Рабочая программа по математике для подготовительного класса коррекционной школы 8 вида
рабочая программа по математике на тему

Гончарова Юлия Ивановна

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p_matematika.docx41.67 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Математика» для подготовительного КГБСКОУ СКОШ VIII вида 3 составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой и рабочей тетрадью автора Т.В.Алышева, В.В.Эк Москва «Просвещение» 2007 г. Данный учебник допущен Министерством Количество уроков чтения и развития речи в 0 классе по данной программе и учебному плану – 96 ч.

Цель курса:

                - формирование доступных учащимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;

                - максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с     учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;

                - воспитание у школьников целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.

Задачи курса:

1.      Развитие различных видов мышления: наглядно - образного, словесно-  логического   (умение   видеть   и  устанавливать   связи  между предметами, явлениями и событиями).

2.      Совершенствование движений и сенсомоторного развития.

3.      Развитие основных мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ и т.д.). Формирование навыков группировки и классификации.

4.      Формирование   умения   работать   по   словесной   и   письменной инструкции, по алгоритму.

5.      Формирование умения планировать свою деятельность. Развитие комбинаторных способностей.

6.      Развитие связной речи.

7.      Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря.

                                                   

                                        Задачи коррекционной работы:                 

  1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.
  2. Коррекция основных мыслительных операций, навыков соотносительного анализа, навыки группировки, классификации, сравнения, синтеза.
  3. Развитие логического мышления.
  4.  Коррекция отдельных сторон психической деятельности, зрительного восприятия, памяти, внимания.

Программа включает следующие разделы:

СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ

Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.

СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

Сравнение двух предметов, серии предметов.

Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине, равной, одинаковой, такой же величины.

Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины).

Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).

Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса).

Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.

СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ СОВОКУПНОСТЕЙ ПО КОЛИЧЕСТВУ ПРЕДМЕТОВ, ИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ

Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое  количество, немного, несколько, один, ни одного.

Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих.

Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия их элементов: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.

СРАВНЕНИЕ ОБЪЕМОВ ЖИДКОСТЕЙ, СЫПУЧИХ ВЕЩЕСТВ

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.

Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема.

ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ, НА ПЛОСКОСТИ

Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко,  дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив,  между, в середине, в центре.

Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева,  в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.

Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за.

ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.

Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.

 Счет предметов в пределах 5. Количественные, порядковые числительные, цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотношение количества, числительного, цифры. Получение чисел пересчитыванием предметов.

Измерение длины полоски, объема жидкости, сыпучего вещества произвольной меркой.

Место чисел в изучаемом отрезке числового ряда. Сравнение чисел путем установления взаимно однозначного соответствия, а также по месту в числовом ряду. Состав чисел из двух слагаемых.

Арифметические действия: сложение, вычитание, знаки действий («+» и «—»).

Простые задачи на нахождение суммы, остатка, решаемые на основе выполнения практических действий.

Структура задачи: условие, числовые данные (числа), вопрос, решение, ответ.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- цвет, величину, массу, размеры, форму предметов;

- положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга; слова, их обозначающие;

- части суток, порядок их следования; дни: вчера, сегодня, завтра;

- количественные, порядковые числительные, цифры в пределах 5; состав чисел 2, 3, 4, 5 из двух слагаемых;

- названия и знаки арифметических действий сложения и вычитания.

Учащиеся должны уметь:

- сравнивать предметы по величине, размеру, массе «на глаз», наложением, приложением, «на руку»;

- оценивать и сравнивать количество предметов в совокупностях «на глаз», путем установления взаимно однозначного соответствия, выделять лишние, недостающие;

- увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объемы жидкости, сыпучего вещества; объяснять эти изменения;

- определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение;

- устанавливать и называть порядок следования предметов;

- узнавать и называть, классифицировать геометрические фигуры;

- определять форму знакомых предметов; писать цифры 1, 2, 3, 4, 5; соотносить количество предметов с соответствующим числительным, цифрой;

- пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из двух-трех предметов без пересчитывания; производить и записывать действия сложения и вычитания чисел в пределах 5;

- решать задачи на нахождение суммы, остатка, выполняя самостоятельно практические действия; записывать решение задачи в виде примера, числовые данные задачи называть и записывать с наименованиями;

- выделять в задаче условие, числовые данные (числа), вопрос, решение, ответ, выполнять практически с предметами или их заместителями действие, о котором говорится в задаче.

