Рабочая программа по математике для подготовительного класса коррекционной школы 8 вида
рабочая программа по математике на тему
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p_matematika.docx | 41.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Математика» для подготовительного КГБСКОУ СКОШ VIII вида 3 составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой и рабочей тетрадью автора Т.В.Алышева, В.В.Эк Москва «Просвещение» 2007 г. Данный учебник допущен Министерством Количество уроков чтения и развития речи в 0 классе по данной программе и учебному плану – 96 ч.
Цель курса:
- формирование доступных учащимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;
- максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
- воспитание у школьников целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.
Задачи курса:
1. Развитие различных видов мышления: наглядно - образного, словесно- логического (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).
2. Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
3. Развитие основных мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ и т.д.). Формирование навыков группировки и классификации.
4. Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, по алгоритму.
5. Формирование умения планировать свою деятельность. Развитие комбинаторных способностей.
6. Развитие связной речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря.
Задачи коррекционной работы:
- Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.
- Коррекция основных мыслительных операций, навыков соотносительного анализа, навыки группировки, классификации, сравнения, синтеза.
- Развитие логического мышления.
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности, зрительного восприятия, памяти, внимания.
Программа включает следующие разделы:
Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.
СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине, равной, одинаковой, такой же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины).
Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса).
Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.
СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ СОВОКУПНОСТЕЙ ПО КОЛИЧЕСТВУ ПРЕДМЕТОВ, ИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия их элементов: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.
СРАВНЕНИЕ ОБЪЕМОВ ЖИДКОСТЕЙ, СЫПУЧИХ ВЕЩЕСТВ
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема.
ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ, НА ПЛОСКОСТИ
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за.
Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.
Счет предметов в пределах 5. Количественные, порядковые числительные, цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотношение количества, числительного, цифры. Получение чисел пересчитыванием предметов.
Измерение длины полоски, объема жидкости, сыпучего вещества произвольной меркой.
Место чисел в изучаемом отрезке числового ряда. Сравнение чисел путем установления взаимно однозначного соответствия, а также по месту в числовом ряду. Состав чисел из двух слагаемых.
Арифметические действия: сложение, вычитание, знаки действий («+» и «—»).
Простые задачи на нахождение суммы, остатка, решаемые на основе выполнения практических действий.
Структура задачи: условие, числовые данные (числа), вопрос, решение, ответ.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- цвет, величину, массу, размеры, форму предметов;
- положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга; слова, их обозначающие;
- части суток, порядок их следования; дни: вчера, сегодня, завтра;
- количественные, порядковые числительные, цифры в пределах 5; состав чисел 2, 3, 4, 5 из двух слагаемых;
- названия и знаки арифметических действий сложения и вычитания.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать предметы по величине, размеру, массе «на глаз», наложением, приложением, «на руку»;
- оценивать и сравнивать количество предметов в совокупностях «на глаз», путем установления взаимно однозначного соответствия, выделять лишние, недостающие;
- увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объемы жидкости, сыпучего вещества; объяснять эти изменения;
- определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение;
- устанавливать и называть порядок следования предметов;
- узнавать и называть, классифицировать геометрические фигуры;
- определять форму знакомых предметов; писать цифры 1, 2, 3, 4, 5; соотносить количество предметов с соответствующим числительным, цифрой;
- пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из двух-трех предметов без пересчитывания; производить и записывать действия сложения и вычитания чисел в пределах 5;
- решать задачи на нахождение суммы, остатка, выполняя самостоятельно практические действия; записывать решение задачи в виде примера, числовые данные задачи называть и записывать с наименованиями;
- выделять в задаче условие, числовые данные (числа), вопрос, решение, ответ, выполнять практически с предметами или их заместителями действие, о котором говорится в задаче.
