задачи на движение
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок математики в 4 классе
(по УМК «Программа Л.В.Занкова» )
Учитель высшей категории МБОУ «НОШ №31» Фирсова Л.С.
Тема: "Решение задач на движение разными способами"
Образовательные цели:
1.Создать условия для более полного овладения технологиями решения задач по данной теме. 2.Способствовать развитию умения логически анализировать условие задачи и решать ее.
3. Закреплять вычислительные навыки.
Развивающие цели:
1. Способствовать развитию математического кругозора, мышления, речи учащихся, внимания, навыков счёта
Воспитательные цели:
1.Содействовать воспитанию познавательного интереса к предмету, активности и самостоятельности учащихся, способствовать созданию ситуации успешности для каждого ученика
Оборудование: компьютер, (работа со слайдами по программе “Презентация”), тетрадь «Математика» 4 класс, часть 2, под. ред .Бененсон Е.П.,ИтинаЛ.С., Самара, Издательский дом «Фёдоров», 2012 г.,
Ход урока:
I. Организационный момент (Слайд 1)
Эмоциональный настрой на урок. Распределение по группам. Определение лидеров в группах
II. Устный счёт
1) Разминка (Слайд 2)
1. Дан ряд чисел: 4 7 8
1) Составьте, используя цифр 4, 7, 8 всевозможные трёхзначные числа:
478 487 748 784 847 874
2) -Назовите числа с одинаковым количеством сотен.
-Произведите вычитание чисел с одинаковым количеством сотен:
478 487 784 748 874 847
487 – 478 = 9 784 – 748 = 36 874 -847 = 27
3) Сравните результаты: 9 36 27
- Что заметили? (Сумма цифр этих чисел равна 9)
Числа взаимосвязаны: 9 +27 =36 36 - 9 =27 36 -27= 9
9 в 3 раза меньше 27, и в 4 раза меньше 36.
2) Игра “Диагональ” (Слайд 3)
- Устный счёт позволит нам повторить взаимосвязь между компонентами и результатами арифметических действий. Ключевые слова, которые появятся от решения заданий, помогут нам определить тему нашего урока. Посмотрите на экран. Выполните задания. («По цепочке»)
- Прочитайте слова
- Какое слово получилось? (Задача)
- Что мы будем делать на уроке? (Решать задачи)
3) Решение задачи
Мальчик в минуту делал 100шагов. Длина его шага 60 см. Какое расстояние от дома до школы, если мальчик преодолевал его за 20 минут.
-Как можно узнать расстояние от дома до школы?
-Что можно сначала узнать?
-Как можно узнать скорость движения мальчика? (60*100=6000см/мин=60м/мин)
-А расстояние от дома до школы?
- К какому типу задач относится эта задача?
-Над задачами на движение мы и будем работать на уроке. При чём будем учиться решать их разными способами.
Дети: -Тема урока «Решение задач на движение разными способами» (Слайд 4)
- Итак, на уроке мы будем решать задачи “на движение”. Каковы же задачи урока?
(формулируют дети):
- Отработать навык умножения и деления натуральных чисел, при решении задач “на движение”;
- Выработать навыки применения умения решать задачи на движение алгеброическим способом т.е. путём составления уравнения.
-Как вы думаете, зачем нужно уметь решать задачи на движение?
4) Входной контроль. Повторение взаимосвязи между v, t, s.
Цель: повторить основные формулы и формулировки, необходимые при решении задач
- Какие величины характеризуют движение тела? (Скорость, время, расстояние)
Что такое скорость? (Слайд 5)
- Скоростью - называется расстояние, пройденное в единицу времени (за какое-то время – час, минуту, секунду).
- Обозначение -V
- Единицы измерения: км/ч, м/с, км/м, …
- Что такое время? (Слайд 6) Время – процесс смены явлений, вещей, событий. Обозначение - t
Единицы измерения: мин, сек, ч, сутках.