1 – уровень:

        - различать предметы по цвету, массе, форме;

        - сравнивать 2—4 предмета по величине методом наложения, «на глаз»: больше, меньше, равные, одинаковые;

        - сравнивать предметы по размеру (длине, ширине, высоте), наложением, приложением;

        - правильно понимать и употреблять слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся);

        - сравнивать предметы по величине, массе «на глаз», «на руку»;

        - раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, объяснять порядок расположения предметов и соотношения между ними (например, самая высокая пирамидка, ниже, ещё ниже, самая низкая); сравнивать два или несколько предметов по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов;

        - выделять из группы предметов один или несколько предметов, обладающих определёнными свойствами (одним или несколькими): цвет, величина, форма, назначение;

        - оценивать и сравнивать количество предметов в совокупностях «на глаз», объяснять результат путём установления взаимно-однозначного соответствия; выделять лишние, недостающие предметы;

        - увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объём жидкости, сыпучего вещества; объяснять эти изменения;

        - определять положение предметов в пространстве относительно себя, друг друга, а также помещать предметы в указанное положение;

        - ориентироваться на листе бумаги;

        - устанавливать и называть порядок следования предметов;

        - узнавать, называть, классифицировать геометрические фигуры, определять форму знакомых предметов;

        - собирать геометрические фигуры, разрезанные на несколько частей (по упрощённой схеме); составлять геометрические фигуры из счётных палочек;

        - писать цифры 1, 2, 3, 4, 5, соотносить количество предметов с соответствующим числом, цифрой;

        - пересчитывать, отсчитывать предметы в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?»;

        - записывать и производить действия сложения и вычитания чисел в пределах 5;

        - решать задачи на нахождение суммы, остатка, выполняя самостоятельно практические действия с предметами; записывать решение задачи в виде примера;

        - выделять в задаче условие, числовые данные (числа), вопрос, решение, ответ; выполнять практически с предметами или их заместителями действие, о котором говорится в задаче.

2-й уровень:

         - различать цвета, выделять из группы предметов один предмет, обладающий определённым свойством (цвет, величина, форма, назначение);

        - сравнивать два предмета по величине методом приложения;

        - сравнивать два предмета по размеру (длине, высоте, ширине) с использованием приёмов наложения и приложения;

        - сравнивать два предмета по массе;

        - выделять из множества один, несколько предметов;

        - устанавливать взаимно-однозначное соответствие двух групп предметов, устанавливать их равенство (лишние, недостающие предметы);

        - сравнивать количества жидкости, сыпучего вещества г помощью условной меры;

        - различать правую и левую руки, пространственные направления относительно себя: справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу;

        - ориентироваться на листе бумаги (можно с помощью педагога);

        - узнавать, показывать на предметах порядок их следования;

        - узнавать, называть геометрические фигуры с помощью учителя;

        - узнавать, называть цифры 1, 2, 3, 4, 5; пересчитывать предметы до 5, отвечать на вопрос «Сколько?»;

        - выполнять действия сложения и вычитания чисел в пределах 5 с опорой на предметные множества (с помощью учителя);

        - решать задачи на нахождение суммы, остатка на предметных множествах с помощью учителя, записывать решение в виде примера.

3 уровень: 

        - различать цвета, выделять из группы предметов один предмет, обладающий определённым свойством (цвет, величина, форма, назначение);

        - сравнивать два предмета по величине методом приложения;

        - сравнивать два предмета по размеру (длине, высоте, ширине) с использованием приёмов наложения и приложения;

        - сравнивать количества жидкости, сыпучего вещества г помощью условной меры;

        - различать правую и левую руки, пространственные направления относительно себя: справа, слева, впереди, спади, вверху, внизу;

        - ориентироваться на листе бумаги (можно с помощью педагога);

        - узнавать, показывать на предметах порядок их следования;

        - узнавать, называть геометрические фигуры с помощью учителя;

Межпредметные связи

  Труд:  1. правильно называть геометрические фигуры;  

              2. организовывать работу с опорой на образец изделия.

  ИЗО:  1. правильно сидеть за партой, правильно располагать лист бумаги на парте,     придерживая его рукой; правильно держать при рисовании карандаш, кисть;

2.ориентироваться на изобразительной плоскости: сере дина, край листа бумаги;

3.подготавливать к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место;

4.обводить карандашом шаблоны несложной формы, пользоваться трафаретом;

5.проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, не вращая лист бумаги; соединять линией точки.

