнал…

- узнал, как…

- понял…

научился…

- составлять…

- записывать…

5. Подведем итоги.

Вспоминают свою цель, поднимают руку те, кто достиг цели.

Продолжают фразы, написанные на обратной стороне доски:

- «Я узнал, как правильно называть четырехзначные числа»

- «Я понял названия четырехзначных чисел»

- «Я научился составлять четырехзначные числа и записывать числа по названиям»

и т.п.


Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.

- Чью  работу  на  уроке  можно  отметить?

Называют имена отличившихся детей.

- Всё, урок  можно  закончить? 

-С помощью оценочной линейки отметьте, как вы поняли, как образуются четырехзначные числа.

Нет, мы  должны  оценить свою работу.

На полях тетради чертят оценочную линейку и отмечают кружком: место ближе к верхней границе, если всё было понятно, по середине линейки - если что-то не совсем понятно и ближе к нижней границе – если много было затруднений.


Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.

-Молодцы! Спасибо. Урок окончен.

ЛИТЕРАТУРА

Чекин А.Л. Математика. 3 класс: учебник. В 2 ч. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.

Захарова О.А. Юдина Е.П. Математика: тетрадь для самостоятельной работы № 1. – М.: Академкнига/Учебник.

Чекин А.Л. Математика: 3 класс: методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.

ТЕХНОЛОГИИ

Системно-деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии, ИКТ-технологии.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

Методы обучения на уроке: словесные (объяснение), наглядные (демонстрация алгоритма, схем, учебных рисунков), практические (выполнение заданий самостоятельно, в парах, группах), связаны с содержанием учебного материала и особенностями школьников. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная и индивидуальная.

ИННОВАЦИОННОСТЬ

Формирование на уроке универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС НОО.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок математики в 3 классе (УМК ПНШ) Харитонова Ирина Анатольевна - учитель начальных классов 2012 г.

Слайд 3

Цель урока Я хочу узнать, … понять, … Я хочу научиться называть…, записывать…,

Слайд 4

Проверка № 43 (п.т.) 6293; 7039; 3090; 9500; 8609; 2007. № 44 (п.т.) = 8888 = 4444 = 2222 = 1111 № 45 (п.т.) 4362 + 1030 = 5392 (фил.) стало.

Слайд 5

Итоги урока Я узнал… Я понял… Я научился… Я узнала… Я поняла… Я научилась…

Слайд 6

Молодцы! Спасибо за урок!

Слайд 7

Литература Чекин А.Л. Математика. 3 класс: учебник. В 2 ч. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник. Захарова О.А. Юдина Е.П. Математика: тетрадь для самостоятельной работы № 1. – М.: Академкнига/Учебник. Чекин А.Л. Математика: 3 класс: методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики.3 класс.Тема: Увеличение, уменьшение чисел в 10, 100 раз.

Урок математики. 3 класс. Тема: Увеличение, уменьшение чисел в 10, 100 раз....

Открытый урок математики 1 класс. тема: "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток"

Урок в первом классе.Тема :         Закрепление .  Сложение  однозначных  чисел  с...

Методическая разработка открытого урока математики. 2 класс. Тема: "Сложение и вычитание двузначных чисел".

Урок математики по теме: "Сложение и вычитание двузначных чисел" 2 класс. Комбинированный урок. Образовательная система "Школа 2100"....

Открытый урок в 3 классе «Алгоритм сложения трёхзначных чисел»

ЦЕЛИ УРОКА.Образовательная:       познакомиться с алгоритмом    сложения  трёхзначных чисел, аналогичных таким же приёмам при сложении и вычитании двузначных чи...

Конспект открытого урока в 4 классе по теме: "Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями"

Математика  4 класс. Учебник М. И. Моро и др.Тема: "Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями".Цели:Познакомить с приемом умножения на однозначное число многозначных чисе...

Открытый урок математики. 2 класс. Тема: Сложение и вычитание чисел.

Закрепление и при необходимости коррекция навыков устных и письменных приемов сложения и вычитания двузначных чисел....