- Что такое расстояние? (Слайд 7) Расстояние - это пространство разделяющее два пункта; промежуток между чем-либо. Обозначение - S Единицы измерения: мм, см, м, км, шагах
-Как найти расстояние? Скорость? Время? (Слайд 8)
- Мы повторили формулы для решения простых задач на движение. Тест (Слайд 9)
Цель: проверка знания математических понятий и формул для решения задач на движение:
1.Выбери правильное утверждение и подчеркни его:
а) Скорость – это расстояние между двумя точками.
б) Скорость – это расстояние, пройденное телом за единицу времени.
в) Скорость – это быстрая езда.
2. Соедини части правила-формулы (Слайд 10)
t = | V ∙ t | |
S = | S ∙ t | |
V = | S : V |
IV. Работа над темой урока
а) Подготовка к решению задач на встречное движение
- Как может происходить движение двух тел?
(Навстречу друг другу, в противоположных направлениях, в одном направлении.)
- Что происходит с расстоянием между телами, если они движутся навстречу друг другу?
(При сближении двух тел расстояние уменьшается, сокращается)
- Сегодня на уроке мы будем решать задачи на встречное движение
1. Решение задачи двумя способами с использованием рисунка (Слайд 11)
-Какие тела могут двигаться с такой скоростью?
-Какую задачу можно составить по данному чертежу?
-Что известно в задаче?
-Что нужно узнать?
-Попробуйте решить задачу самостоятельно.
Проверка: (Слайд 12)
I способ:
1) 90 ∙ 3 = 270 (км) – I путь
2) 525 – 270 = 255 (км) – II путь
3) 255 :3 = 85 (км) – II скорость
II способ:
1) 525:3= 175 (км/ч) - скорость сближения
2) 175 - 90 = 85 (км/ч) – II скорость
Ответ: 85 км/ч.
-А можно ли решить эту задачу алгеброическим способом, составив уравнение?
-Что можно принять за неизвестное?
-Какое уравнение получится?
Х*3+90*3=525
3х=525-270
3х=255
Х=255:3
Х=85
Ответ: скорость второго автомобиля 85км/ч
Решение задачи №9 стр.39(Рабочая тетрадь 2часть)
Заводных мишку и зайчика пустили навстречу друг другу из разных концов коридора длиною 10м 8дм. Через 4 минуты они встретились. Найди скорость зайчика, если она на 3дм/мин меньше скорости мишки.
Заполни пропуски в одной из записей так, чтобы получилось уравнение для её решения.
(х 3) 4= (х х 3) 4=
б) Решение задач на встречное движение (Слайд 13)- с комментированием с места
1) Из пунктов А и В навстречу друг другу выехали автомобиль со скоростью 60 км/ч и велосипедист со скоростью 15 км/ч. Встретятся ли автомобиль и велосипедист через 2 часа, если расстояние между пунктами 160 км?
-Что известно в задаче? (Скорость автомобиля 60 км/ч и скорость велосипедиста 15 км/ч, время пути – 2 часа, расстояние между пунктами А и В – 160 км)
- Что спрашивается в задаче? (Встретятся ли автомобиль и велосипедист через 2 часа, если расстояние между пунктами 160 км?)
- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет)
- Почему? (Не знаем, сколько км пройдет автомобиль, велосипедист, оба вместе)
- Что можем узнать? (Скорость сближения автомобиля и велосипедиста)
Что такое скорость сближения? (Расстояние, за которое автомобиль и велосипедист проходят за 1 час)
- Как ёе найти? ( 60 + 15 = 75 (км/ч))
-Как теперь найти расстояние? (75 · 2 = 150 (км))
- Сравним расстояние между пунктами А и В с расстоянием, которое проехали машина и велосипедист
(150 км < 160 км. Вывод: Через два 2 часа встреча машины и велосипедиста не произойдёт)
- Назовите ответ задачи. (Через 2 часа встреча не произойдёт)
Запись решения в тетради:
Решение:
Вывод: Через два 2 часа встреча машины и велосипедиста не произойдёт. Ответ: через 2 часа встреча не произойдёт. |
- Можно ли решить задачу другим способом?