1 – уровень:
- различать предметы по цвету, массе, форме;
- сравнивать 2—4 предмета по величине методом наложения, «на глаз»: больше, меньше, равные, одинаковые;
- сравнивать предметы по размеру (длине, ширине, высоте), наложением, приложением;
- правильно понимать и употреблять слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся);
- сравнивать предметы по величине, массе «на глаз», «на руку»;
- раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, объяснять порядок расположения предметов и соотношения между ними (например, самая высокая пирамидка, ниже, ещё ниже, самая низкая); сравнивать два или несколько предметов по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов;
- выделять из группы предметов один или несколько предметов, обладающих определёнными свойствами (одним или несколькими): цвет, величина, форма, назначение;
- оценивать и сравнивать количество предметов в совокупностях «на глаз», объяснять результат путём установления взаимно-однозначного соответствия; выделять лишние, недостающие предметы;
- увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объём жидкости, сыпучего вещества; объяснять эти изменения;
- определять положение предметов в пространстве относительно себя, друг друга, а также помещать предметы в указанное положение;
- ориентироваться на листе бумаги;
- устанавливать и называть порядок следования предметов;
- узнавать, называть, классифицировать геометрические фигуры, определять форму знакомых предметов;
- собирать геометрические фигуры, разрезанные на несколько частей (по упрощённой схеме); составлять геометрические фигуры из счётных палочек;
- писать цифры 1, 2, 3, 4, 5, соотносить количество предметов с соответствующим числом, цифрой;
- пересчитывать, отсчитывать предметы в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?»;
- записывать и производить действия сложения и вычитания чисел в пределах 5;
- решать задачи на нахождение суммы, остатка, выполняя самостоятельно практические действия с предметами; записывать решение задачи в виде примера;
- выделять в задаче условие, числовые данные (числа), вопрос, решение, ответ; выполнять практически с предметами или их заместителями действие, о котором говорится в задаче.
2-й уровень:
- различать цвета, выделять из группы предметов один предмет, обладающий определённым свойством (цвет, величина, форма, назначение);
- сравнивать два предмета по величине методом приложения;
- сравнивать два предмета по размеру (длине, высоте, ширине) с использованием приёмов наложения и приложения;
- сравнивать два предмета по массе;
- выделять из множества один, несколько предметов;
- устанавливать взаимно-однозначное соответствие двух групп предметов, устанавливать их равенство (лишние, недостающие предметы);
- сравнивать количества жидкости, сыпучего вещества г помощью условной меры;
- различать правую и левую руки, пространственные направления относительно себя: справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу;
- ориентироваться на листе бумаги (можно с помощью педагога);
- узнавать, показывать на предметах порядок их следования;
- узнавать, называть геометрические фигуры с помощью учителя;
- узнавать, называть цифры 1, 2, 3, 4, 5; пересчитывать предметы до 5, отвечать на вопрос «Сколько?»;
- выполнять действия сложения и вычитания чисел в пределах 5 с опорой на предметные множества (с помощью учителя);
- решать задачи на нахождение суммы, остатка на предметных множествах с помощью учителя, записывать решение в виде примера.
3 уровень:
- различать цвета, выделять из группы предметов один предмет, обладающий определённым свойством (цвет, величина, форма, назначение);
- сравнивать два предмета по величине методом приложения;
- сравнивать два предмета по размеру (длине, высоте, ширине) с использованием приёмов наложения и приложения;
- сравнивать количества жидкости, сыпучего вещества г помощью условной меры;
- различать правую и левую руки, пространственные направления относительно себя: справа, слева, впереди, спади, вверху, внизу;
- ориентироваться на листе бумаги (можно с помощью педагога);
- узнавать, показывать на предметах порядок их следования;
- узнавать, называть геометрические фигуры с помощью учителя;
Межпредметные связи
Труд: 1. правильно называть геометрические фигуры;
2. организовывать работу с опорой на образец изделия.
ИЗО: 1. правильно сидеть за партой, правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой; правильно держать при рисовании карандаш, кисть;
2.ориентироваться на изобразительной плоскости: сере дина, край листа бумаги;
3.подготавливать к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место;
4.обводить карандашом шаблоны несложной формы, пользоваться трафаретом;
5.проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, не вращая лист бумаги; соединять линией точки.