6.различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения;

7.закрашивать цветными карандашами, соблюдая контуры; рисовать сразу кистью, пятном, без предварительно го изображения карандашом;

8.узнавать, называть геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Структура курса

Темы раздела

четверти

Итого:

1

2

3

4

1

Пропедевтический период

26ч.

21ч.

4ч.

51ч.

2

Нумерация. Числа 1,2,3,4,5.

24ч.

21ч.

45ч.

Итого:

96ч.

п\п

Кол. часов

Дата

Тема

Коррекционная  работа

1

2

Круг.

-Коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка.

-Развитие:

устойчивого внимания

вербальной и зрительной памяти на основе упражнений:

логики мышления на основе упражнений в закреплении смыслового сигнала зрительного образа цифры:

мелкой моторики и кистей рук;

умения ориентироваться во времени и пространстве.

-Коррегировать мышление через операции сравнения, обобщения, исключения, анализа, классификации; зрительного восприятия.

-Развивать целенаправленное восприятие цвете, формы, величины геометрических фигур.

-Корректировать умение группировать предметы.

-Развивать и расширять активный словарь специальными математическими терминами и выражениями.

-Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.

-Коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка.

-Развитие:

устойчивого внимания

вербальной и зрительной памяти на основе упражнений:

логики мышления на основе упражнений в закреплении смыслового сигнала зрительного образа цифры:

мелкой моторики и кистей рук;

умения ориентироваться во времени и пространстве.

-Коррегировать мышление через операции сравнения, обобщения, исключения, анализа, классификации; зрительного восприятия.

-Развивать целенаправленное восприятие цвете, формы, величины геометрических фигур.

-Корректировать умение группировать предметы.

-Развивать и расширять активный словарь специальными математическими терминами и выражениями.

-Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.

2

2

Большой — маленький.

3

3

Одинаковые, равные по величине. Слева — справа.

4

2

В середине, между.

5

2

Длинный — короткий.

6

2

Треугольник.

7

3

Широкий — узкий.

8

3

Далеко — близко, дальше — ближе, к, от.

9

3

Прямоугольник.

10

2

Высокий — низкий.

11

2

Глубокий — мелкий

12

3

Впереди — сзади, перед, за.

13

3

Первый, последний, крайний, после, следом, следующий за.

14

2

Толстый — тонкий.

15

3

Сутки: утро, день, вечер, ночь.

16

2

Быстро — медленно.

17

2

Тяжёлый — лёгкий.

18

3

Много — мало, немного, несколько, один, ни одного.

19

2

Много — мало, немного, несколько, один, ни одного.

20

3

Больше — меньше, столько же, одинаковое (равное) количество; лишние, недостающие предметы.

21

2

Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ.

22

7

Число и цифра 1.

23

7

Число и цифра 2.

24

3

Шар.

25

7

Число и цифра 3

26

3

Куб.

27

7

Число и цифра 4.

28

3

Брус.

29

8

Число и цифра 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по математике для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Прилагаются: пояснительная записка, содержание образовательной программы, нормы оценок по предмету, требования к ЗУН....

Рабочая программа по математике для 4 класса коррекционной школы VIII вида

В рабочую программу входят: пояснительная записка, содержание программы, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература, график контрольных работ....

Конспект урока по математике в подготовительном классе коррекционной школы 8 вида

Этот материал может быть использован на уроках в начальных классах и в ДОУ...

Рабочая программа по математике для 2 класса коррекционной школы VIII вида

Данный материал будет полезен учителям начальных классов коррекционных школ. Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание программы учебного курса, требования к уровню подготовки...

Рабочая тетрадь по письму для подготовительного класса коррекционной школы 8 вида.

Рабочая тетрадь в 4 частях. 4 части-4 четверти.Практическое по обучению детей письму, развитию моторики, графических навыков....

Рабочая программа по математике для 2 класса коррекционной школы 8 вида + календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по математике для 2 класса коррекционной школы 8 вида + календарно-тематическое планирование...

Адаптированная рабочая программа по математике в 4классе специальной коррекционной школы VIII вида

Тематическое планирование на учебный  год с коррекционными задачами на каждый урок....


 

Комментарии

Гончарова Юлия Ивановна

адаптивная программа