Урок математики в 3 классе по теме "Сложение и вычитание в пределах 1000"
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

Гайнуллина Амина Алмазовна

Урок математики в 3 классе по теме "Сложение и вычитание в пределах 1000"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki-gaynullina_a.a.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 3 классе

Тема «Приемы письменного вычитания в пределах 1000»

Автор

 Гайнуллина  Амина  Алмазовна

МАОУ – лицей №2

учитель начальных классов

г. Альметьевск

      Цели:

  1.  Ввести прием письменного вычитания чисел в пределах 1000 с переходом через разряд
  2. Закреплять изученные вычислительные приемы, умение анализировать и решать задачи на разностное сравнение
  3. Развивать мышление, речь, познавательные интересы, творческие способности

Тип урока: урок освоения новых знаний

Учебные материалы: учебник «Математика .3 класс»  (автор М. И  Моро и др.), мел, доска.

Ход урока

ЭТАПЫ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ

ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ РЕШЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

1.Организационный момент

2. Постановка учебной задачи

2.1.Решение примеров на  вычитание с переходом через разряд

- Решите примеры:  

 150 – 70,     160 – 80  

 150 – 80,    110 – 40                                                                        

140 – 70,    170 – 90,

Ответы детей учитель записывает на доске.  

- Разбейте их на группы





 - Что общего у всех примеров?


- Какие примеры вы еще  умеете решать?                                                                                

Дети устно называют ответы:

150 – 70= 80     160 – 80=80,                                                           140 – 70=70      110 – 40=70

170 – 90=80      150 – 80= 70

 Дети называют различные способы    разбиения:

1.способ: по значению разности

2. способ : по равенству вычитаемого и разности

3. способ: по равенству вычитаемого 80 и т.д.

- Все они на вычитание с переходом через разряд

- На вычитание трехзначных чисел без перехода через разряд


                                                                                                                                                                                                                                                             

2.2.Решение примеров на  вычитание  трехзначных чисел без перехода через разряд


 - Посмотрим, кто лучше умеет решать эти примеры! Что интересного в разностях

*90-640,  7*0-540, * 50- 440, 3*0 -340,

 *10-240?


 - Разгадайте уменьшаемое, если известно, что разность между цифрами, обозначающими сотни и десятки, равна 3








Учитель раскрывает закрытые цифры:

690 – 640, 740 – 540, 850 – 440, 360 – 340, 410 – 240

 - Решите эти примеры.

 - В уменьшаемом записаны единицы или сотни.

 - Все данные цифры в уменьшаемом – нечетные, идут в порядке убывания

- В вычитаемом количество сотен идет в обратном порядке, а количество десятков -  одинаково

 - В 1 примере – 6 сот., 12 сот. взять нельзя, так, как в разряд можно поставить только одну цифру

 - Во 2 примере – 4 дес. 10дес не подходят

 - В 3 примере – 6 сот., 3 сот. Взять нельзя, так как уменьшаемое должно быть больше вычитаемого

 - Аналогично в 4 примере – 6 дес., а в 5 примере – 4 сот

 - Для 2 -3примеров алгоритм вычитания трехзначных чисел проговаривается вслух6 690 – 640= Из 9 дес. вычитаем 4 дес. получаем 5 дес.

Из 6 сот. вычитаем 6 сот. получаем 0 сот

Ответ: 50

2.3. Постановка проблемы. Целеполагание

 - Цель нашего урока сегодня – изобрести прием вычитания, который поможет легко решить  наш пример

При решении последнего примера дети испытывают затруднение (возможны различные ответы, некоторые вообще не смогут решить): 410 - 240

3. «Открытие» детьми нового знания

Выложим модель примера


- Почему мы не можем вычесть?

 - Разве у нас уменьшаемое меньше вычитаемого?

- Где же спрятались десятки?

- Что надо сделать?


- Решите пример






- Итак, новый прием, который придумал Артем, заключается в следующем: раздробить сотню и взять из него недостающие десятки. Только всегда надо помнить о том, что число сотен при этом уменьшается на 1

Дети выкладывают модель примера на парте и на демонстрационном полотне

- В уменьшаемом не хватает десятков

 

- Нет, уменьшаемое больше


- В сотне.

- 1 сотню заменить 10 десятками (Открытие!)