Физкультминутка
( беседа о правилах дорожного движения)
V. Закрепление изученного материала
1.Решение задачи (Слайд 14)
1) Из лагеря геологоразведчиков выехал вездеход со скоростью 30 км/ч. Через 2 ч вслед за ним был послан другой вездеход. С какой скоростью он должен ехать, чтобы догнать первый через 4 ч после своего выхода? (Комментированное письмо с места)
Разбор задачи:
- Что надо узнать в задаче? (С какой скоростью он должен ехать второй вездеход, чтобы догнать первый через 4 ч после своего выхода?)
- Что для этого надо знать? (Расстояние, которое пройдёт 1 вездеход, время в пути)
- Что можем узнать? (время в пути 1 вездехода)
- Как? (2 + 4 = 6 (ч) – был в пути I вездеход)
- Как узнать расстояние, которое прошёл 1 вездеход? (6 ∙ 30 = 180 (км) – расстояние, которое прошёл I вездеход, это и расстояние, которое пройдёт II вездеход.)
- Можем ли теперь узнать скорость 2-го вездехода? (Да)
- Как? (180 : 4=45 (км/ч) – скорость, с которой должен двигаться II вездеход
Запись решения в тетради:
Решение:
Ответ: 45 км/ч – скорость II вездехода. |
Взаимопроверка. Самооценка
X. Резерв: Индивидуальная работа по разноуровневым карточкам (Слайд 15)
Цель: отработать умение решать задачи на движение.
Решение задач на движение. 1) - Подумайте, какой уровень задачи вы выберете. 2) - Запишите задачу в таблицу. 1 уровень Самолет пролетает расстояние 2700 км за 3 часа, а поезд едет расстояние в 6 раз меньшее на 2 часа дольше. Во сколько раз скорость самолета больше скорости поезда? 2 уровень Первые два часа автомобиль ехал со скоростью 60 км/ч, а следующие 3 часа увеличил скорость на 10 км/ч. какое расстояние проехал автомобиль за всё время пути? 3 уровень Велосипедист проехал 72 км за 4 часа. Какое расстояние проедет за это время мотоциклист, если его скорость на 32 км/ч больше скорости велосипедиста? |
- Сверь свое решение с решением на контрольной карточке №1, которая лежит у вас на столе
Приложение 1.
Карточки для контроля
1 уровень
Объект | Скорость (v) | Время (t) | Расстояние(S) |
С. | ? км/ч | 3 ч | 2700 км |
П. | ? км/ч, во ? раз на 10 км/ч больше больше | ? ч, на 2 часа дольше | ? км, в 6 раз меньше |
- 2700 : 3 = 900 (км/ч) – скорость самолёта.
- 2700 : 6 = 450 (км) - расстояние поезда.
- 3 + 2 = 5 (ч.) – время поезда.
- 450 : 5 = 90 (км/ч) – скорость поезда.
- 900 : 90 = 10 (раз) – во столько больше скорость самолёта.
Ответ: в 10 раз больше скорость самолёта.
2 уровень
Объект | Скорость (v) | Время (t) | Расстояние(S) |
Авт. | 60 км/ч | 2 ч | ? км ? км ? км |
Авт. | ? км/ч, на 10 км/ч больше | 3 ч |
- 60 ∙2 = 120 (км)проехал автомобиль за 2 часа.
- 60 + 10 = 70 (км/ч) - новая скорость автомобиля.
- 70 ∙ 3 =210 (км) – проехал автомобиль за 3 часа.
- 120 + 210 = 330 (км) – проехал за всё время пути.
Ответ: 330 км.