6.различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения;
7.закрашивать цветными карандашами, соблюдая контуры; рисовать сразу кистью, пятном, без предварительно го изображения карандашом;
8.узнавать, называть геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
Структура курса
№ | Темы раздела | четверти | Итого: | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | Пропедевтический период | 26ч. | 21ч. | 4ч. | 51ч. | |
2 | Нумерация. Числа 1,2,3,4,5. | 24ч. | 21ч. | 45ч. | ||
Итого: | 96ч. |
№ п\п | Кол. часов | Дата | Тема | Коррекционная работа |
1 | 2 | Круг. | -Коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка. -Развитие: устойчивого внимания вербальной и зрительной памяти на основе упражнений: логики мышления на основе упражнений в закреплении смыслового сигнала зрительного образа цифры: мелкой моторики и кистей рук; умения ориентироваться во времени и пространстве. -Коррегировать мышление через операции сравнения, обобщения, исключения, анализа, классификации; зрительного восприятия. -Развивать целенаправленное восприятие цвете, формы, величины геометрических фигур. -Корректировать умение группировать предметы. -Развивать и расширять активный словарь специальными математическими терминами и выражениями. -Развивать инициативу, стремление к активной деятельности. -Коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка. -Развитие: устойчивого внимания вербальной и зрительной памяти на основе упражнений: логики мышления на основе упражнений в закреплении смыслового сигнала зрительного образа цифры: мелкой моторики и кистей рук; умения ориентироваться во времени и пространстве. -Коррегировать мышление через операции сравнения, обобщения, исключения, анализа, классификации; зрительного восприятия. -Развивать целенаправленное восприятие цвете, формы, величины геометрических фигур. -Корректировать умение группировать предметы. -Развивать и расширять активный словарь специальными математическими терминами и выражениями. -Развивать инициативу, стремление к активной деятельности. | |
2 | 2 | Большой — маленький. | ||
3 | 3 | Одинаковые, равные по величине. Слева — справа. | ||
4 | 2 | В середине, между. | ||
5 | 2 | Длинный — короткий. | ||
6 | 2 | Треугольник. | ||
7 | 3 | Широкий — узкий. | ||
8 | 3 | Далеко — близко, дальше — ближе, к, от. | ||
9 | 3 | Прямоугольник. | ||
10 | 2 | Высокий — низкий. | ||
11 | 2 | Глубокий — мелкий | ||
12 | 3 | Впереди — сзади, перед, за. | ||
13 | 3 | Первый, последний, крайний, после, следом, следующий за. | ||
14 | 2 | Толстый — тонкий. | ||
15 | 3 | Сутки: утро, день, вечер, ночь. | ||
16 | 2 | Быстро — медленно. | ||
17 | 2 | Тяжёлый — лёгкий. | ||
18 | 3 | Много — мало, немного, несколько, один, ни одного. | ||
19 | 2 | Много — мало, немного, несколько, один, ни одного. | ||
20 | 3 | Больше — меньше, столько же, одинаковое (равное) количество; лишние, недостающие предметы. | ||
21 | 2 | Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ. | ||
22 | 7 | Число и цифра 1. | ||
23 | 7 | Число и цифра 2. | ||
24 | 3 | Шар. | ||
25 | 7 | Число и цифра 3 | ||
26 | 3 | Куб. | ||
27 | 7 | Число и цифра 4. | ||
28 | 3 | Брус. | ||
29 | 8 | Число и цифра 5. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для 3 класса коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа по математике для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Прилагаются: пояснительная записка, содержание образовательной программы, нормы оценок по предмету, требования к ЗУН....
Рабочая программа по математике для 4 класса коррекционной школы VIII вида
В рабочую программу входят: пояснительная записка, содержание программы, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература, график контрольных работ....
Конспект урока по математике в подготовительном классе коррекционной школы 8 вида
Этот материал может быть использован на уроках в начальных классах и в ДОУ...
Рабочая программа по математике для 2 класса коррекционной школы VIII вида
Данный материал будет полезен учителям начальных классов коррекционных школ. Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание программы учебного курса, требования к уровню подготовки...
Рабочая тетрадь по письму для подготовительного класса коррекционной школы 8 вида.
Рабочая тетрадь в 4 частях. 4 части-4 четверти.Практическое по обучению детей письму, развитию моторики, графических навыков....
Рабочая программа по математике для 2 класса коррекционной школы 8 вида + календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по математике для 2 класса коррекционной школы 8 вида + календарно-тематическое планирование...
Адаптированная рабочая программа по математике в 4классе специальной коррекционной школы VIII вида
Тематическое планирование на учебный год с коррекционными задачами на каждый урок....
Комментарии
адаптивная программа
адаптивная программа