- Дети заменяют в уменьшаемом квадрат- сотня квадратом,  на котором нарисовано 10 десятков

11дес.- 4дес= 7 дес.,  3 сот.- 2 сот.=1 сот

Всего получилось 1 сот. и 7 дес., то есть 170

4. Физкультминутка

5. Первичное закрепление

Решим задание №1 на 60

870-380,  463-181.  548-93

 - Прокомментируйте первый пример по готовому образцу




- Решите следующие примеры с объяснением.


2) А как еще вы умеете записывать примеры?

Учитель дает четкий образец комментирования для первого примера:

_306

  262

 ------


Пишу сотни под сотнями, десятки под десятками, единицы под единицами

Вычитаю единицы…из 6 вычесть 2 получится 4, пишу под единицами 4

Вычитаю десятки… из 0дес.  нельзя вычесть 6дес. Занимаю 1 сот. и ставлю точку. Из 10 вычесть 6 получится 4, пишу под дес. 4

Вычитаю сотни… из 2 вычесть 2 получится 0 , под сотнями ничего не пишу

Читаю ответ: разность равна 44

- Решите задание № 2 «в столбик»



 870 – 380. Из 7 .дес.  нельзя вычесть 8 дес. Дробим сотню. Из 17 дес вычитаем 8 дес., а из оставшихся 7 сотен вычитаем 4 сотни. Получаем 3 сотни и 9 десятков, то есть 390

Дети комментируют решение примеров



- «В столбик»




















Дети решают и комментируют примеры

6.Самостоятельная работа с проверкой в классе

Решите примеры №3 по вариантам «в столбик»

 - Представление эталона

 - В чем было затруднение?


 - Почему возникли затруднения?




 Представление критериев оценки



Сравнение с эталоном

 -Громкое проговаривание каждого ученика своих затруднений

 - Проговаривание причины  затруднения

сравнение своих действий с изученным алгоритмом вычитания трехзначных чисел с переходом через разряд

 - ученики оценивают свою работу по представленным критериям оценки



Сравнение с эталоном

- Я выполнил …из 6  примеров

 - Я затруднялся в решении примеров…

 - я оцениваю свою работу по критериям на … баллов


7.Задачи на повторение

 - Решите задачу № 6 на с.60

Прочитайте задачу, запишем кратко, подумайте,  как это сделать?

Учащиеся предлагают краткую запись, которую записывают на доске6

Было – 120 кн.

Выдали -? кн.    

Осталось -56 кн.

На ? больше кн. выдали, чем осталось


Запись решения задачи самостоятельно, но разбор задачи проводится только со слабоуспевающими детьми


Взаимопроверка по эталону

8. Итог урока

 - Какие примеры учились решать?


 - Можете ли теперь  решать примеры, которые вызвали трудности в начале урока?

 - Придумайте и решите такой пример!

 - Примеры на вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд


 - Да!


Дети предлагают несколько. Выбирается какой – нибудь один. Дети записывают его в тетрадь, а кто-нибудь на доске.

9. Домашнее задание

1) задание № 7 на с.60

2) составить свой примерна новый вычислительный прием и решить его «в столбик»

                               

                           

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 3 класс «Закрепление устных приёмов вычислений в пределах 1000»

Один из  видов уроков по закреплению изученного материала....

Технологическая карта урока математики (3 класс). Тема: "Приёмы письменного умножения в пределах 1000" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с приёмом умножения трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд в столбик.Планируемые результаты: Предметные: знать приёмы письменного умноже...

Математика. 3 класс. Тема: "Алгоритм письменного вычитания в пределах 1000" УМК Школа России

Математика. 3 класс. Тема: "Алгоритм письменного вычитания в пределах 1000" УМК Школа России...

Технологическая карта по математике УМК "Школа России" 3 класс Тема: «Алгоритм письменного вычитания в пределах 1000»

Цель урока: формирование знаний у обучающихся о письменных приёмах вычитания трёхзначных чисел в пределах 1000Задачи урокаДидактические:1.Формировать представление об алгоритме сложения трехзначных чи...

Методическая разработка урока математики по теме "Решение задач на вычитание в пределах 1000"

Педагогические задачи: способствовать формированию умений вычислять разность; находить значения выражений со скобками; содействовать развитию навыков проверять свои вычисления с помощью калькулятора; ...