3 уровень
Объект | Скорость (v) | Время (t) | Расстояние(S) |
В. | 7 км/ч | 4 ч | 72 км |
М. | ? км/ч, на 32 км/ч больше | 4 ч. | ? км |
- 72: 4 =18 (км/ч) – скорость велосипедиста.
- 18+ 32 = 50 (км/ч) - скорость мотоциклиста.
- 50 ∙ 4= 200 (км) – проедет мотоциклист за 4 часа.
Ответ: 200 км
2. Блиц-турнир (Слайд 16)
Цель: проверка умения решать задачи буквенным выражением.
Блиц-турнир
| Решение |
а) После того, как автобус проехал 2 часа со скоростью с км /ч, ему осталось проехать еще d км. Каков весь путь автобуса? | |
б) Мотоциклист проехал расстояние а км за 7 часов, а обратный путь за 6 часов. На сколько км/ч он увеличил скорость на обратном пути? | |
в) Расстояние между двумя станциями b км. Поезд уже прошел m км. Оставшийся путь ему надо пройти за 3 часа. С какой скоростью он должен идти? |
Проверка: (Слайд 17)
Задача | Решение |
а) После того, как автобус проехал 2 часа со скоростью с км /ч, ему осталось проехать еще d км. Каков весь путь автобуса? | с ∙2+d |
б) Мотоциклист проехал расстояние а км за 7 часов, а обратный путь за 6 часов. На сколько км/ч он увеличил скорость на обратном пути? | а : 6 - а :7 |
б) Расстояние между двумя станциями b км. Поезд уже прошел m км. Оставшийся путь ему надо пройти за 3 часа. С какой скоростью он должен идти? | (b-m): 3 |
VI. Домашнее задание (Слайд)
1 группа: № 313, с. 132,
2 группа: Решить задачу с помощью уравнения:
Велосипедист ехал 2 ч с некоторой скоростью. После того, как он проедет еще 4 км, его путь станет равным 30 км. С какой скоростью ехал велосипедист?
3 группа: Составить и решить задачу на движение по краткой записи:
Объект | Скорость (V) | Время (t) | Расстояние (S) |
Рыба-меч | 100 км/ч | ? ч | 300 км |
Черепаха | ? км/ч | 6 мин | 18 м |
Верблюд | 8 км/ч | 5 ч | ? км |
VII. Итог урока.
Цель: проанализировать свою работу в течение урока, выявить основные причины затруднений
- Над чем мы работали на уроке?
- Просмотри решенные в тетради задачи, определи, где ты испытал затруднение.
Обозначь его на листе напротив нужной записи значком «+» (Слайд 18)
| |
| |
| |
|
VIII. Рефлексия (Слайд 19)
Цель: оценить свое участие на уроке
- Подумай, как ты справился с работой.
- Возьмите квадрат нужного цвета:
Зеленый – работал слаженно, помогал другим.
Жёлтый– я старался, но получилось не все.
Красный – работа на уроке не получилась.
IX. Оценивание работы детей (Слайд 20)
Игра «Внимание!»
- У вас лежат листки с цифрами.
58 | 54 | 20 | 24 |
2 | 4 | 6 | 10 |
400 | 48 | 7 | 310 |
8 | 70 | 9 | 15 |
225 | 300 | 16 | 86 |
- Посмотрите на числа, которые покажу вам я, постарайтесь их запомнить. Зачеркните эти числа на своих листках значком «Х»-- (54, 4,7,48,300, 20,16,9)
- Что у вас получилось? (Цифра 5)
- Это оценка за урок детям:………(перечисляются фамилии и имена детей)
58 | 24 | ||
2 | 6 | 10 | |
400 | 310 | ||
8 | 70 | 15 | |
225 | 86 |
X. Резерв: Индивидуальная работа по разноуровневым карточкам (Слайд 25)
Цель: отработать умение решать задачи на движение.
Решение задач на движение. 1) - Подумайте, какой уровень задачи вы выберете. 2) - Запишите задачу в таблицу. 1 уровень Самолет пролетает расстояние 2700 км за 3 часа, а поезд едет расстояние в 6 раз меньшее на 2 часа дольше. Во сколько раз скорость самолета больше скорости поезда? 2 уровень Первые два часа автомобиль ехал со скоростью 60 км/ч, а следующие 3 часа увеличил скорость на 10 км/ч. какое расстояние проехал автомобиль за всё время пути? 3 уровень Велосипедист проехал 72 км за 4 часа. Какое расстояние проедет за это время мотоциклист, если его скорость на 32 км/ч больше скорости велосипедиста? |
- Сверь свое решение с решением на контрольной карточке №1, которая лежит у вас на столе
Приложение 1.
Карточки для контроля
1 уровень
Объект | Скорость (v) | Время (t) | Расстояние(S) |
С. | ? км/ч | 3 ч | 2700 км |
П. | ? км/ч, во ? раз на 10 км/ч больше больше | ? ч, на 2 часа дольше | ? км, в 6 раз меньше |
- 2700 : 3 = 900 (км/ч) – скорость самолёта.
- 2700 : 6 = 450 (км) - расстояние поезда.
- 3 + 2 = 5 (ч.) – время поезда.
- 450 : 5 = 90 (км/ч) – скорость поезда.
- 900 : 90 = 10 (раз) – во столько больше скорость самолёта.
Ответ: в 10 раз больше скорость самолёта.
2 уровень
Объект | Скорость (v) | Время (t) | Расстояние(S) |
Авт. | 60 км/ч | 2 ч | ? км ? км ? км |
Авт. | ? км/ч, на 10 км/ч больше | 3 ч |
- 60 ∙2 = 120 (км)проехал автомобиль за 2 часа.
- 60 + 10 = 70 (км/ч) - новая скорость автомобиля.
- 70 ∙ 3 =210 (км) – проехал автомобиль за 3 часа.
- 120 + 210 = 330 (км) – проехал за всё время пути.
Ответ: 330 км.
3 уровень
Объект | Скорость (v) | Время (t) | Расстояние(S) |
В. | 7 км/ч | 4 ч | 72 км |
М. | ? км/ч, на 32 км/ч больше | 4 ч. | ? км |
- 72: 4 =18 (км/ч) – скорость велосипедиста.
- 18+ 32 = 50 (км/ч) - скорость мотоциклиста.
- 50 ∙ 4= 200 (км) – проедет мотоциклист за 4 часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по теме "Задачи на движение. Движение - жизнь".
Урок интегрированный, интересный, нестандартный, увлекательный. Детям показано, что не только двигается человек и транспорт, но и растения. Присутствует здоровьесберегающий аспект, всё-таки: движение ...
Урок математики по теме "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения"
Урок математики "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения" для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа"...
Урок математики в 4 классе по теме: «Задачи на движение. Движение вдогонку». Образовательная система «Школа 2100»
Урок открытия новых знаний. Цели урока: Формирование умения проводить исследования значения расстояния между движущимися объектами в заданный момент времени при движении вдогонку, фиксировать результа...
Задачи на движение. Движение вдогонку
Конспект урока по Математике для 4 класса (Школа 2100)....
Урок математики- урок решения проектной задачи «Путешествие по Черноморскому побережью Кавказа» (Решение задач на движение) 4 класс
: Урок решения проектной задачи( комплексного применения знаний, умений и навыков)Цель: использование формулы движения при решении задач в нестандартной ситуации.Задачи: дать возможность учащимс...
Технологическая карта урока математики. "Задачи на движение. Взаимосвязь между величинами скорость, движение, время
На уроке дети учатся устанавливать зависимость между величинами S, v, t, решать задачи на движение, совершенствовать вычислительные навыки....
Сборник задач. Задачи на движение 4 класс
Сборник задач. Задачи на движение 4 класс...